Метод опроса в форме стандартизированного опросника


Что это такое?

Опрос — это один из методов проведения психологического исследования. Его особенность состоит в том, что человек получает информацию за счет ответов на вопросы. Метод опроса в психологии используют в следующих случаях:

  • Когда некоторые факторы с трудом поддаются контролю со стороны.
  • Если для учета некоторых факторов нужно длительное и тщательное исследование.

Метод опроса в психологии основывается на задавании людям специально составленных вопросов. Полученные ответы позволяют узнать нужную информацию и проанализировать ее. Характерной особенностью является его массовость, потому что психологу нужно получить сведения о группе людей, а не одного индивида. Ниже представлена краткая характеристика метода опроса в психологии.

Существует несколько разновидностей данного метода:

  1. Стандартизированные — имеют определенные рамки, которые позволяют получить общие сведения об исследуемом предмете.
  2. Нестандартизированные — не имеют строгих ограничений, есть возможность варьирования вопросов в зависимости от ответов респондента.

После обработки данных специалист сообщает респонденту о результатах исследования на понятном ему языке.

Диагностическая беседа.

Беседа — это метод получения информа­ции на основе прямого и относительно свободного общения с испы­туемым.

Он применяется с целью получения материала, характе­ризующего индивидуально-личностные особенности опрашива­емого. В беседе можно проверить данные, полученные методом наблюдения.

Беседа может использоваться для достижения следующих за­дач:

— выяснения фактов, событий, свидетелем или участником которых был испытуемый;

— установления его отношения к ним;

— выяснения причин конкретных проблемных ситуаций;

— исследования методов и средств воспитания, которые при­менялись к испытуемому;

— установления причин его аномального поведения;

— изучения особенности среды, в которой находится испытуе­мый;

— выявления его нравственных позиций, ценностных ориента­ции, ближайших целей и т.д.;

— изучения его внутреннего состояния и факторов, повлияв­ших на него, и т.д.

Планирование беседы осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе планирования беседы определяется цель беседы, объект и предмет разговора.

На втором этапе планирования отрабатывается ход беседы:

— с чего лучше начать разговор (повод для начала разговора);

— как перейти к основной теме;

— как удержать инициативу;

— какие типы вопросов лучше использовать на разных этапах беседы;

— как влиять на активность и искренность испытуемого, какие для этого ис­пользовать приемы общения;

— как правильно выйти из диалога.

На третьем этапе прогнозируются результаты беседы, которые должны быть получены.

Преимущества и недостатки

К достоинствам метода опроса в психологии можно отнести следующие:

  1. Стандартизация — участникам исследования задают одинаковые вопросы.
  2. Простота — опросники можно отправить по почте, не используя различные технические средства.
  3. Возможность проведения тщательного анализа.
  4. Возможность использования статистических методов и обработки данных на компьютере.

Но кроме перечисленных плюсов, есть и один существенный недостаток — это субъективность в анализе данных. Это может получиться за счет социально-психологического взаимодействия специалиста и респондента.

Разновидности

Существует несколько видов метода опроса в психологии:

  • анкетирование;
  • метод лестницы — используется для маркетинговых исследований;
  • свободный;
  • устный;
  • письменный;
  • стандартизированный;
  • интервью.

У каждого из них имеются свои особенности, которые нужно учитывать при выборе определенной разновидности.

Также метод опроса в психологии классифицируют по способу взаимодействия с респондентом:

  • опрос личный — вопросы задают при прямом контакте;
  • дистанционный — участие исследователя необязательно.

Все более популярным становится интернет-опрос — это позволяет провести исследование с большим количеством людей с минимальными затратами.

Виды

Виды:

  1. Экспертный. Применяется для определения мнения специалистов.
  2. Проблемный. Изучается конкретная ситуация или проблема, происходит поиск решений.
  3. Ситуационный. Исследование нужно для выявления мнения большой аудитории в конкретный промежуток времени или отдельный момент.
  4. Панельный. Специалисты обращаются к одной аудитории несколько раз. Первый раз задаются общие вопросы, второй раз — углубленные.

Зависимо от способа взаимодействия, опросы делятся на две группы — дистанционные и личные. Личные проводятся напрямую с респондентом, дистанционные через видеосвязь, социальные сети или письма.

Анкетирование

Одной из разновидностей метода опроса в социальной психологии является анкетирование. Для получения информации используют анкету — это специально составленный список вопросов. Общение с психологом — минимальное.

