Апперцепция в психологии. Что это такое, определение: восприятия, трансцендентальная, временная, общая, Вундта

Каждое событие можно интерпретировать по-разному, если на него посмотрят со своей колокольни две личности. Зачастую тебе сложно понять реакцию другого человека на тот или иной случай, так как в собственном понимании всё выглядит несколько иначе. Почему же так происходит?

Речь пойдет о таком понятии в практической психологии как апперцепция личности. Именно она искажает реальность, формируя призму, через которую тебе приходится смотреть на какое-то происшествие. Это не дефект и не патология, а простая особенность человеческого характера.

Чтобы научиться лучше понимать окружающих и себя в том числе, необходимо углубиться в психологию и значение данного термина. Это поможет тебе взглянуть на окружающих под другим углом.

В этой статье:

Что такое апперцепция и искаженияВлияние апперцепции на повседневную жизньКлассификация апперцепции

История понятия

Апперцепцию впервые описал ученый Лейбниц. В своих работах он рассказал про рефлекторные акты и восприятие. Следом за Лейбницем апперцепцию изучал Кант, который этим термином обозначил самосознание.

Каждый ученый трактовал способ восприятия по-своему:

  • Лейбниц утверждал, что апперцепция – это ощущения, которые человек осознает.
  • Для Канта апперцепция представляла собой врожденную способность сознания, которая сопровождается естественным процессом познания окружающего мира и себя изнутри.
  • По мнению Гербарта восприятие является слиянием новых идей с теми, что отложились в сознании из прошлого.
  • Альфред Адлер создал такое понятие, как схема апперцепции. Речь идет о совокупности индивидуальных представлений личности, которые касаются окружающего мира и людей. По его словам поведение индивида в большинстве случаев определяется психологическим процессом.
  • Ученый Вундт склонялся к тому, что апперцепция представляет собой психический процесс, используя который человек осознает свои мысли и восприятие.

В 19-20 веке разные ученые стали развивать понятие восприятия. С его помощью специалисты объясняли новые факты, используя прошлый опыт.

Рациональная психология и паралогизмы разума

Первая из трех идей разума — душа как первое безусловное. Рациональная психология обычно ищет безусловное (метаэмпирическое и трансцендентное) в абсолютном субъекте, чтобы вывести из него прочие внутренние феномены. Но тут возникает «трансцендентальная иллюзия», и претенциозная теория впадает в паралогизмы, т.е. порочные умозаключения. Речь идет об ошибке, которую традиционная логика называет quaternio terminorum (учетверение терминов). Умозаключение включает в себя три термина, но если один из них — средний, обманно употреблен в двух посылках по-разному, то вместо трех образуются четыре термина. В традиционной психологии, по Канту, этот паралогизм случается, когда отталкиваются от самосознания, то есть синтетического единства апперцепции, а затем

трансформируют его в субстанциональное онтологическое единство.

Очевидно, тем не менее, что субстанцию как категорию можно применить к данным интуиции, никак не к самосознанию. «Я мыслю» — форма и чистая активность, от которой зависят сами категории, она — субъект, а не объект категорий. Итак, рациональная психология родилась из недоразумения. Единство сознания в качестве основы категорий принято за интуицию субъекта, взятого как объект, а затем к нему неверно применена категория субстанции. Но ведь интуиция характеризует единство мыслящего субъекта, и категория субстанции здесь неприменима. Субъект категорий не связан напрямую с предметом: чтобы их помыслить, следует принять в качестве основания чистое самосознание, которое еще предстоит объяснить. Короче, мы думаем о себе как о мыслящих существах, но о ноуменальном нам ничего не известно. Мы осознаем себя феноменами, детерминированными в пространстве и во времени, но онтологический субстрат каждого из нас — душа как метафизическое «Я» — ускользает. Попытки вырваться за пределы феноменального мира почти всегда заканчиваются паралогизмами.

Виды апперцепции

Апперцепция в психологии – это состояние человека, которое зависит от восприятия и содержания психологической жизни индивида, особенностей отдельной личности, также имеющегося опыта. Люди запоминают наиболее важные моменты для себя, которые связаны с личными интересами или увлечениями.

Существуют следующие виды апперцепции:

НазваниеОписание
Трансцендентальная апперцепцияСложный термин, который предложил ученый Кант. Он уверен был, что апперцепция у человека присутствует с рождения, как субъект самосознания. Явление больше выступает основой для новых данных и количество опыта совершенно не имеет значения. Трансцендентальная апперцепция является частью человеческой личности, независимо от накопленных знаний за всю жизнь.
Эмпирическая апперцепцияСубъективное единое сознание, которое формируется благодаря полученным знаниям и накопленному опыту у человека.

Активизация апперцепции происходит в случае необходимости составления общего представления, используя личные впечатления. Воспринимая и осознавая новую информацию, человек меняется. Дополняется его существующий опыт, и пополняются знания.

