Виды деятельности человека с точки зрения психологии — Понятие человеческой деятельности


Понятие и суть

Первобытный человек стремился познавать, преобразовывать окружающий мир. Сначалу он контактировал с природой, животными, неодушевленными предметами. По мере развития — научился создавать, изменять предметы, преобразовывать природу.
Деятельность — спорная, малоизученная тема. Ей стали уделять активное внимание в середине 20 века. А. Леонтьев определял ее как процесс удовлетворения потребностей субъекта. Для советских психологов была важна не сама активность, а основанные на ней психические процессы.

Термин «деятельность» следует отличать от синонимов «движение», «активность». Эти термины описывают движение материи. Для описания свойств неодушевленной материи нужно использовать термин «движение».

Появление живой материи послужило причиной возникновения новой формы движения — активности. Действия, которые выполняют животные для поддержания существования, следует называть жизнедеятельностью. Активность индивида, обладающего осознанностью, можно называть полноценной деятельностью.

Некоторые психологи полагают, что способностью к осознанной деятельности обладают и высокоорганизованные животные. Приматы, помимо необходимых для выживания действий, обладают способностью к игре.

История изучения и последователи

Выявить общие закономерности удалось А. Бернштейну, П. Анохину. Психологи изучали организацию движений, активность мозга, направленную на движения. Это послужило основой для создания теории функциональных систем, которая объясняет структуру целенаправленной деятельности.

Согласно теории, целенаправленная деятельность должна состоять из последовательных элементов. Побуждению к началу действия становится мотив — осознаваемая потребность.

Впервые описание мотива встречается в работах К. Обуховского, В. Ковалева. Они провели ряд экспериментов, которые показывали, что мотив влияет на готовность индивида совершить целенаправленное действие. Отсутствие мотива — причина отказа от действия.

Структура и особенности

Ученые выделяют макроструктуру и внутреннюю структуру деятельности. В макроструктуре соединены компоненты, отвечающие за простые, сложные действия. Базовым элементом структуры является операция. Операция — совокупность движений, направленных на выполнение поставленной задачи. При возникновении мотивации человек составляет программу:

  • формирует цель;
  • выбирает действие;
  • совершает действие.

Эта совокупность — макроструктура.

Внутренняя структура рассматривает эти компоненты подробно. Потребность, которая возникает у индивида, продиктована несоответствием между реальным положением, необходимым результатом.

Чтобы поставить рекорд в спорте, спортсмену нужно тренироваться, развивать навыки. Он не может сразу реализовать потребность. Во время тренировки он сравнивает результат с достижениями других спортсменов.

На основании этого заключения психологи пришли к выводу, что мотив — результат сравнения и желания быть похожими на других.

Принципы коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные обучающимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными (или вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями. Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с ЗПР основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным. Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе.

При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей рассматриваемой категории просчеты в действиях, необходимых для правильного выполнения задания. Об этом свидетельствуют многочисленные исправления, производимые ребенком по ходу работы, большое количество ошибок, остающихся неисправленными, частое нарушение последовательности действий и опускания отдельных звеньев задания. Подобные недостатки во многих случаях можно объяснить импульсивностью таких учеников, недостаточной сформированностью их деятельности.

Низкий уровень учебных знаний служит доказательством малой продуктивности обучения детей данной группы в условиях общеобразовательной школы. Но поиск эффективных средств обучения необходимо вести не только в связи с разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей. Само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность.

Известно, что нормально развивающийся ребенок начинает овладевать умственными операциями и способами мыслительной деятельности уже в дошкольном возрасте. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ЗПР приводит к тому, что даже в школьном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста обучающегося и средством активизации познавательной деятельности.

Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Обучающиеся данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их; не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто “перескакивают” с одного на другое, не завершив начатое.

Нарушение деятельности детей с ЗПР – существенный компонент в структуре дефекта, он тормозит обучение и развитие ребенка. Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, которая осуществляется на всех уроках и во внеурочное время, но преодоление некоторых сторон этого нарушения может явиться содержанием специальных занятий.

