Ригидность в психологии. Что это такое, определение, характер мышления


Вы когда-нибудь сталкивались с упрямыми людьми, которых сложно в чем-либо переубедить? А возможно, и сами не отличаетесь гибкостью и с трудом меняете свои убеждения, поведение, восприятие? Упрямство часто считается глупой прихотью, блажью, проявлением эгоцентризма и т. д. А на самом деле это проявление особого качества личности, которое называется ригидностью. Оно может управлять нашей жизнью, а вот избавиться от него не так-то просто, потому что ригидность связана со многими психическими процессами, а нередко мы к ней предрасположены от рождения.

Что это такое?

Психологами ригидность была определена как «сопротивление приобретению новых поведенческих паттернов путем удержания прежних и неадаптивных стилей поведения». Оно также рассматривается как существенный компонент дисфункционального, то есть негативного перфекционизма.

Ригидность может проявляться в настойчивости и неспособности изменить привычки, неспособности изменить концепции и отношения, однажды разработанные и подкрепленные эмпирическим опытом.

Специфическим примером ригидности является «функциональная фиксированность», которая представляет собой трудность для понимания новых применений уже знакомых объектов. То есть человек не может использовать, например, нож, для выполнения других функций, кроме как нарезания овощей.

Ригидность в психологии подразумевает сложность, неготовность или полную неспособность субъекта изменить намеченную программу деятельности в новых ситуационных условиях. Это способность психики и характера человека твердо сохранять заданное отношение сознания.

Ригидный человек не склонен менять свои привычки. Он упрям, старается отстаивать свою тактику в решении повседневных проблем. Он впечатлителен, долго сохраняет свое эмоциональное состояние. Люди вокруг него должны приложить много усилий, чтобы отвлечь его от сверхценной идеи или убедить.

Правила общения с ригидными собеседниками

Если вам предстоит вести диалог с ригидным человеком, сразу четко обозначайте свою позицию. Ставьте перед собеседником конкретную задачу: что вы хотите от него получить? Уважайте личностные особенности других и не требуйте невозможного. Помните, что ему с вами также тяжело, как и вам с ним.

Ригидный собеседник — прекрасный слушатель. Говорит он медленно, спокойно; излагает свою мысль полностью. Если такого человека перебивать, автоматически вы сразу настроите его против себя. Не вступайте в дискуссию, если предмет разговора не представляет особой важности.

Характер каждого из нас уникален, и эта уникальность выстраивается из огромного количества особенностей. Ригидность в нем усиливается при одновременном присутствии сразу нескольких факторов. Порой она мешает жить нормальной жизнью. В такой ситуации лучше обратиться к психологу.

Положительные моменты в ригидности

Словарь психологии характеризует ригидного человека как субъекта, мало изменчивого даже под влиянием мощных внешних воздействий и не способного к саморегуляции.

Умеренно выраженная ригидность личности выражает неизменность интересов и установок, направленных на отстаивание своего мнения, на активность позиции, которая под влиянием внешних сил только усиливается. Она практична, точна, верна своим принципам. Такие люди устойчивы к стрессу, так как меньше подвержены изменениям окружающей среды.

Ригидность имеет также 3 различные основные стадии тяжести, хотя ей никогда не приходится переходить к дальнейшим стадиям:

  • 1 стадия – это строгое восприятие, которое заставляет человека упорствовать в своем пути и быть близким к другим вещам.
  • 2 – защита эго.
  • 3 стадия – это часть личности человека. Ее проявления можно наблюдать даже в когнитивных процессах, то есть в мышлении и понимании окружающего мира.

Исследуются 3 основных этапа его развития:

  • ригидность как неврологически обусловленная особенность индивидуального восприятия, приводящая к преждевременному закрытию;
  • ригидность как механизм защиты от эго-вовлекающих стимулов;
  • ригидность как проявление базовых личностных переменных, наблюдаемых в когнитивной и социальной сферах, а также в восприятии.

