Воспитание в психологии. Что это у детей, понятие, категории, задачи, стили


Определение воспитания в психологии

Объектом воспитания чаще всего являются дети. Но сегодня в психологии рассматривается и понятия воспитания взрослых. Есть несколько определений термина, у них разные авторы, они являются учеными, психологами и педагогами.

Определение воспитания в психологии по версии Ю.К. Бабанского, советского доктора педагогических наук:

  • Воспитание включает в себя процесс и итог влияния, которое направлено на развитие личности. Сюда входят способы поведения в социуме, убеждения, черты характера, взгляды на мир.

По мнению советского доктора психологических наук А.В. Петровского термин «воспитание» звучит следующим образом:

  • Это воздействие на поведение человека, которое осуществляются с целью прививания определенных установок. Они обеспечат ему условия для развития в обществе.

Формы воспитательного процесса

Воспитательный процесс, как и любое социально-психологическое явление, имеет форму. Это связано с тем, что субъекты образовательного процесса с обеих сторон индивидуальны. Форма воспитательного процесса зависит от особенностей педагога (уровень профессионализма, опыт, возраст, социальный опыт и т.д.) и особенностей воспитанников (возраст, знания, умения, навыки, потребности, отношения в семье и т.п.).

Поэтому форму воспитательного процесса можно определить следующим образом.

Определение 1

Форма воспитательного процесса — это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом порядке.

Так выделяют следующие формы воспитательного процесса в педагогике:

  • простые и сложные (ситуативная работа, комплексные приемы и методы работы);
  • кратковременные и длительные (краткосрочные и долгосрочные проекты, индивидуальная работа, программы);
  • групповые (работа с группой детей в рамках одного учреждения, работа с детьми в рамках микрорайона, города и т.д.);
  • традиционные и творческие (стандартные, креативные, нетрадиционные формы работы);
  • спонтанные и специально организованные (стихийные дискуссии, запланированные беседы и т.д.);
  • регулярные и эпизодические (спланированные заранее на определенный промежуток времени и ситуативные беседы, встречи и т.п.);
  • интегрированные формы (в рамках клуба, детского объединения и т.п.).

Замечание 2

В процессе педагогической работы, возможно использование как одной конкретной формы, так и их комплекса, чередование и сочетание нескольких форм в рамках воспитательного процесса.

Классификация

Есть несколько классификаций воспитания. Они включают в себя разные виды.

Классификация воспитания:

  • По институциональному признаку. Сюда входят главные институты общества: семья, образовательная среда.
  • По содержанию. Воспитание может быть умственным, трудовым, эмоциональным, физическим.
  • По стилю отношений между воспитанником и воспитателем. Сюда входит демократический, авторитарный, свободный вид воспитания.
  • По объекту воспитания. Здесь включены такие виды, как нравственное, эмоциональное, гражданское, правовое воспитание.

Основные категории

Здесь рассмотрен каждый вид воспитания по отдельности.

Семейное

Данный вид воспитания подразумевает воздействие на ребенка со стороны его родителей или других членов семьи. В начальный период жизни ребенка, семья для него – главный воздействующий вид воспитания.

Как влияет семья на ребенка:

  • Обеспечивает его социализацию. Ребенок овладевает социальными навыками, правилами, которые помогут ему находиться в обществе.
  • Формирование нравственного стержня. В семье ребенок узнает, что такое любовь, уважение, терпение, честность. Но семья может формировать и отрицательные качества. В
  • Формирование распорядка дня, образа жизни.

Воспитание в психологии. Что это у детей, понятие, категории, задачи, стили
Семейный стиль воспитания в психологии делится на разные виды
Какие есть методы семейного воспитания:

  • Убеждение. Сюда входят объяснения, советы, а иногда и внушение.
  • Личный пример. Родители своим примером неосознанно дают ребенку основу для становления личности.
  • Поощрение. Сюда входит похвала, подарки.
  • Наказание. Сюда можно отнести ограничение или полное лишение удовольствий, телесные наказания.

