Девиантное поведение у подростков. Примеры, причины, опасность девиантного поведения. Борьба с ним и профилактика


Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для одних людей, рассматривается как нежелательное в другой культуре.

Общепринятой классификации видов девиантного поведения нет. Ниже приведено несколько разных классификаций в зависимости от признаков, взятых за основу.

Согласно целей, которые преследует индивид, девиантное поведение бывает:

  • корыстной ориентации – стремление получить корыстную материальную выгоду посредством нечестных действий или правонарушений (кражи, обманы, мошенничество, спекуляции);
  • агрессивной ориентации – преступления против личности (изнасилования, убийства, избиения, оскорбления);
  • социально-пассивной ориентации – уклонение от выполнения социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения необходимых проблем (прогулы работы и учебы, различные виды зависимости, бродяжничество, суицидальные мысли).

С точки зрения результатов, отклонения от нормы бывают:

  • позитивные – действия индивида направлены на преодоление устаревших стандартов, способствуют изменениям социальной системы в лучшую сторону;
  • негативные – поступки человека направлены на разрушение социальной системы, приведение ее к дисфункции и дезорганизации.

Некоторые специалисты делят девиантное поведение на такие виды:

  • антисоциальное (делинквентное) – поступки человека противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам;
  • асоциальное – индивид совершает действия, которые не соответствуют социальным и правовым нормам общества, в котором он живет, а также обычаям и традициям;
  • аутодеструктивное – такое поведение является угрожающим развитию и целостности самой личности.

Девиантное поведение в детском и подростковом возрасте может включать в себя сочетание нескольких видов или проявляться только одним. Подобные изменения могут проявиться очень рано из-за врожденных причин, возникнуть вследствие физических травм, повлиявших на мозговую деятельность и неврологическое состояние, или же быть сформированы в процессе воспитания или при влиянии неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.

Оценка своих поступков у детей и подростков также может иметь разный характер. Одни чувствуют свою вину, из-за чего у них падает самооценка и появляются неврозы. Другие считают свое поведение нормальным, оправдывают его, пусть даже общество считает это отклонениями от нормы.

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

  • Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
  • Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
  • Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
  • Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например, воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

Опасность девиантного поведения у детей и подростков

Опасность девиантного поведения

Само понятие девиантное поведение подразумевает под собой различные асоциальные явления, то есть те, которые нарушают принятые в социуме нормы, правила и ценности. Это приводит к тому, что подросток с девиантным поведением становится опасным для общества:

  • во-первых, некоторые из видов девиантного поведения (а именно делинквентное поведение) являются преступлениями, то есть общественно-опасными деяниями, которые несут угрозу жизни, здоровью, а также материальному благополучию окружающих;
  • во-вторых, антиморальное поведение может вызывать резко негативную реакцию у окружающих и провоцировать проявление делинквентного поведения;
  • в-третьих, такая форма девиаций, как аддиктивное поведение, включающее в себя наркоманию и алкоголизм, приводит к тому, что подросток наносит вред своему здоровью и подвергает свою жизнь опасности;
  • в-четвертых, такая форма девиантного поведения, как суицид, несёт в себе прямую угрозу жизни подростка. Даже если самоубийство не было доведено до конца, это может нанести серьёзный вред здоровью, как физическому, так и психическому.

Девиантное поведение подростков

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.

Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).

Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:

  • деструктивно-агрессивная — для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
  • деструктивно-компенсаторная — более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
  • компенсаторно-иллюзорная — направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.

Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.

Мысли вслух «Девиантное поведение молодёжи: причины, проблемы, конфликты»

Казенное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа- Югры

«Специальная учебно-воспитательная школа №2»

Мысли вслух

«Девиантное поведение молодёжи: причины, проблемы, конфликты»

Выполнила:

воспитатель Кусаинова Л.К.

Сургут, 2022г.

