Самосознание — что это такое, его структура и способы развития

Что такое самосознание

Самосознание

– это понимание человеком сути собственной личности, осознание своего места в обществе и целой картины мира. Это видение и анализ личных эмоций, чувств и мотивов поведения.

Особенность самосознания состоит в том, что человек образно раздваивается:

  • с одной стороны, он являются для себя объектом познания;
  • с другой – сознание выступает как субъект для изучения объекта.

При помощи самосознания мы видим свои эмоции, чувства и потребности, понимаем мотивацию совершаемых действий и то, какую роль играем в обществе. Мы осознаем себя как отдельную единицу, личность, но в то же время, встроенную в окружающий предметный мир.

Человек может сказать о себе: «Я Евгений Иванов, мне 47 лет, я слесарь. У меня есть родители, жена и двое детей. У меня удовлетворены потребности в крыше над головой, пище. У меня есть друзья, с которыми я провожу время на рыбалке и удовлетворяю свою нуждаемость в общении. Но еще я хочу иметь автомобиль и заниматься теннисом, сейчас я работаю, чтобы достичь этих целей».

Конечно, представленное описание очень примитивно, но оно отражает суть самосознания человека, который понимает свои характерные черты и особенности, отличающие его от остальных людей.

Введение

На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе показано, что, являясь «ядром личности», самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны человеческой деятельности.

В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева и ряда других авторов раскрываются различные аспекты формирования самосознания и его развития. Среди наименее изученных вопросов — условия и механизмы развития самосознания в переходные периоды онтогенеза, в частности в начале переходного возраста, когда происходят качественные изменения самосознания, определяющие развитие социальной и интеллектуальной деятельности. Установлено, что социальные, психические и физиологические условия и факторы оказывают решающее влияние на формирование личности и ее самосознания.

Подростковый возраст представляет собой особый этап развития личности ребенка. В подростковом возрасте на основе качественных изменений всей психической жизни происходит ломка и перестройка всех прежних отношений ребенка к миру и самому себе, особенно к самому себе. В подростковом возрасте на основе качественно нового характера структуры и состава деятельности ребенка развивается сознательное поведение и делается решающий шаг из детства на новую ступень психологического и социального развития.

Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают значение подросткового возраста для развития самосознания, которое Л.С. Выготский считал основным новообразованием этого возраста. Появление сознательного «Я», возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, нравственные конфликты и моральные самооценки, запущенность внутренней жизни — вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте (по И.С. Кону).

Этот период считается критическим или даже периодом зарождения самосознания в полном объеме. По мнению С.Л. Рубинштейна, процесс формирования самосознания идет «от наивного неведения относительно себя к все более глубокому самопознанию, объединяющемуся с все более определенной, а иногда и резко колеблющейся самооценкой». В процессе этого развития центр тяжести у подростков все больше смещается на внутреннюю сторону, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом.

Поэтому изучение особенностей самосознания на возрастном рубеже является важным направлением психолого-педагогических исследований.

Основным объектом исследования стало самосознание растущего человека в раннем подростковом возрасте.

Предметом исследования стали условия и факторы, влияющие на формирование самосознания в раннем подростковом возрасте.

Целью данной работы было создание психологических условий, обеспечивающих оптимальные возможности для выявления особенностей самосознания в раннем подростковом возрасте, развития у младших подростков способности к самопознанию и самоанализу.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  1. изучить генезис самосознания личности по данным научных исследований.
  2. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме самосознания в зарубежной и отечественной психологии.
  3. исследовать условия и факторы, влияющие на формирование и развитие самосознания.
  4. Разработать систему психолого-педагогических приемов и методов, позволяющих организовать целенаправленное самосознание подростков.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование и развитие самосознания подростков происходит под влиянием различных условий и факторов, а также может осуществляться путем развития их способностей к самонаблюдению, рефлексии, самоанализу, самоконтролю в процессе специально организованных занятий, включающих приемы и методы активного психологического воздействия.

Самосознание личности в психологии

Понятие самосознания настолько сложно и многогранно, что в психологии до настоящего времени нет единой концепции его понимания. Синонимами слова являются: «Я самость», «Я-концепция», «самоидентичность».

