8 основных проблем современных подростков: причины и решение

Взросление – сложнейший период в жизни ребёнка, который вдруг трансформировался в подростка и по этой причине может быть растерян. Он пока не адаптировался к новому себе. Родители от этого часто пребывают в не меньшем стрессе. Но им по силам справиться со своими проблемами и при этом помочь ребёнку пережить возрастной кризис.

В статье рассмотрим основные проблемы подросткового возраста, их причины и возможные способы устранения. Обсудим, как вести себя родителям с трудным подростком, и почему все тинейджеры в своем возрасте проблемные.

Проблема 1.Обманчивое ощущение самостоятельности и взрослости

Как правило, переходный возраст как раз и начинается с заявления подростка о том, что он взрослый и теперь способен сам всё решать. Всё, что касается уроков, которые теперь можно делать или не делать, поздних прогулок с друзьями, а также покупок, что вовсе не обязательно согласовывать с родителями.

Аргументы взрослых о том, что они обеспечивают всю материальную базу, и те же карманные расходы, не говоря о продуктах в холодильнике, до ребёнка не долетают. Он вырос, осознал это и наивно думает, что стал самостоятельным.

Причина: полное отсутствие жизненного опыта у едва созревшего тинейджера.

Проблемы современной молодёжи заключаются в бесконтрольном потреблении огромного количества доступной “взрослой” информации, которую без помощи опытного наставника никто не способен проанализировать и правильно оценить.

С вопросами из разряда “что такое хорошо?” сегодня никому не приходится идти к маме или папе. Ответы широко представлены на просторах Всемирной Сети.

Что делать: родителям важно не пускать дело на самотёк, предоставляя детям абсолютную свободу. Они, возможно, и научатся чему-то на своих ошибках, но лучше их от этих ошибок своевременно предостеречь.

Гиперопека и тотальный контроль также неприемлемы в этом случае. Действовать нужно очень ненавязчиво, проявляя искренний интерес к занятиям, увлечениям и переживаниям подростка, считаясь с его мнением и проявляя свою любовь.

Не стоит осуждать его действия и оценивать их, подвергая критике. И самое главное: родители и дети должны уметь слушать друг друга – именно этот навык лежит в основе взаимопонимания.

Способы разрешение психологических проблем современных подростков

Если рассуждать исходя из основных групп основных проблем подростков, перечисленных выше, то можно увидеть следующие методы работы с ними:

  • Просвещение. Родителям стоит на доступном языке, но без лишних подробностей общаться с детьми на тему секса. Акцентировать внимание на контрацепции, последствиях ранних половых контактов, собственном первом опыте, если он положителен. Беседа должна быть не в форме нравоучений, а в форме дружеского разговора. Лучше – с родителем одного пола. Общение на эту тему должно быть честным, желательно постараться ответить на все вопросы, которые возникают у взрослеющего ребенка. Нет ничего постыдного в этих разговорах, будет хуже, если ребенок узнает обо всем в искаженной форме от сверстников, или в связи с не информированностью, заразится неприятным заболеванием либо поучаствует в зачатии ребенка.
  • При деструктивном поведении, заключающемся в криминальных действиях или вредных привычках, важно вовремя установить с ребенком психологический контакт, найти для него нужные слова и направить его потребность самореализоваться в более мирное русло: спорт, искусство, творчество. Если родители чувствуют, что уже не могут самостоятельно повлиять на ситуацию, то следует обратиться к специалистам — психологам и психотерапевтам.
  • Для снижения риска попадания ребенка в «плохую» компанию важно поддерживать с ним эмоциональную связь, постоянно с ним разговаривать на интересующие его темы, демонстрировать свою любовь, но стараться ненавязчиво держать его поведение в позитивном русле, мягко сообщать о неприемлемости девиантного поведения в обществе.
  • Склонность к депрессиям обычно вызвана предрасположенностью к этому нервной системы, но обострение возникает на фоне непонимания и непринятия подростка взрослыми. При возникновении признаков депрессии: апатии, постоянной печали, уменьшении количества контактов, мыслях о своей ничтожности, важно вовремя разобраться в причинах и постараться вместе устранить их. Если ситуация выходит из-под контроля, то следует обратиться к психологу или психотерапевту.

