Аудиальная сенсорная репрезентативная система.
Аудиальная репрезентативная система основывается на восприятии звуков. Люди с представленной системой (аудиалы) воспринимают информацию через процесс слушания. Вся информация воспринимается и запоминается ими, преимущественно, в форме звуковых впечатлений.
ПРИЗНАКИ.
Узнать аудиала можно по часто перемещаемым в разные стороны глазам. Дыхание ритмичное и ровное, но отражающее его внутренние переживания. Если попросить такого человека описать какой-то свой опыт, то, в первую очередь, он будет думать о том, как выразить его в форме звука. Аудиал долго и много говорит, предельно чётко излагая мысли. При этом его речь может быть очень импульсивной. В разговоре часто доминирует и нередко утомляет. Обладает особой чувствительностью к звукам и часто разговаривает сам с собой. Общаясь с аудиалом, нужно стараться более грамотно и точно выстраивать свою речь. В процентном соотношении на аудиалов приходится около 20% всех людей.
ВНЕШНОСТЬ.
Телосложение большинства аудиалов представляет собой нечто среднее между худощавыми и тучными людьми. В процессе разговора нередко жестикулируют и указывают на область ушей, а также наклоняются вперёд, как бы пытаясь быть ближе к тому, с кем общаются. Но при возникновении звуков в своём собственном сознании будут, наоборот, отклоняться назад. Следят за ритмом своей речи и тембром голоса.
Люди с ведущей аудиальной сенсорной репрезентативной системой обладают способностью делать тонкие аудиальные различия, отчетливо слышать разнообразие тонов и тембров звучащих звуков. Темп речи средний, поэтому говорят такие люди, как правило, громко и отчетливо, в строго выдержанном ритме. Тон голоса у них чистый, выразительный и резонирующий.
Люди с ведущей аудиальной сенсорной репрезентативной системой часто проговаривают, нашептывают для себя то, что они только услышали. Разговор или процесс мышления у таких людей может сопровождаться мелкими ритмическими движениями тела, например постукивание ногой в такт беседы
При разговоре такие люди обращают внимание не только на слова, но и на то, как они произнесены. Они часто поворачиваются ухом к собеседнику, как бы вслушиваясь в тональность, тембр и ритм его голоса
Сами эти люди очень разговорчивы, обожают беседы, всегда очень четко излагают ход события. Лучше всего воспринимают информацию на слух, запоминая все последовательно по шагам. Иногда такие люди кажутся слегка замкнутыми, «отстраненными», так как часто прибывают во внутреннем диалоге – беседуют сами с собой.
Они очень тонко чувствуют музыку, обладают хорошим чувством ритма
В речи эта система проявляется в таких словах и выражениях, как: жить в гармонии, пропускать мимо ушей, акцентировать внимание, ударение, глухой, звонкий, тишина, слышать, диссонанс
Аудиалы, визуалы, кинестетики… А кто еще?
Понятие репрезентативной системы впервые возникло в таком неакадемическом направлении практической психологии, как нейро-лингвистическое программирование, основанном на технике манипулирования людьми путем «подстройки» — копирования их вербального и невербального поведения с целью снизить критичность к получаемой информации извне. Репрезентативная система означает преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.
К примеру, визуал (человек, обладающий визуальной репрезентативной системой) легче воспринимает информацию зрительно, т. е. ему легче дается понимание, скажем, инструкции, поданной в картинках, чем инструкции, оформленной в текстовом виде. Также, при наличии нескольких раздражителей, скажем, звуковых, тактильных и зрительных, зрительные лучше запомнятся ему, чем иные. Например, школьник-визуал будет легко отвлекаться на какую-то яркую или интересную вещь в классе (допустим, не связанный напрямую с темой плакат на стене) и ему будет труднее слушать и понимать речь учителя, чем при отсутствии этого отвлекающего плаката. Однако если бы учитель подобрал плакат по теме и объяснял бы урок по нему, то визуалу было бы понятнее, чем просто объяснение без плаката.
Основных репрезентативных систем — шесть:
визуальная, аудиальная, кинестетическая, олфакторная, густаторная и дискретная.
Визуальная система
опирается на зрительные образы, на то, что человек видит. Визуалы обычно любят кино, у них зачастую хорошая память на лица, они замечают разные мелочи и детали, которые остальным могут показаться просто «фоном». Многие визуалы не испытывают проблем с правописанием, так как часто запоминают, как пишутся слова, не по буквам или согласно правилам правописания, а помнят их целиком, как иероглифы.
Аудиальная репрезентативная система
опирается на слуховой канал информации и подразделяется на аудиально-тональную и аудиально-дигитальную подсистемы. Люди с аудиально-тональной подсистемой хорошо различают интонации, обладают хорошим музыкальным слухом. Носители же аудиально-дигитальной подсистемы улавливают, в первую очередь, слова, хорошо понимают устные инструкции.
Кинестетическая репрезентативная система
опирается на такой канал информации, как осязание. Кинестетики зачастую выбирают максимально удобную и приятную к коже одежду, распространено мнение, что они любят со всеми обниматься, но это не так. Поскольку осязательный канал у кинестетиков — ведущий, им часто трудно дотронуться до неприятного им человека, даже просто чтобы пожать руку, но к приятным им людям они достаточно часто прикасаются при разговоре — могут застегнуть не застегнутую пуговицу на собеседнике, стряхнуть пылинку или что-то поправить, что обычно кажется бестактностью не кинестетикам.
Олфакторная репрезентативная система
опирается на обоняние, и поскольку она встречается реже, чем перечисленные выше, и знаний о ней у людей меньше, то часто ее относят к кинестетической. Олфакторы лучше всего чувствуют запахи, и приятный или неприятный, резкий запах может существенно отвлечь их от всего остального. Если человек при рассказе, допустим, о каком-то путешествии обязательно упоминает запахи — свежий морской воздух, запах кофе на туристической улочке старого города — или не может в принципе отвлечься от неприятного запаха, скажем, моющего средства для окон или пластика, то скорее всего перед вами олфактор.
Густаторная система
опирается на вкусовые ощущения. Так как она тоже достаточно редкая, не такая как олфакторная, но куда реже аудиальной, ее часто относят к кинестетической. Обладатели этой репрезентативной системы запоминают, в первую очередь, вкусовые ощущения, зачастую именно эти люди ездят в гастрономические туры по странам и в их воспоминании о детстве почетные места занимают бабушкины пирожки и манная каша с комочками из детского сада.
Дискретная репрезентативная система
опирается на логическое осмысление полученной извне информации. Часто ее вообще отказываются считать таковой, ведь она опирается не на конкретные сигналы из внешнего мира, а на собственные умственные построения. Обычно такие люди воспринимаются другими как немного «оторванные от реальности», но обычно они очень практичны, хорошо понимают свои потребности, любят все «раскладывать по полочкам» и алгоритмизировать, оптимизировать неприятные или неинтересные им процессы для того, чтоб упростить и ускорить их выполнение.