Основы понятия сформулированы С.Л. Рубинштейном, который указал на возможность самосознания понимать себя, личное окружение и существующую структуру взаимоотношений с людьми.

По мнению С.В. Выготского, сознание себя оформляется у человека к концу подросткового возраста. Он связывает этот процесс с умением рефлексировать (размышлять, раздумывать), которое формируется к семи годам.

Согласно теории В.С. Мерлина понимание себя состоит из следующих составляющих:

  • Отличительные особенности от других субъектов и объектов.
  • Понимание собственных эмоций, наличие самооценки.
  • Осознание себя в качестве субъекта деятельности.

В качестве критериев самосознания в психологи выделены:

  1. Обособленность личности от окружающей среды (материальной и социальной).
  2. Понимание возможности управления самим собой – поступками и мыслями.
  3. Примерка на себя видимых качеств других людей.
  4. Способность видеть свои потребности и глубинные мотивы поступков.
  5. Осознание собственных черт характера и признаков личности, как имеющихся, так и желаемых.

Кроме того, в рамках самосознания в психологии выделяется такой фактор, как отношение к другим людям, оно тоже может быть различным.

Эгоцентрический слой предполагает, что индивид формирует отношение к окружающим сообразно их отношению к себе. То есть, если меня любят, то и я люблю, если уважают, то и я буду уважать.

Группоцентрическая стадия отношений базируется на принципе: «Если человек относится к определенной группе, то он правильный». Предполагается, что в эту же группу входит сама личность.

Просоциальным подходом обеспечивается понимание ценности любого человека, его принятие со всеми недостатками.

На высшем, эстохолическом уровне другие люди рассматриваются как часть духовного мира, позиционируется гуманность и терпение в отношении к любой личности.

Психология

Структура самосознания

Самосознание личности включает несколько компонентов:

  • понимание самого себя (когнитивная составляющая) — глубокое знание о самом себе, построение Я-концепции. Она включает представление о себе реальном, идеальном, фантастическом, таком, каким видят окружающие;
  • отношение к себе на уровне эмоций — способность принимать себя со всеми недостатками и достоинствами, уверенность в собственных силах или ее отсутствие. Самооценка формируется с первых лет жизни под влияние отношения к ребенку родителей, других значимых взрослых, позже она укрепляется или, наоборот, слабеет при сравнении себя и других;
  • способность к саморегуляции (поведенческая составляющая) — проявляется через стремление к принятию в обществе, к соответствию выставляемым им требованиям, желание добиться уважения;
  • самоактуализацию — стремление к максимальному раскрытию своих способностей. Проявляется в умении не откладывать задуманное на потом, в занятии делами, которые приносят удовольствие, постоянном развитии, способности принимать новшества и адаптироваться к ним, осознанности по отношению к жизни, уверенности в собственных силах;
  • степень притязаний — в стремлении добиваться большего, умении ставить перед собой цели, находящиеся за пределами зоны имеющихся компетенций.

В некоторых источниках составляющие самосознания выглядят так (см. таблицу):

интеллектуальнаявключает способность к самонаблюдению, устойчивую самооценку
саморегуляцияформируется под влиянием самооценки. Чем она устойчивее, тем больше способность к самоконтролю
самосовершенствованиеглубокое понимание и принятие образов “Я”

Самосознание личности — не статичное образование, но процесс, требующий постоянного развития и совершенствования. Если на каком-либо этапе жизни человек перестает развиваться, степень его осознанности снижается.

Структура и функции самосознания

Относительно структуры понятия в психологии также нет единого подхода, рассматривается несколько альтернатив.

Так, в работах В.С. Мухиной в составе самосознания просматриваются: идентификация человека с собственным имением и физическим телом, половая принадлежность, самооценка и притязания на оценку со стороны социума.

В.С. Мерлин несколько иначе видит структуру понятия и включает в него:

  • Понимание личностных психических характеристик.
  • Осознание «Я» как активного субъекта.
  • Признание тождественности личности.
  • Оценку собственных психических качеств с точки зрения моральных и этических правил.

