Роль системы мировоззрения в жизни и деятельности человека


Определение понятий

Мировоззрение — что это такое в психологии?

Мировоззрение — это понимание человеком общих закономерностей и основ как природы, так и общественной жизни, которое часто выступает в качестве ведущего мотива его деятельности, главного направления.

Это убеждения и взгляды, обуславливающие направленность, поведение и даже выбор.

Отличительной чертой данного тезиса является то, что его формирование и развитие осуществляется под воздействием различных элементов, среди которых текущая историческая эпоха, научно-техническая деятельность, продвигаемые политические идеи, общественное сознание.

Можно кратко назвать такие характерные особенности мировоззрения, как:

  1. Целостность — взаимосвязь трех базовых элементов: человека, окружающего мира и взаимоотношений между ними.
  2. Активная форма знания — в данном случае подразумевается жизненная позиция и поведение индивида.
  3. Всеобщность — основан на том, что в процессе жизнедеятельности под влиянием различных источников, общекультурного материала и повседневности формируется собственное воззрение на действительность.

Что значит система мировоззрения?

Система мировоззрения представляет собой обобщенную и упорядоченную совокупность взглядов на природу, общество и самого человека.

То есть это представления в целом о существующем мире, а также убеждения, оценки и нормы, которые и определяют отношение к действительности, а, следовательно, выбор и поступки.

Составляющие элементы

Что входит в мировоззрение?

Данное понятие состоит из сложных элементов, в которые входят убеждения, ценности, знания, идеалы, нормы, эмоции и чувства.

В целом, можно распределить их по следующим категориям:

  1. Познавательная. Представляет собой обобщенные знания, как повседневные, так и профессиональные. Это представления о том, как все работает, как возникла жизнь, что из себя представляет человек, как устроено общество и т.д.
  2. Ценностно-нормативная. Это нормы, идеалы и ценности. Сюда относят представления о смысле жизни, целях, добре и зле, морали, религии и т.д.
  3. Эмоционально-волевая. В данную категорию входят верование, убеждения, личное мнение. Здесь подразумевается не только интеллектуальная база индивида, но и его эмоциональное состояние.
  4. Практическая. Под рассматриваемой категорией понимается не только совокупность знаний, ценностей, убеждений и личных взглядов. Это еще и реальная готовность вести себя определенным образом в тех или иных обстоятельствах.

О психологической совместимости темпераментов читайте здесь.

Мироощущение

Это первичное пребывание человека в этом мире, уровень комфортного либо дискомфортного нахождения в окружающей среде. Особенности мировоззрения заключаются в том, что даже у младенцев, которые еще не являются в полном смысле личностями, которые еще не социализированы, уже имеют зачатки мировоззренческого уровня.
Если понаблюдать за маленькими детьми, то можно увидеть необычные вещи. К примеру, поза ребенка, когда он спит, раскидав в стороны руки и ноги. Это положение полного принятия мира, когда ребенок чувствует себя в безопасности и уюте, ему хорошо и комфортно.

И есть другой тип детей, которые живут в домах малютки, от которых отказались родители. Эти дети, которым еще далеко до становления личности, редко кричат. По одной простой причине: потому что понимают, что им кричать бесполезно, ведь все в таких местах происходит в строго определенные часы. Таким образом уже этот несформировавшийся человек заботится о том, чтобы ресурсы не тратились напрасно. Он сохраняет свои силы и энергию.

И вот такой момент нахождения комфортности – это уровень нашего эмоционального чувственного состояния, наших настроений, переживаний, текучих, пластичных, изменчивых эмоциональных состояний. По той же причине, проснувшись и увидев на улице снежную сказку, красоту, мы ощущаем, что внутри что-то встрепенулось, появилась радость. А если за окном дождь, слякоть, состояние очень неприятное, мы включаем грустную музыку и впадаем в меланхолию.

Образ жизни, который ведут люди, не поддается такому жесткому осмыслению, развитию мировоззрения.

Типы

Так как на рассматриваемое определение оказывает влияние непосредственный окружающий мир, его уровень развития и исторический этап, то можно выделить следующие типы:

  1. Мифологическое. Люди не могли объяснить явления общественной жизни или природы, в результате чего и возникли мифы.
    В качестве их базового принципа выступает преобладание фантастических объяснений происходящего с человеком.

    Тем не менее, в мифологии можно наблюдать и морально-этические проблемы, ценности.

