Каждый человек стремится к самовыражению. В наше время в обществе приходится играть какую-либо роль, ведь рабочие и учебные моменты диктуют собственные потребности. Людям приходится делать, что ожидают в конкретной ситуации. Данную тенденцию нельзя трактовать с единой стороны, ведь требования жизни желательно принимать. Потребность в самовыражении сохраняется, вне зависимости от обстоятельств, поэтому она заслуживает правильного, адекватного проявления.
Самовыражение – это источник положительных эмоций, хорошего настроения, вдохновения, желания самосовершенствоваться и достигать поставленных целей, способ разрядки и избавления от негативной энергетики.
Самовыражение происходит под влиянием жизненных обстоятельств, в различных направлениях, но в каждом случае человек находит шанс найти себя, понять истинное «Я», определиться с дальнейшим развитием. Психологи понимают необходимость предоставления помощи людям, в результате чего предлагает арт-терапию и танцевально-двигательную терапию для оказания психологической помощи. Самовыражение и психологические методики способствуют повышению самооценки, пониманию перспектив развития, правильных схем взаимодействия с коллективом.
Каждый человек индивидуален, потому нужно ориентироваться на направления самовыражения, учитывая особенности характера. Не обязательно останавливать выбор на единственном способе, так как исследование возможностей приведет к получению достойных результатов.
Взаимосвязь свободы и страха самовыражения
Самовыражение, являющееся свободным, — это основа счастливой жизни, устранения сомнений и проблем. Почему желательно проявлять характер, заложенный потенциал?
Самовыражение приводит к получению радости и счастья, несмотря на неблагоприятные обстоятельства. Самовыражение – источник вдохновения, который дает разрядку от негативных эмоций, нежелательной усталости. Самовыражение способствует пониманию потенциала и пожеланий, самопознанию. При желании происходит развитие черт характера. Самовыражение поднимает самооценку, придает уверенности в силах и наличии основы для развития. Самовыражение – основа поиска единомышленников. Круг общения, соответствующий интересам и мировоззрению, делает взаимодействие с другими людьми полноценным.
Обстоятельства, которые приводят к скрытию потенциала и задатков, настоящего характера, делают человека зажатым и стеснительным, закомплексованным. Развитие ситуации в данном направлении приводит к опасениям относительно понижения самооценки. Человек не чувствует себя свободным и счастливым. По данной причине самовыражение играет важную роль для индивидуума. Какие возможности самовыражения значатся?
Опасное самовыражение
В самом начале статьи мы писали, что самовыражение — это то, что должно приносить радость, эмоциональную наполненность. К сожалению, так происходит не всегда. Человек может выбрать для себя такую форму самовыражения, которая является опасной как для его жизни, так и для жизни окружающих.
Например, это может быть демонстративное увлечение экстримом. Молодые люди, не осознавая ценности жизни, могут выполнять опасные трюки, при этом снимая друг друга на камеру мобильного телефона и выкладывая фото и видео в интернет, желая завоевать популярность в виртуальном сообществе.
Наркотики и алкоголь — для некоторых это тоже форма самовыражения. Возможно, такой выбор, направленный на саморазрушение, может свидетельствовать об излишней ранимости или слабости человека, неумении или нежелании заняться какой-либо созидательной деятельностью.
Самовыражение в профессии
Работа, имеющая связь с хобби и приносящая достойную зарплату, — это сокровенная мечта. Если вы выражаетесь в профессии, счастье становится неотъемлемой частью жизни. Работа не должна только приносить зарплату и служить источником питания, обеспечения жизнедеятельности. В большинстве случаев такое самовыражение достигается творческими людьми, прирожденными руководителями. Ориентируйтесь на хобби и заложенный потенциал, желая достигнуть реализации и открывать перспективы для продвижения вперед.
Самовыражение в творчестве
Самовыражение в творческой направленности обладает высоким уровнем эффективности, так как человек посвящает время тому, что нравится, реализует творческие задатки и навыки, одновременно получая признание. При желании результатами творческой работы наслаждайтесь в одиночку, так как от этого тоже будет польза.
Зная наклонности и шансы для реализации потенциала, приступайте к творческому воплощению задатков. К творчеству относятся сочинение музыки и написание уникальных текстов, прозы и поэзии, фотография, танцы. Занимайтесь хобби так часто, как можете, ведь это подарит счастье.