Ригидность, которая описана первыми стадиями развития, способна быть полезной для индивида. Она делает его устойчивым по отношению к негативным воздействиям окружающей среды, позволяет отстаивать свое мнение и позицию, проявлять нонконформизм.

Умеренно ригидные люди менее подвластны стрессу, панике, эмоционально более устойчивы, чем люди с гибким и эмоциональным мышлением.

Примеры ригидного поведения

Нежелание осваивать и пользоваться новейшими технологиями, гаджетами, телефонами мобильного спектра, планшетами. Даже если таковые значительно упрощают жизнь. В этом плане ригидные люди руководствуются следующим правилом или риторическим вопросом: «Если я привык делать так, то почему должно быть иначе?».
Пугает непредвиденность. Ригидные люди очень боятся путешествовать, открывать для себя новые реалии, подстраивать собственные идеи под сложившуюся или меняющуюся ситуацию. Новые способы поведения таким личностям чужды.

К примеру, такого человека толкнули в метро или на оживленной улице. Он будет пару дней «переваривать» данное событие. Ситуация может даже и не перейдет в конфликт, но ригидный объект станет есть самого себя, то и дело прокручивая в уме сложившиеся обстоятельства. Но при этом жизнь продолжается, и случаются новые ситуации и моменты. И они более важные и значимые, а этого ригидный индивидуум не замечает.

С другими такие личности взаимодействуют, ссылаясь исключительно на принципы соперничества. Если человек не обделен интеллектом и весьма образован, ригидность может помочь проявить лидерские способности и даже руководить большим трудовым коллективом.

Одержимость идеями и умение «заражать» ими, дает возможность вести за собой единомышленников. Так мысль создать профсоюз из числа исключительно представительниц женской половины – не что иное, как возможность трудиться вопреки дискриминации женщин и на благо добрых идей.

Ригидные люди – отличные экономисты и бухгалтеры. Им подвластна рутинная специальность и работа с бумагами. Таким личностям подходят те профессии, где необходимо проявлять точность, расчет, четкий план действий, категоричность.

Недостатки ригидности

Следующие сопутствующие и характерные для ригидной личности черты являются недостатками:

  • перфекционизм;
  • дихотомическое мышление;
  • чрезмерно высокая самооценка.

В попытке понять перфекционизм психологи разделили эту конструкцию на 2 аспекта:

  • Позитивный. Формирует уверенность в себе, честолюбие и чистоплотность, аккуратность, профессионализм. Позитивный перфекционизм не стремится поставить кого-то «выше», а кого-то «ниже».
  • Негативный. Формирует неуверенность в себе, в окружающих, чрезмерный скептицизм.

Дихотомическое мышление – это еще одна переменная, связанная с перфекционизмом и ригидным мышлением. Проще говоря, дихотомичекое мышление – это когда человек воспринимает либо победу, либо провал.

Американский психолог Шафран с соавторами в 2002 г. разработали модель «клинического перфекционизма», который они определяют как «чрезмерную зависимость самооценки от стремления к навязанным самим себе стандартам, по крайней мере, в одной очень важной области, несмотря на неблагоприятные последствия для личности».

Ригидность в психологии — это состояние, которое Райли и Шафран настойчиво ассоциируют с негативным перфекционизмом, поскольку у них схожие отрицательные черты.

Они предполагают, что люди принимают решения дихотомическим образом относительно того, соответствуют ли они их высокому личностному стандарту: либо как полный успех, либо как полный провал.

Зарубежные авторитетные психологи Райли и Шафран в 2002 г. обнаружили, что дихотомическое мышление присутствует у большинства людей, которые качественно оцениваются как имеющие «клинический перфекционизм». Дихотомическое мышление связано с негативным, а не с позитивным перфекционизмом.

Завышенная самооценка ограничивает опыт, нарушает социальное взаимодействие и мешает наладить психологический контакт с окружающими людьми.

