Читать курсовая по психологии: «Понятие о темпераменте и его типах» Страница 1

Введение.

Психология – очень важный предмет в сфере общественного понимания, так как многие элементы психологии мы используем в жизни каждый день. Для того, чтобы понимать какой перед тобой стоит человек, то нужно по минимальному понимать его психику и психику его поведения. Некоторые выводы исходят из подсознательного, что дает нам сделать предварительную оценку человека. Но как мы знаем, часто «первое впечатление обманчиво». Психология дает нам чуть больший шанс в том, чтобы не ошибиться, какой перед нами человек.

Первое, что можно часто заметить за людьми – это то, как они ведут себя перед окружающими и как реагируют на них. Это характеризуется темпераментом человека.

В данной работе я поставил перед собой цель – разузнать о темпераменте, его видах и особенностях.

Поставил перед собой следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие темперамент
  2. Разобраться в видах темпераментов
  3. Выяснить как определить свой темперамент
  4. Узнать в каком возрасте формируется темперамент
  5. Понять, как темперамент может действовать на окружающих людей и на самого человека

По окончанию разбора я хочу выяснить, является ли темперамент первоочередным аспектом по которому стоит понимать и судить человека, или же это один из тех факторов индивида, который показывает часть его оболочки, а не внутреннее содержание в целом.

Понятие темперамента и его особенности.

Стоит сначала разобраться с определением темперамента и его особенностями. Что такое темперамент?

Темперамент – устойчивая совокупность индивидуальных психофизических свойств личности, связанных не с содержательными, а с динамическими аспектами деятельности.

Если разобраться в определение, то под темпераментом понимают способность человека реагировать на внешние раздражители и переходить от одних реакций к другим. Темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности, который состоит из трех компонентов:

  1. «Сила» нервной системы
  2. «Подвижность»
  3. «Уравновешенность»

Темперамент является всего лишь одной из множеств систем, описывающих виды человеческой деятельности. Когда-то это была единственная подобная система. Учение о них разрабатывали античные врачи Гиппократ и Гален, которые были уверены, что тип характера человека зависит от преобладания в его организме тех или иных «жизненных соков» — крови, лимфы, желтой и черной желчи.

В переводе с латинского слово «темперамент» означает «смесь» — то есть смесь этих самых «жизненных соков».

В следующей главе реферата буду разбирать, в каком типе темперамента преобладает тот или иной «жизненный сок».

Психологические характеристики типов темперамента.

Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.

Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.

Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.

Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом. [2;321].

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т.п.

В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологических характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон — даже звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Учитывая все перечисленные свойства, можно дать следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:

САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт. У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у его образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.

ХОЛЕРИК. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности.

МЕЛАНХОЛИК. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов.

Большинство меланхоликов — интроверты. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами. Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. [3;251].

Виды темпераментов и их различия.

Темперамент человека напрямую зависит от той жидкости (гумора), которая преобладает в организме конкретного человека. Согласно теории Гиппократа типы темперамента распределились так:

  • Преобладающая жидкость кровь (сангвис) – сангвинический тип темперамента. Это энергичный, жизнерадостный, быстрый и общительный тип, который довольно легко переносит все возникающие в жизни трудности и неудачи.
  • Преобладающая жидкость желчь (холе) – холерический тип темперамента. Раздражительный, желчный, возбудимый, несдержанный, чрезвычайно подвижный, с быстрыми переменами настроения.
  • Преобладающая жидкость слизь (флегма) – флегматический тип темперамента. Спокойный, уравновешенный, медлительный тип, очень медленно и с большим трудом переключающийся между двумя видами деятельности, достаточно плохо приспосабливающийся к другим жизненным условиям.
  • Преобладающая жидкость черная желчь (мелэна холе) – меланхолический тип темперамента. В некоторой степени болезненно застенчивый, впечатлительный тип, предрасположенный к грусти, замкнутости, робости, довольно быстро утомляющийся, очень чувствительный к неприятностям.

Отсюда и происходят известные многим типы темперамента:

  1. Сангвиник
  2. Холерик
  3. Флегматик
  4. Меланхолик

И каждому из них соответствует своя «жидкость», свой «жизненный сок».

Данная классификация типов темперамента не потеряла своего значения и в наши дни, однако чистые меланхолики, холерики, сангвиники и флегматики встречаются довольно редко. Обычно есть смысл говорить лишь о смешанном типе темперамента.

Классическая система широко востребована в культуре – литературе, науке, искусстве. Конечно, современные учёные понимают, что никакого «преобладания жизненных соков» не существует, а тип темперамента определяется дисбалансом в нейрохимической системе организма. Если дисбаланс достигает крайней степени, то темпераменты перетекают в так называемые психиатрические профили, и каждый из них может развиться в определённое психическое расстройство:

  • холерики страдают импульсивным расстройством личности (недуг, который имеет признаки, отличающие его от ряда других психических расстройств, и человек, страдающий импульсивным расстройством личности, отличается чрезмерной вспыльчивостью, которая часто возникает на пустом месте),
  • сангвиники – гипоманией (состояние, сходное с манией, но менее тяжёлое в своих проявлениях. Для неё характерно лёгкое, постоянно приподнятое настроение, которое продолжается на протяжении по крайней мере нескольких дней, а также чувство благополучия, физической и умственной продуктивности, повышенная энергичность и активность),
  • флегматики – шизоидным расстройством личности (расстройство личности, характеризующееся склонностью избегать эмоционально насыщенных взаимоотношений путём излишнего теоретизирования, замыкания в себе, ухода в фантазии)
  • меланхолики – тревожным расстройством (психическое расстройство, характеризующееся общей устойчивой тревогой, не связанной с определёнными объектами или ситуациями).

