Конфликт сознательного и бессознательного в психической деятельности человека — Психическая деятельность человека


Психическая деятельность человека

Человеческая психика функционирует одновременно на трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Бессознательный уровень психической деятельности — это врожденная, инстинктивная и рефлекторная деятельность. Поведенческие действия на бессознательном уровне регулируются бессознательными биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение, размножение. Однако генетически обусловленная программа поведения человека не является автономной, а находится под контролем высших и позже сформированных структур мозга. Только в определенных критических для человека ситуациях (например, в состоянии аффекта) эта психическая сфера может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера человека структурно расположена в таламусе и гипоталамусе.

Бессознательный уровень психической деятельности — это обобщенные, автоматизированные в опыте конкретного человека стереотипы его поведения: способности, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро человека, которое формируется на ранних этапах его развития. Она также включает импульсно-эмоциональную сферу, которая структурно расположена в лимбической (подкорковой) системе мозга. Именно здесь формируются бессознательные влечения, страсти и установки человека. Это непроизвольная сфера личности, «вторая природа человека», «центр» индивидуальных поведенческих отпечатков, поведения.

Очевидно, что само подсознание имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на низшем уровне, а интуиция — на высшем.

Автоматизмы бессознательного уровня — это комплексы стереотипных действий в типичных ситуациях, а динамические стереотипы — это цепные последовательности реакций в знакомой обстановке (знакомое управление машинами, выполнение знакомых задач, способы обращения со знакомыми предметами, речь и мимика). Все они образуют набор готовых поведенческих блоков, которые используются человеком при регулировании своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы освобождают сознание для более умелой деятельности. Сознание освобождается от повторяющихся решений стандартных задач.

Подсознание также подавляет различные комплексы — нереализованные желания, подавленные тоски, различные страхи и тревоги, амбиции и завышенные притязания (комплекс Наполеона, нарциссизм, чувство неполноценности, застенчивость и т.д.). Эти комплексы склонны к гиперкомпенсации, они втягивают в подсознательную сферу большой потенциал энергии, формируют устойчивую подсознательную ориентацию поведения личности.

Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они отвечают за обработку подсознательных (бессознательных) влияний, формируют бессознательные мотивации, эмоционально ориентируют сознание на наиболее важные аспекты деятельности. Подсознание — это сфера индоктринированных состояний и установок, включая установки высшего, морального уровня. Подсознание всегда активно, когда возможности сознательной деятельности исчерпаны (во время аффектов, в состоянии стресса, в ситуациях крайней психической перегрузки). Если в эксперименте испытуемых просят классифицировать предложенные им фотографии людей по их характеристикам: «приятные», «неприятные», «хитрые», «простодушные» и т.д., то при правильном выполнении этого задания они могут не суметь точно определить, какой сенсорной информацией они руководствовались.

Существует множество фактов, свидетельствующих о высокой творческой продуктивности человека в состоянии инактивированного сознания (внезапное открытие Кекуле структуры молекулы бензола, периодическая система элементов Менделеева во сне и т.д.).

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения материальных потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

  • познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
  • ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
  • прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Подсознание как интуиция и вера

Высшая сфера подсознания, интуиция (иногда ее называют сверхсознанием), представляет собой процесс мгновенного озарения, комплексного постижения проблемной ситуации, возникновения неожиданных решений, бессознательного предвидения событий на основе спонтанного обобщения предыдущего опыта. Интуитивные решения, однако, возникают не только в подсознании. Интуиция удовлетворяет желание сознательного разума получить определенный блок ранее полученной информации.

В подсознании также лежат корни таких явлений, как вера. С ним также связаны надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные явления). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанные тревоги и радостные предвкушения также являются сферой подсознания. Готовность человека импульсивно действовать определенным образом в различных ситуациях, без предварительного обдумывания, также является одним из проявлений бессознательной психической сферы.

Критерием подсознания является его непредсказуемость, непроизвольность, вербальная неоформленность.

Подсознание влияет на сознательную деятельность человека, создает психологические барьеры, которые ему трудно осознать, и затрудняет преодоление влечений. Бессознательные механизмы в значительной степени определяют поведение человека. Сфера бессознательного ума очень стабильна, неподвижна. Поведение на бессознательном уровне может быть скорректировано только методами психотерапии и гипноза.

Процессы, которые начинаются в бессознательном, могут найти свое продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может быть вытеснено в сферу бессознательного. Взаимодействие сознательного и бессознательного может быть последовательным или противоречивым, что проявляется в различных несовместимых действиях человека, внутриличностном конфликте.