Проблема 2. Раздражительность

Повышенная нервозность – очень заметная особенность подросткового возраста. На этой почве рождается множество конфликтов.Любые запреты и недопонимания со стороны родителей воспринимаются в штыки. Тинейджер в состоянии раздражения может проявить агрессию, сказать что-то грубое, кинуть предметом в стену.

Причина: в основе такого поведения лежат стремительные физиологические изменения и гормональные всплески. Нервной системе требуется некоторое время, чтобы адаптироваться под новые функции взрослеющего организма.

К тому же далеко не все подростки стремятся к самостоятельности, кого-то эта новая ответственность серьёзно пугает, заставляет нервничать и огрызаться.

Что делать: первое, что нужно предпринять взрослым – не раздражаться в ответ, то есть не становиться негативным примером.

Второе – обсуждать проблему, в данном случае раздражительность, уже после того, как приступ её пройдёт, и все члены семьи успокоятся.

И третье – объяснить, что грубое поведение способно лишь причинить боль, обидеть, серьёзно испортить отношения с близкими людьми.

Да, раздражённый ребёнок избавится от своих негативных эмоций, но вряд ли испытает облегчение, спровоцировав, таким образом, конфликт.

Почему подростки становятся «трудными»: основные причины

Первым толчком к тому, что появляются отклонения в поведении старшего школьника, становятся проблемы в общении со взрослыми в семье либо в школе. Если кто-то из них поддерживает трудного подростка, то кризис проходит проще. Если же педагоги и родители настроены негативно, то он пытается найти поддержку извне. Часто выбор падает на асоциальные компании. Ему кажется, что таким образом он повышает свой статус. Впоследствии такую группу покинуть очень сложно.

В переходном возрасте многих детей называют трудными подростками. В этот период ребята демонстрируют изменения в поведении и во взаимоотношениях с окружающими. Самым нелегким периодом взросления считается переход от детства к взрослой жизни – подростковый. Это накладывает определенные изменения на личность любого человека, а если проблемы с воспитанием были изначально, то процесс взросления проходит еще сложнее. Именно в этот период психика ребенка перестраивается, появляются существенные изменения в учебной программе, нагрузка возрастает, отношения ребенка к учебе меняется. В поведении подростка появляются черты, которые оказываются для окружающих полной неожиданностью – нередко это провоцирует конфликты с семьей, учителями, сверстниками. Последствия: сильные внутренние переживания.

«Трудный подросток» — широкое понятие, к которому причисляют взрослеющих личностей, испытывающих определенные сложности в контактах с окружающими. Самые очевидные проблемы выявляются в общении с педагогами, семьей. В силу разных причин, ребенку сложно дается учеба, взаимодействие с окружающими.

Проблема 3. Замкнутость

Начиная взрослеть, вчерашний ребёнок часто становится скрытным. У него появляются новые потребности, о которых он предпочитает умалчивать. Его всё больше интересует виртуальное общение и всё меньше – реальное, с родителями и даже одноклассниками.

Он находит себе новых невидимых “сетевых” друзей, с которыми можно не стесняться, обсуждая самые сокровенные вопросы. Ведь во время беседы ему не приходится смотреть кому-то в глаза.

Причина: потребность в анонимном общении чаще всего рождается из страха быть подвергнутым критике, унижению и осмеянию.

Что делать: несмотря на желание чада всё время проводить в одиночестве, родителям нельзя предоставлять ему такую возможность. Необходимо аккуратно предлагать ему варианты для совместного времяпрепровождения – велосипедные прогулки, походы в кино или совместные занятия спортом.

Есть одна хитрость, которую родители могут взять на вооружение – в семье, где детей больше одного, можно доверить роль переговорщика старшему брату или сестре, которым подросток скорее всего больше доверяет.