Если вы не открыли творческий потенциал, экспериментируйте и ищите направление. Попробуйте рисовать, реализовывать творческие образы в аэрографии, пишите стихи и прозу, фотографируйте, танцуйте. Любое направление подарит свободу в сердце и душе, поспособствует самовыражению, поиску «Я». После того, как удастся найти подходящее направление, развивайте открытые навыки. Преграды для продвижения отсутствуют, так как современные предложения восхищают разнообразием. Посещайте танцевальные клубы, ведите блог или сайт, участвуйте в дискуссиях, пишите прозу и стихотворения, публикуйте литературные произведения в интернете, представляйте людям поделки, вязаные игрушки, нарисованные картины и комиксы. Сделав правильный выбор, удовольствие появится в вашей жизни, подарит частицу счастья, поспособствует повышению самооценки. Не поддавайтесь чужому мнению и моде, так как самовыражение полезно, а подавление потенциала приведет к вреду.
Примеры самовыражения
Примеров самовыражения человека множество. Чтобы их увидеть, достаточно просто оглянуться вокруг себя. На экранах телевизоров, в интернете можно увидеть выступления как профессиональных актеров, певцов и других деятелей искусства, так и аматоров. Те, кто только начал заниматься творчеством, выкладывают свои произведения, песни, рисунки и т.д. на своих страницах в социальных сетях.
Одна из моих подруг выражает свои чувства и эмоции с помощью рисования. Поначалу она рисовала для себя, изредка выставляя рисунки в соцсети. А недавно помогала украшать подъезд, разрисовывая стены. Кому-то такой способ самовыражения покажется скучным и несерьезным. Но главное то, что человек получает от этого удовольствие, дает возможность выйти наружу скопившимся внутри чувствам и эмоциям.
Еще один пример самовыражения — подростки. Наверняка вы не раз замечали девушек и парней с разноцветными волосами, пирсингом, в рваной одежде. Часто они становятся частью какой-либо субкультуры, например, готами. Еще один пример самовыражения подростков —выделяющаяся внешность.
Самовыражение во внешности
Данный способ выражения свойственен девушкам и женщинам. Психологи отмечают, что внешние атрибуты создают уникальный имидж, потому они способствуют проявлению характера, потенциала. Ориентируясь на внутренние ощущения, создавайте гардероб, делайте стрижки и прически, подбирайте аксессуары, наносите макияж и маникюр. Не гонитесь за модой, которая подавляет личность, не позволяет найти источник для выражения внутреннего мира.
Создавая подходящий образ, совпадающий с внутренними ощущениями, вы станете личностью. Выделяйтесь из толпы, помня о том, что одинаковых людей не бывает. Индивидуальность проявляется в имидже.
Татуировки и пирсинг популярны у молодых людей, но они позволяют отойти от стандартов, проявить себя. По данной причине вариант является подходящим для самовыражения.
Культура самовыражения: понятие и взаимосвязь компонентов
Омельченко, самовыражения: понятие и взаимосвязь компонентов [Текст] / // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IX Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 5 октября 2013 г). – Новосибирск: «Сибпринт», 2013. – С. 48-55.
КУЛЬТУРА САМОВЫРАЖЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ
Елизавета Александровна Омельченко
Новосибирский государственный педагогический университет,
канд. пед. наук,
г. Новосибирск,
Россия
В статье представлен педагогический смысл феномена самовыражение, его характеристики. На этой основе сформулировано определение понятия «культура самовыражения», выделены его содержательные компоненты. Описаны взаимосвязи указанных компонентов.
Ключевые слова: самовыражение, культура самовыражения, содержательные компоненты культуры самовыражения.
Вопросы, связанные с разными аспектами культуры педагогов, всегда актуальны. Это изучение общей педагогической [3; 4], методологической [5], психологической [11], управленческой [13], исследовательской [17], эмоциональной [6], информационной [10; 12; 16], проектной культуры педагога [14], культуры его здоровья [7] и др. Если рассматривать культуру как знаковую систему, предназначенную для закрепления и передачи социального опыта, то каждого человека, занимающегося педагогической деятельностью, можно считать ее носителем, демонстрирующим и передающим представителям подрастающего поколения в силу своих профессиональных обязанностей способы поведения, деятельности, общения, отношения к жизни.
«Личность педагога, его отдельные качества как бы проецируются на сотни его учеников» [1, с. 15]. Это справедливо применительно как к достоинствам, так и к недостаткам воспитателей детских садов, учителей школ, преподавателей средних специальных и высших учебных заведений. А ведь именно эти люди в силу своих профессиональных обязанностей призваны оказывать влияние на то, какими качествами будут обладать представители подрастающего поколения. Естественно, что любое общество заинтересовано в соблюдении людьми, в него входящими, норм культуры, права, морали, обеспечивая тем самым свою внутреннюю стабильность и создавая условия для своего устойчивого развития.