Внешние признаки

Ригидную личность отличают привычки, свойственные такому типу. Эти люди часто скрещивают руки на груди, так они интуитивно пытаются закрыть зону солнечного сплетения, чтобы не поддаваться чувствам. У них есть приверженность к темным оттенкам одежды, любимый цвет — черный. Предпочитают фасоны, обтягивающие талию, стараясь, опять же, зажать зону солнечного сплетения.

Ригидный человек всегда держит осанку. Он имеет пропорциональное телосложение, даже если со временем появляется лишний вес, приобретения которого он боится больше, чем все другие люди. Плечи у него всегда прямые, а шея гордо вытянута.

Ригидные личности обладают живостью характера и подвижностью. При этом они недостаточно гибки. Взгляд таких людей живой и открытый.

В случае обнаружения у себя подобных внешних признаков, а также манеры поведения и общения, нельзя оставлять проблему без внимания. С целью избежания усугубления своего состояния рекомендуется обратиться за помощью к психологу.

Виды ригидности

В психологии выделяются эти 3 основных типа личностной ригидности:

  • Когнитивная.
  • Аффективная.
  • Мотивационная.

Когнитивная ригидность предполагает сложность перестройки восприятия и мышления в измененных ситуационных условиях. Это нежелание субъекта создавать новую концептуальную картину окружающего его мира при поступлении новой информации, не соответствующей предыдущей.

В первую очередь, когнитивная ригидность влияет на адаптацию индивида к новым условиям, что чрезмерно важно в современном и постоянно меняющемся мире. Поэтому так часто выделяют гибкость мышления – черту, которая противоположна ригидности.

Ригидность в психологии – это также аффективная ригидность, то есть неизменность реакций (аффективных или эмоциональных) на изменяющиеся объекты эмоций. Например, человек склонен реагировать на один и тот же стимул всегда одной реакцией вне зависимости от контекста.

Мотивационная ригидность проявляется в сложности организации системы мотивов в условиях, требующих гибкости и изменения поведения. Ригидность, которую субъект проявляет в той или иной ситуации, во многом зависит от сложности задачи, ее привлекательности для него, наличия опасности и так далее.

Лазурский А. Ф. назвал эмоциональную ригидность в психологии «устойчивостью эмоций». Она характеризуется следующим образом: это наибольший временной интервал для определенного человека, в течение которого однажды возбужденная эмоция обнаруживается вновь несмотря на то, что возбудитель перестал действовать, а обстоятельства изменились.

Эмоциональная ригидность мышления связана с устойчивостью эмоций, с фиксацией внимания на каких-либо важных событиях, предметах или обстоятельствах, неудачах, обидах и так далее. Так, например, во многих личностных классификациях психологи выделяют так называемую «застреваемость» характера – переживание одних и тех же эмоций, чаще всего неприятных.

Вид ригидностиОписаниеПример
КогнитивнаяЗачастую предпосылками формирования когнитивной ригидности становятся патологии мозга и черепно-мозговые травмы. Человек становится неспособным к усвоению новой информации.Человек использует вилку только для еды, не понимая, что ее можно использовать для открывания бутылок.
АффективнаяИгнорирование контекста, реакция на разные эмоциональные стимулы одинаково, несмотря на различный контекст ситуаций.Привык реагировать на злость по отношению к себе от разных людей одинаково: прятаться, не конфликтовать.
МотивационнаяСложность в построении структуры деятельности и соотнесения последовательности выполнения задания.Человек затрудняется с выполнением какого-либо задания, например, решения задачи, если изменено какое-либо условие.
ЭмоциональнаяФиксация на определенных негативных эмоциях. Чаще это эмоции, пережитые в детстве: обида, злость, неудача.Обижается на сверстников и интровертирован из-за единственного инцидента, произошедшего в детстве.