  • Конфликты………………………………………………………………….7
  • Заключение…………………………………………………………………8
  • Список литературы……………………………………………………….10
  • 2

    Сущность девиатного поведения:

    Девиантность

    — характеристика поведения:

    — не совпадающего с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе; и

    — рассматриваемого большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

    лат.Deviatio – отклонение

    Отклоняющееся поведение

    — поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

    Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.

    Девиантное поведение — самый слабый и самый массовый вид нарушения. Девиантное поведение подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписанным нормам

    В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Ряд исследователей, вслед за Э. Дюркгеймом, считают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации девиантное поведение встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиации. К таким ситуациям можно отнести стресс, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе.

    Девиантное поведение нужно изучать очень стремительно, потому что, в наше время происходит много преступностей, молодёжь уже не та, что раньше, сейчас нам нужны гулянки, тусовки, некоторые просто занимаются наркоманией, употребляют алкоголь, просто так. Им уже не так важна учёба, и всё ровно на то, что происходит вокруг него. Для очередной дозы или бутылки «больной» человек пойдёт на всё, вплоть до убийства, он этого уже не осознаёт, что творит, что причиняет боль не только невинному человеку, но и его родственникам и близким. Почему с нами это происходит, не уж то от плохой жизни? А ведь каждое утро просыпаешься и думаешь, лишь бы этот день прошёл удачно, потому что уже боишься выходить за пределы дома, ведь не только молодёжь деградирует, но и подростки 11-15 лет, уже в 11 лет они пробуют алкоголь, табак, наркотики. Уже не так боишься взрослого мужика, боязнь происходит когда встречаешь на пути оборванца, который не понятно из какого места выполз и в чём он одет. Неужели он не смог добиться чего-то? В наше время можно

    3

    вылезти из всякой ситуации, главное иметь стремление и веру в лучший

    день. Но нет, подростки ведь думают, «если я курю или пью — я на высоте, это классно» А когда они подрастают, то некоторые понимают, от чего они отказались, от беззаботного детства в котором мама печёт пирожки для любимого сына или дочери, когда приходишь домой и всё уже приготовлено, тебе стоит только поблагодарить маму. Но когда осознают, уже становиться слишком поздно благодарить ту самую любимую маму, ведь она больна из-за тебя, который вымотал ей все нервы, ты, из-за которого она не спала ночами и тихо плакала в подушку.

    А может это вина родителей, то что их ребёнок стал таким? Да, в жизни много случаев, что родители балуют ребёнка, или сами пьют, занимаются наркоманией, ну или просто вкалывают до седьмого пота, лишь бы принести кусок хлеба в дом, и не успевают хорошо приглядывать за своим ребёнком. Родителям надо помогать, зачем становиться выродком с которым даже дела иметь никто не желает, а потом он плачет и говорит, меня никто не любит, я никому не нужен, а что ты сделал для того чтоб тебе отплатили тем же? Ты сам виноват в своей судьбе, почему детдомовцы становятся отличными родителями, ведь у них не было родителей, они могли так же спиться, стать наркоманами, но у них больше желания приобрести новую, намного лучшую жизнь, не то что была в детдоме. Так может стоит задуматься над тем, что происходит с нашей молодёжью, ведь некоторые нуждаются в помощи, просто бояться в этом признаться, надеются, что это пройдёт…

    Основные проблемы ,причины девиантного поведения

    Виды девиантного поведения:

    1.

    Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.

    2.

    Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

    3.

    Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

    Пьянство и алкоголизм

    Чаще всего мотивом пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.

    На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности

    4

    окружающей среды. К факторам способствующим алкоголизации можно отнести низкий уровень материального положения и образование.

    Преступность

    Подросткам и юношам в возрасте 14-18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный детский характер, поскольку совершаются из-за озорства и любопытства, не мотивируемой агрессии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды. Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством, ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания. Особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. К типичным молодежным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные «разборки», которые сопровождаются бранью, насилием.

    Самоубийство

    Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо этих причин существуют особые причины. Распространены следующие причины:

    • потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви;

    • уязвленное чувство собственного достоинства;

    • крайнее переутомление;

    • разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств;

    • токсикомания и наркомания;

    • отождествлением себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство;

    • состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.

