4. Методы определения адаптационных возможностей человека


Адаптационные возможности человека

Адаптация – это приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменяющимся условиям жизни в целом. В зависимости от того, в каких внешних условиях и на каком уровне осуществляется взаимодействие человека со средой, выделяются следующие виды адаптации: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная.

Психологическая адаптация – процесс согласования личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющий человеку удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели при обеспечении соответствия деятельности и поведения требованиям среды. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности вплоть до нарушений её регуляции. В адаптационный процесс включены физиологические, эндокринные и другие реакции организма, психические процессы, опыт, состояния и свойства личности.

Факторы адаптации

можно разделить на две группы. К
первой группе
относятся особенности личности самого человека. Это такие характеристики, как общая и специальная подготовленность, характер, темперамент, психические процессы, исходное психическое состояние и возраст.
Вторую группу
составляют объективные факторы. Этими факторами являются: средства ознакомления с характером обстановки и решаемыми задачами, качества и пример окружающих, подготовительная работа. Адаптация ускоряется, если проведена предварительная работа по ознакомлению с возможными ситуациями и действиями.

В теории психической адаптации различают устойчивую адаптацию, переадаптацию, дезадаптацию, реадаптацию

.
Устойчивая адаптация
определяется регуляторными реакциями, психической деятельностью, системой отношений, возникшими в процессе развития человека в конкретных экологических и социальных условиях и не требующие значительного нервно-психического напряжения.
Психическая дезадаптация
– состояние «прорыва» адаптационных барьеров и ломки сложившихся динамических стереотипов психической деятельности под длительным и сильным воздействием экстремальных факторов.
Психическая переадаптация
– приспособление человека к изменяющимся условиям жизнедеятельности.
Реадаптация
– процесс возвращения человека из измененных условий в обычные, с отказом от новых динамических стереотипов и восстановлением прежних. Чем более продолжительный срок пребывания в измененных условиях, тем труднее и дольше происходит реадаптация.

В.И. Лебедев выделил следующие этапы процесса адаптации–реадаптации

: подготовительный, стартового психического напряжения, острых психических реакций входа, переадаптация, завершающее психическое напряжение, острые психические реакции выхода, реадаптация.

В.И. Лебедев выделил четыре критерия, позволяющих необычные (но еще нормальные) реакции и состояния отделять от патологических. Первое – определенность связи с окружающей средой. Второе – псевдопатологические реакции и состояние отличаются от патологии кратковременностью. Третье – по отношению к необычным состояниям у человека сохраняется критичность. Четвертое – если человек в измененных условиях был убежден в реальности какого-либо необычного явления, то после возвращения в обычные условия он легко отказывается от своего убеждения, следуя аргументации окружающих.

В основе формирования психологической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях лежат его адаптивные возможности. Адаптивные возможности – важнейший фактор, обеспечивающий высокую эмоциональную и нервно-психическую устойчивость человека. Методы определения адаптивного потенциала человека следующие: – анкета «Прогноз» для оценки нервно-психической устойчивости (разработка Санкт-Петербургской военно-медицинской академии); – опросник «Адаптивность» для измерения психической регуляции, коммуникативного потенциала, морально-нравственной нормативности, адаптивной способности (А. Маклаков, С. Чермянин); – методика оценки уровня тревожности Д.Тейлора; – оценка уровня тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера (в модификации Ю.Л. Ханина).

Адаптация – это приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменяющимся условиям жизни в целом. В зависимости от того, в каких внешних условиях и на каком уровне осуществляется взаимодействие человека со средой, выделяются следующие виды адаптации: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная.

Психологическая адаптация – процесс согласования личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющий человеку удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели при обеспечении соответствия деятельности и поведения требованиям среды. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности вплоть до нарушений её регуляции. В адаптационный процесс включены физиологические, эндокринные и другие реакции организма, психические процессы, опыт, состояния и свойства личности.

Факторы адаптации

можно разделить на две группы. К
первой группе
относятся особенности личности самого человека. Это такие характеристики, как общая и специальная подготовленность, характер, темперамент, психические процессы, исходное психическое состояние и возраст.
Вторую группу
составляют объективные факторы. Этими факторами являются: средства ознакомления с характером обстановки и решаемыми задачами, качества и пример окружающих, подготовительная работа. Адаптация ускоряется, если проведена предварительная работа по ознакомлению с возможными ситуациями и действиями.

В теории психической адаптации различают устойчивую адаптацию, переадаптацию, дезадаптацию, реадаптацию

.
Устойчивая адаптация
определяется регуляторными реакциями, психической деятельностью, системой отношений, возникшими в процессе развития человека в конкретных экологических и социальных условиях и не требующие значительного нервно-психического напряжения.
Психическая дезадаптация
– состояние «прорыва» адаптационных барьеров и ломки сложившихся динамических стереотипов психической деятельности под длительным и сильным воздействием экстремальных факторов.
Психическая переадаптация
– приспособление человека к изменяющимся условиям жизнедеятельности.
Реадаптация
– процесс возвращения человека из измененных условий в обычные, с отказом от новых динамических стереотипов и восстановлением прежних. Чем более продолжительный срок пребывания в измененных условиях, тем труднее и дольше происходит реадаптация.

В.И. Лебедев выделил следующие этапы процесса адаптации–реадаптации

: подготовительный, стартового психического напряжения, острых психических реакций входа, переадаптация, завершающее психическое напряжение, острые психические реакции выхода, реадаптация.

В.И. Лебедев выделил четыре критерия, позволяющих необычные (но еще нормальные) реакции и состояния отделять от патологических. Первое – определенность связи с окружающей средой. Второе – псевдопатологические реакции и состояние отличаются от патологии кратковременностью. Третье – по отношению к необычным состояниям у человека сохраняется критичность. Четвертое – если человек в измененных условиях был убежден в реальности какого-либо необычного явления, то после возвращения в обычные условия он легко отказывается от своего убеждения, следуя аргументации окружающих.

В основе формирования психологической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях лежат его адаптивные возможности. Адаптивные возможности – важнейший фактор, обеспечивающий высокую эмоциональную и нервно-психическую устойчивость человека. Методы определения адаптивного потенциала человека следующие: – анкета «Прогноз» для оценки нервно-психической устойчивости (разработка Санкт-Петербургской военно-медицинской академии); – опросник «Адаптивность» для измерения психической регуляции, коммуникативного потенциала, морально-нравственной нормативности, адаптивной способности (А. Маклаков, С. Чермянин); – методика оценки уровня тревожности Д.Тейлора; – оценка уровня тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера (в модификации Ю.Л. Ханина).

