От эмоционального состояния зависит многое: принятие решений, реагирование на поступки и поведение других людей, продуктивность и даже самочувствие. Если мы перестаем контролировать наши переживания, они начинают управлять нами, что зачастую приводит к не самым приятным последствиям. В этой статье я приведу классификацию и опишу виды эмоций, чувств человека в психологии, объясню их основные особенности в схемах и таблицах.
Что это такое: понятие
Эмоциональность – это реакция психики на различные обстоятельства жизнедеятельности, которая определяет направленность действий личности. С внешним миром она связана отношениями взаимозависимости: происходящее вокруг (обстановка, общая атмосфера, люди, события) непосредственно влияет на психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на окружающее пространство.
Между эмоциями и чувствами есть некоторые отличия: первые являются краткосрочными, вторые – устойчивыми, более продолжительными.
Структура эмоциональной сферы
- Эмоциональная возбудимость – готовность эмоционального реагирования на значимые для человека раздражители. При повышенной эмоциональной возбудимости эмоциональные реакции в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия.
- Сила эмоций – энергизация деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. Некоторые люди могут испытывать чувства такой силы и интенсивности, на которые другие оказываются неспособными.
- Эмоциональная устойчивость – сопротивляемость действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений, терпеливость, ведущие к стабильности состояния.
- Эмоциональная лабильность – подвижность эмоций, благодаря которой человек быстро реагирует на смену стуаций и обстоятельств, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие.
- Общая эмоциональная направленность личности проявляется в том, какие эмоции оказываются наиболее близкими человеку, наиболее желательными и устойчивыми, обусловливает избирательность отношения субъекта к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и окружающим его людям.
См.также: Волевая сфера личности
Роль и природа
Эмоциональность — сложный психический процесс, состоящий из трех элементов:
- Физиологический. Отражает изменения, происходящие в организме при проявлении тех или иных настроений: частота дыхания, сокращений сердечной мышцы, преобразования гормонального фона, обменных процессов).
- Психологический. Характеризует само переживание: гнев, радость, грусть.
- Поведенческий. Проявляется в мимике, жестикуляции и действиях (заторможенная реакция, активность, агрессия, плач).
Первые два компонента представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния, тогда как третий отвечает за его внешние проявления. Зачастую человек оказывается в ситуации, когда открыто выразить свои чувства он не может. Возникает необходимость в сдерживающем факторе или отсрочки во времени. Но так или иначе, выплескивать лишнюю энергию, возникающую внутри, нужно обязательно. Это можно сделать с помощью двигательной активности или осуществления бытовых действий (заняться уборкой, переключиться на хобби).
Эмоции имеют ряд особых характеристик:
- Полярность. Они обладают положительной или отрицательной окраской хотя возможно и наличие противоречий (можно любить человека, но вместе с тем испытывать по отношению к нему обиду, гнев или беспокойство).
- Энергетическая заряженность. Существуют стенические переживания (вызывающие повышение активности – разъяренность, раздражение, воодушевление, восторг) и астенические (порождающие пассивность – грусть, страх).
- Целостность. Эмоциональность предполагает взаимодействие всех психофизических сторон личности, которые оказывают воздействие на весь организм, проявляясь и в действиях, и в теле, и в образе мыслей.
- Неотчуждаемость. Эмоции невозможно отделить от остальных процессов, происходящих в психике. Они сопровождают все – и работу органов чувств (отделяют приятное от неприятного), и функционирование интеллекта (вызывают интерес или скуку).
Эмоциональность как качество личности
Несложно заметить, что люди отличаются друг от друга и по характеру проявления эмоций, и по их количеству. Есть те, кто готов по любому поводу визжать от восторга или впадать в истерику. А иные практически в любой ситуации сохраняют спокойствие и даже равнодушие, возможно, они и испытывают какие-то переживания, но заметить их бывает сложно.
Проявления эмоциональности
Особенности эмоциональной сферы личности проявляются в ряде индивидуальных характеристик, которые накладывают отпечаток на поведение в целом.
- Уровень возбудимости. Этот показатель лишь частично связан со сферой эмоций и носит больше нейрофизиологический, чем психический характер. Но от него во многом зависит характер эмоциональности личности. Более возбудимые люди, соответственно, и более эмоциональны. Связан уровень возбудимости со скоростью и силой нервных процессов, в первую очередь, с возникновением очагов возбуждения в коре головного мозга.
- Эмоциональная устойчивость определяется временем сохранения возбуждения, а значит, и длительностью переживания тех или иных эмоций. Мимолетные, поверхностные эмоции, яркие, но неустойчивые вспышки чувств, частая смена настроения – признаки непостоянной натуры. Но с другой стороны, чрезмерное зацикливание на одних переживаниях, «пережевывание» какой-то эмоциональной ситуации снова и снова может привести к серьезным проблемам, в том числе психологическим.
- Сила и глубина переживаний. Сильные эмоции свойственны многим ярким, неординарным личностям. Такие эмоциональные состояния играют важную роль в творчестве, они поддерживают энергию, активность и работоспособность личности на пути к успеху. С другой стороны, подобные эмоции и сами энергоемки, их переживание часто приводит к эмоциональному выгоранию – ощущению опустошения, апатии и душевной усталости.
- Экспрессивность – это способность (и потребность) человека транслировать свои эмоции окружающим. Нередко экспрессивность принимают за повышенную эмоциональность, но чаще всего чувства выражаются сильнее, чем переживаются, так как люди просто хотят привлечь к себе внимание. Многие и вообще «играют на публику», не испытывая и половины тех эмоций, которые переживает сдержанный, замкнутый, неэкспрессивный человек.