Это один из наиболее эффективных способов получить информацию о большом количестве числа респондентов. Этот метод опроса позволяет узнать мнение большого количества людей за короткий промежуток времени. Анкетирование по числу респондентов может быть:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • аудиторное;
  • массовое.

По типу контакта со специалистом:

  • очное;
  • заочное.

Большой популярностью пользуется онлайн-анкетирование: на многих сайтах можно найти самые разнообразные анкеты.

Анкетирование как один из методов психологических исследований

Анкетирование как один из методов психологических исследований

В последнее время, как в педагогике, так и в психологии, стали широко применяться разнообразные опросные методики: анкеты, интервью, личностные опросники различного типа. Для сбора необходимой в данном исследовании информации был выбран метод анкетирования.

Согласно классификации Б.Г. Ананьева анкетирование относится к эмпирическим методам исследования и является вербально-коммуникативным способом получения необходимой для исследователя информации.

«Анкетирование — метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет» (Волков, 2005, с.77)

Анкетирование обладает двумя неоспоримыми достоинствами:

1) охват большого количества респондентов

2) возможность выявления каких-либо массовых явлений за короткое время

Но, в то же время, имеет недостатки:

— стандартный характер вопросов

— невозможность варьирования вопросов и ответов

В свою очередь анкета, это объединённая одним исследовательским замыслом система вопросов, которая направлена на выявление количественно-качественных характеристик изучаемого предмета. По форме анкеты похожи на личностные опросники, но в отличие от последних, не имеют жестких, стандартизированных критериев и соответственно стандартных схем интерпретации. Анкеты предназначены, как правило, для получения общей информации, касающейся истории жизни человека, его интересов, предпочтений, мнений по тому или иному вопросу и т.п. Безусловно, на основании данных полученных методом анкетирования нельзя ставить психологический диагноз.

Для изучения интересов школьников и их влияния на результаты обучения такой метод психологических исследований как анкетирование подходит лучше других, так как необходимо за короткий промежуток времени собрать большое количество информации.

2.2 Составление анкеты для эмпирического исследования

Согласно критериям технологии конструирования педагогической анкеты В.А. Руденко [20] первым этапом подготовки анкеты является четкое диагностическое определение целей и конкретных задач опроса.

Цель конструируемой анкеты:

— выявление интереса к школьному предмету и определение влияния данного интереса на результат ученика по этому предмету

Задачами необходимой для этого исследования анкеты являются:

— выявить наличие интереса к каким-либо школьным предметам у ученика старших классов

— узнать оценку ученика по этим предметам

— определить причину, по которой данный предмет является интересным для ученика

Вторым этапом является подбор вопросов анкеты.

По назначению вопросы подразделяют на пять типов:

а) основные (нацеленные на получение главной информации в данной анкете, в данном случае на выявление интересов и их влияния на результаты обучения);

б) вводные (подготавливают почву для работы опрашиваемого с анкетой);

в) фильтрующие (необходимы для того, чтобы выяснить, относится ли опрашиваемый к группе людей, способных компетентно ответить на основной вопрос);

г) переходные (нужны для перехода к другой теме опроса);

д) контрольные (проверяют достоверность сведений, получаемых в ответах на главные вопросы).

Из-за узкой специализации необходимой для исследования анкеты в ней будут использованы только вводный и основной тип вопросов.

По форме построения выделяют закрытые, открытые и полузакрытые вопросы. Для необходимой анкеты решено использовать полузакрытый и закрытый тип вопросов.

По содержанию выделяются три группы вопросов:

— фактологические вопросы — связаны с теми формами поведения человека, которые могут быть зафиксированы другими методами исследования (наблюдение, анализ продуктов деятельности и другие);

— вопросы о духовной деятельности — вопросы о планах и намерениях, об образовательных потребностях и интересах, об оценках различных явлений, вопросы об эмоциональных переживаниях;

— вопросы характеризующие личность.

Очевидно, что в нашей анкете необходимо использовать вопросы первой и второй группы.

Третьим этапом составления анкеты является построение вопросника и определение его структуры.

На первом месте в нашей анкете стоит вопрос, по своей функции являющийся неосновным и как бы вводным для дальнейшего опроса: «Что тебе больше всего нравиться в школе?»

