Гендерная психология — Социально-психологические проблемы гендерной психологии

В современной отрасли социальных наук ведущая роль отведена исследованиям, анализирующим взаимодействие мужчин и женщин, как представителей отдельных социальных групп. Изучая особенности полов, в первую очередь, необходимо ответить на вопрос: что такое гендерная психология, поскольку именно это понятие, рассматривают социологи, изучающие поло-ролевые особенности поведения.

Гендер — социальный пол, создаваемый человеком на основе стереотипов: форм поведения, приписываемых людям в соответствии с их биологическим полом. Ориентирование личности на соответствие стереотипам часто приводит к ограничению и подавлению личностных качеств.

Особенности психологии гендера

Гендерная психология — отрасль науки, занимающаяся изучением социальных ролей. Изначально феминные и маскулинные черты приписывались людям на основании пола. Различия обуславливались анатомическими особенностями и воспринимались как неизменная данность. Мужской и женский образ противопоставлялись друг другу, как два независимых, не соприкасающихся конструкта. Но полноценные исследования привели к формированию нового определения традиционных форм поведения как социального конструкта.

Психология пола изучает различия полов. Гендера — особенности личности, сформированные под влиянием дифференциация пола, принадлежности индивида к одному из полов и прохождения идентификации. Комплексный подход в изучении позволяет проанализировать процессы развития и самореализации, переоценить модели поведения, иерархию, статус мужчин и женщин. Задача современных социологов — рассмотрение вопросов неравенства, дискриминации, сексизма, основанных на стереотипах.

Сенсорно-перцептивные способности

Восприятие у мужчин и женщин

Заметные различия между субъектами мужского и женского пола имеются в отношении восприятия времени и пространства. Так, по данным Г. С. Шляхтина (1997), женщины в большей степени переоценивают длительность временных интервалов (от 3 до 40 с), чем мужчины, т. е. для женщин время бежит быстрее.

Своеобразно и отношение мужчин к своему дню рождения. Для них он является точкой отсчета, временем подведения итогов и постановки новых задач на будущее. Если к этому моменту счет оказывается не в пользу мужчины, наступает глубокий стресс, провоцирующий болезни, исход которых может быть самым печальным. Неслучайно исследования, выполненные на основании более 3 миллионов свидетельств о людях, умерших естественной смертью, показали, что большинство мужчин умирает в течение последней недели перед днем рождения.

Как отмечает С. Вительсон (S. Witelson, 1976), исследователи, как правило, единодушны в том, что задачи на пространственное и временное ориентирование с большим успехом и с меньшим напряжением умственных сил выполняются лицами мужского пола.

Наблюдательность у мужчин и женщин

Как показано в книге «Вопросы практической психодиагностики…» (1984), наблюдательность выше у лиц мужского пола, *и не случайно, очевидно, криминалисты указывают, что ошибочные свидетельские показания чаще бывают у лиц женского пола: мужчины точнее передают явления окружающего мира, показания же женщин нередко не соответствуют действительности.

Интеллект у мужчин и женщин

Теория X. Эллиса (H. Ellis, 1904), согласно которой разброс уровня интеллекта больше у мужчин, чем у женщин. Это значит, что женщины в своей массе имеют средний уровень интеллекта, в то время как у мужчин средний интеллект встречается реже, чем у женщин, но зато среди них больше одаренных и умственно отсталых.

Американский антрополог Э. Монтегю в книге «Природное превосходство женщины» писал, что коэффициент интеллектуальности в среднем у женщин выше, чем у мужчин, и они лучше сохраняют его в старости.

Такая инверсия объясняется тем, что морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее (Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, 1984; D. Waber, 1976), поэтому в возрасте 5-10 лет они опережают по интеллектуальным способностям мальчиков. Затем лица мужского пола не только догоняют по уровню интеллектуального развития лиц женского пола, но и превосходят их (табл. 5.2, приводится по Е. И. Степановой, 2000). М. М. Гарифуллиной и Э. Р. Пээтс (1977) выявлено, что у мужчин образное мышление имеет более высокий уровень развития.

В. П. Багрунов (1984) отмечает, что мужчины лучше решают новые интеллектуальные и сенсомоторные задачи, однако при тренировке и стереотипизации происходит нивелировка этих половых различий. Больше того, интеллектуальная и сенсомоторная активность женщин больше поддается изменениям при обучении и тренировке, вследствие чего в деятельности, требующей развития стереотипных профессиональных навыков, лучших результатов достигают женщины, утверждает этот автор.