Однако здесь нужно иметь в виду, что педагогическая деятельность принадлежит к числу требующих постоянного творчества, поиска нестандартных решений и, принимая во внимание факт частого «копирования» воспитанниками и обучающимися моделей поведения и деятельности педагога, считаем необходимым, чтобы поведение самого педагога кроме соответствия нормам культуры общества, соответствовало индивидуальным и личностным особенностям и, более того, – в нем должно осуществляться самовыражение, которое считают потребностью человека, требующей обязательного удовлетворения, т. к. она предполагает «желание и стремление выразить другим свои внутренние чувства, убеждения, установки и др., отреагирование их вовне» [2, с. 56]. Без самовыражения личность лишена возможности реализовать стремление занять собственное место в жизни, доказать окружающим свою значимость, ценность.
Самовыражение сопровождает человека всю его жизнь и представляет собой, с нашей точки зрения, движение каждой личности в своем внутреннем и социальном становлении, понимаемом как «постоянное, охватывающее все изменение, возникновение или исчезновение» [15, с. 405].
В силу сказанного, в педагогической деятельности важно самовыражение не само по себе, а такая основополагающая составляющая индивидуальной культуры педагога, как культура самовыражения. Это подтверждает актуальность рассмотрения самовыражения и культуры самовыражения личности с педагогической точки зрения.
В диссертационных исследованиях последних лет, посвященных самовыражению, представлены средства, способы, формы и виды самовыражения. Однако спектр работ по интересующей нас проблематике нельзя считать исчерпывающим, полно и всесторонне раскрывающим сущность феномена самовыражения, т. к. остаются не описанными разные его виды, например, самовыражение в учебной, научной, трудовой, профессиональной деятельности и т. д. Практически нет работ, в которых было бы проанализировано создание условий для самовыражения человека в разные возрастные периоды его жизни. Не акцентировано внимание на направленности самовыражения («положительные», «отрицательные», «нейтральные» проявления человеком самого себя). Самовыражение не связывается с историческим и культурным временем, в котором существует человек.
Проводимые нами исследования самовыражения позволили выделить педагогический смысл этого феномена. Обозначим его, используя две основные категории:
– внешние проявления личности;
– демонстрация человеком своих внутренних характеристик, которые детерминированы его чувствами, убеждениями, способностями, установками, возможностями, представлениями о самом себе и т. д.
В рамках второй категории можно выделить три направления понимания самовыражения:
- воплощение личности во внешнем мире; действия, направленные на познание человеком себя;
– демонстрация личностью своих возможностей, чувств, убеждений, стремлений, способностей.
С психолого-педагогических позиций феномен самовыражения можно рассматривать как стремление каждого человека продемонстрировать другим людям свои индивидуально-личностные особенности, характеристики, с тем, чтобы создать определенное представление о себе, реализовать, познать себя.
К характеристикам феномена «культура самовыражения» мы относим следующие:
– в основе культуры самовыражения лежат особенности самовыражения человека;
– основой самовыражения является самоорганизуемая деятельность;
– к характеристикам самоорганизуемой деятельности человека относятся автономность, независимость и самореализация субъекта самовыражения в ходе ее выполнения, позволяющие судить об ее особенностях;
– в процессе осуществления самоорганизуемой деятельности человек управляет своим поведением, но при этом на него влияют другие люди и обстоятельства;
– осуществление самоорганизуемой деятельности предполагает наличие у человека готовности к ней, для формирования которой необходимо развивать у субъекта самовыражения способности к организации, выполнению, коррекции этой деятельности;
– самоорганизуемая деятельность должна давать возможность человеку продемонстрировать свои индивидуальные, личностные особенности и, в то же время, не противоречить нормам культуры общества, в котором он живет;
– на особенности, способы и результаты самоорганизуемой деятельности субъекта самовыражения влияет культура, в которой он живет и его индивидуальные особенности, стремления, желания, предпочтения;
– культура самовыражения человека является основополагающей частью его индивидуальной культуры.
Учитывая сказанное, можно сформулировать следующее определение понятия «культура самовыражения».
Культура самовыражения – особенности, способы, результаты самоорганизуемой деятельности субъектов самовыражения, которые они обретают или создают в соответствии с собственными индивидуальными, личностными характеристиками и в результате взаимодействия с культурой сообщества.
К содержательным компонентам культуры самовыражения человека мы относим:
а) самосознание – осознание человеком самого себя, своих качеств, предпочтений, способов выполнения деятельности, которые можно продемонстрировать в ходе самораскрытия или самопрезентации;
б) мотивационно-эмоциональный – причины, переживание отношений, побудившие субъекта самовыражения поставить некоторую цель самоорганизуемой деятельности и предпринять действия для ее достижения;
г) аксиологический – осознание и демонстрация субъектом самовыражения своих индивидуально-личностных ценностей, общечеловеческих ценностей и ценностей культуры;
г) гносеологический – осознание и приобретение субъектом самораскрытия и самопрезентации знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления успешного самовыражения;
д) деятельностный – умение проявить себя, осуществить самораскрытие, самопрезентацию, оценить их результаты в конкретных ситуациях, по отношению к конкретным людям.