В.В. Столин определяет следующие части самопонимания: самооценка, создаваемый образ самого себя (тело, эмоции, чувства), конфликтная сущность своего «Я».

Обобщая имеющиеся концепции, структуру самопознания можно представить следующим образом:

  1. познавательная часть
    – осознание человеком всех сторон собственной личности;
  2. самооценка

    – отношение человека к своим характеристикам, как физическим, так и духовным, эмоциональным;

  3. саморегуляция

    – способность человека на основе знаний о себе, контролировать, регулировать и корректировать свое поведение и поступки.

Дополнительно к разным периодам жизни в структуру самопонимания также входят:

  • «Я» сегодняшний
    . Это представление о своей личности в текущий момент времени, осознание своего положения в реальности. Мы оцениваем существующие социальные роли: какой я работник, муж, отец и т.д. Если идеальный образ и реальный не совпали, возможно возникновение переживаний.
  • «Я» желаемый
    . Это представления человека об идеальном образе, к которому он стремится. В этот компонент входят: потребности, мечты и желания. Именно это «Я» является основным мотиватором к продуктивной деятельности.
  • «Я» предыдущее, включающее оценку себя в прошлом
    . Если в ранние периоды жизни у человека были неприятные или болезненные моменты, это может препятствовать реализации потребностей в будущем.

Все перечисленные компоненты самосознания связаны между собой и влияют друг на друга.

Функции

Самой важной функцией самосознания является саморегуляция

. Поскольку мы себя полностью идентифицировали, осознали ресурсы (положительные и отрицательные характеристики, потенциал, возможности), понимаем потребности и желания, он может действовать в направлении к созданию своего идеального образа.

Когда личность заблуждается относительно собственных нужд или неадекватно оценивает имеющиеся возможности, то удовлетворения от своей деятельности она не получит. Либо устремится в неверном направлении, либо для исполнения желания не хватит сил и потенциала. В том и другом случае неизбежны разочарования и возникновение фрустраций (сильные переживания из-за несбывшихся надежд, ожиданий).

Саморегуляция убережет человека от бессмысленной траты сил и времени на ненужные цели.

Следующая функция самопонимание

– это формирование индивидуальности. Личность всегда уникальна, каждый из нас неповторим. Только мы сами знаем, какие чувства проживаем, как реагируем на трудности и препятствия, наша боль – это только наша боль.

Мы имеем право на собственное восприятие жизни, личное мнение и хотим нести ответственность за поступки. Индивидуальность, уникальность приходится отстаивать в течение всей жизни.

Индивидуальность

Среди основных функций — определение личных границ, самозащиты

. Мы учимся выстраивать свое поведение таким образом, чтобы меньше испытывать токсичного влияния со стороны окружающих. Неординарные личности часто подвергаются остракизму (гонениям) в обществе. Необычные способности и внешность, собственный взгляд на вещи, отличный от общепринятого, часто делают человека «белой вороной», которую собратья пытаются заклевать. Осознанное чувство покоя и уверенности в себе позволяют выстраивать крепкую линию защиты.

К примеру, если человек любит свое тело, он не станет гнаться за навязанными стандартами красоты, если считает аморальным делать подлости, не будет делать карьеру, «подставляя» коллег, даже если так принято в коллективе и т.д.

В психологии есть такой прием. Если вы уверенны в своей правоте, живете согласно выработанным принципам, то в случае нападок представьте себя резиновым шариком, который никто не сможет ущипнуть. Лучше потерять токсичное окружение, чем самого себя.

Особенности формирования самосознания

Зарождение самосознания начинается с первых дней жизни и в дальнейшем оно углубляется, совершенствуется по мере того, как человек накапливает знания о себе. Условно процесс формирования самосознания подразделяют на несколько этапов:

  • от рождения до 1 года — ребенок получает первые знания о себе. Они заключаются в осознании физиологических потребностей в пище, уходе. Также младенец улавливает отношение к себе матери или другого значимого взрослого;
  • 2-3 года — ребенок начинает воспринимать себя, как отдельную личность, проявляет самостоятельность в пределах возрастных возможностей;
  • 4-7 лет — знание о собственном теле и эмоциях усложняются, ребенок может распознать и понять истоки своих эмоций, физических реакций;
  • 8-18 лет — знания о себе усложняются и трансформируются под влиянием собственных достижений, а также в сравнении себя со сверстниками, человек приобретает устойчивые знания о собственной личности.