Пространственные способности у мужчин и женщин

Выполнение интеллектуальных тестов, в значительной степени зависящих от пространственных, а не вербальных способностей, тоже лучше осуществляют мальчики (A. Macmeeken, 1939).

Однако, в действительности, не только мужчины могут не понимать женщин, но и женщины могут не понимать мужчин, так как за одними и теми же понятиями и словосочетаниями у тех и других может стоять разное смысловое содержание и разное отношение. Это показано в работе А. В. Визгиной

Креативность у мужчин и женщин

М. Костик (Kostik, 1954) и Е. Хилгард с соавторами (E. Hilgard et al., 1954) выявили преимущество лиц мужского пола (выпускников школы и студентов) в переносе обучения (применении навыков и знаний к новым ситуациям). Е. Свини (E. Sweeney, 1953) обнаружил значительное превосходство мужчин в «переструктуризации», т. е. отказе от первоначального подхода и организации фактов по-новому. Это было выявлено на мужских и женских группах, уравненных по общим умственным, вербальным и математическим способностям.

Н. В. Гаврюшкина (2001) изучала креативность у мальчиков и девочек 9-12 лет и получила несколько иные данные: невербальная креативность одинакова у мальчиков и девочек, а вербальная креативность выше у девочек и за счет ее у них же выше и общая креативность (рис. 5.3).

Критичность мышления у мужчин и женщин

Некоторые авторы высказывают мнение, что мужчины более критичны, чем женщины. М. Д. Александрова (1974), анализируя данные американских авторов, делает вывод, что снижение критичности мышления у мужчин начинается после 30 лет, у женщин — позже (после 40 лет), но зато происходит более резко.

Память у мужчин и женщин

Объемное поло-возрастное исследование памяти проведено В. Ф. Коноваловым с соавторами (1987). Изучалась кратковременная память на заучивание цифр от 0 до 9. В возрасте 5-10 лет запоминание цифр было лучшим у девочек (рис. 5.6). В возрасте 15-17 лет различий между юношами и девушками не обнаружено. В возрасте 18-35 лет лучшие показатели запоминания были уже у мужчин, так как у них рост памяти еще наблюдался, а у женщин память осталась на уровне 15-17 лет. /запоминание зависит от мотивации и интересов/ направленности/.

По данным казанских психологов, преимущество мужчин или женщин (студентов) в кратковременной памяти зависит от заучиваемого материала: при запоминании цифр преимущество имеют мужчины, а при запоминании слов — женщины, однако при запоминании слов эти различия незначительны.

По данным В. П. Умнова (1979), образная память у студенток в возрасте 18-21 года лучше, чем у студентов того же возраста.

Вербальные способности у мужчин и женщин

Женское превосходство в вербальных, или лингвистических, функциях отмечается с младенчества до зрелого возраста (D. McCarthy, 1954; L. Terman, L. Tyler, 1954).

Более высокий темп артикуляции у женщин по сравнению с мужчинами выявила Е. М. Данилович (1982).

Та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов — лучше представлена у мальчиков и мужчин. Например, Е. И. Степанова приводит данные о различиях между мужчинами и женщинами в быстроте и точности ассоциативных реакций на слова. В возрасте 18-19 лет быстрее и точнее реагировали мужчины. Нарушения речи чаще наблюдаются у мальчиков.

Художественные и музыкальные способности у мужчин и женщин

Девочки дошкольного возраста рисуют, как правило, более детально, чем мальчики того же возраста (A. Gesell et al., 1940).

Существенных половых различий в слуховом различении и музыкальной памяти найдено не было (P. Farnsworth, 1931).

Итак, подведем некоторые итоги. Женщины превосходят мужчин в быстроте восприятия, в счете и беглости речи. Мужчины имеют некоторое преимущество в пространственной и временной ориентации, в понимании механических отношений и математических рассуждениях (J. Levy, R. C. Gur, 1980; M. Mac Gee, 1979; J. Mac Glone, 1980).

Агрессия у мужчин и женщин

Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но, как и другие рассмотренные нами, они далеко не столь велики и не настолько очевидно связаны с биологическими отличиями, как можно было бы предположить.

