Под термином дезадаптация в психологии подразумевается утрата либо же снижение способностей индивида приспосабливаться к окружающему миру и иным людям. Данная проблема может касаться как взрослых людей, так и детей.
Причины возникновения дезадаптации у детей различны и могут быть связаны с разного рода конфликтными ситуациями, отсутствием воспитания и взаимопонимания в семье.
Также сегодня четко прослеживается связь между возникающей дезадаптацией и влиянием гаджетов, когда ребенок, впадая в это состояние, отгораживается от мира реального и полностью погружается в виртуальный, что лишь усиливает фрустрацию.
Что такое психологическая дезадаптация у детей и подростков
Психологическая дезадаптация у детей и подростков проявляется в нарушениях психогенных адаптационных процессов, что снижает гибкость их психики и негативно отражается на школьном обучении и социализации, а также домашней семейной жизни ребенка. Дезадаптация у детей негативно влияет на школьную успеваемость, когда ребенку или подростку сложно усваивать учебный материал.
Неспособность приспособиться также сказывается на отношениях со сверстниками и педагогами. Такие дети могут быть чрезмерно замкнутыми или же проявлять свою негибкость в агрессивной форме.
Детям с дезадаптацией трудно подолгу пребывать в школьном коллективе, тогда как дома они могут чувствовать себя вполне комфортно, хотя иногда бывают и ситуации и наоборот. Особенно опасно развитие дезадаптации в настоящее время, когда замкнутый ребенок находит замену живому общению в интернете и его асоциальная модель поведения закрепляется довольно быстро.
Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков
В качестве реабилитации дезадаптации детей в специализированном учреждении можно рассматривать взаимодействие всех специалистов учреждения. Комплексное взаимодействие различных отделений центра и их специалистов поддерживают непрерывную связь и преемственность в процессе реабилитации, адаптации и в целом социализации ребенка.
В процессе реабилитации и профилактики социально дезадаптированных детей в специализированных учреждениях используются следующие основные принципы:
принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми;
индивидуальный подход к ребенку;
комплексный подход к индивидуальной работе с воспитанниками.
Каждый специалист в работе с воспитанниками руководствуется определенными принципами, выражающими суть и специфику его работы. Чтобы коллектив работал слаженно и целенаправленно, всем сотрудникам необходимо овладеть общими принципами организации коррекционно-реабилитационной работы с детьми.
Первый важнейший принцип социально-реабилитационной работы в реабилитационном центре, на который должны ориентироваться все сотрудники является принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми.
Воспитанники в большинстве своем не имеют связей с семьей. Родительская семья не только не выполнила по отношению к нему предназначенную ей социализирующую функцию, но и сама стала фактором социальной дезадаптации, деформации его социального и индивидуального развития.
В условиях специализированного учреждения ребенок должен освободиться от подавления, почувствовать себя свободным от насилия. Для этого и требуется соблюдение принципа гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми.
Первое условие, необходимое для ее реализации,- соблюдение определенных требований во взаимодействиях с ребенком. Отношение с ребенком должны строиться не в рамках директивно-дисциплинарной модели «взрослый требует – ребенок подчиняется требованию», а на основе ненасильственного взаимодействия, с ориентацией на личность воспитанника.
Нарушение социальной адаптации ребенка, несоответствие его поведения требованиям общества, трудности в общении с детьми, непосредственно вызывают напряжения у окружающих. Требование гуманистического подхода к социально искалеченному ребенку выражается в том, что всем работающим с детьми в реабилитационном центре необходимо развивать в себе способность действовать по формуле «понимание вместо осуждения», то есть понять и принять ребенка таким, какой он стал под влиянием неблагоприятных условий жизни и воспитания.
Раздражение, вызываемое тем или иным поступком, действием ребенка, можно преодолеть, если ориентироваться не на само действие или поступок, а на их истоки, конкретные причины и доводы. Преодоление раздражительности способствует сознательная работа над собой, выработка у себя такого свойства как толерантность.
Терпимость сотрудника не должна исключать требований к соблюдению норм морали и законности.
Реакция воспитателя на негативные проявления ребенка должна исключать враждебность, аффекты, упреки, выражение безнадежности и ориентироваться на создание позитивной перспективы: «ты пока не умеешь по другому, но обязательно сумеешь», «а давай попробуем действовать иначе, вот увидишь, это более приятно и для тебя и для других», «а если бы ты вышел из положения другим способом, не обидным для других,- и тебе, и ребятам было бы лучше», «я понимаю, что ты привык так себя вести, но есть другие способы, о которых ты не подозреваешь, а они куда полезнее для тебя».
В реализации принципа гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми существенную роль играет соблюдение всеми сотрудниками требования «опоры на положительное». Важно, осознав свою противоестественность прошлой жизни ребенка, увидеть в каждом ребенке положительные стороны, вычленить их, проявить готовность к эмоциональному контакту, несмотря на все трудности общения с ним, и своим отношением, системой позитивных действий усилить его положительные проявления.
Второе важнейшее условие реализации принципа гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми заключается в том, что все сотрудники реабилитационного центра должны осознать необходимость достижения во взаимодействии с ребенком такого положения, когда тот добровольно по внутреннему побуждению принимает предлагаемые ему Центре условия, правила жизни, формы его дальнейшего жизнеустройства.
Важно не ставить воспитанников в позицию иждивенца, не усугублять его социальную беспомощность, а развивать у него чувство ответственности за самого себя, способствовать самоопределению, вырабатывать собственное отношение к различным сторонам своей жизнедеятельности: решать нужно ли ему на данном этапе общаться с биологической семьей или отказаться от такого общения, выбирать форму дальнейшего жизнеустройства. Одновременно важно побуждать ребенка к определению своих жизненных планов, к выдвижению ближних и далеких перспектив; помогать им в освоении на собственном опыте убеждения, что качество их жизни зависит от совместных усилий воспитателей и детей.
Третье условие, необходимое для реализации принципа гуманизма и ненасильственного взаимодействия с ребенком,- постоянная забота сотрудников Центра о возвышении его как личности.
Успешное взаимодействие возможно лишь тогда, когда он освобождается от ощущения приниженности, порожденного печальным опытом его предыдущей жизни. Поэтому общей задачей для всех специалистов является пробуждение у ребенка чувства самоценности. Заниженная самооценка, которая чаще всего свойственна детям, находящимся в реабилитационных учреждениях, затрудняет их адаптацию к новым условиям жизни, обостряет чувство неадекватности тем требованиям и нормам, которые исходят из нового окружения. Это чувство ослабляет желание им соответствовать. Новая жизнь может оказаться непосильной, и тогда ребенок бежит из учреждения, стремясь снова попасть в окружение, социальным нормам которого он соответствует.
Все специалисты должны придерживаться в своем отношении к детям следующих правил:
— фиксировать внимание окружающих на малейшем успехе и достижении ребенка;
— не сравнивать детей друг с другом, а сравнивать ребенка только самим собой, помогая ему увидеть собственное продвижение, успехи;
— оценивать не личность ребенка, а лишь приемлемое, желаемое или не приемлемое поведение;
— обеспечивать ребенку персонифицированное внимание, подчеркивающее его индивидуальность, персональную значимость для окружающих.
Второй важнейший принцип коррекционно-реабилитационной работы, которым должны руководствоваться все сотрудники реабилитационного центра,- индивидуальный подход к ребенку.
При поддержке этим принципам должны работать специалисты разного профиля. Однако наличие специалистов организующих разностороннюю коррекционно-реабилитационную работу с детьми, еще недостаточное условие для реализации комплексного подхода. Необходимо чтобы все компоненты процесса социальной реабилитации ребенка: задачи, содержания, формы и методы — были подчинены идее комплексности и выступали в определенной системе. Достичь этого можно, если под термином «комплексный подход» подразумевать не просто сумму параллельных действий специалистов разного профиля, а их взаимодействие в общем процессе социального возрождения ребенка. Успех будет достигаться за счет установления определенных связей между деятельностью специалистов разного профиля в отношении одного и того же ребенка.
В качестве ключевых направлений реабилитационной работы можно выделить следующие:
выработка индивидуальной программы социальной реабилитации ребенка;
снятие последствий психотравмирующих факторов, оказавших пагубное влияние на него;
обеспечение условий для его адаптации в новой жизненной ситуации;
поиск наиболее оптимальной формы жизнеустройства ребенка.