Многие исследователи отмечают, что классическое понимание типа темперамента состоит из двух компонентов: активность поведения и эмоциональность. На основе этого были построены усовершенствованные классификации. А тот факт, что темперамент человека зависит от типа высшей нервной деятельности, впервые доказал великий русский учёный И. П. Павлов. Он установил, что высшая нервная деятельность имеет сходное строение у человека и высших животных. Таким образом, определённый тип темперамента свойствен не только человеку, но и наиболее развитым млекопитающим.

Существуют классификации, разделяющие личности по их свойствам. Одна из популярных классификаций – предложенное Карлом Юнгом разделение людей на экстравертов и интровертов.

Экстраверты: холериков и сангвиников. Направлены на взаимодействие с внешними раздражителями.

Интроверты: флегматиков и меланхоликов. Обращены к своей внутренней жизни.

Реферат

«Типы темпераментов, их психологическая характеристика»

Содержание

Введение

1. Понятие и типы темперамента

2. Природные основы темперамента

2.1 Экскурс в историю

2.2 Современное представление об органической основе темперамента

3. Физиологические основы темперамента

4. Свойства темперамента

5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

5.1 Отличие индивидуального стиля от темперамента

5.2 Факторы, влияющие на формирование и развитие индивидуального стиля

6. Темперамент и характер

7. Темперамент и общение

Заключение

Список использованных источников

Введение

Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. Одно и то же личностное свойство, например патриотизм, может иметь разную динамику выражения от мгновенного броска на амбразуру противника (подвиг Александра Матросова) до многолетней методичной полной предосторожностей деятельности в тылу врага (Рихард Зорге). Совокупность обобщенных формально-динамических свойств называется темпераментом (от лат. temperamentum – соотношение частей).

История гласит, что понятие темперамента ввел в научный оборот древнегреческий врач Гиппократ, живший в 4–5 в.в. до н.э. Он же предложил названия типов конституции (телосложения) человека, которое в последствии стали использоваться как современные названия типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, и меланхолик. Гиппократово учение о темпераменте продолжил римский врач Клавдий Гален во 2 в. н.э., наполнив соответствующие понятия содержанием, которое относилось уже не к строению тела, а собственно к темпераменту человека как свойству его души.

Темперамент проявляется в трех сферах психической деятельности субъекта: в характеристиках общей активности, в моторной сфере и в сфере эмоциональности. Первые признаки темперамента обнаруживаются в самом начале жизни ребенка, когда о содержательных структурах его личности говорить еще не приходится. Так А.В. Либин приводит данные о том, что новорожденные отличаются по степени общей активности (одни непрестанно двигаются, а другие лежат спокойно), по возбудимости (одни много кричат и плачут, бурно выражают свой потребности, а другие ведут себя тихо), по живости реагирования на новые стимулы (игрушки, лица) и скорости привыкания к ним (потере интереса) и т.д.

Темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, а основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.

Динамические особенности поведения – это, те его характеристики, которые описываются в чисто физических терминах и не подлежат морально-ценностной оценке. К динамическим характеристикам поведения относятся, например, заложенная в нем энергия, с которой связана работоспособность человека, скорость и темп совершаемых движении, их общий эмоциональный фон, а также легкость и скорость перехода от выполнения одного движения к другому.

Заметим, что в поведении человека кроме динамических сторон есть и такие стороны, которые нужно и можно оценивать в ценностных терминах типа: «хорошо – плохо», «морально – аморально», «порядочно – непорядочно». Такие оценки не подходят для характеристики темперамента, они касаются других сторон личности человека, например, его способностей, ценностей, потребностей, характера. Единственный случай, когда темперамент можно оценивать как хороший или плохой, – тот, когда речь идет о соответствии типа темперамента человека динамическим требованиям той или иной деятельности.

1. Понятие и типы темперамента

Темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведения. Поясним приведенное выше определение темперамента.

Основные типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. По сложившейся веками традиции, так называют людей, обладающих соответствующими типами темперамента, а сами эти типы правильно было бы назвать сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Сангвинический тип темперамента характеризуется высоким темпом деятельности, умеренно быстрыми реакциями, достаточно высокой, но не чрезмерной, активностью, энергичностью, хорошо выраженной эмоциональностью и уравновешенностью. Большинство названных выше свойств темперамента у сангвиника выражены умеренно, средне или чуть выше среднего.

Холерический тип темперамента в отличии от сангвинического характеризуется крайней степенью выраженности многих динамических свойств темперамента. Холерик – это человек с очень быстрыми реакциями, с высоким темпом деятельности, с быстрой сменой настроений и высокой переключаемостью с одного вида деятельности на другой. У холерика сильно выражены эмоциональные реакции, то есть достаточно отчетливо просматривается повышенный эмоциональный фон деятельности. Вместе с тем, холерик – это человек неуравновешенный, с явным преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Этим он существенно отличается от сангвиника.

Флегматик в отличии от холерика – это человек с замедленными реакциями. Он медленно включается в работу и сравнительно медленно выходит из нее. Он относительно медленно переходит из одного состояния в другое, например, из состояния покоя в состояние возбуждения, и наоборот. Эмоциональный фон деятельности у него выражен сравнительно слабо. Но, вместе с тем, такой человек является динамически уравновешенным, то есть процессы возбуждения и торможения у него протекают хотя и медленно, но примерно одинаково по силе и по длительности.

Меланхолический темперамент во многом похож на флегматический, с одним существенным отличием от него. Меланхолик является неуравновешенным человеком со слабой нервной системой, и у него процессы торможения явно преобладают над процессами возбуждения. Если холерик почти всегда находится в состоянии повышенного возбуждения и повышенной активности, то меланхолик, наоборот, чаще пребывает в состоянии заторможенности и пассивности. Не случайно и соответствующее психологическое состояние человека называют меланхолией.

