Суть психологических проблем
Суть трудностей в том, что они ощущаются, но не осознаются. Внутренние конфликты выливаются в нежелательные эмоциональные реакции и поведение, которое расстраивает самого человека. Он не доволен собой и не понимает, почему реагирует на какие-то жизненные ситуации именно так, как реагирует.
В некоторых случаях человеку кажется, что он понимает причину. Однако работа подсознания настолько сложная, что часто оказывается, что на самом деле проблема кроется совсем в другом. Например, вызывающее поведение подростков на самом деле отражает неудовлетворенную потребность во внимании.
Другой пример. Женщине кажется, что ее переедание – это результат стресса, ненормированного рабочего графика, слабой силы воли. На самом деле всему виной неудовлетворенная потребность в любви, женщина испытывает эмоциональный голод. А бывает такое, что человек и питается правильно, и спортом занимается, но похудеть не получается. Причина – неудовлетворенная потребность в безопасности (вес защищает). Впрочем, это уже имеет отношение к психосоматике.
Краткое резюме психологических проблем связанных с ранним детством.
Подводя некий итог из проблематики детско-родительских отношений хочу описать чем такие события могут обернуться для ребенка. Первое что хочу выделить это отсутствие любви, если ребенок не ощущал этого чувства, он не сможет никого полюбить. Любви взяться просто неоткуда. Деструктивное отношение матери может приводить к тому, что ребенок будет иметь крайне заниженную самооценку, он не сможет адекватно оценить себя и свои способности, такие матери постоянно разрушает своих детей обесцениванием, критикой, сравнением с другими не в лючку сторону для своего ребенка и много еще чем.
В результате проявления нарциссического поведения и гиперопеки человек вырастет крайне зависимым и не может самостоятельно функционировать без матери, а потом без какого-то человека (объекта), который будет выполнять функцию той самой матери и на которого он будет опираться всю жизнь как на костыль. Что касается бросившей матери, то в этом случае ребенку еще может повести, если он попадет в хорошую семью, его кто-то усыновит или удочерит. Но все же дефицит материнской любви, на самой ранней стадии, не пройдет для него бесследно. Как правило дефицит материнской любви ощущается как внутренняя пустота и очень часто люди пытаются эту пустоту чем-нибудь заполнить, как правило это любого рода зависимости.
Такая «пустота» или «дыра» в психике не дает возможности человеку нормально жить и постоянно требует ее чем-то заполнить. Отсюда возникают различного рода способы заполнения такой пустоты едой, алкоголем, наркотиками, азартными играми, порнографией и много чем еще. К чему могут приводит такие аддикции я описывать не стану всем и так понятно. Как правило детские травмы самые сложные и с ними сложнее всего работать в психотерапии. Но как показывает практика шанс у таких людей все-таки есть. В результате психоаналитической терапии люди могут научиться справляться с травмами, развить способность самопомощи и сделать свою жизнь более счастливой. В значительной степени повысить качество жизни.
Психосоматика
Психосоматика – направление медицинской психологии, которое изучает связь болезней и стресса. Согласно этой теории, любой внутренний конфликт, подавленные эмоции и потребности выливаются в телесные заболевания. Заподозрить связь психологического и соматического можно при помощи анализа речи человека:
- «Вздохнуть не дает спокойно» – ас – заболевания ЖКТ;
- «Я это не перевариваю» – расстройство стула;
- «У меня скоро хребет уже сломается» – усталость из-за обилия обязанностей, гиперответственности.
На первый взгляд, кажется, что психика и физиология никак не связаны, но это не так. Болезнь – последняя отчаянная попытка подсознания указать на проблему. Например, больничный позволяет отдохнуть от работы. А еще болезнь разрешает человеку перестать заботиться о других и самому получить хоть немного внимания. Детские болезни могут быть еще и попыткой примирить родителей.
Принцип развития психосоматики такой: внутренний конфликт превращается в хронический стресс, что приводит к гормональному сбою и истощению основных систем организма. Слабеет общий иммунитет, возникают различные заболевания. А бывает такое, что физических нарушений нет, но симптомы ощущаются – это тоже психосоматика.
