Особенности ораторского искусства
Термин ораторское искусство латинского происхождения, его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие.
Ораторское искусство — искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторскои речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи сцелью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности связан сустным словом.
Что обусловило появление ораторского искусства? На этот вопрос пытались ответить многие его теоретики.
Объективной основой зарождения ораторского искусства, как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слсва, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.
История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями ло жизненно важным проблемам являются демократическиз формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».
Это обнаружилось еще в Древней Греции. Наглядным примером служит сравнение двух наиболее значительных городов-государств — Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство. Спарта была типичной олигархической республикой, а в Афинах был установлен строй рабовладельческой демократии.
По свидетельству историков, казарменное спартанское государство не оставило ничего достойного своим потомкам, в то время как Афины с их демократическими спорами на ялощадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинули выдающихся ораторов, мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения культуры.
Наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся. Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране.
Каковы же особенности ораторского искусства?
На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической, деловой и др. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности. Как свидетельствует история, многие крупные политические деятели были известными ораторами. Примером служат знаменитые ораторы Древней Греции.
Так, Перикл в течение 15 лет правил Афинами. С его именем связаны законодательные акты, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государства. Высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла. Говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения», что «он пускал стрелы-молнии в души своих слушателей».
Крупным политическим деятелем был и самый замечательный оратор Древней Греции Демосфен. Он был защитником афинской рабовладельческой демократии. В течение 30 лет с гневом и изумительным упорством произносил он речи против македонского царя Филиппа, главного врага Афин, призывая граждан прекратить между собой все раздоры и объединиться против Македонии. Речи Демосфена производили огромное впечатление на слушателей. Рассказывают, когда Филипп получил доставленную речь Демосфена, он сказал, что если бы он сам слышал эту речь, то, вероятно, голосовал бы за войну против себя.
Крупной политической силой ораторское искусство было и в Древнем Риме. Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя будущем правителями государства. Не случайно, когда в середине II века до н.э. в Риме появились греческие риторы и открыли там первые риторские школы, в них устремилась молодежь. Ораторская карьера в Древнем Риме была и почетной, и доходной.
Одним из первых римских ораторов являлся государственный деятель Рима III—II веков до н.э. Марк Катон Старший. Непримиримый враг Карфагена, Катон каждую речь в Сенате заканчивал фразой, которая стала крылатой: «И все же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен». Это выражение употребляется как призыв к упорной борьбе с врагом или каким-либо препятствием.
Самым крупным политическим деятелем того времени был Марк Туллий Цицерон.
Есть два искусства, — писал Цицерон, — которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно — это искусство хорошего полководца, другое — искусство хорошего оратора.
Это изречение раекрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство — это функция политики.
И в последующие периоды крупными ораторами становились видные политические деятели.
Следует иметь в виду также, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, использоваться не только в нравственных, но и в безнравственных целях. Кому и как служит ораторское искусство — вот основной вопрос, который решался на протяжении всей истории ораторского искусства, начиная с Древней Греции. Поэтому в ораторском искусстве очень важна нравственная позиция оратора, его моральная ответственность за содержание речи.
Ораторское искусство — явление историческое. Каждая эпоха предъявляет к оратору свои требования, возлагает на него определенные обязанности, имеет свой риторичес-кий идеал. Оценивая деятельность того или иного оратора, следует учитывать ту историческую эпоху, которая породила данного оратора, выразителем общественных интересов которой он был.
Важной особенностью ораторского искусства является то, что оно имеет сложный синтетическии характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика — вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации, как пользоваться богатствами родного язына, соблюдать нормы литературного языка и т. д.
И еще одна существенная особенность. Ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное). Каждый род объединяет соответствующие виды речи с учетом функ-ции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.
Ораторская (публичная) речь — это особая форма речевой деятельности, протекающая в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определенной аудито-рии. Она произносится с целью информирования слущате-лей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). По своему характеру ораторская речь представляет собой монологическую речь, то есть рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции. Крупный ученый-лингвист В. В. Виноградов писал: «Ораторская речь — особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно-бытового или гражданского «действа».
Если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний, то есть диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та идругая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.