2. Природные основы темперамента

2.1 Экскурс в историю

Клавдий Гален полагал, что темперамент человека определяется соотношением или смешением четырех «соков» в организме: крови, лимфы, черной желчи и желтой желчи. От древних названий этих «соков» и произошли дошедшие до наших дней названия типов темперамента. «Сангва» – это кровь, «хоул» – обычная желчь, «мелан хоул» – темная желчь и «флегма» – лимфа. Считалось, что тип темперамента человека определяется тем видом жидкости, который преобладает в организме.

Представление о том, что тип темперамента человека определяется соотношением жидкостей в организме, продержалось довольно долго, вплоть до конца 19 – начала 20 в., когда И.П. Павлов, введя понятие об основных свойствах нервной системы человека, высказал гипотезу о том, что именно они, их сочетание определяет тип темперамента человека.

С научными исследованиями Павлова связано открытие следующих основных свойств нервной системы: силы – слабости, возбудимости – инертности и уравновешенности. Характерно, что Павлов впервые открыл и описал эти свойства, наблюдая за тем, как ведут себя собаки во время выработки у них условных рефлексов на различные стимулы: удары электрическим током, световые и звуковые воздействия. Следовательно, Павлов считал, что темперамент не является личностным свойством только человека, но представляет собой индивидуальные физиологические особенности активности любого высокоразвитого живого организма.

Однако и это представление в 20 в. не осталось таким, каким его высказывал Павлов, и было подвергнуто изменению. Оказалось, что трех свойств нервной системы недостаточно для того, чтобы охарактеризовать все особенности темперамента. Отечественные психологи Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и В.М. Русалов доказали, что нервная система человека обладает многими другими свойствами. Они же, в конечном счете, пришли к выводу о том, что в нервной системе человека имеется не три, как предполагал Павлов, а четыре пары основных свойств и еще несколько пар дополнительных свойств. Было открыто, например, такое свойство нервной системы, как лабильность, то есть быстрая откликаемость на стимулы, а также противоположное ему свойство, названное ригидностью – медленная откликаемость нервной системы на стимулы.

Кроме того, исследования, проведенные этими учеными, обнаружили, что разные части нервной системы могут обладать различными наборами свойств. Есть, например, свойства, относящиеся ко всей нервной системе в целом, крупные блоки нервной системы, и свойства, присущие небольшим ее участкам или частям, например отдельным нервным клеткам.

В связи с этим картина о природных основах типов темпераментов людей (при сохранении убежденности в том, что тип темперамента зависит от индивидуального сочетания свойств нервной системы) стала намного более сложной и достаточно запутанной. Пока еще до конца прояснить ситуацию, к сожалению, не удалось, но современные ученные все-таки сходятся в следующем.

Прежде всего, они признают, что тип темперамента человека определяется не сочетанием тех трех простых свойств нервной системы, о которых говорил Павлов, а множеством разнообразных свойств. Затем, ими допускается, что разные структуры мозга человека, в частности те, которые отвечают за общение данного человека с людьми и за его активность с неодушевленными предметами, могут обладать разными наборами свойств. Отсюда следует, что один и тот же человек вполне может обладать и проявлять в работе и в общении с людьми разные типы темперамента.

Но и это представление об органической основе темперамента, вероятно, изменится в ближайшие годы, что связано с успехами генетики человека.

2.2 Современное представление об органической основе темперамента

Что является органической основой темперамента по современным представлениям. В качестве такой основы, по-видимому, выступают какие-то особенности генотипа человека, от которых, в свою очередь, зависят свойства нервной системы. Имея в виду факт существования четырех, обозначенных выше, пар свойств нервной системы: силы – слабости, возбудимости – инертности, лабильности – ригидности и уравновешенности – неуравновешенности, а также то обстоятельство, что их сочетанием определяется тип темперамента человека, можно предполагать, что следующим типа темперамента соответствуют такие типичные сочетания свойств нервной системы:

1. Сангвиник – сильная, возбудимая, лабильная и уравновешенная нервная система.

2. Холерик – сильная, возбудимая, лабильная и неуравновешенная нервная система, при доминировании процессов возбуждения над процессами торможения.

3. Флегматик – сильная, инертная, ригидная и уравновешенная нервная система.

4. Меланхолик – слабая, инертная, ригидная и неуравновешенная нервная система, при доминировании торможения над возбуждением.

3. Физиологические основы темперамента

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Сила нервных процессов – это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражители вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы – слабые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстрота их угасания.

Подвижность нервных процессов – это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности.

Соотношение этих процессов представлено на схеме:

4

3

2

1

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам:

1. Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.

2. Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).

3. Холерик – сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

4. Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения.

Все мы знаем, что люди отличаются друг от друга по темпераменту. Легко можно определить темперамент своих друзей и знакомых, однако свой темперамент определить значительно труднее. И это не случайно.

Далеко не все люди являются «чистыми» представителями основных темпераментов. В жизни существует много смешанных и промежуточных типов высшей нервной деятельности, а следовательно, темпераментов. В большинстве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого.

4. Свойства темперамента

Темперамент как личностная особенность человека имеет свои собственные свойства. Первым свойством темперамента является темп периодических и циклических движений, совершаемых человеком при выполнении той или иной деятельности. Темп – это количество движений за единицу времени: чем больше таких движений, тем выше темп деятельности.

Второе свойство темперамента – это скорость выполнения внешних движений или скорость протекания внутренних, психологических процессов человека.

Третье свойство темперамента – переключаемость. Оно проявляется или в переходе от выполнения одного движения к выполнению другого движения, или в переключаемости с одного внутреннего процесса на другой, или, наконец, в переходе от одного психологического состояния к другому. Чем быстрее человек совершает такие переходы, тем выше переключаемость как свойство темперамента. Одним из вариантов проявления это свойства является скорость реакции, т.е. скорость перехода человека от состояния покоя (отсутствие реакции) к состоянию возбуждения (наличие реакции).

