Психические состояния нужны человеку для успешного осуществления различных видов деятельности. В психологии они классифицируются по различным основаниям, самое популярное среди которых – это энергетические затраты личности. Психическое состояние человека оказывает непосредственное влияние на общую работу нервной системы, органично вписываясь в общий конструкт личности.
Иметь общее представление о функционировании психики и ее влиянии на результативность деятельности человека нужно для того, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать работоспособность нервной системы. Эти знания будут актуальными как для школьников и студентов, так и для взрослых людей, занятых интеллектуальным или физическим трудом на предприятии.
Определение понятия психического состояния
Чтобы понять, как сформулировать определение психического состояния, нужно обратиться к изучению биологических и психофизиологических принципов работы нервной системы.
В психологии особенности психической жизни считаются категорией общей методологии науки, которая определяет особенности деятельности конкретного индивидуума. Многообразие феноменов эмоциональной сферы как объект научного исследования впервые было обнаружено в работах Н.Д. Левитова.
В теоретических статьях состояние психической сферы человека автор определял как своеобразную особенность психики, отражающей работу нервной системы, подкрепляя свои суждения эмпирическими результатами. При этом исследователь обращает внимание читателя на то, что выводы об актуальном эмоциональном статусе индивидуума в момент его изучения нужно обязательно делать с опорой на события, случившиеся с ним недавно. В то же время ученый не отрицает того, что трагические события прошлого могут дать о себе знать через много лет, когда человек, казалось бы, уже не помнит о них. Из этого следует, что признаки психического состояния повышают или снижают эффективность работы организма.
Психологическое состояние – это основа усвоения норм и правил поведения индивида в социуме. Они занимают промежуточное положение между свойствами личности и такими процессами, как произвольное внимание, кратковременная и долговременная память, логическое мышление, воображение, речь. В психологии труда этот феномен учитывается при подготовке кадрового резерва представителей разных профессий.
Примерами психических состояний являются настроения, чувства и эмоции, а также состояние сна и бодрствования. Стадии развития психических состояний обусловлены преобладание процессов торможения или возбуждения в нервной системе.
Психологические исследования личности
Все методы исследования делятся на 4 категории, объединенные каким-то общим подходом к изучению личности.
- Наблюдение. Основные способы оценки личности заключаются в осмотре, опросе как самого человека, так и его окружения, чтении истории болезни, если таковая имеется, чтении дневников или автобиографий. Последние два источника, как показывает практика, являются очень ценной информацией.
- Эксперимент. Включает в себя различные исследования с помощью аппаратуры. Также возможны моделирования каких-то экстренных или имеющих значение для конкретного человека ситуаций для оценки его психического состояния.
- Опросники и другие подобные методики. Позволяют оценивать множество критериев: мотивацию, целенаправленность, самооценку, силу воли и т.д.
- Проектирование. С помощью методик данной области определяется личность в целом, без выделения ее отдельных критериев.
Однако в практике активно используются все 4 метода, которые к тому же могут перемешиваться, дополняя друг друга, поэтому их разделение является условным.
Критерии категоризации
Разделять психологические переживания на самостоятельные категории принято по таким базовым характеристикам, как:
- источник их возникновения (рождаются внутри под воздействием мыслей человека или формируются в результате воздействия факторов извне);
- степень осознанности (формируются в бессознательном слое, в предсознании или в осознаваемом слое психики);
- длительность (кратковременные, средней длительности или продолжительные);
- степень выраженности (едва заметные, средней выраженности, ярко выраженные);
- эмоциональный фон (позитивные или негативные);
- область проявления (поведение, трудовая деятельность, настроение, воля, мотивация).
Виды психических состояний
В зависимости от ведущих процессов в психике выделяют эмоциональные, гностические (познавательные) и волевые психологические состояния человека. Примерами эмоциональных разновидностей являются любовная страсть и половое влечение, непосредственная радость и бодрость духа, грусть и обреченность, подавленность и угнетенность, тоска и отчаяние, огорчение, возмущение и обида, панический страх, злость и аффект.