Ригидность: описание понятия и основные характеристики

Это свойство психики, характерное не для каждого индивидуума. Ригидности способствует склад ума, характер, нрав человека и его наследственность. Такие качества, как консервативность, нежелание быстрых перемен стоят в корне понятия «ригидность».
Психологи склонны считать, что если соблюдать умеренность, такое качество может оказаться весьма полезным. Однако человеку, злоупотребляющему собственной упертостью и нежеланием изменить себя и мир вокруг, стоит задуматься о патологии. Но не всегда ригидность можно отнести к заболеванию психики. Скорее это качество — свойство характера. Тут и воспитание играет огромную роль.

Когда индивидуум страдает явными проявлениями ригидности, можно считать, что в скором времени он подвергнет себя дезадаптации. Впрочем, большинство психологов говорят о том, что ригидные люди явно контролируют свое поведение и просто склонны преувеличивать собственные ощущения и желания.

Степень проявлений ригидности разная. По мнению ученых, есть случаи катастрофической невозможности адаптации индивидуума к новым реалиям, либо проявления ригидности в частичном плане. Как раз уровень ригидности зависит от психологии отдельно взятой личности, а также особенностей каждой конкретной ситуации, требующей проявления качеств адаптивности.

Ригидные люди весьма впечатлительны, ненадежны (на них нельзя положиться, довериться им), упрямы, очень эмоциональны. Они явно демонстрируют свое нежелание что-то менять, подстраиваться.

Индивидуальность человека, как личности — что это?

Факторы риска

Психологическая ригидность особенно заметна в популяциях и с тревожными расстройствами. Так, например, люди, которые борются с гибкими мыслями, эмоциями и поведением, подвергаются повышенному риску развития серьезного депрессивного расстройства.

Рутина – еще один фактор, способствующий неспособности отучиться. Из-за ежедневной рутины у сотрудников редко бывает достаточно времени, чтобы выявить устаревшие методы. Таким образом, в группе риска люди с ответственной работой.

Кроме того, люди подвергаются воздействию все большего количества информации, что может привести к сенсорной перегрузке. Чрезмерное количество встреч, телефонных и видеозвонков, электронной почты, а также воздействие Интернета, социальных сетей и новостей может привести к неспособности отделить релевантные знания от нерелевантных.

Сопротивление неучению также возникает из опасений людей, что риск приведет к критическим ошибкам. Из-за страха совершить критическую ошибку сотрудники, как правило, воздерживаются от использования новых способов ведения дел, но предпочитают оставаться на безопасной стороне.

Блок 2. Ригидное мышление. Сложность проблематики.

Рассуждения по данному вопросу не предусматривают плотный теоретический анализ всех аспектов. Не учитывается отношение людей к эстетически красивым АЛЬТЕРНАТИВНЫМ МИРАМ или «освещенных» авторитетным человеком, организацией или «божеством». Безусловно взрослые граждане не бегут с палками наперевес для того, чтобы разбить «ледяной лес», поскольку не только загружены собственным проблемами, а и научились соответствовать социальным нормам поведения. Однако граница между взрослым человеком и школьником тонкая. И стоит измениться обстоятельствам, как из порядочного законопослушного гражданина некий человек превращается в «варвара», сметающего АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР. Трансформация становится еще более выраженной и быстрой, если человек в толпе, где есть возможность «спрятать лицо» шапкой – «Балаклава» и остаться ненаказуемым.

Основные причины возникновения

Ригидность в психологии – это свойство личности, которое, соответственно, развивается на соответствующих стадиях развития. Наиболее уязвимы дети. В особенности, если этому сопутствуют психофизиологические или социальные факторы.

Психофизиологические причины

Психофизиологическим фактором риска развития ригидности выступает тип темперамента человека. Так, гибкость мышления характерна для индивидуального стиля, и как основной носитель стилевых характеристик темперамента, следовательно, гибкость должна обусловливаться темпераментом.

