Одними из самых сложных, многообразных в своих проявлениях и наименее изученных в человеческом организме являются психические процессы. Таблица, представленная в данной статье, чётко разделяет явления, происходящие в нашей психике, на три основные группы: по свойствам, состояниям и процессам. Всё это является отражением действительности, прослеживающейся в динамике, то есть каждое такое явление имеет своё начало, развивается и заканчивается вытекающей из этого реакцией. Психические процессы (таблица наглядно это демонстрирует) чрезвычайно тесно взаимодействуют друг с другом. Психическая деятельность непрерывно перетекает из одного процесса в другой, когда человек бодрствует.
Психические состояния
Процессы, происходящие в психике человека, могут быть вызваны внешними воздействиями, раздражающими нервную систему, а также рождаться непосредственно во внутренней среде организма, в зависимости от состояния, в котором он находится в этот момент. Психические процессы таблица подразделяет на три основные группы: познавательные, эмоциональные и волевые. Здесь же подробно классифицированы их составляющие: восприятие и ощущения, память и представление, воображение и мышление относятся к познавательным процессам, а переживания активные и пассивные — к эмоциональным. Волевые психические процессы таблица раскрывает как способность к решениям, исполнению и волевому усилию.
Рассмотрим внимательно графу, где представлены состояния психики человека. Мотивационные, то есть познавательные психические процессы таблица представляет наиболее широко, вплоть до актуализации потребностей. Причины ясны: именно они могут обеспечить правильную деятельность человека, помогают формировать знания и регулируют поведение. В едином потоке сознания сливаются разнообразные познавательные психические процессы, таблица которых представлена в статье, поскольку человек — весьма сложный организм, а психическая составляющая является основой для любой жизнедеятельности. Именно она обеспечивает адекватность в отражении действительности, контролируя все виды занятий человека.
Классификация познавательных процессов
Познавательных процессов достаточно много, и их первичная классификация была приведена ранее. Теперь пришла пора описать их более подробно.
Ощущения
Это наиболее первичный и примитивный вид познавательных процессов. Это сигналы, которые воспринимаются органами чувств. Они дают нам представление об отдельных свойствах предметов – температуре, цвете, звуке, вкусе и т. д. Ощущения не могут дать целостную картину мира, к тому же они сиюминутны: когда заканчивается контакт органа чувств с предметом, ощущение пропадает.
Обычно мы говорим о пяти видах ощущений: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Романтики могут попытаться описать ещё и некое «шестое чувство». В действительности ощущений у человека гораздо больше. Их даже принято делить на три группы. Первая – это те самые пять чувств, которые дают мозгу информацию о внешнем мире. Вторая группа – это ощущения, идущие от внутренних органов (чувство голода, жажды, боли, сердцебиения и др.). Третья группа – ощущения, идущие от мышц: данные о положении тела в пространстве, движении, напряжении мышц и др.
В результате экспериментов удалось даже создать искусственные органы чувств, которые позволяют человеку, к примеру, ощущать электрическое поле.
Ощущения человека и животных неодинаковые – как по степени развитости, так и по видам. Например, у рыб существует боковая линия – орган, воспринимающий вибрации и движение воды. Зрение многих животных позволяет воспринимать ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, но в то же время им недоступны некоторые цвета из тех, что видит человек.
Восприятие
Это то, с чего для человека начинается собственно познание. Ведь ощущения в чистом виде чаще всего нами не осознаются. Процесс восприятия ещё именуется перцепцией. Он позволяет отражать мир в целостных образах, хотя по-прежнему носит лишь сиюминутный характер – мы воспринимаем дерево только тогда, когда видим его.
Восприятие тоже во многом связано с органами чувств, как и ощущения. Поэтому можно говорить о слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных и осязательных образах. Однако наиболее изучены только первые два, поскольку зрение и слух являются основой нашего понимания и изучения мира. Но помимо них, у нас имеются и более сложные восприятия: времени, движения, пространства. Последнее, конечно, связано с визуальными ощущениями, однако имеет свою специфику.