В своем обзоре литературы по гендерным различиям Маккоби и Джеклин (Maccoby & Jacklin, 1974) сделали вывод, что агрессия — это единственное социальное поведение, для которого существуют доказательства, говорящие о совершенно явных половых отличиях.

Все три метаанализа психологической литературы, проведенные в 80-х гг. (Eagly & Steffen, 1986; Hyde, 1984 b; Hyde, 1986), также содержали вывод о существовании гендерных различий в агрессивном поведении. Вместе с тем Игли и Штеффен (Eagly & Steffen, 1986) пришли к заключению, что для взрослых эти различия весьма невелики.

В работе Хайда (Hyde, 1984 b) содержащей большое количество исследований, проведенных на детских выборках: только от 2 до 5% всех случаев агрессивного поведения можно объяснить гендером (т.е. от 95 до 98% происходит из других источников).

Отчасти наше искаженное восприятие гендерных различий в агрессии можно объяснить тем фактом, что преобладающее большинство насильников и убийц — именно мужчины. Однако, как совершенно справедливо отмечено у Бербэнк (Burbank, 1994), подобные действия совершает очень малая часть мужчин. Принимая во внимание эти крайние варианты, поведение большинства мужчин сходно с поведением большинства женщин. Другая причина, которая заставляет нас считать мужчин более агрессивными,— это устоявшаяся в нашей культуре вера в то, что такими их делает более высокий уровень тестостерона в крови. На самом деле пока не существует убедительных экспериментальных доказательств наличия у человека связи «тестостерон— агрессия» (Bjorkvist, 1994).

В статье Игли (Eagly, 1978) говорится, что среди 22 работ по этой теме, проведенных и опубликованных до 1970 г., 32% указывают на большую степень подверженности влиянию у женщин, тогда как из 40 исследований, обнародованных после 1970 г., лишь 8% обнаружили те же самые различия. Она заметила, что социально-психологическое влияние биологического пола, по всей видимости, зависит от контекста культуры.

Игли также заключила, что, исходя из того, что нам свойственно подчиняться мнению других тогда, когда мы не уверены в своей позиции или способностях, наибольшие половые различия будут обнаруживаться в исследованиях, использующих темы, в которых представители одного гендера ориентируются лучше.

Например, целый ряд ранних исследований гендерных различий оперировал знаниями из военной области и политики (Eagly, 1978). Систранк и Макдэвид (Sistrunk & McDavid, 1971) а также Голдберг (Goldberg, 1974, 1975) обнаружили следующую закономерность: когда затрагивались женские темы, мужчины были более склонны к конформному поведению, чем женщины, и наоборот.

Мопен и Фишер (Maupin & Fischer, 1989) тоже пришли к выводу, что на получаемые гендерные различия в подверженности влиянию оказывают воздействие следующие факторы: связано ли задание каким-либо образом с гендером и обладают ли мужчины (или женщины) явным превосходством в данной области.

Общепризнанные, научнообоснованные психологические различия между представителями двух полов:

Различие в когнитивной сфере мужчин и женщин

факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях.

У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин — пространственные и математические. Наименьшие различия установлены в вербальных способностях в пользу женщин, наибольшие – в пространственной переработке информации и в пользу мужчин. Что касается различий в математических способностях, то результаты не однозначны.

Если речь идет о школьном возрасте, наличие половых различий в математических способностях не доказаны, в то же время результаты, полученные на студенческой выборке, показывают, что молодые люди выполняют задания в целом успешнее, чем девушки.

Социальное поведение мужчин и женщин

мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины — дружелюбность и контактность.

Для мужчин характерна выраженная тенденция к независимости, а женщины ориентированы на взаимозависимость, которая в контексте авторитарного общества часто трансформируется в зависимость.

Женщины в большей степени социально ориентированы, четче осознают те связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Мужчины же стремятся к независимости через избегание зависимости.

Отношение к окружающему миру мужчин и женщин

Мужское отношение характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль.

Женский вариант отношения к окружающему миру характеризуется направленностью на поддержание сложившихся типов взаимодействий с людьми.

Социальные роли мужчин и женщин

Для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин — профессиональные. Женская роль в семье больше связана с заботой и уходом за членами семьи; в мужской самоидентификации профессиональный статус играет центральную роль.

Итак, в многочисленных исследованиях было убедительно доказано, что даже действительно существующие различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными и часто не превышают 5%. На самом деле между мужчинами и женщинами в психологических характеристиках гораздо больше сходства, чем различий.