6 стр., 2694 слов

социальная адаптация и интеграция в общество детей с различными …

… 15,58] Основными задачами обучения и воспитания детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида являются коррекция отклонений в развитии средствами образования и трудовой … процессе консультирования и коррекции эмоциональных состояний детей. Экспериментальная база: ГБОУ Белокатайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида Структура работы: …

Таким образом, целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения. При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся обучающихся общеобразовательной школы. Это подтверждается опытом обучения детей в специальных классах и успешностью последующего обучения большинства из них в общеобразовательной школе.

Уровни

Внутри психологической структуры деятельности есть 3 уровня, контролирующих отдельные виды действий: от низших к высшим. Они есть у каждого индивида и имеют разную степень внутреннего контроля.

Бессознательный уровень

На бессознательном уровне находятся простые инстинкты, присущие человеку, животным. Они регулируются биологическими механизмами. К таким инстинктам относятся действия, направленные на удовлетворение жизненных потребностей: инстинкт размножения, выживания, самосохранения.

Механизмы не автономны, их можно контролировать. В привычной ситуации человек сдерживает внутренние стремления, в критической — контроль ослабевает, механизм активизируется.

Подсознательный уровень

Подсознательная часть отвечает за работу навыков и умений, которые индивид приобретает в течение жизни. В ней также содержится импульсивно-эмоциональная сфера: стремления, моральные установки, страсти, влечения. Подсознательный уровень — ядро личности.

Сознательный уровень

На сознательном уровне находятся знания и культурные нормы. Эта часть психики управляет другими, контролирует инстинкты, не позволяя механизму выживания запускаться самостоятельно. Контроль можно преодолеть.

В психике человека идет постоянная борьба между инстинктивными механизмами и сознанием. Для подчинения подсознания требуется волевое усилие. Если сознание не может нормально функционировать, человек теряет способность вести себя адекватно. Им руководит подсознание и он становится опасным для окружающих.

Формы

У психически здорового человека в равной степени должно быть развито:

  1. Ощущение — отражение окружающего мира с помощью органов чувств. Помогает ориентироваться в окружающей среде.
  2. Восприятие — узнавание предмета, формирование образа предмета.
  3. Представление — воссоздание образа предмета, который не воздействует на органы чувств. Представление невозможно при нарушениях работы памяти, мышления.
  4. Мышление — процесс, необходимый для сбора, хранения информации, ее воспроизведения. Участвует в работе остальных процессов.
  5. Внимание — ответная реакция на стимул, направленная на объект. Направленное внимание — активный процесс исследования, отбора информации.
  6. Воля — уровень выраженности стремления. Необходима для достижения цели.

Развитие отдельных форм происходит неравномерно. Основы, тенденция развития закладывается в детстве. Если одна форма развита недостаточно, она будет негативно влиять на остальные. Проблемы с памятью влияют на мышление, недостаток воли сказывается на восприятии.

Особенности свойств деятельности в психологии

В процессе взаимодействия человека и окружающего мира возникает определенный психический образа и его воплощение в объекте. Далее субъект реализует свои отношения с окружающей реальностью.

Замечание 1

Деятельность — это форма активности человека, которая представлена его взаимодействием со средой. Но деятельностью нельзя считать любую активность. Она должна концентрироваться на достижении сознательно поставленных целей и быть связанной с созданием общественно значимой ценности или освоением социального опыта.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Деятельность обладает несколькими свойствами, которые характерны только для нее:

  • Предметность,
  • Целенаправленность и осознанность,
  • Социальная обусловленность,
  • Системность.

Любая деятельность должна иметь свой предмет, который выступает с двух сторон. В своем независимом существовании она подчиняет себе и преобразует субъекта, а вторично выступает в качестве образа предмета. Она является продуктом психического отражения свойств.

Регулирование деятельности происходит не через потребности человека, а с помощью осознанной цели, представляющей собой идеальный образ будущего результата. Цель считается системообразующим фактором деятельности. Она выступает как главный показатель формирования ее содержания, структуры и динамики. Этим деятельность отличается от прочих форм человеческой активности.

При всем своеобразии деятельность — это система, которая включена в рамки социальных отношений. Вне отношений нельзя говорить о ее существовании. Индивид определяет в пределах общества не просто внешние условия, к которым ему необходимо приспособить собственную деятельность. Общественные условия несут сами в себе мотивы и цели деятельности, включая ее средства и способы. Общество, по сути, производит деятельность индивидов, образующих его.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Психологические свойства деятельности 450 ₽ Реферат Психологические свойства деятельности 260 ₽ Контрольная работа Психологические свойства деятельности 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Деятельность системна, поскольку она не является просто суммой своих компонентов. Деятельность — это организованная целостность, у которой присутствуют такие свойства, которых не существует ни у ее отдельных элементов, ни у их простейшей суммы.