Вместе с тем восприятие – более сложный процесс, чем просто ощущения. Он связан со способностью мозга к синтезу и анализу. Сначала мозг фиксирует воздействие и различает его среди других воздействий, затем сравнивает с имеющимися в памяти образами и создаёт новый целостный образ.
Восприятие связано с деятельностью человека и его общим психическим состоянием. Поэтому при разном настроении мы воспринимаем одни и те же объекты несколько по-разному. Острота восприятия зависит также и от сенсорного опыта: чем больше чувственных образов хранится в памяти, тем более разнообразным является восприятие. Обладатель богатого сенсорного опыта различает огромное количество оттенков цветов, среди беспорядочного городского шума способен вычленить какой-то конкретный звук (например – пение птицы), может чувствовать едва различимые запахи и выделять в них отдельные компоненты.
Представления
Это образы предметов или явлений, которые не оказывают в данный момент никакого воздействия на наши органы чувств. Эти образы хранятся в памяти и извлекаются оттуда в нужный момент – например, тогда, когда необходимо сравнить текущие ощущения с прошлым сенсорным опытом. Представления тоже связаны с органами чувств, поэтому могут быть зрительными, слуховыми, двигательными и т. д. Но представления также разделяются по своему функциональному содержанию: они могут быть техническими, музыкальными, топографическими и другими.
Мышление
Это высшая познавательная функция, которая оперирует обобщёнными образами и понятиями. Результатом мышления является получение новых знаний, которые невозможно получить с помощью чувственного опыта. Этот процесс познания основан на таких операциях, как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Сравнивая различные элементы полученной (в данный момент или ранее) информации, мозг приходит к определённым выводам, которыми и являются новые знания, более глубокая информация о предмете.
Мышление делится на три уровня, которые у человека развиваются постепенно по мере взросления:
- Наглядно-действенное мышление – элементарный вид, при котором мыслительные операции осуществляются прямо в момент физической (предметной) деятельности.
- Наглядно-образное – оперирует как конкретными, так и абстрактными образами.
- Абстрактно-логическое – высший уровень мышления, при котором задействованы такие инструменты, как символы, понятия и знаки.
У современного взрослого человека в мыслительном процессе задействованы все три уровня. Однако у маленьких детей развито только наглядно-действенное мышление, а у подростков появляется также наглядно-образное. Точно так же развивалась мыслительная деятельность в процессе эволюционного развития человека. Установлено, что у высших приматов тоже имеется наглядно-действенное, а иногда и наглядно-образное мышление.
Наглядно-образное мышление не является высшим уровнем мыслительной деятельности, однако именно оно – основа творчества, которое представляет собой высшую ступень процесса познания.
Воображение и творчество
Воображение отвечает за рождение новых образов в нашем мозге. Поэтому оно является основой творчества. Воображение и творчество – это уже исключительно человеческая форма мыслительной деятельности, и она не встречается даже у высших приматов (горилл, шимпанзе). Именно воображение ответственно за создание нашего «внутреннего мира», который может и не соответствовать миру внешнему, а может стать основой преобразования этого внешнего мира.
Можно сказать, что с помощью воображения человек максимально оторвался от природы и погрузился в создание собственных миров и жизнь в них. Вместе с тем воображение является частью нашей природы и закономерным результатом развития человеческого организма.
Механизм воображения таков, что создаваемые нами образы никогда в точности не соответствуют реальным, даже если мы представляем то, что многократно наблюдали в реальности. Элементы прежнего опыта накладываются на создаваемый образ в определённой степени хаотично, даже если мы пытаемся контролировать этот процесс.
Тем не менее образы могут различаться по степени новизны и оригинальности, из-за чего выделяют два типа воображения:
- Репродуктивное – отвечает за воспроизведение элементов реальности по некоторому образцу. Например, это позволяет представить животное по описанию, механизм по чертежу. Чем больше сила воображения и объём имеющихся знаний, тем в большей степени созданный образ будет соответствовать реальности.
