Понятие группы в соц. психологии. Классификация групп.


Понятие группы в психологии: роль группы в развитии личности

Принадлежность к группе — базовая потребность, необходимая для нормального развития социальных навыков. Отвержение или невозможность присоединиться к общности людей приводит к деградации индивида, снижает его эмоциональные и интеллектуальные навыки. Но в то же время, слишком сильное влияние группы подавляет развитие индивидуальности. Поэтому важным условием психического здоровья является поддержание баланса личностно-группового взаимодействия.

Одновременно индивид принадлежит нескольким группам: профессиональной, социальной, семейной, дружественной, идейной и другим. Его положение в группах может быть разным, в зависимости от степени включенности, соответствия ожидаемой роли, личной заинтересованности.

Группа — относительно устойчивое формирование, члены которого связаны нормами, ценностями и целями.

В нем обязательно есть свои ритуалы, формы совместной деятельности, кодекс поведения, формы поощрения и санкций. Определить группы можно по следующим признакам:

  1. Интегральные психологические характеристики. К ним относятся особенности, формирующиеся в процессе развития коллектива: установки, нормы, климат, интересы. Регуляцию поведения индивидов внутри группы осуществляет социальный феномен взаимодействия: коллектив направляет поведение индивида, а общность индивидов корректирует поведенческие нормы.
  2. Структура и единение. Хаотичное образование становится объединением, когда вырабатывает структуру и нормы. Групповая композиция включает основные показатели: численность, состав, положения отдельных членов коллектива. Каждый индивид в рамках общности выполняет определенную функцию, соблюдая формальные нормы поведения. Также между индивидами могут установиться неформальные отношения, вызванные личной симпатией или антипатией.
  3. Чувство принадлежности. Группа возникает только тогда, когда ее члены осознают себя частью общности. При этом могут испытывать разные эмоции: от радости и воодушевления, до разочарования и стремления покинуть группу. Важна не эмоциональная личностная оценка, а само чувство принадлежности. Для привития этого чувства группа использует внутренние механизмы влияния, например, давление. Оно принуждает человека корректировать поведение в соответствии с принятыми нормами.
  4. Согласованность действий. Необходимость действовать сообща продиктована потребностью сохранять групповой статус и добиваться поставленной цели.
  5. Установление отношений. Отношения между индивидами развиваются параллельно развитию самой общности и распределению ролей.

Чем сильнее развито чувство сплоченности, тем больше у объединения шансов занять социально значимое положение и влиять на другие общности, постепенно укрепляя свои позиции и популяризуя взгляды.

Мир науки

В течение жизни каждый человек непосредственно взаимодействует и общается с другими людьми, реализуя свою общественную сущность. Такое общение происходит в группах. Группа — объединение людей, созданное на основе определенной общей для них признаки, что проявляется в их совместной деятельности, в частности в общении.