Основополагающим методом воспитания в семье является личный пример. Дети «впитывают» манеры, характер, действия взрослых. Частым явлением в психологии является «повторения сценария», когда дети в точности повторяют жизнь родителей.

Это касается взаимоотношений в парах, новых семьях. Сюда же можно отнести появление зависимости (алкоголь, наркотики) по родительскому сценарию. От повторений можно избавиться лишь в психотерапии.

Школьное

Ребенок большую часть времени проводит в учебном заведении, поэтому сады, школы, кружки играют важную роль в его воспитании. Дети младшего возраста постепенно входят в социум, за пределы своей семьи, которая до этого была единственным источником воспитания. Выстраиваются первые связи с воспитателем, другими детьми.

Чем старше становится ребенок, тем больше он выстраивает цепочек связей с обществом. Психологический выход из семьи играет большую роль в воспитании ребенка. Ускоряется процесс формирования его личности.

Трудовое

Такой вид воспитания входит и семейное воспитание и в воспитание школьное. Он подготавливает человека к трудовой деятельности. Развиваются такие качества, как усердие, терпение, творческое отношение, критическое мышление. Накапливается опыт, который пригодится в будущем. Такое воспитание применимо, как для детей, так и для взрослых.

Умственное

Вид воспитания ориентирован на развитие у человека интеллектуальных способностей. Для детей в воспитании важно привить интерес к изучению окружающего вида и себя.

Эмоциональное

Воспитание – это (в психологии данному виду воспитания еще недавно не уделялось большого внимания) прививание навыка понимать, принимать и проживать свои эмоции.

Эмоциональная незрелость усложняет жизнь ребенку в будущем. Ему сложно контролировать свои эмоции – он их не понимает и боится. Он не умеет злиться. Он либо подавляет свою агрессию, или наоборот выплескивает ее, нанося вред себе или другим людям.

Ребенку без эмоционального воспитания сложно принять себя и свои эмоции.

Методы «правильного» эмоционального воспитания:

  • Эмпатия. Родители стараются понять своего ребенка. Не запрещают ему проявлять эмоции, даже если они негативные.
  • Родители или учителя называют эмоции словами – злость, печаль, растерянность, радость. Маленькие дети часто испытывают дискомфорт от того, что чувствуют непонятное для них. Поэтому важно обозначить чувство словом, чтобы в дальнейшем ребенок мог его озвучить и лучше понять.
  • Родители своим примером показывают адекватное восприятие эмоций.

Методы «неправильного» эмоционального воспитания:

  • Подавление эмоций. Родители (учителя, воспитатели) не дают проявлять ребенку негативные или позитивные эмоции. За проявленную злость ребенок может получить наказание. Из-за чего он учится держать эмоцию в себе. Если ребенок веселится и радуется, то его презирают.
  • Проявление агрессии в ответ на негативные эмоции.
  • Психологическое насилие в ответ на негативное проявление эмоций. Ребенка заставляют чувствовать вину за свои эмоции.

Физическое

Данный вид воспитания направлен на развитие у человека физических способностей, которые повышают его выносливость, работоспособность. Формируются сила воли. Физическое воспитание необходимо начинать с раннего детства.

По стилю отношений

Данный вид воспитания делится на группы. Они основываются на требованиях, которые родитель или воспитатель предъявляет ребенку.

Авторитарный

Стиль воспитания отличается высокими требованиями со стороны родителя(воспитателя) и полным беспрекословным подчинением ребенка.

Отличительные черты авторитарного воспитания:

  • Высокие требования.
  • Строгие правила.
  • Отсутствие свободы у ребенка.
  • Жестокие наказания и запреты.
  • У ребенка нет права на ошибку.
  • Потребности ребенка не важны.

Последствиями такого воспитания становится то, что ребенок не умеет принимать собственные решения, он не может нести ответственность за поступки. Во взрослой жизни он боится ошибок, не уверен в собственных силах. Такие люди неосознанно выстраивают связи с людьми, которые могут стать для них «руководителями» — отдают приказы и устанавливают правила.