Четвертое свойство темперамента – активность или энергичность. Под ней понимается количество энергии, заложенное в действии, совершенном человеком, или количество энергии, расходуемое человеком при выполнении того или иного действия. Такие характеристики человека, как активный, пассивный, энергичный, слабый, относятся к проявлениям именно этого свойства темперамента.

Пятое свойство темперамента – эмоциональный фон, на котором протекает деятельность человека, или, короче – его эмоциональность. Под ней понимается сила и разнообразие типичных эмоциональных переживаний человека.

Шестое свойство темперамента – уравновешенность. Оно характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения, как в нервной системе человека, так и в его поведении. Уравновешенным называют, соответственно, человека, у которого процессы возбуждения и торможения являются примерно одинаковыми по силе и длительности. При этом под возбуждением понимается переход из состояния пассивности (покоя, бездействия) к состоянию активности (действию, деятельности), а под торможением – обратный переход: из состояния возбуждения в состояние покоя. Сочетание этих свойств и характеризуется темперамент человека.

5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

5.1 Отличие индивидуального стиля от темперамента

Что такое индивидуальный стиль деятельности. Наблюдение за поведением людей показывают, что природный тип темперамента далеко не всегда однозначно проявляется в их деятельности, и особенно в их социальном поведении. Культура накладывает определенные ограничения на социальное поведение человека. В итальянской культуре разрешается громко разговаривать, совершать активные телодвижения и размахивать руками при общении; в английской это запрещается делать; в японской культуре считается неэтичным открыто выражать свои эмоции, и т.д.

Культура, обучение и воспитание, несомненно, накладывают определенный отпечаток на внешние проявления темперамента человека. В результате этого в наблюдаемых извне динамических особенностях социального поведения человека мы имеем дело не с так называемым чистым темпераментом, а с чем-то иным, обозначаемым как индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности можно определять по-разному: и относительно самостоятельно, и в его сравнении с темпераментом человека. Самостоятельное определение индивидуального стиля деятельности выглядит следующим образом. Это – характерный для человека способ поведения в типичных жизненных ситуациях, которые, в свою очередь, могут быть двух видов: ситуации деятельности и ситуации общения.

Определение индивидуального стиля деятельности в его сравнении с темпераментом выглядит несколько по-другому. В этом случае индивидуальный стиль деятельности понимается как результат приспособления индивидуального типа темперамента человека к особенности его деятельности и общения с людьми или к условиям, в которых они протекают. Чем индивидуальный стиль деятельности отличается от темперамента и что общего он имеет с ним. Индивидуальный стиль деятельности проявляется во всех особенностях деятельности человека, в то время как темперамент – лишь в ее динамических особенностях. Например, индивидуальный стиль деятельности может проявляться в том, как человек готовиться к выполнению той или иной деятельности, в каком порядке он выполняет действия, которое с этой деятельностью связаны, как он завершает и контролирует соответствующую деятельность. Все это прямого отношения к темпераменту как таковому не имеет.

Индивидуальный стиль деятельности, хотя и зависит от свойств нервной системы человека и, возможно, от генотипа, врожденным не является. Зная свойства нервной системы, которыми обладает человек с рождения, невозможно предсказать, каким станет его индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности человека способен меняться с течение жизни, а темперамент нет. Скажем, если человек выбирает новую для себя специальность или поступает на работу, где от него требуется иной стиль деятельности по сравнению с тем, к которому он привык, то для того, чтобы получить соответствующую специальность и не потерять вновь приобретенную работу, человек вынужден изменить свой стиль индивидуальной деятельности. Изменить темперамент человека при всем желании невозможно.

Индивидуальный стиль деятельности представляет собой в основном внешние формы поведения. При этом внутренние процессы, проходящие в человеке, могут не соответствовать внешне наблюдаемому его поведению. Иными словами, в динамике внутренней активности, связанной с индивидуальный стилем деятельности, и в динамике внешней активности, в которой выражается данный стиль деятельности, могут быть значительные расхождения.

Темпераменту это не свойственно: внешние, и внутренние виды активности, характеризующие темперамент, идентичны по своим динамическим характеристикам. Если, к примеру, холерик или флегматик, то и внешнее его поведение, и его психические процессы, и его психические состояния будут иметь одни и те же, соответственно флегматические или холерические, свойства.

Вместе с тем темперамент и индивидуальный стиль деятельности человека тесным образом связаны друг с другом. Их связь проявляется в следующем. Индивидуальный стиль деятельности человека по своим динамическим особенностям обычно соответствует его темпераменту. Но такое соответствие наблюдается не всегда: между динамическими особенностями темперамента и индивидуального стиля деятельности могут существовать расхождения. Например, будучи флегматиком, человек, может быть вынужденным заниматься деятельностью, выполнение которой требует от него динамических особенностей, свойственных сангвинику. Бывает и наоборот: сангвиник, занимаясь чем-либо, вынужден вести себя как флегматик. В этих двух случаях человек, выполняя соответствующую работу, будет чувствовать себя напряженно и неуютно и, скорее всего, будет быстро утомляться, допускать в работе немалое число ошибок. Если темперамент и индивидуальный стиль деятельности человека соответствуют друг другу, то человек в работе чувствует себя достаточно комфортно, получает от нее удовлетворение и демонстрирует повышенную работоспособность.

Индивидуальный стиль деятельности, с другой стороны, не может быть полностью независим от темперамента, и тот основной тип темперамента, который свойствен данному человеку, так лил иначе, но обязательно проявится в его индивидуальном стиле деятельности. Поясним сказанное, вспомнив, что у большинства людей имеются смешанные типы темперамента, и тип темперамента человека условно определяется по доминирующим свойствам нервной системы. Они-то и имеются в виду, когда говориться об основном типе темперамента данного человека. Именно этот тип проявляется в индивидуальном стиле деятельности человека.