В социально-психологическом анализе групп одной из важнейших проблем является их классификация. Богатство признаков, при этом можно выбрать в качестве критерия, порождает различные ее варианты. Так, в зависимости от того, непосредственными или опосредованными являются взаимосвязи между индивидами, группы делят на условные и реальные. Условная группа — объединение людей, условно создано исследователем на основе наличия у них общего признака. Члены такой группы могут быть незнакомыми между собой и никогда не встречаться. Признаки условных групп бывают разными: пол, возраст, профессия, этническая принадлежность и др.. Примерами условных групп являются подростки (все дети в возрасте 10 — 15 лет), символическая сборная команда мира по футболу, которую формируют журналисты и т.д.. Реальная группа — контактное объединение людей, которое образовалось на основе общей для них пространственно-временной признаки. Это ограниченная по размерам сообщество людей, которые в определенное время в определенном месте взаимодействуют и общаются между собой. Время существования реальной группы может быть как коротким, так и длительным. Реальные группы бывают маленькими и большими. Малая группа — относительно устойчивое объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт индивидов, связанных между собой общими целями, задачами. Численность такой группы — от 2 до 30-40 человек. Человек может одновременно входить в состав нескольких малых групп. Примеры малых групп: семья, студенческая группа, производственная бригада, спортивная команда. Объединение нескольких малых групп образует большую группу. В психологии малые группы часто разделяют на первичные и вторичные. Первичная группа — объединение людей, связанных между собой родственными узами, дружбой или общими интересами. Главными признаками первичной группы есть контакт лицом к лицу, постоянное общение и малая численность (от 2 до 5 — 7 человек). Вторичная группа — где объединение нескольких первичных групп. Классическим примером первичной группы является семья, а вторичной — община, которая объединяет несколько семей. В отечественной психологии этот термин имеет несколько иное значение. Выдающийся украинский педагог Антон Макаренко (1888-1939) предлагал делить группы на первичные и вторичные коллективы. Первичный коллектив, по его мнению, не просто группа индивидов, которые взаимодействуют между собой, а целенаправленный союз личностей. Лица, принадлежащие к первичного коллектива, имеют постоянные деловые и дружеские отношения (класс, производственная бригада и тому подобное). Вторичный коллектив — группа, состоящая из нескольких первичных коллективов (предприятие, школа и др..). По способу образования группы делят на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формальная группа — группа, имеющая внешне заданные социально значимые цели деятельности, юридически определен статус, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство и установлены права и обязанности лиц, принадлежащих к этой группе. Например, студенческая группа создается на основании распоряжения декана вуза, военное подразделение — по приказу командира воинской части. В таких группах четко определены их численность, а иногда и срок существования. Неформальная группа не имеет юридически зафиксированного статуса. Она возникает на основе единой направленности психологической мотивации — симпатии, сближения взглядов, убеждений, признание авторитетности, компетентности отдельных лиц в конкретных видах деятельности, определенных увлечений в свободное время. Таковы, например, различные молодежные объединения (рокеры, панки и др.)., Асоциальные группы (воры, наркоманы). По признаку отношения личности к внутренним норм выделяют референтную (эталонную) группу. Референтная (эталонная) группа — реальная или мнимая группа, взгляды, нормы которой являются образцом для личности. С ее представителями человек сравнивает себя, на ее нормы и ценности ориентируется в своем поведении и самооценке. Эта группа выполняет нормативную и сравнительную функции. По уровню развития все группы делят на четыре вида: диффузные, ассоциации (просоциальни и асоциальные), корпорации и коллективы. Диффузная группа — неустойчивое кратковременное объединение людей, возникает на основе личностно-значимой деятельности. В ней межличностные отношения не опосредует содержание совместной деятельности, поскольку она отсутствует. Состав группы — случайный, отношения устанавливаются на уровне симпатии — антипатии. Примером такой группы есть люди, которые едут в одном купе поезда. Ассоциация — группа, в которой межличностные отношения опосредуют личностно-значимый для каждого содержание совместной деятельности. Роли и статусы в такой группе строго детерминированы, но от этого не зависит эффективность совместной деятельности. Ассоциация имеет свои групповые нормы и ценности, которые поддерживают ее функционирования и на которые ориентируются ее субъекты. В зависимости от направленности деятельности ассоциации разделяют на просоциальни и асоциальные. Просоциальни ассоциации — группы, ценности которых не противоречат ценностям общества. Асоциальные ассоциации — группы с антиобщественной ценностями. Примером просоциального ассоциации является общество коллекционеров, асоциального — группа подростков — хулиганов. Корпорация-группа, в которой межличностные отношения опосредуют личностно-значимый для ее членов, но асоциальный содержание групповой деятельности. Корпорацией можно считать хорошо сплоченную группу, противопоставляет себя обществу, нарушает нормы морали и права, преследует корыстные групповые интересы. Это замкнутый объединения, отгороженное от воздействия. Оно имеет авторитарного лидера, который применяет суровые методы управления. Типичным примером корпорации является мафиозная объединения. Асоциальные ассоциации отличаются от корпорации своей структуре и характеру действий. У них нет устойчивого лидера и строгих методов управления. Коллектив-группа, в которой межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности. Он является высшим уровнем развития группы, потому что в нем, кроме характерной для предыдущих трех видов групп признаки (личностная значимость деятельности), появляется новая — общественная ценность деятельности. Коллектив является идеальной с точки зрения общества сообществом. Поэтому любое общество стремится воспроизвести себя в коллективах, которые боролись бы за воплощение его идеалов и ценностей. Итак, классификация групп по уровню их развития основывается на межличностных отношений, возникающих в условиях совместной деятельности.