На протяжении всей дальнейшей жизни знания о себя могут видоизменяться. На самосознание оказывает влияние соотношение представлений о себе идеальном и реальном, оценка со стороны окружающих, уровень притязаний и достижений, социальный статус.

Формы и уровни самосознания человека

Самосознание проявляется в четырех формах, рассмотрим каждую из них.

Самопознание

Это понятие означает идентификацию себя среди других людей и окружающего мира, распознавание личных качества, физического тела, потенциала.

Самосознание приходит путем:

  • Самонаблюдения за итогами своей деятельности, результатов общения с окружением и анализа соответствия результатов с принятыми нормами.
  • Понимания оценок окружающих людей своей личности и действий, их отношения.
  • Анализа своих чувств, эмоций и потребностей, и их трансформаций.

Итогом самопознания является формирование системы представлений о себе самом.

Самоконтроль

Человек имеет возможность после проведения анализа своей сущности и поведения, провести их корректировку. Любые действия и психологические состояния поддаются изменению, если по мнению самого человека они противоречат его установкам, не дают должных результатов или вступают в противодействие с внешним миром.

Самооценка

Самооценка выражает степень принятия человеком своих качеств, особенностей и характеристик. В самом восприятии проявляется уровень любви и уважения к себе.

Адекватная самооценка характеризует уверенного в себе человека, способного на принятие решения, целенаправленных действий. При низкой, мы наблюдаем человека, зависящего от мнения других, с выраженным чувством вины и массой комплексов. Завышенная оценка личностных качеств выдает человека самоуверенного, надменного, не принимающего никакой критики.

Для достижения жизненных целей самооценку следует развивать до нормального уровня, в психологии существует много упражнений для повышения степени любви к себе.

Самопринятие

Эта форма самосознания предполагает:

  • Принятие себя как уникальной личности, без неоправданной критики и самоуничижения.
  • Самоуважение.

Самоуважение происходит в результате достижения поставленных целей и удовлетворения притязаний. Человек ставит рекорды в спорте, бросает курить, заканчивает писать роман – его самоуважение повышается, что хорошо влияет на самооценку.

Помимо форм, в психологии рассматривается 4 уровня самовосприятия:

  • Чувственный
    . Это низшая ступень, на которой происходит понимание своих психологических особенностей, переживаний, физиологических процессов. Это этап самоидентификации.
  • Образно-личностный
    . Дает признание себя как субъекта активной деятельности. Происходит самоактуализация, поддержание идентичности «Я».
  • Аналитический (иначе-рефлексивный)
    . Человек проводит анализ и уточнение своих мыслей и поступков, наблюдает за проявлением эмоций в критических состояниях, анализирует совершенные промахи и неудачи, делает выводы.
  • Деятельный
    . На основе результатов и опыта первых трех стадий происходит саморегуляция, мотивация, коррекция поведенческих структур и самоконтроль. Это этап личностных изменений на основе самопознания.

Прохождение всех четырех уровней самосознания говорит о зрелости личности, застревание на одном их них требует дальнейшего развития.

Взгляды отечественных психологов на проблему самосознания

В отечественной психологии самосознание понимается как процесс познания человеком самого себя, в результате которого формируется представление о себе как субъекте действий и переживаний и формируется эмоционально-ценностное отношение.

В психологической литературе особенно много работ, в которых самосознание рассматривается как важнейшая составляющая личности. Так, часто подчеркивается, что уровень развития личности пропорционален уровню развития самосознания. Являясь регулятором поведения, самосознание влияет на дальнейшее развитие личности. Исходя из правильного понимания природы и сущности самосознания личности, российские психологи внесли ясность и в вопрос о развитии самосознания ребенка. В отличие от психологов-идеалистов, придерживающихся мнения о врожденности самосознания, наши психологи признают врожденным не самосознание, а лишь предпосылки для его развития.