- Творческое – отвечает за создание оригинальных образов, отсутствующих в действительности. Но в какой момент воображение становится творчеством? По-видимому, это происходит тогда, когда воображаемые образы воплощаются в реальности: скульптор создаёт новое произведение, художник пишет картину, писатель выпускает книгу и т. д. В этот момент внутренний мир человека, построенный воображением, как бы вторгается в реальность и изменяет её.
Речь
Это тоже высший процесс познания. Считается, что членораздельная речь доступна только человеку, хотя научные исследования это опровергают: обезьяны способны общаться друг с другом и с людьми с помощью «йеркиша» — специально разработанного символьного языка, а также с помощью языка жестов. Высшие приматы даже способны самостоятельно изучать эти языки и обучать им друг друга. Шимпанзе вполне способны были бы овладеть и устной человеческой речью, но им не позволяет сделать это строение голосового аппарата.
Речь – это система обмена информацией с помощью знаков. Но это не просто утилитарная структура, а важный инструмент познания. В речевой форме протекает логическое мышление, которое является высшей формой познания; элементами логического мышления являются слова и другие абстрактные знаки.
Речь организует человеческое мышление и стимулирует его. Замечено, что если глухонемого человека не обучить специальному языку, то его мышление останется на уровне трёхлетнего ребёнка.
Даже процесс восприятия связан с речью. Так, воспринимаемый объект нужно как-то обозначить, чтобы «принять» её в своём сознании. А чтобы решить сложную проблему, надо обозначить непонятные задачи с помощью специальных слов-знаков.
Внимание
Это не что иное, как концентрация на предметах, явлениях и внутренних состояниях. Внимание необходимо, чтобы воспринимать что-то определённое. При этом сознание в данный момент не замечает то, что не связано с решаемой задачей. Внимание является вспомогательным процессом, обеспечивающим работу других функций познания.
Внимание бывает непроизвольным и произвольным. В первом случае человека привлекает что-то яркое и необычное, то есть те или иные раздражители. Такое сосредоточение не зависит от наших усилий и происходит как бы «само по себе». А во втором случае сосредоточение происходит целенаправленно, и внимание фиксируется на предметах, не представляющих сиюминутного интереса. Значимость объектов в данном случае определяется целями и задачами нашей деятельности. Сложный текст учебного пособия или рабочий процесс – всё это менее интересно, чем какое-нибудь развлечение, но нам приходится сосредоточиваться именно на них, чтобы достичь какой-то важной цели.
Внимание отвечает за избирательность нашего сознания в целом. Оно даже может формировать человеческую индивидуальность: так, при взгляде на красиво оформленное блюдо художник обратит внимание на его внешний облик, повар – на состав блюда и его питательность, а маркетолог – на возможную стоимость его в ресторане или магазине.
Уровень деятельности
То, что процессы человеческой психики протекают неравномерно, с разной интенсивностью и быстротой, показывают самые первые таблицы по общей психологии. Психические процессы зависят целиком и полностью от состояния личности и внешних воздействий на нее. Что такое психическое состояние? Грубо говоря, это относительная устойчивость уровня психической деятельности, что проявляется в пониженной или повышенной активности. Состояния человек может испытывать самые разнообразные. Любой может вспомнить, что иногда физическая и умственная работа казалась лёгкой и протекала продуктивно, а в другие моменты те же самые действия требовали большого труда и всё равно не достигали нужного эффекта.
В зависимости от состояния личности меняется и характеристика психических процессов, таблица четко это показывает. Природа процессов, происходящих в психике, рефлекторна, они возникают и изменяются в зависимости от физиологических факторов, обстановки, хода работы, даже от словесных воздействий (от похвал и порицаний состояние личности явно приобретает новые качества). Сравнительная таблица психические познавательные процессы личности раскладывает по пунктам. Она содержит наиболее изученные факторы таких перемен. Например, уровень внимания может колебаться от сосредоточенности до рассеянности, характеризуя общее психическое состояние, а эмоциональные настроения особенно ярко меняют общий фон всех характеристик — от печали или раздражительности до жизнерадостности и восторженности. Особенно много исследований касается главного творческого состояния личности — вдохновения.