5.2 Факторы, влияющие на формирование и развитие индивидуального стиля

Таких факторов несколько, и они могут действовать, оказывая влияние на индивидуальный стиль деятельности, в разные периоды жизни человека. В то время, когда индивидуальный стиль деятельности человека только еще начинает формироваться, он складывается и под влиянием видов деятельности, которыми занимается ребенок, и под воздействием наблюдения со стороны ребенка за деятельностью взрослых людей и подражания им. Стараясь быть похожим на значимых для него взрослых людей, ребенок просто подражает им, вовсе не думая и не заботясь о том, чтобы его индивидуальный стиль деятельности соответствовал особенностям его же темперамента. И только со временем, с накоплением жизненного опыта, метод проб и ошибок ребенок приходит к тому, что динамические особенности его индивидуального стиля деятельности начинают соответствовать особенностям его темперамента. Обычно это происходит уже в школьные годы.

У взрослых людей индивидуальный стиль деятельности складывается под воздействием их профессиональной деятельности, в частности, успехов и неудач в этой деятельности. Те особенности индивидуального стиля деятельности, которые приводят человека к успехам в работе, отражаются и закрепляются в индивидуальном стиле его деятельности; те особенности, которые порождают неудачи, напротив, со временем устраняются. Оптимальным, соответствующим особенностям темперамента, индивидуальный стиль деятельности человека становится обычно ужу в взрослые годы, когда человек накапливает достаточно большой жизненный опыт и перед ним встает задача максимально оптимизировать свою деятельность, добиться в ней наилучших результатов при минимальных затратах энергии, усилии и времени.

6. Темперамент и характер

Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. В одной из психологических книг описана очень выразительная жизненная ситуация, раскрывающая специфические особенности поведения представителей разных темпераментов.

Четыре друга опаздывают в театр.

Холерик вступил в спор с билетером, пытаясь проникнуть в партер на свое место. Он уверяет, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, пытается оттеснить билетера и проскочить на свое место.

Сангвиник сразу понял, что в партер не пустят, но на верхние ярусы пройти проще, и побежал вверх по лестнице.

Флегматик, видя, что в зал не пускают, подумал: «Первая картина спектакля всегда неинтересная. Схожу пока в буфет и подожду антракта».

Меланхолик: «Мне всегда не везет. В кои веки выбрался в театр, и то неудачно». И уехал домой.

Человек проявляет одни и те же динамические особенности в разных ситуациях, но темперамент влияет при этом лишь на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика – в глубокой сосредоточенности. Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Пример ценных свойств холерика: страстность, активность, энергия; сангвиника – подвижность, живость, отзывчивость; меланхолика – глубина и устойчивость чувств, высокая чувствительность; флегматика – спокойствие, отсутствие торопливости.

Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангвиник отзывчив. Эти свойства надо вырабатывать в себе, и темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу.

Б.М. Теплов писал, что при любом темпераменте возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может провоцировать человека к несдержанности, резкости, склонности к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости. При меланхолическом темпераменте у человека могут выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным к происходящим вокруг него событиям.

Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются в направленности его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.

7. Темперамент и общение

Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей.

В.С. Мерлин, крупный отечественный психолог, специально изучающий динамические характеристики психики человека: «Представьте себе две реки: одну спокойную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно, несет воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенности течения психической жизни разных людей)». Здесь представлено, что обе реки – бурная и спокойная – текут порознь, независимо друг от друга. Но в обычной, повседневной жизни – в семье, на работе, во время занятий в институте, в компании друзей и т.д. происходит слияние самых разных «потоков» психической жизни разных людей, порождающее всплеск эмоций, водопады и водовороты в человеческих отношениях, поскольку каждый из «потоков» в общем русле стремится сохранить свою самоценность и самобытность. Отсюда ясно, насколько важно каждому из нас знать особенности своего темперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные стороны друг друга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.

В межличностных отношениях конфликты не редко возникают вследствие того, что люди не учитывают особенности темперамента как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.

Заключение

Подводя итоги по теме «Типы темперамента, их психологическая характеристика, мы понимаем, что темперамент придает своеобразие поведению человека, но не в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности.

Рассмотрев само значение слова темперамент, можно пояснить его определение. В нем речь идет об устойчивых психологических свойствах человека, от которых зависит его поведение, а значит, и о личностных особенностях. Термин «психофизиологические» в данном случае означает, что соответствующие свойства составляют не только часть психологии, но также и часть физиологии человека, то есть одновременно являются и психологическими, и физиологическими.

Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными.

Темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, а основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.

Динамические особенности поведения – это, те его характеристики, которые описываются в чисто физических терминах и не подлежат морально-ценностной оценке. К динамическим характеристикам поведения относятся, например, заложенная в нем энергия, с которой связана работоспособность человека, скорость и темп совершаемых движении, их общий эмоциональный фон, а также легкость и скорость перехода от выполнения одного движения к другому.

По проделанной мной работе мы узнали, что существует четыре типа темперамента:

1. Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.

2. Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).

3. Холерик – сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

4. Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения.

В 20 в. многое в наших представлениях о темпераменте изменилось, но многое осталось таким же, каким оно было несколько веков назад. Что же изменилось в наших представлениях о темпераменте человека в последние несколько десятилетий?

Во-первых, в науке произошло четкое разделение темперамента и характера человека. Теперь в большинстве современных учебниках по психологии и тем более в науке темперамент и характер рассматриваются отдельно друг от друга и трактуются как разные характеристики личности человека.

Во-вторых, психологи научились не только описывать типы темперамента, но и производить их диагностику и оценку с помощью специальных тестов, которые были созданы для этой цели.

В-третьих, изучение типов темперамента у большого количества современных людей показало, что соответствующие традиционным описаниям, так называемые чистые, типы темперамента встречаются в жизни довольно редко. Подобные случаи составляют от 25% – 30% всех случаев. Остальные 70% – 75% людей обладают смешанными типами темперамента, при которых у одного и того же человека обнаруживаются свойства, присущие разным типам темперамента. Более того, оказалось, что около 25% людей вообще нельзя отнести к определенному типу темперамента, так как свойства, присущие различным типам темперамента, у них переменны.