На этой основе наглядно представим содержание культуры самовыражения человека (см. рис. 1).
Рисунок 1 – Компоненты культуры самовыражения, составляющие ее содержание
Опишем для каждого компонента культуры самовыражения его взаимосвязи со всеми остальными.
С помощью самоосознания человек способен осознавать мотивы своей самоорганизуемой деятельности и эмоции, сопровождающие ее осуществление. Верно и обратное, т. к. выполнение самоорганизуемой деятельности может порождать определенные эмоции и влиять на ее мотивы, приводя к необходимости их осознания.
Аналогичным образом обстоит дело с взаимосвязью самоосознания и ценностного компонента культуры самовыражения, в силу того, что ценности могут быть источником самоорганизуемой деятельности, если были осмыслены, была осознана их значимость и важность. Обратная связь также верна, исходя из того, что известные человеку абстрактные ценности до тех пор останутся для него чем-то внешним, пока не будут осознаны как необходимые и составляющие внутреннюю суть личности.
Самосознание и гносеологический компонент культуры самовыражения, дополняя друг друга, дают возможность субъекту самораскрытия и самопрезентации, с одной стороны, достигнуть внутренней согласованности личности, определиться с характером и особенностями интерпретации приобретенного жизненного опыта, получить источник ожиданий относительно себя, своего поведения, а с другой – познавать других людей, окружающий мир и жить в этом мире. Подтверждение этой мысли находим у Гете: «Человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а себя – только в нем» [18, с. 112].
Кроме того, по мнению , «самопознание выступает специфической формой познавательной деятельности, которая выполняет в социогенезе культурно-антропологическую роль, способствуя превращению индивида в человека. Самопознание – это интенция, непрекращающееся всю жизнь стремление быть человеком» [8, с. 9]. А человек обладает генетически присущей ему потребностью в самовыражении, удовлетворение которой ведет к появлению постепенно складывающихся характеристик культуры самовыражения.
Принимая во внимание такие компоненты, имеющиеся в самосознании (по [9]), как: сознание своей тождественности, своего «Я» как активного, деятельного начала, своих психических качеств и свойств, системы социально-нравственных самооценок можно сделать вывод о взаимосвязи самосознания и деятельностного компонента культуры самовыражения.
В «Максимах и рефлексиях» Гёте говорит: «Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся исполнить свой долг – и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено» [18, с. 112].
Обратимся к следующему компоненту культуры самовыражения – мотивационно-эмоциональному.
Мотивы самоорганизуемой деятельности, с одной стороны, часто следуют из ценностей, которых придерживается человек, с другой – ценности способны складываться под влиянием мотивов, преобладающих в деятельности. Естественно, что мотивы служат «движущей силой» любой деятельности человека, в том числе и самоорганизуемой. И, наоборот, в ходе осуществления самоорганизуемой деятельности и познания (себя, других людей, окружающего мира) субъект самовыражения, удовлетворяя определенные свои потребности, вызывает к жизни все новые и новые, которые, в свою очередь, подразумевают свою систему мотивов. Причем, все это сопровождается проявлением тех или иных эмоций.
Эмоциональная составляющая культуры самовыражения, являющаяся элементом мотивационно-эмоционального ее компонента «окрашивает» все, что делает человек в ходе самораскрытия и самопрезентации, имеет возможность направить эти процессы в определенное русло.
От того, какими ценностями руководствуется человек в процессе самовыражения, во многом зависит содержание самовыражения и его особенности. В то же время, наличие определенных знаний, умений, навыков самовыражения определяет практическую сторону проявления человеком себя, специфику его самопрезентации. Это позволяет субъекту самовыражения лучше понять, осознать, что представляет для него ценность, имеет особое значение. Иными словами, осуществляется связь с аксиологическим компонентом культуры самовыражения.
Особенности самораскрытия и самопрезентации в ходе самовыражения в разных обстоятельствах ведут к появлению у личности относительно устойчивых моделей самовыражения, основанных на осознании необходимости наличия системы знаний о способах самовыражения для успешного, полноценного его осуществления. Это, в свою очередь, способствует возникновению потребности в познании каких-либо сторон действительности или отношений между людьми и удовлетворению этой потребности, что составляет суть гносеологического компонента содержания культуры самовыражения человека.
Описанная деятельность субъекта самовыражения создает условия, в которых осознаются и транслируются ценности, являющиеся для человека руководством к действию.
Все компоненты содержания культуры самовыражения взаимосвязаны, тесно переплетаются, оказывают влияние и не существуют друг без друга, потому что изучаемый нами феномен представляет собой целостное образование в структуре индивидуальной культуры человека.