Сочетание этих характеристик и разных их уровней делает каждого человека уникальной и неповторимой с точки зрения эмоциональности личностью. Характер и уровень наших эмоций связан с целым рядом причин, среди которых можно выделить две группы: индивидуальные особенности нервной системы и внешние факторы.
Эмоциональность и темперамент
Одной из главных причин различий в эмоциональной сфере людей являются особенности нервных процессов, то есть темперамент.
Не углубляясь в анализ этого понятия, лишь скажу, что под типом темперамента понимают врожденные особенности психических процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Сочетание таких характеристик, как сила, скорость и соотношение возбуждения, и торможения дают огромное разнообразие индивидуально-психологических типов людей. Их условно разделяют на 4 основных: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник. В чистом виде они не встречаются, однако у большинства людей преобладают черты какого-то одного типа, а остальные присутствуют в меньшем количестве.
Для каждого типа характерна своя картина эмоциональности, заданная своеобразием психических процессов:
- Холерик. Из-за высокой скорости и неустойчивости психических процессов эмоции у этого типа проявляются ярко, бурно, но непродолжительно. Для холериков характерна быстрая смена настроений, но преобладают позитивные эмоции. Поистерив немного, холерик быстро переключает внимание на что-то приятное. Эти люди влюбчивы, но непостоянны, готовы с энтузиазмом и восторгом поддержать любой проект, но надолго их энтузиазма не хватает.
- Флегматик. Эмоциональная противоположность холерику. Для данного типа темперамента характерен высокий уровень торможения, поэтому эмоции у флегматиков возникают с трудом и не проявляются ярко. Спокойствие этих людей граничит с холодностью и черствостью. Однако неярко выраженные чувства флегматиков очень устойчивы и часто сохраняются всю жизнь.
- Меланхолик. Этот тип называют слабым из-за низкого уровня активности нервных процессов. Смена настроений у меланхолика почти незаметна, но так как негативные эмоции объективно устойчивее позитивных, то люди этого типа постоянно пребывают в состоянии уныния. Их легко расстроить, и они не могут самостоятельно создать себе позитивное настроение. С другой стороны, это очень чувствительный тип. Меланхолики чутко реагируют на изменение настроения других, у них высокая способность к сопереживанию.
- Сангвиник. Это сильный и устойчивый тип, он способен на яркие эмоции, которые к тому же сохраняются долго. Сангвиник лучше любого другого типа темперамента способен регулировать свою эмоциональность. Но упорство и даже упрямство сангвиников, а также их стремление к доминированию иногда делает этих людей агрессивными и жестокими.
Так как у нас в той или иной степени присутствуют черты всех четырех типов, то в разных жизненных ситуациях мы можем вести себя по-разному. И сама эмоциональность, как личностное качество, тоже формируется и меняется под влиянием внешних факторов.
Функции
- Субъективная. Эмоциональное состояние способствует формированию у индивида определенной точки зрения, а также позволяет устанавливать связи с внешним миром. Все происходящее воспринимается человеком через призму его ощущений.
- Коммуникативная.С помощью такого свойства психики, как эмпатия мы можем определять настроение, в котором находится другой индивид, что помогает налаживать контакт или даже манипулировать окружающими.
- Поведенческая. Определение вектора поведения, отделение приятного от неприятного, важного от неважного.
Самочувствие
Эмоциональные состояния личности находятся в прямой зависимости от характера ее психической деятельности. При этом существует и обратная связь. Человек, находящийся в хорошем состоянии, способен активизировать свою познавательную и волевую деятельность.
Однако эмоциональные состояния личности зависят не только от рода выполняемой ею деятельности. Они соразмерны самочувствию. И здесь также можно наблюдать обратную связь. Ведь даже больной, находящийся в очень тяжелом состоянии, во время душевного подъема способен ощутить себя абсолютно здоровым.
Классификации: все основные виды эмоций
На протяжении жизни мы испытываем колоссальное количество переживаний. Не все из них можно описать двумя словами, многие противоречивы и неоднозначны.
Существует множество различных подходов к систематизации и классифицированию эмоционального состояния. Самый простой из них представлен в таблице ниже.
Тип | Описание | Примеры |
Позитивные | Доставляют удовлетворение, в совокупности создают ощущение довольства происходящим, счастья. | Симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение. |
Негативные | Создают общую неудовлетворенность, плохое настроение. | Страх, печаль, зависть, горе, грусть, обида, злость, тоска. |
Нейтральные | Напрямую не влияют на действия индивидуума. | Равнодушие, удивление, интерес. |
Классификация Додонова
Эта схема более распространена в психологии и показывает распределение видов переживаний по функциям:
- Коммуникативные (возникают в процессе общения).
- Альтруистические (связаны с желанием приносить пользу людям).
- Праксические (появляются при успешном выполнении запланированного).
- Глорические (потребность в самоутверждении).
- Пугнические (тяготение к риску, опасности).
- Романтические (предполагают стремление к новому и необычному).
- Эстетические (возникновение определяется взаимодействием со сферой искусства).
- Гностические (формируются с тягой к познанию).
- Акизитивные (основаны на накоплении, собирательстве).
- Гедонистические (направлены на испытание удовольствия).