К сожалению, современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблемы дезадаптации детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Ранняя социальная дезадаптация приводит к диградированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью.
Однако социальная дезадаптация — процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом социализации дезадаптированных детей и подростков.
Решение проблем профилактики дезадаптации среди несовершеннолетних носит комплексный характер. Для предотвращения отклоняющегося поведения детей и подростков необходимо радикально менять воспитательную работу с ними по всем тем направлениям, по которым осуществляется становление и социализация личности: семья, школа, досуг, трудовая занятость, здоровье. Начинать надо с семьи, так как именно здесь закладываются основные ценностные установки и жизненная ориентация.
Владение современными технологиями социальной работы позволяют специалистам своевременно удовлетворять жизненно важные потребности людей, обеспечивать их выживание в кризисные периоды, непосредственно воздействовать на формирование качества и уровня их жизни, но социально-экономическая нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие надежд на положительные мнения в ближайшем будущем мешают семье выполнять функцию защиты, внушать детям чувство уверенности и безопасности. Поэтому меры по поддержке, реабилитации и коррекции семьи являются лишь частичным средством оказания помощи детям в профилактике их дезадаптации до тех пор, пока не будет преодолена дезадаптация общества в целом.
Опасность нарушения
На первый взгляд может показаться, что дезадаптация не таит в себе серьезной угрозы и при желании ребенка можно будет заставить адекватно реагировать на какие-то ситуации и проблемы.
Однако это не совсем так. Когда родители и педагоги не усматривают в дезадаптации ребенка серьезную проблему и не пытаются корректировать его поведение, то закрепление такого негибкого поведения происходит на психофизическом уровне.
В результате у ребенка прочно закрепляются определенные психологические привычки, которые сложно исправить, даже прорабатывая их с психологом. Зачастую родители и учителя не видят проблему с дезадаптацией у ребенка и списывают поведенческие особенности на характер.
С другой стороны вычислить дезадаптацию на какой-то начальной фазе не просто, так как проявляется она не сразу, поэтому еще одна опасность данного состояния кроется в трудности распознавания этого поведенческого отклонения. Чаще всего становится очевидно, что человек совершенно дезадаптирован, только лишь когда он попадает в сложную ситуацию и оказывается совершенно не приспособлен к ней.
Виды психологической дезадаптации
Дезадаптация в психологии – это нарушения, возникающие в общении с окружающими, которые возникают по причине утраты индивидом гибкости и адаптационных способностей. Такой человек, взрослый или ребенок, становится равнодушным, не проявляет эмпатию (заинтересованность, сопереживание).
По глубине развития процесса дезадаптацию можно разделить на:
- полную – когда происходят серьезные личностные изменения и человек утрачивает интерес к жизни и другим людям. При данной форме у взрослых, а также подростков может развиться какая-либо пагубная зависимость;
- частичную – когда человек временно выпадает из привычной социальной жизни, что, несомненно, сказывается на его адаптивных качествах. Так, например, бывает после болезни, когда детям вновь трудно влиться в свой класс и сразу начать общаться как раньше.
С психологической точки зрения дезадаптация делится на:
- патогенную;
- психосоциальную;
- социальную.
Социальная дезадаптация
Данная форма связана с утратой у детей и подростков связи с иными членами общества. Когда такие дети сталкиваются с необходимостью пребывания в коллективе, их дезадаптация проявляется в асоциальном поведении и неадекватных реакциях на разные события и ситуации.
Родители могут отмечать, что дома ребенок стал тревожным, плаксивым и раздражительным. У некоторых детей из-за адаптационного стресса даже могут наблюдаться нервные тики.
Патогенная дезадаптация
Этот вид дезадаптации развивается у лиц, имеющих психические отклонения. У таких людей невозможность нормально адаптироваться является следствием функционально-органического поражения нервной системы (психопатия, шизофрения).
Как правило, неблагоприятная внешняя обстановка, в которой приходится пребывать такому человеку, провоцирует усиление дезадаптационного расстройства. В этом случае работа психиатра в 1-ю очередь должна быть направлена на корректировку основного заболевания, а затем по мере возможности корректировку дезадаптации.
Психосоциальная дезадаптация
Трудности с адаптацией к тем или иным условиям могут быть связаны и с индивидуальными особенностями личности ребенка. Так, например, при смене учебного заведения дети могут стать более замкнутыми, что вполне естественно, если это явление носит временный характер.
Если же привыкание к новому коллективу затянулось, то дезадаптация может перейти в патогенную форму, что негативно отражается на психоэмоциональном состоянии ребенка.
В подростковом возрасте у таких ребят может проявляться агрессия, желание все делать наперекор и противопоставлять себя другим. Таких подростков часто причисляют к трудно воспитуемым и требующим обучения по индивидуальному плану или же в специальном заведении.
Также данная форма дезадаптации может носить временный характер в так называемые возрастные кризисные периоды, когда по мере взросления, из-за сложностей идентифицирования себя в этом мире, ребенок может стать частично дезадаптированным.
Социально-психологическая дезадаптация
Адаптация дословно означает приспособление. Это одно из самых значимых понятий в биологии. Широко используется в концепциях, трактующих отношения индивидов с его окружением в качестве процессов гомеостатического уравновешивания. Она рассматривается с точки зрения двух ее направленностей: адаптация индивида к внешней новой среде и приспособление как формирование на этом базисе новых качеств личности.
Выделяют две степени адаптированности субъекта: дезадаптация или глубокая адаптированность.
Социально-психологическая адаптация заключается во взаимодействии социальной среды и личности, приводящее к идеальному соотношению ценностей и целей группы в общем и личности в частности. В ходе такой адаптации осуществляются потребности и стремления, интересы личности, обнаруживается и формируется ее индивидуальность, индивид входит в социально-новое окружение. Итогом такой адаптации является образование профессиональных и социальных качеств коммуникаций, деятельности и поведенческих реакций, принятых в определенном обществе.
Если рассматривать приспособительные процессы субъекта с позиции социально-психологического процесса включаемости в деятельность, то в качестве главных моментов деятельности следует выделить фиксацию интереса к ней, налаживание контактов с индивидами, которые окружают, удовлетворенность такими отношениями, включение в социальную жизнь.
Понятие социальная дезадаптация личности обозначает срыв процессов взаимодействия субъекта с окружающей средой, которые направлены на поддержание баланса внутри организма, между организмом и окружающей средой. Данный термин появился сравнительно недавно в психологии и психиатрии. Применение понятия «дезадаптация» достаточно противоречиво и неоднозначно, что можно проследить, главным образом, в оценивании места и роли дезадаптационных состояний относительно таких категорий как «норма» или «патология», так как параметры «нормы» и «патологии» в психологии пока еще мало разработаны.
Социальная дезадаптация личности – это явление достаточно разностороннее, в основе которого лежат определенные факторы социальной дезадаптации, затрудняющие социальное приспособление индивида.
Факторы социальной дезадаптации:
- относительная культурно-социальная депривация (лишение необходимых благ или жизненных потребностей);
- психолого-педагогическая запущенность;
- гиперстимуляция новыми (по содержанию) общественными стимулами;
- недостаточная подготовленность к процессам саморегуляции;
- потеря уже сформировавшихся форм наставничества;
- утрата привычного коллектива;
- низкая степень психологической готовности к овладению профессии;
- ломка динамичных стереотипов;
- когнитивный диссонанс, который был вызван вследствие несовпадения суждений о жизни и положении в реальности;
- акцентуации характера;
- психопатическое формирование личности.
Таким образом, говоря о проблемах социально-психологической дезадаптации, подразумевается изменение внутренних и внешних обстоятельств социализации. Т.е. социальная дезадаптация личности – это сравнительно кратковременное ситуативное состояние, которое является следствием влияния новых, непривычных раздражающих факторов изменившейся среды и сигнализирует о нарушении баланса между требованиями среды и психической деятельностью. Ее можно определить в качестве затруднения, осложненного какими-либо приспособительными факторами к трансформирующимся условиям, которое выражается в неадекватных реакциях и поведении субъекта. Она является важнейшим процессом социализации индивида.
Причины дезадаптации
Дезадаптация в психологии – это отклонение в поведении, которое характеризуется неспособностью индивида свободно контактировать с людьми и выстраивать с ними нормальные коммуникации. Как и любое отклонение, оно не возникает на пустом месте и имеет свои предпосылки развития.