Проблема 4. Зависимость от гаджетов

Картина, когда без мобильного устройства не проходит ни один приём пищи, а смартфон используется даже ночью, сокращая продолжительность “детского” сна, знакома буквально всем родителям. Попытки отнять гаджеты приводят к серьёзным конфликтам.

Причина: кроется в огромном количестве функций гаджетов, которыми они располагают.

Тинейджеры – это очень активные и любопытные индивиды. Они поглощают новую информацию тоннами, ведь каждый день у них возникают сотни вопросов, связанных с их стремительным взрослением.

Кроме того, им нужно обсудить всё насущное и понаблюдать за жизнью сверстников и своих кумиров в социальных сетях. Увлекательная и динамичная современная жизнь просто немыслима без технических новинок.

Что делать: родителям важно учитывать, что проблемы детей-подростков часто берут своё начало в их семейных взаимоотношениях. Если взрослый не расстаётся со смартфоном или планшетом, даже отправляясь в душ, он подаёт не лучший пример.

Выход из ситуации зависимости нужно искать совместно, проводя больше времени за реальным общением, прогулками и активным отдыхом.

Типы трудных подростков

Трудные подростки отличаются друг от друга.

Рассмотрим их типы

:

  • Циники
    , у которых наблюдается сознательное нарушение социальных норм. Они уверены, что все хотят поступать, как они, и в действиях их сковывает лишь трусость.
  • Конформисты
    , идущие на конфликты под воздействием асоциальной компании. Преимущественно эти действия случайны, продиктованы подражанием «кумиру». Наблюдается у трудных подростков, имеющих большую зависимость от мнения окружающих. Зачастую становятся заложниками положения.
  • Колеблющиеся
    . Им сложно устоять от соблазнов. Им хочется немедленно удовлетворить спонтанно возникающие потребности. При этом нарушение норм влечет за собой раскаяние.
  • Аффективные подростки
    , отличающиеся повышенной обидчивостью и немаленькими притязаниями. Нередко им кажется, что они терпят несправедливое отношение, стремятся к протесту, мести. Среди категории часто встречаются демонстративные суицидники.

Проблема 5. Попытки доказать свою значимость

Желая действовать самостоятельно, подросток начинает отказываться от выполнения просьб и тем более требований, либо действует наперекор.

Причина: такое поведение чаще всего бывает спровоцировано предъявлением к ребенку со стороны окружающих завышенных требований. Выступая против правил, тинейджер пытается доказать свою значимость.

Что делать: во избежание конфликтов родителям нельзя оказывать давление на своего ребёнка. В ситуации протеста и непослушания, нужно прислушаться к мнению и рассуждениям подростка, позволить ему выразить свои мысли.

Кстати, в среде ровесников этот механизм работает похожим образом – почему-то забывается, что подростки также требовательны к друзьям. И той, и другой стороне важно научиться слушать друг друга и проявлять уважение.

Проблема 6. Безответная любовь

Это чувство провоцирует апатию или серьёзную обиду, которую влюблённый тинейджер проецирует на всех вокруг, за исключением объекта любви, что в итоге может вылиться в депрессию.

Причина: романтичный возраст, желание любить и быть любимым.

Что делать: психология подросткового возраста слишком глубока, но родители часто допускают серьёзные ошибки в своих оценочных суждениях, опуская комментарии вроде: «да сколько их у тебя ещё будет».

Подобные советы и подбадривания лишь усугубляют ситуацию – ребёнок, что впервые влюбился безответно, становится очень ранимым, испытывая моральные страдания такой силы, что они имеют даже физиологические проявления.

Взрослым, которые определённо в курсе того, какие эмоции сейчас переживает несчастное влюблённое чадо, стоит предложить свою ненавязчивую поддержку. Посоветовать прочесть статьи или несколько постов в соцсетях на подходящую тему, почитать блоги и публичные дневники ровесников, посмотреть фильм о неразделённой любви.