Поэтому, как указывает С.Л. Рубинштейн, подлинный источник и движущую силу развития самосознания следует искать не во врожденных предпосылках, а в возрастающей реальной самостоятельности личности, выражающейся в изменении ее отношений с окружающими людьми. Регулирование отношений ребенка со средой, воспитание тем самым играет ведущую роль и в развитии самосознания ребенка.

В отечественной психологии определяющими факторами развития самосознания являются собственная практическая деятельность индивида и взаимодействие с окружающими его людьми, благодаря которым он усваивает социальный опыт, накопленный человечеством.

Самосознание — сложное психическое образование, состоящее из структурных компонентов, однако относительно содержания и функций компонентов мнения исследователей не всегда совпадают.

Структура самосознания.

Большинство авторов выделяют в самосознании два основных компонента: когнитивный и эмоциональный (М.И. Лысина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова)

И.И. Чеснокова представляет самосознание как единство 3 компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции поведения личности. И.С. Кон включает в структуру самосознания 4 компонента: сознание собственной идентичности, сознание собственного «Я», сознание своих психических свойств и определенную систему социально-нравственной самооценки. Л.Д. Олейник говорит о шести компонентах структуры самосознания: самосознание, самопознание, самооценка, самоконтроль, самокритика, саморегуляция.

Наиболее последовательная концепция самосознания сформирована В.В. Столиным. В соответствии с тремя видами деятельности он выделял три уровня в развитии самосознания: оргазмический, индивидный и личностный.

Оригинальную концепцию структурирования самосознания предложила В.С. Мухина. Согласно этой концепции, самосознание развивается в рамках следующей исторически сложившейся и социально обусловленной структуры: имя собственное плюс личное местоимение (за которым стоят физический облик и индивидуальная духовная сущность человека); претензия на признание; половая идентификация; психологическое время человека (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); обязанности и права человека.

Самооценка.

Различные компоненты структуры самосознания изучены по-разному. На первый план выдвигаются проблемы самооценки. Вопросы самосознания оставались как бы вне фокуса психологических исследований, несмотря на их большую актуальность и значимость.

В нашей психологии существует множество работ, посвященных изучению самооценки. В большинстве из них самооценка анализируется как уже сложившееся образование. Эти работы касаются в основном школьного возраста и рассматривают, с одной стороны, функции самооценки на разных этапах этого возраста, а с другой — роль различных факторов в ее развитии и совершенствовании.

Как формируется самосознание

Процесс становления самосознания точно описан в работах В.С. Мухиной в корреляции со становлением психики ребенка.

На первом этапе формируется представление человека о своем имени. Сначала он слышит его из уст родителей, начинает идентифицировать себя соответственно. Благодаря имени ребенок осознает себя как персону, личность. Затем происходит добавление фамилии и отчества, конкретизация усиливается.

Психика ребенка

В раннем школьном периоде имя может видоизменяться, появляются другие его интерпретации, прозвища товарищей. В юношестве многие придумывают себе другие имена, ассоциируя свою личность именно с ними. В этот период есть случаи изменения своих паспортных данных.

Следующей потребностью самосознания являются представления о теле, формируемые сначала через отношение близкого окружения (родителей, бабушек и дедушек), а затем – с использованием бытующих в семье традиций и культурных ориентаций.

Нуждаемость в признании происходит также в раннем детстве. Малыш познает, что такое хорошо и плохо, дозволено и не дозволено. Поощрение добрых дел и хорошего поведения приводит к стремлению совершения одобряемых действий.

Если притязания на признание не удовлетворяются со стороны взрослых, у ребенка формируются отрицательные качества — ложь, агрессия, неуверенность в себе, появляются комплексы.

В пубертатный период у подростка появляется половая идентификация. Конечно принадлежность к мальчикам или девочкам определяется уже к трем годам, чуть позже появляются стереотипы мужского или женского поведения.

В процессе самопонимания у человека происходит представление о социальном пространстве, т.е. условиях, в который происходит рост и развитие:

  • стиль и образ жизни;
  • культурные и этические ценности;
  • нормы морали;
  • отношение к религии и т.д.