Для испытуемого предлагается семь вариантов ответов: общение с друзьями; общественная работа; получение оценок; узнавание нового; сам процесс учения; самостоятельная работа; другое (напиши что). Этот вопрос является полузакрытым, так как в конце перечня предлагается дать другой вариант ответа или написать свой собственный. Так же испытуемому дается указание, что он должен выбрать строго не более трех вариантов ответа. Это сделано для того, чтобы выявить наиболее интересные стороны учебной деятельности для учащегося.

Второй вопрос выявляет сразу три факта, необходимых для исследования — какие предметы являются для учащегося самыми интересными, какие предметы являются самыми неинтересными, и какие оценки чаще всего имеет учащийся по этим предметам. Необходимо отметить, что для более простого зрительного восприятия вопрос сопровождается таблицей, которая составлена по принципу противоположности:

«Ниже, в таблице, перечисли те школьные предметы, которые лично для тебя являются интересными / неинтересными. Рядом укажи свою оценку по этому предмету»

По форме построения этот вопрос является открытым, так как опрашиваемому не предлагается списка школьных предметов, а лишь дается задание написать интересный или неинтересный для него предмет и указать свою оценку. Этот вопрос выявляет образовательные интересы, поэтому он входит в группу вопросов о духовной деятельности, а так же в группу фактологических вопросов (выявляет результат опрашиваемого в его деятельности). Этот вопрос является основным вопросом анкеты.

Кроме того, количество возможных ответов, как и в первом вопросе, ограничено тремя для того, чтобы опрашиваемый указывал исключительно свои самые интересные или наоборот неинтересные предметы.

Третий вопрос выявляет причину, по которой учащемуся интересен или неинтересен тот или иной школьный предмет. Респонденту предлагается выбрать из перечня утверждений наиболее подходящее по его мнению к каждому учебному предмету. Оформлен этот вопрос по аналогии с предыдущим, так как он основывается на ответах из этого вопроса:

«Теперь снова запиши в таблицу снизу эти же учебные предметы и укажи рядом с каждым букву верного, на твой взгляд, утверждения».

По форме построения этот вопрос является полузакрытым, так как в конце испытуемому предлагается дописать свой вариант ответа.

Этот вопрос — второй по важности вопрос анкеты, так как он выявляет: является ли интерес ученика к какому-либо школьному предмету истинным познавательным интересом, или его интерес мотивируется другим фактором (легкость освоения предмета, мастерство учителя и т.д.).

Таким образом, анкета выявляет как наличие интереса к определенному школьному предмету, так и его отсутствие у учащегося старших классов, его оценку по этим предметам и определяет причину, по которой он называет эти предметы интересным или неинтересными для себя. Эти данные позволяют нам выявить зависимость результата обучения от познавательных интересов ученика.

2.3 Обработка и анализ результатов анкетирования

Анкетирование было проведено на базе гимназии № 10 г. Мурманска. В качестве респондентов были выбраны учащиеся 11«а» и 11«б» классов (10 юношей и 25 девушек). Им была представлена анкета и дана установка на выполнение инструкций указанных в анкете.

Исходя из ответов на первый вопрос, старшим школьникам в процессе обучения в школе больше всего нравится:

1) «общение с друзьями» — 40 % ответов

2) «узнавание нового» — 31,5 % ответов

3) «сам процесс учения» — 13 % ответов

4) «общественная работа» — 8 % ответов

5) «самостоятельная работа» — 5 % ответов

6) «получение оценок» — 2,5 % ответов

Проанализировав эту информацию можно сделать несколько выводов:

— возможность общения со сверстниками является одним из самых важных факторов возникновения интереса к учебной деятельности в школе вообще и к учебным предметам в частности;

— процесс самостоятельной работы, судя по полученным данным, не вызывает большого интереса у старшеклассников. В то же время, интерес к этому виду обучения и способу узнавания нового может помочь старшеклассникам при переходе на следующую стадию обучения: получение высшего профессионального образования, т.к. самообразование является основным видом учебной деятельности в вузах;

— процесс получения оценок как таковой, не является интересным для старшеклассника, он должен сопровождаться получением интересной и новой для ученика информации («узнавание нового» — 31,5 %).

Второй вопрос был необходим для того, чтобы выявить интересные и неинтересные предметы учащихся одиннадцатых классов, а так же их оценки по этим предметам. Среди интересных предметов самое большее количество выборов получила История (24 %), далее Биология (20 %), за ней Математика (12 %), Химия (8 %), Основы безопасности жизнедеятельности (7,5 %), Русский язык (7,5 %), Физика (6 %), Обществознание (6 %), Физическая культура, Английский язык и Литература (3 %).