Также важно не дать подростку в период безответной любви занизить самооценку. Необходимо поддерживать его, убеждая, что он не плохой, просто объект обожание еще не созрел для высоких чувств.

Особенности поведения трудных подростков

Итак, как понять, что в семье трудный подросток? Замечено, что дети, у которых имеются проблемы с поведением, начиная с рождения и до 11 лет, они продолжаются и в подростковом возрасте. Вряд ли это удивит родителей, ведь различные всплески они переживают на протяжении многих лет.

Конечно, не всегда именно родители повинны в этом кризисе. Это не отменяет того, что им придется приложить усилия, и помочь трудному подростку. В современном обществе их число неустанно растет.

Любой, кто общался с трудным подростком или сам был ним, знает, какими особенностями поведения отличаются такие дети. Кажется, будто они пытаются удержать в душе ярость, которая все равно вырывается наружу. Когда трудный подросток проявляет наибольший всплеск негатива?

Чтобы это понять рассмотрим его характерные черты

:

  • негативно реагирует на чье-то желание помочь;
  • отрицательно относится к прикосновениям;
  • неохотно идет на визуальный контакт;
  • с недоверием относится к окружающим;
  • испытывает проблемы с учебой и с питанием.

Нередко трудный подросток нуждается в помощи профессионала, и семье не стоит стыдиться за ней обращаться. Это правильное решение, предотвращающее множество неприятностей. Как определить – трудный подросток или нет?

Имеются простые способы

:

  • Обратиться за консультацией к профессионалу (педиатру или детскому психологу). Найдите специалиста, вызывающего у вас доверие.
  • Поинтересуйтесь мнением стороннего человека, у которого нет предвзятости или заинтересованности в этом вопросе, и имеющего опыт воспитания подростка.

Проблема 7. Отношения с родителями

Подростковый возраст – испытание для всех членов семьи. Вчерашние дети, которые считали все сведения, получаемые от родителей истиной, начинают сомневаться в правоте своих бессменных наставников. На этой почве возможно появление недопонимания, и, как следствие, ссоры и обиды друг на друга.

Причина изменений во взаимоотношениях связана с тем, что дети сильно меняются, взрослеют и нуждаются в переходе на новый уровень общения со своими родителями.

Тут важно понять – тинейджер, в отличие от ребёнка, намного больше нуждается в личном пространстве.

Что делать: к подростку не стоит подходить с наставлениями и в его жизнь нельзя бесцеремонно вмешиваться. Вместо этого нужно постараться понять и по возможности разделить с отроком его интересы.

Взрослому стоит научиться задавать правильные вопросы, и давать сдержанные рекомендации, которые не будут восприняты в штыки.

К примеру, если одежда подростка не соответствует правилам, предъявляемым в школе, отцу или матери нужно не заставлять своего ребёнка тут же переодеться, а похвалить его трендовый образ, но попросить сменить его на более подходящий костюм для учёбы.

Особенности подросткового возраста,типичные проблемы, с которыми сталкиваются подростки

Особенности подросткового возраста

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Нарушения развития самосознания могут приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностям в общении, а иногда и к суицидальным попыткам [7, 55].

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.

Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Так, важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, тому, что они сами о себе думают.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт – к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне [3].

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, их активность направлена на различные виды деятельности, а также межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды [5, 317].

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного возраста, — это самоопределение. С субъективной точки зрения оно связано с осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает, как правило, в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблемы своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста [5, 318].

В мотивационной сфере процесса общения подростков происходят кардинальные изменения: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь. Потребность в принадлежности какой-нибудь группе наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте.

Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими сверстниками общие интересы и увлечения. Позднее подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.

Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения, признания своей личностной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в подростковом возрасте [1]

Типичные проблемы, с которыми сталкиваются подростки

Одной из проблем, с которыми сталкивается подросток, является такой важный для этого возраста процесс, как отделение от семьи. Понятно, что он является только одной стороной единого процесса: разделения подростка и семьи. Другая сторона этого – отделение самой семьи от подростка.