Как я уже говорила, это типирование изначально было создано для облегчения манипулирования людьми и сейчас используется, в основном, коммерческими организациями для того, чтоб с большей вероятностью клиент выбрал услугу или товар определенной фирмы или приобрел его в определенном магазине. Визуалов завлекают яркими упаковками, аудиалов — фоновой музыкой с рекламными песнями, кинестетиков — возможностью потрогать товар, посмотреть как он работает, олфакторов — приятными запахами, скажем, выпечки или ненавязчивых ароматических масел. Для густаторов устраивают презентации товаров в продуктовых магазинах, где дают попробовать на выбор разные продукты одного производителя. Дискретам подробно расписывают преимущества конкретного товара. Но дискреты обычно редко реагируют на рекламу и вполне могут не купить товар, а «поставить себе галочку», чтобы посмотреть в Интернете характеристики его аналогов, а также употребляют слова и выражения преимущественно с упоминанием ведущего канала восприятия клиента — «слышите», «видят», «ощущение», «думаете».
Как видите, не все так просто в психологическом делении человека на типажи. И, как правило, оно не ограничивается четкими рамками — каждый человек многогранен и несет в себе определенную долю любого из перечисленных типов.
Теги: психотипы, психологические типы, психология общения, человек, восприятие, психоанализ
Репрезентативная система человека
Для начала следует напомнить, что под репрезентацией следует понимать процесс представления и выражения определённого опыта (мыслей, идей и т.п.) человеком. А человек, получая информацию, поступающую к нему из внешнего мира, всегда опирается на свои органы чувств. Человеческое тело снабжено огромным количеством чувствительных рецепторов, которые являются единственным способом получать информацию. Если говорить проще, то весь опыт человека формируют следующие ощущения (модальности): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и тактильные. Кроме них есть ещё и другие, но они играют второстепенную роль. Эти модальности и называются в НЛП репрезентативными системами.
Получая информацию при помощи наших органов чувств, мозг кодирует её и затем представляет в форме соответствующих данных, чувств и эмоций, даже малая часть которых способна вместить в себя целый диапазон всевозможных значений. И уже эти данные и значения человек оценивает и систематизирует. Вкратце, так происходит процесс восприятия. Но здесь следует учитывать главную пресуппозицию (истину, не подлежащую обсуждению) НЛП – «Карта не есть территория», где карта – это восприятие человеком реальности, а территория – это сама объективная реальность. Получается, что то, как человек воспринимает полученную информацию, имеет лишь субъективное значение, не отражая объективное положение дел. У каждого человека имеется своя карта, являющаяся основой его восприятия, и эта карта, в силу своей индивидуальности, никогда не станет отражением истины. Но зато, зная о том, что у каждого человека есть своя карта, можно успешно этим пользоваться, что, в свою очередь, позволяет понимать людей на более глубоком уровне и доносить информацию в таком виде, в каком она будет воспринята максимально точно. Можно также оказывать влияние на карту человека, тем самым, меняя её.
В общем, если говорить более конкретно, то, зная о карте человека и его особенностях восприятия, а также о своей карте и своих особенностях, можно максимально повысить уровень взаимопонимания с окружающими и сделать любую коммуникацию максимально эффективной, взаимовыгодной и продуктивной. И одним из главных способов воздействия на себя и других является именно общение на основе репрезентативных систем. О них мы и поговорим далее.
Особенности разных репрезентативных систем
Существуют специальные тесты для определения репрезентативной системы человека. Но сделать достаточно точные выводы можно, просто наблюдая за людьми, анализируя их поведение. Чем отличаются представители разных ведущих систем?
Репрезентативная система | Внешность | Особенности восприятия |
Визуальная | Визуалы чаще всего худощавы, достаточно грациозны, следят за осанкой. Не любят, когда собеседник загораживает им обзор. В помещении выбирают такое место, откуда удобно наблюдать за происходящим. |
|
Аудиальная | Аудиалы не худощавы, но и не склонны к излишней полноте. В разговоре часто жестикулируют, часто обладают приятным голосом, поставленной ритмичной речью. |
|
Кинестетическая | Кинестетики склонны к полноте, но, если следят за собой, обладают красивым рельефным телом. Двигаются медленно, плавно. При общении часто касаются собеседника: похлопывают по плечу, обнимают при прощании. |
|
Дигитальная | Дигиталы опираются на все системы восприятия, но наибольшее значение придают осмыслению информации, ее анализу. Сложно выделить характерные черты во внешности. В речи часто используют фразы «это нелогично», «в этом есть смысл», «почему мы так делаем?». |
|
На развитие репрезентативных систем влияет не только наследственность, но и среда. Например, Россия и США относится к визуально-кинестетическим культурам (большая часть населения визуалы и кинестетики), а Англия к аудиально-визуальным.
Бесплатная консультация с коучем EDPRO
Получить доступ
Глазные сигналы доступа
Вверх влево.Визуальное конструирование образа
Если вы попросите кого-нибудь представить фиолетового быка, человек посмотрит вверх и налево, потому что он будет конструировать фиолетового быка в своем мозге.
Вверх вправо.Визуальное воспоминание образа
Если вы спросите кого-нибудь «Какого цвета были обои в твоей комнате в детстве?», он будет вспоминать и глаза начнут двигаться вверх и вправо.
Влево.Конструирование звука
Если вы попросите кого-нибудь воспроизвести в голове самый высокий звук, который может издать инопланетянин, он начнет конструировать в голове звук, которого никогда не слышал.
Вправо.Воспоминание звука
Если вы попросите кого-нибудь вспомнить, как звучит голос его матери, он посмотрит вправо.
Вниз влево.Доступ к ощущениям
Если вы спросите кого-нибудь «Ты можешь вспомнить запах костра?», он посмотрит вниз и влево.
Вниз вправо.Внутренний диалог
Это направление глаз во время того, как кто-то «разговаривает с собой».
Расфокусированный взгляд прямо перед собой – визуализация.
Для того, чтобы научиться считывать сигналы с человека, можно потренироваться с кем-то из знакомых, задавая ему вопросы отслеживая реакцию. Ниже представлен целый спектр таких вопросов.
Вопросы, включающие визуальное воспоминание:
- Какого цвета ваша входная дверь?
- Что Вы видите, совершая прогулку в ближайший магазин?
- Как расположены полоски на шкуре у тигра?
- Сколько этажей в доме, в котором Вы живете?
- У кого из Ваших друзей самые длинные волосы?
Вопросы, требующие визуального конструирования:
- Как бы выглядела Ваша комната с розовыми в крапинку обоями?
- Если карту перевернуть, то в каком направлении будет юго-восток?
- Представьте себе пурпурный треугольник внутри красного квадрата.
- Как бы выглядела Ваша фамилия, написанная в обратном порядке?
Вопросы, требующие аудиального припоминания:
- Можете ли Вы услышать внутри себя свое любимое музыкальное произведение?
- Какая дверь в Вашем доме скрипит громче всех?
- Как звучит сигнал занято в Вашем телефоне?
- Третья нота в национальном гимне выше или ниже второй?
- Можете ли Вы услышать хоровое пение внутри себя?
Вопросы для аудиального конструирования:
- Как громко получится, если 10 человек крикнут одновременно?
- Как будет звучать Ваш голос под водой?
- Какая дверь скрипит громче всего?
- Представьте себе вашу любимую мелодию, звучащую в 2 раза быстрее.