Педагогическая запущенность
Педагогическая запущенность возникает в результате безнадзорности и бесконтрольности, когда ребенком попросту не занимаются родители.
В результате ребенок, предоставленный сам себе, демонстрирует поведение, отклоняющееся от нормы, также страдает и его развитие. Чаще всего такая проблема возникает у детей, растущих в асоциальных семьях, когда с ребенком жестоко обращаются, пренебрегают его потребностями и правами.
Но иногда педагогическая запущенность может проявляться и у детей из относительно благополучных семей. Это возникает в том случае, если к ним предъявляются завышенные или напротив заниженные образовательные и воспитательные цели, а также используются неэффективные способы обучения и воспитания.
В результате педагогически запущенные дети нередко замыкаются в себе, стараются никого не впускать в свой внутренний мир. Такие ребята в последующей взрослой жизни испытают трудности в поисках своего места, рода деятельности. Ликвидировать педагогическую запущенность проще пока человек не стал взрослым, его психика гибче и до конца не сформировались взгляды на жизнь.
Отсутствие взаимопонимания в семье
Даже если родители не ведут асоциальный образ жизни, во внешне благополучной семье может быть далеко все не так гладко, как кажется постороннему человеку на 1-й взгляд.
Нередко родители, закрывая базовые потребности ребенка в еде и одежде, не умеют выстроить с ним нормальные доверительные отношения, могут быть чрезмерно деспотичны и строги к нему или же наоборот все позволять. Отсутствие налаженного контакта между родителями и ребенком негативно сказывается на модели построения связей и его собственных коммуникации с иными людьми.
Также негативно на детей влияют частые ссоры родителей и отсутствие взаимопонимания между ними. Когда ребенок видит, что родители не ладят между собой, он в более раннем возрасте может считать себя виновным в этом, а в старшем возрасте просто пытаться дистанцироваться от такой семьи.
Кроме того в будущем подобную модель родительского поведения ребенок может непроизвольно воспроизводить при построении собственных отношений с противоположным полом.
Смена привычного образа жизни
Перемена работы, смена места жительства в силу обстоятельств имеет негативные последствия для некоторых людей. Иногда бывает трудно приспособиться к изменившимся условиям, особенно если причины этих перемен нерадостны (болезнь, увольнение для взрослых). Дети же, оказавшиеся в таком положении, еще более уязвимы.
Попадая в новый класс, коллектив, у них не всегда получается выстроить дружественные отношения со сверстниками и учителями, что травмирует их психику и они реагируют на подобный стресс уходом в себя. Они могут отказываться идти в школу, общаться с кем-либо. При отсутствии помощи психолога дезадаптация в дальнейшем в такой ситуации будет только усугубляться.
Конфликт с окружением
Явные открытые конфликты также могут провоцировать развитие дезадаптации. Особенно пагубно на детскую психику воздействуют длительные затянувшиеся деструктивные (разрушительные) конфликты.
Детские конфликты в раннем возрасте могут вести к развитию психологических травм, а подростковые конфликты будут отличаться своей жестокостью и агрессией. В любом возрасте у ребенка, ставшего участником конфликтной ситуации, могут быть проблемы с адаптацией к окружающим, вне зависимости от того, был он жертвой конфликта или провокатором.
В 1-м случае ребенок-жертва получает травму и ему кажется, что весь мир настроен против него. Во 2-й ситуации провокатор (больше это касается подростков) из-за своей негибкости и ложных личностных убеждений пытается противостоять всему окружению и выразить таким способом протест, но в итоге помимо того, что приносит зло окружающим, страдает и сам.
Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка
В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социально-психологической дезадаптации старших подростков, делается вывод об основных факторах влияния на данное нарушение взаимодействия подростка с социумом и самим собой.
Ключевые слова: социально-психологическая дезадаптация старших подростков, адаптация, социум, девиантное поведение, дегармонизация взаимодействия
The article is devoted to an analyze of meanings of an adaptation, a social adaptation, a socio-psychological disadaptation, it contains a specificity of a socio-psychological disadaptation of adolescents, its forms and causes. It reveals criterions and a structure of the socio-psychological disadaptation of the older adolescents. An author concludes the main factors of influence on an infringement of an interaction of the adolescent with society and with himself.
Keywords: socio-psychological disadaptation of older adolescents, adaptation, society, deviant behavior, degarmonizatsiya interaction
Деятельность педагога-психолога в образовательной организации часто связана с необходимостью совершенствования условий для обучения и развития подростков с высокой степенью конфликтности во взаимоотношениях с учителями, родителями и сверстниками, вербальной и другими видами агрессии в поведении, сложностью в построении дружеских отношений и учебного сотрудничества, нарушениями эмоционально-личностного отношения к учению, учебно-профессиональным планам, учителям, академической неуспешностью, в том числе обусловленной низкой дисциплинированностью, трудновоспитуемостью и пр. Это подростки, которые по различным причинам, из-за различных условий и под влиянием различных факторов не смогли адаптироваться к социуму, таким образом, входящие в группу риска социально-психологической дезадаптации.
Выделяются следующие уровни дезадаптации подростков С. А. Беличевой [2]: патогенная, психолого-социальная, социальная дезадаптация.
Патогенная дезадаптация, как правило, является следствием психических и нервно-психических заболеваний, причиной которых являются органические поражения центральной нервной системы. Психолого-социальная дезадаптация основывается на половозрастных и индивидуально-психологических особенностях подростка, обусловливающих его нестандартность, трудновоспитуемость, требующие индивидуального педагогического подхода и специальной психолого-педагогической программы. Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали и права (педагогическая и социальная запущенность подростков) [10].
В старшем подростковом возрасте (14–17 лет) психологическая значимость взаимодействия со сверстниками обусловливает особую интенсивность эмоциональных контактов ребенка, его стремление к расширению социального опыта при еще неосознанности его средств, следствий, возможностей и опасности. По данным исследований [3; 7; 9 и др.] дезадаптация старшего подростка происходит в результате дегармонизации его взаимодействия личности не только с обществом, ближайшим окружением, но и с самой собой, которая появляется «во внутреннем дискомфорте, нарушениях поведения, взаимоотношений и деятельности» [6, 53]. Это состояние несоответствия социально-психологического статуса ребенка требованиям и условиям социальной ситуации может иметь разный уровень и интенсивность, проявляться в различных формах и сочетаниях. Особенно актуальным является вопрос о его возникновении, развитии, протекании и завершении в сензитивный для социального взаимодействия — период старшего подросткового возраста.
По результатам исследований Б. Д. Менделевича и С. Я. Волгиной [8, 53] подростки с различным уровнем социально-психологической дезадаптации нуждаются в своевременном психологическом и психотерапевтическом сопровождении в связи с высоким риском формирования у них психической патологии.
В свою очередь, успешная социально-психологическая адаптация предполагает достижение удовлетворяющего личность социального статуса, взаимоотношения с окружающими, а также удовлетворенность этой средой в целом, тогда как неуспешная предполагает социальный регресс либо отклоняющееся поведение [3, 10]. Ряд авторов отмечают, что психологическая адаптация, ее легкость и скорость, обусловлена определенным уровнем развития личностных качеств и свойств интеллекта, сбалансированностью личностных свойств у подростка [4; 5; 6].
По Л. Н. Собчик и данным других авторов в качестве основных предикторов возникновения дезадаптации и доминирующего клинического синдрома выступают отдельные индивидуальные характеристики личности (например, выраженные психопатологические черты, грубость, лень, агрессия, замкнутость, низкая самооценка а также эмоциональная неустойчивость с повышенным нейротизмом и др.) [12, 40]. В числе многочисленных личностных черт социально-дезадаптированных подростков, которые отмечаются многими авторами, наиболее часто выделяются нечестность и жестокость. Нечестность, в асоциальном подростковом мире обман, ложь, лицемерие распространяются и поддерживаются. Жестокость — так же по большей части является продуктом криминальной субкультуры. Социально-дезадаптированные подростки проявляют агрессию, у них отсутствует активное сочувствие, они не могут и не хотят проявлять сострадание к слабым и беззащитным. При доминировании подобных качеств у подростка сама возможность социально-психологической адаптации может быть непосредственно обусловлена только оптимальным сопереживающим, поддерживающим микросоциумом [5, 72].