Подсознание не является объектом произвольного самоконтроля. Сфера бессознательного разума. Фрейд видел источник мотивационной энергии в конфликте с сознанием. Согласно Фрейду, запреты социальной сферы создают «цензуру» сознания и подавляют энергию бессознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах.

Сознательный разум вооружен концепциями, подсознательный — эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит непосредственная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствие установленным в подсознании нормам.

Помимо подсознания, существует еще и сверхсознание, то есть цензура, усвоенные человеком социальные нормы, способность человека оказывать социальную поддержку, моральный самоконтроль. Вся духовная сфера человека — это сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности человека, сфера его идейного возвышения, нравственного совершенствования.

Сфера сознания — это сфера познания, культурной социализации личности. Он в значительной степени контролирует и подавляет инстинктивные влечения и привычки. Однако этот контроль ограничен. Волевая активность человека, осознанные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — генетически унаследованными и сформированными на ранних этапах его возрастного развития. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтры.

Таким образом, психическая самоорганизация и адаптация человека к внешней среде происходит через три типа относительно автономных поведенческих программ

1) эволюционно возникший бессознательно инстинктивно; 2) бессознательное субъективно-эмоциональное; 3) сознательные, добровольные, логико-лингвистические программы.

Почему сознательность важна?

Для разумного, образованного и цивилизованного человека обладание сознательностью во всех сферах его жизни – это естественное требование к себе. Нечто само собой разумеющееся, что не требует каких-либо доказательств необходимости. Однако для людей, которые сознательностью не обладают, остаётся серьезный вопрос — зачем же нужна сознательность?

Сознательность — необходимое условие свободы человека, а также чувства полноценности, наполненности и ощущения трезвой значимости. Когда сознательный человек совершает поступок – он не испытывает сомнений или страха, так как привык нести ответственность за каждый поступок в своей жизни. Необходимость в этом перед своей совестью и самим собой – тяжелая для человека вещь настолько, насколько он готов признать себя неправым и исправляться. Сознательность даёт возможность действовать свободно, избегая страха, а несознательность будет искать поводы избежать каких-либо действий, ради того чтобы не наткнуться на проблемы.

Сознательность – это очень серьезный подход к жизни. Такой подход требует серьезных парадигм, мировоззрения. Сознательный человек понимает грани дозволенного и недозволенного, исходя не из общественной или навязанной кем-либо морали, он понимает это своей головой. И даже если в обществе бытует устоявшееся мнение, если оно не имеет под собой какой-то разумной свободы – сознательный человек легко откажется следовать глупым требованиям несознательного общества.

Примеров несознательности, на самом деле, очень много, и не стоит думать, что это эпизодическая глупость отдельных людей в специфических вопросах или мнение общества по поводу историй. Всё гораздо серьёзнее. Дело в том, что несознательность перекладывает ответственность и вину на других, а это приводит к отсутствию возможности выбирать. К стадному инстинкту. Человек не сознаёт, что идёт в пропасть, просто потому что не видит её за спинами других.

Рекомендуем также эту статью: Вера и религия – в чем разница? Какова общая цель?

Конкретные примеры несознательности:

Массовое убийство животных

На эту тему существует множество документальных фильмов, которые раскрывают тему экономической нерентабельности, негативного влияния на климат, влияния на здоровье и прочие негативные факторы, связанные с производством мяса. За доказательствами о том, что человек может прожить без мяса, можно пойти далеко вглубь истории или найти её буквально под носом.

Исторически рационом важнейших исторических областей (являющихся колыбелями цивилизаций), таких, как Китай, Индия, Греция, Египет, Ацтеки-Майя, Месопотамия, была растительная пища. Например, ацтеки употребляли около 95% растительной пищи, они вообще славились своим развитым сельским хозяйством, хотя бы потому что половина нашей, уже традиционной, растительной пищи пришла к нам из Центральной Америки. Мясом, в действительности, невозможно обеспечивать широкие слои населения и тем более густонаселенные регионы. Растениеводство, напротив, сплачивало народы в густонаселенные общины, которые становились первыми цивилизациями.

Мясо человек потребляет больше для наслаждения, чем для необходимости. Не только исторический пример того, что растительная пища даёт возможность свободно трудиться, подтверждает, что мясо организму не нужно, но и очевидное биологическое строение тела. Один пример – у хищников передние зубы округлые, тогда как у человека они плоские как у травоядных. Хищники рвут зубами мясо, а травоядные щипают траву передними зубами и пережевывают задними. Все зубы у человека, кроме двух пар резцов, тупые и, в действительности, не способны потреблять мясо в природном виде. После этого, человек, который называет себя «хищником» и «охотником», должен представить, насколько это комичные заявления, учитывая, что единственная охота для него – это охота за скидкой в супермаркете.

