Чувства: как они возникают и какую роль играют в жизни человека


Интеллектуальные чувства

Основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач. К ним относят заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Виды чувств 410 ₽ Реферат Виды чувств 250 ₽ Контрольная работа Виды чувств 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Чем чувства отличаются от эмоций?

Чувства в психологии – это один из важных факторов восприятия человеком действительности. Вместе с эмоциями, они помогают формировать собственное представление о событиях вокруг.

Однако все попытки определить, чем чувства отличаются от эмоций, имеют разное соотношение: иногда эмоции и чувства отождествляют, но чаще эмоции являются частью чувственного опыта человека.

Главные различия между чувствами и эмоциями в:

  • происхождении;
  • длительности;
  • целенаправленности.

С биологической точки зрения эмоции – это ситуативные переживание непосредственной реальности, они являются краткой реакцией на любое восприятие человеком.

Чувства в психологии, с другой стороны, – это более сложные и длительные внутренние переживания человека, в которых задействованы не только биологические реакции, но и личностный опыт, социальные нормы и духовные потребности.

Также психологи считают, что все одинаково реагируют на ситуацию эмоционально, задействуют те же биологические механизмы, в то время как чувственное переживание – это более субъективный и индивидуальный характер. Поэтому эмоция радости проявляется у всех примерно одинаково, но состояние счастья у каждого свое.

Еще одно важное свойство, отличающее чувства от эмоций, — это важность контекста и социальной среды того или иного общества. Так, например, чувство долга или чувство достоинства имеют разное значение в разные исторические периоды, тогда как страх всегда проявлялся одинаково.

Стимулирующие развитие

  1. Интерес.
    Одна из самых побуждающих. Очень легко сопоставима с двумя рассмотренными ранее. В одном случае стимулирует узнать, как сделать, чтобы не получить негативных последствий, вызывающих страх. А в другом, человек ищет способ получения удовольствия и блаженства. Она подталкивает человека к действию, рассмотрению и поиску новых способов получения желаемого результата. Помогает достичь не только внутреннее удовлетворение, но и получить материальное вознаграждение.
  2. Стыд. Очень сложное внутреннее переживание, доступное далеко не каждому. Основано на чутком восприятии впечатлений, доставленных другому человеку своими поступками. Если индивид понимает, что его действие доставило боль и страдание (возможно, просто разочарование), то начинаете испытывать чувство стыда. В дальнейшем личность старается не повторять подобных ошибок. Такой анализ и полученные выводы приводят к внутреннему совершенствованию и развитию.

Эмоциональное состояние зависит не только от психологической составляющей, но и от химических реакций, происходящих в организме под воздействием внешних факторов. Например, критические ситуации приводят к следующим реакциям: выбросу адреналина, учащению дыхания, повышению артериального давления, то есть происходит мобилизации всех внутренних сил. Радость способствует выбросу гормонов счастья, появляется чувство легкости и приподнятости, эйфории. Печаль стимулирует выработку гормонов стресса и так далее

Физическая боль или тяжелая болезнь может вызывать ужас, гнев, страдание или стыд.

Поэтому крайне важно понимать, что стабильная психика – не только хорошее настроение, но и физиологическое здоровье.

— Психотипы людей

— Что такое пирамида потребностей Маслоу

— Что такое психологическая защита

18 февраля 2020

Формы и примеры эмоциональных процессов

  • Сами эмоции. Могут появиться как в столкновении с действительно существующими ситуациями, так и при обдумывании воображаемых, несуществующих событий. Они позволяют выразить удовлетворенность или неудовлетворенность происходящим, дать ему оценку, основанную на личном опыте индивида.
  • Чувства. Они всегда устойчивы (не сиюминутны) и отличаются яркостью выраженности. Можно чувствовать страсть, любовь, обиду.
  • Настроение. Самое длительное состояние психики, которое влияет на действия и самочувствие личности в целом на протяжении долгого периода.
  • Аффекты. Крайняя форма выражения переживаний, побуждающая краткосрочные неконтролируемые изменения в поведении. Полностью иррациональна и проходит очень бурно.

Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон

Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:

  • Интеллектуальные. Возникают во время умственной деятельности (удивление, сомнение, любопытство).
  • Эстетические. Их развитие связано с восприятием прекрасного (любовь к искусству или некоторым его аспектам, восхищение красотой).
  • Нравственные. Характеризуют отношение индивида к поведению других людей. Эта оценка в большинстве случаев зависит от существующих в обществе норм (гуманность, альтруизм, дружба, сострадание, жалость, любовь).

Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.

Виды эмоций в психологии

Чтобы взять под контроль свою эмоциональность, важно знать ее виды

Настроение

Настроением называют продолжительное эмоциональное состояние средней интенсивности, некоторый эмоциональный фон для психических процессов. Это также состояние, характеризующее некий объект, его настроение (картина, мелодия).

Эмоции

Эмоции – психический процесс средней продолжительности, отражает отношение человека к объектам и явлениям вокруг. Это процессы, отвечающие за регуляцию деятельности индивида в ответ на раздражители, т. е. ситуации или явления.

Чувства

Чувства – это личное отношение человека к существующим или абстрактным объектам. Зачастую они носят бессознательный оттенок в ответ на формирование эмоционального отношения к данным явлениям. Основываются на полученном когда-то опыте содействия с ними.

Иными словами, столкнувшись с ситуацией однажды, человек чувствовал подавленность, выйдя из нее. Спустя неопределенное время явление повторяется, но меняются условия его течения, и результат вызывает положительные чувства.

Аффект и стресс

Аффект – эмоциональное состояние взрывного характера, кратковременное, интенсивное, с ярко выраженным изменением двигательных процессов и работы внутренних органов. Является бессознательной оценкой данной ситуации. Характеризуется как сильнейшее душевное волнение.

В момент аффекта человек может сказать лишнего

Виды чувств, их проявления и классификация

Из-за того, что само понятие чувств и их производных до сих пор остается открытым, существуют разные их категории и виды. Самой часто используемой классификацией сегодня является отражение чувств как социальной сущности человека, которая разделяет все психоэмоциональные переживания на 3 группы.


Чувства в психологии делятся на 3 группы: моральные, интеллектуальные и этические.

Они такие:

  • моральные;
  • интеллектуальные;
  • этические.

Также существуют такие подкатегории как социальные, практические, правовые и профессиональные чувства, которые частично пересекаются с тремя вышеупомянутыми.

Моральные или нравственные чувства

Нравственные чувства являются основой каждого общества. Они имеют исторические и культурные корни, обусловленные нормами поведения, формировавшимися столетиями. Их существование обусловлено необходимостью каждого человека чувствовать себя причастным к коллективу.

Моральные чувства предполагают оптимальное поведение людей с целью быть понятыми, также они формируют основы коллективного и индивидуального сознания.

Придерживаясь основ нравственного поведения, человек, как общественное существо, чувствует удовлетворение и принятие себя другими. Моральные чувства формируют ощущение привязанности, общности и коллективной идеи с которой отождествляются все члены общества.

Впервые основу для понимания нравственных чувств описал английский философ Адам Смит в XVIII столетии. Он дал собственную классификацию их важности, однако особенностью нравственных чувств является их изменчивый характер, поэтому, сегодня, важность и ценность моральных норм существенно изменилась.

Также не все нравственные чувства имеют одинаковую значимость и могут варьироваться в том или ином обществе, зависимо от того, какие культурные и общественные цели считаются приоритетными.

Самыми распространенными и универсальными нравственными чувствами сегодня являются:

Примеры моральных чувствОписание
Симпатия и сочувствиеЧувство симпатии и его влияние между людьми формирует положительное расположение и желание помочь человеку, даже вопреки собственному комфорту. Сочувствие, как разновидность симпатии, является способностью разделять любые чувства собеседника.
ПривязанностьЭто ощущение близости, основанное на глубинной симпатии. В отличие от любви, привязанность касается только эмоциональной близости, формируется в процессе социализации и дает ощущение общности ценностей.
УважениеЧувство выражения достойного отношения к любому другому человеку, независимо от его достижений, ценности или важности. Уважение подразумевает необходимость учитывать мнение других и значение последствий тех или иных действий не только для себя, но и для коллектива.
БлагодарностьЭто чувство признательности, возникшее на основании положительного опыта за сказанное или сделанное другим человеком. Благодарность является глубоким внутренним переживанием, пассивной реакцией на различные способы выражения уважения или поддержки, не требующей взаимных действий.
ЛюбовьЭто сильное чувство привязанности, обычно сопровождается эмоциональными и душевными переживаниями, нежели привязанность или симпатия.
ДружбаБескорыстные отношения между людьми, основанные на взаимных интересах или рода занятости. Дружба является важной составной частью процесса адаптации человека в обществе.
Коллективизм, товарищество, патриотизмОщущение разделения и понимания единых жизненно важных ценностей с другими людьми. Такие чувства как коллективизм и патриотизм являются основополагающими для формирования общества и совместной культуры. В отличие от дружбы, чувство товарищества не нуждается в наличии общих личностных интересов, в его основе лежит разделение некой идеи.
СовестьЧувство осознанного выбора собственных действий, согласно с которым, последствия не должны причинить вреда другим членам общества.
Доброжелательство и справедливостьВысшие чувства нравственности, вызванные желанием действовать бескорыстно во благо других.

Таким образом, нравственные чувства являются основополагающими для формирования гармонии в межличностном существовании, независимо от наличия общих интересов с другими людьми или нет.

С противоположной стороны, существуют антиобщественные чувства, которые деструктивно влияют на отношение между людьми.

К ним относятся чувства:

  • гнева;

  • злобы;
  • ненависти;
  • антипатии;
  • презрения;
  • вражды;
  • зависти;
  • недоброжелательности.

Интеллектуальные чувства

В отличие от нравственных чувств, которые дают человеку ощущение общности, интеллектуальные связаны с познавательной деятельностью.

Таким образом, интеллектуальные чувства являются не только психологической составной каждого человека, но и формируют его мировоззрение и мыслительные процессы, способствуя умственному воспитанию и развитию творческого мышления.

Возникновение интеллектуальных чувств у каждого человека, по мнению психологов, основывается на физиологической предпосылке ориентировочного рефлекса, связанного с потребностью объяснять все процессы вокруг себя, которые каждый воспринимает с помощью органов чувств.

В отличие от нравственных чувств, неосознанно копируемых от других членов общества, интеллектуальные чувства развиваются целенаправленно в процессе обучения. Они являются основой для профессионального роста человека, а также составляют важную часть его уверенности в собственных силах.

К самым главным примерам интеллектуальных чувств относятся:

Примеры интеллектуальных чувствОписание
Чувство удивленияВызванное чем-то новым и необычным, мало привычным для личной картины мира человека. В результате удивления повышается внимание, и стимул разобраться в непознанном объекте.
Чувство догадкиВозникает в процессе познания чего-то нового. Чувству догадки свойственно составлять гипотезы, предполагать исход событий и построение логических связей между доступной информацией. Главная цель этого чувства – понять природу и суть нового.
УверенностьЧувство, которое рождается при правильном формировании логических связей и общей картины понимания того или иного предмета. Уверенность возникает в процессе мышления, и основывается на ощущении правильного объяснения информации.
Чувство удовлетворенияВозникает как результат успешно проделанной работы.
Чувство ясности и нечеткости мыслиЧувства, возникшие на основании четкости осознания мыслительного процесса: если решения и выводы получаются легко, ощущается легкость и ясность, в противоположном случае – чувствуется смутность.
НедоумениеЧувство, вызванное трудностями объяснения фактов и причинно-следственных связей. Недоумение может иметь двоякое влияние на познавательный процесс: или побуждать разобраться в проблеме, или провоцирует сильный ступор и непонимание, куда двигаться дальше.
СомнениеЧувство, связанное с возникновением сомнений из-за несогласованной и нелогической информации, нестыковки фактов и проблем в наблюдении за событиями. Обычно чувство сомнения не позволяет увидеть полную картину происходящего.
ЭйфорияОщущение, возникшее от правильного решения, успешно пройденного пути и завершенной работы.

Таким образом, интеллектуальные чувства являются главным источником приобретения новых знаний и развития собственных творческих способностей.

Все навыки, полученные в результате развития интеллектуальных способностей, связанные с решением проблем и формированием собственного независимого мышления.