Особенности публичной речи:
— наличие обратной связи;
— устная форма общения;
— сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением;
— использование различных средств общения.
Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, определяющих ее сущность:
1. Наличие «обратной связи» (реакция на слова оратора). В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказан-ному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, ив соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная связь» превращает монолог оратора в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.
2. Устная форма общения.
Публичная речь представляет собой живой непосредственный разговор со слушателями. В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь вотличие от письменной обращена кприсутствующему собеседнику иво многом зависит от того, кто икак ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Ученые установили, что при восприятии письменной речи воспроизводится лишь 50 % полученной информации. То же сообщеиие, изложенное устно и воспринятое на слух, воспроизводится до 90%.
3. Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением
Ораторская речь, как правило, тщательно готовится. В процессе обдумывания, разработки и написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники (научная, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, словари, справочники идр.), поэтому подготовленный текст — это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а произнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать с учетом реакции слушателей.
Выступление становится спонтанной устной речью. И чем опытнее оратор, тем ему лучше удается перейти от книжно-письменных форм к живой, непосредственной устной речи. Следует при этом иметь в виду, что уже сам письменный текст выступления должен готовиться по законам устной речи, срасчетом на его произнесение.
Таким образом «книжность иразговорность — вот те опасности, которые постоянно подстерегают оратора». Выступающий должен постоянно балансировать, выбирая оптимальный вариант речи.
4. Использование различных средств общения
Поскольку публичная речь — это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, хотя язык — это главное оружие выступающего, и речь оратора долж- на отличаться высокой речевой культурой. Важную роль в процессе выступления играют также паралингвистические, невербальные средства коммуникации (интонация, громкость голоса, тембр речи, ее темп, особенности произ?ошения звуков; жесты, мимика, тип выбираемой позы и др.).
В современной литературе по ораторскому искусству также выделяются разные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство ораторского искусства — логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателеи своей эмоциональностью.
Конечно, деление ораторов на типы в определенной мере условно, но имеет под собой научную основу. Академик И.П. Павлов в своих трудах обосновал наличие у человека двух крайних типов высшей нервной деятельности — художественного и мыслительного. В зависимости от того, к какому типу высшей нервной деятельности принадлежит человек, он по-разному произносит речь и воспринимает ее. Когда говорят о разных типах ораторов, то учитыва-ют, какая сторона речи у человека преобладает — ?моциональная или логическая.
Следует иметь в виду, что каждая речь должна быть и логичной, и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждения. Если оратор говорит воодушевленно, с болыним пафосом, но речь его бессодержательна, то такой оратор раздражает слушателей, вызывает протест и порицание. Проигрывают и те ораторы, которые говорят бесстрастно, но эмоционально.
Особенности ораторского искуссгва. Публичная речь как особая форма речевой деятельности. Характеристика личности оратора, его знания, умения и навыки. Основные характеристики аудитории каксоциально-психологической общности людей.
Что такое риторика
Риторика
— это филологическая дисциплина, которая занимается изучением ораторского искусства, красноречия, мировоззрения и правилам построения речи.
Самый первый профессор из Рима Квинитилиан назвал риторику как «искусство хорошо разговаривать
». Однако Платон, который жил 500 лет до него, говорил, что риторика — это искусство убеждать. Но не искусство, которое базируется на знаниях и на правде, а на кажущемся.
Его ученик Аристотель утверждал следующее. Каждый раз, когда пытаемся убедить кого-то или отговорить от чего-то, мы сознательно, подсознательно или несознательно пользуемся риторикой.
Задача оратора:
- Учить
- Развлекать
- Сподвигнуть публику на что-то
Виды риторики:
- Политическая — это инструмент управления в политической системе. Обладает публицистической речью с функцией убеждения общества.
- Юридическая — необходима юристам для произнесения публичной судебной речи и воздействия на правосознание людей. Также нужна для построения объективно аргументированного рассуждения в суде.
- Военная — нужна для военной культуры и адаптации людей к службе. С ее помощью повышается качество выполнения поставленных задач при службе. Например, мотивация солдат к военной задаче.
- Педагогическая — используется для оптимизации процесса передачи опыта. Например, хорошая речь преподавателя перед учениками. Она рождает любознательность и интерес к теме.