В своем знаменитом обзоре Маккоби и Джеклин (Maccoby & Jacklin, 1974) выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь вскользь, а иногда вообще не упоминая о том, что у мужчин и женщин гораздо больше сходства (Unger, 1988), и по большей части умалчивая о том, что по результатам недавних исследований эти отличия оказались совсем невелики и ситуационно-специфичны (именно об этом пойдет речь в данной главе).

Половой диморфизм

Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента По данным А. М. Сухаревой (1972), увеличение с возрастом количества лиц, имеющих большую и среднюю силу нервной системы, выражено как у лиц мужского, так и женского пола, но у последних более ярко (за счет того, что девочек 7-8 лет со слабой нервной системой больше, чем мальчиков того же возраста, а в возрасте 18-25 лет различий между лицами мужского и женского пола в количестве лиц с сильной и слабой нервной системой нет)

Подвижность нервных процессов у мужчин и женщин

По данным Н. Е. Высотской (1972) и А. Г. Пинчукова (1974), среди мальчиков 7-16 лет количество лиц с подвижностью как возбуждения, так и торможения больше, чем среди девочек. Затем с подвижностью возбуждения больше становится женщин.

Существенных различий между мальчиками и девочками школьного возраста по «внешнему» балансу нет. До периода полового созревания лиц с преобладанием торможения несколько больше среди девочек, так же как и после него. В пубертатном возрасте лиц с преобладанием торможения больше среди мальчиков. Возможно, это связано с тем, что этот период наступает раньше у девочек и, следовательно, у них раньше уменьшается (в связи со сдвигом баланса в сторону возбуждения) число лиц с преобладанием торможения. По количеству лиц с преобладанием возбуждения различий между лицами мужского и женского пола практически не было во всех возрастных группах

Лабильность у мужчин и женщин

По данным Е. В. Воронина (1984), существенных различий по лабильности между мужчинами и женщинами нет: лабильность на свет была в среднем равна соответственно 39,2 и 38,9 единицы, а на звук — 75,9 и 74,5 единицы.

Однако Н. М. Пейсахов и А. О. Прохоров (1975) нашли статистически достоверные различия по КЧМ (критическая частота мелькания) в пользу мужчин.

Различие в темпераментах мужчин и женщин

И. М. Владимирова (2001), используя опросник Д. Кейрси для выявления типов темперамента, установила, что в выборке мужчин оказалось вдвое больше лиц сенсорного планирующего (SJ) и вчетверо — интуитивного мыслительного (NT) типа, в группе женщин — вдвое больше лиц интуитивного эмоционального (NF) типа. Девушки оказались более экстравертированными (E), эмоциональными (F), с более развитой интуицией (N), и более спонтанными (P), чем юноши. Юноши же отличались мыслительностью (T) и планомерностью (J).

По данным Н. Герасимовой (1998), общительность женщин 20-25 лет значительно выше таковой у мужчин того же возраста.

Н. Гешвинд (N. Geschwind, 1978) полагает, что существует мозг мужской и мозг женский. Он утверждает, что тестостерон в период внутриутробного развития человека замедляет развитие левого полушария головного мозга. Следствием этого является увеличение у представителей мужского пола правого полушария. Таким образом, именно им на роду написано стать выдающимися музыкантами, художниками, математиками. Этот вывод вроде бы подтверждается данными В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман (2001): в массовой школе более успешны в начальных классах мальчики правополушарного типа («художники») и девочки левополушарного («мыслители»). Однако в гимназии, где в первом классе введен иностранный язык и предметы преподают разные учителя, у мальчиков картина обратная: более успешно учатся левополушарные, а не правополушарные.

Сопоставляя свои данные с данными других ученых, В. Ф. Коновалов и Н. А. Отмахова пришли к выводу, что левое полушарие и у мужчин, и у женщин специализировано одинаково, а именно для аналитического, последовательного вербально-логического мышления. Правое же полушарие у мужчин более специализировано в аналоговом, образном, пространственном мышлении, которое меньше представлено у женщин ввиду участия его в речевом поведении. Другими словами, заключают авторы, специализация правого полушария у мужчин и женщин различна.