Виды
Сложно составить единую классификацию психологических трудностей: их слишком много и часто они специфические. Наиболее распространенные проблемы:
- Проблемы коммуникации. К ним относится чувство одиночества, неумение налаживать контакты с другими людьми, боязнь людей, общения. В запущенных случаях проблемы коммуникации лишают человека всех возможностей развития: в отношениях, работе, личной жизни.
- Возрастные кризисы. Наиболее известны проблемы подросткового кризиса: агрессия, перепады настроения, склонность к асоциальному поведению. Кризисы сопровождают человека всю жизнь. Зная об этом, переносить их легче.
- Семейные проблемы. Распространенный тип психологических трудностей, который влияет на другие жизненные аспекты. Детско-родительские отношения определяют цели и стремления человека, даже если он отрицает это. Решение проблем внутри семьи обычно требует долгой терапии и сопряжено с сильными эмоциональными переживаниями.
- Проблемы отношений с противоположным полом. К ним относятся и эмоциональные, и сексуальные расстройства, боязнь отношений.
- Проблемы индивидуального развития. К ним относятся проблемы, которые спровоцировала внешняя обстановка. У человека, выросшего в традиционной семье, уровень доверия к миру высокий, а тревожность низкая, у человека из дисфункциональной неполноценной семьи — наоборот.
Однозначно определить, какая именно проблема является основной, невозможно. Это всегда комплекс причин, влияющих на человека. И устранять их нужно также комплексно, иначе симптомы будут постоянно возвращаться.
Виды психологических проблем
Существуют десятки видов неврозов, синдромов, расстройств. Перечислить их все не представляется возможным. Обратим внимание на основные социально-психологические проблемы личности, актуальность которых отмечают современные специалисты (актуальные запросы в кабинете психолога):
- комплексы;
- заниженная самооценка;
- неуверенность в себе;
- фобии;
- нерешительность;
- импульсивность и непредсказуемость;
- усталость от жизни;
- повышенная тревожность;
- одиночество;
- измены и конфликты в семье;
- зависимость от чужого мнения;
- патологическая привязанность, влюбленность;
- зависимости;
- депрессия;
- кризисы;
- деструкции (саморазрушающее поведение);
- дисморфофобия (непринятие своей внешности).
В широком смысле можно выделить такие группы конфликтов:
- трудности в сфере коммуникаций;
- семейные неурядицы и кризисы семьи;
- возрастные кризисы, например, во время подросткового кризиса возрастает риск поведенческих расстройств;
- неудачи в трудовой сфере;
- трудности во взаимодействии с противоположным полом;
- сложности развития и становления личности.
В психологии не существует общепринятой классификации видов психологических проблем. Рассмотрим некоторые из них. Какие бывают психологические проблемы и трудности:
- По уровню проявления: когнитивные, эмоциональные, поведенческие.
- По своей природе: первичные (выступают причиной других расстройств) и вторичные (следствие других трудностей).
- По времени проявления: старые, новые и хронические.
По характеру трудности бывают очевидными и неочевидными. О наличии первых субъект догадывается. Если речь идет о скрытых конфликтах, то человек, как правило, не замечает их. Например, мало кто понимает, что запрограммирован на саморазрушение. В этом случае конфликта как бы нет, потому что сам человек не осознает его, но на самом деле противоречие есть.
Специфическая разновидность – надуманные трудности. Это похоже на ипохондрию: человек надумывает сам себе симптомы, ставит диагнозы и верит в это.
Интересно! В 2019-2020 годы феномен надумывания диагнозов стал особенно популярным. В кругах молодежи считается модным и крутым иметь психологические расстройства, у каждого второго панические атаки, депрессия, биполярка или прочее. Конечно, в реальности это не так, но некоторые люди искренне верят в это. Самовнушение может спровоцировать развитие реального заболевания.
