«Exsistentia» в переводе с латинского означает «существование». Экзистенциальное направление в психологии подразумевает разрешение конфликтов, связанных с запросами, касающимися свободы выбора, воли, одиночества, смерти человека, ответственности за выстраивание сценария собственной жизни. В западной и русской культуре ХХ века философы и деятели культуры обращались к внутреннему опыту человека, осознавшего свое тотальное одиночество, смертность и, параллельно с этим, – потерю смысла бытия. Но не они открыли эту страницу в истории культуры. «Сократ … поставил проблему жизни и попытался перевести ее в царство самопознания…. Он захотел силой духа исправить жизнь, осознав конфликт принципа свободы личности и бытия» [1]. О силе человеческого духа задумывались уже на заре цивилизации, но ХХ век обострил эти вопросы невиданным доселе в истории количеством войн, геноцидом, чудовищными экспериментами над людьми.
Экзистенциальное направление в философии и культуре начало особенно интенсивно развиваться в промежутке между мировыми войнами. Не потеряло оно актуальности и сейчас, в XXI веке, с угрозой Третьей мировой войны. Поиск смысла и обретение себя, ощущение собственной силы и ответственности – это насущные вопросы, которые волнуют клиентов самого разного возраста: подростков-бунтарей и пенсионеров, мужчин и женщин, переживающих кризис середины жизни, студентов, разочарованных собственными идеалистическими представлениями о выбранной профессии, и многих других. Экзистенциальный запрос клиента – это своеобразный вызов терапевту, приглашение углубиться в свой внутренний мир, чтобы обрести ресурсы. И какой-то универсальной безотказной методики или стандартного набора упражнений здесь не бывает. Это живой и интенсивный поиск. Именно такой принцип провозглашал в книге «Мама и смысл жизни» И. Ялом, считая, что в идеале для каждого клиента должен быть изобретен уникальный язык и индивидуальный метод терапии, потому что мировоззренческие смыслы каждый понимает глубоко индивидуально.
Экзистенциальные вопросы в психологической науке
Вехой в психологии стал подход, разработанный В. Франклом, создателем логотерапии. Широко известны его научные работы, в том числе и после опыта концлагеря, трактуемые психологом как экстремальное и жестокое условие для создания новых жизненно важных смыслов (одним из них стало наличие близких и родных, ради которых стоило выжить). «Экзистенциальный анализ должен будет помочь человеку стать способным страдать» [2]. Речь не просто о страдании, но и о принятии этого состояния, когда принцип «больно, значит, плохо» заменяется «больно, значит, есть смысл». Добавим, что страдание должно менять человека, способствовать его духовному росту – в этом процессе и заключается базовый смысл. И если человек в концлагере не видит его и продолжает ужасаться бесчеловечности, падает духом, он фактически обречен (интересно, что и А. Солженицын утверждал: первыми в советских лагерях погибали те, кто отчаялся, а наибольшей жизнестойкостью отличались верующие – то есть, нашедшие свой смысл в идее Бога). «Тот, кто знает «почему», может справиться с любым «как» [4], — считал И. Ялом, еще один представитель экзистенциального направления в психологии. Только смысл дает силы жить. Иными словами, концентрация должна быть не на процессе страдания, но на вопросах: Почему это происходит со мной? Что дает мне эта ситуация? Ради чего я должен выжить? Это единственный способ расширить сознание. «Смысл – это, по всей видимости, нечто, что мы проецируем в окружающие нас вещи, которые сами по себе нейтральны» [3], — считал В. Франкл.
Экзистенциальный подход в психологии существенно развил и углубил Ирвин Ялом, работая с обреченными на смерть людьми, включая онкопациентов. В его подходе непременным условием является установка на принятие собственной смертности человеком, особенно когда смерть близка. В книге «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» психотерапевт приходит к парадоксальному, но обоснованному выводу: именно идея конечности жизни побуждает человека к проявлению активности. Экзистенциальную терапию Ялом понимает как продуктивное «взаимодействие и размышление об этом взаимодействии», которые ведут к преобразованиям поведения человека. В его практике усилия были направлены вначале на принятие пациентами экзистенциальной тревоги по поводу одиночества, смерти, инвалидности, упущенных лет, на осмысление того, как это переживается «здесь и сейчас» самим клиентом и терапевтом, и этот процесс в большинстве случаев вел к мощным духовным преобразованиям, к пониманию новых аспектов переживаемого.
