Интернальность в психологии. Что это такое, определение


Понятие интернальности в психологии

Интернальность считают психологическим феноменом поведения человека.

Чтобы охарактеризовать термин, используют следующие ключевые слова:

  • регуляция личностного поведения;
  • суверенность;
  • самодетерминация;
  • ответственность;
  • субъектность;
  • неопределенность выбора человека, как личности;
  • локус контроля.

Интернальность помогает разобраться, как протекают различные психологические процессы, позволяющие человеку овладеть своим поведением и научиться контролировать себя. Термин был введен в оборот Дж. Роттером. Он считал, что локус контроля – это наиболее важный поведенческий субъектный фактор, который требует анализа: человек должен понять взаимосвязь между желаниями и поведением.

Люди, относящиеся к интерналам, способны:

  • трезво оценивать действительность;
  • практически и реально оценивать результаты и контролировать ход действий;
  • воплощать в жизнь намеченные цели.


Интерналы обращают внимание на дисциплину. Они заранее ставят цели, планируют, готовятся к тому или иному делу. Интерналы умеют работать с информацией (включая ее распространение и обработку).

Экстернал или интернал: где находится кнопка управления жизнью?

Кто мы – заложники жизненных обстоятельств или хозяева своей судьбы? Происходящее с нами – это результат действия внешних сил или же нашей собственной деятельности (бездеятельности)? Каждый из нас по-разному отвечает на эти вопросы. В зависимости от того, какие ответы мы на них даем, мы делимся на экстерналов и интерналов.

Впервые поделил людей на эти две категории американский психолог Джулиан Роттер в середине прошлого века. Он же ввел понятие «локус контроля», характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним или внешним факторам.

Экстернал: «Судьба играет человеком»

Экстерналы склонны искать причины происходящего с ними где угодно, но только не в самих себе. Они лишь жертвы обстоятельств, которыми не могут управлять, то есть обладают внешним локусом контроля. Так, герой одного из стихотворений Игоря Иртеньева, проснувшись у себя дома «с бодуна», и обнаружив, что «денег нету ни хрена», «пиджак в пыли», «под кроватью брюки», «пересохло в горле», да еще в придачу «документы сперли», жалуется, что его довели до такой жизни коммунисты. Словно, это коммунисты ему вчера наливали! Вот он, типичный экстернал.

Это экстерналы, раз, за разом опаздывая на работу, искренне сокрушаются: «В такую пробку попал! Вот незадача!»; «Будильник подвел – не прозвонил вовремя!»; «Зуб разболелся, пришлось срочно бежать к врачу, а там очередь!».

Не поступил в институт – понятное дело, ведь туда принимают только «блатных» и за взятки. Не может устроиться на работу – еще бы, для этого нужны связи. Девушка не отвечает взаимностью – ну, что поделаешь? Значит, не судьба. Муж-пьяница висит на шее тяжелым крестом? Что ж, придется нести этот крест всю жизнь – такова уж доля…

«Судьба играет человеком!» — вздыхает экстернал и полностью полагается на волю рока.

Интернал: «Человек – кузнец своего счастья»

Совсем не таковы интерналы, привыкшие нести ответственность за то, что происходит в их жизни. То есть их локус контроля – внутренний. «Будущее зависит от меня!» – рекламный слоган в их стиле. Это люди с психологией победителей, ставящие перед собой цели и уверенно идущие к ним. Так же, как и экстерналы, иногда они терпят неудачи, но это не выбивает их из колеи. Они лишь извлекают уроки, анализируют ошибки и просчеты, делают выводы, а затем предпринимают новую попытку добиться успеха.

Они не ждут, пока удача свалится им на голову: не надеются на крупный выигрыш в лотерею, не чают получить наследство почившего американского дядюшки-миллионера, не ожидают, что однажды в их дверь позвонит прекрасный принц, не верят в то, что «счастье придет и на печи найдет».

Интерналы сами авторы и творцы своей судьбы, убежденные, что «человек сам – кузнец своего счастья».

Кроме того, в отличие от экстерналов, интерналы имеют меньше проблем психологического характера, они более позитивны, дружелюбны по отношению к окружающим и, что немаловажно, меньше болеют. Последний факт объясняется тем, что интерналы больше интересуются своим здоровьем и занимаются профилактикой, стараясь предотвратить возможные недомогания. В то время как экстерналы нередко и здесь полагаются на авось, надеясь, что все как-нибудь «само рассосется».

Стопроцентные интерналы или экстерналы, безусловно, встречаются очень редко. Все мы, в той или иной степени наделены характеристиками и одного и другого типа. А узнать, кого же все-таки в вас больше поможет Шкала интернальности – экстернальности Джулиана Роттера.

Другие статьи по этой теме на InHa.ru: Экстраверты, интроверты — в чем различия Хорошо живет на свете гипертим Истероид, или Демонстративность во всем Психастеник: Как бы чего не вышло Эпилептоид: Во всем должен быть порядок Эти непонятные шизоиды Оральный характер: Вечно берущий Анальный характер: Скупой педант Истерический характер: Актриса-Соблазнительница

Характеристики интернальности, примеры

А. М. Эткинд, С. А Голынкина и Е. Ф. Бажин разработали методику УСК, которая получила широкое распространение. Она отличается от «Шкалы экстремальности и интернальности», разработанной ДЖ. Роттером в 1965 г.