Система социально-психологической дезадаптации, критерии которой разработаны, соотнесены с показателями школьной дезадаптации подростка, д.м.н. Б. Д. Менделевичем, включает когнитивный (отставание в обучении, соответствующем возрасту и способностям ребенка и пр.), эмоционально-личностный (нарушения отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой) и поведенческий (повторяющееся нарушения поведения, в том числе отказные реакции, пренебрежение правилами, противопоставление себя сверстникам и взрослым) компоненты, а также невозможность установления позитивных контактов с ближайшим окружением [8, 50].
Анализируя структуру социально-психологической дезадаптации современного подростка, разработанную Л. Г. Агеевой [1, 63], можно отметить несколько другой подход к определению ее показателей — с позиций дефектов формирования и дефицитарности показателей развития ребенка. Так, она включает дефекты личностного развития (депрессивное состояние, псевдоактуализацию, дефицит внутренней поддержки, дисбаланс контроля и самомнения, дефицит эмоциональной устойчивости), дефицит познавательных интересов (дефицит стремления к познанию, снижение уровня интеллекта), дефект адекватности восприятия внешнего мира (нарушение восприятия целостности бытия), а также дефицит навыков социального взаимодействия (снижение межличностной чувствительности, дефицит гибкости поведения, дефицит коммуникативных навыков, выраженность негативных жизненных позиций личности, завышение или занижение уровня доверчивости).
Исследования, посвященные коррекции и профилактике социально-психологической дезадаптации старшего подростка показывают, что ее уровень, интенсивность и формы можно корригировать, осуществляя влияние на факторы и условия социализации ребенка, формируя мотивацию достижения, навыки саморегуляции, уверенности в себе, обусловливая сглаживание недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер ребенка, изменение отношения к себе и окружающим людям.
Источником социально-психологической дезадаптации могут являться также и нарушения в самом социуме, обусловливающие изменение поведения и самопроявления подростка [9]. Таким образом, социально-психологическая дезадаптация проявляется как у тех, кто не сумел найти «собственную нишу» в коллективе, выстроить гармоничные отношения в микросоциуме, а также у тех, кто асоциален или неудобен окружающим из-за нарушения самого социума.
Усиление процессов социально-психологической дезадаптации приводит к формированию у старших подростков отклоняющегося, а также одной из его форм — девиатного поведения. Отметим, несмотря на то, что в некоторых научно-практических работах дезадаптация и девиация рассматриваются как синонимы, существует отличие проявлений девиантного поведения и с проявлением социально-психологической дезадаптации. Стремление к автономности, к самоутверждению в развитии личности и становлении его индивидуальности может рассматриваться как «естественное состояние», как «положительная девиация», однако в случае асоциальности данного поведения подросток может быть даже опасен для общества.
Категории социально-дезадаптированных подростков можно представить следующим образом:
1) трудновоспитуемые подростки, у которых имеется уровень дезадаптации близкий к норме, обусловленный особенностями темперамента, нарушено внимание, наличие легких дисфункций мозга, существует недостаточность возрастного развития;
2) нервные подростки, которые неспособны самостоятельно справиться с тяжелыми переживаниями, вызванных их взаимоотношениями с родителями и другими взрослыми (в связи с их возрастной незрелостью эмоционально-волевой сферы);
3)
«трудные» подростки, которые не умеют решать свои проблемы должным образом, характеризуются внутренними конфликтами, неустойчивой эмоционально-волевой сферой;
4) фрустрированные подростки, которым свойственны устойчивые формы саморазрушающего поведения, наносящие вред их здоровью (употребление наркотиков, алкоголя, курение), вредящие духовному и нравственному развитию (сексуальные отклонения, домашнее воровство), ухудшающие их социальное положение (прекращение учебы, бродяжничество), подвергающие опасности самого факта их существования (склонность к суициду);
5) подростки-делинквенты, подростки находящиеся постоянно на грани дозволенного и противоправного поведения, не сообразующегося с социально приемлемыми представлениями о добре и зле.
Наиболее подверженными влиянию вышеуказанных факторов и причин оказываются подростки из-за их физиологических и психологических особенностей, что в итоге приводит к нарушениям в формировании личности и адаптации к социальным условиям.
Не существует единого типа социально дезадаптированного подростка. У каждого ребенка — свои причины, которые привели к изменению личности, изменению в поведении. Их объединяет «неустойчивость»: одни должны развлекаться, другие попали в разряд «трудных» за компанию. У последних обычно отсутствуют собственные убеждения, четкие моральные принципы, они не могут себя занять и плывут по течению — идут на поводу у более самостоятельных сверстников [10]. Таковы подростки, называемые конформными.
Истероидные подростки поднимают вокруг своей персоны много шума. Они любят привлекать к себе внимание, заставлять говорить о себе и переживать. Эти подростки стараются всячески получить сверх внимание любым способом, идя на крайние меры (самоубийства, чаще — попытки суицида).
Эпилептоидые подростки в большинстве случаев страдают от жадности или чувства мести. Такие дети проявляют особую жестокостью в драках, повышенную агрессивностью.
Гипертимные подростки — лидеры в группах. Они становятся инициаторами драки, прогулов уроков, совершения краж и т. д. Их безудержная энергия, которая не находит применения, повышенные склонности к рискам и авантюрам заставляют подростков искать источники реализации своих планов.
Шизоидные подростки — отшельники. Перед тем как встать на асоциальный путь, они долго обдумывают этот план.
Выше перечисленные типы можно отнести к случаям, когда у подростка уже выраженные акцентуации характера. Важно отметить, что нарушения, отклонения в поведении, сложности в адаптации могут возникать так же при относительно гармоничном характере и социальной адаптации.
В связи с появлением «опытных» друзей или вступление в группу — необязательно асоциальную может закрепить или поспособствовать возникновению разных форм социальной дезадаптации.
Большинство подростков, которые усвоили с детства нормы морали, будут ориентироваться на оценки окружающих, опасаться осуждения и наказания со стороны родителей, учителей и тем более милиции. У таких детей возникает внутренний конфликт: с одной стороны, появляется желание принять участие в сомнительные развлечения и действия, с другой стороны — беспокойство о возможных последствиях. В таких случаях в результате колебаний одерживает верх вторая тенденция.
В настоящее время можно выделить ряд факторов, которые способствуют размыванию моральных норм и установлению асоциальных ценностей.
Разрушение общенациональной культуры, снижение духовных ценностей, экономические неурядицы в стране, выходящая из-под контроля миграция населения; деятельность средств массовой информации, которые допускают рекламу насилия — все эти факторы привели к распространению криминальной субкультуры, которая предлагает подросткам специфическую идеологию, оправдывает и поощряет преступный образ жизни. В результате этого подросток формируется механизм самооправдания и отсутствия ответственности после совершения проступка, который снимает психологический и нравственный барьер, который ему необходимо было преодолеть, чтобы совершить правонарушение.
В результатах многочисленных исследований психологов [по 11], от трети до половины подростков являются членами разнообразных субкультурных групп, но девиантное поведение подростков может вызвать и ситуации в семье, отношения с родителями. Побеги из дома, прогулы уроков, драки, кражи могут провоцироваться не сверстниками, а родственниками. Не только открытый конфликт, но и родительское безразличие и непонимание может привести к острой реакции протеста. Неблагоприятные семейные условия заставляют подростков, отрицать принятые в обществе нормы отношений и поведения, тем самым подросток становиться беззащитными перед влиянием криминальной субкультуры.
Бедность духовных потребностей и сильно выраженные примитивные потребности — специфическое для социально-дезадаптированного подростка, свойство личности. Недостаточность потребностей и интересов влечет за собой сужение круга общения подростка. Социально-дезадаптированные подростки не желают учиться, их времяпрепровождение бессодержательно и примитивно.
Еще одна черта социально-дезадаптированного подростка — ситуативность, проявляющаяся в праздности жизненного уклада подростка. Дети слоняются по улицам, сидят в подъездах, завязывают случайные знакомства, тем самым создавая условия и провоцируя конфликтные ситуации. Ситуативность — психологическая предпосылка для развития социальной дезадаптации подростка. В. Э. Чудновский писал: «ситуационность, которая стала свойством личности, делает человека игрушкой в руках судьбы — его поведение непредсказуемо: оно зависит от множества случайных обстоятельств».
