Причины и факторы риска
Психиатры отмечают, что депрессия у подростков 17–18 лет может развиться как на фоне специфических возрастных изменений. К этим факторам можно отнести – кризис юности, гормональная нестабильность, психофизические и эмоциональные перегрузки – так и под влиянием тех же факторов, что вызывают депрессии в зрелом возрасте:
- травмы;
- интоксикации;
- генетическая предрасположенность;
- психотравма;
- тяжелые или хронические соматические заболевания;
- органические нарушения;
- неврозы;
- другие психические расстройства;
- стресс.
Причины стресса у школьников 17–18 лет:
- выбор вуза и поступление;
- сдача ЕГЭ;
- переезд в другой город (часто связано с дальнейшим обучением);
- конфликты в отношениях между родителями;
- страх перед новой жизнью;
- боязнь нового коллектива;
- проблемы в личной жизни (безответная любовь, болезненное расставание);
- ранняя беременность;
- недовольство собой;
- хронический недосып;
- внутренний конфликт, например самоощущение себя как взрослого человека в сочетании с осознанием зависимости от родителей, дефицита опыта и знаний для самостоятельной жизни и т.д.
В группу риска входят как мальчики, так и девочки, дети из любых семей. Особенно уязвимы подростки, у которых нет поддержки в семье или среди сверстников, а также подростки из неблагополучных семей (малообеспеченные, с деструктивным стилем воспитания, с зависимостями в семье).
Обратите внимание! У девушек-подростков депрессия встречается в два раза чаще, чем у юношей.
ХАРАКТЕРИСТИКА КРИЗИСА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С МЕДИЦИНСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Время полового созревания это период роста и развития организма, который протекает скачкообразно, неравномерно и очень активно. Идет интенсивный рост и изменение тела. Детские фигуры постепенно приобретают признаки гендерной принадлежности. Усиленно работают железы внутренней секреции. Совершенствуется мускулатура, идет процесс окостенения скелета. Сердечно-сосудистая система также развивается неравномерно. Нервная система не успевает подстроиться под эти изменения, поэтому часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.
Такие изменения в организме могут привести к временным нарушениям:
- перепадам давления;
- тахикардии(учащенное серцебиение);
- головокружениям;
- обморокам;
- повышенной возбудимости.
Эти проявления непосредственно влияют на состояние здоровья и поведения. Они приводят к раздражительности, нервозности, нарушениям сна. Подростки быстро утомляются, становятся невнимательны на уроках, страдает успеваемость. Таким образом, можно выделить следующие.
К каким видам расстройства склонны в этом возрасте?
Чаще встречается реактивная депрессия, то есть расстройство, вызванное влиянием внешних факторов. К этим факторам можно отнести:
- переутомление;
- проблемы в семье или в отношениях со сверстниками;
- трудности в учебе;
- поиск смысла жизни.
В большинстве случаев у старших школьников депрессия протекает стерто. Это означает, что она прячется за масками других расстройств, заболеваний, проблем.
Например, родители могут бороться с агрессивностью юноши и даже не догадываться, что это маска депрессии. Апатия, ипохондрия, девиации, дезориентация – часто встречающиеся маски депрессии у подростков.
По данным исследования Н.А. Мазаевой, Н.Е. Кравченко и Е.И. Ивановой, чаще встречаются умеренные депрессивные эпизоды.
В 10% случаев им предшествует аффективная нестабильность (1–2 года). Для расстройства этого типа и в этом возрасте характерно затяжное течение (от полугода).
Важно! Депрессия в 17–18 лет хорошо поддается лечению. По данным ВОЗ, 80% подростков успешно преодолевают депрессию и не встречаются с ее последствиями или осложнениями. Однако прогноз во многом зависит от раннего начала лечения.
Признаки эмоциональной нестабильности
Признаки и симптомы депрессии в 17–18 лет:
- раздражительность;
- рассеянность;
- невнимательность;
- сниженная работоспособность;
- неадекватные эмоциональные реакции (изоляция, крик, плач);
- болезненная реакция на критику;
- уход в себя;
- проблемы с учебой;
- чередование апатии и тревоги (первое усиливается к утро, второе – к вечеру);
- перепады настроения;
- изменение аппетита;
- утрата интереса к прежним увлечениям;
- склонность к самобичеванию (больные ругают себя за слабоволие, обвиняют в несобранности);
- склонность к аутоагрессии (самонаказание, самоповреждение);
- уход из дома;
- рискованное и опасное, асоциальное поведение.