Отделение подростка от семьи – важнейшая предпосылка достижения им впоследствии зрелости, самостоятельности, возможности принять ответственность за свою жизнь на самого себя. В случае нарушения этого процесса впоследствии можно предполагать либо полное эмоциональное отстранение молодого человека, либо установление довольно мучительной амбивалентной связи: отделяюсь – чувствую вину – присоединяюсь обратно – чувствую гнев – отделяюсь и т.п. «При всей важности этого процесса нужно иметь ввиду, что он редко протекает без осложнений, поскольку семье довольно трудно отпустить ребенка»[4, 96]. Это может происходить по разным причинам. Во многих семьях ребенок выполняет функцию смысла жизни для матери. Отделение его от семьи делает ее жизнь бессмысленной, ей некого опекать, соответственно незачем жить. Помимо возможного решения через ребенка проблемы смысла жизни, за повышенной заботой о ребенке могут стоять стремление к контролю и власти, поиск любви и привязанности, удовлетворение потребности в социальном престиже. Иногда ребенок сглаживает своим присутствием проблему нарушенных взаимоотношений между родителями.

Затруднено отделение и в том случае, если в семье имеются нарушения структурно-ролевого характера. Наиболее частый вариант этого – проигрывание ребенком роли отсутствующего или плохо играющего свою роль члена семьи. Например, в семье с эмоционально отстраненным отцом мать подключает на его роль сначала старшего, а после его отделения — младшего сына. Или же в неполной семье меняются ролями дочь и мать. Соответственно мать в детской позиции отчаянно сопротивляется отделению дочери, служащей ей опорой. Причин возможного нарушения так много, что в редкой семье отделение подростка осуществляется совсем бесконфликтно.

Выделяют четыре этапа отделения подростка от семьи.

Первый этап (11-12 лет) характеризуется наличием у подростка конфликта между потребностью в зависимости и стремлением к автономии. Трудность его состоит в том, что подросток амбивалентен в своих ожиданиях в отношении родителей. Он, с одной стороны, сопротивляется проявлениям их заботы и ласки, а с другой – проявляет желание, чтобы его баловали.

Второй этап – когнитивная реализация отделения (трудно указать возраст, так как переход к этой стадии может затянуться на всю жизнь). Подросток доказывает всем: миру, родителям и самому себе собственную независимость. Чаще всего это происходит через уход в оппозицию, критику всего того, что делается и говорится родителями. Причем бурные реакции родителей только усиливают стремление к эмансипации у подростков. Длительность этой стадии определяется временем, необходимым родителям для принятия факта взросления подростка.

Третий этап – аффективные реакции на отделение. Здесь могут возникать чувства вины, гнев, депрессивные реакции, взаимный страх потери любви. Необходимо помочь родителям взращивать в себе чувство гордости и радости от достижений взрослеющего ребенка.

Четвертый этап – идентификация. Взрослые уже признают за подростком право на самостоятельность, исчезает внешнее буйство и ранимость. Подросток сосредотачивается на своей индивидуализации. Здесь очень важно, чтобы подросток имел образцы положительной интеграции среди значимых взрослых. Таким образом, завершением интегрированного состояния завершается процесс отделения подростка от семьи [6].

С вступлением в пубертатный период резко возрастает интерес подростков к вопросам полового развития и к сексуальной сфере.

На ранних этапах развития этот интерес в большей степени направлен на изучение подростками собственного тела, наблюдение за его изменениями и степенью соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно подростки начинают интересоваться и развитием других, особенно представителей противоположного пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства и влечения, у них возрастает интерес к сексу как к эротическим ощущениям.

В связи с этим принято говорить о половой идентификации подростков. Обычно в половой идентификации выделяют две линии, взаимосвязанные между собой: развитие половой роли и половой идентичности. Половую роль следует понимать как поведенческие характеристики человека, обусловленные принадлежностью к определенному полу. Половую идентичность можно рассматривать как представление о себе с точки зрения своего сексуального поведения, сексуальной позиции.