Эстетические или высшие чувства

Эстетические чувства являются самыми неоднозначными среди всех свойственных человеку переживаний. Несмотря на постоянные попытки создать объективное понимание об их критериях и свойствах, эстетические чувства остаются субъективным.

Если нравственные чувства воспринимаются человеком через неосознанное проживание в обществе, а интеллектуальным обучаются, то эстетические чувства являются максимальным проявлением индивидуальности и развиваются интуитивно каждым человеком.

Поэтому, самыми важными чертами эстетического мировоззрения является индивидуализм и исторический контекст.

Главная цель эстетических чувств – не в ощущении единства или поиске истины, а в стремлении к совершенству, красоте, гармонии и пониманию всех процессов. Отличающая черта эстетических чувств – поиск качества.

Уровень эстетического удовольствия проявляется не в функциональности и практичности, а в попытке творения и материализации в художественных образах действительности, которую человек созерцает, как источник вдохновения.

Поэтому, эстетические чувства описывают попытку человека найти прекрасное, возвышенное, определить суть комического и трагического.

Предполагается, что проявление этих чувств самое разнообразное и его можно найти везде: от созерцания природы (голубизны неба или блеска звезд), архитектуры, живописи, поэзии и музыки до поступков людей и поиска наслаждения в ежедневном труде.

Особая черта эстетики состоит в том, что чем дольше человек ищет прекрасное и возвышенное, тем больше он его находит и понимает в разных проявлениях.

Этому процессу свойственно выделение факторов, особенностей, связей и осознание эмоционального переживания личности к заинтересованному предмету, которого она наделила особым интересом.

Эстетические чувства всегда субъективные и специфические, они формируются человеком с целью не только осознать фактическую важность предмета или явления для общества, но, и чтобы наделить его особым смыслом.

Главными элементами, формирующими эстетические чувства, являются:

Примеры эстетических чувствОписание
Любование, или эстетическое наслаждениеОсобое восприятие целостности объекта, чувство удовольствия от сочетания красок, форм, звуков, движений или других особенностей предмета или явления.
ГармонияОсознание завершенности предмета или явления, логичности его формы и важности каждого элемента.
Чувство красивогоСубъективная оценка реально существующего предмета, его внутренней гармонии и творческого вклада создателя и важности его намерения.
Чувство красоты оценивается с точки зрения разных факторов (сочетание цвета и форм, контрастов и исторической актуальности предмета).
Чувство возвышенногоВосприятие гениального в предмете или явлении, выделении уникальных особенностей сочетания важности, интеллектуального вклада и прогресса.
Чувство прекрасногоСвойство чувственного восприятия, переживания и подражания реальности не через фотографическое копирование увиденного, а через художественную переоценку того или иного объекта.
Чувство трагическогоСильные душевные переживания, цель которых – оторваться от будничной реальности и задуматься над глубиной и смыслом жизни.
Чувство комическогоВосприятие целостности и несоответствия разных аспектов предмета, дисгармония между формой, смыслом и сюжетом.

Чувства в психологии, такие как эстетические, моральные и интеллектуальные – это высшие познавательные свойства каждого человека.

Развивая те или иные элементы высших чувств, человек не только осознает свое место в обществе и чувствует себя частью коллективного сознания, он также способен развивать индивидуальные потребности и стремление осуществить задуманные идеи.

Базовые эмоции: классификация, описание, значение в психологии и жизни человека

Жизнь без эмоций, какая она? Скучная и однообразная или жизни не существовало бы в принципе? Изначально эмоции появились как инструмент развития и сохранения человеческого вида: заставляют избегать опасность, предупреждают о появлении врага, сигнализируют о потребностях и регулируют поведение. Благодаря им человек постоянно стремится к совершенству, получает мотивацию и заряд бодрости, заботится о себе и окружающих. Эмоции наполняют жизнь смыслом, подталкивают к продолжению рода и заботе о потомстве. Это инструмент общения с внешним и внутренним мирами.

Само бытие представляет нескончаемый и непрерывный поток сменяющих друг друга эмоциональных откликов. Но в определенных условиях они могут наносить вред

Поэтому очень важно научиться понимать и управлять эмоциональным состоянием.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]