Сущность гностических переживаний передают такие кратковременные эмоции, как познавательный интерес, любопытство, сосредоточенность и погруженность в работу, озадаченность и недоумение, удивление, сомнение и скепсис, мечтательность и склонность к фантазированию. Все перечисленные здесь эмоции неразрывно связаны с процессом деятельности и не существуют в отрыве от нее.
К волевым разновидностям относятся: активность и инициативность, решительность и целеустремленность, уверенность, спокойствие и самообладание, сдержанность и парные к ним диаметрально противоположные характеристики. В отличие от предыдущей группы, эти характеристики личности не возникают сами по себе, они формируются в процессе воспитания в детском и подростковом возрасте.
Системно-векторное направление психологии опирается на похожую классификацию. В данном подходе эмоциональные феномены психики представлены такими группами, как напряжение и расслабленность в деятельности и в мотивации, ощущение удовольствия и неудовольствия в процессе познания или переживания, активность и пассивность как перманентные типы личности.
Нужно сказать, что сторонники этого подхода к классификации делают акцент на том, что не все можно корректировать. Некоторые переживания обусловлены типом нервной системы и ее подвижностью, изменить которые невозможно. Поэтому пассивность и медлительность некоторых людей, равно как и излишнюю активность отдельных личностей иногда нужно принять как должное и научить человека жить с этими индивидуально-типологическими особенностями.
По критерию связи со структурными компонентами личности в психологии принято выделять такие разновидности феноменов психики, как личностные переживания, которые имеют отношение к деятельности, эмоции индивидуальности.
Какие бывают психические состояния по влиянию на человека? Стенические разновидности – они стимулируют активность личности; астенические типы – они тормозят активность индивида.
Какова же будет упрощенная классификация психических состояний?
Морально-психологические
Этот вид рождается в результате личных (субъективных) переживаний индивида при созерцании окружающей действительности. Степень соответствия увиденного явления и появившееся эмоциональное переживание характеризуют уровень адекватности реагирования индивида. Структура и виды моральных переживаний определяются особенностями нервной системы человека и типом его темперамента, а также характерологическими особенностями.
Эмоционально-психологические
Определение этой группы базируется на психологических особенностях личности и эмоциях человека, возникающих в той или иной жизненной ситуации. Видами данной группы являются аффекты, страсть, настроение человека, переживание им стресса или дискомфорта от фрустрации. Настроение отражает состояние человека, занимающегося тем или иным видом научно-исследовательской, практической, трудовой, творческой деятельности. Преобладание положительной или отрицательной окраски эмоционально-психических состояний также определяется типом темперамента личности. Психическое состояние энергичного человека-холерика – это быстро сменяющие друг друга ярко окрашенные переживания (вспышки), в то время как основной характеристикой эмоционального фона медлительного флегматика будет спокойствие и отсутствие ярких всплесков и беспричинной перемены настроения. Негативные психические состояния преобладают у меланхоликов, склонных к депрессиям, а позитивные – у беззаботных жизнерадостных сангвиников.
Стресс и психическое состояние фрустрации – это те виды эмоциональных состояний, которые требует немедленного устранения. Иногда человек сам не может с ними справиться, ему требуется помощь квалифицированного психолога или психотерапевта. В некоторых случаях для коррекции самочувствия индивида ему требуется медикаментозная терапия и наблюдение у психиатра.
Психологические состояния человека
Психологический блок личности включает все компоненты психики человека: особенности нервной системы, мировоззрение, ценностные ориентации, мотивационно-потребностный блок. Понятие установок и убеждений индивида в формировании психических состояний имеет первостепенное значение.
Психологическое состояние ребенка
Структура и виды психических состояний ребенка объясняются возрастными особенностями его развития. Возможность объективной оценки психологического статуса детей появляется не раньше достижения ими 15–16 лет. До этого времени детям свойственны сиюминутные перемены в настроении и поверхностное восприятие происходящего.