Основные представители
Экзистенциальная психотерапия представлена яркими личностями, труды которых до сих пор являются бестселлерами, а имена известны далеко за рамками направления.
Карл Теодор Ясперс (1883-1969)
Немецкий философ, психолог и психиатр. Раскритиковал диагностические критерии и методы клинической психиатрии. Сформулировал для своих коллег новую задачу — вывести человеческую сущность за пределы границ и рамок, которые диктует ей общество и которыми она окружает себя.
Людвиг Бинсвангер (1881-1966)
Швейцарский психиатр. Первый теоретик экзистенциальной психотерапии как эмпирической науки, работающей в рамках антропологического подхода к человеческой личности. И в то же время — её первый практик: на основе своего же учения успешно вылечил от невротической анорексии одну из пациенток и подробно описал данный случай.
Медард Босс (1903-1990)
Швейцарский психиатр и психолог, основоположник дазайн-анализа. Главная мысль учения — люди не существуют отдельно от мира, но и он не существует отдельно от них. Только человек раскрывает — высвечивает — мир. Dasein (дазайн) и есть то самое «высвечивающее», что выводит вещи «на свет». Исходя из этого понятия, психопатология — жизнь в темноте как осознанный выбор пациента. Соответственно, цель экзистенциальной психотерапии — возвратить его к свету.
Рональд Дэвид Лэйнг (1927-1989)
Шотландский психиатр. Ведущий идеолог антипсихиатрии, к которым сам себя не причислял. Его взгляды на методы лечения психопатологий были сформированы под влиянием экзистенциализма и шли вразрез с общепринятыми положениями психиатрии. Рассматривал поведение любого пациента (даже в самых запущенных случаях) как выражение личной свободы, имеющее полное право на существование.
Виктор Эмиль Франкл (1905-1997)
Австрийский невролог, психиатр, психолог. Создатель логотерапии — узкого направления в экзистенциальной психотерапии. Считал, что постижение смысла бытия и объективный взгляд на происходящее (насколько бы ужасным оно не было) помогает не только преодолеть все трудности, но и выжить.
Ролло Мэй (1909-1994)
Американский психолог, психотерапевт. При работе с клиентами призывал ориентироваться на основные проблемы экзистенции: вина и тревога, свобода и ограничения, добро и зло, ответственность и судьба, любовь и насилие. Работа «Любовь и воля» стала национальным бестселлером.
Алиса Хольцхей-Кунц (1943)
Швейцарский психотерапевт, ведущий экзистенциальный аналитик современности, доктор философии. Будучи со-редактором Бинсвангера и любимой ученицей Медарда Босса, частично отошла от их взглядов. Представляет абсолютно новое аналитическое течение: примирила психоанализ Фрейда с экзистенциальными основами.
Джеймс Бьюдженталь (1915-2008)
Американский психолог, психотерапевт. Именно он в ответ на критику экзистенциальной психотерапии об отсутствие чёткой стратегии сформулировал 5 основных принципов данного направления.
Ирвин Ялом (1931)
Американский доктор медицины, психотерапевт, профессор психиатрии. Противник формального подхода к лечению без учёта индивидуальности. Предлагает для каждого клиента «изобретать» новую психотерапию — на основе уникальной, не похожей на остальные истории. По его мнению, экзистенциальная терапия должна строиться на межличностных отношениях «здесь и сейчас», на взаимных откровениях врача и пациента. Много работ посвящено преодолению страха смерти.