Свойства личности
Психические свойства личности — устойчивые образования, высшие регуляторы деятельности, которые определяют уровень состояния в качестве и количестве его компонентов, что наблюдается в поведении и деятельности, типичных для конкретной личности. Сравнительная таблица психических познавательных процессов каждое постепенно формируемое свойство психики связывает с результатом практической и отражательной деятельности. Многообразие таких свойств достаточно сложно классифицировать, даже согласуясь с основами всех уже сгруппированных психических процессов.
Однако интеллектуальная, то есть познавательная, волевая и эмоциональная деятельность личности достаточно глубоко изучены и рассмотрены во многих сложных взаимодействиях их синтеза. Таким образом, показывает разнообразные психические процессы таблица. Свойства, функции и роль этих составляющих в жизни человека будут рассмотрены нами в рамках этого материала. Из познавательных функций, например, стоит отметить наблюдательность и гибкий ум, к волевым относятся настойчивость и решительность, а к эмоциональным — чуткость, страстность. Свойства и функции психических процессов отличаются, однако все они играют важную роль в нашей повседневной жизни.
Познавательные процессы
являются отражением как ахроматических (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серого), так и хроматических (различные оттенки красного, зеленого, синего) цветов.
Слуховые
являются отражением звуков различной высоты (высокие — низкие), силы (громкие – тихие) и различного качества (музыкальные звуки, шумы).
Обонятельные
являются отражением запахов.
Вкусовые
являются отражением некоторых химических свойств вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне.
Осязательные
являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе.
Указанные
называют экстероцептивными и составляют единую группу по типу анализаторов, расположенных на поверхности тела или вблизи нее. Эти ощущения подразделяются на
контактные
( вызываются непосредственным прикосновением к поверхности тела – вкус, осязание) и
дистантные
( раздражителями действующими на органы чувств на некотором расстоянии- зрение, слух).
Двигательные
( проприоцептивные) отражают положение конечностей, их движения и степени прилагаемого при этом усилия.
Положения
( равновесия), играют важную роль в процессе восприятия ( например, устойчивости).
Внутренние
(интероцептивные), отражают внутреннее состояние тела. К ним относятся чувство голода, жажды, тошноты и.т.д.
Восприятия бывают:
- предметов и явлений окружающего мира;
- человека человеком;
- времени;
- движений;
- пространства;
- вида деятельности;
Восприятия времени, движений и пространства
– это сложные формы восприятий, имеющие многочисленные характеристики: продолжительный -краткосрочный, большой – маленький, высокий – низкий, быстрый – медленный и т.д.
Восприятие деятельности
подразделяется по видам: художественное, техническое, музыкальное и т.д.
- внешненаправленные
(восприятие предметов внешнего мира).
- внутренненаправленные
( восприятие собственных мыслей и чувств).
- ошибочное(иллюзорное)
Иллюзия —
искаженное восприятие реально существующей действительности.
Непроизвольное –
возникает без намерения человека увидеть или услышать что –либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли. Оно может быть вызвано неожиданностью раздражителя, его силой, подвижностью, контрастом между раздражителями.
Произвольное –
активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержания уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями. Этот вид внимания необходим для усвоения трудовых навыков, от него зависит работоспособность.
Постпроизвольное –
оно наступает после произвольного. Когда при решении задачи появляются первые позитивные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее, уже не требует специальных волевых усилий и ограничена лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое значение в учебной и трудовой деятельности.
Внешненаправленное (перцептивное) –
направлено на окружающие объекты и явления.
Внутреннее
– на собственные мысли и переживания
.
Природное –
врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Социально обусловленное –
складывается в течении жизни субъекта в результате обучения и воспитания. Оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное
– не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует социальным интересам и потребностям человека.