Для интерналов характерен локус контроля. Его можно считать универсальным признаком, проявляющимся в разной степени в зависимости от ситуации и событий. Локальный тип контроля помогает понять, как будет реагировать индивид на неудачи в различных сферах достижений.

Шкалы исследований в области:

  • здоровья и болезней;
  • межличностных отношений;
  • производственных отношений;
  • неудач;
  • семейных отношений;
  • достижений.

О степени личностного развития можно по показателям шкалы.

В области достижений

Интернальность в психологии – это интегральная характеристика личности. Были проведены исследования, в которых приняли участие 100 человек. В области достижений интернальность отмечается у 33 %. Высокие показатели свидетельствуют о способности людей идти к цели. Они могут адекватно оценивать собственные возможности и варьировать степень контроля над положительными эмоционально событиями.

Низкие показатели указывают на раздражительность, несдержанность. 67 % испытуемых не способны самостоятельно выполнить сложное или не интересное поручение. Их должны мотивировать на это окружающие. Люди, получившие низкий результат, осознают собственную беспомощность. Специалисты иногда связывают это с детским возрастом. Необходимость организация работы и собственной жизни может быть ослаблена в виду длительного нахождения в интернатах или реабилитационных центрах.

В области неудач

У 13% испытуемых обнаруживается интернальность в сфере неудач. Высокие показатели указывают на способность людей контролировать ситуацию и степень ответственности за свои действия. Интерналы не привыкли жаловаться на судьбу, они реально оценивают собственные силы.

Низкие показатели свидетельствует о желании испытуемых ориентироваться на внешний контроль. Защитная реакция в этом случае у человека вырабатывается своевременно. Испытуемые, получившие низкий количественный показатель, обычно морально неустойчивы. Их эмоционально-волевые качества развиты частично. Человек не может нести ответственность за свои поступки и старается переложить вину за неудачи на окружающих.

В семейных отношениях

Тесты, которые были проведены на интернальность в сфере семейных отношений, позволяют судить о наличии или отсутствии у человека чувства ответственности за атмосферу в семье.

Высокие показатели указывают, что для 7% испытуемых семья – первичная модель, благодаря которой были образованы:

  • стиль отношения друг к другу;
  • поведенческие реакции;
  • женские и мужские качества (включая представления об эталонах и идеалах).

Подростки переносят определенные образцы взаимодействия с родителями, братьями и сестрами во взрослую жизнь. Если в семье микроклимат благоприятный, то молодые люди правильно понимают, как нужно вести себя с супругами и детьми. Их семейно-бытовые отношения выстраиваются правильно, все обязанности и права соблюдены.

Низкие показатели были выявлены у воспитанников интернатов или у детей, длительное время находившихся в реабилитационных центрах. Они не понимают, как нужно вести себя с супругом/супругой. Понимание функций женщины и мужчины в обществе для них недоступно. Также нарушен процесс формирования сексуальной самоидентификации.

В области производственных отношений

Интернальность в психологии включает в себя несколько понятий. Это суверенность, субъектность и ответственность. Тестирование позволяет выявить степень контроля, который человек осуществляет над собой в условиях производства. Высокие показатели указывают на способность давать оценку отношениям с коллегами и руководством.

Интерналы отвечают за свои действия. Им обеспечен успех в учебной деятельности и работе. Чаще всего эти люди профессионально самоопределены с юного возраста: они четко знают, в какое учебное заведение будут поступать, какое образование желают получить. Обычно тесты на интернальность в производственных отношениях проводят среди подростков. Крупные компании на этапе оформления могут потребовать от соискателя пройти психологическое тестирование.

В области межличностных отношений

Тестирование на межличностные отношения проводится с целью определения интернальности. Оно помогает выявить степень ответственности испытуемого, его возможности и желания выстраивать отношения с окружающими. Высокие результаты получили 33 человека из 100 испытуемых.

Низкий контрольный балл указывает на отсутствие умения у людей овладевать своими поступками, настроением и поведением. Чаще всего этот показатель выявляется у человека, который в детском и подростковом возрасте испытывал дефицит адекватного общения. Агрессивно-негативная позиция по отношению к окружающим становится устойчивой. Люди не способны выстраивать адекватные и конструктивные взаимоотношения с коллегами, членами семьи.

В отношении здоровья и болезни

Интернальность в психологии – это локус контроля. Тестирование проводится с целью выявления степени ответственности испытуемого за собственное самочувствие и здоровье. Высокие показатели получили люди, полностью берущие ответственность за свою жизнь. Основной причинной развития болезни они считают собственные действия, а не влияние факторов и окружающих. Интерналы уверены, что скорость выздоровления напрямую зависит от их действий.