В юношеском возрасте человек стремится овладеть как можно более широким социальным пространством (от группы товарищей во дворе до сферы политики). В этот же период углубляется рефлексия на внутренний мир для осознания своих потребностей и места в социуме.

Основными признаками становления самосознания являются: наличие целостного представления о себе, самоуважение, принятие себя, осознание любви, открытие внутреннего мира.

Взгляды зарубежных психологов на проблему самосознания.

Если брать самый общий взгляд на исследования в области психологии самосознания, то можно выделить несколько наиболее важных линий. Среди основных вопросов, вокруг которых ведутся споры и дискуссии, можно выделить следующие:

  • природа самосознания
  • место самосознания среди других психологических феноменов
  • факторы, определяющие развитие самосознания
  • структура самосознания
  • генезис самосознания

Решение вопроса о природе самосознания полностью зависит от философских позиций концепций, в рамках которых оно интерпретируется. Например, интроспекционизм игнорирует роль объективных факторов в возникновении и развитии самосознания. Представители этой концепции отождествляют психическое с сознанием, а сознание — с самосознанием.

Сторонники бихевиоризма и необихевиоризма, напротив, пытались выявить и подчеркнуть влияние окружающей действительности на психическую деятельность человека, но впоследствии пришли к исключению сознания и самосознания из сферы психической жизни, к отрицанию роли сознания в поведении человека. Вся психическая деятельность сводилась ими к механическим реакциям организма на внешние раздражители.

Разные исследователи отводят самосознанию разное место в системе психологических явлений. Экспансивный подход к решению этого вопроса заключается в том, что самосознание рассматривается почти как синоним психического.

Одна из первых попыток выделить социальный фактор в самосознании человека принадлежит У. Джеймсу. Однако социальный и индивидуально-природный компоненты «Я», по мнению Джеймса, остаются взаимозависимыми.

В начале 20 века социолог Кули сформировал теорию «зеркального Я», согласно которой представление человека о себе, «идея Я», формируется под влиянием мнений других людей и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому человеку, представление о том, как этот другой оценивает меня, и связанные с этим самооценка, чувство гордости и унижения.

Формирование человеческого «Я» в процессе реального взаимодействия индивида с другими людьми в рамках определенных социальных групп исследовал Д.Т. Мид. Мид утверждал, что самосознание — это процесс, который основан на практическом взаимодействии индивида с другими людьми. Чтобы успешно взаимодействовать с другими, человек должен предвидеть реакцию партнера на то или иное действие. Самоанализ, по сути, есть не что иное, как умение поставить себя на место другого, усвоить отношение других к себе.

Иной подход к рассмотрению самосознания характерен для представителей гуманистического направления в психологии. К. Роджерс, говоря о самосознании, оперирует понятием «Я-концепция», под которым он понимает сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида как самостоятельная фигура и фон и включающую как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я в прошлом, настоящем и будущем. «Я-концепция» включает в себя реальное и идеальное «Я».

Работая в рамках гуманистической психологии, Р. Бернс предложил более дифференцированную структуру «Я-концепции». При этом автор впервые попытался использовать идеи теории и практики гуманистической психологии в процессе обучения и воспитания.

Развитие личности в теории самоактуализации А. Маслоу. В теории Маслоу самоактуализация понимается исключительно как внутренний процесс, связанный с его изначальным стремлением актуализировать в себе наследственные и генетические предрасположенности, касающиеся темперамента, характера, интеллекта. Маслоу выделяет самоактуализацию, или самореализацию, как одну из основных потребностей человека.

Одной из наиболее распространенных теорий, до сих пор влияющих на психологию личности, является фрейдизм и его разновидность — неофрейдизм.