- Какой звук издаст пианино, если оно упадет с 10 этажа?
- На что будет похож вопль мандрагоры?
- Как буде звучать цепная пила в сарае из рефленого железа?
Вопросы для внутреннего диалога:
- Каким тоном Вы разговариваете сами с собой?
- Прочтите детский стишок про себя.
- Когда Вы говорите сами с собой, откуда звучит Ваш голос?
- Что Вы говорите сами себе, когда дела идут плохо?
Вопросы для кинестетического канала восприятия:
- Что бы Вы ощущали, надевая мокрые носки?
- На что похоже – опускать свои ноги в холодный бассейн?
- Какие ощущения вы испытали бы, натянув шерстяной свитер на голое тело?
- Какая рука сейчас теплее: правая или левая?
- Насколько приятно было бы Вам устроиться в ванной с теплой водой?
- Как Вы себя чувствуете после вкусного обеда?
- Вспомните запах нашатыря.
- Что Вы чувствуете, после того, как хлебнули целую ложку пересоленного супа?
Движения глаз происходят очень быстро, и вам следует быть наблюдательным, чтобы увидеть их. Они будут показывать последовательность репрезентативных систем, которые человек использует, чтобы ответить на поставленный вопрос. Например, отвечая на аудиальный вопрос о громко скрипящей двери, человек может визуализировать каждую дверь, мысленно почувствовать, как он ее открывает и затем услышать звук. Часто человек будет обращаться сначала к своей ведущей системе, чтобы ответить на вопрос.
В некоторых случаях, отслеживая движения глаз, можно понять, честен ли с вами человек.
Если собеседник собирается что-то утаить, солгать вам, то в этом случае его взгляд перемещается по определенному пути, который называют «траектория лжи»
: сначала взгляд направляется
влево вверх
или
влево по горизонтали (относительно вас)
– собеседник обращается к зрительной или слуховой конструкции, затем
вправо вниз
– человек обращается к контролю речи. То есть собеседник сначала представляет, как это может быть, конструирует речь, после этого старается подбирать слова так, чтобы говорить только то, что соответствует представленному, сконструированному, и ничего лишнего.
Кроме сигналов глаз, которые часто отражают ход мыслей человека, его ведущую репрезентативную систему можно определить по наиболее часто употребляемым им в речи сенсорно-определенным словам и выражениям. Ниже представлены примеры слов и выражений, которые могут быть использованы представителями разных модальностей.
По-вашему НЛП это наука, набор методов, или еще что-то
НЛП – это не наука, а набор методов, которые одни люди когда-то с разной успешностью применяли к другим. А что умеет один человек, и другой всегда освоить может. У каждого будет своя эффективность, но почти каждый сможет освоить почти всё.
Как в этом случае определить, в чем именно заключается метод? Как понять, что это не апофения (когда закономерности и взаимосвязи видятся в случайных событиях) или любая другая когнитивная ошибка? Как установить, какой именно фактор сработал в том или ином моменте, если не опираться на исследования? Например, упомянутых ниже голубей Скиннер дрессировал повторять случайные действия, которые якобы приводили к получению корма. Как НЛП избегает таких ошибок?
Способы их выявления и использования
Каждый человек воспринимает мир по-своему. В основе его восприятия лежит тот или иной канал поступления информации: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинестетический (телесный). Давайте рассмотрим, какие репрезентативные системы восприятия и обработки информации существуют, поймем, что каждая из них означает и научимся определять типы систем у себя и других.
Есть ведущие системы, которыми мы пользуемся чаще всего для обработки информации. Так, многие люди думают в основном картинками, как бы прокручивая фильм у себя в голове. Другие предпочитают вести внутренний диалог. Третьи будут основывать свои действия на внутренних ощущениях по отношению к ситуации («греет душу» или нет, «цепляет»).
Поэтому разные люди становятся более успешными в решении отдельных задач, в зависимости от того, какова специфика этой задачи. Например, у музыканта аудиальный канал восприятия будет явно более развит, а спортсмену необходимо развивать кинестетический канал. Архитектор же, в силу своей профессии, предпочитает мыслить образами.
Бывает, что люди не могут понять друг друга только потому, что говорят буквально на разных языках – то есть на языках разных репрезентативных систем.
Например:Жена: «Ты меня совсем не любишь».Муж: «Но ведь это очевидно, почему ты не замечаешь?»Жена: «Ты никогда не говоришь мне о любви».
Ясно, что жена мыслит звуками, а муж образами. В итоге взаимопонимание становится невозможным.
Людей, которые в равной степени владеют всеми каналами восприятия и обработки информации, и могут использовать их по своему усмотрению, очень мало. Хотя репрезентативные системы не являются взаимоисключающими, в основном, у человека есть один ведущий канал восприятия, обработки и хранения информации, второй вспомогательный, третий наименее развитый.
Знание ведущей репрезентативной системы собеседника позволит вам разговаривать с этим человеком «на одном языке», и, таким образом, установить с ним раппорт, вызвать подсознательное доверие человека по отношению к вам.
Как же определить, какой способ обработки информации для человека «родной», а какой нет. Существует целый ряд индикаторов, которые могут нам помочь в этом: поведение (дыхание, скорость речи и т.д.), глазные сигналы доступа, речь (слова и выражения). Разберем каждый из них.
Каналы восприятия
Один из наиболее важных фильтров – так называемые каналы восприятия: зрение, слух и чувства. И можно говорить, что существуют три канала восприятия:
Визуальный (В). То, что мы видим. Образы, картинки, кино. Аудиальный (А). То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра, или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса. Кинестетический (К) (От «кинес” – «движение”, по-гречески). То, что мы чувствуем. Сюда же относятся Запах и Вкус. То, что мы чувствуем в теле удобно поделить на 3 части: Тактильные ощущения – ощущения кожи, осязание; Внутренние – мышечные, ощущения в желудке, тепло; метаощущения – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции: радости, любви, счастье, горе и пр. метаощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.
Если мы объединим все вместе, то получится: Зрение (визуальная система). Слух (аудиальная система) Вкус. Запах. Кожная чувствительность (тактильные ощущения). Внутренние – мышечные, ощущение в желудке, тепло. метаощущения – оценочные ощущения.
Вероятностные выборки
Для вероятностных выборок исчисляется ряд параметров, которым объекты в выборке будут соответствовать, и среди них разными способами могут избираться именно те факты и данные, которые будут представлены как репрезентативность данных выборки. Такими способами вычисления нужных данных могут быть:
Простая случайная выборка. Заключается в том, что среди выбранного сегмента совершенно случайным методом лотереи выбирается необходимое количество данных, которые будут являться репрезентативной выборкой.
Систематическая и случайная выборка дает возможность составить систему вычисления необходимых данных на основе случайно выбранного сегмента. Таким образом, если первое случайное число, которое указывает на порядковый номер данных, выбранных из общей совокупности, будет 5, то последующими данными, которые будут выбраны, могут стать, например, 15, 25, 35 и так далее. Этот пример наглядно объясняет, что даже случайный выбор может основываться на систематических вычислениях необходимых исходных данных.
Что такое репрезентативная система?