Альфрид Лэнгле (1951)
Австрийский психолог, психотерапевт. Благодаря ему, появилась экзистенциально-аналитическая психотерапия, которая пользуется на сегодняшний день невероятным успехом. Критикует традиционные методы лечения любых заболеваний (физических и психических) за то, что они всего лишь купируют симптом, не углубляясь в причину. Рассматривает проявления болезни как стимул для саморефлексии. Предлагает пациентам задуматься об отношении к жизни, пересмотреть приоритеты, измениться и тем самым излечиться. Наивысшей ценностью считает постижение глубинной духовной сущности себя и других людей. Возглавляет Ассоциацию экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов.
Принципы экзистенциальной терапии
Согласно этому подходу, внутри человека происходит столкновение его установок и реализации способа бытия. Столкнувшись с неизбежностью и реальностью собственной смерти, осуществляя жизненно важный выбор, теряя близких или переживая экстремальные события, человек неизбежно вырывается из обыденности и сталкивается со всей сложностью и глубиной жизни. Как известно, в окопах нет атеистов, и точно так же в экстремальных ситуациях все люди – в той или иной мере философы. И тогда, чтобы сохранить более-менее уравновешенное состояние, вступают в действие психологические защиты. Но оборотная их сторона в том, что, защищая, они одновременно и блокируют потоки жизненной энергии, способствуют созданию иллюзий, которые иногда смутно ощущаются как ложные, но всегда влияют на качество внутренней жизни негативно. «От пациента требуется, чтобы он захотел осуществления того (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается [3], считал В. Франкл. Смысл страдания – в грядущих изменениях личности. Здесь срабатывает принцип жемчужины в раковине: подобно тому, как песок, попадающий в нее и причиняющий боль моллюску, становится жемчугом, так и страдание человека, пережитое в полной мере, с позволением осуществиться придает событию смысл, меняя приоритеты и установки человека, способствуя появлению у него новых качеств – а значит, и полноты бытия. Потому что в каждом событии кроется потенциал для духовного роста. «Люди, лишенные напряжения, склонны к тому, чтобы создавать его, и это может принимать либо здоровые, либо нездоровые формы» [3], — говорил Франкл, подмечая интуитивное желание любого человека пребывать в некоем движении, преодолевать препятствия и ощущать свои силы, границы, потенциалы.
Что «связывала» религия
Смерть Бога — это, разумеется, не о бородатом старичке на небесах и не об атеизме. Речь здесь идет о морали, в более широком смысле — о религии. По одной из версий, слово «религия» происходит от латинского religare — «связывать»: наличие религии делает мир связанным, а не набором случайных событий. Эрих Фромм — философ, неофрейдист, постмарксист — предлагал вместо слова «религия» использовать словосочетание «система ориентации и поклонения». Более простым языком это можно назвать «системой ценностей». Если убрать очевидную поверхностную идею о том, что мораль — это когда Большой Папа наругает, то окажется, что «система ориентации и поклонения» говорит не только о том, куда кланяться, но и создает смысл.
Смысл — это производное от ценностей. Человек предпочитает делать одно и не делать другое потому, что для него одно ценнее другого. Без системы ориентации мир становится совершенно пугающим и непредсказуемым: непонятно, куда идти (и за что тебя покарают).
Это можно выразить разными словами (например, «правильно» или «неправильно», «добро» и «зло»), но суть остается та же: человек движется к предпочтительным для него вещам. В этом и смысл.
Определение «система ориентации и поклонения» увязывает в одно не только религию, но и похожие системы, выполняющую те же функции. Например, одна из прекрасных замен религии — идеология, относительно новое изобретение времен Карла Маркса, которое расцвело вовсю только с XX века. Они даже не особо маскировались: одни взяли солярный символ (свастику), другие — египетские зиккураты, мумификацию, культ мертвых и посмертие в памяти потомков («Ленин вечно жив в наших сердцах»).
Терапия страха смерти
Этот базовый страх присущ любому биологическому существу – хотя бы на уровне инстинктов. В экзистенциальной терапии все начинается с его признания и принятия неизбежности факта своей смерти.
В этом смысле эффективно прочерчивание линии жизни и определение своего актуального отрезка на данный момент, детальное представление своей смерти с созданием некролога или надписи на могиле (иногда эти надписи можно сделать намеренно парадоксальными).