Особенности психических процессов и эмоциональных состояний ребенка зависят от домашней обстановки и психологического климата в семье.
Социально-психологические
Что относится к социально-психическим состояниям личности? Прежде всего это все социальные контакты человека. Эмоциональная направленность личности определяется уровнем развития коммуникативных навыков человека, его самооценкой, имиджем.
Негативная оценка человеком своего психического состояния в моменты взаимодействия с окружающими может привести к возникновению у него психосоматических заболеваний.
Классификация
Эмоциональное состояние (в психологии это отражается тесной связью между эмоциями, чувствами и дальнейшими действиями человека, которые их испытывает) — душевное волнение, возникающее под воздействием внешних и внутренних факторов, которые являются не постоянными.
После изменения основополагающих обстоятельств данное состояние человека меняется, что влечет за собой изменение мотивировочной части дальнейших действий. В таблице ниже описаны классификационные виды эмоциональных состояний человека.
Вид | Характеристика психофизиологического процесса |
Настроение | Настроение — это особый вид эмоционального состояния, которое влияет на мыслительный процесс, мотивировочную часть поведения и действий, проявляющихся в той или иной ситуации. Возникновение данного психоэмоционального состояния тесно связано с событиями в жизни человека, его здоровьем, временем года, кругом общения. Большинство психологов считает, что настроение относится к числу одних из наиболее слабых эмоциональных состояний, которое легко меняется под воздействием факторов окружающей среды. Данный вид психоэмоционального состояния может быть насыщен положительными или отрицательными эмоциями, чувствами, наличие которых является неотъемлемой составляющей настроения. |
Аффект | Аффект — это одно из наиболее динамично развивающихся эмоциональных состояний, которое возникает по типу одновременной реализации взрыва эмоций. Данный вид психоэмоционального состояния возникает внезапно, динамично развивается, но также очень быстро меняется. Основным характеризующим признаком аффекта является то, что в подобной ситуации сознание человека теряет контроль над действиями и процессом принятия решения. Этот вид эмоционального состояния может быть положительным, либо же несет в себе негативные последствия для самого человека, находящегося под его воздействием. Аффект становится причиной провалов в памяти, отсутствия воспоминаний о целом ряде происходящих событий. |
Фрустрация | Фрустрация — это сложное эмоциональное состояние человека, которое возникает по причине сильного психологического и физического напряжения. Основным фактором раздражителем выступает то или иное препятствие, из-за воздействия которого человек не может достичь поставленных целей и задач. Нарастающий эмоциональный порыв в виде недовольства и сильного негодования превышает границы терпения. Психоэмоциональное состояние фрустрации характеризуется наличием выраженного раздражения, гнева, разочарования в происходящих событиях. Изменение этого эмоционального состояния возможно только в том случае, если человек сможет преодолеть условное препятствие, найдет другие пути достижения поставленных целей, либо же перенаправит свое внимание на другие объекты окружающей среды. |
Страсть | Страсть — это сильное, продолжительное и устойчивое эмоциональное состояние человека, которое вызывает максимальную концентрацию мыслительного процесса, а также перенаправляет все энергетические резервы организма для достижения поставленных целей. Данный вид психоэмоционального состояния может иметь краткосрочный характер, либо же сопровождает человека на протяжении всей жизни. Например, короткий порыв страсти, который реализуется во время признания в любовных чувствах к близкому человеку. Длящийся тип этого эмоционального состояния свойственен людям, которые одержимы маниакальными идеями, имеют пагубные зависимости, различного рода мании. |
Стресс | Стресс — это особое эмоциональное состояние человека, которое является защитной реакцией организма на воздействие агрессивных факторов окружающей среды. Выделяют несколько подвидов этого психоэмоционального состояния, в котором хотя бы 1 раз, но оказывался каждый взрослый человек. В первом случае возможно возникновение стресса, когда происходящие события и возникающие факторы, оказывают положительное влияние на дальнейшее развитие личности, способствуя ее адаптации к радикально новым условиям и стандартам жизни. Дистресс действует прямо противоположно, препятствуя дальнейшей деятельности человека, отрицательно влияет на функции нервной системы, провоцирует развитие тяжелых заболеваний. Длительное нахождение в данном эмоциональном состоянии способно приводить к появлению хронического чувства тревоги, нарушениям процесса сна и засыпания, возникновению продолжительных депрессий. |
Эмоциональное состояние в психологии
Эмоциональное состояние (в психологии этот термин является синонимом определений «эмоциональный процесс, феномен») – особый способ проявления чувств, который зависит от стечения множества факторов. Поэтому не исключается, что положительное настроение человека может резко поменяться под воздействием стрессовой ситуации, сопровождаться страстью или перейти на стадию аффекта.