Трудные жизненные ситуации, ошибки в семейном воспитании, низкий уровень культуры и образования окружающих оказывает влияние на многих подростков. Вместе с тем отрицательные психофизиологические предпосылки (психопатия, акцентуации характера и поведения) в свою очередь не становятся фатальными сами по себе (без взаимосвязи с социальными факторами) и не станут первопричиной, детерминантой социальной дезадаптации.
Специфика формирования морального сознания, присоединение к криминальной подростковой субкультуре, ограниченность и примитивизм духовных потребностей, размытость мотивов, ситуативность, нечестность, высокая агрессивность, неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка — личностные особенности подростков развитие которых способствует возникновению социально-психологической дезадаптации. Кроме этого существенное значение имеют физиологические и психофизиологические особенности развития ребенка на этапе подросткового возраста.
Таким образом, социально-психологическую дезадаптацию подростка можно рассматривать:
– как процесс снижения адаптационных возможностей ребенка в условиях взаимодействия со сверстниками, родителями, учителями в классе, в школе в целом, в семье и другом значимом окружении;
– как нетипичное социально-психологическое поведение подростка в определенных условиях в связи с нарушениями или принципиальным изменением социальных норм в социуме;
– как неадекватное взаимодействие личности с собой и социумом — как комплексный показатель того, что поведение, отношения и результативность деятельности (во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, в ученой и др. видах) подростка не соответствуют тем социальным нормам, которые характерны для него в данных условиях среды.
На личность подростка воздействует совокупность как объективных средовых факторов (нарушения в социуме, педагогической среды, ближайшего окружения и, главное, семьи), так и внутренне обусловленных, субъективных (биогенетические предпосылки, особенно при их патогенности, выраженность акцентуаций характера, дефициты эмоционально-волевой, познавательной и социально-коммуникативной сфер). Данные факторы могут обусловливать дегармонизацию его взаимодействия с обществом, ближайшим окружением, с самой собой, к несоответствию социально-психологического статуса ребенка требованиям и условиям социальной ситуации, т. е. к социально-психологической дезадаптации подростка. Последняя не обладает свойством необратимости, невозможности преодоления, особенно на этапе школьной дезадаптации, старшие подростки с социально-психологической дезадаптацией нуждаются в психолого-педагогической помощи и сопровождении.
Литература:
- Агеева Л. Г. Социально-психологическая дезадаптация современных школьников и ее причины [Текст]/ Л. Г. Агеева. — Ульяновск: УлГТУ, 2010. — 180 с.
- Беличева С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева. — М.: Социальное здоровье России, 1994. — 224 с.
- Бобылева Н. И. Социальная дезадаптация и девиация: нарушения поведения детей и молодежи [Текст] / Н. И. Бобылева, Е. В. Рыбак, Н. В. Цихончик; ПГУ имени М. В. Ломоносова / Отв. ред. Н. В. Цихончик. — Архангельск: Пресс-Принт, 2011. — 194 с. — С. 8–10.
- Весна Е. Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации — индивидуализации в онтогенезе: Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. — М., 1998.
- Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика [Текст] / С. А. Ларионова. — Белгород, 2002. — 200 с.
- Литвиненко Н. В. Социально-психологическая адаптация младших подростков: индивидуально-личностный подход [Текст] / Н. В. Литвиненко // Наука и школа. — 2007. — № 5. — С. 52–55.
- Маланченко Е. Школьная дезадаптация [Электронный ресурс]// Первое сентября. — 2007. — № 17. — URL: https://zdd.1september.ru/2007/17/7.html (дата обращения 26.01.2017).
- Менделевич Б. Д. Личностно-типологические особенности подростков с различной степенью социально-психологической дезадаптации [Текст]/ Б. Д. Менделевич, С. Я. Волгина// Неврологический вестник — 2010 — Т. XLII, вып. 1 — С. 49–53.
- Молодцова Т. Д. Диагностика дезадаптации подростков в учебных группах как условие успешной коррекционной работы [Текст]/ Т. Д. Молодцова //Международный журнал экспериментального образования. — 2014. № 3–1. — С. 32–34.
- Овчаренко Л. Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде [Текст]/ Л. Ю. Овчаренко //Системная социология и социология. — 2015.–№ 3. — С. 44–56.
- Психология подростка / [Ж. К. Дандарова и др.]; под ред. А. А. Реана.– СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.– 480 с.
- Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности [Текст]/ Л. Н. Собчик. — М.: Институт прикладной психологии, 1997. — 469 с. — С. 40–42.
Симптомы и признаки
Дезадаптация в психологии – это особое состояние, при котором снижаются адаптивные функции личности. В случае если речь идет о дезадаптации детей и подростков важно как можно раньше выявить это состояние, чтобы помочь ребенку и снизить негативное влияние возникшего поведенческого отклонения на текущую и последующую жизнь.
Для этого родителям и педагогам важно знать, по каким проявлениям можно выявить дезадаптацию у детей. Все признаки и симптомы, указывающие на данное состояние, можно условно разделить на несколько групп.
На физиологическом уровне | Если ребенок имеет проблемы с адаптацией в коллективе, то на физическом уровне это может выражаться в:
|
На познавательном (когнитивном) уровне | Программу по разным предметам такой ребенок будет усваивать с трудом. При этом если ребенок пытается преодолеть трудности, то эти попытки не увенчаются успехом. Нередко такие дети, понимая, что с ними что-то не так, отказываются учиться вовсе. |
На сенситивном (эмоциональном) уровне | У ребенка сформировано резко негативное отношение к школе, учителям и сверстникам, с которыми он вынужден находиться в одном коллективе. |
На поведенческом уровне | Нередко при дезадаптации дети становятся импульсивными и проявляют агрессию. Они не принимают установленные правила и предъявляют неадекватные требования к учителям и одноклассникам. Однако стоит отметить, что в силу особенностей характера не все дети с дезадаптацией ведут себя агрессивно, некоторые из них наоборот могут зажиматься и становятся неспособными защитить себя. |
Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптивных детей и подростков
Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптивных детей и подростков. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и искажении системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, на которое влияет ближайшее окружение, которое демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенные влияния, когда имеет место снижение значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.
В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации:
1. Педагогически запущенные учащиеся. Основные деформации связаны со школьным учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка. Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, негативным отношением к учебе, социальной дезадаптацией и различными асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками).
Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных учащихся имеют достаточно четкие профессиональные намерения, владеет различными трудовыми навыками, стремится к получению рабочей профессии, к экономической самостоятельности, что может послужить опорой в их перевоспитании.
2. Социально запущенные дети и подростки.Социально запущенные учащиеся не только плохо учатся, имеют хроническое отставание по предметам учебной программы и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но, в отличие от педагогически запушенных, профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Они характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном пол влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Для социально запущенных подростков характерны различные серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и т.д.).
Работа психолога с «трудными детьми» предполагает выявление различного рода неблагоприятных индивидных, личностных, психолого-педагогических и социально-психологических факторов, затрудняющих социальную адаптацию детей и подростков и работа с ними.
Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптированных подростков может быть завершена только в том случае, если в подростке удается пробудить потребность самосовершенствования, самовоспитания. Самовоспитание начинается с самоанализа, с самокритичного отношения к себе. Кроме того, самовоспитание предполагает существование некоего идеала, выбранного в качестве образца поведения, определенных нравственных ценностей и критериев, с позиции которых человек оценивает себя, свое поведение.
Следует отметить, что отличительной чертой несовершеннолетних правонарушителей является отсутствие навыков самоанализа, самооценивания. Как правило, они затрудняются назвать хорошие и плохие черты характера как у себя, так и у своих друзей. Затрудняются определить, что именно в себе надо изменить, чтобы стать на путь самосовершенствования, исправления, Поэтому необходимо подтолкнуть подростка к самоанализу, к потребности раздумий о себе, о своих поступках. К этому могут побуждать частные беседы воспитателя, рассуждения о различных жизненных ситуациях и нравственных коллизиях, отраженных в прочитанных книгах, просмотренных фильмах, наблюдаемых в жизни.
Отличительной чертой социально запушенных подростков является деформация их социальных связей: по степени влияния на первом месте для них оказываются неформальные криминогенные группы, которые имеют особую значимость в глазах подростка. Отсюда коррекция личности социально запушенного подростка наряду с другими задачами предполагает выработку критического отношения к прежним кумирам и формирование новых поведенческих образцов и жизненных идеалов. Переориентация референтной группы может происходить как при помощи живого примера взрослых и сверстников, с которыми общается и взаимодействует подросток, так и на примере литературных героев и киногероев, судьбы которых заинтересовали несовершеннолетнего, вызвали желание подражать. В первую очередь следует являть личный пример человека, которому подростку захочется подражать.