Фрейд разделяет всю психику на три системы, различающиеся законами своего функционирования. Прежде всего, существует бессознательная система ОНО, в основе которой лежат субъективные потребности биологического или аффективного порядка. Затем, система Я — центр, осуществляющий процесс сознательной адаптации. Самость — это сила, которая уравновешивает лежащие в основе бессознательного влечения и требования общества. Наконец, Сверх-Я — это своего рода моральная цензура, содержанием которой являются нормы, запреты, принимаемые человеком, это его совесть. Между «Я» и «Я-О» устанавливаются отношения постоянного напряжения. Я» оказывает давление на «Я», а «Я» должно сдерживать это давление, учитывая требования общества. В концепции Фрейда «Я», сознание и самосознание являются однозначными явлениями. В качестве детерминант развития самосознания Фрейд выделял врожденные биологические инстинкты и бессознательные силы.

Неофрейдисты признавали зависимость самосознания от существующих условий жизни и межличностных отношений. Они допускали влияние социальной среды на формирование личности, но только до определенной степени, когда в силу вступали внутренние психические факторы, такие как страх, тревога, потребность в нежности.

Таким образом, зарубежная литература имеет богатую историю исследований по психологии личности.

Развитие самосознания

Самосознание появляется у ребенка в раннем младенческом возрасте, к подростковому периоду оно формируется окончательно. Однако, это не значит, что в течение жизни не нужно заниматься восприятием себя.

Происходят изменения объективного мира и субъективных характеристик. Эти изменения требуют наблюдения и самопознания.

Первым делом необходимо проводить анализ текущей внешней и внутренней ситуаций и заново узнавать себя и свое отношение к изменениям. К примеру, с возрастом, тело начинает стареть и наше отношение к нему, сформированное в ранние периоды тоже будет меняться. С одной стороны, требуется усилить заботу о физическом здоровье, с другой – уметь принять возрастные изменения без излишних переживаний, с достоинством.

Также важно приводить самооценку к адекватному (нормальному) состоянию. В течение жизни уровень любви и уважения к себе может меняться из-за внешних причин или отношения близких людей. Нельзя позволять обстоятельствам посеять сомнения в уверенности в себе.

И последнее – необходимо своевременно проводить корректировку потребностей и действий соответственно жизненным изменениям. Останавливаться на знаниях о себе самом нельзя, предпринимать одни и те же действия, которые не приводят к успеху, не конструктивно. Поэтому процесс самосознания является перманентным и заканчивается только после физической смерти человека.

Как развивается самосознание.

Развитие самосознания — это важный этап в процессе развития ребенка. У него появляется представление о том, какие у него особенности и навыки, как видят его другие люди и, почему именно таким образом относятся к нему. Более ярко самосознание выражается в анализировании ребенком своих сильных и слабых сторон, особенностей характера и различных умений.

Самосознание предопределяет то, как мы живём, как встраиваемся в общественную иерархию.

Строение самосознания

  1. Уяснение ближайших и удаленных целей мотивов собственного «Я»;
  2. Понимание личных истинных и желаемых качеств;
  3. Наблюдение за собой;
  4. Анализ своих переживаний и впечатлений.

Этапы развития самосознания

1. От 1 года до 3 лет:

  • Понимание рубежей собственного тела;
  • Развитие взаимодействия с различными предметами;
  • Начинает осознанно понимать, что отражение в зеркале — его собственное;
  • Именует себя от третьего лица;
  • Появляется «Я», собственная самооценка.

2. От 4 до 6 лет:

  • Расценивание поступков окружающих людей и своих личных;
  • Создается очертание личного «Я»;
  • Анализ и выражение своих чувств и эмоций;
  • Начинает ассоциировать себя с прошлым, настоящим и будущим временем;
  • Поверхностная оценка личных особенностей характера и поступков.

3. От 7 до 10 лет:

  • Понимает личные качества;
  • Часто задумывается над своими действиями, основываясь на личных эмоциях и мыслях.

4. От 11 до 17 лет:

  • Ассоциирует себя, как взрослого человека;
  • Открытие своего духовного мира;
  • Адаптация и улучшение коммуникаций с другими людьми.

Структура Я-концепции

В то же время, если мы посмотрим на продукты самосознания – образы себя – мы можем различить

  • Настоящий я (тот, кто я есть сейчас);
  • Идеальное “я” (то, кем я мог бы стать в соответствии с моими возможностями);
  • Фантастическое Я (то, кем я мог бы стать, если бы это было возможно).

