ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы.
Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.
Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.
Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
Понятие «личность»
относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии.
В русском языке слово «личность» близко к понятиям «лицо» и «личина» (маска) – то есть относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам. В английском языке слово personality
происходит от лат.
persona
, обозначавшего маску, которую надевали актеры в античных представлениях. Таким образом, понятие личность отражает внешний социальный образ, который принимает человек, играющий определенные жизненные роли. Однако каждая психологическая школа по-своему трактовала это понятие. Одни психологи (Гордон Олпорт) больше подчеркивали поведенческий аспект личности, определяя личность как динамическую организацию всех психофизических систем человека, детерминирующую его поведение и мышление. Другие (Зигмунд Фрейд) определяли личность как сложную систему непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики. Третьи (Карл Густав Юнг) подчеркивали связь конкретной личности с коллективным бессознательным, четвертые (Эрик Эриксон) рассматривали личность в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов и т. д.
Таким образом, можно сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к меняющейся среде обитания. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания. При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения:
- Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.
- В то же время в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности.
- Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему.
- Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.
Таким образом, мы можем дать определение личности.
Личность
есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.
Основные теории личности, которые являются базой психологии (кратко)
В психологической науке существует целый ряд концепций, направленных на изучение различных проявлений личностных особенностей.
Глубинная (психодинамическая)
Ее фундамент составляет учение З. Фрейда о бессознательном. В рамках этой парадигмы перводвигателем формирования индивидуума как части общества считается либидо (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Австрийский психолог выделял три элемента, на которых выстраиваются психические процессы человека:
- «оно» (бессознательное) отвечает за стремление к наслаждениям;
- «эго»/«я» (сознательное) занимает балансирующее положение между двумя крайностями, принимает решение;
- «сверх-я» определяет нравственные ценности, идеалы.
Когда «Я» не может обеспечить гармоничное сосуществование других частей психики, возникает внутренний конфликт. Позже эти идеи получили переосмысление в работах А. Адлера и К. Юнга. Первый утверждал, что личность – это целостная система, вписанная в более масштабный общественный механизм. Первоосновой для ее формирования он назвал стремление к превосходству. Второй делил бессознательное на личное и коллективное.
Феноменологическая теория
Она говорит об индивидууме как о самостоятельном в принятии решений субъекте, который полностью несет ответственность за свою жизнь. То есть индивид – это не тотально подчиненная общественным процессам единица, а самоценная развивающаяся структура. Исследователь К. Роджерс считал, что важнейшим побудителем внутриличностного развития является стремление к самосовершенствованию.
Диспозициональная концепция
Последователи этой идеи: Г .Айзенк, Г. Олпорт, Р. Кэттэлл. Ученые полагали, что каждый человек есть не что иное, как носитель совокупности уникальных характеристик (диспозиций, то есть предрасположенностей к восприятию и реагированию на проблему тем или иным способом). Они неизменны и не зависят от пережитого опыта, воспоминаний, обстоятельств. Таким образом, личность можно описать с помощью ряда присущих ей характерных черт. Например, индивид может иметь склонность к алкоголизму или преступной деятельности, что раскроется при стечении определенных обстоятельств и условий. Расположенности могут быть как негативными, так и позитивными.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Поведенческие теории
Представители этих направлений определяют идентичность в виде объединения жизненного опыта индивидуума, а ее развитие связывают с непосредственным контактированием с внешним миром посредством рефлективных реакций и социальных навыков. В рамках этой точки зрения выделяют еще два вектора:
- Бихевиористический. Последователи этой концепции понимают поведение как данность, определенную средой.
- Когнитивистский. Характеризует личностную систему как структуру, по большей части зависящую от внутренних установок, парадигм, требований и оценок.
Когнитивные теории
За основу исследователи этого направления берут поведенческую психологию. Это учение предполагает, что формирование внутриличностных особенностей возникает в процессе познания и самостоятельного определения путей развития. Для этого человек использует определенные модели-конструкты, благодаря которым сходится с другими людьми (с аналогичными конструктами).
3.1. Понятие человеческой деятельности
Деятельность человека – сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками. Психология изучает психическую сторону деятельности.
Находясь в бодрствующем состоянии, человек всегда чем-то занят, что-то делает: читает, играет, трудится, размышляет и т.д. Жить – это значит действовать. Каким бы трудом ни занимался человек, он является деятелем, созидателем, творцом. В деятельности раскрываются глубина ума человека, сила его переживаний, воображение, способности, черты характера. О человеке судят по его делам и поступкам.
Под деятельностью
понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, нет и деятельности, нет полноценной жизни.
Человек не действует случайным образом (как иногда может казаться), его деятельность всегда обусловлена теми или иными потребностями.
Потребности – источник активности личности, они заставляют человека активно действовать. Что такое потребность? Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности. Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к поиску предмета ее удовлетворения, к совершению деятельности. Сама деятельность состоит в изыскании способов и средств, которые могли бы удовлетворить потребность, а также в самих действиях, при которых эта потребность удовлетворяется.
Потребности оказывают влияние на чувства, мышление и волю человека. Удовлетворение потребностей вызывает приятное чувство, неудовлетворенная потребность вызывает неприятное чувство.
Важнейшие общепсихологические свойства деятельности.
- Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на определенный «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности.
- Субъектность деятельности. Деятельность всегда социально обусловлена, а значит – связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в понятиях языка, социальных ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности.
- Адаптивность деятельности, т. е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации.
- Системность деятельности. Деятельность предстает не рядоположеной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, – так называемые системные качества деятельности. Деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем.