Каждый человек обладает определенной репрезентативной системой. Что же значит это трудно произносимое словосочетание?
От природы у человека пять источников получения информации извне. Это уши (аудиальный источник), глаза (визуальный источник), кожа (тактильные ощущения, или кинестетические), вкусовые рецепторы, расположенные во рту, и обонятельный канал восприятия – нос. С самого рождения человек получает сведения об окружающей среде по этим каналам восприятия. Постепенно под воздействием воспитания и среды у каждого человека выделяется один-два ведущих канала. Чаще всего, главными становятся аудиальный, визуальный и кинестетический канал. Конечно, это не говорит о том, что человек не воспринимает другие виды информации, просто первостепенно обрабатывается та, которая получена из ведущего источника. В психологии каждого человека, в зависимости от его главной (репрезентативной) системы восприятия, так и называют: аудиал, визуал, кинестетик (или кинестет).
Конечно, в чистом виде аудиалов, визуалов и кинестетиков нет, к основному источнику всегда примешивается второстепенный. Аудиально-кинестетичская, аудиально-вкусовая, аудиально-обонятельная система, так же и с визуальной. Крайне редко встречается аудиально-визуальная система.
Характеристика каждого вида:
Аудиал – прежде всего, слышит, а потом видит и чувствует, такой человек может абсолютно не смотреть на собеседника, но очень хорошо воспринимать то, что ему говорят. Иногда может специально как бы отвернуться от говорящего, чтобы лучше расслышать. Обладая не очень хорошей памятью на лица, он безошибочно определяет людей по голосу. Если человек, который с тобой разговаривает, смотрит по сторонам или вообще стоит спиной, это не значит, что он тебя игнорирует, скорее всего, это явный аудиал.
Как распознать: в речи аудиал употребляет слова «слышишь», «слушай». Поворачивает к собеседнику ухо, а не лицо. Легко произнесет: «Слушай, какая картина».
Визуал – человек, который видит. Он заметит каждую пылинку, крошку, незначительный оттенок цвета, при разговоре всегда старается смотреть собеседнику в глаза. Обладает прекрасной памятью на лица, а по голосу может и перепутать.
Как распознать: визуал чаще всего говорит «смотри», «видишь», «посмотрим». Легко может сказать: «Видишь, какая музыка».
Кинестетик – он слышит и видит, только когда ощущает. В разговоре может дотрагиваться до собеседника, а если нельзя, то будет что-то теребить в руках. Если он находится на значительном расстоянии от вас, то весьма вероятно, что разговор вообще не состоится, пока он вас не «почувствует кожей». Одежду кинестетики выбирают мягкую, приятную к коже, колючие шерстяные свитера исключены.
Как распознать: слова «чувствую», «мягкий», «приятный». Легко произнесет: «Чувствуешь, какая мягкая музыка». Всегда старается сократить дистанцию в разговоре, потрогать или вас, или вашу сумочку, молнию, пуговку и т.д.
Конечно же, есть люди и с ведущей обонятельной и вкусовой системой. Но это большая редкость, чаще всего, такая система второстепенная. У меня есть знакомая с кинестетичеки-обонятельной системой. Когда мы выбирали ей мобильный телефон, мало того, что она все перещупала, она еще их нюхала. В глазах продавца сквозило явное недоумение и удивление. Вот к чему приводит незнание о таких элементарных вещах, как репрезентативная система.
В семейной жизни так же немаловажно суметь распознать, у кого какая система ведущая. Если ваш муж – аудиал, не удивляйтесь и не обижайтесь, если он разговаривает с вами, уставившись в телевизор, он воспринимает звук лучше, чем изображение
А если кто-то из близких кинестетик, почаще обнимайте его, поддерживайте тактильный контакт.
Удачи вам в определении вашей репрезентативной системы!
Автор — Марина Курочкина
Новые статьи:
- Как начать новую жизнь, или Весеннее обновление
- Всегда ли полноценна доброта
- Зачем и как нужно делать комплименты
- Бьет — значит, любит
- Слишком любящий отец: хорошо или плохо для дочери
- О чем говорить с женщиной на первом свидании
- Какие тайны скрывает взгляд
- Как «отодвинуть» старость
- Что стресс делает с нашим организмом
- Почему девушки становятся проститутками
Старые статьи:
- Каковы последствия ранних сексуальных отношений
- Зачем к психологу
- Как Вы осуществляете свои мечты
- Никогда не сдавайтесь
- Какая жизнь у пылающего гневом
- Какие приметы и традиции вам следует соблюдать за границей
- Умеем ли мы радоваться
- Как бороться с детской телеманией
- Что может человек
- Как начать говорить с ребенком о сексе
Следующая страница >>
НЛП. Системы восприятия (репрезентативные системы)
Визуал, аудиал, кинестетик, дигитал. Вы наверняка встречали эти понятия.
Давайте разберёмся, про что это, и как мы пользуемся этим в НЛП. Мы воспринимаем мир пятью органами чувств — глазами, ушами, носом, ртом и телом.
Вместе взятые элементы восприятия формируют наш опыт. Попробуйте что-нибудь вспомнить из прошлого, любой момент своей жизни. Например, как вы где-то разговаривали со своим приятелем.
Если представить, что кто-то удалил из воспоминаний зрительную составляющую, в воспоминании останутся слова и голос, который их произносил. Если удалить звуки, останутся запахи окружающей обстановки, ваши эмоции и переживания. Если удалить запахи, эмоции и переживания, останутся вкусовые воспоминания, особенно если вы в это время ели мороженное или пили прохладительный напиток. Но если удалить и вкусовые воспоминания, останется только знание о том, что у вас был разговор.
Следовательно, наш опыт состоит из зрительных, слуховых, чувственных, обонятельных и осязательных составляющих. А то, чем мы воспринимает этот опыт, называют системами восприятия.
Представим себе, что мы решили с помощью речи, передать наш разговор другому человеку. И это не сложно, потому что в нашем языке есть соответствующие слова. Слова, которые передают опыт, полученный конкретной системой восприятия.
С точки зрения языка, это глаголы и прилагательные. В НЛП им дали название — предикаты.
Смотреть и яркий — это зрительные предикаты, слушать и звонкий — слуховые, нести и мягкий — чувственные, пробовать и кислый — осязательные, улавливать и резкий — обонятельные.
Создатели НЛП заметили — человек предпочитает уделять больше внимания одной из систем восприятия, когда говорит о своём опыте. Это заметно (или слышно?) по используемым в пересказе предикатам.
Обратите внимание, я пытаюсь ясно описать свою мысль. Мне важно, чтобы вы чётко представляли, то, что я вам обрисовываю. Видно, что этот пример содержит в большей степени зрительные предикаты. И в э том месте стоит остановиться.
Не существует людей, которые говорят сплошь предикатами одной лишь системы. Но анализируя речь человека, мы замечаем следующее.
Представьте себе следующую метафору.
Ваше сознание — это такой человечек, который сидит перед пятью каналами, из которых поступает информация. И по какой-то причине, ему важнее получать информацию по одному из них.
Но при этом, он осознает важность информации и из других каналов.