Также я работаю с такими проблемами как:
- Тяжелые жизненные ситуации;
- кризисные ситуации, в которые могут входить потеря близких людей, расставания, разводы, потеря любимых животных и чего-то ценного для вас;
- семейные конфликты;
- ощущение апатии;
- депрессивные состояния;
- повышенная тревожность;
- потеря смысла жизни;
- страхи и фобии;
- панические атаки;
- неадекватная самооценка (низкая самооценка или слишком высокая, оторванная от реальности);
- проблемы в профессиональной реализации (конфликты на работе, непонимание что делать дальше и чем заниматься, остаться на старом месте или искать новое место работы, вопрос самоопределения, вопрос личностного развития);
- неуверенность в себе и постоянное избегание ответственности.
Если Вам при прочтении текста что-то откликнулось и Вам кажется, что ситуация или симптомы, описанные в статье, похожи на Ваш случай, и Вы хотели бы решить эту проблему, вы можете предварительно позвонить мне по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о своей ситуации, которую Вы хотите решить.
Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно), в процессе этого времени я должен решить, смогу ли я Вам помочь в рамках психоаналитического подхода. Если Вам проще написать письмо – Вы можете это сделать перейдя по ссылке Отправить письмо или написав мне на почту[email protected] Прошу Вас описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма неограничен, я обязательно прочитаю Ваше письмо и отвечу.
Я всегда рядом.
Структура психологических проблем
Встречаются разные по структуре социально-психологические проблемы. Психолог Н.Д. Линде выделил такие структуры проблем:
- Чувства человека направлены на достижение цели, но что-то мешает этому. При этом цель и препятствие могут быть как реальными, так и выдуманными.
- Чувство направлено на избавление от препятствия. При этом препятствие может быть реальным или выдуманным, внутренним или внешним.
- Очевидных препятствий на пути к цели нет, но сам человек не может определиться, нужно ему это или нет, он испытывает противоречивые чувства (не может решиться).
- Человек испытывает два одинаково сильных чувства по отношению к двум противоречивым и несовместимым объектам (не может выбрать).
- Чувство направлено на избавление от препятствия, но для этого придется взаимодействовать с другим нежелательным объектом (субъектом, условиями). Человеку приходится выбирать меньшее из зол, уйти от выбора нельзя.
Таким образом, в структуру психологической проблемы входит человек, цель, чувства и препятствие. Чтобы определить психологический характер проблемы, нужно ориентироваться на ее истоки, они всегда связаны с внутренним миром личности (убеждениями, представлениями, потребностями). Например, если в своих мечтах человек успешный, а в реальной жизни это не так, то у него возникает разочарование, недовольство собой, злость.
Понятие и суть
В психологии понятие «проблема» имеет несколько значений. Чтобы выделить трудности, имеющие психологический характер, нужно ориентироваться на корень их возникновения. У психологической проблемы он внутренний: связан с представлением человека о мире, самом себе, межличностных взаимодействиях.
Психологические проблемы часто имеют неявные симптомы и мешают реализации в нескольких жизненных сферах. Можно выделить 4 основные зоны, которые затрагивают психологические проблемы:
- Индивидные трудности. Тесно связаны с телесностью. Человек, имеющий расстройства в этой сфере, часто имеет проблемы с физическим здоровьем. У него есть явные или мнимые изъяны во внешности, сексуальная дисфункция, возможна инвалидность или хроническое заболевание.
- Субъектные трудности. Связаны с выполнением целенаправленных действий. Люди, имеющие проблемы в этой сфере, имеют слабую волю, низкий уровень интеллекта, у них недостаточно мотивации для саморазвития. Субъектные проблемы не только ограничивают возможности, но и мешают искать пути выхода из сложных ситуаций.
- Личностные трудности. Препятствуют человеку быть полноценным членом общества, участвовать в социальной жизни. У таких людей заниженная самооценка, они не чувствуют себя частью группы.
- Индивидуальные трудности. Связаны с самореализацией. Самый сложноосознаваемый тип проблем, поскольку тяжело поддается описанию и классификации. К таким проблемам относятся страхи, связанные с жизненными потерями: внезапная смерть близких, заболевания, ощущение пустоты, потеря смысла жизни.
Психологические проблемы есть практически у каждого человека, но уровень психологической грамотности остается низким. Часто человек проживает с проблемой всю жизнь, не догадываясь, что от нее можно избавиться. Поэтому важно уметь замечать симптомы и вовремя от них избавляться.