Классификация объединений по составу, особенностям, формам отношений

Группы разделяют на условные (выделенные исследователями по общему признаку) и реальные (существующие как общность). Реальные группы разделяют по характеру и особенностям взаимодействия

  1. Номинальная — организована стихийно, существует временно. Члены общности не развивают близких отношений, их главный интерес — выполнение определенной деятельности. К таким общностям относятся туристы, зрители, пассажиры общественного транспорта.
  2. Ассоциация — союз, в который входят только индивиды, объединенные общими целями (союз друзей). Как правило, устойчивы, лидерство носит демократический характер.
  3. Кооперация — устойчивая общность с четкими целями. Уровень сотрудничества высокий, отношения деловые, строго соблюдается иерархия. Благодаря этому достигается высокая результативность в выбранном виде деятельности.
  4. Корпорация — объединяется вокруг внутренних целей, игнорируя внешние. Выступает как асоциальное объединение, не склонное к сотрудничеству с другими общностями.

Как правило, формат групповых отношений определяется до формального объединения общности. Но случайное попадание в общность сильного лидера с интересами, противоречащими изначальным, может изменить внутренние устои и направленность общности.

Классификация

Существуют различные теории классификации социальных групп.

Основный принцип их разделения основывается на оценке величины общности и предполагает существование двух основных видов:

  • большие,
  • малые.

По уровню внутреннего взаимодействия применяется следующее разделение:

  • первичные (контактные),
  • вторичные (дистанционные).

Первичные группы , объединения людей, которые вступают в прямые межличностные коммуникации, состоят в близких отношениях. Это объединения друзей, родственников, коллег.

Вторичные подразумевают более формальное общение , это отношения, основанные на юридических, договорных обязательствах. Здесь участники никогда не взаимодействуют друг с другом на эмоциональном уровне, а общаются исключительно в деловом направлении.

Размеры групп: особенности взаимодействия индивидов в зависимости от количественной характеристики

Современная групповая психология выделяет 3 вида общностей по количеству человек:

  1. Большая — крупное объединение, отношения внутри которого формальны, но не устойчивы. Принадлежность к такого рода объединениям дает социально значимые установки, права и обязанности. К большим группам относятся государство, профессиональные объединения, религиозные общины.
  2. Малая — основная форма коллектива, определяющая мнение индивида о себе и месте в обществе. Малая общность создает эталон мышления и поведения, которому личность стремится соответствовать.
  3. Микрогруппа — состоит из 2–3 индивидов. Обладает всеми признаками группы, характер отношений между членами неформальный, основанный на доверии, уважении, взаимной симпатии.

По мере развития индивидуальных качеств, человек может переходить из одной группы в другую или пытаться изменить характеристики объединения, в котором он оказался изначально.

Структура малой группы на основании социометрии

Когда речь идет о структуре, то имеют в виду главным образом малую группу, где отношения людей и их статусы на виду, а лидеры и отверженные заметны, можно сказать, невооруженным глазом. В социальной психологии есть специальная методика для изучения структуры малой группы, которая называется «социометрия».

Социометрические исследования построены на принципе выбора: каждый член группы должен выбрать трех наиболее предпочитаемых (симпатичных, надежных и т. д.) одногруппников и трех отвергаемых. После анализа полученных данных можно выделить следующие элементы структуры группы:

  • социометрические «звезды» – люди, получившие наибольшее число выборов; они не обязательно являются лидерами и часто к этому не стремятся, но «звезды», определенно, самые уважаемые в группе;
  • предпочитаемые – те, кто получил довольно много выборов, но меньше «звезд»;
  • «середнячки» – количество выборов небольшое, но они есть;
  • пренебрегаемые – те, кто не получил положительных выборов;
  • отверженные – люди, набравшие большое количество отрицательных выборов;
  • микрогруппы – 3-4 человека, связанные взаимными выборами.