Тогда, картина мира, которую он строит, в большей степени содержит, например зрительную информацию, которая дополнена информацией из других каналов. И он старается передавать эту картину мира кому-то. Тогда, его речь будет содержать больше визуальных предикатов, среди которых будут и слуховые, и чувственные, и обонятельные и осязательные.
Другими словами, его речь не будет такой — я вижу, то, что вы обрисовываете мне, смотрится сейчас очень ярко, заметно, что вы видите ситуацию очень прозрачно.
Люди так не разговаривают, если только это не клиент психиатрической клиники.
Люди говорят — я заметил, что вы говорите понятные мне вещи, но мне хотелось бы более чётко представлять, к чему мы стремимся.
Нам понятно, что информация, которая поступает по зрительному каналу, является для него приоритетной.
Становится ясно, что этому человеку будет легче понимать нашу речь, если в ней зрительный опыт будет приоритетным.
Более того, когда мы будем с ним говорить так, это будет вызывать раппорт, потому что мы подстраиваемся к системе восприятия.
Нам, как специалистам НЛП, очень важно уметь подстраиваться разными способами, и говорить на языке собеседника. Но для того, чтобы подстраиваться по системам восприятия, надо научиться переключать своё сознательное внимание, на один из каналов. Это гибкость, которая развивается тренировками и упражнениями.
Нам надо научиться переключать сознательное внимание на один из каналов, и говорит так, как если бы самая важная информация находилась в нем.
Ещё одно важное дополнение. В НЛП чувственный, обонятельный и осязательный каналы, относят к одному, и называют — кинестетическим. Таким образом, мы разделяем предпочтения человека на — зрительные, слуховые и чувственные. В привычном переводе книг и статей, это — визуальный, аудиальный и кинестетический каналы.
Теперь, давайте разберёмся, как можно определить, какой канал восприятия предпочитает в данный момент человек.
И тут надо обозначить ещё одну важную предпосылку НЛП.
Нам не важно, какой канал предпочитает человек по жизни, дома, на работе или ещё где. Мы не ставим штамп на человеке — кинестетик или визуал.
Нам важно, какую систему предпочитает собеседника прямо сейчас, когда мы с ним разговариваем.
Любые психические процессы, которые нас интересуют как практиков НЛП, имеют отражение в языке и несловесных сигналах. Значит, мы можем откалибровать все эти сигналы, структурно описать их, и пользоваться этим описанием, чтобы определять, какую систему предпочитает в общении с нами человек.
Мы можем следить за предикатами, характеристиками голоса, дыханием, жестами, положением тела.
В отношении предикатов, важно обращать внимание на случаи, когда можно было использовать предикат любой системы, но человек выбрал именно этот.
То есть, если человек говорит — смотри, какой красивый воздушный шар — это не означает, что он предпочитает визуальную систему. Он хочет, чтобы мы именно посмотрели, потому что послушать шар вряд ли получится.
А вот когда он говорит — давайте рассмотрим возможные перспективы — он мог бы использовать и другие предикаты. Давайте обсудим. Давайте попробуем разобраться.
Что было замечено, когда человек предпочитает визуальную систему
Предикаты: смотреть, видеть, обратить внимание, рассмотреть, взглянуть, присмотреться, заметить, яркий, прозрачный, очевидный, светлый, мутный, мрачный, чёткий, … Список можно продолжить. Мы не ставим задачу сейчас показать все предикаты визуальной системы.
Голос: быстрый. Потому что визуальная система содержит много объектов, видя которые в своём внутреннем опыте, человек старается описать. Скорость, тянет за собой громкость. Наши голосовые связки устроены так, что звук становится громче, если мы быстрее выпускаем воздух, когда говорим. Это поднимает и высоту голоса.
Дыхание: раз нам надо говорить быстро, некогда вдыхаемый воздух опускать до живота. Мы втягиваем его лёгкими, приподнимая плечи. Следовательно, дыхание быстрое и грудное.
Жесты: когда вы видите то, о чём говорите, ваши жесты будут указывать на объекты, о которых вы говорите. Человек объясняет, как добраться до нужного места. Вот там дом стоит (показывает рукой вправо от себя, но в действительности там дома нет, там стена, а дом в другом районе города, объясняющий как будто переместился в это место, и указывает руками на объекты), за ним будет поворот направо (двигает правую руку в направлении поворота).
Визуальные жесты — ориентированные на объекты.
Положение тела: если человек сидит, он откидывается на спинку стула, и приподнимает голову вверх. Он визуализирует, и ему ничего не должно мешать. Ни вы, ни предметы вокруг. Если он стоит, это будет показано только приподнятой головой и бегающими в верхней области глазами.
Как услышать, что человек переключился в аудиальную систему
Предикаты: послушайте, обсудим, поговорим, обговорим, объяснять, звучит привлекательно, громкие слова, я вас услышал.
Голос: аудиальная система — это музыка.
Соответственно, скорость, громкость и высота, будут использоваться как музыкальные инструменты. Они будут изменяться по мере объяснения. Как будто слова, которые говорит человек, сопровождаются мелодией, которую играют с помощью скорости, громкости и высоты.
Дыхание: накопление воздуха сосредоточено в области солнечного сплетения. Его ещё называют диафрагментальным. Плечи не двигаются, живот не раздувается.
Жесты: похожи на то, как если бы перед нами был дирижёр. Он отбивает ритм. Рука, а чаще всего жестикуляция одной рукой, находится на уровне груди, и двигается в такт акцентам в голосе, от тела — к телу.
Положение тела: стоит человек прямо, возможно немного повернув голову ухом к говорящему.
Как почувствовать, что человек погрузился в кинестетику
Предикаты: пробовать, взять под контроль, двигаться, нащупать, прикоснуться, подойти, дать, приблизиться, дотянуться, вкусный, тёплый (приём), твёрдая/мягкая (позиция), лёгкое (решение), слащавый (мальчик).
Голос: кинестетика медленная. Чувств и ощущений значительно меньше чем визуальных объектов. В кинестетике спешить некуда. Голос медленный, низкий и тихий. Тут действует тот же закон скорости выброса воздуха в голосовых связках.
Дыхание: животом. Медленно воздухом наполняются лёгкие, опускаясь в самый низ. И также медленно опустошаются.
Жесты: жестикулировать не зачем. Куда можно показывать, говоря об ощущениях? Разве что на своё тело. Потому, жесты в кинестетике телесные — это прикосновения к себе, поглаживание или потирание.
Тело: в сидячем положении — наклон вперёд, с опорой локтями в бедра. Тело должно отдыхать. Рука, которая поддерживает подбородок.
Есть ещё одна система — двоичная. Её классически называют аудио-дигитальной.
Эту систему нельзя отнести к системе восприятия опыта. Она скорее относится к системе анализа, или восприятия смысла.
Когда мы удалили из своего воспоминания визуальные, аудиальные и кинестетические составляющие, у нас осталось понимание — это было здорово, или это было не правильно.
Двоичная система — это система оценок, это причинно-следственные связи и логика.
Характеристики, которые указывают на двоичную систему
Оценочные суждения: хорошо, плохо, понятно, непонятно, логично, нормально, правильно, не круто,
Переход от «я» к «мне» и потеря гендерных различий: когда мы говорим — я пошла или я пошёл, то в глаголе читается пол. Пошёл — мужской, пошла — женский. Если перейти к «Мне», гендерный признак теряется.