Люди, получившие низкие контрольные показатели, больше надеются на случай, судьбу, врачей и не предпринимают никаких действий к улучшению собственного самочувствия. Интерналы более перспективны: они стараются охватить обширную зону будущего и настоящего.

Для этих людей характерно проявление когнитивной активности. Они выясняют причину, характер и схему лечения той или иной болезни. В трудных ситуациях интерналы ведут себя продуктивно и последовательно. Человек нередко принимает решения, сопряженные с риском.

11 января 2021

Про интровертов и экстравертов знают многие, кто хоть немного интересуется психологией. Однако экстерналы и интерналы не менее интересные понятия для составления психологического портрета личности. В практике психологического консультирования для уточнения запроса клиента психолог в ходе беседы определяет, как человек воспринимает свою проблемную ситуацию. Если простыми словами, то, как правило, экстерналы отвечая на сакраментальный вопрос: «Кто виноват?» — склонны винить других – родителей, бабушек, дедушек, воспитателей, учителей, супругов, начальство, правительство и т.д. – во всех своих бедах. И психолог им нужен для того, чтобы тот выслушал и подтвердил его картину мира. Не сложно предположить, что после нескольких консультаций психолог, если он не умеет грамотно выстраивать отношения с клиентами, тоже может перейти в разряд «виноватых». Ответственность за успех психологической работы экстерналом благополучно полностью перекладывается на специалиста. Интерналы – это те, кто умеет брать ответственность за свою жизнь и за всё, что в ней происходит, в свои руки. Уже в ходе проективного интервью с клиентом можно определить интернала по таким фразам: «Я понимаю, что я сама раздражаюсь…дело не в моих коллегах, а в моем отношении к ним и к работе в целом»; или «я понимаю, что в 38 лет обижаться на родителей глупо, но не знаю, как справиться…» Иными словами, интерналы к психологу приходят за инструментами, которые помогут им самостоятельно справляться с трудностями жизни, со стрессом, эмоциональным выгоранием и пр. Интерналы предпочитают вопрос: «Что делать?» Они мотивированы на результат. В психологической работе они разделяют ответственность за успех вместе со специалистом. Качества интернала: • Независимость суждений, • Осознание самоценности, • Вера в свои силы, опора на себя, • Настойчивость в достижении целей, • Спокойное отношение к критике. Качества экстернала: • Зависимость от мнения окружающих, желание оправдать чужие ожидания, • Склонность к обесцениванию себя и других, • Поиск внешней опоры, • Размытость личных границ, • Болезненное восприятие критики.

Каждый из нас сам решает, какие качества он хочет развивать, какие — нивелировать. Экстернальность и интернальность отражают уровень субъективного контроля (УСК). УСК находится в тесной связи с развитием личностной ответственности и психологической зрелости.

Локус контроля [от лат. locus — место, местоположение и франц. contrôle — проверка] — личностная характеристика, отражающая предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи своей активности либо внешним обстоятельствам, условиям и силам, либо самому себе, своим усилиям, своим недочетам, рассматривать их в качестве собственных достижений или результатов собственных просчетов, а также попросту отсутствия соответствующих способностей или недоработок. Таким образом, интернал – это человек с внутренним локусом контроля; экстернал – с внешним локусом контроля. Задача профессионального психолога заключается в смещении локуса контроля внутрь. Вектор развития личности направлен в сторону повышения осознанности и ответственности. Основатель гештальт-терапии Ф.Перлз дает такое определение психологической зрелости: «Зрелость – это переход от ожидания внешней поддержки к обретению внутренней. Человек может выходить за собственные пределы, только опираясь на собственную истинную природу, а не на амбиции и искусственные цели»

Упражнения для развития интернальных качеств 1. Перечислите 3 точки внутренней опоры, которые помогают вам справляться в трудных ситуациях. Например, одна из моих клиенток (она замужем, ей 32 года), несмотря на свой возраст, продолжает ориентироваться на мнение мамы и бабушки; на работе болезненно воспринимает критику со стороны «старших» товарищей. Как она сама говорит, «включаю школьницу, боюсь получить «двойку», не оправдать ожидания взрослых». Выполняя данное упражнение, она выделила 3 точки психологической опоры: • Вера, что я могу справиться с любой задачей • Умение проявлять настойчивость • Мои знания и опыт, которые у меня точно никто не отнимут 2. Проанализируйте 1 день/ неделю/ месяц своей жизни. Перечислите основные моменты за выбранный период. Поставьте по шкале от 0 до 10 степень своей ответственности (где 0 – я совсем не могу нести ответственность за это событие; 10 – я в полной мере отвечаю за это событие)

3. Ответьте на следующие вопросы: • Какие личностные качества я ценю в себе? В чем мои преимущества? • Что мне нравится в моей жизни? Что не устраивает? • Что я хочу изменить в своей жизни? • Какие шаги я готов(а) предпринять для достижения этих изменений?

Что такое ассертивность?

Кто такие интерналы и экстерналы?