Среди оценок по интересным предметам указанных респондентами преобладают «4» и «5», но очень часто встречаются и оценка «3».

В списке неинтересных предметов первое место занимает ОБЖ (27 %), следующий предмет Химия (23 %), далее Физика (16 %), Английский язык (14%), Физическая культура (9 %), Математика (9 %), Биология (2 %).

Соотношение «положительных» и «отрицательных» оценок по неинтересным для респондентов предметам равное, с одинаковой частотой в ответах встречаются как «4», «5», так и «3». Так же несколько раз указаны «неудовлетворительные» оценки.

Третий вопрос выявляет причину, по которой учащемуся интересен или неинтересен тот или иной школьный предмет.

При выборе причин, по которым старшеклассникам интересен определенный школьный предмет, они чаще всего указывали варианты ответа «Б» («предмет связан с интересной мне профессией») — 39 % от общего количества ответов, и «А» («учитель хорошо преподает этот предмет») — 36 % ответов. Намного меньше количество выборов вариантов «Г» («знания по этому предмету расширяют мой кругозор, они интересны») — 17% и «В» («это легкий предмет») — 8 %. На основе результатов можно сделать несколько выводов:

— большое количество выборов варианта ответа «Б» («предмет связан с интересной мне профессией»), говорит о том, что в формировании познавательного интереса в старших классах большую роль играет профессиональная ориентация ученика. Он интересуется именно теми школьными предметами, изучение которых поможет ему в освоении определенной профессии. Для большинства учащихся 11 «а» и «б» классов Гимназии №10 такими предметами являются: Биология, Математика, Физика. Чуть меньшее число человек указало Русский и Английский языки.

— треть от общего количества ответов составляет вариант ответа «А» («учитель хорошо преподает этот предмет»). Это может говорить о большом влиянии мастерства педагога на появление познавательного интереса у ученика. Интересный и хорошо «поданный» ученикам материал может заставить их заинтересоваться предметом, не относящимся к выбранной учащимся старших классов своей будущей профессии или, например, повлиять на формирование определенного профессионального интереса.

— факт простого «расширения кругозора» с помощью знаний по определенному предмету не является сильным фактором для развития познавательного интереса у ученика. Вариант ответа «Г» («знания по этому предмету расширяют мой кругозор, они интересны») чаще всего соотносили с такими предметами, как История и Биология.

— вариант ответа «В» («это легкий предмет») выбирали всего несколько раз, и только по отношению к предмету ОБЖ. Что говорит о его низкой сложности в сравнении с другими школьными предметами.

При выборе причин, по которым старшеклассникам неинтересен определенный школьный предмет, они чаще всего указывали вариант ответа «Б» («предмет не связан с интересной мне профессией») — 47 % от общего количества ответов. Кроме того, равное количество раз были указаны варианты ответа «В» («потому что для меня это сложный предмет») — 30 %, и «А» («учитель плохо преподает этот предмет») — 23 %.

На основе результатов можно сделать несколько выводов:

— большое количество выборов варианта ответа «Б» («предмет не связан с интересной мне профессией»), еще раз подтверждает, что в формировании познавательного интереса в старших классах большую роль играет профессиональная ориентация ученика. Старшекласснику становятся интересны предметы, которые могут помочь ему получить нужную профессию. Остальные же он может в определенной степени проигнорировать (например, плохо готовится к занятиям, пропускать уроки и т.д.). Для большинства учащихся 11 «а» и «б» классов Гимназии №10 предметами, неинтересными потому — что они не относятся к выбранной ими профессии, являются: Основы безопасности жизнедеятельности, Литература, Математика.

— достаточно много выборов варианта ответа «В» («потому что для меня это сложный предмет»). Больше всего эту причину указывали по отношению к таким предметам, как Химия и Физика. Материал по этим предметам, который изучают в старших классах, действительно является сложным, так как в нем большое количество математических расчетов, формул, сложных закономерностей и понятий.

— несколько меньшее количество ответов составляет вариант ответа «А» («учитель плохо преподает этот предмет»). Если учесть большое влияние мастерства педагога на появление познавательного интереса у ученика, то можно сделать вывод, что неинтересный и плохо «поданный» ученикам материал может исключить появление познавательного интереса.