Классификация Леонтьева
Согласно этому подходу, типы эмоций делятся исходя из породившего их источника. Переживания могут быть вызваны:
- степенью удовлетворенности тех или иных потребностей;
- чужими желаниями и отношением к ним индивида;
- взаимоотношениями;
- презрением;
- проведением аналогий между собой реальным и идеальным (соответствие личности внутренним требованиям, ожиданиям, нормам);
- сравнение своего «Я» с общественными стандартами.
Однако этот вариант разделения вызывает множество вопросов, так как является нечетким. Например, что делать в случае, когда одно и то же ощущение может возникнуть в выстраивании отношений, и при самоанализе?
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Классификация эмоций
Все, с чем человек сталкивается в своей повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни явления или предметы способствуют появлению у него симпатии, а другие – отвращения. При этом у человека возникают самые различные реакции. Это может быть бурный порыв страсти и еле сдерживаемый гнев.
Под эмоциями подразумеваются психические процессы, которые отражают личную значимость человека и выражаются в виде переживаний. Они являются оценкой внутренних и внешних ситуаций, которые индивид дает в процессе своей жизнедеятельности. Исходя из этого, можно утверждать, что эмоции – понятие субъективное. Они представляют собой сложное психическое явление.
Существуют различные виды эмоциональных состояний по форме своего протекания. К ним относятся:
— аффекты; — чувства; — собственно эмоции; — настроения; — эмоциональный стресс.
Формы и примеры эмоциональных процессов
- Сами эмоции. Могут появиться как в столкновении с действительно существующими ситуациями, так и при обдумывании воображаемых, несуществующих событий. Они позволяют выразить удовлетворенность или неудовлетворенность происходящим, дать ему оценку, основанную на личном опыте индивида.
- Чувства. Они всегда устойчивы (не сиюминутны) и отличаются яркостью выраженности. Можно чувствовать страсть, любовь, обиду.
- Настроение. Самое длительное состояние психики, которое влияет на действия и самочувствие личности в целом на протяжении долгого периода.
- Аффекты. Крайняя форма выражения переживаний, побуждающая краткосрочные неконтролируемые изменения в поведении. Полностью иррациональна и проходит очень бурно.
Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон
Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:
- Интеллектуальные. Возникают во время умственной деятельности (удивление, сомнение, любопытство).
- Эстетические. Их развитие связано с восприятием прекрасного (любовь к искусству или некоторым его аспектам, восхищение красотой).
- Нравственные. Характеризуют отношение индивида к поведению других людей. Эта оценка в большинстве случаев зависит от существующих в обществе норм (гуманность, альтруизм, дружба, сострадание, жалость, любовь).
Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.
«Эмоциональные состояния»
«Эмоциональные состояния»
Любая личность знакомится и постигает окружающую действительность благодаря средствам познания: внимания, ощущений, восприятия, мышления, воображения и памяти. Каждый субъект каким-то образом реагирует на происходящие события, ощущает какие-то эмоции, переживает чувства в адрес определенных предметов, людей, явлений. Субъективное отношение к ситуациям, фактам, объектам, персонам отражается в сознании личности в виде переживаний. Такие отношения, переживаемые во внутреннем мире, именуются «эмоциональное состояние». Это психофизиологический процесс, который мотивирует человека на выполнение каких-то действий, регулирует его поведение, влияет на мышление.
В научном сообществе не существует единого универсального определения, точно поясняющего, что являет собой эмоциональный феномен. Эмоциональное состояние – обобщающее понятие для всех переживаемых личностью отношений, которые возникли в ходе его жизнедеятельности. Удовлетворение требований и запросов человека, как и неудовлетворение потребностей личности, порождает разнообразные эмоциональные состояния.
Виды и характеристики эмоциональных состояний.
Эмоциональный мир личности представлен пятью компонентами:
- эмоциями;
- аффектами;
- чувствами;
- настроениями;
- стрессами.
Все вышеуказанные составляющие эмоциональной сферы человека являются одними из главнейших регуляторов поведения субъекта, выступают источником познания действительности, выражают и определяют многообразие вариантов взаимодействия между людьми.
Следует отметить, что один и тот же эмоциональный процесс может продолжаться от считанных секунд до нескольких часов.
При этом каждый вид переживаний может выражаться с минимальной силой либо быть очень интенсивным.
Эмоции
Эмоция – это переживание субъекта в конкретный миг его жизни, передающее личностную оценку происходящего события, информирующее об его отношении к реально сложившему положению, к явлениям внутреннего мира и событиям внешней среды.
Эмоции человека возникают мгновенно и могут меняться очень быстро.
Наиболее значимой характеристикой эмоций является их субъективность.
Как и все иные психические процессы, все виды эмоциональных состояний выступают результатом активной работы головного мозга.
Пусковым механизмом для зарождения эмоций выступают изменения, которые в настоящее мгновение происходят в окружающей реальности.
Чем более важными и значимыми являются для субъекта протекающие изменения, тем более острым и ярким будет переживаемая им эмоция.
Также эмоции различаются по интенсивности – их силе.
Например: злость, гнев и ярость, по сути, являются идентичными переживаниями, однако они проявляются с разной силой.
Эмоции также классифицируют на два типа: стенические (активные) и астенические (пассивные). Активные переживания мотивируют и побуждают человека к выполнению действий, пассивные эмоции расслабляют и лишают энергии.
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Аффекты
Второй вид эмоциональных состояний – аффекты.
Это кратковременное состояние, для которого характерна особая интенсивность и выразительность переживаний.