Признак, который сложно не заметить, – равнодушие к ЕГЭ, вступительным экзаменам, учебе. От подростка можно услышать такие фразы: «Да зачем мне все это!», «Не пойду дальше учиться», «Ну, не сдам и не сдам – плевать».
Некоторые подростки испытывают чувство вины перед родителями, например, если из-за рассеянности не смогли сдать ЕГЭ на нужный балл и поступить туда, куда планировали.
Пример течения депрессии у девочки 17 лет (со слов мамы): «Лежит пластом на кровати, не ест, слушает музыку и плачет, пропускает школу, общается неохотно».
Пример обращения девушки 18 лет с подозрением на депрессию: «Раньше была душой компании, излучала позитив, все трудности переносила стойко и с юмором, увлекалась многими хобби, была разносторонней личностью.
Сломалась после измены любимого человека с лучшей подругой. Сейчас мучает тревога и проблемы со сном, не могу найти свое место в мире».
Обратите внимание! Если у младших подростков на первый план выходят соматические симптомы депрессии, то у старших подростков – психологические.
Первый возрастной кризис
В нашей культуре взаимодействие между юношами, девушками и обществом построено так, что они сталкиваются с первым возрастным кризисом в 18 лет. Проще говоря, до этого времени они учатся в школе, опекаются родителями, учителями, не беспокоясь о своём содержании. Но после совершеннолетия оказываются лицом к лицу с огромным, чужим миром, в котором за каждый свой поступок приходится нести ответственность.
Разумеется, существуют семьи, в которых даже совершеннолетние сыновья и дочери продолжают оставаться детьми. Родители сами выбирают им вуз, обеспечивают финансами и пытаются контролировать их времяпровождение. В таких случаях первый возрастной кризис «откладывается» до 21–22 лет. А у некоторых и вовсе появляется только в 25, если мама и папа чрезмерно заботливы. Но рано или поздно приходит время становления для нормальной жизни в социуме. В этот период формируется имидж человека, его жизненный стиль, который обычно не меняется.
Тесты для выявления
Для диагностики депрессии в 17-18 лет используйте Опросник депрессии Бека для подростков старшего школьного возраста.
Еще один тест – Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS). Подходит старшим подросткам и взрослым.
Результаты теста нельзя использовать как основу для постановки диагноза.
Однако если методика определила наличие расстройства, то это еще один повод как можно скорее обратиться к клиническому психологу.
Куда обратиться за помощью?
Лечением депрессии у старших подростков занимаются три специалиста:
- клинический психолог;
- психотерапевт;
- психиатр.
Лучше обратиться к детскому эксперту, специализирующемуся именно на этом возрасте. Если не удается найти подходящего врача, тогда стоит выбрать психиатра, занимающегося депрессиями у взрослых.
Если в лечении депрессии у детей основной метод – арт-терапия, то в работе со старшими подростками это беседа. Арт-терапия может быть использована как вспомогательное средство.
Беседы проходят в условиях когнитивно-поведенческой психотерапии. Цель работы – выявление деструктивных установок и убеждений и их замена позитивными установками, проработка травм. Кроме этого, показана семейная и групповая психотерапия.
Внимание! В зависимости от вида депрессии и тяжести состояния клиента могут быть назначены лекарства. Если врач определит, что подросток опасен для себя и для других людей, то его отправят на стационарное лечение.
Примеры оснований для этого: суицидальные попытки, самоповреждение, агрессия в адрес других людей.
Если у вас пока нет возможности обратиться за помощью к частному специалисту или в клинику по месту жительства, то воспользуйтесь службами психологической помощи (все анонимно, конфиденциально и бесплатно):
- 8-800-2000-122 – телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Подробнее – на официальном сайте.