Адаптивные возможности организма ребенкастатья по теме

Адаптация организма

Процесс приспособления к окружающей среде начинается с момента рождения – ежеминутно, ежесекундно. Организму приходится приспосабливаться к колебаниям температуры, атмосферного давления, влиянию микроорганизмов, факторов питания, бесконечному разнообразию психологических, социальных и других воздействий. Суть приспособления состоит в том, что организм так меняет интенсивность, ритм и характер протекающих в нем процессов, что основные показатели внутренней среды, несмотря на действие внешних факторов, стойко поддерживаются в рамках физиологических параметров [10].

Этот процесс приспособления организма к внешней среде или изменениям, происходящим в самом организме, и есть адаптация. Адаптация – также результат достижения соответствия морфофункционального состояния организма тем условиям деятельности, которые создает для него среда [19, 45, 49].

Основной и принципиальный вопрос, требующий научного освещения, — за счет каких механизмов и какой цепочки явлений неадаптированный организм становится адаптированным.

Так как организм человека – это сложная, динамическая, многофункциональная система, то адаптация включает все виды приспособления к общеприродным, производственным, социальным условиям. Поэтому говорят об адаптации температурной, сенсорной, болевой, психической, трудовой и т.п.

Выделяют генотипическую и фенотипическую адаптации. Первая сформировалась в процессе эволюции человека на основе наследственной изменчивости, мутации, естественного отбора. Ее достижения закреплены генетически и передаются по наследству. Фенотипическая адаптация формируется в процессе индивидуальной жизни человека, его взаимодействия с окружающей средой. Приобретенные в течение жизни фенотипические изменения наслаиваются на наследственные признаки и формируют индивидуальный облик организма, характеризующегося совокупностью морфофункциональных изменений, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза .

В результате развития адаптационных реакций организм приобретает новое качество в форме устойчивости к гипоксии, холоду, физической нагрузке, новому двигательному навыку и т.д. Это новое качество проявляется прежде всего в том, что организм не может быть поврежден тем фактором, к которому приобретена адаптация. По существу, такие реакции составляют основу закаливания, укрепления здоровья и профилактики заболеваний в процессе оздоровительных занятий физическими упражнениями. Роль адаптации как фактора профилактики проявляется в том, что устойчивость организма повышается к действию не только одного фактора, но и нескольких, т.е. речь идет о комбинированной адаптации. В спортивной деятельности, например в процессе тренировки и соревнований лыжников, происходит одновременная адаптация к физической нагрузке, требующей выносливости, к холоду, гипоксии, стрессорным ситуациям [59].

В основе адаптации к физической работе лежат приспособительные реакции организма в ответ на изменяющиеся требования внутренней и внешней среды. В качестве адаптогена выступает физическая нагрузка, а ее структурной единицей является физическое упражнение.

1.2. Механизм действия адаптивных возможностей организма

Первоначально механизм воздействия физических упражнений состоит в возбуждении соответствующих афферентных и моторных центров, мобилизации скелетных мышц, кровообращения и дыхания, которые в совокупности образуют единую функциональную систему, ответственную за реализацию данной двигательной реакции [3]. Однако эффективность этой системы невелика, а реакция организма не означает моментальной адаптации. Это лишь основа начального этапа срочной адаптации, которая является экстренной реакцией различных органов и систем, компенсирующей воздействие внешних факторов. Но эти реакции не закрепляются и быстро исчезают, если они не превышают физиологических возможностей организма в данный момент.

Для того чтобы сложилась устойчивая адаптация, необходимы подкрепления, тренировка, многократно повторяющиеся внешние воздействия. В результате увеличения физиологических возможностей формируется кумулятивная адаптация. Это сложный и длительный процесс постепенной функциональной перестройки организма [44].

При напряженной спортивной тренировке он связан с активизацией и мобилизацией функциональных ресурсов организма, интенсивным протеканием структурных и функциональных преобразований в органах и тканях.

По мнению В.Н. Платонова [54], устойчивая долговременная адаптация характеризуется наличием необходимого резерва для обеспечения нового уровня функционирования системы, стабильности функциональных структур, тесной взаимосвязи регуляторных и исполнительных органов. В.В. Петровский [53], В.М. Волков, А.А. Семкин [13] характеризуют ее как состояние наивысшей работоспособности, выражающейся в формировании эффективной структуры движений, повышении скорости произвольного расслабления мышц (техническая экономизация), ускорении процесса врабатывания, снижении энергозатрат на единицу выполненной работы, повышении утилизации кислорода, оптимизации восстановительных процессов (функциональная экономизация).

Долговременная адаптация выражается, с одной стороны, в увеличении мощности механизмов саморегуляции, с другой – в повышении реактивности этих систем к управляющим сигналам. В результате этого уравновешивание адаптированного организма с внешней средой достигается при меньшей степени включения высших уровней регуляторной иерархии – при более экономном функционировании нейроэндокринной регуляции систем, ответственных за адаптацию [46].

Особого внимания заслуживает адаптация организма к экстремальным, стрессорным условиям, из которых нельзя выйти посредством простых реакций избегания. Такие ситуации встречаются в различных видах деятельности человека, сопряженных с ответственностью, риском, необходимостью сохранять выдержку, регулировать поведение и эмоции.

На протяжении индивидуальной жизни человек неоднократно подвергается стрессу, в результате длительного и интенсивного действия которого развиваются стрессовые заболевания. В настоящее время доказана роль стресса как этиологического фактора ишемических заболеваний сердца, гипертонической болезни, атеросклероза, язвенных поражений желудка, даже злокачественных опухолей и иммунодефицитных состояний, ограничивающих срок человеческой жизни [45, 71].

В качестве стрессоров выступают такие естественные для нашего времени формы, как экологические катастрофы, войны, потеря близких людей, физические травмы, увечья и др. Не менее широко распространены социально детерминированные стрессорные ситуации в результате межличностных конфликтов, связанных с унижением достоинства, обманом, предательством, крахом надежд, разочарованием и т.п. В подобном положении оказываются многие инвалиды, внезапно потерявшие конечность, зрение или слух, когда формируются так называемые безвыходные стрессовые ситуации. Конфликт людей, оказавшихся в сложной обстановке, заключается в потребности реализовать оборонительную реакцию самосохранения и невозможности, непреодолимом запрете ее осуществить в создавшихся условиях [64].