Отношение к внешности и принятие себя

III Международная научно- практическая конференция Ассоциации практических психологов коучей

Как повысить самооценку? Психологические приемы для развития сильных сторон личности

Страх неопределенности и психологические приемы его преодоления

Тест на определение интернальной или экстернальной личности

Тестируемому предлагается 44 вопроса, на которые он должен ответить предельно честно, мысленно анализируя ту или иную ситуацию. Степень согласия отображается в специальных графах:

УтвержденияОценки
+3+2+1-3-2-1
1Нельзя продвинуться по карьерной лестнице благодаря собственным усилиям. Успех зависит от обстоятельств, удачи и других факторов.
2Семьи в большинстве случаев распадаются из-за нежелания партнеров искать компромиссы и «прогибаться» друг под друга.
3Невозможно избежать болезней. Чему быть, того не миновать.
4Одинокие люди во всем виноваты сами. Окружающим трудно наладить с ними контакт из-за нежелания их проявлять дружелюбие и терпимость.
5Человек сам кузнец своего счастья. Желания исполнятся, если приложить к этому усилия.
6Симпатию окружающих завоевать невозможно.
7Чтобы построить крепкие отношения, недостаточно встретить подходящего партнера. Важно, чтобы родители и окружение было «достойным».
8Человек слишком мало влияет на свою жизнь. Он не в силах изменить будущее.
9Чтобы повысить производительность, руководство должно вогнать сотрудников в жесткие рамки. Полагаться на самостоятельность и инициативность трудящихся нельзя.
10Оценки школьников, студентов напрямую зависят от настроения и самочувствия преподавателя. Повлиять на них учащиеся не могут.
11Человек должен верить в собственные силы. Он может изменить происходящее.
12Нельзя полагаться на везение и удачу. Успех зависит от приложенных усилий.
13Чтобы укрепить здоровье, не обязательно посещать врачей и принимать лекарства. Достаточно правильно питаться и заниматься спортом.
14Если партнеры друг другу не подходят, то семейная жизнь не сложится, сколько бы усилий они не приложили.
15Добрые поступки должны по достоинству оцениваться и поощряться окружающими.
16Становление человека как личности во многом зависит от воспитания родителей.
17Человек не должен полагаться на судьбу или удачу. Случайности важной роли не играют.
18Нельзя строить далекоидущие планы. Нужно жить настоящим.
19Оценки, полученные в школе, институте или любом другом учебном заведении, зависят от стараний учащегося.
20Человек всегда ощущает вину и испытывает стыд, даже не участвуя в ссорах между родственниками.
21Будущее человека зависит от случайного стечения обстоятельств.
22Руководство должно доверять своим сотрудникам, предоставляя им полную свободу действий.
23Ведение неправильного образа жизни нельзя считать причиной появления болезней.
24Человек не может добиться успеха из-за превратностей судьбы.
25Руководство не несет ответственности за работу сотрудников. Плохие показатели – зона ответственности трудящихся.
26Человек не должен пытаться изменить атмосферу в семье.
27Нужно быть уверенным в своих силах. При желании, можно расположить к себе любого человека.
28Бесполезно стараться дать ребенку хорошее воспитание. На формирование характера влияют обстоятельства.
29Человек несет ответственность за все свои поступки.
30Не нужно пытаться понять руководство.
31Если не прикладывать усилий, то добиться повышения невозможно.
32Нужно уметь манипулировать окружающими. Это – залог успеха.
33Ответственность за неудачи лежит на окружающих.
34Ребенка нужно тепло одевать. Это поможет избежать простуд.
35В сложной ситуации не стоит проявлять инициативу. Лучше подождать, пока она разрешится сама собой.
36Успешный человек не должен полагаться на обстоятельства, удачу или судьбу.
37Чтобы атмосфера в семье улучшилась, необходимо умело гасить конфликты между родственниками, не занимая при этом ничьей стороны.
38Невозможно понять, почему человек нравится одним и не нравится другим.
39Не стоит надеяться на помощь посторонних. Человек должен принимать решения самостоятельно. Только в этом случае у дела будет благоприятный исход.
40Добрые дела окружение обычно не замечает.
41Если партнеры не умеют уступать друг другу, то некоторые конфликты разрешить невозможно.
42Каждый человек талантлив. Если у него что-то не получается, то вины окружающих в этом нет.
43Нельзя отказываться от предложенной помощи.
44Все неудачи – следствие лени или отсутствия должного опыта. Винить судьбу не стоит.

Пояснения:

  • «+3» — согласен полностью с утверждением;
  • «+2» — скорее, согласен;
  • «+1» — скорее, не согласен;
  • «-3» — категорически не согласен;
  • «-2» — не согласен;
  • «-1» — скорее, не согласен.

Утверждения нужно прочитать несколько раз, чтобы вникнуть в суть.

Методика изучения

Еще в 1966 году Джулиан Роттер разработал методику, позволяющую оценить локус контроля человека. Многие психологи пытались видоизменить тест. Сегодня чаще всего используется классический вариант и модификация О. П. Елисеева «Когнитивная ориентация».

Шкала «Локус контроля»

Помогает выяснить, кем является человек — интерналом или экстерналом. Также показывает, насколько он готов видеть себя, оценивать свою роль, успехи и промахи в той или иной сфере.