Ещё один пример: у плотоядных животных достаточно простая пищеварительная система, превышающая длину самого животного всего в 3 раза. Короткий пищеварительный тракт помогает быстрому выведению мяса из организма, а кислотность желудка, которая в 10 раз выше чем у неплотоядных, способствует перевариванию тканей и костей.

Если говорить о нашем кишечнике, то его длина в 10-11 раз превышает длину тела. Тонкая кишка человека составляет от 7 до 11 метров в длину. Длина тела измеряется от макушки головы до конца позвоночника и составляет от 60 до 90 см в норме, а сам он очень изогнут. Такое строение предназначено для переваривания фруктов и овощей, а не для длительного нахождения мяса у нас в организме и не для быстрого выведения продуктов разложения мяса.

Этический аспект массового убийства животных оправдывается крайне невежественными доводами о том, что животные, мол, глупые и им нечего терять. Такие вещи может говорить человек, который ни разу не видел домашних животных и не наблюдал за ними. И это даёт свободное право людям, фактически, содержать в рабстве живых существ, которым больно и страшно. А чем животные отличаются от людей? Не разговаривают? Попугай умеет, хотя у него мозг крошечный, но умеет. Не имеет осмысленной речи? За людьми это тоже редко наблюдается. Не имеют социума? Пчёлы, муравьи и стадные животные вроде слонов имеют вполне иерархическую систему общества. Не испытывают эмоций? А чем отличается ваше домашнее животное, вроде кошки или собаки, от коровы или курицы? Они абсолютно такие же, но вы же не едите своих домашних животных. Или вы думаете, что животные предназначены в пищу человеку и если их не съесть, то они через некоторое время пропадут? Нет, это относится только к овощам.

В действительности, потребление мяса это — общественная ошибка, основанная на тотальном невежестве современного общества, которая не только приносит вред другим живым существам, но себе, позволяя совершать такую ошибку просто, чтобы ублажить свой язык. Несознательность людей в этом смысле очевиднее, нежели у тех же животных.

«Коммерческая эксплуатация дикой природы ошибочно основывается на мысли, что единственная ценность диких животных находится в из способности удовлетворять человеческие желания, в особенности экономические. Но дикие животные не могут быть всего лишь возобновляемым ресурсом, предназначенным только для человеческих интересов.»

«Земляне», 2015

Система образования.

В среднем, образование занимает у человека 16 лет жизни. Его лучших лет жизни. За 2-3 года при должном подходе можно стать кандидатом в мастера спорта. За 2-3 года упорного труда можно свободно освоить несколько навыков ремесла. За те же 2-3 года можно прилично научиться играть на музыкальном инструменте. За это же время можно освоить базовые знания в трех-четырех областях науки. 16 лучших лет, во время которых человек наиболее предрасположен к развитию своих дарований, способностей, талантов и наиболее способен впитывать информацию. Наверное, по итогу 16-ти лет мы получим многогранно развитого образованного человека? Нет.

Рекомендуем также эту статью: Чем духовное отличается от материального?

Мы получаем человека, который за 16 лет не принял ни одного серьезного и самостоятельного решения. По ходу учёбы обнаруживается, что единственным его серьезным волеизъявлением является не учиться. А его заставляют. Разве может быть волевым человек, который 16 лет в момент формирования личности пренебрегал собой ради непонятных амбиций других людей? Наше поколение вообще отличается наличием образования, которое никому не нужно, и шутка про уборщика с тремя высшими уже не кажется шуткой.

Мало того, что воля человека подавляется на протяжении всей его жизни по причине вынужденного труда, который ему, по правде, бесполезен, ненужен и противен, человека за неуспех в этом деле очень серьезно наказывают, отказывают ему в человеческих чувствах и вообще делают из маленького человека работника, который не успел понять ничего, но уже что-то кому-то обязан. Разве не очевидно, что такой подход убивает в человеке не только тягу к знаниям, но и какую-то часть человека?

При всём этом наше образование построено таким образом, что легче всего вести безответственный образ действия, делать всё в последний момент, искать лёгкие пути и стараться как можно меньше трудиться, потому что так легче и есть такая возможность. Вряд-ли из человека, который на протяжении 16-ти лет избегал, хотя и ненужного и неприятного, труда, выйдет хороший работник.