Как видно из результатов анкетирования, одним из главных критериев, по которым учащиеся старших классов определяют нравиться ему им какой — либо предмет или нет, является связь этого предмета с определенной профессией. То есть профессиональная ориентация старшеклассника, выбор собственного жизненного пути ведет за собой появление познавательного интереса. Необходимые для старшеклассника в будущем знания усваиваются и понимаются им лучше. Из-за этого возрастет и его успеваемость по определенным школьным предметам. В противном случае по окончании 11 класса ученик не будет обладать знаниями, которые позволят ему быть конкурентоспособным при переходе на следующую ступень образования. Он даже, возможно, будет не так успешен как его сверстники и в уже более взрослом возрасте, освоив интересную ему профессию.

Выводы по 2 главе

Методом изучения интересов старших школьников и их влияния на результаты обучения в данном исследовании является анкетирование: оно позволяет за короткие сроки опросить большое количество респондентов и выявить массовое какое — либо массовое явление или закономерность.

Для данного исследования была составлена анкета из трех вопросов: одного не основного и двух основных. Составленная анкета выявляет как наличие интереса к определенному школьному предмету, так и его отсутствие у учащегося старших классов, его оценку по этим предметам. Определяет причину, по которой эти предметы интересным (или неинтересными) для него. Эти данные позволили нам выявить зависимость результата обучения от познавательных интересов ученика.

Одним из главных критериев, по которым учащиеся старших классов определяют нравиться ему им какой — либо предмет или нет, является связь этого предмета с определенной профессией. Интересы должны быть вовлечены в систему жизненных целей и планов личности. Кроме того, должна присутствовать связь знаний с практикой, которая понятна ученикам, с насущными вопросами повседневной жизни, окружающей средой, «злобой дня», важными жизненными перспективами

Заключение

Современная практика воспитания и обучения часто ограничивается лишь формированием у человека знаний, навыков и умений, не придавая большого значения глубоким личностным аспектам, например, таким как интересы человека.

Перед школой стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся интересов пробуждать, формировать, развивать новые социально ценные и соответствующие индивидуальным особенностям, возможностям и способностям учащихся интересы. Присутствует очевидная зависимость формирования устойчивых познавательных интересов от понимания учащимися значения изучаемого материала. Другими словами, ученик на опыте должен убеждаться в неразрывной связи приобретаемых знаний с практикой и «прочувствовать» их жизненную значимость.

Исходя из всего вышесказанного, становится совершенно ясным необходимость проведения исследований интересов школьников как при поступлении в школы, так и на протяжении всего пребывания в ней. Это позволит выявить интересы ребенка с первых лет обучения в школе и даст дополнительную возможность помочь учащемуся в профессиональном самоопределении.

В ходе работы были проанализированы литературные источники по проблеме изучения интересов. Также было проведено анкетирование, в ходе которого было выявлено, что профессиональный интерес является одной из главных предпосылок для формирования у старшего школьника познавательного интереса, этим объясняется стремление к наилучшему результату по соответствующему предмету.

Таким образом, гипотеза, заявленная в начале нашей работы, была подтверждена. Действительно — противоречия между познавательными и профессиональными интересами старшеклассника непосредственно влияют на его успеваемость

Список литературы

1. Алфёров А. П. Психология развития школьников — Р-на-Д., 2000.

2. Анискова И. Д Анкета изучения интересов учащихся / И. Д Анискова // Классный руководитель. — 2009. — № 7. — С. 85- 87.

3. Асмолов А.Г.Психология личности — М., 1990.

4. Вальян Н.С. Развитие познавательных мотивов учащихся посредством использования проблемных заданий на уроках алгебры / Н.С. Вальян // Стандарты и мониторинг. — 2008. — № 5. — С. 34 — 36.

5. Власова И.А. Стимулирование интереса учащихся к учебной деятельности / Власова И.А., Лобашев В.Д., Тропин В.Ф. // Стандарты и мониторинг. — 2006. — № 3. — С. 47 — 51.

6. Волков Б.С. Методология и методы психологических исследований — М., 2005.

7. Гузеев В.В. Система урочной и внеурочной деятельности школьника, как фактор развития их интересов / В.В. Гузеев // Завуч. — 2004. — № 4. — С. 54 — 57.

8. Дубровина Е. В. Интересы как одно из условий развития способностей школьника // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1998.

9. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — М., 1991.

10. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение — М., 2000.

11. Куликов Л. В. Психологическое исследование. — СПб., 2001.