Такое исследование дает полную картину структуры малой группы и очень полезно для работы руководителя с коллективом или педагога с классом.

Система групп, составляющих общество, напоминает одновременно и запутанную головоломку взаимосвязей и взаимозависимостей, и четкую, упорядоченную структуру и иерархию, в которой одни группы (малые) являются частью больших и сами включают в себя микрогруппы.

Связи между социальными группами – это не только следствие межгруппового взаимодействия. Они осуществляются через отдельных людей, одновременно входящих в разные группы. Проблемы, конфликты, динамические процессы в одной группе находят отражение во многих других. Например, человек, озабоченный проблемами с начальством, нередко срывает дурное настроение на своей семье, друзьях, членах спортивного клуба и т. д. И напротив, хорошая, крепкая семья, позитивные отношения с друзьями – это залог благоприятного психологического климата в профессиональном коллективе.

Процесс становления группы: этапы развития и распределение ролей

Становление общности происходит в 3 этапа:

  1. Становление и первоначальное сплочение. Индивиды знакомятся, происходит первичное узнавание друг друга. Отмечается высокий уровень эмоционального напряжения, которое исчезает по мере углубления знакомства. Члены группы усваивают правила поведения, формируют чувство принадлежности. На этом этапе выделяется один или несколько лидеров.
  2. Возникновение противоречий и конфликтов. Происходит конфликт интересов малых союзов и индивидуалистов, пытающихся утвердить свое место в коллективе. Борьба за лидерство приводит к противоречиям, ссорам и расслоению.
  3. Конструктивное сотрудничество. Повышается уровень психологического единства. Группа приобретает статус в обществе, приближается к статусу коллектива. Эмоциональная атмосфера выравнивается, становится доброжелательной.

Процесс вхождения личности в коллектив происходит в 3 фазы:

  1. Адаптация. Личность усваивает правила поведения, и пока стеснена в проявлениях индивидуальных качеств.
  2. Индивидуализация. Личность заявляет о себе, чтобы занять наиболее выгодное место в иерархии.
  3. Интеграция. Коллектив определяет место новичка, оценив его личностные качества.

В группе по уровню авторитетности выделяют следующие роли:

  • лидер;
  • популярные;
  • предпочитаемые;
  • игнорируемые;
  • аутсайдеры.

Чем выше статус индивида, тем большей властью он пользуется. В процессе развития коллектива индивиды могут оспаривать присвоенный статус, перемещаясь на верхнюю ступень иерархии. В случае пренебрежения правилами поведения в группе индивид, изначально занявший высокую позицию, может сместиться вниз.

Преобладание общественного интереса над личностным: становление коллектива

Коллектив — группа с высоким уровнем развития. Для достижения этой стадии общности необходимо действовать сознательно и следовать плану, подчиняться требованиям руководителя.

Коллектив характеризуется:

  • единством мотивов и целей, направленных на взаимопомощь и поддержку;
  • условиями для развития личности;
  • групповым характером деятельности;
  • добровольным и позитивным взаимодействием;
  • совместной разработкой способов достижения цели.

Чтобы стать коллективом, общности необходимо пройти этапы развития:

  1. Момент возникновения.
  2. Присвоение имени.
  3. Эмоциональную интеграцию.
  4. Единство целей.
  5. Встраивание целей в общесоциальные.

На последнем этапе происходит замыкание интересов личностей на глобальной цели и отхождение к этапу лже-коллектива, для которого личные цели важнее общественных.

Продуктивное общение внутри коллектива происходит благодаря процессу восприятия человека человеком — формированию образа, возникающего при непосредственном общении.

К механизмам восприятия, обеспечивающим межличностную коммуникацию, относятся:

  1. Идентификация — уподобление другому индивиду, примитивная форма привязанности. Объектом идентификации может выступать как реальный человек, так и вымышленный персонаж.
  2. Эмпатия — проникновение эмоциональным состоянием человека, разделение его чувств.
  3. Рефлексия — оценка собственного состояния психики, анализ впечатления, произведенного на членов коллектива.
  4. Аттракция — формирование привязанности, основанной на привлекательности одного индивида для другого.