Свойства
Все психические состояния имеют особые свойства:
- Целостность – взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов психики. Это свойство оказывает влияние на эффективность деятельности человека.
- Устойчивость. Все виды психических состояний человека более постоянны, чем сиюминутные эмоции.
- Подвижность – свойство психических состояний менять свои функции вслед за изменением ситуации.
- Полярность – это свойство выражает парность эмоциональных переживаний. К каждому положительному переживанию можно подобрать диаметрально противоположное (негативное) эмоциональное переживание.
Характеристики и свойства
Каждый вид психоэмоционального состояния имеет основные свойства, которые непосредственно связаны с тем, какие чувства человек переживает в той или иной ситуации, а именно:
- эмоциональная окраска, которая придает неповторимость переживанию хороших или плохих жизненных событий, определяет дальнейшее формирование настроения, мотивирует к выполнению конкретных действий;
- интенсивность проявляемых эмоций, а также их количественный показатель, возникающий в течение короткого промежутка времени;
- длительность, которая характеризуется наличием продолжительного или короткого психоэмоционального состояния определенного вида.
По своему проявлению свойства эмоциональных состояний человека могут быть более или менее выраженными, что зависит от конкретных условий и влияния факторов окружающей среды, в которой находится человек.
Уровни
Сущность и классификация психических состояний в психологии проявляются на разных уровнях:
- физиологический уровень раскрывает нейрофизиологические, биологические и морфологические особенности реагирования человека на происходящее;
- психофизиологический уровень, определяющий сенсорику и вегетативные реакции организма;
- социально-психологический уровень, учитывающий статус человека в межличностных отношениях, его отношение к труду;
- психологический уровень, задающий общий эмоциональный настрой личности.
Разница между психологией и психиатрией
Должностные инструкции психологов и психиатров часто путают, но главное различие заключается в авторитете медицинских специалистов.
Психиатры это врачи которые используют своё высшее медицинское образование и полученный клинический опыт для лечения психических, эмоциональных и поведенческих расстройств с помощью медикаментов и психотерапии.
Психология, дисциплина, уходящая корнями в философию, касается воспитательного процесса и связанных с ним философского подхода к жизни и поведения человека. Психологи не имеют права заниматься диагностикой и лечением психических расстройств самостоятельно, без назначений руководства психиатра. Они могут проводить коррекцию воспитания в детском и взрослом возрасте. Фактически, они должны работать под руководством психиатра. Назначение лечения им запрещено.
Клиническая подготовка и образование также различаются у психологов и психиатров. Студенты-психологи изучают познание и человеческое поведение, а студенты-психиатры изучают биологию и медицину.