- «Помощь рядом» – психологическая помощь детям и подросткам. Онлайн-чат с психологом или переписка по почте, полезные статьи и ссылки на другие ресурсы.
- «Твоя территория» – поддержка для подростков и молодежи до 23 лет. Помощь оказывается через онлайн-чат или по почте.
- «Я – родитель» – сайт для родителей и детей, где можно проконсультироваться с психологом и специалистом по подростковой профориентации.
А также через сайт можно найти психологический центр в своем городе, чтобы лично обратиться за помощью.
А еще здесь вы найдете много полезных материалов и ответы психолога на вопросы других родителей.
По данным ВОЗ, самоубийство – третья по частоте причина смерти людей в возрасте от 15 до 19 лет. Не доводите ситуацию до этого – обратитесь за помощью.
Важно! До 18 лет сеансы психотерапевта проводятся в присутствии родителя ребенка или наедине (врач и подросток), но с разрешения родителя.
Что делать родителям: советы психолога
Что должны делать родителям:
- Предложите профессиональную помощь. Если ребенок отказывается идти к специалисту, то дайте ему контакты анонимных служб помощи.
Ненавязчиво предложите: «Если захочешь кому-то выговориться, то здесь тебе помогут».
- Предложите свою поддержку. Скажите, что вы готовы выслушать и помочь всем, чем сможете.
- Будьте рядом. Ваша готовность помочь должна чувствоваться не только на словах, но и на деле.
- Верьте ребенку. Каких бы страшных вещей он не говорил («Хочу умереть», «Меня изнасиловали»), верьте. А потом разбирайтесь в сути ситуации.
- Помогите подростку найти свое место в мире. Научите его реализовываться социально одобряемыми методами, помогите подростку понять и раскрыть свой потенциал.
Например, подросток может найти себя в спорте. Это не только увлекательное хобби, но и инструмент для поддержания психофизического здоровья. Спорт помогает бороться со стрессом намного лучше, чем алкоголь.
- Прислушивайтесь к мнению юноши, вовлекайте его в социальную жизнь. Найдите совместное хобби, помогите встретиться с друзьями.
Чего нельзя делать (это не помогает, а вредит состоянию подростка):
- высмеивать подростка и отмахиваться от его проблем («Ну, да, конечно, депрессия. Лень у тебя, а не депрессия», «Что за мода у вас такая, придумывать себе диагнозы»);
- игнорировать его просьбы о помощи и о визите к психологу;
- нагружать работой и учебой, чтобы «голову ерундой не забивал»;
- наказывать за агрессию или другое нежелательное поведение, рассеянность.
А также важно не заражаться состоянием подростка.
Эксперты Северо-Западного университета в Иллинойсе определили, что многие родители не могут оставаться равнодушными, когда слышат о переживаниях подростка или видят его беспокойство – они проживают это внутри себя. Некоторые родители даже сами впадают в депрессию.
Важно! Недопустимо заниматься самодиагностикой и самолечением! При подозрении на депрессию немедленно обратитесь к психиатру!
Заметка №17. Ответственность в кризисе
Согласно психологической литературе, знак и критерий успешного выхода из кризиса — это принятие на себя ответственности за внутреннее неблагополучие (мой общий вывод из большого количества прочитанных статей, поэтому точную ссылку дать затруднительно). Попробую пояснить, что в статьях имеется в виду под принятием ответственности. Эта ответственность не про «я виноват/а, что мне так плохо или что со мной это произошло», — нет. Это про вдумчивый анализ «из-за чего конкретно я сюда попал/а и что я с этим собираюсь дальше делать». То есть надо воспринимать это не в общепринятом значении слова «ответственность», а в значении «что-то, что происходит в моей психологической вселенной и на моей территории».
То есть это не социальная ответственность. Это также не взятие на себя всех мер по преодолению кризиса в мире. В английском языке есть подходящее по смыслу слово agency, которое означает «присвоение». То есть, если мне плохо, то я могу быть сколь угодно не виноват/а, но всё же мой вклад в то, что мне плохо, существует. «Мой вклад» — это не значит, что мне так плохо из-за меня же самой. Это значит, например, что мои базовые уязвимости сложились так, что мне стало плохо. Это не моя вина — это моя беда. И это находится на моей территории. Так что если я смогу что-то с этим сделать, то я, может быть, сделаю.