Аффект – психофизиологический процесс, который стремительно овладевает субъектом и очень выразительно протекает.
Он характеризуется значительными изменениями в сознании и нарушением контроля личности над своим поведением, потерей самообладания.
Аффект сопровождается выраженными внешними проявлениями и активной функциональной перестройкой работы внутренних систем.
Особенностью этой разновидности эмоциональных состояний является привязка к ситуации настоящего.
Аффект всегда возникает в ответ на существующее положение вещей,
то есть он не может быть ориентирован на будущее и отражать
переживания прошлого.
Аффект может развиться по различным причинам.
Бурный эмоциональный процесс может быть вызван единичным психотравмирующим фактором, длительной стрессовой ситуацией, серьезным заболеванием человека.
Чувства
Третий вид эмоциональных состояний – чувства. Это более устойчивые психоэмоциональные состояния в сравнении с эмоциями и аффектом. Чувства – проявления субъективного отношения личности к реальным фактам или абстрактным объектам, определенным вещам или обобщенным понятиям. При этом такая оценка практически всегда является бессознательной. Зарождение и утверждение чувств являет собой процесс формирования устойчивого отношения человека к какому-то объекту или явлению, который основан на имеющемся у индивида опыте взаимодействия с таким объектом.
Особенность чувств – в отличие от эмоций они носят более или менее постоянный характер, это укоренившаяся особенность личности. Эмоция, в то же время, мимолетное переживание данной ситуации.
Чувства напрямую связаны с особенностью личности, они отражают отношение человека к жизни, его мировоззрение, убеждения, взгляды. Чувство – сложная по своей структуре разновидность эмоциональных состояний.
Помимо валентности (окраса) существует и еще одна черта этого вида – интенсивность чувств. Чем сильнее и глубже чувство человека, тем более выраженные его внешние (физиологические) проявления, тем существенней его влияние на поведение субъекта.
Настроения
Настроение – достаточно длительное по времени эмоциональное состояние, окрашивающее все переживания человека и влияющее на его поведение.
Особенности настроения – безотчетность, незначительность выраженности, относительная устойчивость.
В случае если настроение приобретает значительную интенсивность,
то оно оказывает существенное влияние на умственную деятельность человека, продуктивность его труда.
Еще одна черта этого эмоционального состояния – отсутствие привязанности к какому-то конкретному объекту.
Настроение выражает общее отношение индивида к сложившемуся положению вещей в целом.
Как формируется настроение человека?
Этот вид эмоционального состояния может иметь весьма различные источники: как недавно свершившиеся события, так и весьма отдаленные ситуации.
Основной фактор, влияющий на настроение человека – его удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью в целом, или какими-то отдельными явлениями.
Несмотря на то, что настроение личности всегда зависит от определенных причин, источники присутствующего эмоционального состояния не всегда ясны и понятны особе.
Стрессы
Термином «стресс» принято обозначать особые переживания чувств,
которые подобны по своим характеристикам аффекту и аналогичны
по своей продолжительности настроениям.
Причины стресса разнообразны.
Вызвать стрессовое состояние может однократное интенсивное экстремальное воздействие внешних факторов.
Привести к стрессу могут и длительно воздействующие монотонные ситуации, в которых индивидуум ощущает угрозу или обиду.
Нередко это эмоциональное состояния возникает у субъекта, если он длительный период ощущает нервное напряжение и переживает негативные эмоции.
При этом он понимает, что изменение сложившегося положения в данный момент и ближайшее будущее невозможно.
Физиологические основы эмоциональных состояний.
Как и все психические процессы, эмоциональные состояния — результат деятельности мозга.
Возникновение их вызвано изменениями, которые совершаются во внешнем мире.
Эти изменения ведут к повышению или понижению жизнедеятельности, побуждению одних потребностей и угасанию других, к переменам в процессах, происходящих внутри человеческого организма.
Физиологические процессы, характерные для эмоций, имеют своей основой как сложные безусловные, так и условные рефлексы.
Известно, что системы условных рефлексов замыкаются и закрепляются
в коре больших полушарий.
А сложные безусловные рефлексы осуществляются через подкорковые узлы полушарий, зрительные бугры, относящиеся к мозговому стволу, и другие центры, передающие нервное возбуждение из высших отделов мозга на вегетативную нервную систему.
Переживание чувств человеком всегда результат совместной деятельности коры и подкорковых центров.
Чем большую значимость для человека приобретают изменения, происходящие вокруг него и с ним, тем более глубокими будут переживания чувств.
Возникающая вследствие этого перестройка систем временных связей вызывает процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры.
В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма:
- дыхательной,
- сердечно-сосудистой,
- пищеварительной,
- секреторной и др.
Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов.
В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания (человек задыхается от волнения, тяжело и прерывисто дышит)
и сердечной деятельности (сердце замирает и усиленно бьется),
изменением кровообращения отдельных частей организма
(от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушением функционирования секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту от волнения, «холодный» пот от страха) и т.д.
Кора больших полушарий в нормальных условиях оказывает регулирующее, в основном тормозящее, влияние на подкорковые центры, таким образом сдерживаются внешние выражения чувств.
Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения и ее регулятивные функции нарушаются при воздействии раздражителей большой силы, при переутомлении, при опьянении, то в результате иррадиации перевозбуждаются и центры, лежащие ниже коры, вследствие чего утрачивается контроль за выразительными движениями, исчезает обычная сдержанность.