Частым последствием становится «синдром отличника», когда человек старается делать все идеально. Если это не выходит, то он ощущает злость, вину. Он не получает удовольствие от процесса, важен лишь результат, который должен быть идеально.

У детей возникают сложности с сепарацией от родителей. Они зависимы от их мнения, необходимо одобрение родителей даже в зрелом возрасте.

Демократическое

Воспитание – это (в психологии есть свои методы, они описаны ниже) разумный контроль, который ослабевает по мере взросления ребенка, если использовать демократический подход.

Отличительные черты демократического воспитания:

  • Потребности ребенка важны.
  • Адекватный контроль. Ребенок не предоставлен сам себе. Развивается самостоятельность, но постепенно.
  • Личные границы членов семьи и коллектива выстроены.
  • Наказания есть, но в качестве естественных последствий после действий ребенка, а не в качестве мести за плохое поведение.

Такое воспитание помогает выстраивать личность ребенка. Он растет уверенным в себе. Выстроены четкие личные границы. Также человек в дальнейшем чувствует и уважает чужие личные границы. Человек понимает свои эмоции, может их объяснить.

Родитель при таком стиле воспитания не является руководителем, он становится больше тренером. Он помогает ребенку развить свою самостоятельность постепенно, давая все больше возможностей по мере взросления.

Попустительское (свободное)

Данный стиль воспитания является противоположным авторитарному. Но он не является правильным.

Отличительные черты попустительского воспитания:

  • Отсутствие личных границ.
  • Ребенку дана полная свобода.
  • Ребенок постоянно чувствует тревогу и неуверенность.
  • Удовлетворение всех потребностей ребенка.

Если сравнивать свободное и авторитарное воспитание, то лучшим вариантом будет первый вариант. Так как полное отсутствие правил, защиты со стороны родителя, взваливает на плечи ребенка большую ответственность, которую он не может нести из-за своей незрелости.

Ребенок вынужден самостоятельно учиться выстраивает границы. Полная свобода без отсутствия помощи от взрослого вызывает хроническое чувство тревоги и страха.

Индифферентное

Воспитание подразумевает участие важного взрослого. Но данный тип характеризуется полным отсутствием участия взрослого в жизни ребенка и является в корне неверным. Никакие потребности (психологические и физические) не удовлетворяются, нет никаких требований. Взрослому абсолютно не интересна жизнь ребенка. Он предоставлен сам себе.

Воспитание в психологии. Что это у детей, понятие, категории, задачи, стили

Ребенок раздражает взрослого, он любым способом ограждает себя от него. Это вызывает ощущение тревоги, беспомощности.

Структура и логика воспитательного процесса

Воспитательного процесс –организованное взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленного на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях. Главные характеристики воспитательного процесса — это его целостность, системность, цикличность и технологичность. Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания и обучения, а также развития и формирования личности. Рассматривать воспитательный процесс системно значит выделить структурные компоненты системы и процесса, а также функциональные связи между ними. Например, цель воспитания детерминирует его содержание, а уровень воспитанности влияет на выбор методов воспитания. Логика характеристика процесса воспитания, закономерный характер происходящих изменений. Отличие воспитателя-профессионала от дилетанта, оказывающего воспитательные воздействия интуитивно, связано с предвидением результатов, способностью прогнозировать ход процесса. Структура: Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности). Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования).

Операционно- деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время). Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности). Движущая сила процесса воспитания — разница между целями, поставленными воспитателем, и теми, что были фактически реализованы (результаты воспитательной деятельности).

Цели и задачи

Воспитание любого вида имеет цель.

В психологии выделяют 2 вида целей:

  • Формирование качеств, которые должны быть у всех людей.
  • Воспитание отдельного человека.

В современной психологии происходит совмещение 2 целей в одну. Важно единство общих и индивидуальных качеств. Цели делят на краткосрочные, перспективные и среднесрочные. Первый тип целей – текущий. Он необходим для координации, коррекции перспективных и среднесрочных целей.