Потеря смысла жизни
Причины возникновения сложностей
Трудности имеют психологические, социальные и физиологические предпосылки.
К психологическим причинам относятся:
- неудовлетворенные потребности;
- жизнь против своей природы;
- систематическое подавление чувств, эмоций, желаний.
Говоря простыми словами, человек или переживает из-за того, что ему чего-то не хватает, или страдает от того, что не может от чего-то избавиться. Так или иначе, речь идет о самоподавлении. Это и делает индивида несчастным.
Интересно! У большинства людей привычка подавлять эмоции, чувства и желания появляется еще в детстве, когда родители то и дело твердят: «Не кричи», «Не реви», «Обойдешься», «Это нельзя», «Я тоже много чего не хочу, но надо».
Вторая группа психологических предпосылок – сильные эмоциональные потрясения или множество мелких переживаний. Например, к сильному потрясению относится смерть кого-то из близких. Пример частых мелких потрясений – систематические унижения, оскорбления, побои.
К социально-психологическим причинам относятся:
- бедность или нестабильный заработок, задержки выплат, смутные перспективы;
- безработица;
- нестабильная обстановка в обществе;
- резкие изменения в жизни (развод, переезд, смена работы, увольнение, свадьба, выход на пенсию).
Кроме этого, можно выделить физиологические причины психологических проблем. Затяжная или тяжелая болезнь, травмы головы, опухоли, интоксикации, гормональный сбой тоже могут вызвать нарушения. Аномальная работа нейромедиаторов приводит к депрессии, тревожным расстройствам, апатии, раздражительности и прочим проблемам.
Проблема выбора в современном мире потребления
Обобщая можно сказать, что личность, удовлетворив свои основные потребности, пытается направлять свои силы на удовлетворение высших психологических и социальных желаний. В этот момент мы сталкиваемся с современными проблемами. На данный момент существует огромный выбор различных товаров и услуг. Критерием выбора может стать цвет, внешний вид упаковки, отзывы, цена, а не только качество. Все товары априори исполняют свои функции, но их различия делаются на незначительных характеристиках.
В дальнейшем именно эти незначительные свойства навязываются человеку как критерии выбора, и от этого люди испытывают сомнения, когда покупка уже совершена. У большинства людей нет возможности приобрести все виды одного товара, и часто они остаются неудовлетворенными ввиду сомнений правильности своего выбора.
Симптомы
Заподозрить наличие психологических проблем можно по психическим и соматическим реакциям организма:
- головная боль и головокружения;
- тошнота;
- нарушение аппетита (переедание или отказ от еды);
- диспепсия;
- онемение и оледенение конечностей;
- периодические покалывания или боли в разных частях тела;
- расстройство ЖКТ;
- проблемы со сном (бессонница, частые пробуждения, проблемное засыпание);
- апатия и вялость, особенно по утрам;
- хроническая усталость;
- частые простуды;
- обострение хронических заболеваний;
- озноб и тремор;
- расстройство сексуальной сферы (снижение влечения, импотенция, неспособность получить удовольствие и прочее).
Психологическая травма
Очень распространенная психологическая проблема – это последствия пережитых стрессовых ситуаций.
По своей природе это – разнообразные нарушения психики после аффективных (очень мощных и деструктивных) переживаний. Происшествия, которые вызвали такие сильнейшие переживания, могут быть весьма разнообразными: изоляция, заболевание, гибель родного человека, рождение ребенка, развод, стресс, конфликты, война и боевые действия, опасность для существования, изнасилование и другое. Эти события мощно воздействуют на психическое состояние, нарушая восприятие, мышление, эмоции, поведение, делая личность не вполне адекватной.
Диагностика состояния психики
Наилучший метод диагностики – консультация у психолога. В процессе беседы, наблюдая за реакциями клиента и анализируя его ответы, специалист выявляет истинную причину. Для подтверждения диагноза используются вспомогательные тесты. К слову, провести тестирование можно и в домашних условиях. Однако важно помнить, что по итогам одного тестирования диагноз не ставится никогда.