Список литературы
Абульханова- О путях построения типологии личности // Психологический журнал. – Том 4. – № 1. – 1983. – С. 13-29. Абульханова- Стратегии жизни. – М.: Мысль, 1991. – 158 с. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. – Уфа: Башк. пед. ин-т, 1997. – 144 с. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2003. – 43 с. Методологическая культура педагога как предмет философского анализа: дисс. канд. … филос. наук. – Томск, 1997. – 133 с. Эмоциональная культура учителя в теории и практике отечественного высшего педагогического образования, 60-90 г. ХХ в.: дисс. … канд. пед. наук. – М., 2000. – 221 с. Культура здоровья педагога: автореф. дисс. … докт. пед. наук. – Тюмень, 2009. – 40 с. Проблема самопознания: опыт онтологического анализа: дисс. … канд. филос. наук. – Оренбург, 2009. – 154 с. Структура личности: характер, способности, самосознание. – Пермь: Пермский Государственный педагогический институт, 1990. – 110 с. Информационная культура как компонент имиджа современного педагога: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 2006. – 26 с. Психологическая культура педагога и эффективность профессиональной деятельности: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Казань, 2007. – 17 с. Информационная культура современного педагога как фактор его профессионального развития: дисс. … канд. пед. наук. – Спб., 2005. – 209 с. Управленческая культура руководителя как фактор формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей: дисс. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2007. – 179 с. Проектная культура как основа готовности педагога к инновационной деятельности: дисс. … канд. пед. наук. – Таганрог, 2006. – 212 с. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: , , . – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с. Информационная культура руководителя школы как условие эффективности управленческой деятельности: дисс. … канд. пед. наук. – Спб., 1999. – 190 с. Формирование исследовательской культуры социального педагога: дисс. … докт. пед. наук. – Тюмень, 2006. – 380 с. Goethe J. W. Maximen und Reflexionen. – Leipzig: Insel-Verlag, 1988. – 342 s.
Самовыражение с помощью вкусов
Хобби, вкусы в литературном, музыкальном и кинематографическом мире – основа самовыражения.
Создайте коллекцию песен, книг, фильмов, учитывая свои предпочтения, мнения о произведениях, являющихся классическими и современными. Страсть к коллекционированию доставляет удовольствие от просмотра фильмов и прослушивания музыки, способствует становлению правильного круга общения, признания вкуса собеседниками.
Вкусовые предпочтения – это основа для проявления мировоззрения, мнения о разных жизненных ситуациях.
Заключительное слово
Наше самовыражение должно идти на благо и нам, и тем, кто с нами рядом, только так мы сможем быть по-настоящему счастливыми и приносить радость окружающему миру. индивидуальности всегда свидетельствуют о том, чем наполнена наша душа. Да будет ваш внутренний мир прекрасным!
И да прибудет с Вами всегда — дух творчества и желание саморазвития!
Люди всегда отличались стремлением к красоте, гармонии и творческим достижениям. Одним из первых проявлений этого стремления, безусловно, можно считать живопись. Все началось еще с наскальных рисунков древних людей с изображениями охоты, соплеменников, богов и своих наивных представлений об устройстве мира. С развитием этого искусства оно стало не только средством передачи того, что человек видит, но и средством передачи того, что он чувствует, как мыслит, какие идеи захватывают его. Эпохи сменялись, но живопись всегда оставалась с нами: классическая или постмодернистская, абстрактная или фотографически точная, — это вечный инструмент самовыражения и познания, отражающий индивидуальное состояние художника и прекрасно показывающий веяния текущего времени.
Все мы занимались живописью в какой-то момент жизни, ведь стоит только дать человеку в руки листок бумаги и карандаш — он немедля постарается перенести на бумагу какие-либо образы. Поскольку красящий предмет и материал для нанесения — это все, что необходимо для начала творчества, заняться написанием картин может буквально любой. Материалом может быть не только бумага, но и любые удобные твердые поверхности, как холст, дерево, стекло, кожа и многое другое. Рисовать можно карандашом, пастелью, даже кусочком угля. Или использовать кисти и краски, которых также существует великое множество — гуашь, акварель, масло и это только часть списка. Строго говоря, все, что оставляет свой видимый след на чем-то, уже является живописью. Идеи для своих произведений найти не сложно, здесь помогут как уже сформированные за века жанры живописи, например, натюрморт, пейзаж, портрет, так и любые абстрактные идеи, которые могут прийти Вам в голову. Перерисовать уже существующие картины — тоже неплохая идея — так можно быстро набить руку и набраться опыта.
Живопись является источником самовыражения, самопознания и классического удовлетворения от собственноручно созданного произведения искусства. Это возможность делиться информацией, передавать глубинные мысли и желания, эмоции и идеи. Она отлично развивает творческое мышление, помогает познавать мир вокруг себя в совершенно новом качестве и передавать это познание другим людям, родным, близким. Кроме отражения личности художника, картины передают и состояние общества в данную эпоху, его стремления и популярные философские течения. Глобальные идеи и общие страхи, любовь и ненависть, красота и устрашение — все это живопись, величайшее из искусств.