Среднесрочные цели ставятся примерно на 1 год. Цель воспитания ориентирована на конкретный возраст. Поэтому они постепенно меняются. Например, для детей младшего возраста, важно развивать первые социальные связи, базовые качества поведения в обществе.

Подростков важно подготовить к полной сепарации и дальнейшей взрослой жизни. Поэтому среднесрочные цели ориентированы на небольшой временной промежуток, пока воспитание определенных качеств актуально для человека в этот период.

Воспитание в психологии. Что это у детей, понятие, категории, задачи, стили

Перспективные цели ориентированы на формирование устойчивых качеств, которые необходимы всю жизнь. Данные цели достигаются путем решения задач. Задачи формируются в зависимости от метода воспитания.

Например, для умственного воспитания можно выделить следующие задачи:

  • Развитие интереса к изучению.
  • Усвоение объема полученных знаний.
  • Развитие потребности постоянно обновлять багаж знаний.
  • Формирование привычки применять полученные навыки в жизни.

Понятие и сущность воспитательного процесса

Воспитательный процесс – комплексный педагогический процесс, направленный на достижение воспитательной цели.

Комплексность процесса заключается в единстве целей и задач, разнообразии используемых форм и методов воспитания личности.

Замечание 1

Сущность воспитательного процесса заключается в содержательной и направленной деятельности педагога, содействующей максимальному развитию личности ребенка, передаче ему опыта, его постепенной социализации в обществе, формированию навыков самовоспитания.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Цель воспитательного процесса — всестороннее и гармоничное развитие, создание условий, оказание педагогической поддержки во всестороннем развитии личности ребенка.

Воспитательный процесс направлен на общее воспитание личности ребенка, но при необходимости возможно выделение одного конкретного компонента и осуществление работы непосредственно в этом направлении.

Принципы воспитания:

  • актуальность и связь с реальной жизнью;
  • доступность для всех участников воспитательного процесса;
  • учет особенностей участников воспитательного процесса (возраст, возможности и т.д.);
  • определенная последовательность процесса;
  • ориентир на положительный опыт;
  • гуманизация.

Особенностями воспитательного процесса является:

  1. Целенаправленность. Воспитательный процесс не является хаотичным процессом, он имеет определенные цели и задачи, которые педагогу необходимо достигнуть в итоге.
  2. Комплексность. Заключается в использовании ряда методов и средств, соблюдение требований к организации воспитательного процесса, а также организации взаимодействия педагога с воспитанниками.
  3. Последовательность. Воспитательный процесс – это последовательный процесс воспитания личности и ее качеств, осуществляемый педагогом систематически, а не от случая к случаю.
  4. Вариативность. Воспитательному процессу присуща вариативность и неопределенность, в одних и тех же условиях возможно получение разных воспитательных результатов у разных личностей. Это связано с индивидуализацией личности воспитанников, их жизненных ориентиров, условий среды проживания, социального опыта, а также с профессионализмом педагога.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Воспитательный процесс в педагогике 440 ₽ Реферат Воспитательный процесс в педагогике 230 ₽ Контрольная работа Воспитательный процесс в педагогике 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Методы

Воспитание – это (в психологии есть свои стили, они описаны выше) формирование определенных ценностей, суждений и навыков. Существуют различные методы воспитания. Слово «метод» пришло из греческого языка. И оно обозначает «путь достижения цели». Поэтому для формирования навыков используются различные методы.

Формирования сознания личности

Данный метод воздействует на сознание ребенка с целью формирования ценностей, знаний, умений. Главенствующим способом метода является рассказ.

Рассказ подразумевает собой изложение необходимой информации в форме описания или повествования.

К рассказу предъявляются следующие требования:

  • Он последователен.
  • Он логичен.
  • Он подходит для определенного возраста или этапа развития.
  • Он вызывает эмоции.
  • Он ограничен по времени. Чем младше ребенок, тем меньше занимает время рассказа – от 10 мин.

Рассказ воздействует на ребенка, вызывая в нем новые эмоции. Ребенок понимает смысл, усваивает определенные нормы и ценности, заложенные в рассказе.