Однако большинство людей, оказавшихся в безвыходных ситуациях, не погибают, а приобретают ту или иную степень резистентности (устойчивости) к этим стрессорным ситуациям.

Дело в том, что при воздействии различных экстремальных факторов, как физических, так и психических, в организме возникают однотипные биохимические изменения, направленные на преодоление действия этих факторов путем адаптации организма к предъявляемым требованиям. Совокупность изменений, происходящих в организме под действием стрессоров, Г.Селье [62] назвал адаптационным синдромом. Выраженность этих изменений зависит от интенсивности стресса, функционального состояния физиологических систем и характера поведения человека. По утверждению Г. Селье, без стресса невозможна никакая активная деятельность, полная свобода от стресса равнозначна смерти. Следовательно, стресс не только вреден, но и полезен для организма. Он мобилизует его возможности, повышает устойчивость к отрицательным воздействиям.

Важное значение для характера последствий стресса имеют поведенческие реакции на стрессовую ситуацию. Активный поиск способов ее изменения ведет к устойчивости организма, при отказе от активного поиска фаза сопротивления адаптационного синдрома переходит в фазу истощения и в тяжелых случаях может привести организм к гибели.

Итак, даже самые общие знания о закономерностях адаптационных процессов организма имеют стратегическое значение для понимания биологической сущности теории и методики адаптивной физической культуры. Однако на сегодня остаются нерешенными такие важные теоретические и прикладные проблемы,: как управление долговременной адаптацией организма инвалидов различных нозологических групп в процессе физического воспитания, спортивных, рекреационно-оздоровительных занятий и двигательной реабилитации;нормирование физической нагрузки и адаптация к ней; тактика адаптации к действию нескольких факторов среды; обеспечение сложных форм социальной адаптации через движение; адаптация организма к действию экстремальных стрессорных ситуаций; количественная и качественная оценка процессов адаптации и др.

Точечный массаж — один из самых древних методов лечения. Возник он на Востоке, на территории современных Китая, Кореи, Монголии и Японии после того, как древние лекари обратили внимание на то, что на теле человека существуют особые «жизненные» точки, связанные с внутренними органами и системами. Воздействуя на эти точки, можно было не только улучшить общее состояние больного, но и восстановить нарушенные функции органов.

1.3. Обоснование методики точечного массажа

Точечный массаж (точечное надавливание по Чжу Лянь, пальцевый чжень), или прессация — это воздействие на точки акупунктуры (ТА) пальцем (пальцами). Простота выполнения точечного массажа и его эффективность способствуют широкому распространению этого метода.

Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению небольших участков (2—10 мм) поверхности кожи, которые названы биологически активными точками (БАТ), так как в них размещается большое количество нервных окончаний.

На сегодня учеными и специалистами описано около 700 БАТ, из них наиболее часто используются 140—150.

Для нахождения БАТ следует пользоваться анатомо-топографическими признаками (бугорки, связки, мышцы, кости и пр.). Однако этих ориентиров явно недостаточно для нахождения некоторых БАТ. В I их отыскивании помогает своеобразная мера: индивидуальный цунь — расстояние между двумя складками, которые образуются при сгибании второй фаланги среднего пальца правой руки у женщин и левой — у мужчин. Выяснилось, что все участки нашего тела можно условно разделить на определенное количество равных частей. Их граница и получила название пропорционального цуня, который варьирует в пределах 1—3 см в зависимости от телосложения человека. Каждый может сделать для себя ленту-измеритель со своими цунями.

Прежде чем приступить к массажу, необходимо четко изучить расположение БАТ и научиться регулировать силу воздействия на них в зависимости от места расположения — вблизи костей, связок, сосудов, нервов и т. п. Более слабое воздействие осуществляется на сосуды и нервы. Принцип выбора БАТ для воздействия точечным массажем определяется в первую очередь характером заболевания (травмой) и основными ее (его) симптомами.

В основе точечного массажа лежит механическое воздействие пальцем (пальцами) на биологически активные точки (БАТ), имеющие рефлекторную связь (через нервную систему) с различными внутренними органами и функциональными системами. О правильности нахождения точки свидетельствует ощущение ломоты, распирания, онемения. Очень часто точка отзывается болью. По болезненности какой-либо точки (зоны) можно иногда предположить заболевание того или иного органа.

Техника точечного массажа

Техника точечного массажа включает различные приемы: растирание, поглаживаиие, давление (надавливание), вибрацию, захватывание и др.

Техника — поглаживание выполняется подушечкой большого (или среднего) пальца с вращательными движениями. Применяют в основном в области головы, лица, шеи, рук и, кроме того, в конце всей процедуры.

Техника — растирание выполняется подушечкой большого или среднего пальца по часовой стрелке. Причем растирания используется самостоятельно и, как правило, после всех других приемов точечного массажа.

Техника — разминание (надавливание) выполняется кончиком большого пальца или двумя большими пальцами (на симметричных точках), а также средним или указательным пальнем. При атом производят круговые вращательные движения пальцем — вначале медленно и слабо, постепенно усиливая давление до появления чувства распирания в месте воздействия массажа, затем ослабляют надавливание и т. д. Захватывание («щипок») выполняется тремя пальцами правой кисти (указательным, большим и средним). В месте расположения БАТ захватывают кожу в складку и разминают сдавливают ее. Движение выполняют быстро, отрывисто 3-4 раза. В месте воздействия точечного массажа обычно появляется чувство опция, распирания.

Техника — «укол» выполняется кончиком указательного ил и большого пальца в быстром темпе.

Техника — вибрация выполняется большим или средним пальнем. Колебательные движения делать быстро, не отрывая палец от массируемой точки. Этот прием можно применять с отягощением, когда на массирующую кисть накладывается другая для усиления давления (на больших мышцах).

От характера раздражения зависит и успокаивающий или возбуждающий эффект точечного массажа.

Так как нарушения в физическом развитие снижает адаптационные возможности организма школьника, мы считаем целесообразным применять точечный массаж в процессе коррекции состояния организма.

1.4. Основные принципы точечного массажа

Основными для точечного массажа являются следующие принципы:

1. Комплексный подход к лечению каждого заболевания.

2. Неспешность, основательность проведения всех приемов лечения.

3. Лечение каждого больного должно быть сугубо индивидуальным.

Изучая работу восточных специалистов по точечному массажу, современные исследователи пришли к выводу, что «биологически активные точки» (БАТ) обладают рядом специфических особенностей:

—низким электрокожным сопротивлением;

—высоким электрическим потенциалом;

—высокой кожной температурой;

—высокой болевой чувствительностью;

—повышенным поглощением кислорода;

—высоким уровнем обменных процессов.