Опосредованное
– регулируется с помощью специальных средств, например жестов и слов.
Сенсорное
— направлено на восприятие.
Интеллектуальное
– направлено на мышление, работу памяти.
Моторное —
направлено на движение.
Генетическая (наследственная) –
включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. Она хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.
Прижизненная
– является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Подразделяется на: —
непроизвольную –
автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящей без усилий со стороны человека и установки на запоминание;
—произвольную
– запоминание со специальной установкой запомнить и требующая определенных волевых усилий.
Механическая
– основана на повторении материала без его осмысливания.
Смысловая
– предполагает осмысливание запоминаемого материала, которая основана на понимании внутренних логических связей между его частями.
Кратковременная
– сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы.
Оперативная
– рассчитанная на хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная
– способна хранить информацию в течение практически не ограниченного срока. В эту память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение.
Когнитивная
– процесс сохранения данных.
Эмоциональная
– сохранение в сознании переживаний и чувств.
Личностная
– обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.
Словесно-логическая
– тесно связана со словом, мыслью и логикой. Человек, обладающей такой памятью, может быстро и точно запомнить смысл событий, читаемого текста, логику рассуждений.
Зрительная
– связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Слуховая
– запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых).
Двигательная
– представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведении с достаточной точностью многообразных сложных движений.
Осязательная, обонятельная, вкусовая –
играют в жизни человека меньшую роль, которая в основном сводится к обеспечению безопасности и самосохранения организма.
Теоретическое –
познание законов, правил, разработка концепций и гипотез.
Практическое
– подготовка преобразования действительности.
Аналитическое
– носит временной, структурный, осознаваемый характер.
Реалистическое –
направлено на внешний мир и регулируется законами логики.
Аутистическое
– связано с реализацией желаний человека.
Продуктивное –
воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, а
репродуктивное
– воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию.
Непроизвольное – предполагает трансформацию образов сновидения, а произвольное –
целенаправленное решение мыслительных задач.
Устная –
общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.
Монологическая –
развернутая речь человека, обращенная к другим людям.
Диалогическая –
представляет собой попеременный обмен репликами или развернутыми прениями двух или более людей.
Внутренняя –
беззвучна скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления.
Письменная
— в отличие от монологической строится при помощи письменных знаков
.
Пассивное преднамеренное –
образы и фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей.
Пассивное непреднамеренное
– происходит при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.
Активное воссоздающее –
имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию.
Активное творческое –
самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктов деятельности.
Синтез
Свойства психики человеческой личности не существуют по отдельности, они действуют в синтезе, образуя сложнейшие структурные комплексы. Существует классификация проявлений бессознательного по психическим процессам. Таблица таких состояний представлена ниже.
Туда входят следующие процессы, синтезирующиеся друг с другом:
- Жизненная позиция: потребности, интересы, убеждения, идеалы, активность личности и избирательность.
- Темперамент — природные свойства личности: уравновешенность, подвижность, тонус, другие поведенческие особенности, всё то, что характеризует динамику поведения.
- Способности: целая система интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств личности, которые могут определять творческие возможности.
- Характер — система способов поведения и отношений.
Взаимосвязанные нервно-психические акты в их устойчивой и целенаправленной совокупности имеют определённую схему преобразования деятельности для получения определённого результата. Это и есть психические процессы, свойственные каждой личности, представляющие основную ценность для изучения. Например, память как психический процесс требует запоминания информации, это её потребность — сознательная и бессознательная. Здесь входом в процесс будет именно это требование как свойство, а выходом или конечным результатом — оставшаяся в памяти информация.
Психические явления
Наиболее распространённые психические процессы были перечислены выше, но давайте остановимся на этих списках подробнее. У разных авторов они в значительной мере разнятся. Распространёнными и отмеченными всеми являются внимание, эмоции, память, чувства, ощущения, воля, мышление, восприятие, речь. В категории психических явлений они доступны любому непосредственному и неквалифицированному наблюдению.