Таким образом, выяснилось, что веками сложившаяся и казавшаяся незыблемой классификация типов темперамента не полнее соответствует действительности и не полностью подтверждается эмпирическими, статистическими исследованиями.

В-четвертых, было установлено, что один и тот же человек время от времени может проявлять разные типы темперамента, и это зависит от того, чем он в данный момент времени занимается. Например, один и тот же человек может быть холериком в общении с людьми и одновременно с этим сангвиником в работе. Или другой, нередко встречающийся случай: человек может проявлять флегматический темперамент в работе и меланхолический тип темперамента в общении с людьми.

Наконец, серьезным изменениям были подвергнуты старые представления об органической основе темперамента.

Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями.

Темперамент не имеет отношения к таланту и одаренности людей. Среди великих людей встречаются яркие представители всех четырех типов темпераментов: И.А. Крылов и М.И. Кутузов – флегматики, А.С. Пушкин и А.В. Суворов – холерики, М.Ю. Лермонтов и А.И. Герцен – сангвиники, поэт В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь и П.И. Чайковский – меланхолики.

Список использованных источников

1 Нуркова, В.В. Психология / Н.Б Березанская. – 2-е изд.. – М., 2008. – 120 с.

2 Дубровина, И.В. Психология / Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. 6-е – изд.– М.: Изд. , 2007. – 202 с.

3 Немов Р.С. Общая психология. Гуманитарный изд. центр. – М.: Владивосток, 2001. – 56 с.

4 Психология и педагогика: Учеб. пособие./ А.А. Реан, Н.В. Боровская, С.И. Разум. – М, С-Петербург, Воронеж, Минск., 2008. – 52 с.

5 Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика / А.А. Григорович. – М., 2008. -93 с.

6 Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. – М.: Владивосток, 2002. – 58 с.

7 Кравченко А.И. Общая психология: Учеб. пособие. – М., 2008. – 76 с.
Теги: Типы темпераментов, их психологическая характеристика Реферат Психология

Время зарождения темперамента.

Ученые в течение длительного времени пытаются понять, на каком этапе развития человека формируется его темперамент, а также какие факторы влияют на его становление. Недавно журнал Brain, Behavior, and Immunity опубликовал статью, авторы которой утверждают: на поведение детей, ассоциирующееся с тем или иным типом психики, влияет состав микрофлоры кишечника.

В исследовании приняли участие 77 детей в возрасте от 18 до 27 месяцев. Их родители заполняли подробные анкеты, содержащие вопросы о поведении детей в различных ситуациях, включающих в себя общение с окружающими и реакцию на внешние раздражители. Сами ученые исследовали микрофлору желудочно-кишечного тракта детей.

Результаты работы показали, что обитающие в кишечнике микроорганизмы — число их видов обычно варьируется от 400 до 500 — действительно влияют на психику и, соответственно, поведение ребенка, причем в случае с мальчиками эта зависимость выражена сильнее.

Исследователям удалось выяснить: если в пищеварительном тракте мальчика преобладают бактерии из семейств Rikenellaceae и Ruminococcaceae, а также родов Dialister и Parabacteroides, то ребенок будет сочетать в себе черты холерика и сангвиника. Если говорить о девочках, то здесь ученые установили, что чем ниже численность различных видов бактерий в пищеварительном тракте ребенка, тем сильнее в его характере выражены сдержанность и сосредоточенность, а высокая концентрация микроорганизмов из семейства Rikenellaceae повышает боязливость ребенка. Авторы исследования предупреждают, что родителям не стоит пытаться изменить состав микрофлоры желудочно-кишечного тракта своего ребенка посредством медикаментов, так как это может привести к непредвиденным негативным последствиям для здоровья. Кроме того, ученым пока не удалось выяснить суть процессов, которые обеспечивают связь между составом микрофлоры кишечника и характером ребенка.

Последняя работа британских и итальянских исследователей доказывает, что если темперамент ребенка лучше не пытаться изменить, то предсказать его можно сразу же после рождения. Ученые сумели обнаружить прямую взаимосвязь между способностью новорожденного ребенка концентрировать взгляд на каком-либо объекте и его будущим складом характера.

Участниками эксперимента стали 80 новорожденных (44 мальчика и 36 девочек) в возрасте от одного до четырех дней. Детям показывали разнообразные картинки, фиксируя при помощи камер время, в течение которого они концентрировали взгляд на каждом изображении. Обычно считается, что слишком долгое рассматривание одного и того же предмета говорит о замедленной мозговой деятельности человека. Тем не менее в случае с маленькими детьми очень важно определить границу, разделяющую быстрый осмысленный взгляд и неспособность сконцентрировать внимание.

В течение следующих нескольких лет — до тех пор, пока дети не достигли возраста 5–9 лет — родители регулярно заполняли анкеты, целью которых было фиксирование этапов психологического развития ребенка. После анализа всех собранных в ходе работы данных выяснилось, что предсказать будущее психологическое развитие ребенка можно непосредственно после его рождения. Ученые выяснили: если ребенок в возрасте нескольких дней способен фокусировать внимание на предмете, то в будущем он будет обладать менее импульсивным и экспрессивным характером, свойственным флегматикам и меланхоликам. Те новорожденные, которые в возрасте нескольких дней были неспособны концентрироваться на изображении, через несколько лет чаще страдали от гиперактивности, были легковозбудимыми и нервными, то есть проявляли черты холериков и сангвиников.

Основные черты психики человека формируются еще до его рождения.

Воздействие собственного темперамента.

Как же работают люди с различными характеристиками личности?