Классификация

Для нормального существования одинаково важны оба типа деятельности: физическая и интеллектуальная. Они взаимосвязаны, подчинены одному механизму, направленному на гармоничное развитие.

Физическая форма

Под физической деятельностью понимают движение, выполняемое для достижения цели. Действие происходит под влиянием мотива, связано с работой физических функций. Физической деятельности предшествует мыслительная — вначале человек формирует образ, потом предпринимает попытку его воплотить. Физическая активность необходима для удовлетворения жизненных потребностей.

Интеллектуальная форма

Интеллектуальная деятельность может реализовываться без участия физической (мышление не требует физических движений). Она участвует в удовлетворении низших, высших жизненных потребностей.

Виды человеческой деятельности

Человеческая деятельность разнообразна, но в то же время может быть сведена к трём»основным видам»: Обучение, работа и игры». Иногда выделяется спортивная деятельность, а также общение как особый вид деятельности.

Работа, основной вид деятельности, приводит к созданию общественно полезного продукта.

Любая работа, которая раскрывает что-то новое, вводит рационализацию, совершенствование в процессе деятельности, приобретает творческий характер. Творческая деятельность — это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий высокую социальную ценность (техническое изобретение, создание художественного, музыкального, литературного произведения, разработка нового метода работы, разработка новых методов обучения и воспитания и т.д.). Творческая деятельность, конечно, требует наличия навыков, капитальных знаний, страстного интереса к делу. Кроме того, творческая деятельность требует развитого воображения. Но главное — это большой упорный труд, настойчивость и настойчивость в преодолении препятствий. Ошибочно думать, что все отдается талантливому человеку легко и без работы. Напротив, многие талантливые люди подчеркивали, что это не столько в способностях, сколько в работе. «Талант — это терпение», «талант — это склонность к бесконечной работе», — было сказано. Л.Н. Толстой назвал работу писателя «ужасной работой».

Обучение только на подготовительном этапе к будущей работе, есть полезный продукт только на определенном этапе освоения профессии. Игра, конечно, не дает социально значимого продукта. Мотивы этих видов деятельности также различны: мотивом работы и обучения является, прежде всего, понимание социальной задачи, игра мотивирована интересом. Существуют значительные различия в организации этих видов деятельности — работа и обучение, как правило, осуществляются специально организованно, в определенное время и в определенном месте. Игра ассоциируется со свободной организацией — ребенок обычно играет в отведенное ему время, но в течение этого времени — так, как он хочет, когда хочет и сколько хочет.

Человек практически в любом возрасте характеризуется всеми тремя видами деятельности, но на разных этапах жизни они имеют разные значения. У ребенка перед поступлением в школу основное занятие — игры, хотя и в детском саду, и немного учебы и работы над своими навыками. Основное занятие студента — учеба, но работа также имеет место в его жизни, а в свободное время он любит играть. Для взрослого человека работа является основным видом деятельности, но вечером он может заниматься (в одиночестве или в вечерней школе, на вечернем факультете), в свободное время он может посвятить себя играм (спортивным, интеллектуальным).

Деятельность можно разделить на материальную и интеллектуальную. Первый направлен на изменение природы и общества. Духовная деятельность связана с преобразованием сознания людей. Психологи всегда придавали большое значение этой деятельности в истории человечества и для оправдания собственного идеала общества.

«Производительный труд, собственность и использование его результатов являются аспектом жизни человека или одной из сфер его деятельности», — отметил Владимир Соловьев. Человек не мог бы существовать без выращивания сельскохозяйственных культур, строительства заводов, прокладки рельсов, добычи энергии. Но означает ли это, что интеллектуальная деятельность человека менее важна? Конечно, нет. Человеку нужна философия, искусство, нравственность, вера. Без этих достижений он перестал бы быть человеком.

Творчество. Творчество — это деятельность, в результате которой рождается нечто новое, отличающееся уникальностью, оригинальностью. Можно возразить: Но не каждая ли человеческая деятельность характеризуется уникальностью? Конечно, в какой-то степени это правда. Деятельность — это рождение чего-то, чего не было в природе. В этом смысле она всегда характеризуется новизной, когда мы сравниваем ее результаты с тем, что происходит в природе.