  2. Религиозное. В религиозных учениях содержаться определенные догмы, которых следует придерживаться последователям данного учения. Любая религия включает в себя нравственные нормы и их строгое соблюдение, а также вопрос морали, добра и зла и т.д., на которых и строит свои убеждения.
  3. Философское. Базовый элемент данного типа — теоретическое мышление или, другими словами, обобщение, систематизация и логика. В то время, как мифологический тип в большей степени основан на эмоциях и чувствах людей, философский базируется на разуме человека. Философский тип предполагает свободомыслие и наличие всевозможных альтернативных трактовок.
  4. Обыденное. Фундаментальной основной данного типа становится здравый смысл, а также опыт, полученный в процессе жизнедеятельности.
    Его особенностью является то, что взгляд на действительность формируется стихийно, его нельзя систематизировать и предугадать.
  5. Гуманистическое. Базируется на том, что человек — это главная ценность общества, у него есть право на удовлетворение имеющихся потребностей, необходимое развитие и самореализацию. В связи с этим, основополагающей идеей данного типа является мысль, что все люди равны между собой и каждый может реализовывать свои желания и стремления.
  6. Научное. Его можно назвать современной трактовкой философского типа. В виде главных компонентов также выделяют обобщение, систематизацию, логику и разум. Единственное, что иногда наука слишком сильно отходит от потребностей человека, результатом чего становятся разработки, направленные на манипулирование и запугивание людей.

Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

В зависимости от соотношения интеллектуального и эмоционального _компонента в мировоззрении различаются следующие элементы.

Мироощущение — Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения: чувства, настроения

Мировосприятие Образ мира в наглядных представлениях

Миропонимание Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения

Можно выделить следующие особенности мировоззрения:

1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.

2. В мировоззрении могут проявляться: — догматизм — скептицизм — разумный критицизм.

3 Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. Мировоззрение определяет общую направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека.

Даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности. Позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры

Важнейшим признаком сформировавшейся человеческой личности является наличие у нее мировоззрения — устоявшейся системы взглядов на мир, себя и собственное место в этом мире. В науках о человеке различается множество видов мировоззрения, например:

научное (признает решающее значение научных знаний в понимании мира, отрицает все, не признанное наукой, например, НЛО, инопланетян, «лох-несское чудовище» и т. п.);

паранаучное (предполагает существование иного мира — мира духов, высших сил, в кото­ром возможны астрологические прогнозы, магия и колдовство);

религиозное (опирающееся на одну из религий — веру в сверхъестественное, в Бога, основы­вающее свои действия и поступки на одной из священных книг);

атеистическое (отрицает существование высших, неприродных сил).

Ученые выделяют гуманистическое мировоззрение (признающее ценность всех людей на земле) и его противоположность — человеконенавистническое (его отличает презрение к другим людям, народам, пропаганда национальной исключительности, войн, кровопролития), революционное (от­стаивающее резкие, кардинальные преобразования общества) и консервативное (с недоверием относящееся к любым новшествам и предпочитающее все традиционное, устоявшееся). Можно назвать и много других видов мировоззрения людей.

Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы.

Мораль — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является след­ствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.

Элементы морали: нормы, идеалы, ценности, категории (наиболее общие понятия).

Идеал – это совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях.

Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

Ценности отражают отношение человека к действительности, к другим людям, к самому себе. На основе ценностей люди строят выстраивают свои отношения, определяют что является главным в их жизни, выдвигают цели деятельности.

Нравственные ценности связаны с категориями морали. Моральные категории носят парносоотносительный (биполярный) характер.

Добро – это все, что считается моральным и нравственным.

Зло – собирательное значение аморального, безнравственного.

Человеческая духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «я» и деятельно утверждать добро.

Особенностью духовных ценностей является то, что они обладают неутилитарным и не инструментальным характером: они не служат ни для чего иного, напротив, все иное подчинено, приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями, в связи с утверждением их. Особенностью высших ценностей выступает также и то, что они составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей: общечеловеческие (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представления о социальной справедливости, свободе, правах человека и т.п.), ценности стиля жизни, самоутверждения личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.

Деятельность как способ существования людей.

Деятельность – человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека.

Структура деятельности.

Структура деятельности человека:

Субъект, с его целями, мотивами и потребностями, интересами, знаниями и навыками. Объект – то, на что направлена деятельность.

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее до­стижения и результат.

Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. фор­мирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. За­тем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной дели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет именно тот результат, к которому стремился субъект.

Мотивы деятельности.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовле­творить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и иде­альными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди ру­ководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности). Не­изменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и, как след­ствие, — аналогичную социальную реальность.

Виды деятельности.

Различают деятельность практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием ду­ховной деятельности является изменение сознания людей.

Виды деятельности человека:

1) Материальная деятельность.

2) Социально-преобразовательная деятельность (политическая и правовая деятельность, регулирующая социальную жизнь людей).

3) Духовная.

Коммуникативная (процесс общения).

Игровая деятельность.

Деятельность по обслуживанию людей.

Духовная деятельность человека и все другие виды деятельности включают в себя творчество, т.е. конструктивно-продуктивную деятельность по созданию нового, ни когда ранее не бывшего в человеческой культуре.

То есть основными видами (способами) деятельности являются учение (учеба), игра и труд. К данной группе можно отнести также общение. Однако четко разделить их не представляется возможным: человек изучает, познает мир и самого себя в процессе общения, а также в труде и в игре.

Деятельность и общение.

Общение как вид деятельности. Часто для достижения поставленной цели и получения необ­ходимого результата необходимо взаимодействовать с другими субъектами, общаться с ними.

Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сооб­щества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми); общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с жи­вотным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами); общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается обще­ние человека со своим внутренним голосом);

общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые пола­гают, что эти два понятия тождественны, т. к. любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение — противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

От общения необходимо отличать коммуникацию.

Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации.

В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает), а обратная связь между субъектами отсутствует.

Принципы мировоззрения личности

Как мы уже выяснили, мировоззрение личности представляет собой целый комплекс представлений данного человека об окружающем мире и самом себе.

Базируясь на данном определении можно выделить следующие принципы:

  • в него входят знания, которые обосновывают отношение к миру и необходимы для самоопределения;
  • развивается не в результате усвоения различных знаний и приведения их в систему, а в итоге расширения области самоопределения личности и придания им особой ценности;
  • его формирование осуществляется за счет неудовлетворенности своими интересами, мыслями и поступками, их неустойчивости и банальности;
  • не может быть сформировано сразу в готовом виде;
    Процесс создания носит постепенный характер, на протяжении всей жизнедеятельности. Помощниками являются рефлексия и теоретическое мышление.
  • отличается индивидуально-творческим характером. То есть это не усвоенные массовые стереотипы.

Современные трактовки

В чем заключается роль мировоззрения в жизни человека? Сегодняшние философы и психологи определяют мышление как способность человека решать одни логические задачи, создавать другие, ставить вопросы, которые еще не ставились до них, умение находить выход из сложных запутанных противоречивых ситуаций, основываясь на «рацио», то есть рациональном компоненте своей жизни.

Если проанализировать наше повседневное бытие, то мы, к сожалению, в подавляющем большинстве скажем, что трудно участвовать в такого рода процессах, то есть нам непросто решать логические задачи. Многим из нас гораздо удобнее закрыть глаза на возникшую проблему, уверить себя, что все пройдет само собой, нужно просто подождать или переложить ответственность на других. И все это вытекает из человеческого восприятия. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?

Значение

Мировоззрение, несомненно, имеет больше значение в деятельности человека.

Это связано с тем, что именно с его помощью непосредственно формируется внутренний мир, а также главные ценности и нормы, которые представляют собой фундамент его существования на протяжении всей жизни.

В своей повседневности человек не просто старается познать окружающий его мир и его логику, но также еще и пытается оценить действительность, осознать смысл собственного существования.

Благодаря этому люди способны разделить мир на хорошее и плохое, красивое и уродливое, правдивое и обманчивое, справедливое и несправедливое и так далее.

В результате общечеловеческие ценности становятся критериями степени духовного и социального развития личности. Для самоопределения индивид не станет обращаться к научным трактатам, хоть их и можно охарактеризовать как необходимую базу представлений об окружающем мире.

Чтобы найти ответ на вопрос о смысле жизни необходимо развивать духовные качества. Только благодаря этому получится осознать собственные ценности и желания, найти свое предназначение в мире.

Система взглядов помогает упорядочить знания об окружающем мире и самом себе, о возможностях познания.

Таким образом, подобная идеология способствует не только осознанию значения жизни индивидом, но и оказывает воздействие на формирование его установок.

В целом это влияет и на общество и его уровень развития.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]