    Наркомания

    Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость,

    5

    неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях.

    Мотивы наркомании и токсикомании:

    1) Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;

    2) Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;

    3) Выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;

    4) Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;

    5) Достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»;

    6) Достижение чувства полного расслабления;

    7) Уход от чего-то гнетущего.

    Проституция:

    Причинами проституции равно как многих других социальных отклонений являются социально-экономические и морально-этические факторы. Однако существуют и специфические причины. Так часть женщин обладает сильным либидо и их потребности выше средних, отсюда выход на спортивный половой контакт. Другая причина проституции в среде, которая окружает проститутку. Это рэкетиры, сутенеры, содержатели «малин» и пр., которые устанавливают свои нормы взаимоотношений с проститутками и подчиняют их своему «уставу».

    Подавляющее большинство экспертов считает, что проституция неизбежна, так как потребность к размножению – сильнейшая физиологическая потребность. Проституция – это такая же социальная проблема, как преступность, алкоголизм и другие формы девиантного поведения.

    Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. В наше время проституция широко развернула бизнес по «продаже любви». Между тем рост проституции и половых дисгармоний неизбежно ведет к распространению СПИДа. По прогнозам ученых через 10-15 лет эта эпидемия станет проблемой № 1.

    Прочитав все проблемы я очередной раз удивляюсь, неужели мы на такое способны. Что подталкивает к такому образу жизни? Что нам не хватает для полного счастья, что мы начинаем отпускаться до такого? Кто виноват? А виноваты мы сами… Ведь любое поколение смотрит на людей старше себя

    6

    на несколько лет, и начинает подражать, они хотят быть похожими на них!

    Почему девочки начинают продавать любовь за деньги? От безысходности, всякие на то причины есть, плохое воспитание, неудовлетворение чего-либо, просто нет работы. А ведь в детстве они мечтали о белом свадебном платье, о красивой жизни без проблем. Но не всё так просто, наш народ деградирует, мы все помешаны на деньгах…мы хотим всё больше и больше, ведь в настоящее время деньги правят миром…поэтому девочки продают любовь за деньги, мальчики вступают в группировки, попадают под статьи, и на этом жизнь разрушается. Что потом их ждёт? Не кто не возьмёт человека на приличную работу, если он сидел на ЗОНЕ, все боятся, что он может совершить преступление опять.

    Почему самоубийство в наше время происходит так часто? Почему люди сами лишают себя жизни? Лично на моём жизненном пути было такое, что девочка, которой было всего 15 лет ушла из жизни по собственному желанию, много версий было, что изнасиловал учитель, что она насмотрелась видео-клипов о рае…никто уже и узнать не может, зачем она такое сделала. А ведь была счастливым ребёнком. А бывает из-за любви, безответные чувства всегда были причиной для самоубийства, но зачем? Любовь, она ведь не вечна, это всё приходящее и уходящее. А бывает, что молодые любят друг друга, а у них есть преграды, например родители или окружающие люди, которые не желают вас видеть вместе, и они идут на тот шаг, чтоб остаться на всегда вместе.

    Неужели всё так плохо складывается в жизни, что люди начинают себя загонять в гроб? Нет не разрешимых проблем, просто надо очень постараться, чтоб начать всё сначала, может там, в далёком будущем тебя ждёт настоящая счастливая жизнь, без забот и проблем. А мы начинаем отпускать руки, говорить какие мы несчастные, может это знак, что эта не та жизнь, которую ты заслуживаешь, тебя ждём больше за теми горами, ты только их преодолей, ты просто «встань и иди».