В деятельности проявляются, а также, согласно С. Л. Рубинштейну, формируются и развиваются личность и его психика. Введение категории деятельности в психологию изменило представление о психическом как уникальном, специфическом явлении, имеющем статус эпифеномена. Анализ деятельности и особенностей ее влияния на психику позволил по-иному подойти к вопросам исследования психического. Последнее стало рассматриваться и как результат (психический образ, умение, состояние, чувство и др.), и как процесс.
Общие особенности деятельности, ее виды и типы
Врожденные движения младенца являются объектно-ориентированными и стереотипными. Как показали исследования в области психологии младенцев, случайный контакт стимула с ладонью новорожденного вызывает стереотипное хватательное движение. Это первоначальная, безусловно рефлекторная, связь между ощущением и движением, не отражающая специфику объекта воздействия. Значительные изменения в характере хватательного рефлекса происходят между 2,5 и 4 месяцами. Они обусловлены развитием органов чувств, особенно зрения и осязания, а также совершенствованием двигательных навыков и моторных ощущений. Длительный контакт с объектом в хватательном рефлексе происходит под контролем зрения. Это приводит к формированию системы зрительно-моторных связей, основанных на тактильном подкреплении. Хватательный рефлекс растворяется и уступает место условнорефлекторным движениям, соответствующим специфике объекта.
В соответствии с физиологической основой все движения человека можно разделить на две группы: врожденные (безусловные рефлексы) и приобретенные (условные рефлексы). Подавляющее большинство движений, включая даже такой элементарный акт, как перемещение в пространстве, характерный для животных, приобретается человеком в процессе жизненного опыта, то есть большинство его движений условно рефлекторны. Только очень небольшое количество движений (плач, моргание) являются врожденными. Двигательное развитие ребенка связано с превращением рефлекторной регуляции движений в систему условно-рефлекторных связей.
Существуют большие возможности для развития человеческих движений на протяжении всей жизни. Они занимаются различными видами работ, обслуживают межличностные отношения. Укрепленные системы движения начинают выражать некоторые индивидуальные черты личности. Движения при ходьбе формируют походку, которая отличает одного человека от другого. Изменения в походке, скорости движения зависят от опыта. Большое количество движений (мимика, жесты) передают чувства, мысли, отношение. Жесты и мимика действуют как язык жестов. Звуки речи, производимые движением гортани, напряжением голосовых связок, рта, также относятся к движениям, которые дают информацию о психических состояниях человека через звук речи.
Двигательные способности у людей разные. Они тесно связаны с двигательными навыками. Артисты балета, спортсмены, певцы, актеры доводят свои двигательные навыки до такой степени совершенства, что становятся объектом эстетического восприятия. Система движений, направленных на объект с целью его присвоения или изменения, называется действием. В отличие от движений, которые относятся к двигательной активности тела, действия изначально имеют социальную природу: они зависят от объектов, созданных предыдущими поколениями и с которыми человек вступает в контакт. Самые простые действия — это действия с объектами. Ребенок учится есть ложкой, мыть руки с мылом, вытирать их полотенцем. В самих предметах, созданных руками человека, заложен путь действия с ними.
Ребенок постепенно овладевает объективным миром, а вместе с ним и развитием своих действий. Из случайных контактов с предметами постепенно развиваются целенаправленные действия. Возникновение действий связано с выделением предметов из окружающей среды и их использованием в соответствии с потребностями ребенка. На первом году жизни выделение предметов и их использование основывается только на сенсорном образе. С развитием языка слово начинает направлять и регулировать действия, хотя образ остается его важнейшим компонентом.
3.2. Структурные компоненты деятельности
Деятельность представляет собой систему, состоящую из отдельных компонентов. Выделяют такие компоненты деятельности, как действия, операции, цели, мотивы и др. Каждый из этих компонентов представлен на определенном уровне деятельности.
1. Цель деятельности
двуедина: это и объективное (отражаемое) явление, и его отражение – психическое явление. Но цель деятельности как психическое явление – это переработанная личностью с учетом определяющей роли потребностей объективная цель. При этом определяющая роль потребностей проявляется в процессе выработки мотивов, при выборе путей достижения уже поставленной цели. Цель как психическое явление – это заранее осознанный и планируемый результат человеческой деятельности.
2. Мотив
– это психическое явление, становящееся побуждением к определенной деятельности. Ведь «motif» по-французски и значит «побуждение». В качестве мотивов могут выступать и психические процессы, и состояния, и свойства личности. О первых говорят как о нестойких, ситуационных, иногда даже случайных мотивах. Вторые и особенно третьи – стойкие мотивы, последние из них одновременно являются свойствами подструктуры направленности личности. Они могут быть по своей структуре простыми и сложными, включающими в свою структуру и свойства личности ее более низких уровней.
3. Действие
– элемент деятельности, достигающий конкретную, не разлагаемую на более простые, осознанную цель. Сразу же можно определить и
навык
как действие, автоматизирующееся в процессе своего формирования и становящееся
операцией
как компонентом более сложного навыка.
4. Умение
– это способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях, образовавшаяся на основе ранее приобретенных знаний и навыков. В умениях навыки как усвоенные действия стали свойствами личности и ее способностями к новым действиям. На основе знаний вырабатываются навыки, а на их основе в свою очередь – умения.
5. Навыки
– это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Навыки необходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать лучших результатов с минимальными затратами энергии.
6. Еще более отчетливо единство деятельности и личности проявляется в поступках. Поступок
– это действие, осознаваемое самой действующей личностью как акт, выражающий ее определенное отношение (к другим людям, к самому себе или к труду и т. д.).
7. Операция
– одна из составляющих деятельности, определяемая условиями выполнения действия. Операция является способом выполнения действия. Одна и та же операция может входить в структуру разных действий. Например, заучивать стихи можно при подготовке к уроку литературы (при совершении учебного действия) или для тренировки памяти (при совершении мнемического действия).