В этот период подростки начинают осознавать как собственные половые роли, так и идеальные роли, к которым хотелось бы стремиться. «В особенности восприимчивы подростки к транслируемым через СМИ общественным стереотипам мужественности и женственности. Однако представления о мужественности и женственности, сформировавшиеся только на основе некритичного впитывания эталонов, транслируемых СМИ и присутствующих в общественных стереотипах, могут существенно осложнить развитие подростка» [7,71].

Проблема формирования половой идентичности – одна из важнейших линий развития подростков. На развитие половой идентичности оказывают существенное влияние социально-культурные факторы.

Прежде всего, это изменение социальной функции семьи: снижение значимости ее социально-экономической функции и повышение эмоционально-психологической, т.е. сексуальная удовлетворенность признается одним из главных факторов успешности брака и его прочности. Следствием этого является отделение сексуального поведения от репродуктивного. Становятся возможными так называемые свободные отношения, которые устанавливаются в более раннем возрасте, чем браки. Половая идентичность многих современных подростков представлена зрелыми формами сексуального поведения при недостаточно созревшем сознании.

Следующее изменение – это сужение сферы запретного в культуре и рост общественного интереса к эротике. Информированность общества в сексуальных вопросах возрастает. Следствием этих изменений можно назвать достаточно противоречивую позицию взрослых по отношению к подростковой сексуальности: повышение терпимости к ней со стороны общества, с одной стороны, и увеличение разрыва в сексуальных установках, поведении внутри семьи, с другой [7].

Соответственно подростки, обладающие обширными сексуальными знаниями и фактическим разрешением со стороны общества на их применение, сталкиваются с запретительной позицией близких взрослых.

Помимо этих факторов осложнить развитие половой идентичности может чрезвычайно высокая интенсивность полового влечения, так называемая юношеская гиперсексуальность. Часто подростки не имеют возможности обсудить происходящие в них изменения со взрослыми или же слышат от них только устрашающую и запретительную информацию о том, что все это стыдно, вредно и т.п. От сверстников они также получают неверные сведения. Возникает возможность формирования у подростка острого чувства своей сексуальной неполноценности, которое вызывает различные защитные формы поведения: от полного избегания близости с противоположным полом до излишней грубости или неразборчивости в контактах.

Процесс формирования половой идентичности в подростковом возрасте часто осуществляется не просто, сопровождаясь острыми переживаниями собственной сексуальной несостоятельности [2].

Говоря о типичных проблемах, с которыми сталкивается подросток, следует особо остановиться на проблеме их общения со сверстниками.

Влияние общения со сверстниками на личность подростка оказывает решающую роль, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение.

Общение может содействовать реальному или иллюзорному усилению «Я» подростка через возможность самоутверждения среди сверстников, достижения и поддержания высокого общественного статуса.

Однако часто группа сверстников дает лишь иллюзию силы. Но, если кто-то прибегает к этой иллюзии, значит, она ему необходима. К такому лже-статусу стремятся подростки с несформированной из-за слишком быстрого отделения от семьи эго-идентичностью, не прошедшие этапа идентификации с родителями.

Иллюзия собственной силы ощущается подростками при наличии рядом с собой более слабого человека, в отношении которого можно позволить себе совершать объединенные насильственные действия.

Другой вариант – это вступление в неформальные группы, т.е. стихийно образующиеся компании подростков на основе общих интересов, увлечений, подражания выбранному типу поведения («фанаты», «хиппи», «панки» и т.п.) [7].

Большинство трудностей в общении у подростков связано с нарушениями в прохождении ими нормативного кризиса и формирования эго-идентичности. Если результатом кризиса явится формирование у подростка слабой идентичности, то он прибегнет к самоизоляции и формализации взаимоотношений со сверстниками.