Интересен чаще всего даже не сам наблюдаемый процесс, а его отклонения от нормы, то есть характеристики. Здесь обычно студентам помогает разобраться с классификацией обычная таблица особенностей психических процессов. Детей всех категорий изучают особенно внимательно, но и у них познавательные процессы достаточно легко можно отличить от эмоциональных или волевых.
Особенности личности
Люди бывают наделены абсолютно разными возможностями: один рассеян, а другой внимателен, этот прекрасно запоминает лица, а тот — только мелодии. Кроме этого, поведение характеризует любое психическое явление и степень уравновешенности: кого-то сюрприз обрадует, кого-то удивит, а некоторых оставит равнодушными. Люди и друг к другу относятся по-разному: одни любят окружающих, а другим человечество кажется отвратительным. Существуют люди настойчивые, даже упрямые в достижении поставленной цели, а также и такие, которым всё безразлично — они всегда остаются апатичными и вялыми.
Отношение к науке
Отечественная психология все психические явления разделяет на три вида: свойства, состояния и процессы. Различия между ними не так велики и относятся к временным. Процессы обычно проходят быстро, а вот свойства более устойчивы и длительны. Современные психологи считают, что посредством взаимосвязанности психических процессов образуется, собственно, психика, которую разделить на составляющие можно разве что весьма условно, поскольку нет для этого исследования теоретического обоснования. Тем не менее достаточно широко выявлены и изучаются не только крупные явления работы психики, но и основные психические процессы, сравнительная таблица для которых существует далеко не в единственном числе.
Но поскольку психология стала наукой, учеными разрабатываются методы её познания, где главным постулатом является интегративный подход к человеческой психике, а все классификации в таблицах — это ценность пропедевтическая и педагогическая. Аналогично происходят процессы в обществе. Так же, как и в психике отдельной личности, они предельно взаимосвязаны в социуме: дети учатся, родители воспитывают их, работают, спортсмены тренируются, алкоголики пьют, полиция ловит преступников и так далее. Насколько бы ни казались эти процессы параллельными, рано или поздно все они друг с другом каким-то образом пересекаются.
Воля и эмоции
Человек на протяжении всей своей жизни воспроизводит имеющиеся у него умения, знания, навыки, пытаясь связывать разнообразные формы поведения с имеющимся эмоциональным состоянием. Таким образом выстраивается актуализация связей между различными психическими процессами, осуществляется переход их из латентной в активную форму. Среди эмоциональных состояний самое яркое — аффект. Это бурная, стремительно протекающая огромной силы эмоция, которая похожа на взрыв, поэтому сознанию она неподконтрольна и часто бывает патологической.
А вот процесс, концентрирующий сознание на реальном или идеальном объекте, — это внимание. Но оно не является эмоциональным. Особенная способность регулирует и самодетерминирует собственную деятельность. Это воля. Все психические процессы могут быть подчинены ей. Её основные свойства и функции — точный выбор цели и мотивов, регуляция побуждений к определённым действиям, даже если ощущается недостаток мотивации, организация тех психических процессов, которые способны вписаться в систему адекватно выполняемой деятельности, мобилизация психических и физических возможностей, если требуется преодоление препятствий на пути к поставленной цели.
Определение понятия
Познание — что это в психологии?
Познание — это сбор фактов, информации и опыта путем восприятия, открытия или обучения, которые человек накапливает на протяжении всей своей жизни и образования и может использовать и применять к новому жизненному опыту.
Но нет единого, окончательного, общепризнанного определения того, из чего состоит знание, оно приобретается посредством сложных когнитивных процессов: восприятия, коммуникации, ассоциации и рассуждения.
Познание в психологии — это изучение и понимание психических процессов личности: желаний, намерений, убеждений.
Познавательные процессы относятся к ряду задач, которые мозг выполняет непрерывно. Он обрабатывает всю информацию, полученную из окружающей среды. Благодаря этим когнитивным процессам познание существует и позволяет нам исследовать мир.