Мне надо было пойти. Не понятно, мужчина говорит или женщина.
Прошлое/будущее, вместо настоящего: связано с предыдущим критерием. Мне пришлось сделать определённые выводы — это прошлое время, и отсутствие указания на пол.
Этот человек диссоциирован от собственного тела, он — логика и понятия.
Речь на уровне категорий: если кто-то говорит — стул, стол, шкаф — то он говорит — мебель.
Это удобная система, для речей политиков и выступающих, когда они не имеют внятного ответа.
Мы очень серьёзно думаем над этой задачей, и пришли к определённому пониманию. Нам очень бы хотелось, чтобы вы понимали этот процесс, также как и мы, но, к сожалению это невозможно. В последнее время, мы тратим много ресурсов на решение этой задачи, но результаты требуют некоторого ожидания.
Поведение: дигитал, старается контролировать сознанием все процессы, в том числе и поведение.
Но сознание ограничено 7 +- 2 единицами информации, которые одновременно можно удерживать во внимании. По этому, приходится обобщать работу мышц тела, до работы рук, ног, корпуса, головы. Контроль за этими элементами поведения, приводит к угловатости, не аккуратности и роботизированным движениям. Пальцы сложены вместе и раскрыты, в каждом жесте сохраняя своё положение. Походка смешная, похожая на примитивного робота.
Комплексное описание характеристик той или иной системы восприятия, даёт нам широкие возможности по подстройке.
Если мы умеем переключать своё восприятие в одну из систем, мы автоматически подстраиваемся и к позе, и к дыханию, и к жестам, и к голосовым характеристикам и к предикатам.
По этому, важнейшим навыком НЛП-Практика, является управляемое переключение в визуальную, аудиальную, кинестетическую или двоичную систему.
Второй тест на определение
Оцените каждое из следующих утверждений, проранжировав их в порядке предпочтения. Поставьте напротив каждой фразы соответствующую цифру: 4=лучше всего характеризует вас; 3=лучшая характеристика их оставшихся; 2=характеристика, занимающая третье место; 1=менее всего подходит к вам.
1. При принятии важных решений я: __ опираюсь на свои чувства. __ выбираю то, что звучит лучше всего. __ выбираю то, что выглядит для меня самым лучшим. __ опираюсь на точность информации и на знания о вопросе. | 2.В ходе дискуссии на меня, скорее всего, влияет: __ тон голоса другого человека. __ возможность видеть схему рассуждений другого человека. __ логичность аргументов другого человека. __ возможность чувствовать состояние другого человека. |
3. То, что происходит со мной, легче всего выяснить, ориентируясь на: __ то, как я одеваюсь и выгляжу. __ мои чувства. __ выбираемые мною слова. __ тон моего голоса. | 4. Мне легче всего: __ найти идеальную громкость и установить настройки стереосистемы. __ правильно сформулировать вопрос на интересующую меня тему. __ выбрать наиболее комфортную мебель. __ подобрать богатую привлекательную цветовую комбинацию. |
5. __ я настраиваюсь на звуки моего окружения. __ я – специалист по приданию смысла новым фактам и данным. __ я очень забочусь о том, как на мне «сидит» одежда. __ на меня сильно влияют цвет и вид комнаты. |
Этап 1. Подставьте данные вами оценки в следующий список. Записывайте ответы в том же порядке. 1. | __K | __A | __V | __D |
2. | __A | __V | __D | __K |
3. | __V | __K | __D | __A |
4. | __A | __D | __K | __V |
5. | __A | __D | __K | __V |
A | D |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |
Всего __V __K __ A __D
Как эту информацию можно использовать
От ведущей модальности зависит тактика воздействия на человека. Чтобы создать раппорт (подсознательное доверие), подстройтесь к предикатам другого человека. Вы будете говорить на его языке, и представлять ему идеи именно тем способом, каким он думает о них.
В ходе общения с визуалом используйте обороты «видите ли», «это очевидно», «посмотрите» и т. д. Опирайтесь на образные сравнения, рассказывайте о «ярких перспективах», поддерживайте ожидания «блестящего будущего».
В общении с аудиалом необходимо максимальное внимание уделить интонациям речи, поскольку это будет основной инструмент воздействия. Используйте выделение скрытых внушений с помощью своего голоса (повышение или понижение тона, изменение тембра, повышение громкости, переход на шепот)
Употребляйте выражения типа «послушайте», «не верю своим ушам», «как гром среди ясного неба», и т. д.
При общении с кинестетиком внесите в речь больше описаний возможных ощущений, которые могут возникнуть у собеседника во время взаимодействия. Почаще произносите фразу «вы можете почувствовать, что …», дайте ему «чувство твердой уверенности», или «стержень, на который тот сможет опереться».
Например, если человек говорит вам «Посмотри» – отвечайте: «Вижу», или «Сейчас разгляжу получше». А если он скажет: «Хочу поговорить», ответьте «Слушаю», или: «Ты меня тоже выслушаешь?». В ответ же на слова «Я переживаю», можно сказать: «Я чувствую твое состояние», или «В чем причина твоего настроения?». Так вы сумеете избежать распространенной ошибки, когда один из собеседников говорит: «Вы чувствуете?», а другой отвечает «Не вижу».
Успех будет зависеть, во-первых, от вашей сенсорной остроты и способности увидеть, услышать или ухватить лингвистические паттерны других людей. И, во-вторых, от того, имеете ли вы достаточный запас слов в каждой репрезентативной системе для адекватной реакции. Конечно, не все разговоры будут происходить в одной системе, но подстройка к языку чрезвычайно важна для раппорта.
Обращаясь к группе людей, используйте разнообразные предикаты. Предоставьте возможность визуалам увидеть то, что вы говорите. Позвольте аудиально думающим людям услышать вас громко и отчетливо, постройте переправу к тем кинестетически думающим представителям аудитории, которые смогут ухватить смысл вашей речи. В противном случае, зачем им слушать вас? Если вы ограничите свое объяснение только одной репрезентативной системой, вы рискуете тем, что две трети аудитории не последует за вами.
Получить продвинутый курс скрытого гипноза Пройти обучение под руководством наставника
Рекомендации в общении
- Учитывая тот факт, что большинство людей являются визуалами, встречаясь с новыми людьми, старайтесь использовать слова, более близкие их типу восприятия, тогда шанс быть услышанным и понятым значительно вырастет.
- Обращайте внимание, какую дистанцию выбирают по отношению к вам, тогда вы точно сможете понять, дигитал перед вами или нет. И если от вас находятся слегка на расстоянии, не нарушайте личное пространство собеседника, дабы не спровоцировать его на конфликт или желание попрощаться с вами. Более подробно о зонах контакта вы узнаете из этой статьи.
- В разговоре вам потребуется прислушаться к тому, какие слова использует партнёр, с чем связана его работа, как проводит свободное время, как он выглядит (опрятно, удобно, модно и прочее), а также как именно он получает необходимые знания и что любит. Проанализировав вышеупомянутое, вы легко сможете определить, к какому виду он относится.