Проще говоря, при эмоциональных состояниях изменяется интенсивность различных сторон жизнедеятельности человека.
Психологические теории эмоций.
Эволюционная теория Ч. Дарвина.
Эмоции и выразительные действия, которые их сопровождают, являются рудиментами инстинктивных движений.
Эмоции являются положительным эволюционным приобретением.
Эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.
Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.
Пример:
Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу.
Потение рук при страхе он объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.
Периферическая теория Джемса – Ланге (1880—1890 гг).
Эмоции — сумма органических ощущений, вызываемых телесными изменениями.
Сначала происходит периферическое функциональное изменение во внутренних органах, а затем появляется эмоция.
Схема: внешнее событие — восприятие стимула — телесные реакции организма => возникновение эмоций. «Человеку грустно, т.к. он плачет».
Американский психолог У. Джемс (1884) выдвинул «периферическую» теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями.
Плач, дрожь, смех – источники эмоций.
Человеку грустно, т.к. он плачет.
Согласно Джеймсу, возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями в произвольной двигательной сфере, сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности.
Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. «Боимся, потому что дрожим».
Независимо от У. Джемса датский патологоанатом К. Г. Ланге в 1895 году опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли.
Но если для Джеймса органические изменения сводились к висцеральным (внутренних органов), то для второго они были преимущественно вазомоторными (сосудодвигательными).
Свою теорию Ланге свел к следующей схеме:
Ослабление двигательной иннервации + сужение сосудов=печаль.
Усиление двигательной иннервации + судороги органических мускулов + расширение кровеносных сосудов=радость.
Теория Джеймса-Ланге представляла собой попытку превратить эмоции в объект, доступный естественному изучению.
Но связав эмоции исключительно с телесными изменениями, она перевела их в разряд явлений, не имеющих отношения к потребностям и мотивам, лишила эмоции их адаптивного смысла, регулирующей функции.
Критика физиологами (Ч.С. Шеррингтон, У. Кеннон и др.) основана на данных, полученных в экспериментах с животными: одни и те же периферические изменения, происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных.
«Ассоциативная» теория эмоций В. Вундта.
Эмоции — внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений.
«Телесные» реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств.
По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже.
Однако, когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, то она всякий раз вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение.
Оно-то и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений.
Пример: мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) сходна с тем движением, когда человек выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот.
Эмоции являются внешним коррелятом внутренним переживаний.
Эмоции связаны с изменениями физиологического состояния организма.
Они отличаются следующими характеристиками:
- Выражают отношение субъекта к объекту;
- Они отличаются полярностью (+/-);
- В сложных чувствах образуют противоречивое единство.
Эмоции имеют 3 полюса (многообразие трех измерений):
- Удовольствие/неудовольствие;
- Возбуждение/успокоение;
- Напряжение/разрядка (разрешение).
- Теория Кеннона – Барда.
Реакции тела недостаточно различимы, чтобы быть связаны с той или иной эмоцией. Параллелизм эмоций и физиологических проявлений.
Эмоции и телесные ощущения возникают одновременно как результат воздействия на индивида внешних стимулов.
Физиолог У. Кеннон (1927) провел экспериментальные исследования по изучению эмоций при исключении всех физиологических проявлений.
При рассечении нервных путей между внутренними органами и корой головного мозга субъективное переживание все равно сохранялось.
Проведенные Кенноном исследования выявили две закономерности:
1. физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают их качественное своеобразие;
2. эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют физиологической реакции.
Он показал также, что искусственно вызванные физиологические изменения, характерные для определенных сильных эмоций, не всегда вызывают ожидаемое эмоциональное поведение.
По Кеннону, этапы возникновения эмоций: действие раздражителя — возбуждение таламуса — развитие эмоции — возникновение физиологических изменений.
В более поздних исследованиях П. Бард (1934) дополнил представления Кеннона и показал, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.
Психоаналитическая теория эмоций.
Психоаналитическая теория эмоций 3. Фрейда включала своеобразные взгляды на развитие аффекта, теорию о влечениях.
З.Фрейд, по сути, отождествлял и аффект, и влечение с мотивацией. Механизм возникновения эмоций: воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной энергии (либидозной энергии); если она не может найти себе применения во внешней активности человека (в том случае, когда на влечение налагается табу существующей
в данном обществе культурой), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности.
Разными видами такой активности являются «эмоциональная экспрессия»
и «эмоциональное переживание».
Они могут проявляться одновременно, поочередно или вообще независимо друг от друга. Фрейд и его последователи рассматривали только негативные эмоции, возникающие в результате конфликтных влечений.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
Эмоции возникают в результате подтверждения ожиданий и воплощения когнитивных представлений, т.е. когда реальные результаты деятельности согласуются с планами. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.
Фестингер говорит о том, что диссонанс может возникнуть в ситуациях, когда человек становится очевидцем каких-либо непредсказуемых событий или когда он узнает новую информацию.
По Фестингеру положительные эмоции возникают только тогда, когда не возникает когнитивного диссонанса между исходом ситуации и тем, как этот исход был представлен в сознании индивида, и отрицательные или негативные эмоции возникают в случае наличия когнитивного диссонанса.
Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.
Такое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы
(10 фундаментальных эмоций: гнев — ярость, страх – ужас, удовольствие – радость и проч.). Можно испытывать диады и триады эмоций (интерес – удовольствие – удивление). Но в каждый момент времени можно испытать только одну преобладающую эмоцию.