Определить местонахождение той или иной точки можно простым надавливанием кончиками пальцев на поверхность кожи. При попадании на точку у человека возникает ощущение ломоты, онемения, даже боли. Одним из достоинств точечного массажа является то, что методика его проведения довольно проста, он не требует дополнительного оборудования и дорогостоящих приборов. Кроме того, зона воздействия при точечном массажа очень мала. Точечный массаж может применяться до оказания специальной медицинской помощи, а также в сочетании с другими методами лечения.

Основы точечного массажа.

Действие точечного массажа основано на древнейшем представлении об устройстве человеческого организма. Согласно этому представлению, по невидимым каналам-меридианам человеческого тела течет «жизненная энергия» — «чи». Таких каналов всего четырнадцать: 12 парных и 2 непарных. И пока «чи» не встречает на своем пути препятствий, каждый канал, получая равное количество энергии, несет ее ко всем внутренним органам и питает их. Как только равномерное течение «чи» нарушается, количество жизненной энергии в разных участках тела становится неодинаковым, и человек заболевает.

Эта теория перекликается с другой древневосточной теорией о том, что в основе всякого явления лежат два начала: «инь» и «янь».

Инь, несущее отрицательный заряд, является материнским началом: холодным, влажным, темным, скрытным, пассивным и изменчивым. Янь, несущее положительный заряд, — это отцовское начало: теплое, сухое, светлое, явное, инициативное, постоянное. Следуя этой теории, в человеческом организме происходит постоянное противоборство двух противоположных начал: янь и инь. Поэтому все процессы, протекающие в нем, носят либо положительный, либо отрицательный характер. Примирить их — основная задача восточной медицины.

По другой древневосточной теории внутренние органы человека связаны с пятью первоэлементами земли: сердце — с огнем, селезенка — с землей, почки — с водой, печень — с деревом, легкие — с металлом. Из всех этих теорий следует одно: все внутренние органы в человеческом организме связаны между собой, а человек является частью природы.

Литература

1. Адо А.Д. Вопросы общей нозологии. М., 1985.

2. Анохин П.К. Общие принципы компенсаций нарушенных функций и их физиологическое обоснование. М., 1956.

3. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. М., 1975.

4. Бальсевич В.К. Феномен физической активности как социально-биологическая проблема //Вопросы философии, 1981, № 8.

5. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М., 1988.

6. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 7.

7. Бальсевич В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 11.

8. Василенко В.Х. Введение в клинику внутренних болезней. М., 1985.

9. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. /Под ред. Л.П. Матвеева. М., 1983.

10. Верещагин В.Ю. Философские аспекты проблемы биологической адаптации человека. Л., 1984.

11. Вишаренко В.С. Детерминизм в биологических процессах. Л., 1975.

12. Волжин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.

13. Волков В.М., Семкин А.А. Резервы спортсмена: Метод. пос. Минск, 1993.

14. Выготский Л.С. Основы дефектологии //Собр. соч., т. 5. М., 1983.

15. Выдрин В.М. Физическая рекреация — вид физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1983, № 3.

16. Выдрин В.М. Физическая культура и ее теория //Теор. и практ. физ. культ., 1986, № 5.

17. Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры — магистральный путь ее теории //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 5.

18. Газенко О.Г., Меерсон Ф.З. Физиология адаптационных процессов. М., 1986.

19. Давиденко Д.Н. Физиологические основы физической культуры и спорта: Учебн. пос. СПб, 1996.

20. Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине: Этиология. М., 1962.

21. Давыдовский И.В. Общая патология человека. М., 1969.

22. Данилова Л.Я. Реактивность и ее роль в патологии: Патологическая физиология /Учебн. для мед. институтов , 1994.

23. Декларация Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, 1975, п. 2.1.

24. Дембо А.Г. Заболевания и повреждения при занятиях спортом. Л., 1991.

25. Дмитриев А.А. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей //Межвуз. сб. научн. тр. Красноярск, 1991.

26. Дмитриев В.С., Сомаева Г.Н. Киселева Е.В. Основы профилактики гиподинамии и гипокинезии инвалидов средствами физической культуры и спорта. Малаховка, 1993.

Физиология адаптации. Адаптационные пределы. Возрастные особенности адаптации

Адаптация: процесс и результат. Слово «адаптация» происходит от латинского слова, означающего приспособление. Процесс адаптации — это процесс морфологических и функциональных преобразований в организме, в результате которых действующий фактор среды ослабляет или вовсе прекращает свое негативное воздействие не потому, что он устранен, а потому, что организм уже не воспринимает этот фактор как нечто неблагоприятное. Результатом адаптации является способность организма нормально функционировать в новых для него условиях при сохранении важнейших параметров гомеостаза и высокой работоспособности. Здесь в полной мере вступает в силу принцип Ле Шателье, согласно которому сложная система под воздействием оказанного на нее давления изменяется таким образом, чтобы минимизировать последствия этого воздействия.

На протяжении жизни человеку неоднократно приходится переживать периоды адаптации. Первый из них — момент рождения, сразу после которого организм должен достаточно быстро приспособиться к множеству таких вновь возникших факторов, как сила тяжести, переменная температура, воздушная среда, микробные агрессии и т. п. Поскольку внешняя среда постоянно меняется и задает свои условия организму, постольку жизнь есть непрерывная адаптация к физическим, химическим, биологическим и социальным факторам окружающей среды.

Срочная и долговременная адаптация. Впервые столкнувшись с действием какого-либо фактора, способного нарушить гомеостаз или привычную деятельность физиологических систем, организм бурно реагирует, пытаясь найти выход из создавшегося положения. Бурная реакция организма проявляется в виде активации множества физиологических функций. Такая срочная адаптация базируется на том функциональном диапазоне, который характерен для каждой из участвующих в этом процессе физиологических функций. Эта порой хаотическая активность обычно позволяет решить задачу срочного приспособления, хотя его физиологическая цена может быть чрезвычайно высока. Поэтому, если такое же воздействие возникает вновь и вновь, организм переходит к другой стратегии адаптации, которая требует значительно более глубоких перестроек и во много раз больше времени, но позволяет решить возникшую задачу гораздо эффективнее. Такая долговременная адаптация обязательно включает в себя этап активации генетического аппарата клеток тех органов и тканей, которые наиболее активно участвуют в процессах срочной адаптации. Доказано, что сам процесс срочной адаптации через образующиеся при этом промежуточные продукты обмена веществ (в частности, циклический АМФ) как раз и запускает активацию клеточного генома, что необходимо для начала синтезов новых белков и других структурных и функциональных молекул в клетках адаптирующегося организма. Постепенно, по мере многократного повторения воздействия фактора, к которому приспосабливается организм, его структурные и функциональные возможности становятся все в большей мере пригодными для наиболее эффективного и экономичного реагирования на каждое такое воздействие. И наконец, наступает момент, когда организм воспринимает воздействие этого фактора как нечто совершенно обычное, не ведущее к какому-либо значительному увеличению функциональной активности. Считается, что для человека этот период обычно составляет около 6 нед.