Тест-опросник шкалы локуса контроля Дж. Роттера содержит 44 вопроса. Нужно либо согласиться с утверждением, либо опровергнуть его.

  1. Построение карьеры зависит от удачливости, а не от стараний самого человека.
  2. Разводы — следствие того, что партнеры или не хотят, или не умеют идти на компромисс.
  3. Болеют все. Это нельзя предотвратить или предсказать.
  4. Холодные, бесчувственные люди всегда одиноки.
  5. Я смогу реализовать все свои желания, если мне будет сопутствовать удача.
  6. Симпатию завоевать невозможно. Ты человеку нравишься или нет.
  7. Брак зависит от денег и влияния родителей так же, как и от самих супругов.
  8. Я часто думаю о том, что ничего не могу изменить в своей же жизни.
  9. Компания будет развиваться, если все решения принимает руководитель, не полагаясь при этом на мнение подчиненных.
  10. Когда я учился в школе, моя успеваемость зависела не от меня, а от внешних факторов, в том числе и настроения учителя.
  11. Я уверен, что смогу осуществить задуманное.
  12. Что смогу добиться желаемого, осуществить все свои планы.
  13. Лучше вести здоровый образ жизни, чем ходить по врачам и пить таблетки.
  14. Если партнеры не сошлись характерами, нужно расходиться. Здесь ничего не изменишь.
  15. Мои усилия и вложения в дело всегда оценивают по достоинству.
  16. То, каким будет будущее у детей, зависит от того, как их воспитывали родители.
  17. Счастливых и несчастливых случаев не существует, равно как и судьбы.
  18. В этой жизни от меня мало что зависит, поэтому я не строю планы.
  19. Во время обучения в школе мои оценки зависели от моей же подготовки к уроку.
  20. При ссорах в семье считаю виноватым себя, а не партнера.
  21. Большая часть окружающих меня людей плывет по течению, сдается судьбе.
  22. Мне нравится, когда сотрудники наравне с руководителем могут принимать решения.
  23. Мои болезни не являются следствием моего образа жизни.
  24. Промахи и провалы — результат неудачного стечения обстоятельств.
  25. Плохой руководитель — вина сотрудников.
  26. Я думаю, что не в силах изменить отношения в семье.
  27. Стоит только захотеть, и я смогу завоевать симпатию абсолютно любого человека.
  28. Будущая жизнь ребенка зависит не столько от воспитания, сколько от влияния каких-либо внешних факторов.
  29. Ответственность за все, что со мной происходит, лежит исключительно на мне.
  30. Часто я не понимаю, почему руководитель поступил так, а не иначе.
  31. Люди, которые не могут построить карьеру, сами в этом виноваты.
  32. Я умею добиваться от окружающих, в том числе и членов семьи, того, что мне нужно.
  33. В моих неудачах виноваты окружающие.
  34. Тщательный уход за ребенком — защита от многих болезней.
  35. Если мне сложно, я жду, пока проблемы решатся сами по себе.
  36. Успех — это не везение и не стечение обстоятельств. Это долгая, упорная работа над собой.
  37. То, насколько счастливой будет моя семья, зависит только от меня самого.
  38. Я искренне не понимаю, почему кому-то нравлюсь, а кому-то нет.
  39. Я никогда и никого не прошу о помощи. Всегда рассчитываю на свои силы.
  40. Часто вклад человека в то или иное дело остается недооцененным.
  41. Зачастую семейные проблемы решить нельзя, даже если сильно захотеть этого.
  42. Ответственность за нераскрытый потенциал и неразвитые способности лежит на самом человеке.
  43. Большинство моих побед — заслуга окружающих.
  44. Практически во всех своих неудачах виноват я, моя лень или отсутствие знаний.

Расшифровка результатов зависит от того, сколько ваших ответов совпало с ответами в ключе. Всего рассматривается 6 сфер жизни:

  1. Общая интернальность. Засчитывайте по 1 баллу, если вы ответили «Да» на такие вопросы: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44. «Нет» — 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43.
  2. Достижения. «Да» — 12, 15, 27, 32, 36, 37. «Нет» — 1, 5, 6, 14, 26, 43.
  3. Область неудач. «Да» — 2, 4, 20, 31, 42, 44. «Нет» — 7, 24, 33, 38, 40, 41.
  4. Семейная жизнь. «Да» — 2, 16, 20, 32, 37. «Нет» — 7, 14, 26, 28, 41.
  5. Работа. «Да» — 19, 22, 25, 42. «Нет» — 1, 9, 10, 30.
  6. Сфера здоровья. «Да» — 13, 34. «Нет» — 3, 23.

В первую очередь нужно оценить результаты общей интернальности. Если у вас 33-34 балла, то в вас преобладает интернальный тип личности. Если от 0 до 11 — преобладает экстернальный локус контроля. Если же у вас получилось 12-32 балла, можно говорить о смешанном типе.