Другим способом воздействия на сознание ребенка является объяснение. Рассказ не всегда позволяет точно понять весь смысл. Поэтому в ход идет объяснение.

Какие требования предъявляются к объяснению:

  • Оно логичное.
  • Оно позволяет уловить смысл определенных суждений.
  • Совмещается с наблюдениями ребенка.

Часто обсуждение переходит к беседе. Беседа – вопросно-ответный метод взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Она позволяет привлечь ребенка к оценке событий, действий или поступков. Оценка образуется через призму собственного опыта и умений.

Во время бесед иногда происходит диспут. Он обозначает ситуацию, когда сталкиваются несколько различных суждений, оценок. Диспут не имеет окончательного решения. Он показывает, как по-разному могут восприниматься разные ситуации.

Диспут характерен для детей старшего возраста, когда у них уже формируется собственное «Я». Дети младшего возраста чаще следуют за авторитетным для них взрослым, перенимают его точку зрения.

Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности

Одним из основных способов формирования навыков поведения в обществе является приучение.

Какие требования предъявляются к приучению:

  • Ясная формулировка того, что должно быть усвоено.
  • Правило устанавливается на короткий промежуток времени, оно содержит минимум действий.
  • Терпение. Для формирования новой привычки необходимо заложить у ребенка положительное отношение к ней.
  • Мягкий контроль. Воспитатель контролирует ребенка, анализирует его деятельность, может помочь советом. Но при этом он дает пространство для самостоятельной работы ребенка.

Другим способом воспитания является упражнение. Оно напрямую связано с приручением, так как новые навыки формируются благодаря повторению действий. У ребенка формируется собственный опыт.

Требование используется в воспитательных целях, как в семьях, так и в учебных заведениях. Требования необходимы для порядка, дисциплины. Они помогают организовать процесс деятельности детей.

Стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности

Воспитание – это (в психологии выделяют разные виды) долгий процесс, который не всегда приносит удовольствие воспитуемому. Глубокий мотив вызывает желание у ребенка действовать и давать качественный результат. Для того, чтобы вызвать мотивацию у ребенка в психологии и педагогике используется данный метод воспитания.

Его главная черта – стимулирование. Ребенок получает толчок, побуждающий его к определенным действиям.

Одним из способов такого метода является соревнование. Детям свойственно желание соперничать. Поэтому соревнования применяются для развития творческой активности, целеустремленности, выносливости и терпению.

В настоящее время соревнованиям уделяется меньше времени в школах, так как во многих учебных заведениях они проводятся некорректно и нарушают требования гуманистической психологии. Они вызывают у учеников чувство тревоги, неполноценности. Но при правильной организации соревнования позволяют вовлечь детей в учебный процесс. Поэтому полностью исключать их не нужно.

Другим видом стимулирования деятельности личности будет поощрение. Оно позволяет выразить положительную оценку поведению личности. Поощрение подразумевает одобрение того образа действий, который выбрал ребенок. Он в этот момент ощущает заряд бодрости и мотивации для дальнейших действий.

Важно, чтобы поощрение было искренним. Взрослый должен интересоваться тем, как ребенок достиг определенной цели.

Наказание, как противоположность поощрению, также необходимо для стимулирования и мотивации. Свободное воспитание отрицает наказание, как инструмент воспитания. Но при демократическом воспитании, оно присутствует. Наказание подразумевает естественных ход событий после поступков ребенка, а не слепую месть за его неправильные действия.

А.С. Макаренко (советский педагог) говорил о наказании, как о системе взысканий, которая, как и поощрение не только законна, но и необходима. Но наказание не должно приносить психологический, а тем более физический вред.

Воспитание в психологии редко состоит из 1 вида, или стиля. Чаще всего это собирательная система, которая включает в себя несколько методов. Благодаря им формируется личность.

Психологическая сущность воспитания. Подходы, принципы и методы воспитания.

Воспитание (по Божович) представляет собой активное и целенаправленное руководство формирования личности. Оно предполагает привитие ребенку желательных свойств научения его общественно-выработанным нормам и способам поведения, организацию его собственной деятельности по овладению этими нормами и способами поведения.