В развитом коллективе личность работает на общественные интересы, но получает возможность развивать свои сильные стороны. Коллектив работает как слаженная команда, направляя основные стремления на общечеловеческие интересы.

Конфликты внутри коллектива, средства внутригруппового влияния

Конфликт — неизбежное социальное явление, которое обязательно входит в понятие группы в психологии. В психологии конфликт — отношения между субъектами, характеризующиеся противоборством идеалов, целей и интересов. Конфликт может быть внутриличностным, межличностным и внутригрупповым. Чем больше индивидов вовлечено в противостояние, тем разрушительнее и масштабнее влияние ситуации на развитие коллектива.

Стадии развития конфликта в коллективе:

  1. Предконфликтная — выделяется предмет конфликта, столкновений между оппонентами еще нет. Недовольство и эмоциональное напряжение возрастает.
  2. Инцидент — открытое столкновение, являющееся толчком к развитию конфликта.
  3. Эскалация — верхний предел развития конфликта. Участники конфликта воспринимают друг друга как врагов, аргументация переходит к уровню личных оскорблений и претензий. На этом этапе необходимость разрешения конфликта становится очевидной для всех участников.
  4. Дэескалация — завершение конфликта, переход от сопротивления к поиску совместного решения.

Предупредить появление конфликтов могут средства внутригруппового влияния, использованные лидером или влиятельными членами коллектива. К ним относятся:

  • заражение — произвольный или непроизвольный перенос своего состояния на других индивидов;
  • убеждение — воздействие на оппонентов с целью внушить им свою точку зрения;
  • внушение — воздействие на человека через силу авторитета, изменение мнения с помощью ритуалов, особенностей речи;
  • принуждение — применение открытых или скрытых угроз, требование выполнять постановления лидера;
  • просьба — доброжелательный ненасильственный призыв выполнить пожелания просящего;
  • критика — использование негативной оценки личности или действий индивида, оскорбление и пренебрежение;
  • игнорирование — специальное небрежное отношение, вызывающее эмоциональную нестабильность.

Особым средством влияния является манипуляция. Применение манипулятивного воздействия позволяет члену группы, не являясь формальным лидером, влиять на межличностное взаимодействие, становление целей и методов их достижения.

Размеры групп

Рассмотрим этот вопрос через призму «числа Данбара». Это число, которое повторялось на протяжении всей истории и между различными культурами, такими как кочевые народы, основные подразделения римской армии, а также сегодня количество рабочих в компании на одном и том же иерархическом уровне.

Это было обнаружено путем сопоставления размера коры 36 видов приматов с количеством компонентов их групп, создав уравнение регрессии, с помощью которого можно предсказать, что обе переменные соответствуют друг другу.

Соотнося эту информацию с информацией о человеческом существе, напрашивается вывод, что 147,8 — это среднее количество социальных отношений, которые мы устанавливаем

.

Таким образом, М. Шоу составил своего рода среднюю перепись этих групп, сделав вывод, что они были разделены на три категории:

  • мелкие (от 30 до 50 особей);
  • средние (от 100 до 200);
  • большие (от 500 до 2500).

В ходе своего углубленного исследования групп на протяжении всей истории и на ранних этапах он обнаружил, что:

  • 150 жителей было средним числом жителей неолитической деревни.
  • От 150 до 200 было количество преподавателей по подспециализации дисциплины.
  • 150 человек — это количество солдат, найденных в отряде, в среднем от Древнего Рима до 16 века.

Что еще более важно, если отряд должен был быть больше, его нужно было разделить на «управляемые» группы, которые всегда насчитывали около 150 человек.

Отсюда антропологи всего мира стали изучать «число Данбара» как «горячую тему». «Число Данбара» начали применять в маркетинговых теориях и приложениях и даже изучать группы людей в виртуальных мирах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]