Следует подчеркнуть, что сила действия фактора, вызывающего адаптацию, должна превысить некий порог, иначе организм не прореагирует на это воздействие. Так, если мы хотим закалить ребенка с помощью обливания его ног водой, т.е. вызвать у него температурную адаптацию, то температура воды должна быть достаточно низкой (22—24 °С), чтобы такое воздействие организм воспринял как существенное. Если вода будет близка по температуре к термонейтральной зоне (28—30 °С), то никакой адаптации не произойдет, сколько бы мы ни применяли эту водную процедуру.

Согласованность структурно-функциональных изменений, принцип симморфоза. В процессе адаптивной перестройки организма не может произойти так, что один орган изменится, а все другие останутся прежними. Любое изменение структуры и функции части организма ведет к адекватным изменениям целого, поскольку организм — это единая система, и на подобные воздействия он реагирует как одно целое. Другое дело, что не обязательно все органы или ткани должны, например, гипертрофироваться (увеличиваться в размере) — адаптация всегда протекает целесообразно, в соответствии с принципом разумной достаточности. Изучая разнообразные проявления адаптации в процессе эволюции, в условиях различной среды обитания и в онтогенезе, физиологи выдвинули принцип симморфоза, т. е. согласованных морфологических и функциональных адаптивных изменений. Согласно этому принципу, изменения в системе дыхания связаны с адекватными изменениями в системе кровообращения, а те в свою очередь — с аналогичными изменениями в системе гормональной регуляции и т.д. Таким образом, гармоничное приспособление за счет изменения только одной структуры невозможно — при этом обязательно изменится многое.

Адаптивные возможности и их пределы. В геноме каждого человека заключены огромные возможности реализации самых разнообразных адаптивных вариантов, однако они не беспредельны. И пределы эти установлены наследственными характеристиками, которые специфичны для каждого биологического вида. Например, человек никогда без помощи технических средств не сможет находиться под водой десятки минут, как это могут делать китообразные; не сможет пользоваться ультразвуком для ориентации в пространстве, как это умеют делать летучие мыши; не сможет впадать в спячку, как медведь, и т.п. Но и тех возможностей, которыми располагает человек благодаря его наследственности, вполне достаточно для того, чтобы приспособиться к широчайшему разнообразию экологических условий, встречающихся на Земле. Человек по своим биологическим свойствам — одно из самых выносливых существ, обладающих огромной для его размеров силой и быстротой, а уж в сфере мыслительных процессов он просто не имеет равных среди живущих на Земле организмов. Однако для того чтобы полностью реализовать любую из заложенных в генетическом коде человека потенциальных возможностей, необходима длительная и упорная тренировка, т. е. адаптация.

Непрерывность адаптации. Принципиальной особенностью биологической адаптации является ее актуальность. Если то или иное свойство, возникшее в результате адаптации, никогда больше не использовалось или долго не использовалось, это свойство утрачивается. Организм весьма расчетливо экономит свои ресурсы и не тратит их попусту на структуры и функции, на которые нет «спроса». Подтверждением этого могут служить результаты обследований космонавтов, долгое время проведших на околоземной орбите при отсутствии силы тяжести. Их мышцы теряют свои свойства и даже отчасти деградируют, из костей вымывается кальций, они становятся хрупкими и мягкими. Только с помощью специально организованных ежедневных физических тренировок на бегущей дорожке этому удается противостоять, и то не в полной мере. Точно так же невозможно раз и навсегда «проадаптироваться» к воздействию любого другого фактора. Человек, живущий в горах, адаптирован к низкому содержанию кислорода в атмосфере: у него выше уровень гемоглобина в крови, более активны окислительные ферменты и т.д. Но стоит ему спуститься с гор и прожить там несколько месяцев — все эти адаптивные особенности пропадают. Попав вновь в горы, человек вынужден адаптироваться к ним заново. Хотя в этом случае адаптация проходит обычно легче и быстрее, так как любая адаптация оставляет в организме след, который облегчает последующую нервную и гормональную перестройку.

Все это в полной мере относится к обучению, в котором роль физиологической адаптации чрезвычайно велика. Хорошо известно, что отсутствие практики приводит к утрате навыка использования иностранного языка. Однако восстановление этого навыка в полном объеме для человека обученного — задача неизмеримо более легкая, чем обучение «с нуля».

Резервы организма: мифы и физиологическая реальность. В популярной, а иногда и научной литературе периодически поднимается вопрос о необычайных возможностях, заложенных в организме человека и нереализованных лишь потому, что мы не умеем этого делать. В частности, по мнению некоторых авторов, мозг человека используется только на 2—3 % (встречаются разные оценки), а остальную часть составляют резервы, лежащие «мертвым грузом». Сказанное выше свидетельствует о том, что это не более чем миф. Никаких резервов, которые не используются и все же сохраняются, в организме человека нет. Другое дело, что с помощью грамотно построенной тренировки можно значительно улучшить многие характеристики деятельности в конкретных условиях. Надо лишь понимать, что если мы получаем выигрыш в одном направлении, то можем нечто потерять в другом направлении. Например, люди с мощной мускулатурой, много сил отдавшие тренировке своих мышц и демонстрирующие чудеса силовой подготовки, как правило, почти полностью теряют гибкость позвоночника и обладают низкой общей выносливостью, это — плата за чрезмерное развитие силовых возможностей. Разумеется, бывают всесторонне одаренные люди, которым удается довести до совершенства не одну, а несколько сторон своих способностей. Но это уникальные случаи, как уникальна многогранная гениальность Леонардо да Винчи или М.В.Ломоносова.

Специфические и неспецифические компоненты адаптационного процесса. Выдающийся физиолог XX в. Г. Селье (канадец венгерского происхождения) в середине 50-х годов разработал концепцию, согласно которой адаптация имеет два компонента — специфический и неспецифический.