Дает свой эффект групповая терапия в составе из здоровых и больных либо в группах однородного типа (например, онкопациенты, как это описано у И. Ялома).
Важным выводом из исследований И. Ялома, опросившего десятки обреченных на смерть людей, стало понимание, что смерти меньше боятся те, кто активно, разнообразно, в полную силу прожил свою жизнь. Люди, мало позволявшие себе, отказывавшие себе в осуществлении своих больших и малых желаний, боятся смерти больше – по сути, страх смерти означает сожаление о непрожитой жизни. Следовательно, важным моментом терапии будет осознание того, что именно сейчас придает человеку силу жить, вызывает у него искреннюю радость – и выстраивание своей жизни с тем, чтобы этому обязательно находилось место.
Хорошо себя зарекомендовала техника, связанная со снижением восприимчивости к смерти (десенсибилизация) – частое проговаривание, представление, репетиция собственной смерти.
Методы, приёмы, техники
Нельзя чётко назвать методы экзистенциальной психотерапии, так как для каждого нового клиента специалист «изобретает» особенный подход в лечении. Поэтому в её арсенале находится широкий выбор техник и приёмов, с помощью которых личность выводится на свет из тёмной глубины собственного сознания. Как правило, они заимствованы из других направлений:
- проявление творческого потенциала через техники арт-терапии (в зависимости от способностей клиента);
- перенос и контрперенос из гештальт-терапии (работа в двойке клиента и экзистенциального психотерапевта);
- ведение дневника, отдаление, эмпирические эксперименты, переоценка, децентрация, декатастрофикация, целенаправленное повторение, откладывание — методы когнитивной терапии;
- ролевые тренинги, направленные на обыгрывание и понимание изнутри проблемной ситуации — из поведенческой психотерапии;
- вопросно-ответная методика, беседа, проговаривание — основа позитивного направления;
- биоэнергетический психоанализ, биодинамика, инсайт-терапия заимствованы из телесно-ориентированной психотерапии.
Это далеко не весь список методов и приёмов. Несмотря на то, что 90% инструментария заимствовано из других направлений, есть в арсенале и собственные техники, позволяющие работать с основными понятиями экзистенциализма.
Техники работы с осознанием смерти:
- «разрешение терпеть» — открытое обсуждение тем о смерти;
- защитные механизмы — коррекция наивных взглядов на смерть;
- анализ сновидений;
- постоянные, но корректные напоминания о недолговечности существования;
- углубление осознания неизбежности смерти через вспомогательные методики (написание собственного некролога, подробное представление своих похорон);
- снижение чувствительности к страху смерти, который даётся на сеансах дозированно;
- смысловая переоценка смерти, поиск в ней положительных моментов.
Техники работы с личной свободой выбора и ответственностью за него:
- признание собственной вины;
- осознание уклонения от ответственности;
- преодоление рамок и запретов;
- работа с совестью, чувством вины за неправильно сделанный выбор;
- высвобождение собственных желаний;
- фасилитация принятия решений: каждое действие предваряется выбором.
Техники работы с изоляцией:
- самостоятельно принятое решение полностью изолироваться от общения на время;
- преодоление противоречия между потребностью в общении и экзистенциальной изоляции;
- обучение «языку интимности» — выработка автоматических навыков выражения чувств;
- установление доверительных отношений между клиентом и психотерапевтом.
Техники работы с отсутствием смысла бытия:
- переопределения проблемы бессмысленности;
- преодоление тревожности;
- вовлечение в жизнь;
- установка и поддержание аутентичных отношений.
В зависимости от выявленной проблемы, психотерапевт может выбрать какой-то конкретный блок техник, а может последовательно включать в сеансы отдельные моменты из них.
Работа с ощущением одиночества
Парадоксально, но чтобы справиться с одиночеством, нужно в него углубиться. Как говорят психологи, нельзя перестать быть одиноким без возможности уединения.