Что касается остальных сфер, то высокие оценки говорят о том, что человек готов брать на себя ответственность за свою жизнь, активно действовать. Низкие баллы, наоборот, символизируют людей, которые привыкли занимать пассивную позицию. Они всегда перекладывают ответственность на окружающих людей. Причем «винят» их и в победах, и в поражениях.

«Когнитивная ориентация»

Как и предыдущее тестирование, помогает определить, какой у вас локус контроля: экстернальный или интернальный. Здесь 29 пунктов. В каждом из них нужно выбрать одно из двух приведенных утверждений. Они обозначены буквами «а» и «б».

АБ
1Дети сталкиваются с трудностями при слишком строгом воспитанииС детьми случаются неприятности, если родители проявляют чрезмерную мягкость
2Все трудности — следствия неудачВ своих проблемах человек виноват сам
3Аморальные поступки совершают потому, что люди закрывают на них глазаДаже если попытаться искоренить аморальность, она все равно будет проявляться
4В итоге человек получит вознаграждение за все свои действияВ большинстве случаев никто так и не признает заслуги и достижения того или иного человека
5Успеваемость никак не зависит от предвзятости учителяУченики не понимают, что их оценка во многом зависит от того, как сложились обстоятельства
6Успех руководителя компании определяется внешними обстоятельствами.Будет человек хорошим или плохим руководителем, зависит от него самого
7Понравиться всем вокруг не получитсяЕсли вы не вызвали у кого-то симпатию, значит не умеете общаться с людьми
8Характер и поведение изменить нельзя. Они на 100% зависят от наследственностиХарактер и поведение определяются жизненным опытом
9Все зависит от того, что предначертано судьбойВместо того, чтобы полагаться на судьбу, нужно активно действовать
10Хорошему сотруднику не страшна дотошная проверкаПроверку с пристрастием не выдержит даже самый опытный, подготовленный работник
11Успех — результат тяжелой повседневной работыУспех — стечение обстоятельств
12Каждый из нас может повлиять на судьбу государства.Граждане никак не смогут изменить решение властей
13Я уверен в себе, своих целях, планахЯ не строю планы, потому что не знаю, как сложатся обстоятельства. От меня мало что зависит
14В мире есть много плохих людейВ каждом человеке можно найти что-то хорошее
15Осуществление моих желаний напрямую зависит от того, сколько я приложил усилийЧтобы определиться с желаниями и целями, я бросаю монетку или полагаюсь на милость судьбы
16Стать руководителем просто так нельзя. Тут нужно везениеРуководителями становятся те люди, которые имеют способность управлять большим количеством подчиненных
17Человек не может повлиять на ход мировых событийЛюди должны активно участвовать в общественной жизни, поскольку это — возможность изменить мир
18Многие не понимают, что их жизнь зависит от стечения обстоятельствВезения нет, стечения обстоятельств тоже
19Важно признавать ошибкиСвои ошибки лучше скрывать
20Понять, симпатичны вы человеку на самом деле или нет, сложноОт нас самих зависит наш круг общения. Нужно учиться находить общий язык с окружающими
21Черная полоса обычно сменяется белойЧеловек должен сам нести ответственность за неудачи. Пока он не исправит ошибки, неудачи будут повторяться
22Людям под силу сделать общество менее черствым, бездушнымФормализм и бездушие устранить невозможно
23Часто мне не понятно, за что руководитель выдал премию одному из сотрудниковПремия — вознаграждение за хорошую работу, за то, что человек приложил максимум усилий
24Хороший руководитель дает подчиненным свободу действийХороший руководитель объяснит каждому сотруднику, какие на него возложены обязанности
25Я не могу влиять на свою жизнь, я бессиленСлучайностей и судьбы не существует. Все зависит только от меня
26Люди одиноки, потому что сами не проявляют дружелюбия к окружающимНе стоит пытаться вызвать у кого-то симпатию. Ты или понравился человеку, или нет
27Характер определяется силой волиХарактер во многом зависит от коллектива, общества
28Я сам создаю свою жизньМне кажется, что я не контролирую то, что со мной происходит
29Очень часто я не понимаю действий своего руководителяПлохое руководство — следствие неправильного поведения сотрудников

Теперь нужно сравнить свои ответы с теми, что приведены в таблице. За каждое совпадение засчитайте один балл. Ключ к интерпретации результатов:

  1. У вас экстернальный локус контроля, если вы ответили так: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29а.
  2. Вы интернал, если ваши ответы выглядят так: 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б.

Максимальное количество баллов 23. 6 вопросов считаются фоновыми.

Теоретико-методологические подходы к пониманию интернальности как психологического феномена

Интернальность в психологии – это своего рода личностное развитие.

Понять психологический феномен помогают следующие методологические подходы:

  • Наблюдение. Метод основывается на сборе информации посредством систематического, целенаправленного и непосредственного восприятия. В ходе наблюдения за испытуемым необходимо регистрировать психологические и социальные явления (включая деятельность и факты поведения).
  • Эксперимент. В этом случае исследователи должны вмешаться в деятельность испытуемых более активно. Психолог наблюдает за действиями и констатирует психологические и социальные явления.
  • Опрос. Испытуемые должны дать ответы на конкретные вопросы устно или письменно. Во время проведения тестирования важно установить личный контакт.