Противоречие между самоактуальностью и идеальным “я” может служить как стимулом для саморазвития, так и причиной дисгармонии личности. Стоит отметить, что самосознание – это динамическая структура. Он восприимчив к изменениям и трансформациям самовосприятия.

В некоторых теориях встречается более широкая классификация самовосприятия. Его отличают:

  • Самореальность;
  • Идеал самости;
  • Самопотенциал;
  • Самостоятельность;
  • Самостоятельная деятельность (профессиональная, внепрофессиональная).

В других работах, например, у С. Самуэля, можно встретить это понятие:

  • Самостоятельное тело;
  • Самопрезентация (настоящая, фактическая);
  • Самодинамика;
  • Я-фантастика;
  • Самопредставленный;
  • Воображаемый;
  • Самовосприятие;
  • Самоидеал;
  • Самостоятельное будущее (возможное).

Я-телесное

У каждого человека есть свое ощущение собственного тела, которое может отличаться от изображения в зеркале. Это относится к сигналам, посылаемым в мозг о положении частей тела, их форме и длине. В пределах собственного тела мы можем провести дальнейшее различие:

  • Реалистичное восприятие с точки зрения субъективной функциональности;
  • Внутренние факторы, вызванные личным опытом или трудными ситуациями;
  • Социальные факторы, т.е. реакции окружающей среды и интерпретация этих реакций индивидом;
  • идеальный образ тела как результат суммы всех факторов, сравнения и ощущения тела индивида.

Настоящее Я

Совокупность представлений человека о себе в настоящий момент (то, как он или она воспринимает себя). Однако это представление не обязательно соответствует объективной реальности. Настоящее “я” обеспечивает гибкость в реагировании на изменяющиеся условия внешней среды. Она позволяет человеку выбирать цели, стратегии действий, амбиции и другие вещи.

Я-динамическое

Отражает представления человека о себе, но в проекции, т.е. то, кем человек хочет стать (цель). Зависит от социального статуса человека, его способностей и успехов. Аутодинамика подвержена изменениям, на нее влияют успехи и неудачи человека, идентификация со значимыми и идеальными личностями (в его сознании), представления о желаемых ролях и статусе.

Я-фантастичекое

По сути, это мечты человека, его представления о том, каким бы он был, если бы все было возможно. Как правило, этот компонент существует только до подросткового возраста, а с возрастом начинает активно уходить.

Я-идеальное

Представления человека о том, каким он должен стать, основанные на усвоенных социальных нормах и ценностях. Зависит от морального развития человека, его нравственной зрелости и социализации. Она формируется в процессе идентификации человека с людьми (героями), которыми он восхищается.

Если идеал самости не переходит в динамику, а затем в настоящее, он, скорее всего, полностью распадется. Это влечет за собой разочарование и фрустрацию.

Я-возможное (будущее)

Представление человека о том, кем он может стать. Чаще всего отличается от идеального “я”. Формируется под влиянием фактического положения человека, его реального статуса, возможностей и ролей.

Я-идеализированное

Представления человека о том, каким бы он хотел быть сейчас, каким бы он хотел себя видеть. Это элемент, возникающий в зависимости от ситуации.

Я-представляемое

Образ, созданный и выставленный человеком намеренно, с целью скрыть нежелательные (негативные по его мнению) черты и характеристики самовосприятия. Самовосприятие играет защитную и адаптивную роль.

Чаще всего самовосприятие близко к идеальному “я”, но если эти элементы не находятся в гармонии, то возникают проблемы в отношениях, а позже человек разочаровывается и разочаровывает себя. Признаком такого несоответствия и начинающегося разочарования является смущение.

Я-фальшивое

Представляет собой искажение истинного “я”, т.е. самообман личности. В частом воспроизведении ложных, но желательных черт личности:

  • страх перед негативным самовосприятием;
  • ожидает негативного отношения со стороны;
  • не способен действовать так, чтобы подогревать чувство собственного достоинства.

Ложное “я” запускает множество защитных механизмов личности, которые в итоге становятся патологическими. Искажается все восприятие себя, а впоследствии искажается познание и восприятие межличностных отношений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]