Гармоничное взаимодействие между когнитивными процессами является фундаментальным, чтобы мы могли адекватно анализировать реальность и адаптироваться к ней.
Благодаря ментальным процессам мы можем быть гибкими к изменениям и требованиям ситуации. Наши исполнительные функции отвечают за координацию этих процессов.
Когнитивные процессы могут действовать вместе и отдельно. Например, люди с языковым расстройством все еще могут прекрасно воспринимать стимулы и решать математические задачи.
Познание и интеллект
Инструментами для адекватного отражения и проецирования мира, окружающего человека, служат представление и воображение. Они теснейшим образом связаны с неспецифическими структурами мозга на корковом уровне и позволяют выстроить динамические характеристики назревающих психических процессов. Это скоростные и количественные показатели тех или других действий и их реализация. Состояние, в котором находится психика личности, может быть разным, отсюда и высокая вариативность результатов деятельности.
Речь находится в теснейшей связи с мышлением, примерно столь же тесно, как ощущения и восприятие, — одно вытекает из другого. Эти познавательные процессы психики свойственны любой деятельности, так как именно они обеспечивают её эффективность. С помощью основных познавательных процессов человек может заранее намечать нужные цели, строить планы, наполнять содержанием предстоящую деятельность, прогнозировать результаты и манипулировать ими по мере продвижения работы. Психические познавательные процессы и их характеристики таблица, представленная в статье, демонстрирует как интеллектуальные.
Познавательная сфера и структура познания
Психология познания — это одно из основных течений теоретической психологии восприятия, это познавательная сфера личности, а именно: ощущение и восприятие, воображение, мышление, память.
Личность — это информационная организация, образованная в результате обучения.
Можно выделить четыре основных вида информации, в которых взаимные отношения создают личность: описания отношения субъект — окружение; о собственной персоне; описывающие окружение; описывающие собственные действия субъекта.
Анализируя эту сферу вместе с ситуацией можно точнее понять отношения между людьми и окружающей их, средой.
Когнитивные структуры — это психические процессы, которые люди используют для обработки и понимания информации. Они организуют информацию для обучения и запоминания.
Когнитивные структуры являются неотъемлемой частью понимания и памяти. Существует три категории когнитивных структур:
- Сравнительные мыслительные структуры, такие как запоминание и классификация.
- Символические структуры представления, такие как жесты, танец и музыка.
- Логические структуры рассуждения, такие как рассуждение, причина и следствие, оценка и решение проблем.
Познавательные структуры могут развиваться с течением времени.
Выводы
Психологический процесс проще всего объяснить способностью человека вспоминать, думать и предвидеть. Чаще всего это понятие связывается с получением знаний. Познавательные психические процессы имеют всегда творческий и активный характер, не столько отражающий окружающий мир, сколько его преобразующий. Существуют два способа познания — специфический и неспецифический. Первый пользуется процессами чувственными и рациональными — это ощущения, восприятие и мышление, в последнем разделяют понятие, суждение и умозаключение.
Универсальные, или неспецифические, процессы психики — это память, воля, воображение, внимание. Действуют они сквозным методом, обеспечивая связи на всём протяжении действия познавательного процесса, и именно от них зависят все процессы поведенческого плана, находящиеся в синтезе. Так поддерживается познавательная деятельность и практическая предметная активность личности, которая получает не только индивидуальность, но и своеобразие и уникальность.
Познавательные психические процессы
3.1. Общее представление о познавательных процессах
Познавательные (когнитивные) процессы
(от лат. cogito – думаю; англ. cognition – познание) – психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации.
Когнитивная психология
(англ. сognitive psychology) – направление современной психологии, в рамках которого исследуется следующий круг проблем: восприятие информации, хранение знаний и извлечение их из памяти, мышление, речь, решение проблем.
Все когнитивные процессы можно разделить на три группы:
- обнаружение стимулов;
- хранение и преобразование стимулов;
- выработка ответных реакций.