Примеры влияния прошлого на настоящее

Предшествующее знание о мире и его объектах обнаруживается всегда. Это не так просто проиллюстрировать. Допустим, вы сидите в кресле, а рядом ребенок собирает какое-нибудь сооружение из кубиков «лего». Если вы задремали, уже увидев, какой бастион возник под его рукой, и пока вы спали, он его разобрал на мелкие, но все же связанные части, то практически без труда, проснувшись, вы сможете вспомнить, к чему относилась та или иная часть.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Абстракции и абстрактное мышление

Апперцепция – это прямое следствие научения. Если бы мы не обладали этим свойством, вряд ли мы смогли бы быстро проводить параллели и понимать, как работать с новым стимулом. Один раз с трудом прочитав предложение, мы бы каждый раз заново учились, что буквы складываются в слова, а каждое слово несет свой смысл. Нам вновь и вновь пришлось бы давать внешним и внутренним стимулам значение.

Научившись значениям сигналов от органов чувств, мы приобретаем сеть ассоциаций, благодаря которым нам легче интерпретировать стимулы внешнего мира. К примеру, когда вы слышите балалайку, вы можете сразу же провести параллель с традициями славян, их культурой, а конкретно – с их танцами и развлечениями. Проще говоря, на наше представление о мире влияет взаимодействие двух структур:

  • Знаний.
  • Ощущений.

Популярные статьи Эгоизм и эгоцентризм разница, примеры эгоизма из жизни

То, что мы знаем об объекте, накладывается на то, что мы ощущаем в процессе его непосредственного восприятия, и мы получаем образ объекта в данный момент. Это помогает нам читать, писать, относить людей и явления к той или иной группе, но это и приводит к множественным заблуждениям и проблемам.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Классификация апперцепции в психологии

Существует определенная классификация апперцепции, учитывая современные психологические учения:

Название Описание
Временная апперцепцияЭмоциональное восприятие окружающего мира. Временная апперцепция формируется за счет эмоций, чувств, настроения и ощущений у человека, которые преобладают в определенной ситуации. Восприятие окружающего мира происходит ситуативно под влиянием эмоциональных установок. Изменение временной апперцепции наблюдается по мере смены настроения человека.
Устойчивая апперцепцияФормирование восприятия происходит в каждом случае индивидуально. Устойчивая апперцепция строится за счет привычек, мировоззрения, образованности и взглядов человека. То же самое касается образования, личного мнения и интеллектуального развития.
Социальная апперцепцияОтдельный вид апперцепции, который формируется в ходе восприятия окружающего мира. Это различного рода явления или предметы. При помощи социальной апперцепции анализируются большие группы людей. У каждого человека формируется более пристрастное и субъективное мнение по сравнению с восприятием предметов или явлений.

Апперцепция является сложным психологическим процессом, который помогает человеку воспринимать окружающий мир, различные явления, предметы, людей. Он способен выдвигать определенные гипотезы в отношении всех этих объектов, руководствуясь старыми знаниями и навыками, получая новые.

Виды восприятия

Мир огромен и разнообразен: каждый предмет или явление воспринимается посредством разных приемников или анализаторов, один из которых всегда ведущий.

При чтении печатной информации мы в большей степени опираемся на зрение, в еде – на вкусовые ощущения, обнимая человека, воспринимаем его через тело, тактильный контакт.

Существует несколько классификаций видов восприятия:

По модальности:

  1. зрительное – создание зрительного образа:
  2. слуховое – восприимчивость звуков;
  3. осязательное восприятие – считывание информации о среде через тактильные ощущения;
  4. обонятельное – различение запахов;
  5. вкусовое – построение образа с помощью вкусовых ощущений.

В зависимости от ведущего анализатора:

  1. Простой вид – это зрение, слух и осязание. Такой вид восприятия есть у всех здоровых людей. В зависимости от того, какой анализатор человек использует чаще всего, его относят к группе людей с соответствующим типом восприятия: кинестетический (ощущения, движение) – человек (его называют кинестетик) считывает информацию, опираясь больше всего на движение предметов, ощущения, которые эти предметы вызывают. В его речи постоянно звучат слова «взять», «ухватить», «пробовать», «ощутить», «почувствовать»;
  2. аудиальный (звук) – большая часть восприятия мира происходит с помощью слуха. Такие люди часто говорят «я слышу», «послушайте», «слушать», «звучит» и другие;
  3. визуальный (зрение) – ведущим приемником являются глаза: «я вижу», «смотрю», «представляю».

Таким образом, прислушавшись к тому, как человек говорит, можно вычислить его индивидуальный тип простого восприятия. Это знание поможет решить вечную проблему взаимодействия – неспособность понять друг друга. Последнее происходит именно из-за разных способностей «видения» мира.