После опроса специалисты приступают к анализу деятельности. По результатам тестирования осуществляется посредственное изучение психологических и социальных явлений.

Экстерналы

Причины своего поведения видят во внешних стимулах. Типичный экстернал убежден, что все его неудачи являются результатом: невезения, случайностей, неблагоприятного стечения обстоятельств, отрицательного влияния других людей (может быть, даже заговора) и т.п.

В случае удачи причина успеха уже не столь очевидна: многие экстерналы приписывают его своей компетентности, способностям. Но и в этом кроется их отличие от интерналов – они не склонны анализировать себя, поэтому успех приписывают себе целиком: «Просто я очень способен». Для экстернала здесь особое удовольствие – узнать, что он соответствует

требованиям реальности, внешней среды.

Экстернал постоянно нуждается во внешней поддержке и одобрении. Экстерналы легче заводят знакомства и друзей. Они в большей степени, чем интерналы, предпочитают коллективную деятельность. Благодаря этому экстерналы на коротких дистанциях достигают большего эффекта, нежели интерналы. Однако в жизненных стратегиях они явно проигрывают интерналам.

Экстерналы менее эмоционально устойчивы и более тяготеют к практическому мышлению, чем интерналы.

Особенности интернального локуса контроля подростков в учебной сфере

Согласно исследованиям, проведенным в большинстве учебных заведений в 2018-2020 г., более 55% детей в сфере образования имеют интернальный локус контроля. Испытуемые, получившие высшие показатели, самостоятельно принимают решения.

У подростков с низкими контрольными баллами были выявлены следующие вариативные личностные характеристики:

  • лень;
  • невнимательность;
  • отсутствие уверенности.

К стабильным характеристикам можно отнести уровень развития, ум и творческие способности. Впервые проверил вариативность параметров атрибуции Ф. Хайдер. В беседе со специалистами учащиеся выразили недовольство своими оценками.

Условно можно выделить 4 параметра интернальности:

  • вариативность-неудовлетворенность;
  • стабильность-неудовлетворенность;
  • вариативность-удовлетворенность;
  • стабильность-удовлетворенность.

Каждая комбинация отвечает за стимулирование активности: дети либо довольны своей успеваемостью, либо нет.

Интернальный локус контроля можно охарактеризовать следующими дихотомическими параметрами:

  • отношения;
  • стабильность.

Это объясняет снижение или повышение личностной активности.

Локус контроля

Понятие «локус контроля» настолько вошло из психологии в повседневную жизнь, что смысл его существенно размывается и теряется. Локус контроля в обыденном сознании путается с такими понятиями, как ответственность, экстраверсия и интроверсия, — хотя на деле это в чем-то пересекающиеся, но разные феномены. Попробуем вспомнить и разобраться, что же такое локус контроля и каковы сферы применения этого понятия в психологии.

Теория Дж. Роттера — это теория социального научения, которую можно отнести к когнитивно-бихевиоральному направлению в психологии. Таким образом, локус контроля — это характеристика когнитивной сферы человека, иными словами, некая особенность восприятия и мышления человека.

Согласно Дж. Роттеру, локус контроля — это обобщенное (генерализованное) ожидание того, в какой мере человек контролирует подкрепления в своей жизни.

В свою концепцию социального научения понятие «локус контроля» Роттер ввел с целью прогнозировать поведение человека в той или иной ситуации. При этом локус контроля — это всего лишь один из видов «генерализованных ожиданий» людей.


Экстернальный и интернальный локус контроля Итак, одни люди ожидают (полагают, думают, уверены), что сами контролируют подкрепления в своей жизни. Иными словами, они уверены, что получат ли они награду или наказание за свои действия, — зависит только от них самих. Такие люди проявляют интернальную позицию и условно могут быть названы интерналами
.

Другие люди ожидают (полагают), что какие бы усилия они ни предпринимали, получение подкрепления от них не зависит. Накажут их или поощрят, зависит от всевозможных внешних факторов, начиная от погоды, заканчивая мнением и волей других людей. Таких людей условно можно назвать экстерналами

.

Таким образом, зная, каким ожиданием (интернальным или экстернальным) обладает тот или иной человек в той или иной ситуации, мы можем прогнозировать его поведение. От интернала мы ожидаем большей усточивости, целеустремленности и независимости в конкретной ситуации, а от экстернала — большей социальной конформности, стремлением идти на контакт и искать общий язык с другими людьми.

Важно помнить, что экстернального и интернального типа личности не существует!

Экстернальность-интернальность — это единая шкала с двумя полюсами. Экстернальность и интернальность — это не тип личности, это характеристика восприятия и мышления человека.

Один и тот же человек в одной ситуации может быть склонен к интернальному полюсу шкалы и считать, что вот здесь-то все зависит только от него; а в другой ситуации будет склоняться к экстернальному полюсу, полагая, что есть ряд ситуаций, над которыми он не волен. И это нормально, так и должно быть.

Что же мы имеем в сухом остатке?