Функции

Чтобы действия были направленными, приводили к назначенной цели, человек должен освоить 3 метода развития психических процессов:

  1. Игра — первичная деятельность, которая помогает ребенку развивать психические процессы. Через игру дети проходят первичную социализацию, учатся взаимодействовать с окружающими. Игра влияет на развитие мышления, подготавливая ребенка к следующему методу.
  2. Учебная — необходима для становления ребенка в коллективе, выборе, освоении профессии. Качество учебы влияет на дальнейшую жизнь ребенка, выбор рабочего места.
  3. Трудовая — необходима для реализации профессиональных навыков, самореализации. Труд важен для социализации отдельных индивидов, процесса эволюции.

Если в детстве человек не освоил сюжетную игру, он не сможет полноценно освоить учебную, лишится потребности реализоваться в труде. Таким людям сложно стать частью социума, их социальные навыки не развиваются. Игра имеет ключевое значение для дошкольника, у взрослых может применяться как терапевтический метод.

Выводы

  • При задержке психического развития имеет место недостаточность центральной нервной системы, приводящая к неравномерности формирования психических функций, что обусловливает особенности развития, поведения детей и определяет специфику содержания и методов коррекционного обучения.
  • Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР включает отличительные признаки этой категории детей как от нормально развивающихся сверстников, так и от детей с умственной отсталостью. Однако в силу схожести поведенческих проявлений дифференциальная диагностика может представлять определенные трудности. Всесторонне психологическое обследование и изучение познавательной деятельности детей с ЗПР служат важным фактором правильной диагностики и выбора путей обучения и коррекции.
  • К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, но в отличие от умственно отсталых у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание.
  • При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся обучающихся общеобразовательной школы.

Примеры похожих учебных работ

Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития в общеобразовательной …

… Программу индивидуальной коррекционной работы с ребенком. На психолога в структуре деятельность ПМПк ложатся задачи определения актуального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития, выявления особенностей эмоциионально-волевой сферы, …

Особенности работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития

… обучения детей с задержкой психического развития рассматривается с точки зрения предоставления детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой общеобразовательной … контролировать свои действия и … осуществлению коррекционной работы с …

Работа с детьми, имеющими задержку психического развития, в современной школе

… педагогической теории и практике процесс обучения детей с задержкой психического развития рассматривается с точки зрения предоставления детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой общеобразовательной школе вместе с обычными …

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего …

… игровой и непосредственно образовательной деятельности — «Посмотри внимательно … работа прекращается), — «Копирование образца», — «Найди такой же предмет», — «Рисую палочки», — «Расставь значки» Развитие … закончится (по мнению ребёнка)», — «Сделай за …

Педагогическая система образования детей с задержкой психического развития

… в развитии психической деятельности ребенка в целом. Исследования Г.Е.Сухаревой, Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, В.И.Лубовского, К.С.Лебединской позволили выделить среди неуспевающих младших школьников особую категорию, у которой трудности в обучении были …

Методы изучения

Явление изучали отечественные, зарубежные психологи. Общепринятые теории:

  1. Теория С. Рубинштейна. Деятельность подчинена внешним условиям. Она неделима с сознанием, обладает сложной структурой. Чтобы приспособится к внешним условиям, человек должен регулировать поведение. Человек учится контролю. Параллельно развиваются связь действий, сознания.
  2. Теория А. Леонтьева. Исследователь полагал, что внутренняя деятельность — переход внешнего психического процесса во внутренний. Человек с нарушениями слуха может воспроизвести в сознании звук, хотя не слышит его. Деятельность — комплекс операций, возникший при развитии сознания.
  3. Теория Л. Выготского. Рассматривал деятельность как результат работы высших психических функций. У первобытных людей высшие психические функции формировали отношения между людьми, но трансформировались в психические явления.

Поскольку деятельность — сложный процесс, его изучение возможно только с применением практических экспериментов, компьютерных технологий. Это значимый вопрос для исследований в области психологии, социологии, философии, биологии и других наук. Результаты исследований могут изменить представление о человеке, месте людей в окружающем мире.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]