- Если в ходе беседы вы замечаете, что ваши аргументы и доводы не действуют, подумайте, возможно, вы ошиблись и опираетесь на неподходящие выражения, которые не соответствуют типу репрезентативной системы собеседника? Возьмите на вооружение статью вот здесь.
- Присмотритесь к ребёнку, чтобы понять, какая у него ведущая система, тогда мотивировать его и находить общий язык станет намного проще.
- Используйте полученные знания в рабочих процессах, подготавливая речь, презентации и доклады.
Поведенческие характеристики
Визуал
: говорит быстрее, громче и более высоким тоном, т.к. образы возникают в голове быстро и человеку приходится говорить быстро, чтобы за ними поспевать. Дыхание верхнее и более поверхностное. Часто наблюдается повышенное напряжение мускулатуры, в частности, в плечах, голова поднята высоко, а лицо бледнее обычного. Жесты также «высокие», находятся на уровне лица
Важно видеть собеседника, поэтому важен контакт глаз. Может увеличивать дистанцию, чтобы «охватить» взглядом собеседника
В речи употребляют слова соответствующей модальности: «я вижу, что вы говорите», «у меня в голове прояснилось» и т.д.
Аудиал
: дышит всей грудью. Часто возникают мелкие ритмические движения тела, а тон голоса чистый, резонирующий и вибрирующий, мелодичный. Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному из них, как бы прислушиваясь к чему-то. Люди, которые разговаривают сами с собой, будут часто склонять голову в одну сторону, подпирая ее рукой или кулаком (телефонная поза). Некоторые люди повторяют то, что они услышали в такт своему дыханию. Часто не смотрит в глаза, т.к. вслушивается в слова. Жесты в основном находятся на уровне груди, выше талии, движения средней широты. В лексике присутствуют такие слова как, «мне созвучно это», «пропустил мимо ушей» и т.п.
Кинестетик
: характерно глубокое низкое дыхание животом, часто сопровождающееся мускульным расслаблением. С низким положением головы связан голос низкой тональности, богатый обертонами. Предпочитает говорить медленно, с длинными паузами. Жесты также «низкорасположенные», т.е. жестикуляция преимущественно происходит ниже уровня талии. Движения крупные, размашистые, свободные, тело расслаблено. Старается подойти ближе к собеседнику, прикоснуться к нему. Часто употребляет слова типа «я почувствовал», «ощутил», «руки чешутся» и т.д.
В последнее время стали выделять еще один тип людей.
Дигитал
: для них характерно неглубокое, поверхностное дыхание, движения механические, заученные, голос также сухой, монотонный, лишенный эмоциональных оттенков. Такие люди предпочитают сенсорно-неопределенные слова и выражения, несущие только сухую информацию, лишенную субъективной эмоциональной окраски. В речи они используют слова, сигнализирующие о понимании, о принятии информации «понятно», «интересно», «знаю», «я подумаю» и т.п., часто оперируют цифрами. Для них самым важным является внутренний диалог.
Помимо вышеперечисленных телесных проявлений, существуют также ключи, которые позволяют прямо и четко определить, каков ход мыслей человека в данный момент времени. Эти ключи называются глазными сигналами доступа.
В зависимости от направления движений глаз, которые, как известно напрямую связаны с деятельностью мозга, можно определить, какой системой восприятия пользуется человек для обработки информации, а также то, он припоминает что-то или все же придумывает.
Ниже представлено краткое описание вариантов перемещения глаз человека, отвечающего на ваш вопрос, и их интерпретация.
Аудиально-дигитальная система
Человек, который использует преимущественно аудиально-дигитальную репрезентативную систему, по существу действует на метауровне сознания над сенсорными уровнями визуальной, аудиальной и кинестетической репрезентативных систем. В результате у окружающих создается впечатление, что такой человек функционирует в «компьютерном» режиме. Я (М. X.) люблю говорить, что если человек имеет хорошее образование, то очень высока вероятность того, что он попадет в аудиально-дигитальный мир! Я (Б. Б.) заметил, что такие люди становятся в нашем обществе учеными и бухгалтерами. Вудсмолл (Hall, 1989/1996) отмечал, что они любят списки, критерии, правила, метакоммуникацию и т. д.
Движения и положение глаз у людей с этой основной метарепрезентативной системой будут соответствовать паттерну латерального движения, как и при аудиальной обработке, за исключением того, что при получении доступа к информации и после этого они будут склонны направлять взгляд вниз и влево. Их дыхание будет ограниченным и неровным. Губы часто будут выглядеть тонкими и сжатыми. Аудиальные дигиталы обычно принимают позу с выпрямленной шеей, расправленными плечами и скрещенными на груди руками. Их голос будет казаться монотонным, «роботизированным» и похожим на речь, синтезированную при помощи ЭВМ. Они часто обладают мягким и полным телосложением. Однако из-за того, что аудиально-дигитальный режим часто обладает свойствами других репрезентативных систем, эти люди могут очень сильно отличаться от приведенного описания.
Субмодальности – качества модальностей
Ключевой элемент репрезентативной системы, а следовательно и НЛП, связан с элементами или качествами репрезентативной системы. Эти элементы репрезентативных систем обеспечивают значительную часть вклада НЛП в область изменений личности и в методы, которые делают такую трансформацию возможной. Наши внутренние процессы функционируют с чрезвычайной буквальностью. Рассмотрим следующие высказывания:
«Сегодня я чувствую себя очень тускло».
«Я слышу тебя четко и ясно».
«Что-то в его предложении дурно пахнет».
«Меня ждет светлое будущее».
Эти на вид метафоричные высказывания на самом деле позволяют нам вернуться к созданию внутренних карт людей в терминах «режимов» (модальностей) их репрезентативных систем. До открытий, сделанных при помощи НЛП, большинство людей считали такие фразы «просто метафорами». Однако сегодня мы обладаем большими знаниями по этому вопросу.
Опираясь на открытия НЛП, мы знаем, что подобные метафоры обычно являются индикаторами внутренней репрезентации окружающего мира, и то, что мы слышим, является буквальным описанием внутреннего мира говорящего. Мозг часто использует наш метафоричный язык для запуска некоторых буквальных внутренних программ.
Субмодальности представляют собой один из самых основных компонентов способа функционирования мозга. Учитывая то, что при «мышлении» мы используем три основных режима (модальности), эти модальности (VAK) означают, что мы осуществляем репрезентацию мира в нашем сознании посредством изображений, звуков и тактильных ощущений. Мы также используем вкус и запах, но обычно они играют менее важную роль.
Субмодальность – характеристики ощущений в пределах каждой репрезентативной системы; качества наших внутренних репрезентаций.
Субмодальности представляют собой один из самых основных компонентов способа функционирования мозга.
Языковая модальность занимает более высокий логический уровень, чем эти чувственные модальности, так как слова выступают в роли обозначений изображений, звуков и тактильных ощущений. Теперь мы хотим сосредоточить внимание на сенсорных репрезентациях основного уровня — наших VAK-репрезентациях — и описать, как мы можем провести дальнейшие различия между этими внутренними репрезентациями, а именно их качествами.