Воспитание (по Зимней) целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям и обществу в целом.

В настоящий момент в пед.психологии общепризнанной является воспитательная парадигма (субъект-субъект), согласно которой не только воспитатель выступает субъектом формирования личности ребенка, но и сам ребенок воспитывает себя. Чтобы учащийся воспитывал себя, мог саморазвиваться, ему необходимо иметь необходимую мотивацию, а воспитатель должен управлять формированием его личности, поведение, социальным статусом, сотрудничать с ним, создавать оптимальную воспитательную сферу.

Предметом психологии в области воспитания являются закономерности и механизмы формирования личности и поведения в процессе обучения и воспитания на различных возрастных этапах.

В качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации

воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику.

Междисциплинарный подход: ФИЛОСОФИЯ

– рассматривает под углом зрения становления человека, изучает место системы воспитания, образования в обществе.
СОЦИОЛОГИЯ
– рассматривает структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, которые выполняют воспитательные функции.
ИСТОРИЯ
— изучает становление и преобразование учебно-воспитательных институтов, целей, содержание и методов воспитание в различные исторические эпохи.
ПЕДАГОГИКА
— рассматривает цели и задачи воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике, а также содержание воспитание.
ПСИХОЛОГИЯ
– рассматривает воспитание как всеобщую форму психического развития.

Принципы воспитания выступают методологическими нормами, правилами воспитания. К принципам воспитания в педагогике относят:

1) общественную направленность воспитания;

2) связь воспитания с жизнью;

3) опора на положительное в воспитании;

4) принцип гуманности воспитания;

5) личностный подход;

6) единство воспитательных воздействий.

Методы воспитания – это способы воспитующего воздействия педагога на воспитанника. Они весьма многообразны и зависят от ряда факторов: от особенностей личности педагога и его профессионализма, от целей воспитания, средств, условий, форм организации воспитательного процесса, от индивидуальных особенностей воспитуемой личности, от воспитуемых свойств, качеств, состояний личности, от уровня воспитанности воспитанника и др.

Классификации методов воспитания. Методы воспитания разделены на три группы по основной направленности на объект воспитания: 1) методы воспитания сознания; 2) методы воспитания деятельности и поведения (общения); 3) методы стимулирования воспитания.

Последние методы являются общими. Первые две группы, в известной мере, можно назвать специальными, хотя очевидно их универсальное воздействие на воспитуемого. Можно отметить многообразие методов воспитания. Проблема выбора метода воспитания решается в анализе диалектической взаимосвязи всех элементов структуры воспитательного процесса. Адекватным методом воспитания признается тот, который учитывает все многообразие и единство структуры этого процесса, а в педпрактике получает позитивные результаты.

3 подхода к воспитательному психологическому воздействию:

1. Императивный (объектный) подход – в основе лежит положение о том, что человек – объект воспитания. Основные функции: контроль поведения, установок человека, направление их в нужное русло.

2. Манипулятивный(объектный, монологичный) подход – в основе лежит положение о том, что человек по своей природе зол, аморален, его необходимо обуздать.

Такая позиция довольно распространена в западном человекознании; она составляет идеологию большинства современных служб психологической помощи людям, она лежит в основе технологии и многих методов психотерапевтической и психокоррекционной работы.

3. Диалогический подход – через диалог, наиболее оптимален при организации взаимодействия людей. В основе лежит положение о том, что внешние условия всегда преломляются через внутренние (установки, убеждения), не игнорируя активность самого человека. Ребенок является объектом и субъектом данных отношений.

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей чел-ка, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи и содержание нравственного восп-я молодого поколения определяются этическими требованиями общества.

Трудовое – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деят-ти, накопление проф-го опыта как условия выполнения важнейшей обязанности чел-ка.

Эстетическое – это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у чел-ка способности воспринимать прекрасное.

Физическое заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также восп-ие силы воли и хар-ра; направлено на повышение работоспособности чел-ка.

Гражданское – это формир-ние у чел-ка ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.