12. Мишарева Т.Н. Изучение личности учащегося в учебно-воспитательном процессе // Спутник классного руководителя 10 — 11 классы — 2009. — № 6. — С. 40 — 44.

Интервью

Оно относится как к методу опроса в социальной психологии, так и к методу беседы. Вопросы составляют по типу анкетирования, которые задают в ходе разговора. Психолог во время интервью не вступает в активное взаимодействие с интервьюируемым, не высказывает своего мнения и не дает личной оценки.

Главная задача специалиста при использовании метода беседы в опросе и интервью в психологии — это сведение своего внимания к минимуму и создание благоприятной расслабленной атмосферы. Существует нескольких разновидностей интервью:

  • Стандартизированное — вопросы задают в составленной формулировке и определенной последовательности.
  • Ненаправленное — специалист составляет лишь общий план, задавая вопросы, ориентируясь на ситуацию. Благодаря этому психолог устанавливает контакт с респондентом.
  • Полустандартизированное — совмещает в себе особенности стандартного и ненаправленного интервью.

Также оно может быть:

  • предварительным — используется на стадии подготовки к исследованию;
  • основным — используется для сбора основной информации;
  • контрольным — используют для проверки спорных результатов.

Интервью делят по количеству участников:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • массовое.

Интервью является распространенным методом опроса в психологии.

Проведение процедуры

Процедура проведения опроса состоит из нескольких этапов:

  1. Проведение инструктажа между респондентами. Психолог должен объяснить, как будет проходить процедура, ответить на интересующие моменты. Инструктор выдает респондентам инструменты для проведения опроса.
  2. Предварительное тестирование. Необязательный этап, который позволяет сократить количество ошибок при работе с опросником. Психолог объясняет, как правильно заполнять опросник. Может показать выполнение теста на примере.
  3. Начало опроса. При проведении процедуры специалисты должны отслеживать, как она продвигается, помогать в спорных ситуациях, следить, чтобы участники не переговаривались.
  4. Контрольная проверка. Психолог разговаривает с каждым участником опроса по отдельности, собирает анкеты.

Когда процедура подойдет к концу, психологи собирают информацию, отправляют ее на анализ.

Требования к проведению беседы

Важно создать подходящие условия для проведения беседы. Специалист должен позаботиться о создании благоприятной атмосферы.

  1. Нужно определить цель беседы, но о ней не нужно говорить собеседнику.
  2. Определить главные вопросы — интервьюер должен распределить вопросы по степени их значимости и правильности и точности формулировок.
  3. Составить вопросы для поддержания беседы исходя из индивидуальных особенностей собеседника.
  4. Создание благоприятной атмосферы.

Все это позволяет раскрыться собеседнику, чтобы интервью получилось удачным.

Тесты

Одной из разновидностей опроса являются тесты. Они позволяют получить точную характеристику объекта исследования. Существуют следующие разновидности тестирования:

  • личностные — позволяют оценить личность человека;
  • шкалы установок и стандартизированные анкеты — позволяют дать оценку интересам респондента;
  • объективные тесты — позволяют создать ситуацию для оценки действий и поведения респондента;
  • ситуационные — направлены на оценку поведения человека;
  • проективные тесты — позволяют оценить реакцию человека на стимульный материал.

Тесты позволяют получить более объективные и точные данные о человеке. В некоторых подразумевается наличие одного ответа, в других — допустимо более двух вариантов ответа. Тестирование также является одним из способов сразу охватить большую группу людей, а его результаты достаточно просто обработать. Поэтому оно является одним из популярных разновидностей опроса.

Другие разновидности

Для опроса используют и социометрические методы, и балльную систему — их применяют для решения задач, характерных для определенной группы людей. Для обработки берут статистические методы.

Устный опрос позволяет наблюдать за реакцией человека на вопрос. Но для успешного проведения нужна специальная подготовка. Письменный вариант используют тогда, когда нужно охватить большую группу людей. Но это не дает возможности проанализировать реакцию человека на вопросы. Свободный опрос не ограничен строгими рамками, что позволяет наличие вариативности ответов.

Как правильно составлять вопросы?

Успешность использования метода опроса зависит от того, насколько правильно составлены вопросы.