Какие бывают психические расстройства? Есть много разных типов психических расстройств. Они указаны в МКБ-10
F00-F99 Психические расстройства и расстройства поведения
- F00-F09 Органические психические расстройства
- F10-F19 Расстройства связанные с употреблением психоактивных веществ
- F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовае расстройства
- F30-F39 Расстройства настроения (аффективные)
- F40-F48 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные
- F50-F59 Расстройства поведения
- F60-F69 Расстройства личности
- F70-F79 Умственная отсталость
- F80-F89 Нарушения психологического развития
- F90-F98 Эмоциональные расстройства
- F99 Неуточненные психические расстройства
В эти разделы входят все патологические состояния высшей нервной деятельности. Такие как:
- Тревожные расстройства, включая паническое расстройство , обсессивно-компульсивное расстройство и фобии.
- Депрессия , биполярное расстройство и другие расстройства настроения.
- Расстройства пищевого поведения.
- Пост-травматическое стрессовое растройство.
- Психотические расстройства.
- Другие болезненные состояния.
Факторы формирования
Какие факторы влияют на психологическое состояние человека? Принято считать, что к факторам психических состояний личности относятся: общий тонус личности, мотивация, настроение, ожидание успеха, субъективное отношение к деятельности. На основе этих компонентов факторы получили такие названия, как:
- Мотивационно-побудительный – самый мощный фактор, стимулирующий активность личности. Ведущими компонентами здесь являются удовлетворенность человека отношениями с любимым человеком, финансовая обеспеченность.
- Эмоционально-оценочный – фактор, указывающий на отношение человека к тому или иному виду деятельности и результату своего труда.
- Активационно-энергетический – фактор, характеризующий физиологическую активность человека и проявляющийся в закономерной смене сна и бодрствования. Также к активно-энергетическому фактору относят здоровье человека. Сильные переживания обычно связаны с возбуждением, а слабые – с торможением в нервной системе.
Формы проявлений
Эмоциональное состояние (в психологии это понятие означает наличие определенных переживаний, которые возникают под воздействием положительных и отрицательных факторов) — порыв чувств, которые могут меняться в зависимости от тех или иных жизненных обстоятельств. Выделяют 9 основных форм проявления эмоциональных состояний.
Интерес
Интерес, как одна из форм проявления эмоционального состояния человека, является механизмом реализации познавательной потребности, которая обеспечивает полноценное развитие личности. В данном случае происходит возбуждение нейронов головного мозга.
Проявление эмоционального состояния в форме интереса обусловлено обязательным наличием нового объекта, вызывающего желание к его изучению. Аналогичная психоэмоциональная реакция возникает после резкого изменения условий окружающей среды. Например, переезд на новое место жительства, путешествие.
Удивление
Проявление эмоционального состояния в форме удивления может возникнуть под воздействием отрицательных или положительных переживаний. Обязательным условием является наличие внезапного события, наступление которого не ожидалось и не предполагалось самим человеком, либо же его ближайшим окружением.
Радость
Форма проявления эмоционального состояния в виде радости возможна только под влиянием положительных факторов и событий. В данном случае человек одновременно чувствует удовлетворенность своих потребностей, уверенность в себе, ощущает свою значимость. Проявление радости носит краткосрочный характер, так как длительное выражение положительных эмоций является стрессом для нервной системы.
Страдания
Страдания всегда насыщены большим количеством негативных переживаний. Данная форма проявления эмоционального состояния играет важную роль в мотивировании человека к дальнейшим действиям по изменению своего образа жизни, достижению целей, которые в конечном итоге приведут к радости, удовлетворению, ощущению счастья.
Пренебрежение
Пренебрежение тесно связано с выражением чувства личного преимущества.
Данная форма проявления эмоционального состояния становится основой для выражения других негативных эмоций, большая часть из которых приводит к конфликтам и разрушению социальных связей.
Враждебность
Проявление эмоционального состояния в форме враждебности возможно только при условии одновременной комбинации чувства гнева, пренебрежения и отвращения к определенному объекту. В данном случае не исключается возникновение агрессии, которая выражается в физическом и словесном воздействии.