Чаще всего трудности в общении появляются у подростков с неуверенной идентичностью. В этом случае подросток недоволен собой в целом, может быть своей внешностью, ощущает свое отличие от сверстников. Другие кажутся ему более уверенными и привлекательными. Свое чувство неполноценности подросток иногда пытается компенсировать через конфликты с родителям, т.е. в атмосфере безопасности доказать свою полноценность[1].

Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь.

Способы проведения консультирования подростков

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:

— установление контакта с подростком;

— запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

— диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

— интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;

— реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Установление контакта традиционно осуществляется через объединение консультанта с подростком с помощью вербальных и невербальных средств.

Диагностическая беседа с подростком. Наиболее быстродейственна беседа с применением ряда проективных методик, таких как «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных», «Раннее воспоминание».

Этап интерпретации является одним из самых трудных, поскольку требует от консультанта умения передать свое видение причин трудностей (гипотезу) так, чтобы подросток сумел понять и принять его. Наиболее эффективным и безопасным для подростка является не прямое сообщение гипотезы, а косвенное – с использованием метода «анализа чужих проблем». Косвенное предъявление проблемы позволяет консультанту опереться на активность самого подростка, а подростку – сформулировать проблему на своем языке и самому определить глубину погружения в нее.

Этап реориентации предполагает, прежде всего, не поиск способов избавления от проблемы, а направление ее в конструктивное русло, т.е. нахождение ее обучающего воздействия, например, с помощью методики «Кот в сапогах».

Далее консультант вместе с психологом продумывают, какую пользу может принести подростку данная трудная ситуация – его собственный кот в сапогах. Иногда важным и полезным является перевод проблемы «из пассива в актив», т.е. создание условий, в которых подросток помогает сверстникам, имеющим аналогичные проблемы. Например, девушка-подросток с ранним половым созреванием и повышенным половым влечением. Ей предлагается представить себя сначала мамой, которая пришла к психологу с проблемой дочери, а затем самим психологом.

Каждый конкретный подросток вносит собственные коррективы в процесс консультирования. Необходимо, чтобы консультант оставался открытым опыту подростка и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и подростком [6].

Родителям подростков, так же как и их детям, нужна психологическая поддержка.

Консультирование родителей обусловлено непониманием ими изменений, происходящих в подростке. Родители хотят получить помощь самим себе, не видя необходимости в оказании помощи своему ребенку и своей роли в этом.

Консультанту по возможности нужно убедить родителей, что основа их помощи – не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему. Однако при этом необходимо, чтобы подросток имел возможность не только принимать любовь, но и отдавать ее.

Консультанту также нужно показать родителям необходимость и возможность удовлетворения ими потребности в самораскрытии у их подростка, поскольку она далеко не всегда удовлетворяется в общении со сверстниками.

Необходимо помочь родителям разобраться с правами и обязанностями подростка, направить их усилия на формирование самостоятельности во всех основных жизненных сферах. Это возможно с использованием метода «Чужие рассказы». Консультант рассказывает или читает родителям протоколы бесед с другими подростками, имеющими «похожие трудности», предлагает взглянуть на трудности глазами этих подростков и обсудить возможные ошибки их родителей [6].

Подростковый возраст предоставляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребенком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл, позднее явится причиной разного рода страданий, отчаяния оттого, что поздно что-либо изменить.

Заключение

Подростковый период – важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека.

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного возраста, — это самоопределение. Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста.

Одной из проблем, с которыми сталкивается подросток, является такой важный для этого возраста процесс, как отделение от семьи. Отделение подростка от семьи – важнейшая предпосылка достижения им впоследствии зрелости, самостоятельности, возможности принять ответственность за свою жизнь на самого себя.

С вступлением в пубертатный период резко возрастает интерес подростков к вопросам полового развития и к сексуальной сфере.

В связи с этим принято говорить о половой идентификации подростков. Процесс формирования половой идентичности в подростковом возрасте часто осуществляется не просто, сопровождаясь острыми переживаниями собственной сексуальной несостоятельности.