В нашей культуре всегда очень трудно это объяснить. Нас так воспитывают, что слово «ответственность» автоматически означает «в чём именно ты сам/а виноват/а». Поэтому само это слово в русском языке имеет негативную, жёсткую коннотацию. И людям, пострадавшим от чего-либо (даже не обязательно от кризиса), бывает очень больно слушать об ответственности за внутреннее неблагополучие и о своём вкладе в ситуацию. Они сразу слышат это как обвинение и попытку назначить их же крайними за то, что им плохо. Лучше заменять слово «ответственность» на другие, например «повышение субъектности», «авторство» и т.п.
От чего бы ни случилось плохое, оно так или иначе происходит на нашей территории, и только нам в итоге разбираться и с последствиями, и с новыми знаниями, и со своими ощущениями. Например, если я тревожусь, то наверняка у меня есть для этого причина. Моя ответственность будет заключаться в признании того, что я тревожусь (а не «меня растревожили злые люди, ах они редиски»), а также в том, могу ли / хочу ли я что-то сделать со своей тревогой. Может, хочу добавить в свою жизнь что-то, чтобы тревога меньше включалась? А может, ничего не могу и не хочу делать, да и не буду, и просто подожду, а вдруг тревога сама пройдёт? Это тоже про ответственность.
Короче, ответственность — это не страшно. Это не про вину, а про власть, про посильное управление ситуацией с теми вводными, которые у вас есть. Иметь власть и управление бывает очень ценно, если не воспринимать наличие ответственности только как обвинение и непосильный груз. Иногда получается очень даже духоподъёмно: «Раз я имею к этому отношение, раз это на моей территории и мне решать, что делать, то у меня огромное количество возможностей это изменить. Раз я в этом каким-то образом участвовал/а, пусть и невольно, то, пройдя обратно по этим же тропинкам и проследив динамику, я могу найти альтернативные выходы».
Всегда, когда об этом говорю, привожу в пример историю про экоактивиста из Индии, который в одиночку убирает пляжи. Представьте, насколько в Индии они замусорены — кучи буквально с человеческий рост! Когда у этого активиста в первый раз брали интервью, его спросили: «Но это же не твой мусор, почему ты это убираешь?» А он ответил широко распространённым выражением: «Это не мой мусор, но это моя планета».
Эта фраза именно о том, что я имею в виду под ответственностью. В рамках вашей вселенной, конечно, кризис и его последствия — это не ваш мусор, мусор туда принесли другие. Но это ваша планета. Принятие ответственности — это принятие власти и выбора на территории вашей планеты: «Я хочу, чтобы в моей внутренней вселенной всё было хорошо, я подумаю, что могу для этого сделать в заданных условиях и с заданными ограничениями, и сделаю это».
К слову, мы ровно это и делали до экватора, только не называли наши действия словом «ответственность» (ну хорошо, один раз называли). Мы погружались в боль, мы честно встречались со своими чувствами, мы работали над тем, чтобы стало лучше, и это уже часть нужной нам ответственности.
Важная пометка: само по себе внутреннее неблагополучие и ощущение того, что нам плохо, ни в коем случае не должно быть сигналом к тому, чтобы начать себя винить, стыдить, корить и застревать в положении Жертвы. Скорее, имеет смысл воспринимать неблагополучие как сигнал о необходимости изменений. Попробуйте перенести акцент с несправедливости происходящего и с вашего ущерба на «Хорошо, а что теперь я с этим всем сделаю?».
Для кого-то кризис закончится большими проблемами, для кого-то он станет очищающим опытом, для кого-то будет досадным недоразумением и препятствием на пути каких-то планов и процессов. У всех будет по-разному. Речь дальше пойдёт не об уравниловке, а о том, что конкретно в вашей ситуации получается. Первая часть процессинга, когда мы имели дело с горем, болью, ущербом, постепенно иссякает в срединной точке, и мы переходим в его вторую часть — восстановление. Эта часть сопровождается окончанием горя, окончанием переработки плохого — и началом создания хорошего.