Страх
Эмоциональное состояние, проявляющееся в форме страха, возникает после того, как мозг получает информацию о потенциальной опасности. Это может быть реальная угроза жизни или воображаемая ситуация, которая моделируется в сознании на основании ранее пережитых эмоций. Например, страх перед походом к стоматологу, боязнь темноты, плавания на большой глубине.
Тревога
Тревога является той формой проявления эмоционального состояния, которая оказывает непосредственное влияние на развитие неврозов. В данном случае нервная система человека находится в состоянии постоянного возбуждения и стимуляции одним, либо же целым рядом негативных факторов. Это может быть сопутствующее чувство стыда, обиды, гнева, интереса.
Стыд
Ощущение стыда формируется из комплекса отрицательных эмоций, которые возникают под влиянием негативных событий. Данная форма проявления эмоционального состояния возникает на почве несоответствия поступков, внешности и мнения субъекта по отношению к ожиданиям большинства окружающих.
Довольно часто чувство стыда провоцирует сильное душевное волнение, которое приводит к продолжительным страданиям и состоянию депрессии.
Функции психических состояний
Психические состояния являются структурным компонентом психики. Список функций, которые они выполняют, выглядит так:
- формирование самооценки личности;
- обсуждение человека к совершению тех или иных действий;
- прогнозирование успешности тех или иных начинаний;
- принуждение человека довести начатое дело до конца;
- формирование отношения человека к деятельности;
- оценивание результата своего труда;
Эти 6 функций объясняются сущностью и классификацией психических состояний.
Диагностика
Некоторые люди обладают уникальной способностью точно оценивать свое психическое состояние. Физическое самочувствие при этом является для них главным «барометром». Другим же людям требуется помощь психолога в этом деле.
В психологии определение психического состояния человека – это анализ его психофизиологического и психологического уровней. Исследование психофизиологического уровня позволяет изучить природу появившегося чувства и определить (при необходимости) способы его коррекции.
Самым популярным диагностическим инструментарием являются психологические тесты. С их помощью диагностируют настроение, самочувствие и уровень активности личности. Наиболее показательные результаты дают такие методики, как цветовой тест Люшера, САН, РАТ, «Опросник нервно-психического напряжения», «Рельеф эмоций», тесты личностной тревожности.
В медицине к методам диагностики психических состояний относят результаты ЭКГ и КГР, частоту сердечных сокращений, энцефалограмму мозга.
Критерии сформировавшейся личности
Прежде чем проводить исследования личности, следует определиться с критериями, которым должна соответствовать сформировавшаяся целостная личность. Общего подхода к данному понятию нет, однако принято наиболее достоверными считать критерии В. В. Петухова, который утверждает, что личность:
- должна быть способной к творчеству;
- может быть множественной при одновременной целостности;
- постоянно развивается.
Л. И. Божович подошел к вопросу проще, выделив для личности всего два критерия: умение расставлять приоритеты, жертвуя своим «хочу» ради «надо», а также умение руководить своими действиями, ставя перед собой цели и преодолевая препятствия.
Проблемы психологических состояний
Какие бывают проблемы в изучении психологических состояний? Прежде всего это сложность разделения субъективных и объективных факторов, порождающих то или иное эмоциональное переживание.
Преобладание негативных психологических переживаний приводит к возникновению чувства неудовлетворенности своей жизнью. Осознавание проблем в психологическом плане и способность к анализу собственного состояния – это не те методы, с помощью которых человек может справиться с психосоматикой. Чтобы восстановить работоспособность, нормализовать сон и избавиться от беспричинных головных болей, человеку нужно обратиться к психологу. Только квалифицированный специалист сможет правильно определить причину проблем и выбрать эффективные методы ее устранения.
Методы управления
Существует 3 наиболее надежных и проверенных методик, с помощью которых можно осуществлять эффективный контроль эмоциональных состояний.
Психоэмоциональная регуляция
Данный метод контроля над эмоциональным состоянием предусматривает активацию воспоминаний о хороших или плохих событиях, которые были пережиты ранее. Например, для подавления чувства гнева, раздражения, ярости, достаточно подумать о жизненной ситуации, в которой присутствовало избыточное количество положительных эмоций, ощущение счастья, радости.