    Эмиль Дюркгейм

    . Он считал, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормальные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс. Преступность—это плата за социальные изменения. В той же мере, в какой гений должен иметь возможность к самосовершенствованию, преступник должен иметь шанс на преступление. Общество без преступности немыслимо. Если бы перестало совершаться все то, что сейчас зовется преступным, в категорию преступности пришлось, бы зачислить какие-то новые виды поведения. Ибо преступность неизбежна, неистребима. И причина этого не в том, что люди слабы и злы, а в том, что в обществе существует бесконечное множество самых различных видов поведения. [4. с. 1]

    7

    Да, в какой-то степени я соглашусь с Э. Дюркгеймом, что преступность неистребима. Но почему её нельзя избежать? Неужели нельзя всё сделать без преступления, преступник как наркоман, только ему надо делать зло. Что наталкивает на преступление?

    Отношение между родителями и ребенком являются, чуть ли не единственным источником возникновения патологии характера, которая со временем не изменяется, а лишь выявляется в процессе последующего воздействия окружающей мира на него. Если ребенок не испытывает любви и заботы, то отрицательные инстинкты происходит внутри его разума, находясь в скрытом состоянии и вызывая конфликт с самим собой. Ребенок-невротик, чьи негативные порывы и недопустимые желания не сдерживаются семьей, начинает испытывать конфликт с окружающей средой.

    Конфликты:

    В моём понимании слова «конфликт» означает не понимание человека к какой-либо среде обитания. Так например конфликт между поколением наших дедушек и бабушек и нашим поколение. Сидя в общественном транспорте или на улице ты можешь услышать как обсуждают и осуждают нынешнюю молодёжь. И они в какой-то мере правы, у нас не осталось чувства стыда, мы можем идти по улице курить, пить и одеваться так, что у народа вызывает отрицательных характер смотря на тебя.

    Так некоторые забыли, что эта бабушка и дедушка не побоялись отдать жизнь за тебя, а ты самая настоящая свинья, которая занимается вандализмом или ещё каким-либо действием.

    В наше время появилось ещё больше субкультур, например неформалы, на них смотреть без слёз нельзя, как они одеваются. Какие у них причёски, что они вытворяют за своим телом, зачем себя так уродовать, что потом страшно смотреть, как например делают туннель в ухе, ведь потом, когда ты подрастёшь мочку уха придётся отрезать. Это ведь страшно.

    Я всё понимаю, что нынешняя молодёжь хочет себя показать, и стремительно показывает это. Да ты лучше учись,

    стань таким человеком, о котором разговаривали все, потому что ты открыл что-либо или изобрёл.

    Вывод:

    Вывод из всего этого можно сделать только один, что наша молодёжь просто деградирует, показывая это своим поведением и поступками. Девиантное поведение- это большая проблема, которую решить видимо не возможно. А

    8

    если постараться и приложить усилия можно попробовать предпринять

    особые меры, но никому это не надо. Нашу молодёжь влечет к новым ощущениям, они стремятся доказать родным и друзьям свою независимость и самостоятельность, но они ведь даже не умеют предвидеть последствия своих поступков.

    Не только виноваты мы, но и в какой-то мере взрослые тоже виноваты, они подают пример нам и не всегда хороший. А мы ведь хотим походить на взрослых, мы на них смотрим, смотрим на поступки и копируем это.

    Надо бороться с этой проблемой, а не сидеть сложа руки и смотреть что происходит с молодёжью. Мы будущее нашей Родины, но такого будущего боятся все. Что будет дальше, если не принимать меры. Лучше пусть это будут жестокие правила и законы, чем убийства и унижение вокруг нас. Ведь такое поведение можно искоренить, только стоит очень хорошо постараться и не закрывать глаза, если у ребёнка происходят проблемы уже в таком возрасте, когда о начинает входить в этот мир, для его постижения!

    9

    Список литературы:

    1. Иванов В.И. Девиантное поведение: причины и масштабы//Социально- политический журнал. — 1995. — № 2. — С. 47-57.

    2. Актуальные проблемы девиантного поведения: Сб.ст./ РАН; Ин-т социологии

    3. https://www.psychologos.ru/Девиантность,_девиантное_поведение

    4. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Durkgeim/Norm_Pat.php

    10

    Профилактика девиантного поведения

    Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

    Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

    • Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
    • Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
    • Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
    • Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
    • Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

    Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

    Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

    Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

    Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

    Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.

    В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]