Ирония ещё заключается и в том, что 16 лет теоретического образования не оставляют у человека практически никаких знаний, не говоря уже о практике. Итак, человек по прошествии 16-ти лет выходит с бумажкой, которая есть равно как у сокурсника, который весь процесс обучения давал взятки всем кому можно и кому нельзя, и с сокурсником, который вместо пар убирал территорию, работал в стройбригаде, носил бумажки и подарки, за что тоже имел свободный формат посещения лекций. Да и проблема не только в том, что человек выходит без знаний, которые тут же пропадают после экзаменов, но и в том, что рынок труда просто не может удовлетворить огромное предложение свежевыпущенных специалистов. В итоге молодой юрист, экономист, специалист в информационной безопасности, врач, инженер, химик находят себя в должности кассира, грузчика, таксиста или менеджера по продажам (продавца, по-русски говоря) или иных непрофильных профессиях. Проблема не в том, что эти профессии непрестижные и низкооплачиваемые, а в том, что для них не требуется 16-ти лучших лет жизни человека.

Таким образом, образование — это общественный миф, и на большинство современных выпускников вуза без жалости трудно смотреть: без знаний и никому не нужные. Это уже стало злободневной темой.

Сознание и подсознание в психике человека

Сознательные программы поведения для социализированного индивида являются наиболее важными поведенческими схемами. Однако две другие сферы душевной жизни человека всегда играют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и в условиях десоциализации они могут перейти на автономный режим функционирования.

Наличие в психике человека сознательной, подсознательной и бессознательной сфер обуславливает относительную независимость следующих вариантов реакций и действий человека:

1) бессознательные — инстинктивные, врожденные реакции; 2) импульсивно-реактивные, бессознательные эмоциональные реакции; привычно-автоматизированные бессознательные действия; действия-способности; 3) сознательно волевые действия.

Психика имеет несколько уровней, которые отличаются друг от друга степенью ясности и осознанности их содержания. Это сферы бессознательного, сознания, ясного сознания (или внимания) и сверхсознания.

Большая часть знаний, установок, переживаний, составляющих внутренний мир каждого человека, не осознается им. Бессознательное является неотъемлемой частью психической деятельности каждого человека. Упоминания о бессознательном можно найти еще у Платона, но первая международная встреча, посвященная проблеме бессознательного, состоялась в Бостоне (США) в 1910 году. Затем ученые осознали, что бессознательное — это фактор, учет которого необходим при анализе самых разных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоций, произведений искусства, взаимоотношений людей. Бессознательное упоминалось ими как объясняющий фактор, но не предлагалось способов понять его особенности и закономерности. Эта традиция была нарушена после появления работ Фрейда, которому удалось инициировать новый способ понимания ее особенностей и закономерностей. Согласно Фрейду, сознание — это сфера борьбы между сознательным и бессознательным. Человек может вступить в конфликт с многочисленными социальными запретами. В этом случае нарастает внутреннее напряжение, которое требует сначала осознания самого конфликта и его причин. Осознание невозможно без сложных переживаний, и человек препятствует осознанию, чтобы эти переживания были подавлены из сферы сознания. Для того чтобы исключить такое патогенное влияние, необходимо распознать и переоценить травмирующий фактор, вписать его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира, тем самым разрядив очаг напряжения и нормализовав психологическое состояние человека. Только переводя бессознательные импульсы в сознание, можно обрести контроль над ними, получить больше власти над своими действиями и повысить уверенность в своих силах.

Бессознательное, как отмечал немецкий ученый XVII века Г.-В. Лейбниц, занимает важное место в психике. Многие события, факты, идеи, которые невозможно воспроизвести в данный момент, не исчезли, а перешли из сознания в бессознательное, так же как некоторые неприятные идеи были вытеснены в сферу бессознательного. Отдельные впечатления сразу же попадают в бессознательное из-за их низкой интенсивности и значимости. Однако любое впечатление, хранящееся в психике, может быть реализовано, и существуют специальные механизмы, которые помогают вспомнить необходимые факты. Большинство процессов, происходящих во внутреннем мире человека, не осознаются им, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Различают: 1) бессознательное — те идеи, желания, действия, стремления, которые изъяты из сознания, но могут прийти в сознание; 2) собственно бессознательное — такое психическое, которое не становится сознательным ни при каких обстоятельствах.

Сознательные восприятия отличаются друг от друга по степени яркости и отчетливости. Некоторые из них, смутно представленные, размытые, находятся на периферии сознания. Как правило, это объекты, которые не имеют значения в данный момент времени и не отличаются по яркости или интенсивности. Особенно яркие или новые, или очень значимые объекты сразу оказываются в центре сознания, и внимание фиксируется на них, в то время как очень важный или привлекательный объект может стать центром внимания и оттеснить другие на периферию.

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность ( нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

  • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

  • Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
  • Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
  1. Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
  1. Учение (учёба)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

  • Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
  • Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
  • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Человеческая деятельность имеет особенности:

  • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]