Специфический

компонент — это конкретные приспособления конкретных органов, систем, биохимических механизмов, которые обеспечивают наиболее эффективную работу всего организма в данных конкретных условиях. Например, у жителей горных районов, где содержание кислорода в атмосферном воздухе ниже, чем на уровне моря, отмечается целый ряд особенностей системы крови, в частности повышенная концентрация гемоглобина (чтобы можно было более эффективно извлекать кислород из проходящего через легкие воздуха). Появление пигментации (загара) на коже у людей, находящихся достаточно длительное время в условиях сильной инсоляции (солнечной радиации), — также пример структурной специфической адаптации, позволяющей снизить риск повреждений избыточной лучистой энергией тех тканей, которые расположены ниже поверхностных слоев кожи. Таких примеров можно привести множество, и они хорошо известны уже давно. Специфические приспособления в организме образуются благодаря изменению активности определенных участков генома в тех клетках, от которых такое приспособление зависит, и это происходит на протяжении довольно значительного времени. Обычно человеку необходимо 6—8 нед. на то, чтобы полностью приспособиться к воздействию нового для него фактора.

Заслуга Г. Селье состоит в том, что он обратил внимание на неспецифические

компоненты адаптации, которые выявляются всегда, независимо от природы действующего фактора. Селье сумел так же разобраться в основных механизмах гормональной регуляции, формирующихся в начальный период адаптации, именуемый стресс-реакцией.

Регуляция адаптационного процесса. При воздействии любого стресс-фактора, прежде всего активируется мозговое вещество надпочечников, которое вырабатывает адреналин и норадреналин. Эта функция, находящаяся под контролем симпатического отдела вегетативной нервной системы, всегда первой активизируется в ответ на любые неблагоприятные воздействия или просто на резкое изменение окружающей среды. Даже резкое слово, приказ или упрек могут вызвать у человека стресс, в результате которого в кровь выбрасывается большое количество катехоламинов. Механизм действия катехоламинов на клетки таков: мобилизуются запасы углеводов в печени, которые могут потребоваться, если организму предстоят активные действия, а нервная ткань будет нуждаться в дополнительном питании для выполнения своей функции.

Вслед за этим наступает вторая фаза эндокринной регуляции стресс-реакции. Для ее начала требуется активация гипоталамических нейромедиаторных влияний на гипофиз, в ответ на которые передняя доля гипофиза выбрасывает в кровь адренокортикотропный гормон. Этот гормон воздействует на кору надпочечников, заставляя ее выделять повышенные количества гормона кортизола

— одного из важнейших глюкокортикоидов. Это название отражает тот факт, что гормоны данной группы, имеющие сходное химическое строение, участвуют в регуляции углеводного обмена в клетках организма, обладая сильно выраженным катаболическим действием. Функция кортизола и ему подобных гормонов состоит в том, чтобы усиливать образование гликогена в печени за счет использования аминокислот. Поскольку образование свободных аминокислот в организме происходит в основном за счет распада мышечных белков, в результате совместного действия гормонов надпочечников складывается такая метаболическая ситуация: мышечные белки при распаде превращаются в аминокислоты; аминокислоты под действием кортизола превращаются в гликоген; гликоген под действием адреналина высвобождает глюкозу. В итоге быстро повышается уровень глюкозы в крови, что и обеспечивает энергетические потребности нервной и других тканей в условиях стресса. Кроме того, кортизол препятствует поглощению глюкозы клетками тела (кроме нервной ткани, которая не чувствительна в этом отношении к действию инсулина и кортизола), а также усвоению мышечными клетками свободных аминокислот. Еще одно действие кортизола — усиленное расщепление жиров в клетках тела, в результате чего уровень жирных кислот в крови также повышается. Таким образом, гормональная регуляция на этом этапе стресса состоит в мобилизации всех важнейших субстратов, которые могут понадобиться любым тканям организма для срочной и напряженной деятельности.

Следует отметить, что быстрое повышение уровня кортизола в крови в ответ на стрессовое воздействие происходит только при первом столкновении с новым фактором. Если такие воздействия повторяются, то степень повышения количества кортизола снижается — наступает своего рода привыкание организма к стрессогенному воздействию.

Еще одно важное действие кортизола в условиях стресса состоит в его взаимоотношениях с адреналином. Сам по себе кортизол на сокращения гладкой мускулатуры кровеносных сосудов в мышцах не влияет, но зато в его присутствии такое влияние оказывают катехоламины — адреналин и норадреналин. Если кортизола в крови нет, т.е. ситуация не напоминает стрессовую, то и катехоламины не оказывают действия на стенки сосудов мышц. Наоборот, в условиях стресса сосуды мышц начинают сокращаться, что приводит к существенному усилению кровотока через мышцы, и обильно поступающая туда кровь приносит с собой дополнительные порции кислорода, глюкозы, жирных кислот и аминокислот, которые высвободились из тканей под воздействием тех же гормонов. Таким образом, создаются оптимальные условия для напряженной мышечной деятельности, когда предстоит борьба или бегство, — в этом и состоит биологический смысл описанных гормональных реакций.

Если процесс адаптации затягивается, и организм длительное время вынужден жить в условиях повышенного выделения гормонов мозговым и корковым слоями надпочечников, наблюдается гиперактивность желез внутренней секреции, вслед за которой может наступить гормональное истощение. Г. Селье говорил в таких случаях о «срыве адаптации». Такое состояние организма называют дезадаптацией, и если оно сохраняется достаточно долго (недели, месяцы), то может привести к развитию болезней адаптации. Это могут быть различные заболевания в зависимости от того, на каком уровне нейроэндокринной регуляции происходит истощение: на уровне гипоталамуса, гипофиза или периферического звена — надпочечников. В тяжелых случаях гормональное истощение в условиях длительного острого стресса может приводить к летальному исходу.