Двухфакторная теория Стенли Шехтера (приблизительно 1960).
Эмоция как сочетание двух компонентов, физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения.
Согласно теории «продукты процесса познания используются для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события».
Эксперимент: «4 группы студентов сдавали экзамен. Предварительно с этими студентами проводили эксперимент, в котором 2 группы экзаменовались в условиях враждебности, а две другие — в условиях дружественного отношения. На экзамене одна из каждой пары групп получила инъекцию адреналина, а другая контрольную инъекцию физраствора.
Студенты сделали отчет о своих переживаниях. Как ожидалось, первая группа испытывала преимущественно отрицательные эмоции, а вторая — положительные. Адреналин усиливал как положительные, так и отрицательные эмоции.
Какое бы физиологическое состояние не вызывала инъекция, его знак определялся установкой — социальным окружением студентов, а не введенным веществом».
Эмоция, с одной стороны, обуславливает энергетический компонент сознания, а с другой ее качество определяется взаимодействием содержания сознания и возможной программой действий.
Двухфакторная теория косвенно отделяет проблему силы и знака эмоции, от ее качественного содержания.
Познавательная теория эмоций М. Арнольд — Р. Лазаруса.
У М. Арнольд в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта.
Эмоция, как и действие, следует за этой оценкой. «Сначала я вижу нечто, потом я представляю, что это «нечто» опасно, — и как только я представляю это, я напугана и бегу»: мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.
В концепции Р. Лазаруса центральная идея о познавательной детерминации эмоций.
Когнитивное опосредование — необходимое условие для появления эмоций.
Центральным понятием концепции Лазаруса является «угроза» — оценка ситуации на основе предвосхищения столкновения с вредом оценивается с помощью познавательных процессов.
Каждая отдельная эмоция связана с различной, присущей ей оценкой.
Одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную оценку и как следствие — разную эмоциональную реакцию.
На возникновение эмоций влияют когнитивный, психологический, поведенческий компоненты.
Биологическая теория эмоций П.К Анохина.
В процессе эволюции эмоции совершенствовались так же, как мышцы, зрение и слух.
Наиболее развита система эмоций у человека, так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические.
Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий.
Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном.
Ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя направленность поведения, постановку цели.
Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели.
Потребностно-информационная теория эмоций П. В. Симонова.
Развивает идею П. К. Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция – механизм, компенсирующий недостаток информации. Мера переживания эмоций зависит от: значимости потребности и разностью между информацией, необходимой для ее удовлетворения (ИН), и доступной информацией (ИД). Эта разность отражает субъективную вероятность достижения цели. Расхождение между реальной и желаемой ситуацией. ИН меньше ИД — отрицательные эмоции.
Мотивационные теории эмоций.
Эмоция – психический процесс, специфический продукт деятельности мозга, отражающий действительность.
Теория деятельности А. Н. Леонтьева.
Теория эмоций строится на деятельности. Поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Цель всегда сознательна, такая единица активности как действие возникает только у человека, цель — это то, что представляет результат действия. Мотив – это предмет потребности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.
Дезорганизационные теории.
В основе этих теорий лежит наблюдение, что человек, который находится под влиянием эмоций, работает неорганизованно. Эмоциональное поведение является поведением поражения. Эмоциональное реагирование возникает в момент, когда человек не может принять способ действия.
Заключение.
Каждый человек уникален и придерживается своего личного мнения о жизни, но его точка зрения обусловлена не рассуждениями или образованием, а его эмоциональным состоянием. Обычно человек хорошо знает свое эмоциональное состояние и производит перенос на других людей и на всю жизнь. Чем выше эмоциональное состояние человека, тем легче ему достичь своих целей в жизни. Такой человек рационален, разумен, поэтому он более счастлив, более жив, более уверен. Чем ниже его эмоциональное состояние, тем больше поведение человека находится под управлением его сиюминутных реакций, несмотря на его образование или интеллект.
Список литературы
- Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты — М., 2004.
- Гуревич П.С. Психология и педагогика, Издательство: Юнити-Дана,2012.
- Немов Р.С. Психология, М.: ВЛАДОС, 2014.
- Источники интернета
Дифференциальные эмоции Изарда
Ученый определил следующие фундаментальные переживания:
- Интерес. Это чувство напрямую связано с социальностью человека. Только с ним возможно обрести новые умения, знания, навыки, физически и умственно развиваться.
- Удовольствие. Является своего рода синонимом радости. Создает положительный фон, хорошее, бодрое настроение. Появляется при наличии возможности удовлетворить важную для индивидуума потребность. Способна повысить уверенность в себе, облегчить процесс налаживания коммуникации, избавиться от тревоги, стресса.
- Удивление. Краткосрочная реакция на только что произошедшее столкновение психики с определенным неожиданным событием, явлением или действием.
- Гнев. Негативное состояние, характеризующееся невозможностью получения желаемого, неудачей или неудовлетворенностью чьим-либо поведением. Неконтролируемой формой является ярость.
- Отвращение. Возникает из-за взаимодействия с неприятным для личности объектом. Сопровождается жаждой избавиться от провоцирующего фактора.
- Презрение. Проявляется в процессе возникновения разногласий убеждений и действий людей.
- Стыд. Формируется из-за несоответствия тех или иных сторон личности с собственными требованиями или общественным мнением. Его часто сопровождает неприятное ощущение беспомощности.
- Вина. Возникает в результате осуждения собственного поведения. Влечет за собой раскаяние.