- Дипломатическая — необходима дипломату в дипломатических миссиях. Это общение государств посредством своих представителей. Тут тоже нужно следить за речью и соблюдать важные правила.
Можно посмотреть на то, как развивалась риторика в интернациональном масштабе. Или посмотреть на разные парламенты в мире. Тогда быстро находишь разницу между тем, на каком уровне (к примеру, политики
) убеждают публику и электорат.
Например, в Англии и Америке, где есть долгая традиция риторики аргументации, парламент интересен. Там есть настоящие спонтанные дебаты.
А если посмотреть на немецкий бундестаг или русскую думу, то там политики просто считывают речь с листа.
Но как бы то ни было, в разных странах есть правила риторики, которые стоит соблюдать. И именно о них мы поговорим ниже.
Грамотная речь
Можно ли научиться ораторскому мастерству: психология воздействия на слушателя и ораторские способности еще не все. Только правильная и красивая речь способна вызвать у слушателя серьезное отношение к ситуации и заставить поверить говорящему.
Проверяйте правильность произношения по словарю. Грамотно стройте предложения: неполных должно быть немного, хотя в живой речи их не избежать. Уделяйте внимание склонениям и грамматическим формам. Больше читайте, узнавайте новые интересные слова и расширяйте свой лексикон, но не забывайте об уместности употребления. Если вы неуверены в точном значении слова, лучше заменить его другим.
Исключите слова-паразитов, не изобилуйте архаизмами и неологизмами, терминами. Произносите слова четко. Делайте паузы в предложениях, избегайте двусмысленностей. Пересказывайте тексты. Записывайте свою речь на диктофон и прослушивайте, затем проводите работу над ошибками. Без контроля над речью нельзя развить свои ораторские способности.
Виды
Ораторское искусство можно условно разделить на несколько типов. Все они имеют нечто общее, но отличаются друг от друга поведением лектора, его настроенностью на результат и особенностями взаимодействия:
- Социально-политическая речь. Предполагает продолжительное выступление оратора. Его голос должен быть громким, чтобы охватить большое количество площади. Освещаются вопросы политики, связанные с социальным взаимодействием.
- Судебная речь. Выступления прокурора, судьи, адвоката содержат необходимую информацию. Слова должны произноситься четко, с ощутимым нажимом. Судебная речь подразумевает использование делового стиля. Здесь нет места проявлению эмоций и излишней жестикуляции.
- Социально-бытовая. Произносится на обыденном уровне и не отличается масштабностью. Происходит тогда, когда человек считает необходимым что-то доказать собеседнику.
- Церковная речь. Отличается монотонностью и огромной сосредоточенностью. Со стороны кажется, что человек излишне сконцентрирован на произнесении каждого слова. Примеры: исповедь, проповедь.
ЧИТАТЬ Если мужчина говорит «моя девочка» и использует другие прозвища, что это значит
Одежда оратора
Людей встречают по одежке, а провожают по уму. Поэтому первая картина человека создается в первые 20 — 40 секунд. Вначале видно то, в чем вы одеты.
Перед тем, как открывать рот, человек, с которым мы разговариваем, уже имеет первое представление. Поэтому всегда одевайтесь красиво! Это хорошо не только для того, чтобы изменить восприятие своей аудитории. Но это также психологически полезно для нас самих.
К примеру, есть интересный эксперимент. В одни выходные людям сказали просто пробежать 30 минут по парку. У них была обычная спортивная одежда. За пол часа они пробежали одну конкретную дистанцию.
На следующей неделе этим же людям сказали пробежать еще раз. Однако в этот раз им дали самые лучшие спортивные вещи от топовых брендов. На этот раз они все пробежали намного быстрее более длинную дистанцию за эти пол часа.
В общем, в красивых вещах мы себя чувствует более комфортно. Из-за этого мы более способны физически и интеллектуально. Поэтому обращайте внимание на одежду оратора. Это тоже один из хитрых приемов риторики.