Индивидуальная работа психолога с дезадаптивными детьми предполагает выявление как слабых, так и сильных сторон личности трудновоспитуемых детей и подростков, которые, с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой — составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перевоспитания, самовоспитания. Здесь очень важно выявить возможную акцентуацию характера подростка, то есть крайнее проявление нормы, отклонения, которыми можно справиться совместными усилиями психолога и педагога, и которые должны быть учтены при индивидуальном педагогическом подходе к воспитанию. Здесь же необходимо выявление синдромов тревожности, агрессивности, нарушений системы самооценок ребенка, подростка, неадекватный уровень притязаний, которые могут проявляться в различных формах социальной дезадаптации. Воспитание, перевоспитание, коррекция должны строиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что также поможет выявить психодиагностическое исследование.
Коррекция отклоняющегося поведенияпредполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка как со взрослыми, так и сверстниками, и «лечение» социальной ситуации, то есть коррекцию педагогических позиций учителей, родителей, разрешение острых и вяло текущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии пол ростка. Чрезвычайно важным представляется также анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и сои таковая имеется, определение ее корней и причин, а также возможных путей преодоления.
В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отношениях взрослого и ребенка появляется в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят резкие скачкообразные изменения в психике и личности ребенка, подростка, в его отношениях с окружающими, в ситуации социального развития, что не всегда учитывается родителями, воспитателями. Серьезные педагогические ошибки, ведущие к нервно-психическим срывам детей и подростков, к дезадаптации их поведения и деформации личностного развития, возникают в случаях, когда родители, воспитатели стремятся влиять на базисные, индивидные свойства ребенка, такие, как темперамент, особенности психомоторики, эмоционально-волевой сферы, не учитывая их инерционность, относительное постоянство. В данном случае психолог должен помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать и какие развивать. То есть психолог должен, по сути дела, помочь родителям изменить в ребенке то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.
(на основании материалов с сайтов: https://bookap.info/sociopsy/belicheva/gl15.shtm)
Особенности психологической дезадаптации
Дезадаптация характеризуется некоторыми психологическими особенностями, с которыми сталкивается индивид, пребывающий в этом состоянии. Эти проявления связаны с тем, что человек по своей сути является социальным существом и при возникновении проблем с адаптацией к окружающим людям он начинает жить в выдуманной им иллюзорной реальности.
Такими особенностями или признаками являются:
- раздражительность – зачастую таким людям (особенно детям и подросткам) сложно понять позицию другого человека, которая вызывает у них лишь только отторжение и гнев;
- агрессивность – связана с негативным мышлением и утратой навыков дружелюбного общения;
- замкнутость (уход в себя) – разрывая отношения с привычным кругом общения, человеку становится сложно выстраивать новые коммуникации, в результате чего он замыкается в себе. Таким путем индивид закрывается от взаимодействия с иными людьми и, по его мнению, ограждает себя от эмоционального дискомфорта, хотя на самом деле его отстраненность тяготит его не меньше, чем боязнь общения;
- социофобия – человеку становится трудно выстраивать социальные связи, в результате чего любой выход в общество становятся для него болезненным. Данное состояние является результатом длительной дезадаптации индивида, когда ему не была своевременно оказана психологическая помощь;
- бойкотирование общепринятых правил – пребывая в дезадаптированном состоянии, человек склонен ставить под сомнение и обесценивать принятые нормы поведения. Ему кажется, что действительность должна измениться, а принимать её такой, какая она есть, он не обязан.
Индивидуальный адаптационный потенциал
Специалисты-психологи исходят из того, что каждый человек имеет определенный адаптационный потенциал, который может снижаться в силу различного негативного воздействия:
- педагогической запущенности;
- конфликтов;
- тяжелого внутрисемейного микроклимата.
Такой потенциал представляет собой набор качеств и черт характера человека, которые помогают человеку успешно интегрироваться в общество других людей. Положительным моментом является то, что дезадаптация в большинстве случаев поддается корректировке и при желании адаптивный потенциал может быть восстановлен.
Вместе с тем адаптивность не остается постоянной и неизменной на протяжении всей жизни человека. Например, дети хуже адаптируются к изменяющимся условиям и при переходе в новый коллектив, их личностные особенности в такой ситуации подвергаются некоторым преобразованиям.
Для предупреждения развития у человека (особенно у детей) состояния дезадаптации необходимо создание условий для гармоничного развития личности.
Подстройка и дезадаптация истероида
Дезадаптация в психологии – это реакция на стрессовую коммуникативную ситуацию. Для того чтобы помочь человеку легче подстроится к новой обстановке и окружению, следует ориентироваться на его тип личности. Для истероида характерны такие черты характера как бесконечный эгоцентризм, желание быть в центре событии и внимания, преувеличение собственной значимости.
Среди всех психотипов расположить к себе истероида проще всего. Для таких людей важна лесть и восхищение, тогда они будут настроены к собеседнику благосклонно. В процессе беседы можно интересоваться их жизнью, здоровьем и делами, что позволит приблизиться к ним.
Большинство детей и подростков в той или иной мере имеют черты истероида, так как они до определенного возраста крайне эгоцентричны, поэтому расположить к себе ребенка на самом деле не так и тяжело.
Лишенный внимания истероид, напротив, испытывает сильный душевный дискомфорт, так как его натура требует признания и восхищения. Также люди такого типа плохо справляются с неопределенностью и длительным ожиданием. От этого они испытывают дистресс и теряют равновесие.
Подстройка и дезадаптация эпилептоида
Отличительными чертами эпилептоида являются исполнительность, бережливость, пунктуальность, надежность. Среди негативных черт такого типа личности можно выделить неумение сочувствовать другим людям, раздражительность при нарушении порядка, желание подчинять себе.
Такие люди теряются в ситуациях когда:
- кто-то не выполняет данное обещание;
- вокруг него творится сумбур и хаос;
- в ходе беседы рассуждают об отвлеченных темах (философии, религии) или событиях отдаленного будущего;
- подвергают сомнению его жизненные установки и принципы.
Эпилептоидам информацию необходимо преподносить в четкой, конкретной и лаконичной форме, избегая при этом жестикуляции и излишней эмоциональности. Для того чтобы расположить к себе такого человека можно использовать технику «зеркало» и ненавязчиво повторять его жесты и принимаемые им позы.
Подстройка и дезадаптация паранойяла
Обычно черты этого психотипа начинают проявляться не в детском, а в старшем подростковом возрасте. Такие ребята отличаются сосредоточенностью на своей цели, могут быть крайне серьезны и озабочены и жаждут достичь желаемого во что бы то ни стало.
Главными чертами характера у паранойялов являются чрезмерная напористость и целеустремленность. При этом негативными сторонами такой личности являются раздражительность, гневливость, склонность к авторитаризму.
Для того чтобы расположить к себе такую личность необходимо разделять с ней цели к которым она так упорно идет. При этом не стоит использовать неприкрытую лесть – в отличие от истероида паранойял расценивает подобные прогибы как способ что-то заполучить от него.
Данный типаж меньше всего подвержен дезадаптации, так как обладает крепкой нервной системой. Именно паранойялы становятся отличными разведчиками, летчиками и спецагентами.
Вызвать дистресс у них может лишь наглядная и аргументированная демонстрация недостижимости цели, вынашиваемой годами.
Подстройка и декомпенсация шизоида
Шизоидов отличают от иных типов оригинальные и специфические взгляды на привычные вещи. Для того чтобы расположить его к себе следует проникнуться этими идеями.
Дезадаптировать таких людей очень просто – достаточно создать вокруг них хаос. Причем если для эпилептоида хаос это нарушение привычного уклада жизни, то шизоида легко вывести из себя перегрузив его сенсорные органы. Для него невыносимы ситуации, в которых он вынужден воспринимать большой объем информации.
Он может утомиться как от общения с большим количеством людей, так и от внешнего неодушевленного раздражителя — жужжащего весь день триммера для покоса травы, громкой музыки, работы бульдозера.