Будучи доступной каждому, живопись позволяет любому взрослому или ребенку развить в себе чувство прекрасного, переосмыслить свою духовную составляющую и избавиться от накопившегося в суматохе современного мира стресса. К тому же это просто безумно приятно, ведь рисование не наказывает за ошибки, здесь любой промах можно превратить в нечто еще более прекрасное, чем первоначальная задумка. А о том, какое удовольствие получит ребенок, показывающий свой первый рисунок любящим родителям, даже говорить не стоит. Живопись позитивно влияет на нервную систему, дает позитивный настрой. Просто попробуйте тратить по 10 минут в день на зарисовку любой своей идеи, и Вы поймете, как приятно может быть рисование.
Детский
в рамках
Проекта «Люди Искусства»
понимает это как никто другой. И поэтому приглашаем Вас на для взрослых и детей. От Вас потребуется только желание и вдохновение, все остальное предоставим мы. С нетерпением ждем!
Современная жизнь слишком динамична. Человека затягивают заботы о семье, работа и совсем не остается времени на отдых, который удовлетворял бы его интеллектуальные и духовные потребности. Отсюда и частые депрессии, сопровождаемые плохим настроением и упадком душевных сил.
Сегодня человеку нужно общение с искусством и искусство идет навстречу такому запросу, постоянно обновляясь. Обновляется все грани творчества и, конечно, живопись. Современные картины, выполненные на высоком художественном уровне, охотно покупают. Создаются картинные галереи. Все делается, чтобы искусство распространялось и стало доступным. Убедиться в этом можно .
Картины, которые написаны известными авторами, конечно, и сегодня очень популярны, но современные художники завоевывают позиции и популярность их также велика. Современные материалы позволяют художникам воплощать свои задумки. Каждый художник, выбирающий свой свиль, выбирает и свои определенные краски.
Художник запечатлевает явления жизни, делает акценты на яркости и эмоциональности. Живопись сегодня это не просто направление искусства, это способ выражения мыслей, средство понимания жизни. Современный художник отказывается от стереотипов. Создавая новую технику написания картины, художник становится пропагандистом и новатором. Исходя из этого, можно сказать, что искусство в нашей жизни играет большую роль. Так в чем же его значение?
Прежде всего, нужно сказать об образовании, которое прививается с малых лет каждому. Родители читают детям книжки, в которых много иллюстраций, водят детей в театр, музей, картинные галереи, поют с ними песенки и, конечно, учат их рисовать. Ребенок, таким образом, знакомится с искусством и его историей развития. Все это повышает общую эрудицию ребенка. Причем, только искусство способно рассказать доходчиво ребенку, как жили наши предки в прежние времена.
В воспитании морального и нравственного человека большая роль отводится литературе. Она формирует идеалы человека, которые становятся великими ценностями его жизни. Кто не хотел подражать литературным героям, жизнь которых становилась образцом? Дополнительные знания, взятые из произведений, остаются с нами на всю жизнь.
Мы все хотим жить красиво и получать удовольствие от окружающей красоты. Конечно, это подчас довольно сложно. Но иногда возможно. Посетив музей живописи можно окунуться в совершенно другой мир и получить полноценное эстетическое удовольствие. Любители архитектуры любуются древними развалинами и окунаются в прекрасную жизнь людей, оставивших после себя такие величественные произведения. Наслаждения, получаемые от общения с прекрасным в театре, на концерте симфонической музыки или современного джаза делают человека богаче духовно и нравственно. С чем можно сравнить такое удовольствие?
Для того, чтобы человек был психически и душевно уравновешен, ему необходимо самовыражение. Трудно долго сдерживать эмоции в себе, они так и прорываются наружу. Это может вылиться в создание музыкального произведения, могут вылиться в стихи или прозу, в создание картин. Способов выразить себя и свои эмоции бесчисленное множество, нужно только суметь найти свою точку приложения в этом огромном мире.
Каждому человеку присуща естественная потребность в самовыражении. В современном обществе мы часто делаем то, чего от нас ожидают, то, что уместно в данной ситуации, на работе или в учебном заведении. Это не плохо и не хорошо, это способ социальной адаптации – такова реальность многих людей, однако свою потребность в самовыражении нужно удовлетворять, и вот несколько причин, почему это нужно делать:
– Самовыражение – мощный источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки, дающий выход накопленной негативной энергии. Не зря говорят, что для художника картина – это канализация, куда он сливает отрицательные эмоции.
– Самовыражение человека – способ найти себя, лучше понимать себя и развиваться.
– Терапия самовыражением – актуальное и набирающее силу направление психологической помощи. Наиболее популярными являются арт-терапия и танцевально-двигательная терапия.