Свойства публичного выступления
Различные ораторские навыки вырабатываются в процессе соответствующих занятий, тренингов, а их проявлением является публичное выступление, которое имеет следующие основные свойства:
1) особая структура речи, соотношение языковых и неязыковых (мимика, жесты) средств убеждения аудитории;
2) направленность выступления на получение ответной реакции от слушателей, поскольку его целью является не простое донесение информации, а убеждение;
3) эффективность, зависящая от психологического настроя и состояния выступающего, его авторитета в глазах публики.
Ораторство в жизни
Умение выступать перед аудиторией пригодится. Это дает сил, уверенности и здорового оптимизма. Появляется возможность видеть дальнейшие перспективы действий, чувствовать результат наперед. Ораторство улучшает качество жизни. Человек открывается навстречу новым впечатлениям, всегда находит нужные слова, чтобы объяснить собеседнику собственную позицию.
Регулярные выступления закаляют характер, помогают сконцентрироваться на главном, не отвлекаясь на возможные мелочи. Уметь связно объясняться в жизни дорогого стоит. Большинство людей теряются, если им приходится говорить о том, о чем они не имеют ни малейшего понятия. Только человек, натренированный на успех, привлекает в жизнь позитивные изменения.
ЧИТАТЬ Какие мужчины нравятся женщинам: характеристика идеального образа
Принцип 4. Контролируем реакцию людей
Структура убеждающей речи должна быть логична и последовательна, только так можно оставаться главой положения и привлекать к себе внимание. Способы оптимального построения выступления долго искать не нужно, их уже давно составили и озвучили известные психологи и ораторы, также вы можете прочитать их в нашей статье — ораторское мастерство
Чтобы контролировать ситуацию, можно воспользоваться несколькими методами.
Метод озвучивания доказательств
Если аудитория еще не сложила определенные позитивные или негативные установки в отношении вашего вопроса, можно воспользоваться этим способом. В соответствии с ним вы описываете вашу цель, а затем озвучиваете собранные доказательства
При этом второе по важности доказательство говорится в начале выступления, самый важный довод озвучивается в конце, а все остальные – в любом порядке в середине
Вот пример убеждающего текста, построенного по этому методу:
Метод решения проблем
Это не менее эффективный способ, который подойдет при общении с аудиторией, настроенной нейтрально или даже слегка негативно. Он предполагает:
- Формулировку актуальной проблемы.
- Убеждение, что ваше предложение способно ее решить.
- Убеждение, что ваше предложение является наилучшим из любых возможных, поскольку оно приносит максимум положительных результатов.
Пример того же текста, построенного по данному методу:
Метод сравнительных достоинств
Этот способ состоит в том, что вы перечисляете публике все преимущества вашего предложения. Он подходит для общения с аудиторией, положительно настроенной к вам.
Пример текста, составленного по этому методу:
Эти примеры достаточно общие, но по ним можно понять суть убеждающей речи и составить хорошую ораторскую речь по подобию.
Софизмы
Софизмы
(от греч. «хитрая выдумка, уловка») — это ложные высказывания, которые, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажутся правильными («мнимые доказательства» по Аристотелю). Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики оратором для введения в заблуждение слушателей. Софизмы бывают логические, терминологические, психологические и другие. Подробнее софизмы как один из приемов ораторского искусства описаны отдельно в специальной статье в разделе «статьи», однако мы не рекомендуем использовать софизмы в своей речи, поскольку прибегать к ним следует только в крайнем случае, когда остальные приемы не действуют. Если вы будете уличены в использовании софизмов, впоследствии вам будет крайне сложно убедить аудиторию в вашей объективности и правоте.
Все перечисленные выше ораторские приемы часто взаимосвязаны, и один прием влечет за собой использование другого. Тем не менее, не стоит применять их слишком кучно, иначе они могут начать работать не на вас, а против вас
Приемы различаются функционально: некоторые из них влияют на содержательную сторону выступления и способны удерживать внимание слушателей, убеждать их в своей точке зрения, тогда как другие направлены на подготовку аудитории и оформление материала. Многие из рассмотренных риторических правил ораторы могут использовать интуитивно, но при подготовке к выступлению мы рекомендуем вам сознательно ознакомиться со всеми приемами, чтобы наверняка не упустить из виду их возможное влияние и эффект на восприятие вашей речи слушателями