Холерики обладают очень высокой работоспособностью, однако им свойственно чрезмерно увлекаться, из-за чего они растрачивают свою энергию впустую. Сангвиники также имеют огромную работоспособность, но реализуют её лишь в том случае, если работа им нравится; если же она им не по нраву, они начинают относиться к своему делу безразлично и скучают. Флегматики работают неспешно, однако отличаются невозмутимостью, спокойствием и настойчивостью, благодаря чему выполняют свою работу добросовестно. Меланхоликам свойственно остро реагировать на внешние раздражители, они поглощены своими внутренними переживаниями; добросовестно выполнять свои обязанности они могут лишь в максимально спокойной и положительной обстановке при наличии каких-либо положительных впечатлений.

Известный советский психолог Б. М. Теплов установил, что работники с различным темпераментом отличаются не конечными результатами своей деятельности, а способами достижения этих результатов. То есть от конкретного темперамента зависит в первую очередь индивидуальный стиль деятельности того или иного работника. Знание об этом позволяет организовать работу организации таким образом, чтобы от каждого сотрудника получить максимальную результативность.

Например, для меланхоликов можно установить гибкий график, можно посадить их в помещение с минимальным количеством раздражающих факторов; от флегматиков не стоит требовать выполнения работы в строго установленный срок, особенно сжатый, вместо этого лучше сделать акцент на качестве продукта. Сангвиников необходимо заинтересовать работой, создав им условия, в которых они могут проявить свои способности и продемонстрировать свои умения окружающим.

Темперамент является совокупностью врождённых свойств человека. И когда говорят, что эти врождённые, изначально заложенные свойства оказывают влияние на поведение, работу человека и его деятельность в целом, то у неподготовленных это может вызвать недоумение: ведь известно, что человек – существо обучаемое, и всему он учится на протяжении всей жизни. Действительно, многим вещам человек обучается, однако на пределы обучаемости всё-таки оказывают влияние врождённые свойства личности.

Эталоном учебного процесса является школа, и достаточно взглянуть на любой школьный класс, чтобы выделить добросовестных и погружённых в учёбу флегматиков (зачастую они и являются «ботаниками»), и пропускающих занятия ради спортивных достижений холериков, и привлекающих всеобщее внимание, артистичных сангвиников, и меланхоликов, которые нередко являются «трудными подростками» и также испытывают трудности в учёбе в силу своего характера. Конечно, нельзя говорить, что флегматик обязательно будет отличником, а удел меланхолика – коррекционное обучение, но для успеха в учебной деятельности к каждому школьнику необходим индивидуальный подход, а его может предоставить отнюдь не каждая школа.

Среди выдающихся людей были представители всех темпераментов и их сочетаний. Так, Петра Ильича Чайковского описывали как типичного меланхолика. Такими же были Есенин, Чехов, Гоголь, Шопен. Холериками были Бетховен, Пушкин, Байрон. Типичные флегматики – Иван Крылов, Кутузов, Галилей, Кант. Сангвиники – Моцарт, Прокофьев, Бальзак, В. И. Ленин.

Физиологические основы темперамента

И.П. Павлов предположил, что все зависит от особенностей высшей нервной деятельности человека. Основой индивидуальных различий в повышенной нервной активности является проявление и корреляция важнейших нервных процессов — возбуждения и торможения.

Выявлены три характеристики процессов возбуждения и торможения:

  1. сила возбуждения и процессов торможения, выраженная в способности нервных клеток переносить более длительные или короткие, но очень сильные раздражения
  2. равновесие возбуждения и торможения как пропорциональное соотношение между ними.
  3. подвижность процессов возбуждения и торможения, которая выражается в быстром изменении этих процессов в ответ на раздражение

В соответствии с этими характеристиками были выявлены следующие типы повышенной нервной активности.

Среди особенностей темперамента можно проследить те отличительные индивидуальные особенности человека, которые определяют динамические аспекты всей его деятельности, характеризующие особенности хода психических процессов, более или менее устойчивые по своей природе, сохраняющиеся в течение длительного времени и проявляющиеся вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система конкретно принимает человеческие формы). Предполагается, что характеристики темперамента в основном определяются характеристиками нервной системы человека.

Советские психологи (Б. М. Теплов и др.) отмечают, что основная научная значимость работы И. П. Павлова состоит в том, чтобы прояснить главную роль свойств нервной системы как первичных и глубинных параметров психофизиологической организации личности. На современном этапе развития науки пока нет возможности сделать окончательные научные выводы о количестве основных типов нервной системы и количестве типичных темпераментов. Исследования советских ученых показывают, что структура свойств нервной системы как нейрофизиологической меры темперамента намного сложнее, чем считалось ранее, а количество основных комбинаций этих свойств значительно больше, чем предполагал И.М. Пушкин. П. Павлов.

Психофизиолог В.М. Русалов, основываясь на новой концепции свойств нервной системы, предложил более современную интерпретацию свойств темперамента.

Начиная с теории П.К.Анохина о функциональной системе с четырьмя блоками хранения, обращения и обработки информации:

  1. единица афферентного синтеза;
  2. Единица для программирования (принятия решений);
  3. Блок исполнения;
  4. блок обратной связи.

Русалов выделил четыре родственных характеристики темперамента, которые отвечают за широту или узость афферентного синтеза:

  • степень напряжения между телом и окружающей средой
  • легкое переключение с одной поведенческой программы на другую;
  • скорость, с которой выполняется текущая поведенческая программа;
  • Чувствительность к несоответствию между фактическим результатом действия и его акцептором.

Соответственно, традиционная психофизиологическая оценка температурных изменений состоит не из двух параметров — активности и чувствительности, а из четырех компонентов:

  • Эргономика (выносливость);
  • Пластичность;
  • Скорость;
  • Эмоциональность (чувствительность).

По словам В.М. Русалова, все эти компоненты темперамента биологически и генетически детерминированы. Температура зависит от свойств нервной системы, а это, в свою очередь, понимается как основные свойства функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую активность мозга, нервной системы в целом.