  1. Локус контроля — это далеко не универсальная характеристика, которую можно «прикрепить» и которой можно «объяснить» любую реальность. Напротив, эта характеристика довольно узка, сфера применения ее существенно ограничена.
  2. Понятие «локус контроля» необходимо для того, чтобы в конкретной ситуации предсказывать поведение человека: в зависимости от того, насколько свободным (интернальным) он себя полагает в той или иной ситуации, так он и будет себя вести.
  3. «Локус контоля» — это характеристика когнитивных процессов человека: восприятия и мышления.
  4. Не существует экстернального и интернального типов личности. Один и тот же человек в одной ситуации будет проявлять экстернальную позицию, в другой — интернальную. И это правильно.
  5. Больше статей на эту тему

Особенности ведущих ценностей и их взаимосвязь с интернальностью в юношеском и зрелом возрасте

Исследования по определению взаимосвязи между интернальностью и ценностями (включая моральные и материальные) в зрелом и юношеском возрасте проводились неоднократно. Согласно результатам, подростки-респонденты в будущем хотят иметь высокий материальный достаток. Сфера реализации ценностей – увлечения и общественная жизнь.

У людей зрелого возраста вера в Высшие силы более выражена. Это обусловлено наличием внутреннего локуса контроля. Студенты обычно воспринимают религию философски. Обряды они соблюдают редко.

Этапы юношеской, подростковой социализации сопровождаются становлением личностной ценностной сферы. Она развивается под воздействием социального окружения. Человек получает возможность самостоятельно конкретизировать, формировать, изменять или принимать общепринятые ценности. Люди с высокими контрольными баллами понимают и принимают взаимосвязь между общечеловеческими, материальными и духовными ценностями.

Интернальность в психологии позволяет осуществлять социальный и личностный контроль. Этот термин обозначает готовность человека нести ответственность за свои поступки, не уповая при этом на судьбу и обстоятельства. Интерналы быстро адаптируются в социуме и легко налаживают контакт с окружающими.

Интерналы и экстерналы

Одна из важнейших характеристик личности — степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие с ним события.

Впервые методы исследования степени независимости были разработаны в 1960-х годах в США. Наиболее известной является шкала локуса контроля Д. Роттера. Эта шкала основана на том, что люди различаются между собой по тому, где локализуют контроль над значимыми для себя событиями.

Возможны два варианта локуса контроля и, соответственно, два типа людей:

  • экстерналы (внешний локус контроля) — человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил, случая, обстоятельств, других людей и т.п.;
  • интерналы (внутренний локус контроля) — человек интерпретирует значимые события как результат собственных усилий.
Интерналы

Интерна­лы считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Они считают, что добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом достигать своих целей и в будущем. Но они берут на себя ответственность и за все отрицательные события, склонны обвинять себя в неуда­чах, неприятностях, страданиях.

Такие люди считают свои действия важным фактором в организации собственного производства, в складывающихся отношениях в коллекти­ве, в своих продвижениях. Интернал считает себя ответственным за события семейной жизни, в семейных про­блемах обвиняет не супруга, а прежде всего самого себя, стремится изменить себя.

Человек с внутренним локусом контроля считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение, симпатию, активно формировать свой круг общения. Интернал счита­ет себя во многом ответственным и за свое здоровье. В болезни обвиняет самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий, а не от врачей.

Таким образом, интерналу присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя.

Экстерналы

Люди с внешним локусом контроля, экстерналы, напротив, чаще пассивны, пессимистичны, чувствуют, что от них ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, а они — пешки в этой жизни.

Человек не воспринимает всерьез свою роль в тех или иных событиях собственной жизни, в том, как выстраиваются его отношения с другими людьми, в конфликтах чаще всего винит партнера.

Даже свои успехи, достижения и радости экстерналы приписывают внеш­ним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе, воле Бога или помощи других людей.

Итогом такой позиции оказывается пассивность, отсутствие стремления к достижению своих целей.

Специальные исследования показали, что интерналам, как это ни странно, «везет» больше, чем экстерналам. Они меньше страдают от психологических проблем, они более успешны по жизни, они оптимистичны и трудоспособны. В отличие от интерналов экстерналы, наоборот, сталкиваются с большим количеством психологических трудностей, неудачи – это их «конек», они постоянно впадают в пессимистическое настроение и чаще других кончают жизнь самоубийством.

И, собственно, тест на локус контроля

И все-таки, что лучше? Как лучше? Если рассматривать рабочий аспект, то лучше, если у подчиненных преобладает интернальный локус контроля. И ошибки свои признают и знают, за что деньги получают. С экстерналами в этом смысле труднее — у него во всем обстоятельства виноваты. Интерналы ответственнее, вдумчивее, соответственно, и результат их работы более предсказуем. А если в жизни — то, наверное, менее затратно быть экстерналом. Меньше тревог, меньше чувства вины. Хотя, лучше, разумеется, быть посредине. Что бы и за ошибки отвечать, и повезти могло, и чувство вины особенно не тяготило.

Собрано по кусочкам на просторах рунета

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]