В этот учебник по НЛП мы включили последние открытия, касающиеся того, какую роль метасостояния играют в том, что работает и что не работает в НЛП. Чтобы понять это, вы должны освоить некоторую терминологию. Вот эти термины: «логические уровни», «основные уровни», «метауровни» и «метасостояния». По ходу дальнейшего изложения вы будете находить их объяснение. В модели метасостояний, разработанной Майклом Холлом*, термин «основной уровень» относится к нашему размышлению о мире, находящемся вне наших внутренних переживаний, реагированию на него и значению, которым мы его наделяем. Следовательно, «основные состояния» характеризуют те состояния, которые являются результатом наших переживаний, касающихся внешнего мира. Страх, гнев, печаль, радость, счастье и т. д. — это повседневные состояния, к которым мы получаем доступ на основе переживаний основного уровня, касающихся внешнего мира.
Логический уровень – более высокий уровень, уровень о более низком уровне, метауровень, который инструктирует и регулирует более низкий уровень.
Метасостояния не относятся к тем состояниям сознания, которые являются результатом внешних переживаний. Метасостояния относятся к тем внутренним состояниям, которые основаны на внутренних переживаниях. Наш мозг обладает уникальным свойством абстрагирования. При изучении НЛП вы много читаете и слышите о «логических уровнях». Логические уровни относятся к абстракциям более высокого уровня. Пример логических уровней приведен на рис. 1.4.
Рис. 1.4. Уровни абстракции
* Michael Hall, Ph.D. Meta-states Journal. Meta-States Patterns in Business, Vol. Ill, Number 6. (Grand Junction, CO: E. T. Publications, 1999), p. 2.
Более высокие уровни организуют более низкие уровни.
Обратите внимание на то, что на рис. 1.4 вышерасположенным словам соответствуют более высокие уровни абстракции. Начните со слова «транспорт». Мы знаем, что это слово располагается на более высоком логическом уровне, чем слово «автомобиль», так как понятие «транспорт» включает автомобили, но не только их. Слово «автомобиль» включает термин «дверь автомобиля», но не только его, и т. д. Следовательно, каждое слово является абстракцией более высокого уровня, так как оно включает то, что располагается ниже, и еще что-то. В этой модели метасостояний важную роль играет открытие, сделанное Грегори Бейтсоном: более высокие уровни организуют более низкие уровни (Bateson, 1972). Термин «метауровни» относится к расположенным выше логическим уровням.
В модели метасостояний при организации более низких уровней мы используем силу более высоких уровней. Мозг обладает уникальной способностью внутренне использовать одну мысль для размышления о другой мысли. Мозг переходит в состояние другого уровня и отражает это состояние на другое состояние. Предположим, что из-за некоторого внешнего события вы испытываете основное состояние страха. Внутренне вы можете «оценить» ваш страх и предпринять соответствующее действие по отношению к внешней угрозе. Или вы можете применить другое состояние осознания, называемое боязнью страха, которое является результатом основного состояния страха. Таким образом, вы будете бояться вашего страха. Как вы думаете, что вы заработаете? Паранойю. Вы боитесь вашего страха, и более высокий уровень страха организует ваше основное состояние страха и увеличивает его, так что вы наконец испытываете паранойю. Но обратите внимание на различие в итоговых состояниях, если вы используете метауровневое состояние оценки страха. Что вы получите? Определенно, не паранойю, не так ли?
Основные уровни имеют отношение к нашим переживаниям, касающимся внешнего мира и осуществляемым преимущественно посредством ощущений.
Основные состояния характеризуют те состояния осознания, которые являются результатом наших переживаний основного уровня, касающихся внешнего мира. Метауровни имеют отношение к тем абстрактным уровням осознания, которые мы переживаем внутри себя. Так как метауровни соединены с телом (кинестетикой) мы обладаем «состоянием», содержащим в себе эмоции.
Метасостояния характеризуют те внутренние состояния осознания, которые располагаются «выше» состояний более низкого уровня.
Майкл формально определяет метасостояния так:
«Моделирование структуры субъективных переживаний мы начинаем с состояний: состояний сознания, тела и эмоций, то есть состояний сознания и тела или нейролингвистических состояний. Какие механизмы управляют этими состояниями? «Мысли» (ментальные репрезентации, идеи, значения и т. д.), обрабатываемые и формируемые нашей нервной системой. Когда наше осознание «выходит» по какой-либо ссылке, указывающей во внешний мир (человек, событие или предмет), мы испытываем основное состояние. Но когда наши мысли и чувства ссылаются на наши мысли и чувства, мы испытываем мета-состояние».
При метасостояний сознание отражается в себя. Мы называем это рефлексивным осознанием. Размышление о размышлении генерирует мысли и чувства высоких логических уровней, поэтому мы испытываем состояния о состояниях. Вместо того чтобы ссылаться на что-либо во внешнем мире, метасостояния ссылаются на что-либо о некоторых прошлых мыслях, эмоциях, понятиях, осмыслении, кантианских категориях и т. д. Кожибски говорил о метасостояниях, как об «абстракциях абстракций» или абстракциях второго порядка.
Как метаклассы жизни, мы проживаем наши жизни на метауровнях. Здесь мы испытываем убеждения, ценности, области осмысления, концептуальные и семантические состояния, «глубинные» или трансцендентальные состояния и т. д. Чтобы смоделировать человеческое мастерство (или патологию), мы должны «перейти на метауровень» (Бейтсон) и осознать роль метауровней в системной природе осознания (то есть что оно функционирует рефлексивным и рекурсивным образом).
Убеждения – обобщения, которые мы сделали о причинно-следственных связях, значении, самих себе, других людях, действиях, идентичности и т. д. и которые мы считаем «истинными» на данный момент.
Ценность – то, что для вас важно в определенном контексте. Ваши ценности (критерии) это то, что мотивирует вас в жизни. Все стратегии мотивации имеют кинестетический компонент.
Посредством метасостояний мы заставляем состояние сознания и тела воздействовать на другое состояние. Так мы задаем систему отсчета, которая, в свою очередь, организует все расположенные ниже уровни. Она функционирует как аттрактор в самоорганизующихся системах. Бейтсон отмечал, что более высокие уровни управляют нижними уровнями и организуют их. Таким способом мы создаем нашу модель мира, или карту, которую используем затем в своей жизни.
Репрезентативная выборка
Принцип формирования выборки заключается в избрании наиболее важных и точно отображающих свойства общей совокупности данных. Для этого используются различные методы, которые позволяют получать точные результаты и общее представление о генеральной совокупности, используя только выборочные материалы, описывающие качества всех данных.
Таким образом, нет необходимости изучать весь материал, а достаточно рассмотреть выборочную репрезентативность. Что это? Это выборка отдельных данных для того, чтобы иметь понятие об общей массе информации.
Их в зависимости от способа различают как вероятностные и невероятностные. Вероятностная – это выборка, которая производится путем вычисления наиболее важных и интересных данных, являющихся в дальнейшем представителями генеральной совокупности. Это обдуманный выбор или случайная выборка, тем не менее, обоснованная своим содержанием.
Невероятностная – это одна из разновидностей случайной выборки, составляющаяся по принципу обычной лотереи. В таком случае не учитывается мнение того, кто составляет такую выборку. Используется лишь слепой жребий.