Температура — это психобиологическая категория в том смысле, что ее свойства не являются ни полностью врожденными, ни зависимыми от окружающей среды. По мнению автора, они представляют собой «системное обобщение» изначально генетически заданных индивидуальных и биологических характеристик человека, которые, «в том числе в разнообразных видах деятельности, постепенно трансформируются и формируют, независимо от содержания самой деятельности, обобщенную, качественно новую, индивидуально устойчивую систему инвариантных характеристик».

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и коммуникацией — каждая из выбранных характеристик темперамента должна рассматриваться отдельно, так как предполагается, что они по-разному проявляются в деятельности и коммуникации.

Следует учитывать еще один факт, характеризующий связь темперамента с характеристиками нервной системы. Психологические характеристики темперамента — это не характеристики нервной системы как таковой или их комбинации, а типичные особенности течения психических процессов и поведения, которые порождают эти характеристики.

Рассмотрим эти характеристики в контексте познавательных процессов, деятельности субъекта и общения человека.

Соответствующие свойства могут также включать соответствующие характеристики:

  • Деятельность;
  • производительность;
  • Возбудимость;
  • Тормоза;
  • Переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления в каждом случае характеризуется той степенью, в которой человек способен сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на конкретном объекте или его аспекте. Скорость проявляется в том, как быстро функционируют соответствующие психологические процессы. Например, один человек запоминает задание быстрее другого, запоминает, отражает, представляет, думает о нем.

Продуктивность всех этих когнитивных процессов можно оценить по их продуктам, по результатам, достигнутым за определенный период времени. Производительность выше там, где больше можно увидеть, услышать, запомнить, представить и решить одновременно. Не следует смешивать производительность и производительность. Человек, имеющий высокопродуктивные (в этом смысле) когнитивные процессы, не обязательно обладает повышенной эффективностью, т.е. способностью поддерживать определенный темп работы в течение длительного периода времени.

Возбудимость, заторможенность и переключаемость характеризуют скорость, с которой когнитивный процесс генерируется, останавливается или переключается с одного объекта на другой, а также переход от одного действия к другому. Например, некоторым людям требуется больше времени, чем другим, для выполнения умственной работы или переключения с одного предмета на другой. Некоторые люди изучают информацию наизусть или запоминают ее быстрее других. Следует также помнить, что эти различия не определяют способности людей.

В случае деятельности субъекта, деятельность означает силу и амплитуду движений, связанных с ним. Они инстинктивно шире в активном человеке, чем в менее активном. Например, повышенная темпераментная активность в спорте дает спортсмену более широкие и сильные движения в различных упражнениях, чем в тех, в которых эта характеристика темперамента слабо выражена. У более активного человека более широкий почерк, буквы выше, а расстояние между ними больше, чем у менее активного человека. Человек с более высокой активностью труднее выполнять слабые, тонкие, небольшие движения по амплитуде, в то время как человек с более низкой активностью труднее выполнять сильные, подметающие движения.

Темп работы в профессиональной деятельности определяется количеством операций, действий, перемещений за единицу времени. Один предпочитает работать в быстром темпе, другой — в медленном.

Активность и темп работы определяют производительность действий, связанных с перемещениями, если нет иных требований, кроме частоты и интенсивности соответствующих действий.

В общении обсуждаемых людей характеристики темперамента проявляются подобным образом, за исключением того, что в данном случае речь идет о вербальном и невербальном взаимодействии человека с человеком. Речь, мимика, жесты и жесты более выражены у человека с повышенной активностью, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди, как правило, имеют более сильный голос. Скорость их речи, а также скорость эмоционально выразительных движений достаточно высока.

Стили общения сильно варьируются между высокими и легко возбуждаемыми людьми. Первые реагируют быстрее, легче вступают в контакт и лучше адаптируются в общении, чем вторые. Задержанные люди более охотно прерывают общение и менее охотно говорят, чем те, чья тормозная реакция медленнее. Последние часто отличаются тем, что много говорят, не отпускают своего собеседника и создают впечатление раздражения. Им трудно переключаться с одной темы на другую, от одного человека к другому. Производительность» их общения, т.е. способность общаться и воспринимать информацию за единицу времени, также выше, чем у людей противоположного типа, которые неактивны и двигаются медленно.

Список литературы.

  1. Батаршев, А. В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А. В. Батаршев. — М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. — 336 с.
  2. Голубева, Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э. А. Голубева. — Дубна: Феникс+, 2005. — 512 с.
  3. Гусев, В. В. Эмпатическая модель в формировании стратегии перевода / В. В. Гусев // Вестник МГЛУ. Вып. 480: перевод как когнитивная деятельность. — М.: МГЛУ, 2003. — С. 26-41.
  4. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2000. — 592 с.
  5. Шкуратова, И. П. Психология личности: Методическое пособие/ И. П. Шкуратова. — Ростов н/ Д, 2006. — 52 с.
  6. Шкуратова, И. П. Стилевой подход к исследованию личности: проблемы и перспективы / И П. Шкуратова, Л. И. Габдулина // Прикладная психология. — №6. 2002. — С. 29-45.
  • Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 год. Проекты новой Конституции Российской Федерации, Сравнительный анализ
  • Сущность компьютерных преступлений и их социальная опасность
  • Правопонимание и право
  • Информационно-правовые нормы (Информационно-правовые нормы)
  • Информационно-правовые нормы (Дисциплина «Правовые механизмы в сфере информационных систем и технологий»)
  • Термические принтеры
  • Методы несанкционированного доступа к информации (возможные методы получения конфиденциальной информации)
  • Устройство персонального компьютера: системный блок и периферия (Основные устройства ПК и их характеристики)
  • Международный олимпийский комитет
  • Сознание, его структура и функции. Понятие бессознательного
  • Мышление, мыслительные операции
  • Здоровье человека. Факторы, влияющие на здоровье человека
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]