В своей работе терапевт обязательно сделает акцент на представлении клиента о партнерских отношениях, исключающих проявления зависимости, манипулирование (если это представление очень приблизительное, над ним работают). Как правило, у клиента часто искажен образ партнерства или нахождения в паре, нередко проявляются патологии в виде агрессивного желания обладать партнером, указывать ему, как правильно поступить, манипулировать или, наоборот, включается механизм «жертвы», созависимости и т. п.
Немаловажную роль в работе играет установка «здесь и сейчас» — в отношениях с терапевтом всегда проявляются причины одиночества или сложностей межличностного взаимодействия. Ценным опытом будет получение клиентом «обратной связи» от терапевта.
Пробуждение чувства ответственности за свои решения
При возникновении этой проблемы эффективным будет выявление способов отказа от ответственности (методом интервью-конфронтации, парадоксальных утверждений и пр.). Терапия, направленная на пробуждение ответственности, как, впрочем, вся экзистенциальная терапия, исключает директивный стиль – ведь в таком случае велика опасность перенесения ответственности на терапевта – очередная уловка клиента. Методы терапии должны быть направлены на укрепление волевых качеств (или пробуждение их), важно учесть личностный потенциал, выстроить цели и желания с тем, чтобы потом перевести их в план реальности, подумав, какими способами это можно сделать. Если желаний «нет» — предстоит работа по поиску себя, ощущению вкуса жизни у клиента.
Предмет и задачи
Экзистенциализм в психологии — отдельное направление, изучающее индивида как уникальное создание. При этом человеческая жизнь описывается как череда неповторимых событий. Предпосылки для появления этой отрасли в психологической науке появились 200 лет назад.
Нельзя выделить одно положение, чтобы понять в чем заключается суть экзистенциального направления. Классическая психология изучает явления, которые можно объяснить. Главная задача экзистенциальной отрасли в том, чтобы исследовать явления, которые выходят за рамки предсказуемого, детерминированного.
Основные положения:
- Главной психической реальностью считается открытость человека миру.
- Люди обладают волей, свободой, что позволяет им самостоятельно делать выбор относительно своих намерений, целей.
- Личность — активная сущность со множеством творческих начал.
- Человеческая природа обуславливает нужду в постоянном самораскрытии.
- Если исследователи изучают жизнь отдельного субъекта, они должны рассматривать его как цельную сущность.
Утрата смысла жизни
Такие проблемы возникают часто в подростковом возрасте – либо позднее, в переломные моменты. Здесь важно стимулировать самопроявления клиента, смещать угол восприятия из сосредоточенности на внутренних процессах вовне для обретения смыслов (иногда суженное восприятие загоняет человека в тупик). Этому способствуют посещения детских приютов, хосписов, волонтерская работа, любое обращение к чужому, еще более драматичному опыту. Часто человек, ощущающий себя брошенным и одиноким, никому не нужным, светлеет просто от того, какими глазами встречают и провожают его дети, лишенные родительской опеки, и осознает собственную значимость, востребованность, нужность на невербальном уровне.
Важным в процессе терапии будет и совместное размышление о разных сторонах событий с учетом принципа В. Франкла: все события нейтральны, и лишь человек окрашивает их в светлые или темные тона. Гибкость мышления – важное качество и в терапии, и в ходе последующей самопомощи пациента. Если взять в качестве постулата убеждение, что нет только плохого или однозначно хорошего в жизни, это само по себе будет давать важный терапевтический эффект.
И, вполне возможно, что самым важным в экзистенциальной терапии является то, о чем говорил еще Ирвин Ялом, — проявление участия к клиенту, вовлеченность в его жизнь и те смыслы, которыми она наполнена. Терапия отношением – мощное оружие в руках психолога. Кто знает, может быть, у клиента это последняя возможность быть безусловно принятым и услышанным.
Взаимодействие с другими направлениями и науками
Экзистенциальная психология тесно переплетается с другими науками:
- философией;
- классической психологией;
- социологией;
- психотерапией.
Развитие этих наук влияет на появление новых теорий экзистенциальной психологии.
Психологическая наука многогранна, состоит из множества направлений, среди которых выделяют экзистенциальную психологию. Она была основана на учениях философии, которые тесно переплетаются с психологическими теориями.