Также такие люди не выносят критики, особенно в резко негативном ключе и, попадая в такие ситуации, уходят в себя. Применение грубого психологического насилия в отношении шизоида с высмеиванием и унижениями может повлечь за собой серьезную реакцию – именно такой типаж людей чаще всего может взять в руки оружие и отомстить обидчику.
Проявление подобной агрессии нередко можно увидеть в поведении подростков, когда нерешенные конфликты они решают радикально (стрельба, поножовщина), что ведет к печальным и непоправимым последствиям.
Подстройка и дезадаптация гипертима
Гипертимы являются самыми располагающими к себе людьми. По натуре своей они весельчаки и не выносят все, что связано с монотонностью и рутиной. В детстве такому ребенку сложно концентрироваться на заданиях требующих длительной сосредоточенности и скрупулезности.
Состояние дистресса или дезадаптации у гипертимов вызывает лишение его общения, которое ему жизненно необходимо, так же как удовлетворение базовых потребностей в еде, питье и сне. Для того чтобы снять стрессы гипертимы чаще других прибегают к искусственным стимуляторам – алкоголю и наркотикам.
В отличие от замыкающегося в себе шизоида гипертим в состоянии дезадаптации будет активно обращаться к окружающим за помощью, ведя себя как ребенок. Для того чтобы преодолеть стресс ему важно восстановить коммуникации и увидеть обратную позитивную реакцию от иных людей.
Подстройка и декомпенсация эмотива
Эмотивы отличаются мягкостью, неконфликтностью и чрезмерной эмоциональностью. Они высокоинтеллигентны и для них важна этика и эстетика в общении – оно должно быть вежливым, культурным и сердечным. Декомпенсацию эмотивных людей может вызвать хамство и грубость, а также темы для разговоров, которые они считают низменными.
Также люди данного типа плохо переносят как физические, так и психологические нагрузки. Большой объем работы, который надо выполнить за короткий срок, способен вызывать у них дезадаптивную реакцию и довести их до нервного срыва.
Подстройка и дезадаптация астеника
Дети-астеники с ранних лет отличаются беспокойным сном и плохим аппетитом. Они не выносят громких звуков, яркого освещения, склонны к уединению, ведь даже небольшое количество людей вокруг них отбирает их энергию. Из-за этого они быстро утомляются и устают, а также часто бывают раздражительны. Вместе с тем астеники незлопамятны, дисциплинированны, скромны, дружелюбны и исполнительны.
Для того чтобы расположить к себе астеника следует проявить к нему ласку и продемонстрировать понимание. Дезадаптируются такие личности при нестабильных жизненных обстоятельствах.
Работа, связанная с переменой мест или большим потоком людей, проходящих через астеника, может надолго вывести его из колеи, именно поэтому чаще всего они подолгу трудятся на одном и том же рабочем месте много лет.
Дети астеники плохо приспосабливаются к новому коллективу, с ранних лет сторонятся шумных развлечений. Такому ребенку комфортно в устойчивой среде, среди близких и хорошо знакомых людей.
Дезадаптация школьников как вид социальной неприспособленности к обстановке
Особенно остро проблема социальной дезадаптации стоит среди учеников начальных классов. В психологии существует даже такой термин как «школьная дезадаптация», означающий неприспособленность ребенка к выстраиванию отношений в социуме и обучению.
Обычно предпосылками развития школьной дезадаптации являются:
- слабый уровень дошкольной подготовки;
- отсутствие адаптации к ритму обучения в школе;
- отсутствие привитых элементарных поведенческих норм.
Большинство учеников 1-го класса в той или иной мере сталкиваются со школьной дезадаптацией. Также данное состояние может возникать в переходный период, когда подросток перестает быть ребенком и происходит перестройка личности.
Школьная дезадаптация у детей и подростков проявляется в:
- низкой успеваемости по большинству предметов;
- самовольном беспричинном пропуске занятий;
- пренебрежении установленным в школе порядком, общепринятыми нормами поведения;
- отсутствием уважения к сверстникам и взрослым наставникам;
- возникновении конфликтных ситуации;
- замкнутости, нежелании ни с кем общаться.
При возникновении данной проблемы ребенка или подростка нельзя оставлять наедине со своими переживаниями и трудностями. В этих случаях необходима комплексная работа педагогов, психологов и родителей.
Социальная дезадаптация детей
Значимость проблем социальной дезадаптации детей определяется сложившейся ситуацией в социуме. Современную ситуацию, которая сложилась в обществе, следует рассматривать как критическую. Последние исследования показывают резкий рост среди детей таких негативных проявлений, как педагогическая запущенность, отсутствие желания обучаться, задержка психического развития, быстрая утомляемость, плохое настроение, истощение, чрезмерная активность и подвижность, отсутствие целенаправленности в умственной деятельности, проблемы с концентрацией внимания, ранняя наркотизация и алкоголизация.
Очевидно, что на образование перечисленных проявлений непосредственно воздействуют биологические и социальные обстоятельства, тесно взаимосвязанные и обусловленные, в первую очередь, трансформирующимися условиями жизнедеятельности детей и взрослых.
Проблемы социума непосредственно отображаются на семье в целом и детях в частности. Исходя из проведенных исследований, можно сделать вывод, что сегодня 10% детей характеризуются различными отклонениями в развитии. Большинство детей от младенчества и до подросткового возраста имеют какую-либо болезнь.
На социальную адаптацию взрослого молодого человека воздействуют условия его формирования в детском и подростковом возрастах, его социализация в социальной детской среде. Поэтому и возникает существенная проблема социальной и школьной дезадаптации ребенка. Главной ее задачей является предотвращение – профилактика, и коррекция, т.е. методы, направленные на исправление.
Дезадаптированный ребенок – это ребенок, который отличается от своих сверстников по причинам проблем с адаптацией в жизненной среде, отразившихся на его развитии, процессах социализации, способности находить решения естественным для его возраста задачам.
В принципе большинство детей довольно быстро и легко, без особых трудностей, преодолевают состояния дезадаптации, с которыми они встречаются в процессе жизнедеятельности.
Основными причинами нарушения в социальной адаптации детей, их конфликтности могут быть особенности личности или психики, такие как:
- остутсвие элементарных коммуникационных навыков;
- неадекватность в оценивании себя в процессах общения;
- завышенные требования к людям, которые их окружают. Это проявляется особенно остро в тех случаях, когда ребенок интеллектуально развит и характеризуется умственным развитием выше среднего в группе;
- эмоциональная нестабильность;
- преобладание установок, которые препятствуют коммуникативным процессам. Например, унижение собеседника, проявление своего превосходства, что превращает общение в соревновательный процесс;
- боязнь общения и тревожные состояния;
- замкнутость.
В зависимости от причин возникновения нарушений в социальной дезадаптации ребенок может или пассивно подчиняться выталкиванию сверстниками из своего круга, или сам уходить озлобленным и с желанием отомстить коллективу.
Отсутствие коммуникационных навыков является довольно значимой преградой для межличностного общения детей. Навыки можно развить при помощи поведенческих тренингов.
Социальная дезадаптация часто может проявляться в агрессии ребенка. Признаки социальной дезадаптации: заниженная самооценка наряду с завышенными требованиями к сверстникам и взрослым, отсутствие желания общаться и боязнь общения, неуравновешенность, проявляющаяся в резкой смене настроения, демонстрации эмоций «на людях», замкнутость.
Дезадаптация довольно опасна для детей, так как она может привести к следующим негативным последствиям: личностным деформациям, задержке физического и психического развития, возможным дисфункциям мозга, типичным расстройствам нервной системы (подавленности, заторможенности или возбудимости, агрессивности), одиночеству либо самоотчуждению, проблемам во взаимоотношениях со сверстниками и другими людьми, к подавлению инстинкта самосохранения, суициду.
Коррекция состояния
Как упоминалось ранее, состояние дезадаптации не является постоянным и из него можно выйти. Для этого необходимо прорабатывать внутренние страхи и тревоги. Как детям, так и взрослым с данной проблемой можно и нужно обращаться к специалистам-психологам.
Действенным методом в борьбе со страхом коммуникации является преодоление себя и принуждение к общению. Это поможет справиться с боязнью людей. Также следует формировать оптимистичное позитивное мышление, которое будет способствовать установлению новых связей и контактов.
Дети и подростки в силу возраста не в силах преодолеть данное состояние самостоятельно, поэтому нуждаются в поддержке и помощи родителей, которые в случае необходимости всегда могут получить конкретные советы у психолога.