- Страх. Связано с осознанием возникшей или надуманно угрозы для жизни.
- Горе. Реакция на негативные события.
Существует также шкала, позволяющая определить преобладающее эмоциональное состояние у личности.
Проявления | Сумма баллов | Категория | |||||
Внимательный | Сконцентрированный | Собранный | С1 Интерес | ||||
Наслаждающийся | Счастливый | Радостный | С2 Удовольствие | ||||
Удивленный | Изумленный | Пораженный | С3 Удивление | ||||
Унылый | Печальный | Сломленный | С4 Горе | ||||
Возбужденный | Гневный | Безумный | С5 Гнев | ||||
Неприязнь | Отвращение | Омерзение | С6 Отвращение | ||||
Презрительный | Пренебрегающий | Надменный | С7 Презрение | ||||
Испуганный | В ужасе | В панике | С8 Страх | ||||
Застенчивый | Робкий | Стыдливый | С9 Стыд | ||||
Сожалеющий | Виноватый | Раскаивающийся | С10 Вина |
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Узнать подробнее
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Узнать подробнее
Чтобы определить эмоциональное состояние, необходимо оценить свое нынешнее самочувствие по каждому столбцу:
1 – не подходит абсолютно;
2 – скорее да, чем нет;
3 – согласие;
4 – полностью верно.
Далее, посчитайте сумму баллов в строках списка и рассчитайте коэффициент по формуле:
КС = (C1 + C2 + C3 + C9 + C10) / (C4 + C5 + C6 + C7 + C8)
Если полученное значение >1, то результат оценивается как положительный, если <1, имеет место негативное настроение, близкое к депрессии.
Аффект
Это наиболее сильный вид реакции человека на то или иное событие. Под аффектом понимают бурно протекающее, интенсивное, но в то же время кратковременное эмоциональное состояние. К таким душевным вспышкам можно отнести ярость и сильный гнев, бурную радость и ужас, отчаяние и глубокое горе. Эти реакции, как правило, способны полностью охватить психику человека и определить его реакцию на ситуацию в целом.
Главная особенность аффекта состоит в том, что такое эмоциональное состояние буквально навязывает выполнение какого-либо действия. В такой ситуации люди теряют чувство реальности. Они утрачивают над собой контроль и не осознают своих действий. Данные эмоциональные процессы и состояния подвергают изменениям некоторые физиологические функции. Так, у человека снижается переключаемость внимания. В поле его восприятия попадает только тот объект, который непосредственно связан с переживаниями. Внимание на данном предмете концентрируется настолько, что переключиться на что-либо другое человек просто не в состоянии. Кроме того, в подобном эмоциональном состоянии невозможно прогнозировать последствия совершаемых поступков. Именно поэтому человек ведет себя неадекватно.
Эмоциональные реакции
- Лабильность – изменчивость проявления переживаний. Они всегда колеблются в довольно широком диапазоне (от легких сантиментов до истерики).
- Монотонность – однообразие, статичность или вовсе отсутствие чувственных откликов на происходящее.
- Отзывчивость и эмпатия – умение быстро и гибко реагировать на воздействия извне, способность ставить себя на место другого, сопереживать.
- Вязкость – фокусировка на длительном чувстве (например, вместо того, чтобы отреагировать на ситуацию, человек возвращается к старым обидам, неудачам).
- Огрубление – невозможность осознавать уместность и допустимость выражения эмоции, утрата сдержанности и деликатности.
- Алекситимия – затруднения в определении своих чувств и их проявлении, неумение отличить переживание от физических ощущений.
- Ригидность – неподвижность и ограниченный диапазон реагирования.
Иногда поведение человека имеет демонстративный характер, что связано с его социальными функциями. То есть люди изображают определенную вовлеченность и эмоциональность в ситуации, требующей этого. В таком случае говорят о существовании эмоциональной акции, а не реакции.
Эмоции
Их основное отличие от аффекта состоит в том, что данное явление может быть длительным. Кроме того, эмоции возникают не только как реакция на текущие события. Они появляются и во время воспоминаний.
Эмоциональные переживания имеют различную окраску. Это может быть неудовлетворение и удовольствие. Бывают ситуации, когда с одной стороны возникает ощущение напряженности, а с другой – облегчения в решении вопроса. Еще одним проявлением эмоциональных состояний является успокоение и возбуждение. Первое из них связывают со снижением активности. Возбуждение же носит, как правило, бурный характер, оно возникает при выполнении какой-либо работы или во время подготовки к ней.
Существует классификация эмоций, распределяющая их по воздействию на ту деятельность, которую ведет человек. Это две категории, включающие в себя:
1. Стенические эмоции. Их появление благотворно сказывается на деятельности человека. Стенические эмоции придают дополнительные силы и энергию. Также они способствуют появлению смелости, необходимой для совершения высказываний или поступков. Такое эмоциональное состояние человека побуждает его ко многим свершениям. Причем для выполнения задуманного он использует внутренние резервы организма.
2. Астенические эмоции. Они характерны скованностью и пассивностью.
Когнитивное наполнение
По этой классификации чувства делятся на простые и сложные. Первые – быстрые и яркие (гнев, радость). Они происходят сиюминутно, сразу же при столкновении с побуждающим их фактором (например, когда парень приглашает девушку на свидание, она радуется). Вторые – более длительные и часто противоречивые (после полученного приглашения она начинает анализировать ситуацию и сомневаться).