Болезни адаптации. Чаще других в качестве болезни адаптации выступает язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки. Это связано с тем, что, кортизол стимулирует активность желудочной секреции (такая реакция также биологически целесообразна, так как помогает лучше переваривать и усваивать пищу, которая нужна для предстоящей адаптации организма). Если гиперфункция надпочечников продолжается долго (неделями или месяцами), т.е. организм находится в условиях продолжительного стресса, повышенная желудочная секреция приводит сначала к эрозии эпителия, а потом и к появлению язвы. Учитывая, что кортизол и другие глюкопротеиды, выделяемые надпочечниками, обладают противовоспалительным действием, развитие болезни часто протекает незаметно, так как ее симптомы приглушены из-за измененного гормонального фона. Однако, уменьшая или даже снимая симптомы воспаления, гормоны не препятствуют развитию собственно патологического процесса. В результате нередко неожиданно обнаруживаются довольно значительные поражения слизистой желудка на фоне, казалось бы, полного благополучия. У подростков в переходный период такие явления не столь уж редки, что связано и с обилием стрессогенных воздействий, и с неустойчивостью их нервной и гормональной регуляции. Поэтому соблюдение правильного режима питания в подростковом возрасте — принципиально важная задача, от решения которой во многом зависит сохранение их здоровья. Пища должна быть по возможности разнообразная, не перенасыщенная острыми и кислыми продуктами, обязательно содержащая растительный белок и мукополисахариды, а также витамины и микроэлементы.

Возрастные особенности механизмов и стратегии адаптивных перестроек. Поскольку адаптация — процесс, обязательно регулируемый нейрогуморальными механизмами, а эти механизмы с возрастом претерпевают существенные изменения и окончательно формируются практически только к моменту завершения полового созревания, ясно, что у детей адаптация протекает не совсем так, как у взрослых. Это касается как процессов срочной, так и долговременной адаптации. Следует отметить, что вопросы возрастных изменений адаптационных процессов у человека изучены мало, поскольку подобные эксперименты с детьми проводить невозможно. Однако в экспериментах на лабораторных животных (обычно это белые крысы специальных пород) удалось выявить целый ряд возрастных особенностей, которые затем были обнаружены и у человека на основании косвенных данных.

Две важнейшие особенности отличают адаптационный процесс в раннем возрасте: недостаточность ресурсов и генерализация адаптационного ответа.

Недостаточность ресурсов детского организма в условиях адаптации с очевидностью вытекает из рассмотренных выше особенностей структуры функционального диапазона. Любое воздействие, требующее адаптивных реакций организма, заставляет его функциональные системы активироваться до уровня резервных возможностей. Собственно говоря, если бы этого не было, то никакая адаптация бы и не понадобилась. Нижняя граница зоны резервных возможностей как раз и есть тот порог воздействия, после преодоления которого и начинается адаптация. Если же функции не выходят за границы зоны привычной активности, то об адаптации нет и речи. Поскольку у детей, как было показано выше, зона резервных возможностей существенно более узкая, постольку этих резервов чаще не хватает на решение встающих перед организмом задач, связанных с адаптацией. Таким образом, дети более склонны впадать в состояние дезадаптации даже в условиях действия «умеренных» с точки зрения взрослых функциональных нагрузок. Значимость этого обстоятельства для педагогического процесса совершенно очевидна.

Однако дело еще более осложняется другим обстоятельством, которое на первый взгляд совершенно не очевидно, но вполне понятно кибернетикам, которые занимаются «обучением» компьютерных систем (например, на основе новейшей технологии «нейронных сетей»). Организм ребенка в процессе взросления непрерывно обучается, причем это не только обучение в смысле приобретения навыков и знаний, это еще и обучение функциональных систем организма взаимодействовать между собой и подчиняться единой нейрогуморальной регуляции. На ранних этапах развития практически любое новое воздействие на организм вызывает очень бурную реакцию, в которую вовлекаются чуть ли не все органы и системы. Такого рода реакции физиологи называют генерализованными, т. е. обобщенными, всеобщими. По-видимому, эта особенность связана с тем, что нервные центры еще не умеют качественно дифференцировать стимулы и «на всякий случай» приказывают всем периферическим органам и тканям активизировать свои функции. Недостаточно дифференцированными являются в раннем возрасте и гормональные стимулы: огромное количество клеток в самых разных тканях имеют гормональные рецепторы и как бы служат органами-мишенями для широкого спектра гормонов. Кстати, в этом заключается одна из причин того, что детский организм не способен к длительному удержанию устойчивого состояния при деятельности.

Такая неспецифическая, генерализованная реакция крайне неэкономична, она вынуждает активироваться большое число органов и тканей, никак не способных помочь в решении стоящей перед организмом адаптивной задачи. При том, что резервные возможности детского организма и без того невелики, такая стратегия адаптации кажется просто абсурдной и неминуемо ведет к перенапряжению. В раннем возрасте, действительно, порой, невозможно по физиологическим реакциям понять, к какому именно фактору адаптируется организм: к пониженной температуре, к повышенной температуре, к недостатку кислорода в атмосфере или к усиленному режиму двигательной активности. Специфические компоненты адаптации почти не проявляются, а неспецифические во всех этих случаях одинаковы.

С течением времени, по мере созревания нервных структур, они дифференцируются и становятся значительно более избирательными по отношению к приходящим стимулам. Благодаря этому более адресной, прицельной становится реакция вегетативных и других исполнительных систем организма. Адаптационный ответ перестает быть генерализованным

, а делается все более локальным и специфическим, т.е. строго направленным на устранение конкретного фактора, на решение конкретной и узкой адаптационной задачи.

Наиболее значимые изменения в стратегии адаптации вегетативных систем происходят в период полуростового скачка, т.е. в 5—7 лет. Лишь с этого возраста организм становится способным осуществлять прицельные, специфические, хорошо дифференцированные реакции в ходе своего приспособления. Это еще одна причина, почему начало школьного обучения должно осуществляться лишь после завершения этого важнейшего этапа развития и созревания всех морфофункциональных систем детского организма.

В период полового созревания адаптационные процессы временно утрачивают свою эффективность и вновь становятся менее специфическими. Однако это продолжается сравнительно недолго, и уже после 15—16 лет юноши и девушки имеют уровень адаптационных возможностей, практически как у взрослых.

Адаптация, тренировка и обучение. Физиологическая адаптация лежит в основе тренировки и обучения. Тренировка в спорте и физическом воспитании требует непременного применения сверхпороговых по объему и интенсивности нагрузок — иначе тренированность не повышается. Это находится в полном согласии с теорией адаптации. Кроме того, хорошо известен феномен «переноса тренированности», который проявляется в том, что при тренировке одного физического качества (свойства) совершенствуются и другие. Этот феномен особенно часто проявляется у детей младшего школьного возраста, что вполне согласуется с возрастными особенностями стратегии адаптации. Поскольку физическая тренировка представляет собой пример адаптации, при ее организации необходимо учитывать возрастные особенности детей, их меньшие резервные возможности и генерализацию адаптивных реакций, о чем не всегда знают учителя и тренеры. К тому же, как и любая другая адаптация, физическая тренировка вызывает мощнейшие нейрогуморальные сдвиги в организме, о чем также не должны забывать тренеры и родители.