Разница восприятия полов

Гендерная психология расширяет понятие, вводя три категории, влияющие на определение пола человека:

  1. Биологический (врожденный) пол. Означает совокупность биологических признаков, на основании которых новорожденного младенца относят к мужской или женской биологической группе.
  2. Определение пола. Подразумевает присвоение половой идентичности индивиду. Оно является категоричным и не подвергается сомнению, но в некоторых случаях может быть ошибочным. Так, если у младенца одновременно присутствуют половые органы мужчины и женщины, врач приписывает ему одну категорию пола. В дальнейшем может обнаружиться психологическое несоответствие приписанного пола и идентичности. В этом случае речь идет о трансгендерности — сознательном преодолении стереотипов поведения.
  3. Гендерная идентичность. Под ней понимают социальный конструкт, созданный на основе представления о половых ролях. В отличие от пола, гендерная идентичность многогранна и требует постоянного подкрепления внешним видом, поступками, особенностями поведения и взаимодействия.

Категории пола и гендера рассматриваются как отдельные дисциплины. Гендеру отдается ведущая роль в формировании личностных установок и особенностей самовосприятия.

Основные понятия гендерной психологии

Гендерная психология — область психологического знания, изучающая особенности гендерной идентичности (базовая структура социальной идентичности, характеризующая человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, в частности, как люди относят себя к той или иной категории), которая определяет социальное поведение людей в зависимости от их пола.

Гендерная психология представлена двумя основными блоками информации:

  • Психология половых различий (отрасль психологии, изучающая различия между людьми в зависимости от их пола. Психология половых различий как область научного знания фокусируется на изучении психологических характеристик, социальных ролей и поведенческих черт представителей мужского и женского пола) — гендерная социализация, в основном анализирующая роль социальных институтов в гендерном развитии мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Основные понятия — гендерные роли и адекватность их выполнения.

В гендерной психологии используется традиционный для психологии понятийный аппарат. Новыми являются такие понятия, как:

  • Мужественность (маскулинность): это набор установок, поведенческих характеристик, возможностей и ожиданий, определяющих социальную практику определенной группы, объединенной по гендерному признаку;
  • Женственность: качества, связанные с женским полом, или характерное поведение, ожидаемое от женщин в конкретном обществе, или социально определенное выражение того, что считается присущим женщинам;
  • андрогинность: сочетание мужских и женских характеристик в человеке. Андрогинная личность воплощает в себе лучшее из обеих гендерных ролей;
  • Гендерные роли — это тип социальной роли, набор ожидаемых моделей поведения (или норм) для мужчин и женщин. В социальной психологии роль определяется как набор норм, которые определяют, как люди должны вести себя в определенной социальной позиции.
  • Гендерные стереотипы — культурно сформированные обобщенные идеи (убеждения) о том, как на самом деле ведут себя мужчины и женщины. Этот термин следует отличать от понятия гендерной роли, которое означает набор ожидаемых моделей поведения (норм) для мужчин и женщин. Возникновение гендерных стереотипов связано с тем, что модель гендерных отношений исторически была построена таким образом, что гендерные различия превалировали над индивидуальными, качественными личностными различиями мужчин и женщин.

В начале 20 века в гендерной психологии были приняты следующие 5 методов исследования:

  1. грубая индукция. Этот метод использовался для анализа повседневных высказываний о мужчинах и женщинах, обычно от знакомых исследователя. Но надежность результатов, основанных на мнениях испытуемых, обычно невысока: дело в том, что у большинства из них есть имплицитная гендерная теория о половых различиях, особенностях личности женщин и мужчин и т.д.
  2. эксперимент. Как правило, широко не используется.
  3. вычет. Достижения общей психологии и ее установленные закономерности были применены к специфическим для пола предметам. Существовала опасность, что некоторые особенности (особенно женские) не будут учтены, поскольку с самого начала предполагалось, что все испытуемые похожи, т.е. подчиняются общим закономерностям.
  4. Биографический метод. Использовался для анализа выдающихся исторических фигур, но возможности его применения к женщинам ограничены, во-первых, потому что среди женщин мало широко известных исторических фигур, во-вторых, потому что исторические роли мужчин и женщин освещены неравномерно, и в-третьих, потому что различия между известными и не известными женщинами и известными и не известными мужчинами неравны, так как женщине труднее стать известной, чем мужчине.