Экономическое – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного чел-ка в масштабах своего дома, производства, страны.

Экологическое – это восп-ие, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.

Правовое предполагает знание чел-ком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение.

Свободное рассматривает восп-ие как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в пр-се освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.

Семейное – составная часть социализации чел-ка. В семье социализация стихийна. Рез-ты ее определяются объективными характеристиками (уровнем образ-я, социальным статусом, материальными условиями); субъективными хар-ристиками: ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными); стилем жизни; взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья, индивидуальными интересами) и пр.

Религиозное – целенаправленное и планомерное взращивание верующих поср-вом внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфессии (вероисповедания). В основе религиозного восп-я лежит феномен сакрализации мира, т.е. наделения естественных явлений, обыденных мирских процедур и отдельных личностей священным содержанием через обрядовое освящение.

Социальное воспитание – составная часть относительно контролируемой социализации. Социальное восп-ие – это взращивание чел-ка в специально созданных воспитательных организациях. Основной способ – планомерное создание условий с помощью взаимодействия конкретных людей, коллективов, воспитательных организаций и органов управления.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ

Результат воспитания – следствие целого ряда факторов и условий.

Психологический контакт между воспитателем и воспитанником. Контакт – это общность психического состояния, вызванная взаимопониманием в совместной деятельности и связанная с обоюдным доверием друг к другу заинтересованных сторон. Контакт выступает как положительный фактор, усиливающий взаимовлияние субъектов взаимодействия. Контакт включает как минимум: взаимопонимание, взаимодействие, взаимоотношение.

Воспитательный коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанниками в семье, в спонтанном, неорганизованном общении со сверстниками, через средства массовой информации, чтение книг и т.д. Коллектив открывает возможности накопления опыта общественного поведения в разнообразных позициях: в позиции руководства и активной деятельности, в позиции подчинения другим мнениям и воздействиям, в позиции активного противопоставления своих мнений и действий.

Воспитание (по Божович) представляет собой активное и целенаправленное руководство формирования личности. Оно предполагает привитие ребенку желательных свойств научения его общественно-выработанным нормам и способам поведения, организацию его собственной деятельности по овладению этими нормами и способами поведения.

Воспитание (по Зимней) целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям и обществу в целом.

В настоящий момент в пед.психологии общепризнанной является воспитательная парадигма (субъект-субъект), согласно которой не только воспитатель выступает субъектом формирования личности ребенка, но и сам ребенок воспитывает себя. Чтобы учащийся воспитывал себя, мог саморазвиваться, ему необходимо иметь необходимую мотивацию, а воспитатель должен управлять формированием его личности, поведение, социальным статусом, сотрудничать с ним, создавать оптимальную воспитательную сферу.

Предметом психологии в области воспитания являются закономерности и механизмы формирования личности и поведения в процессе обучения и воспитания на различных возрастных этапах.

В качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации

воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику.

Междисциплинарный подход: ФИЛОСОФИЯ

– рассматривает под углом зрения становления человека, изучает место системы воспитания, образования в обществе.
СОЦИОЛОГИЯ
– рассматривает структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, которые выполняют воспитательные функции.
ИСТОРИЯ
— изучает становление и преобразование учебно-воспитательных институтов, целей, содержание и методов воспитание в различные исторические эпохи.
ПЕДАГОГИКА
— рассматривает цели и задачи воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике, а также содержание воспитание.
ПСИХОЛОГИЯ
– рассматривает воспитание как всеобщую форму психического развития.

Принципы воспитания выступают методологическими нормами, правилами воспитания. К принципам воспитания в педагогике относят:

1) общественную направленность воспитания;

2) связь воспитания с жизнью;

3) опора на положительное в воспитании;

4) принцип гуманности воспитания;

5) личностный подход;

6) единство воспитательных воздействий.

Методы воспитания – это способы воспитующего воздействия педагога на воспитанника. Они весьма многообразны и зависят от ряда факторов: от особенностей личности педагога и его профессионализма, от целей воспитания, средств, условий, форм организации воспитательного процесса, от индивидуальных особенностей воспитуемой личности, от воспитуемых свойств, качеств, состояний личности, от уровня воспитанности воспитанника и др.