Важно! В некоторых случаях проблема бывает спрятана так глубоко в подсознании, что выявить ее можно только при помощи гипноза.
Как и способы диагностики, технология решения психологических проблем подбирается в индивидуальном порядке. В целом, чтобы решить проблему, психолог выстраивает взаимодействие с клиентом по такому алгоритму:
- Установка контакта, построение доверительных отношений.
- Исповедь клиента. Детальный рассказ о том, что его беспокоит, описание проблем и чувств.
- Уточняющий диалог. Психолог задает вопросы, уточняет сказанное клиентом, подсказывает, направляет к решению проблемы и помогает человеку разобраться в себе.
- Решение проблемы. Сам клиент осознает и находит выход из сложившейся ситуации.
Таким образом, во время психотерапии клиент получает следующее:
- осознание истинных проблем, причинно-следственных связей;
- выход эмоций;
- поиск и принятие адекватного решения;
- принятие того, что нельзя изменить, и адаптация к этому;
- личностный рост и способность лучше понимать себя и других.
Конкретный план реабилитации зависит от характера ситуации и индивидуальных особенностей клиента. В арсенале психолога есть сотни различных способов.
С какими детскими проблемами обращаются к психологу
- Плохая успеваемость в школе. Сюда можно отнести трудности в понимании и запоминании учебного материала, невнимательность, отсутствие интереса к учебе, нежелание посещать занятия, прогулы уроков и пр.
- Неуправляемое поведение. Это агрессивность, грубость, нежелание слушать родителей, обман, частые капризы. Таких детей часто называют «трудными».
- Сложности в общении. Социальные проблемы детей – достаточно распространенное сегодня явление. Под этим понимают сложности с адаптацией в коллективе, замкнутость, нежелание общаться со сверстниками или неумение находить общий язык и пр.
- Эмоциональная нестабильность. Иногда родители обращаются за профессиональным советом, когда ребенок начинает испытывать страхи, в том числе беспричинно, становится раздраженным, у него часто меняется настроение и т. д.
Профилактика развития психологических проблем
В качестве профилактики развития психологических проблем нужно повышать осознанность, учиться понимать свои истинные потребности и удовлетворять их, учиться понимать и выражать свои чувства и эмоции, адаптироваться к тем обстоятельствам, которые нельзя изменить.
Исследование психоаналитика Адлера
Согласно классической адлеровской психологии, повторно чувство неполноценности возникает, когда уже взрослые хотят достичь какой-либо нереальной цели или испытывают постоянную потребность в совершенствовании. Напряжение, связанное с чувством неполноценности, вызывает пессимистическое отношение к жизни и неспособность преодолевать трудности. По словам Адлера, у каждого человека в той или иной степени присутствует чувство неполноценности, но это – не болезнь, а, скорее, стимулятор здорового, нормального стремления и развития. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда чувство ущербности подавляет личность, а не стимулирует его к полезной деятельности. Комплекс делает личность подавленной и неспособной к дальнейшему личностному развитию.
Психологические и психические проблемы детей – в чем разница
«Психологический» и «психический» – достаточно похожие слова, но они имеют разный смысл. И с этими понятиями могут работать разные специалисты. Психические проблемы детей связаны с определенным отставанием или задержкой в развитии, то есть их причина кроется в особенностях нервной системы. Это тоже может проявляться в плохом поведении, трудной обучаемости, сложностях в общении. Чтобы выявить психические проблемы, может потребоваться комплексная диагностика, а для их решения не всегда бывает достаточно помощи только детского психолога . В любом случае он поможет установить их причину и при необходимости направит к другому специалисту.
Если Вы понимаете, что не справляетесь самостоятельно с проблемами ребенка, советы психолога могут помочь Вам сделать это. Не бойтесь обратиться за помощью! Вместе со специалистом Вам будет проще оценить ситуацию, понять ее причины и найти выход. И помните, психолог, как и Вы, всегда руководствуется интересами Вашего ребенка.
Статьи на тему:
- Воспитание ребенка
- Выбор профессии
- Застенчивость ребенка
- Гиперактивность ребенка
- Развод родителей
- Агрессия ребенка
- Трудности в обучении
- Подростковый кризис