Гибкость или ригидность мышления основана на подвижности нервной системы. Подвижность нервной системы – это скорость реакции субъекта на изменение знаковых стимулов, адаптация, способность изменять свое поведение в соответствии с изменением воздействующих стимулов.

В работах В. М. Русалова показана взаимосвязь между основными свойствами нервной системы, темпераментом и ригидностью или гибкостью мышления. Русалов провел экспериментальное исследование взаимосвязи свойств темперамента и характеристик креативности по тесту П. Торранса. Он пришел к выводу, что творческие способности обусловлены темпераментом.

Так, например, подвержены ригидности темпераменты с менее подвижной нервной системой: меланхолики, флегматики.

Социальные причины

Ригидность личности приобретается как качество обычно в возрасте от 3 до 5 лет, когда ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола.


Ригидность в психологии

Для ребенка этого возраста чрезвычайно важна реакция родителя своего пола на его поступки и самовыражение. Если ребенок получает много замечаний, критики – он решает, что с ним несправедливо обращаются, тоже решает стать совершеннее. Чтобы защитить свою боль, он надевает холодную жесткую маску, которая создает впечатление, что человек не умеет чувствовать, не способен на теплые отношения.

Эта особенность становится характерной чертой ригидного, хотя внутри он довольно чувствительный человек. Во внешности и телосложении это проявляется в максимальной пропорциональности, уравновешенности, его тело симметрично и имеет некоторую округлость. Однако негибкость заметна, руки часто скрещены на уровне солнечного сплетения, что является защитным механизмом, позволяющим ригидным отойти от других, не принимать от них эмоций, не чувствовать.

Причины формирования этой черты

Слабая подвижность психики может быть врожденной или социально обусловленной. В психологии принято считать, что ригидность мышления вызывают такие факторы, как:

  • генетическая предрасположенность (например, наследование ребенком от родителей флегматического типа темперамента);
  • акцентуации характера;
  • низкая скорость психических процессов, слабая реактивность нервной системы, нарушения в процессе ее функционирования;
  • низкий темп мыслительной деятельности, обусловленный биохимическими изменениями в головном мозге;
  • эндокринные нарушения;
  • возрастные изменения психики, проявляющиеся в виде консерватизма во взглядах и привычках;
  • ошибки семейного воспитания, множество запретов и наказаний, повышенные требования к ребенку;
  • холодность детско-родительских отношений;
  • неблагоприятная психологическая обстановка в семье;
  • внутриличностный эмоциональный конфликт;
  • воздействие на человека психотравмирующих факторов, стресс, депрессия;
  • разочарование в личной жизни;
  • отсутствие возможности самореализации;
  • неудачи в профессиональной деятельности, напряженные межличностные отношения в производственном коллективе;
  • неврастения, истерия, невроз, психоз;
  • аутизм, нарциссическое расстройство личности, синдром Аспергера;
  • энцефалит, менингит;
  • радикулит, травмы шейного отдела позвоночника, остеохондроз;
  • болезнь Паркинсона, инсульт, абсцесс мозга;
  • неправильное питание;
  • алкогольная или наркотическая зависимость;
  • химическое отравление;
  • травмы и органическое поражение головного или спинного мозга.

В психологии считается, что фундаментом для развития такого качества, как ригидность, становится сочетание психофизиологических предпосылок с социальными факторами.

Проявления у человека

Более выраженная ригидность в психологии характерна для психопатов с признаками паранойи. Для таких индивидов, как правило, характерны конфликтность, аффективный захват доминирующей идеей. Часто типичным примером ригидности является интровертированный тип личности.

Интровертированный тип характеризует низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь.

Они часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность.

Ригидность в психологии – это упрямство, упорное отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что.

Таким образом, следующие черты свидетельствуют о ригидности. Это может быть как внешнее поведение, так и личностные качества.

Например:

  • Настойчиво повторяющееся поведение.
  • Трудности с неудовлетворенными ожиданиями.
  • Перфекционизм.
  • Компульсии (ритуалы, повторяющиеся действия).
  • Настойчивость.
  • Сопутствующее интернализирующее поведение.
  • Навязчивые идеи (как в ОКР).