Влияние общения со сверстниками на личность подростка оказывает решающую роль, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение. Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь.

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:

— установление контакта с подростком;

— запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

— диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

— интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;

— реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Консультирование подростков проводится с использованием методик: «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных», «Раннее воспоминание».

Родителям подростков, так же как и их детям, нужна психологическая поддержка. Консультирование родителей обусловлено непониманием ими изменений, происходящих в подростке. Консультанту по возможности нужно убедить родителей, что основа их помощи – не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему.

Подростковый возраст предоставляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребенком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл, позднее явится причиной разного рода страданий, отчаяния оттого, что поздно что-либо изменить.

Список литературы

1. Дольто Ф. На стороне подростка. – СПб., 1997.

2. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1982.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2004.

4. Спиваковская А.С. Как быть родителями. Психология родительской любви. – М., 1986.

5. Столяренко Л.Д. Психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

6. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Изд. , 2006.

7. Хухлаева О.В. Психология подростка. – М.: Изд. , 2005.

Проблема 8. Изменения во внешности

Когда у мальчиков ломается голос, удлиняются конечности, а у девочек постепенно и не вполне равномерно округляются формы, да еще всё это сопровождается угревыми высыпаниями, мало кому удаётся избежать чувства собственной неполноценности.

Всё многократно усугубляется тем, что среди ровесников кто-то взрослеет раньше, а кто-то позже. Сравнение внешности не в свою пользу рождает огромное количество комплексов.

Причина: индивидуальность физиологии, особенности организма.

Что делать: аргументы родителей, которые считают своих отпрысков самыми красивыми, здесь не работают. Конечно, взрослые могут показать свои фотографии и рассказать о том, как им удалось справиться похожими переживаниями, повзрослеть и даже забыть о проблемах тех лет.

Но главное, заверить своего ребёнка в том, что всё происходящее сейчас с его организмом и внешностью – нормально, и он всегда может получить подробную консультацию у мамы или у папы.

К периоду полового созревания лучше всего адаптироваться совместно – ребёнку, который испытывает серьёзные психические, эмоциональные и телесные встряски, необходимы поддержка и глубокое понимание ситуации со стороны родителей. Взрослым не нужно бояться этого времени.

Возможно, психолог для подростка будет более грамотным наставником в какой-то момент. И это вовсе не означает, что родители не справились. Это как раз говорит о том, что родители всё делают правильно и очень стараются поддержать своего бунтаря-тинейджера.

Не судите

Конечно, в зависимости от его интересов, вы можете привести обсуждение к интересующему его хобби, и неплохо было бы заранее прочитать что-нибудь по этой теме. Кроме того, старайтесь слушать, не осуждая, не предлагая сразу же решения и не пытаясь произвести на него впечатление обширными знаниями, потому что в любом случае подросток уже считает вас немного устаревшим.

На здоровье сердца влияет даже поза: как правильно сидеть, чтобы не было проблем

Патлах больше не в «Танцах»: почему выгнали любимца Денисовой, чем он занимается

На Скотника (27 марта) нельзя есть мясо: что еще запрещено в этот день

Итак, независимо от того, что вы думаете, если вы решили задать вопрос, то вы рискуете получить ответы, которые вам не подходят. Просто попытайтесь узнать подробности и, возможно, даже спросите подростка, какое возможное решение он видит в этом. Этого будет достаточно, и он оценит вашу доступность, поэтому велика вероятность, что он спросит вашего совета, когда жизнь бросит ему вызов.

В противном случае есть риск, что ваш ребенок закроется, и вы ничего не будете знать о его жизни. Цель состоит не в том, чтобы вести расследование и немедленно карать, когда вы обнаружите что-то сомнительное, а в том, чтобы поддерживать отношения с вашим подростком, чтобы он имел смелость попросить вашей помощи, когда она ему понадобится.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]