  1. Они должны быть логичными и отдельными.
  2. В них не должно быть узкоспециализированных терминов, малораспространенных слов.
  3. Они должны быть заданы в краткой форме.
  4. Если к вопросу должно быть дано пояснение, то оно должно быть лаконичным.
  5. Вопросы должны быть конкретными.
  6. В вопросах не должно содержаться подсказок.
  7. Вопрос должен быть составлен так, чтобы респондент не давал шаблонные ответы.
  8. Язык, на котором составлен вопрос, не должен быть слишком экспрессивным.

Если все эти рекомендации соблюдены, то метод опроса позволяет получить нужную информацию.

Какие бывают вопросы?

Вопросы различаются в зависимости от поставленных задач:

  1. Закрытые (структурированные) — ответ выбирают из списка. Они могут быть как односложными, так и предлагать более 2 вариантов ответа. Ответы на такие вопросы легко обработать. Но высока вероятность получения неточных ответов.
  2. Открытые (неструктурированные) — их задают на подготовительной стадии исследования. Они позволяют отследить динамику мнений респондентов. Но их немного труднее обработать.
  3. Субъективные — учитывается личное мнение респондента.
  4. Проективные — в них спрашивают о третьем лице, не учитывая респондента.

От правильно выбранных и составленных ответов зависит точность опроса.

Подготовка к прохождению личностного опросника

Таким образом, мы видели, как высокий уровень стресса может помешать вашей работе при проведении личностного теста. И наоборот, когда вы не волнуетесь и знаете, что от вас требуется, ваше отношение к опроснику будет позитивным и взвешенным.

Когда претенденты приходят подготовленными к личностному тесту, то они:

  1. выполняют задачи эффективным, рассчитанным способом.
  2. справляются с поставленной задачей и выполняют ее в разумные сроки.
  3. не тратят драгоценное время, беспокоясь о результатах.

Стресс играет важную роль в отношении результатов прохождения опросов. Он влияет на ваши ответы и является индикатором того, сможете ли вы быть сосредоточенным или запаникуете в стрессовой ситуации. Секрет снижения уровня стресса заключается в том, чтобы готовиться заранее. Когда ваш уровень стресса будет под контролем, вы сможете подтвердить наличие личностных качеств, усиливающих ваши лучшие стороны.

Причины неточности в исследовании

Метод опроса не является способом получения точной информации. Из-за некоторых ошибок и неточностей результаты могут быть не совсем точными.

  1. Неполучение ответов — это делает выборку ответов более предвзятой.
  2. Ошибки в ответах — это может быть из-за недостаточно точной формулировки вопроса. Некоторые респонденты могут давать другие ответы, чтобы изменить результат опроса. Это повышает субъективность анализа полученной информации.
  3. Неточная формулировка вопроса.
  4. Неправильный подбор группы людей для исследования.

Перечисленные факторы влияют на результат обработки информации, из-за чего метод опроса не стоит считать полностью объективным как в психологии, так и в социологии.

Области использования

Применение метода опроса в психологии довольно распространено, особенно в социальной. Его используют на подготовительной стадии исследования для сбора нужной информации. Опрос также позволяет уточнить и расширить данные для исследования.

Но в отличие от социологии, в социальной психологии метод опроса не является основным инструментом в работе. Его также применяют, чтобы выяснить о взаимодействии между представителями различных групп людей. Опрос помогает узнать мнение общества по каком-либо важному вопросу и ценностные ориентиры людей.

Все это позволяет определить возможные пути развития общества и предложить варианты решения каких-либо задач. Но опрос не является полностью объективным методом, поэтому в особо важных исследованиях используют и другие методы для получения и обработки информации для исследования.

Для его проведения не нужен большой штат специалистов, что является одним из его преимуществ. Несмотря на все достоинства и недостатки метода опроса в психологии, он является одним из самых популярных. Все сильнее развивается такое направление, как интернет-анкетирование. Это позволяет быстрее получить и обработать нужную информацию для исследования. Успех применения опроса зависит от того, какая была выбрана разновидность и как вел себя специалист. Важно соблюдать рекомендации по составлению вопросов, чтобы результаты опроса получились наиболее точными.

ВВЕДЕНИЕ

Свои задачи психология решает с помощью определенных методов. Метод – это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования.

Методы основополагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований.

Основными методами сбора информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий, поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс) .

Наблюдение и эксперимент дополняются другими методами: индивидуальный (беседы) и массовый – опросы (анкеты, тесты, интервью), обобщение независимых характеристик и т.д. .

В данной работе мы рассмотрим метод опроса.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]