Каждый человек уникален, и каждому подходят различные способы самовыражения. В этой статье мы предлагаем выбрать то, что подходит именно вам, не обязательно останавливать выбор только на одном способе – исследуйте себя, пробуйте новое и оценивайте результаты.
Творческое самовыражение
Самовыражение через творчество является одним из самых эффективных, так как мы занимаемся тем, что нам нравится, реализуем свои таланты и способности, облегчая душу и получая признание (хотя это необязательно, можно наслаждаться результатами творчества в одиночку). Если вы уже знаете свои склонности, будь то сочинение музыки, танцы, журналистика или фотография, занимайтесь этим как можно чаще. Если же вы считаете себя человеком не творческим, скорее всего, вы еще не нашли свое направление, поэтому экспериментируйте! Может быть, ваш творческий холст – это ваш дом и вам понравится самовыражаться, декорируя и обставляя помещение? Для тех, чьи творческие порывы связаны со словесным искусством, прекрасным способом самовыражения будет собственный блог, завести который можно за 10 минут; участие в дискуссиях, посещение курсов ораторского мастерства и даже изучение английского; написание прозы, стихотворений. Вяжете ли вы крючком или рисуете комиксы – главное, чтобы вам это приносило истинное удовольствие, не нужно поддаваться моде и чужому мнению и пытаться выразиться в сфере, которая не отвечает вашему внутреннему миру – пользы от этого не будет никакой.
Самовыражение через внешность
Ряд известных и успешных психологов считает, что для человека крайне важно самовыражаться посредством внешних атрибутов, создания своего уникального образа. Когда вы надеваете «свою» вещь, делаете стрижку в соответствии со своим внутренним ощущением себя, подбираете аксессуары и макияж так, как хотите, это дает вам возможность прочувствовать свою индивидуальность. Татуировка и пирсинг традиционно являются способами самовыражения, имеющими миллионы поклонников во всем мире.
Самовыражение с помощью вкусов
Для киномана делиться своей коллекцией фильмов – высшая радость, так же как для меломанов – музыкой. Наши вкусы и страсть к коллекционированию могут не только доставлять удовольствие от просмотра/прослушивания, но и дарить радость от признания другими людьми нашего вкуса, распространения хороших и малоизвестных произведений, расширения кругозора других людей. Кто-то спрашивает вас, что сегодня почитать или посмотреть? Не отмазывайтесь двумя-тремя наименованиями, составьте хороший список с учетом индивидуальности просящего, и увидите, какое удовлетворение вам это принесет. (с)
Место искусства в жизни людей: поиск себя
Самовыражение в искусстве – это задача, которая создается перед многими творческими людьми, задумывающихся о проявлении индивидуальности. Чем это объясняется?
Внутренний мир наполняют образы, ассоциации, которые не способны оставлять человека без эмоций, желания проявить эмоции. Обмен элементами внутреннего мира способствует эмоциональной коммуникации между людьми, проявлению бессознательного и нахождению внутренней гармонии. Творческие работы служат проявлением мнения об окружающем мире, происходящих обстоятельствах, а прямое проявление внутреннего мира откликается в душе зрителей. По данной причине самовыражение в искусстве – это задача творческих людей, которые развивают заложенный потенциал.
Рациональный человек отдаляется от самовыражения, подстраивается под стереотипы мышления, правила мегаполиса, потребности активной и успешной жизни. Такая ситуация не приносит настоящего счастья, приводит к разочарованию в жизни.
Творческие работы выполняют утилитарную, приспособительную функцию, регулируют жизнь. Для проявления «Я» требуется восстановление контакта между чувствами и разумом, создание целостной и гармоничной личности, понимание личностных смыслов. По данной причине психологи рекомендуют проявление характера не только во внешности, вкусовых предпочтениях, профессии, что является внешними атрибутами, но и в искусстве, в чем помогает арт-терапия.
Проблемы с самовыражением
На свете полно людей, которые старательно избегают самовыражения. Их индивидуальность стерта и расплывчата. С начальником такой человек вежлив и компетентен, с коллегами по работе — мил и приветлив, в компании — незаметен и тих. Одевается аккуратно и неброско, разговаривает корректно. В принципе, не человек, а ангел… Но неужели он и внутри таков? Скорее всего, нет. Внутренний мир такого человека может быть мятущимся и наполненным различными чувствами и желаниями.
Но он старательно их скрывает от окружающих. В душе он может ощущать себя великим философом или музыкантом, но показать это мешают различные страхи: услышать негативную оценку, не оправдать ожидания, страх остаться непонятым. Это говорит об отсутствии внутренней свободы, об эмоциональной зажатости и наличии комплексов. Скорее всего, такое состояние берет свое начало в детском возрасте, когда родители слишком критиковали малыша, не замечали его маленьких побед, не хвалили за достижения. Человек вырос и стал «застегнут на все пуговицы». В результате его жизнь лишается многих красок и эмоций, которые дает людям возможность самовыражения.