Научные исследования

Социальные науки изучают личность структурно, рассматривая различные аспекты. Среди основных разделов гендерной психологии выделяют:

  1. Различия — динамику развития личности, оценку природы возникающих различий, влияние различий на перспективы и возможности самореализации.
  2. Социализацию — соответствие развития людей разных полов в контексте социальных, исторических, культурных особенностей.
  3. Характеристики личности — личностные идентичности, связанные с соответствием тактикам поведения, направленных на соответствие или преодоление стереотипов, анализ развития, закрепления и влияния стереотипов на индивида и социальные группы.
  4. Отношения — изучение взаимоотношений представителей разных полов, формирование моделей поведения, возможность формирования иных видов взаимодействия.

Основная задача исследований — изучение развития личности и методов взаимодействия мужчин и женщин, формирование принципиально новых методов развития личности и моделей поведения индивида в социуме, дающих возможность для полноценной самореализации.

Мужские и женские коллективы

На мезоуровне наиболее актуальны связи в профессиональной области, где маскулинные и феминные субъекты показывают себя и как работники конкретной профессии, и как представители разных коллективов. Выделим показательные черты этой области:

  1. До сих пор в рабочих (да и других) коллективах практически на всей планете можно отметить неравенство по половому признаку. Это прослеживается, в первую очередь, в более высоких статусах, которые свойственно занимать мужчинам, и большей награде за труд. Соответственно, в основном дамы находятся на позициях подчинённых. Их потребности в самореализации удовлетворяются меньше, и, как и много лет назад, они продолжают находиться во власти сильного пола. Это, в свою очередь, способствует формированию таких качеств, как пассивность, слабоволие, внушаемость, неуверенность и т. д.
  2. С учётом стандартов и гендерных стереотипов существуют традиционно мужские и женские профессии и должности. К примеру, строительные специальности в основном осваивает сильная половина человечества, педагогические – слабая.
  3. Как показывают исследования, если коллективом руководит женщина, она больше внимания уделяет межличностным отношениям и проявляет больше чуткости к проблемам и психофизиологическому состоянию каждого работника.

Если рассматривать усреднённые черты маскулинных и феминных коллективов, то можно проследить следующие моменты:

  • Мужчины – ориентируются на материальное благополучие, сдержанны в отношениях и эмоциях, недоверчивы и настороженны, эго.
  • Женщины – на первое место ставят удовлетворённость работой и отношениями и уже потом заработок; эмоциональны в отношениях; чувствительны, доверчивы; внимательны к деталям; отзывчивы на похвалу, проявление сочувствия, вознаграждение.

Для успешного управления коллективом руководителю (независимо от его половой принадлежности) будет полезно знать эти особенности.

Ограничения женской ролевой модели

Традиционная феминная модель предписывает женщинам:

  • подавлять негативные эмоции, культивировать эмпатию, покорность, желание соответствовать ожиданиям;
  • реализоваться через роль жены и матери, брать на себя обязанность по воспитанию детей;
  • выражать себя через тело, стремясь подгонять себя под принятые стандарты красоты.

Рамки гендера вгоняют женщин в парадигму матери-карьеристки. В обществе женщина зачастую воспринимается только в роли матери и домохозяйки, и стремление создать карьеру или соединить обе роли получает негативную реакцию вплоть до отказа в идентичности.

Ограничения мужской ролевой модели

Мужская модель включает ряд ограничений, направленных на формирование личности, сочетающей качества, противоположные темы, которые общество определяет как феминные. Предполагается, что мужчина должен:

  • обеспечивать семью;
  • сдерживать эмоции;
  • стремиться к лидерству.

В патриархальном обществе мужчина занимает активную социальную роль, а женщина — пассивную. Получая экономические и социальные преимущества, он в то же время вынужден постоянно утверждать свой статус, сознательно отказываясь от проявления мягких черт характера. Это приводит к развитию различных личностных нарушений, подавлению эмпатии, невозможности создать полноценные отношения.

Традиционная семья и половые роли

Большинство современных семей придерживаются традиционной модели, в которой мужчина занимается финансовым обеспечением семьи, а женщина — воспитанием детей. Такая модель семьи приводит к социальной изоляции женщин, невозможности нормальной самореализации, дискриминации, созданию предпосылок для семейного насилия.

Современные психологи полагают, что традиционная модель семьи является устаревшей и в скором времени будет преобразована в более актуальную. Они представляют различные модели семьи, в которых обязанности «добытчика» и «домохозяйки» делятся поровну, становятся сменными, полностью исключаются. Это позволит эффективнее распределять личное время мужа и жены, позволить им реализоваться как профессионалам и родителям.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]