Чем плоха ригидность, и как от нее избавиться

Действительно, чем плохо, упорно преодолевая все преграды, идти к цели, отстаивать свои убеждения или быть верными своим возлюбленным всю жизнь? Неплохо, конечно. Но к сожалению, ригидность этим не ограничивается и, как и любые личностные качества, у нее есть свои отрицательные стороны, особенно если иметь дело с ее высоким уровнем. И упорство переходит в упрямство, защита своих убеждений – в фанатизм, а верность возлюбленной – в стремление удержать ее рядом с собой даже вопреки ее желанию.

Получается, что ригидность чаще не помогает человеку в жизни, а мешает ему:

  • препятствует усвоению нового, а, значит, и снижает эффективность обучения и развития;
  • мешает человеку адаптироваться в быстро меняющемся мире;
  • является источником межличностных конфликтов, когда упрямство делает человека непримиримым и неспособным к компромиссам;
  • может спровоцировать угрожающую жизни ситуацию, когда чрезмерно уверенный в себе человек игнорирует опасность;
  • часто поддерживает пассивность и инертность склонных к лени людей;
  • постоянное переживание и «пережевывание» эмоций ведет к эмоциональному выгоранию, фрустрациям и неврозам.

Как видите, и вреда от ригидности немало. И если даже сам человек ощущает, что собственное упрямство и консерватизм мешают ему развиваться и добиваться успеха, то, несомненно, следует принять меры. Для того чтобы сделать свое поведение более гибким и пластичным, лучше обратиться к психологу или психотерапевту. (А если речь идет о патологии, то к психиатру). Психотерапия, психоанализ, психокоррекционные мероприятия и тренинги общения достаточно эффективно снимают негативные проявления ригидности.

Но если ригидность проявляется лишь как незначительный фон в поведении человека, то ее можно просто учитывать при выборе сферы деятельности или круга общения. Осознание человеком своих поведенческих проблем – уже путь к их разрешению.

Методика выявления

Для измерения ригидности используются также показатель гибкости отношения, состоящий из 75 пунктов самоотчета. Однако наиболее приемлемой методикой является разработанный американскими психологами «опросник ригидности».

Он специально измеряет ригидность мышления и является одной из частей «Теста поведенческой ригидности». Он обладает хорошей надежностью и приемлемой. В тесте также даются результаты по шкале истина-ложь. Более низкие баллы указывают на то, что человек более ригиден.

Пример пункта: «Однажды приняв решение, я редко меняю его».

Методы борьбы с ригидностью

Необходимость борьбы с ригидностью появляется тогда, когда жить с таким психотипом становится невозможно. «Непластичность» мышления сказывается на коммуникации с другими людьми и качестве жизни в целом. Если есть вариант справиться с ригидностью без применения психотерапии, обращаются к более гуманным методам.

Терапевтический метод Якоба Морено

Этот метод был разработан психоаналитиком Якобом Леви Морено, и получил название «спонтанный театр». Морено придумал его, когда услышал жалобы одного из актеров театра на проблемы в отношениях. Тогда он предложил артисту выйти на сцену и рассказать о ситуации. Вместе с театральной труппой они нашли решение проблемы, а метод стал развиваться.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Научное название метода — психодрама. Ее смысл заключается в разыгрывании драматического представления, где главный герой — протагонист — рассказывает о своей проблеме группе. Сессия проходит следующим образом:

  1. Выбор протагониста. На этом этапе участники сессии образуют внешний и внутренний круг. Люди во внешнем круге рассказывают каждый о своей проблеме. Внутренний круг принимает решение о том, чью тему разберут сегодня. Протагонист не обязательно играет самого себя в представлении. Поэтому он выбирает себе помощников и того, кто сыграет его роль. Оставшиеся участники играют роли зрителей.
  2. Разыгрывание. Теперь происходит сама психодраматическая сессия. В течение происходящего протагонист разыгрывает ситуацию, которая его беспокоит. Помощники активно участвуют в сессии. Все заканчивается, когда главный герой понимает, что решение его проблемы найдено.
  3. Обсуждение. Это последний этап психодрамы. Сначала чувствами и переживаниями делятся участники сессии. Осуществляется выход из роли. Актеры рассказывают, что они почувствовали, будучи тем или иным персонажем. Затем к обсуждению подключаются зрители. Они рассказывают о похожих ситуациях, которые с ними произошли, делятся способами решения проблемы.

В настоящее время метод Морено получил широкое распространение по всему миру. Этот способ помогает людям избавиться от ригидности мышления, не прибегая к тяжелым внедрениям в сознание.

Метод Вильгельма Баскервильского

«Исходный порядок – это как лестница, которую используют, чтобы куда-нибудь подняться. Однако после этого лестницу необходимо отбрасывать. Потому что обнаруживается, что хотя она пригодилась, в ней самой не было никакого смысла».

Метод заключается в отказе от прежних суждений. Привычный список действий — лестница, по которой человек движется к цели. Как только поставленная задача выполнена, нужно изменить ход мыслей (отбросить лестницу) и настроиться на новые достижения.

Способы преодоления

Коррекция поведения людей с высоким уровнем ригидности – задача не из легких. Стратегия взаимодействия с личностью этого типа должна основываться на имплицитном убеждении в форме рекомендации, чтобы у самого индивида сложилось впечатление, что убеждение исходит от него самого, а психолог лишь подтвердил его правильность.

Чтобы отучение было успешным, сотрудники должны знать, что отучающие инициативы зависят от их собственного мышления и действий. Менеджеры должны поставить себя на место своих сотрудников и подумать о том, как их мотивировать и привлекать.

Это основные способы преодоления ригидности для преподавателей и руководителей организаций:

  • Изоляция от предыдущего опыта.
  • Ситуационная осведомленность.
  • Временная и пространственная свобода.
  • Поощрение культуры прощения ошибок.
  • Уменьшение влияния старых знаний с течением времени.

Вот один из примеров успешного способа преодоления ригидности комбинацией способов:

Доппельмайр, один из лидеров мирового рынка канатных дорог, планировал разработать радикально инновационный продукт. Высшее руководство считало необходимым освободить своих сотрудников от предвзятых представлений, предположений и прочих предубеждений.

Идея состояла в том, чтобы воздержаться от использования чертежей и эскизов для существующих продуктов и начать с нуля. Начиная с основной команды, сотрудники направлялись на вакантное место на территории организации 1 день в неделю в течение примерно 1 года.

Они располагались в офисах без телефонов, чтобы изолировать их от повседневных дел. Это помогло команде сосредоточиться на новом продукте. В течение этого времени сотрудники имели возможность подвергнуть сомнению предположения о существующих продуктах в безопасной среде.

Сотрудникам не нужно было бояться негативных последствий за допущенные критические ошибки. Новый продукт содержал несколько радикальных новинок и был хорошо принят покупателями.

Сотрудникам настоятельно рекомендуется избавиться от старых заметок, документов или другой информации, которая может затруднять создание новых идей. Опрошенные подтвердили, что эта практика действительно помогает им обрести новые перспективы.

Предоставление сотрудникам островков пространственной и временной свободы позволяет им подвергать сомнению рутину, привычки и укоренившиеся способы мышления. Это позволяет сотрудникам забыть предыдущий опыт, предположения и процедуры и в то же время освободить место для новых идей и моделей поведения.

Менеджеры должны внедрять и развивать культуру, которая позволяет сотрудникам совершать ошибки и промахи в ходе инновационного процесса. Непредубежденные и инициативные люди особенно выиграют от культуры прощения ошибок, которая допускает ошибки.