Какой пользой обладает искусство?
Арт-терапия полезна для каждого человека. Творческие задатки проявляются по-разному, но в каждом случае искусство реализует заложенный потенциал, отношение к происходящим событиям, помогая найти правильное направление развития, обрести внутреннюю гармонию.
Самовыражение. Искусство способствует выражению переживаний словами, действиями. Глубинные слои бессознательного состояния человека находят место в сознательном мире. Самовыражение позволяет приобрести гармоничность, целостность. По данной причине искусство связывает человека с другими людьми. В сложных ситуациях, например, после испытанного стресса или шока, арт-терапия становится способом установления контакта между пациентом, психологом или психотерапевтом. Искусство и творчество. Человек разрабатывает и реализует определенные ассоциации через переживания, отношение к происходящим событиям. Креативность, творчество – это важные жизненные принципы. Творческий подход способствует успешному поиску решения в любой ситуации, так как он укрепляет контакт с бессознательной составляющей личностью, внутренними силами. Творчество приносит удовольствие, расслабляет при кризисных ситуациях, устраняет боль. Переживания проявляются в искусстве, свидетельствуя о преходящей природе чувства. Любая физическая, моральная, душевная боль остается в прошлом после того, как человек проходит через самовыражение, говорит об ощущениях, эмоциях. Искусство передает индивидуальный опыт, знания человека, накопленные чувства. Передача через творческие работы находит отклик у слушателей, которые настраиваются на соответствующую волну, становятся восприимчивыми. Человек проявляет себя, после чего получает шанс для преодоления этапа жизни, дальнейшего развития. Искусство не может претендовать на объективность и правильность, истинность, так как все люди различаются мировоззрением и характером, но опыт каждого человека полезен для других. Современная жизнь, требования общества губят личность, потому присутствует необходимость поиска истинных чувств, возвращения к внутреннему миру. Многими взрослыми людьми творчество воспринимается в виде игры, что гарантирует пользу.
Определение
Что такое самовыражение? Самовыражением в психологии называется перенос во внешний мир внутреннего состояния, переживаний, эмоций. Это внешнее проявление всего, что происходит внутри человека. У некоторых людей этот процесс происходит осознанно, другие же делают это неосознанно.
Если говорить в общем, самовыражение — это изменение реальности и порой даже общественного мнения. А по мнению психологов — это еще и возможность провести психологический анализ и изучить личность человека, протекающие внутри нее процессы.
Самовыражение по праву считается одним из факторов, провоцирующих развитие общества. Развиваться человечество будет только в том случае, если имеет место контакт или столкновение отличающихся друг от друга взглядов, мнений, умений и способностей.
У всех людей разные способы самовыражения. Причина тому — влияние различных внешних и внутренних или врожденных факторов. От них зависит то, насколько человек будет оригинальным в презентации своего внутреннего мира. Чем больше свободы, уверенности в себе, смелости показывает человек, тем более уникальной и неординарной личностью он считается. Если место этих качеств занимают шаблоны и стереотипы, на оригинальность и творческий подход к решению проблем можно не рассчитывать.
Потребность в самовыражении
Визуальное отображение внутреннего мира во внешней среде — такая же важная потребность, как и выживание. По мнению ученых, после того, как человек удовлетворяет базовые потребности в еде, одежде и крове над головой, приходит очередь самовыражения. Процесс начинается с изучения себя и окружающего мира. Как только они становятся понятными, возникает необходимость самореализации. Говоря простыми словами, самовыражение — это стремление заявить миру о своем существовании, почувствовать себя его частью, начать взаимодействовать с ним.
Интересно, что для многих людей иметь возможность самовыражения гораздо важнее удовлетворения физических потребностей. Ради нее они готовы недоедать, остаться без средств к существованию или подвергнуть себя смертельной опасности. Такие люди никогда не согласятся с обыденностью, скучной, серой жизнью. Возможность творить для них — это и есть сама жизнь.
Желание реализоваться, презентовать окружающим свой внутренний мир объясняется стремлением раскрыть заложенный внутри нас потенциал. Одинаковое воспитание, привитие одних и тех же правил поведения, одинаковые нормы обучения в школе делают человека среднестатистическим, таким же, как и все остальные. Такое положение вещей лишает его возможности презентовать себя, из-за чего часто он начинает бунтовать, идти против общества. Только одни делают это в творчестве, а другие с помощью эпатажных и порой шокирующих выходок.
В некоторых случаях потребность в самовыражении снижается. Так происходит вследствие каких-либо психологических травм, например, когда над человеком насмехались, высмеивали его творчество или вовсе отвернулись.