Понятие «дезадаптация» в психологии означает неспособность индивида адекватно и безболезненно контактировать с внешним миром.
В наши дни проблема дезадаптации детей и подростков встает порой очень остро, что связано не только с трудностями в построении коммуникации, которые возникали и ранее, но и с негативной стороной развития прогресса, когда у детей с малых лет есть возможность погружаться в виртуальную реальность.
Это способствует еще большему отстранению и закреплению асоциального поведения, когда ребенок, не получивший своевременную психологическую помощь, во взрослой жизни оказывается неспособным решать возникающие проблемы и предпочитает изолированный образ жизни.
Социальная дезадаптация подростков и способы ее преодоления
«Социальная дезадаптация подростков и способы ее преодоления»
, МОО «Социально-волонтерский центр»
В настоящий момент большая часть населения нашей страны живет в условиях экономической и бытовой неустроенности, устойчивых психологических стрессов, личной растерянности. Изменениям подверглись не только экономическое и политическое состояние государства, но и культура, нравственные ценности, отношение к семье и подрастающему поколению. Это основная причина столь неприглядной картины в дестабилизации общества и семьи. Нестабильность экономики привела к резкому обнищанию населения, расслоению общества на бедных и богатых. Наиболее уязвимым слоем стали дети и подростки, которые более остро отреагировали на данные изменения. В условиях школы возникает необходимость дифференциации степеней трудности и активной помощи и реабилитации.
В обществе можно выделить 3 типа неблагополучных семей, где чаще появляются «трудные подростки»:
Первый — криминогенный тип семьи, где отношения строятся таким образом, что они приносят вред духовному и физическому развитию ребенка: систематическое пьянство, часто совместное отца и матери, криминальный образ жизни родителей, иногда с вовлечением в него детей, частое их избиение. Такая семья имеет нередко несколько детей. Воспитательный процесс в этих семьях полностью отсутствуют.
Второй тип — «внешне спокойные» семьи, где за «благополучным фасадом» скрываются длительные и с трудом подавляемые негативные чувства родителей друг к другу, нередко наступают длительные периоды плохого настроения, тоски, депрессии, когда супруги не разговаривают друг с другом. Воспитательный процесс формализован и ограничивается увеличением требовательности к подростку и острой эмоциональной реакции на его поведение.
Третий тип — семьи с низким социальным статусом. Для них характерны ослабленная нравственно-трудовая атмосфера, постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, нервозность в отношениях между другими членами семьи, отсутствие общей культуры и духовных запросов. В этих семьях тяжелое материальное положение, слабая забота о детях, отсутствие полезной организации жизни и деятельности. Дети из этих семей стремятся компенсировать отсутствие любви и заботы родителей на улице путем самоутверждения в дворовых и школьных компаниях.
Эти отношения нередко сопровождаются серьезными нервно-психическими расстройствами подростков, осложняются проблемами возрастного кризиса. Понятие «возрастного кризиса», введенное , обозначает своеобразную поведенческую реакцию самого ребенка на возникающую у него потребность перемен. Подросток «проговаривает» все это открытым текстом своего поведения. Первыми с проявлениями возрастного кризиса сталкиваются родители подростка. В криминогенном типе семьи одобрительно относятся к асоциальным формам поведения ребенка. Семья, где «внешне спокойные» отношения, встречает «взрывом» отношений, конфликтами и отторжением от проблем подростка. В семьях с низким социальным статусом проявления возрастного кризиса часто остаются незамеченными.
Для смягчения проблем переходного возраста необходимо, по мнению , вовремя взрослым обратить внимание на позитивное содержание кризисного сообщения подростка. Для этого необходимо рассмотреть опыт других государств. Маргарет Мид показала, что в некоторых человеческих сообществах нет и следа подросткового кризиса. Например, в традиционном обществе Самоа вместо подросткового кризиса существует плавный переход, отроков 10-15 лет постепенно включают во взрослую трудовую деятельность. В Западной культуре ребенка начинают готовить к процессу социализации очень рано. Проблемы «трудных подростков» решаются путем более глубокой дифференциации «трудности». Их рассматривают с позиции устойчивых эмоциональных состояний, в которых представляются идеалы, ценности, жизненный стиль, социальная роль и поведение. Все эти представления подросток еще проверяет на «прочность» в условиях реальной жизни, координирует с ценностями своей семьи, которая готова к изменениям [3].
Таким образом, негативизм подростка рассматривается как асоциальная или антисоциальная реакция на рассогласованность личных и общественно одобряемых ценностей. «Трудных подростков» необходимо рассматривать не изолированно, а как значимую составную часть семейной структуры и стремиться к максимальному изменению специфики семейных отношений. Для этого необходимо просвещать родителей о трудностях протекания подросткового возраста.
Негативистические реакции подростков проявляются не только в семье, но и в школе. Школьному психологу часто приходится иметь дело с детьми, проявляющими негативизм, нежелательные поведенческие реакции. В современной школе сформировался устойчивый заказ учителей и родителей на индивидуальную работу с тем или иным «трудным подростком». Поэтому в практической деятельности возникает необходимость дифференциации «трудных подростков». Условно можно разделить таких детей на следующие группы:
1. Дети с асоциальным поведением. В эту группу попадают подростки, стоящие на внутришкольном учете или на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей;
2. Дети с нервными и психическими расстройствами, проявляющиеся на поведенческом и эмоциональном уровнях.
3. Особую группу составляют подростки, употребляющие наркотические вещества.
Такое разделение на группы «трудных подростков» делает проблему выбора и применения адекватной коррекционной работы более целенаправленной. Для предотвращения проявлений негативизма в подростковом возрасте необходимо специально создавать условия, где ребенок имел бы возможность стать другим: более успешным, уверенным в себе и т. д.
1. Детям с асоциальным поведением необходимо, прежде всего, организовать конструктивную занятость во внеурочное время (секции, кружки, клубы по интересам); проводить для них тренинги личностного роста, эмоциональной устойчивости, эффективного общения, в содержание которых включаются упражнения типа: упражнения: «доброта», это упражнение способствует развитию доверия, сплоченности группы; упражнение «тростинка на ветру» дает великолепный опыт взаимного доверия.
Желательно, чтобы мини-тренинг проходил в группе 10-16 человек и длился 60-90 минут. Интервал между занятиями — 1-2 дня. В тренинговую группу входят подростки по желанию, не только «трудные», но и дети с нормализованными формами поведения.
2. Группа детей с нервными и психическими расстройствами. Психологу важно постоянно проводить мониторинг состояния здоровья этих подростков. Для этого необходим постоянный контакт с родителями, которые в зависимости от состояния здоровья подростка проходят медицинскую реабилитацию 1-2 раза в год. В условиях школы необходимо проводить мини-тренинги по развитию стрессоустойчивости, формированию эмоциональной стабильности, профилактике неврозов, психотерапию психосоматических заболеваний, которые могут включать задания следующего типа:
Упражнение «Пресс» нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, тревожности, агрессивности.. Упражнение «Настроение» снимает осадок от травмирующей ситуации.
3. Группа подростков, употребляющих наркотические вещества. Если такие дети выявляются, то наиболее оптимальным решением будет направление их в наркологический или социально-реадаптационный центры. А после этого необходимо активно включить их в конструктивную занятость и работать с ними, как с детьми первой группы.
Таким образом, учитывая рост социальной дезадаптации подростков в обществе, возникла необходимость создания широкой сети центров социально-психологической помощи детям и подросткам, с которыми активно должен сотрудничать школьный психолог.
Практика работы школьного психолога показывает необходимость расширения круга людей, которые помогают преодолеть проблемы возрастного кризиса, опираясь на учителей, родителей, значимых и авторитетных взрослых для подростка людей.
В работе с такими подростками важно шире применять групповые формы работы, в которых дети «заражаются» позитивными формами поведения и устойчивыми адекватными реакциями.
Список использованной литературы:
1. «Подростки «группы риска» » // Воспитание школьников №4 ’00;
2. «Когда «трудным» трудно» // Воспитание школьников №9’02;
3. «Детям риска требуется помощь» // Воспитание школьников №4’97;
4. , «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» СПб’ 01;
5. «Игры, в которые играют…» Дубна’00;
6. , «Психология саморазвития» М’ 95;