Саморегуляция при возбуждении
Напряженные эмоциональные состояния у всех людей приводят к изменению мимики, повышению тонуса скелетной мускулатуры и темпа речи. Человек становится суетливым, ошибается в ориентировании. У него изменяются не только дыхание и пульс, но и цвет лица.
Регуляция эмоциональных состояний позволяет успокоиться и взять под контроль свое состояние. Самым простым, но весьма эффективным способом является расслабление лицевых мышц. Такая саморегуляция эмоциональных состояний нужна для управления реакциями, возникающими в непредвиденных ситуациях.
Так, рефлекторно (автоматически) в момент гнева изменяется выражение лица, сжимаются зубы. Для устранения этого явления необходимо задать себе вопросы: «Сжаты ли мои зубы?», «Как со стороны выглядит мое лицо?». Это позволяет мимическим мышцам расслабиться.
Еще одним важным резервом саморегуляции считается совершенствование дыхания. Оно отличается в различных ситуациях. По-разному дышит человек спящий и работающий, развеселившийся и разгневанный, испугавшийся и загрустивший. Все зависит от нашего внутреннего состояния.
Влияние на дыхание считается одним из способов саморегуляции эмоционального состояния. В этом случае необходимо выполнять дыхательные упражнения, смысл которых кроется в контроле частоты, ритма и глубины вдохов и выдохов. Для этого придется с разной периодичностью задерживать дыхание.
Регулировать эмоциональное состояние можно и при помощи визуализации. Благодаря ей активизируется воображение, а также зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения. Это позволяет отвлечься от возникшей напряженной ситуации и восстановить душевное равновесие.
Шкала отклика
Эта методика представляет собой опросник из 25 утверждений, определяющий степень развитости эмпатии у личности.
Проходящему тест необходимо оценить свое согласие: всегда, часто, редко, никогда.
№ | Суждение | Ответ | |||
В | Ч | Р | Н | ||
1 | Я грущу, когда вижу, что кто-то ощущает себя одиноко в обществе компании. | ||||
2 | Когда окружающие не умеют сдерживать себя и открыто показывают свои эмоции — это неприятно. | ||||
3 | Когда человек волнуется рядом со мной, я чувствую то же самое. | ||||
4 | Я полагаю, что слезы от счастья — это глупость. | ||||
5 | Неприятности своих друзей я переживаю тоже. | ||||
6 | Порой песни о любви пробуждают во мне чувствительность. | ||||
7 | Я бы очень беспокоилась, если бы мне необходимо было передать кому-либо неприятные новости. | ||||
8 | На мое состояние сильно влияет окружение. | ||||
9 | Я бы хотела иметь работу, сопряженную с общением. | ||||
10 | Мне нравится видеть, как люди получают подарки. | ||||
11 | Когда я вижу/слышу, что человек плачет, то огорчаюсь сама. | ||||
12 | Слушая определенную музыку, я испытываю счастье. | ||||
13 | Когда я читаю художественное произведение, переживаю так сильно, словно все это происходит в реальности. | ||||
14 | Я злюсь, когда вижу, что с человеком ужасно обращаются. | ||||
15 | Я могу сохранять спокойствие, даже когда все вокруг паникуют. | ||||
16 | Меня нервирует, когда люди льют слезы. | ||||
17 | Когда я принимаю решение, чье-либо мнение, как правило, не имеет значения. | ||||
18 | Я тоже выхожу из себя, когда люди вокруг чем-то обеспокоены. | ||||
19 | Я тревожусь, если вижу людей, переживающих по пустякам. | ||||
20 | Я беспокоюсь, если вижу, как страдают животные. | ||||
21 | Глупо беспокоиться о том, что происходит в книге или кино. | ||||
22 | Я грущу, когда вижу немощных людей. | ||||
23 | Я очень эмоционирую при просмотре фильма. | ||||
24 | Я могу быть безучастной к любому беспокойству, происходящему вокруг. | ||||
25 | Дети рыдают без серьезного повода. |
Задайте вопрос
Итоги
№ | Количество баллов за ответ | |||
В – согласен (всегда) | Ч – часто | Р – редко | Н – никогда | |
1 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 4 | 3 | 2 | 1 |
12 | 4 | 3 | 2 | 1 |
13 | 4 | 3 | 2 | 1 |
14 | 4 | 3 | 2 | 1 |
15 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | 4 | 3 | 2 | 1 |
19 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 4 | 3 | 2 | 1 |
21 | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | 4 | 3 | 2 | 1 |
23 | 4 | 3 | 2 | 1 |
24 | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Сумма |
Теперь подсчитайте результаты:
- 11 баллов — крайне сниженный уровень эмпатии;
- 12-36 — низкий;
- 37-62 — нормальный;
- 63-81 — высокий;
- 82-90 — повышенный.
Настроение
Эмоциональные состояния бывают разными. Однако в них непременно находят отражения те индивидуальные особенности, которые присущи личности. Так, у меланхолика настроение чаще минорное, а у холерика – возбужденное. Однако основная масса людей, независимо от принадлежности к той или иной категории, обладает усредненными смешанными показателями активности. Эмоциональное состояние человека зависит от его самочувствия и настроения. Последний фактор придает переживаниям и деятельности людей определенную окраску. При этом настроение всегда имеет свою причину, хотя это не всегда осознается человеком. Оно может измениться под впечатлением, которое возникло в связи с различными событиями, фактами. Повлиять на настроение могут окружающие люди, природа, здоровье, выполняемая работа или учеба.