Совершенно те же процессы происходят при обучении, только действующим фактором в этом случае служит обычно не столько сверхпороговая интенсивность, сколько чрезмерный объем учебной нагрузки (впрочем, завышенный объем можно выполнить только за счет резкой интенсификации ученического труда).

Адаптация к учебному процессу в школе наиболее остро протекает в 1-м классе, когда ребенок впервые попадает в совершенно новые для себя условия, затем в 5-м классе, когда он сталкивается с новой для него организацией учебного процесса в средней школе. У подростков 7—8-х классов также имеются проблемы с адаптацией, однако они скорее вызваны внутренними, чем внешними причинами. Впрочем, это еще более серьезно, поскольку эти внутренние причины невозможно ни устранить, ни хотя бы смягчить. Единственный путь — уменьшить учебные нагрузки, что могло бы способствовать более спокойному и менее болезненному в психологическом и физиологическом аспектах протеканию пубертатного процесса.

Понятие «адаптация» в биологии

Определение 1
Адаптация – это процесс приспособления живого организма к изменившимся условиям внешней среды.

Адаптация выработалась в ответ на эволюционное развитие. Благодаря процессу адаптации активно перестраиваются физиологические функции организма, поддерживается гомеостаз, может меняться поведение.

Проблема адаптации весьма актуальна в современном мире, так как антропогенное воздействие человека все возрастает, наблюдается интенсивное загрязнение окружающей среды, адаптационные силы организма находятся в постоянной мобилизации.

Замечание 1

Если внешние раздражители отсутствуют или их уровень снижается, то адаптационные возможности организма падают.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Пример 1

При отсутствии звукового раздражителя развивается атрофия звукового анализатора, отсутствие светового раздражителя ведет к атрофии зрительного анализатора и т.д.

Человек, находящийся в благоприятных для жизнедеятельности условиях, защищенный от негативных и повреждающих факторов внешней природы, тяжелее переносит воздействие температурных и иных раздражителей.

В условиях автоматизации производственных процессов, урбанизации, большая часть людей пребывает в состоянии мышечного голода, у многих в результате гиподинамии развиваются тяжелые поражения сердечно – сосудистой системы, нарушения обмена веществ и т.д.

Негативные изменения, возникающие в организме человека, развиваются быстрее при воздействии эмоциональных и физических перегрузок, ионизирующем излучении, воздействии химических соединений, неблагоприятных социальных условиях (плохие условия для проживания, недостаточное питание, низкий уровень материальной обеспеченности и т.д.).

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Биологические основы адаптаций человека к изменениям интенсивности действия экологических факторов 490 ₽ Реферат Биологические основы адаптаций человека к изменениям интенсивности действия экологических факторов 250 ₽ Контрольная работа Биологические основы адаптаций человека к изменениям интенсивности действия экологических факторов 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

KONSPEKTY.NET

Адаптация – это способность человека приспособиться к окружающей действительности. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни. Чем выше адаптационные способности человека, тем легче ему строить свою жизнь в обществе.

Умение адаптироваться всегда было необходимым навыком для человека. Особенно это было актуально в те времена, когда человек максимально зависел от окружающей среды и должен был подстраиваться под существующие природные условия. С тех пор мир сильно изменился, но адаптационные возможности человека все также играют огромную роль в его жизни. Способность адаптации к любым ситуациям важно в себе развивать и поддерживать. Так, человек, который умеет легко налаживать контакт с новыми людьми, никогда не испытывает сложностей при смене места учебы или работы, при необходимости обратиться за помощью или консультацией к незнакомым людям и т.д. Адаптационные возможности человека во многом зависят от его воспитания. Если родители в детстве уделяли достаточно внимания развитию этих способностей ребенка (например, ходить в походы, заниматься спортом, постоянно знакомиться с новыми детьми и т.д.), то в будущем у него не будет проблем с адаптацией.

Обычно выделяют три вида адаптационных возможностей человека: биологические, социальные и этнические. (У нас есть статья об познавательных возможностях человека). Биологический вид адаптации отвечает за способность человеческого организма приспосабливаться к существующим условиям окружающей среды. У первых людей, которые попадают в определенные природные условия, начинают развиваться те функции и способности организма, которые наиболее полезны в сложившихся условиях. Все последующие поколения уже получают необходимые свойства, которые передаются по наследству. Социальный вид адаптации – возможность подстроиться под общественные нормы и требования, влиться в определенную социальную группу. Этническая адаптация – целый комплекс физиологических, культурных, социальных особенностей, свойственных определенному народу, проживающему на конкретной территории.

У каждого человека эти возможности развиты по-разному. Причем в одном и том же человеке могут сочетаться разные возможности к адаптации, в зависимости от типа условий, к которым нужно приспособиться. Например, человек может легко адаптироваться к новой компании, на новом рабочем месте, в новом городе и, при этом, с трудом приспособиться к новому рациону питанию, режиму дня. То есть, адаптироваться человек может всегда и ко всему, но одно ему дается легко, другое требует больших эмоциональных и физических затрат. Есть ситуации, когда человека поставили в абсолютно невыносимые для него условия. При этом, выхода из сложившегося положения нет. Человеку не остается ничего иного, как приспособиться к предлагаемым обстоятельствам, подстроиться под ситуацию. Поначалу это может вызвать стресс, ухудшение физического и эмоционального состояния. Но, по мере привыкания и прохождения процесса адаптации, человеку станет значительно проще воспринимать сложившуюся ситуацию. Постепенно он войдет в режим, выработает для себя определенную модель поведения, которой будет придерживаться.

Скачать данный материал:

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(2 оценили, оценка: 4,00 из 5) Loading…

Похожие записи

  • Видео: Этикет и имидж делового человека? Компоненты…
  • Изучение индивидуальности по почерку человека или…
  • Этикет и имидж делового человека. Компоненты имиджа человека
  • Видео: Адаптационные возможности человека
  • Обзор книги: Дмитрий Жуков — Стой, кто ведет.…
  • Видео: Как узнать свои возможности?
  • Познавательные возможности человека и познавательные цели
  • От чего зависят потребности человека? Потребности…
  • Смысл жизни человека в философии
  • Как узнать свои возможности?
  • Мимика человека психология
  • Конспект книги: Дмитрий Жуков — Стой, кто…
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]