Регуляция умственного процесса
Этот способ управления эмоциональными состояниями является более сложным, так как требует осуществления контроля над мыслительным процессом и сознанием.
Реализация данного метода проводится следующим образом:
- необходимо отвлечь свои мысли от негативных событий, которые происходят в окружающей среде;
- переключить внимание на другие объекты и предметы, не вызывающие негативных эмоций;
- из каждой ситуации следует выбирать только ту эмоциональную составляющую, которая не вызывает состояние стресса;
- всегда придерживаться принципа позитивной интерпретации любого события;
- придавать сложившейся ситуации несущественное значение, как будто она не оказывает никакого влияния на жизненные процессы.
Рекомендуется всегда перенаправлять негативные эмоциональные порывы в различные сферы жизни, профессиональной деятельности.
Телесная регуляция
Данный вид контроля над эмоциональным состоянием предусматривает выполнение отвлекающих действий, которые не позволяют сосредоточиться на возникших чувствах и душевном волнении.
Например, счет бусин, расположенных на ручных четках. В этом случае происходит тактильный контакт пальцев, который создает эффект отвлечения. В тот же момент из-за постоянного подсчета происходит рассеивание внимания.
Эмоциональное состояние — это совокупность чувств, ощущений, душевных волнений, которые испытываются на протяжении длительного или короткого периода времени. В психологии изучением психоэмоциональных состояний человека занимались ученые П.В. Симонов, К.Э. Изард, А.Н. Леонтьев.
Изменение эмоционального состояния происходит под воздействием положительных или негативных факторов окружающей среды, а его формы проявления тесно связаны со всеми видами жизненных процессов. Психоэмоциональные состояния человека наполнены хорошими и плохими переживаниями, ситуациями, которые оказывают влияние на его личностное развитие, мотивацию к действиям.
Мои рекомендации
Ко мне часто обращаются клиенты с жалобами на хроническую усталость, снижение аппетита, отсутствие желания заниматься каким-либо делом. Они не понимают, что с ними происходит, сообщают о том, что были у многих врачей, сдали кучу анализов, а причину снижения работоспособности и апатии установить так и не удалось. «Что со мной?» — спрашивают они меня. Мой ответ о том, что эти симптомы относятся к аномалиям в психическом состоянии личности их обычно удивляет. Однако первоначальные мои предположения подтверждаются результатам психологических тестов. На следующем этапе работы с клиентом я рассказываю ему о том, какие виды психических состояний выделяют в современной психологии, так как часто, ознакомившись с результатами диагностики, они говорят: «Укажите, что относится к психическим состояниям личности».
В большинстве случаев для коррекции психологического состояния, какое бывает при сниженном настроении, достаточно 5-10 занятий с психологом. Я даю рекомендации по развитию навыков рефлексии, обучаю техникам релаксации. Основным методом в моей работе является арт-терапия. На мой взгляд, этот метод – ключ к внутреннему миру личности. Через арт-терапевтические упражнения человек обретает гармонию с собой, учится управлять своим эмоциональным полем.
Развитие психических процессов
Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.
С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:
- Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
- Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки.
- Для развития мышления подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
- Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).
Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:
- Находить 10 отличий между предметами.
- Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
- Копировать в точности движение или узор.
- Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
- Уметь находить одинаковые предметы.
- Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
- Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
- Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.
Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):
- Развитие памяти
- Логическое мышление.
- Эмоциональный интеллект.
- Когнитивистика
Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».
Желаем вам удачи!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Познавательные процессы
- Когнитивная сфера личности
- Два важных закона памяти
- Внимание человека: что это и как оно работает
- Ощущение и восприятие
- Виды памяти и их особенности
- Сферы личности
- Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
- Ощущения: что это такое и какими они бывают
- Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
Ключевые слова:1Самопознание