Классификации методов воспитания. Методы воспитания разделены на три группы по основной направленности на объект воспитания: 1) методы воспитания сознания; 2) методы воспитания деятельности и поведения (общения); 3) методы стимулирования воспитания.

Последние методы являются общими. Первые две группы, в известной мере, можно назвать специальными, хотя очевидно их универсальное воздействие на воспитуемого. Можно отметить многообразие методов воспитания. Проблема выбора метода воспитания решается в анализе диалектической взаимосвязи всех элементов структуры воспитательного процесса. Адекватным методом воспитания признается тот, который учитывает все многообразие и единство структуры этого процесса, а в педпрактике получает позитивные результаты.

3 подхода к воспитательному психологическому воздействию:

1. Императивный (объектный) подход – в основе лежит положение о том, что человек – объект воспитания. Основные функции: контроль поведения, установок человека, направление их в нужное русло.

2. Манипулятивный(объектный, монологичный) подход – в основе лежит положение о том, что человек по своей природе зол, аморален, его необходимо обуздать.

Такая позиция довольно распространена в западном человекознании; она составляет идеологию большинства современных служб психологической помощи людям, она лежит в основе технологии и многих методов психотерапевтической и психокоррекционной работы.

3. Диалогический подход – через диалог, наиболее оптимален при организации взаимодействия людей. В основе лежит положение о том, что внешние условия всегда преломляются через внутренние (установки, убеждения), не игнорируя активность самого человека. Ребенок является объектом и субъектом данных отношений.

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей чел-ка, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи и содержание нравственного восп-я молодого поколения определяются этическими требованиями общества.

Трудовое – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деят-ти, накопление проф-го опыта как условия выполнения важнейшей обязанности чел-ка.

Эстетическое – это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у чел-ка способности воспринимать прекрасное.

Физическое заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также восп-ие силы воли и хар-ра; направлено на повышение работоспособности чел-ка.

Гражданское – это формир-ние у чел-ка ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.

Экономическое – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного чел-ка в масштабах своего дома, производства, страны.

Экологическое – это восп-ие, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.

Правовое предполагает знание чел-ком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение.

Свободное рассматривает восп-ие как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в пр-се освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.

Семейное – составная часть социализации чел-ка. В семье социализация стихийна. Рез-ты ее определяются объективными характеристиками (уровнем образ-я, социальным статусом, материальными условиями); субъективными хар-ристиками: ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными); стилем жизни; взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья, индивидуальными интересами) и пр.

Религиозное – целенаправленное и планомерное взращивание верующих поср-вом внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфессии (вероисповедания). В основе религиозного восп-я лежит феномен сакрализации мира, т.е. наделения естественных явлений, обыденных мирских процедур и отдельных личностей священным содержанием через обрядовое освящение.

Социальное воспитание – составная часть относительно контролируемой социализации. Социальное восп-ие – это взращивание чел-ка в специально созданных воспитательных организациях. Основной способ – планомерное создание условий с помощью взаимодействия конкретных людей, коллективов, воспитательных организаций и органов управления.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ

Результат воспитания – следствие целого ряда факторов и условий.

Психологический контакт между воспитателем и воспитанником. Контакт – это общность психического состояния, вызванная взаимопониманием в совместной деятельности и связанная с обоюдным доверием друг к другу заинтересованных сторон. Контакт выступает как положительный фактор, усиливающий взаимовлияние субъектов взаимодействия. Контакт включает как минимум: взаимопонимание, взаимодействие, взаимоотношение.

Воспитательный коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанниками в семье, в спонтанном, неорганизованном общении со сверстниками, через средства массовой информации, чтение книг и т.д. Коллектив открывает возможности накопления опыта общественного поведения в разнообразных позициях: в позиции руководства и активной деятельности, в позиции подчинения другим мнениям и воздействиям, в позиции активного противопоставления своих мнений и действий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]