Только когда сотрудники будут уверены, что они могут совершать ошибки, они начнут думать и делать вещи по-новому. Конечно, вначале они могут потерпеть неудачу, но об этом можно подумать по-новому: они не ошиблись, они просто нашли один способ, который не работает.

Возможно, самой большой проблемой для менеджеров является обеспечение того, чтобы сотрудники не возвращались к старым привычкам и рутине. Чтобы активно отбросить старые знания из когнитивного и поведенческого репертуара членов организации, менеджерам необходимо удалить модели стимул-реакция, которые запускают использование старых знаний

Например:

  • Переставить столы, мебель.
  • Намеренно нарушить обмен информацией, отключить Интернет.
  • Заблокировать использование определенных стимулов и процедур или изменить корпоративный язык, удалив термины или фразы, которые были связаны со старым.

В психологии ригидность – это фактор, заметно снижающий эффективность работы сотрудников и обучающихся. Менеджерам, преподавателям и организаторам рекомендуется принимать меры, направленные на профилактику и преодоление ригидности.

Автор: Свиткевич Юлия

Блок 1. Ригидное мышление. Гипотеза 8. Мотив – сохранить модель мира без изменений.

Может все дело в том, что человек стремится сохранить свою текущую картину мира в неизменном виде и избежать разрушения прежних рамок представлений, убеждений, верований?

Статья «Эффект фрейминга. Когнитивные искажения в психологии.»

Статья «Здравый смысл без смысла! Предвзятость мышления.»

А можно предположить, что новый объект (двухуровневая круговая снежная крепость или «ледяной лес») — это непривычный предмет, не свойственный этому месту в данное время и при текущих обстоятельствах. Объект оказывается доступным сенсорному восприятию человека и порождает интерес к этому предмету. Возникает любопытство и познавательный мотив с одной стороны, однако, с другой стороны этот АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР не соотносится с воспоминаниями о прежнем текущем опыте и у человека возникает ВНУТРЕННИЙ конфликт между образом «предыдущего мира» и образом «нового мира», где расположены новые объекты в классическом физическом мире. Возникает дискомфорт в «животе» или в какой-либо другой точке собственного тела, причем не настолько выраженный, чтобы на нем сильно заострять внимание и потому почти не заметный. А дальше запускается поведенческая реакция по восстановлению образа «прежнего мира» путем преобразования классического материального мира. Если бы можно было выразить происходящее в сознании с помощью внутреннего диалога рефлексирующего субъекта, то прозвучало бы примерно следующее:

«Здесь раньше не было снеговика, крепости, «ледяного царства» и все было как всегда, удобно, обычно и потому комфортно, а теперь возник АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР. И мне теперь дискомфортно, потому что необходимо расширять собственную модель мира, достраивать, вносить в нее изменения, фактически УЧИТЬСЯ, а это тяжело и неприятно. Мне проще оставить свою когнитивную модель мира без изменений и уничтожить АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР, восстановить предыдущий протообраз.»

При этом, если бы школьники своими руками построили снежную крепость, очень старались, и затратили существенные усилия, то любовь к своему творению была бы несомненной. Отстраивая своими руками, когнитивными усилиями АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР, человек меняет прежний ОБРАЗ МИРА на новый, который в свою очередь становится уже нормой. И скорей всего, поэтому так тяжело эмоционально реагировать на разрушения «варварами» построенного своими руками АЛЬТЕРНАТИВНОГО МИРА. Помимо вложенного труда, который оценивается, как безвозвратные потери, приходится отказываться от собственной текущей когнитивной модели мира и адаптироваться к новой материальной реальности «сломанного творения».

С другой стороны, так приятно разрушать АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР «снежных конструкций», возникший без личного участия, тем самым сохраняя прежний ОБРАЗ МИРА.

ВИДЕО «Переговоры с дистрибьютором. Что отвечать дистрибьютору?!»


Responsive WordPress Gallery Plugin

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]