3.2. Ощущение
Ощущение
(англ. sensation) – психический процесс обнаружения простейших стимулов (внешних и внутренних), воздействующих на рецепторы органов чувств.
Ощущения присущи животным и человеку и являются продуктом деятельности анализаторов (сенсорных систем).
Анализатор
или
сенсорная система
(англ. sensory system)
–
часть нервной системы, отвечающая за прием, передачу и обработку сенсорной информации; состоит из чувствительных рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, осуществляющих обработку полученных сигналов.
Сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Рецептор
(от лат. recipere – получать, принимать) – сложное образование, состоящее из нервных окончаний, которые посредством биохимических и неврологических реакций обеспечивают превращение влияния раздражителя в нервный импульс.
Инициализация ощущения связана с реакцией специфических рецепторов (фоторецепторов, механорецепторов, хеморецепторов, терморецепторов и др.) на физические стимулы.
Рис. 3.1.
Виды и свойства ощущений
Рассмотрим различные классификации видов ощущений
.
- По модальности
(
видам сенсорных систем
) различают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые и интермодальные (промежуточные) ощущения. - По месту расположения рецепторов
(классификации Ч. Шеррингтона) выделяют следующие виды ощущений:- экстероцептивные
(на поверхности тела);
интероцептивные
или
органические (
во внутренних органах) – наименее осознаваемые и наиболее диффузные формы ощущений, которые осознаются только при существенном нарушении нормального состояния организма; - экстероцептивные
- проприоцептивные
(в мышцах, сухожилиях, суставных сумках) – двигательные (кинестезические) и статические ощущения. - По происхождению
(генетическая классификация X. Хэда) выделяют два вида ощущений:- протопатические
– филогенетически более древние, недифференцированные ощущения (голод, жажда и прочее);
эпикритические
– филогенетически более новые ощущения, имеющие дифференцированную структуру, точную локализацию внешнего раздражения, более низкий порог раздражения и более совершенное распознание качества раздражителя. - протопатические
- По степени совместимости с жизнью биотические
(совместимые) и
абиотические
(несовместимые) ощущения.Рассмотрим основные свойства ощущений
.
- Качество
– основная особенность ощущения, определяемая свойствами вызвавшего его объекта, которая варьируется в пределах данного вида ощущения и отличает его от других.
Интенсивность
– степень субъективной выраженности ощущения, которая зависит от силы раздражителя и функционального состояния рецептора. - Качество
- Сенсорная адаптация
– изменение чувствительности под воздействием раздражителя. - Чувствительность
сенсорной системы определяется через пороги ощущений. - Абсолютный нижний порог чувствительности
– минимальная сила (величина) раздражителя, вызывающая ощущение. - Абсолютный верхний порогчувствительности
– максимальная сила (величина) раздражителя, при которой возникает ощущение, адекватное действующему раздражителю. - Относительный
(
разностный
,
дифференциальный
)
порог чувствительности
– минимальная разность величин раздражителя, которая дает заметное различие в ощущении. - Длительность
– характеристика ощущения, определяющаяся временем действия раздражителя и его интенсивностью.- Скрытый
(
латентный
)
период ощущений
– период времени с момента начала воздействия раздражителя на орган чувств до момента возникновения ощущения.
Последовательный образ
– по окончании воздействия раздражителя возникшие ощущения исчезают не сразу, а спустя некоторое время. - Скрытый
- Пространственная локализация
– локализация ощущений в определенном месте пространства; данный термин употребляется для слуховых, зрительных и осязательных ощущений. - Взаимодействие ощущений
, которое может проявляться следующим образом:- сенсибилизация
– обострение чувствительности анализатора;
синестезия
– возникновение ощущения одной модальности под влиянием раздражителя другой модальности; - сенсибилизация
- контраст
– изменение качества и интенсивности ощущения под воздействием предшествующего или сопутствующего раздражителя. - сигнальная
– уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира; - отражательная
(
образная
) – построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире; - регулятивная
– адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности.
Функции ощущений
(М.В. Гамезо и другие, [, С.48]):