  • Сложный – представляет собой сочетание двух и более типов восприятия в разной комбинации: например, зрительно-слуховой или зрительно-двигательно-слуховой. Так происходит, если индивид использует конкретную пару или тройку анализаторов одинаково часто.
  • Специальный вид – это специфическое восприятие, процесс которого зависит от воспринимаемого объекта: слушаете ли вы музыку, что-то едите или стараетесь высчитать время и пространство, а может анализируете чье-либо отношение к вам – каждая ситуация «требует» своего подхода. Вы не можете попробовать музыку на вкус, понюхать текст и рассказать о чем он, сделать вывод о мягкости предмета, не дотронувшись до него.
  • По способу актуализации:

    Восприятие в психологии также может быть произвольным и непроизвольным. Первое обязательно имеет цель, намерение и осознанность действий. Например, ребенок читает книгу и понимает, зачем он это делает. Он направляет в эту деятельность все свое внимание, сосредотачивает зрение на буквах, держит учебник в руках.

    Непроизвольное восприятие вызвано средой, а не целями индивида. Яркий пример: реакция ноги на молоточек невропатолога, которым он ударяет под коленную чашечку, чтобы проверить физиологические реакции.

    Механизмы перцепции

    Апперцепция в психологии – это восприятие у человека, которое формируется на протяжении всей его жизни. Происходит накопление опыта, появляется внутреннее состояние, определенные установки.

    Чтобы понять механизм апперцепции, необходимо рассматривать ее применение в реальной жизни. Если не опытному человеку представить документы с намеренными ошибками, он их не заметит. Профессионал же в свою очередь сразу определит недочеты.

    Перцепция в психологии формируется по определенному механизму, в котором принимают участие следующие способности человека:

    • мышление с помощью некоторых стереотипов;
    • идентификация окружающих людей, используя определенный тип личности;
    • применение рефлексивных механизмов.


    Для восприятия окружающих человек также использует эмпатию. Явление, которое характеризуется проектировочными способностями. Индивид, формируя свое восприятие, переносит чувства других на себя.

    Диагностика апперцепции

    Исследование восприятия личности осуществляется при помощи специальных тестов:

    Название Описание
    Тест апперцепции символовЧеловеку показывают специфические карточки с изображениями. Специалист уточняет, что все символы взяты из сказок и мифов. Человеку необходимо карточки классифицировать максимально удобным ему способом. Дальше дополнить символы и разделить их по категориям (любовь, игра, власть). Тест позволяет выявить у человека приоритеты, ценность и смысловую направленность личности.
    Исследование тематической апперцепцииВ этой ситуации специалист показывает черно-белые фотографии, таблицы, изображения. Карточки подбираются с учетом особенностей испытуемого (возраст, пол). Человеку необходимо составить сюжеты, глядя на изображения.

    Диагностика апперцепции проводится, если необходимо дифференцировать состояние человека или он проходит проверку перед назначением на важный пост. Тестирование также необходимо, чтобы установить депрессию у пациента или возможные суицидальные наклонности.

    Перцепция и апперцепция

    Перцепция и апперцепция отличаются между собой механизмом восприятия окружающего мира. В первом случае человек просто видит, слышит и чувствует. Информация воспринимается, но осмысление ее не происходит.

    При апперцепции наблюдается формирование сознания и восприимчивости вещей, явлений, объектов, людей. Полученная информация осмысливается при помощи органов чувств, эмоций, желаний, идей и мыслей.

    Через апперцепцию индивид может также познать свой собственный внутренний мир, руководствуясь взглядами, желаниями и интересами. Многочисленные психические составляющие характеризуют личность человека.


    Апперцепция в психологии

    Познание мира и жизни происходит через призму своего собственного опыта. Это может быть страх, комплексы или неудачи. Сюда же относятся различные ситуации в жизни, которые человек больше не желает вспоминать, переживания, возникшие на фоне негативных или положительных обстоятельств. То же самое касается понятия добра и зла.

    В большинстве случаев перцепция и апперцепция являются двумя составляющими, которые дополняют друг друга. Полноценная картинка складывается благодаря тому, что все пережитые моменты сохраняются в памяти, важные они или нет. И при необходимости, человек может снова вернуться к ним, чтобы провести полноценный анализ.

    Трансцендентальное единство апперцепции

    Каждый человек обладает способностью трансцендентального единства апперцепции, которая понимается как объединение нового знания с предыдущим жизненным опытом. Другими словами, это можно назвать обучением, развитием, изменением. Человек постоянно приобретает новые знания, информацию, осваивает навыки. Это сочетается с тем, что уже было усвоено, создавая новый взгляд на себя, на людей, на мир в целом.

    Трансцендентальное единство апперцепции включает в себя три фактора:

    1. Дедукция – извлечение конкретного вывода из общей информации. Через восприятие мы переходим к апперцепции – познанию нужной нам информации.
    2. Созерцание – наблюдение, которое затем может быть разобрано и проанализировано.
    3. Воображение – представление тех частей информации, которые дополняют друг друга.

    Человек ошибается, когда думает, что видит окружающий его мир таким, какой он есть на самом деле. В действительности человек видит все в искаженном спектре из-за влияния определенных факторов на его восприятие мира. Это могут быть убеждения о том, что хорошо и что плохо, концентрация на одних идеалах и неприятие других, предрассудки и комплексы по поводу определенных явлений в жизни. Существует множество факторов, которые способствуют ошибочному восприятию мира. Как это проявляется во внешнем мире?

    Известно, что люди заранее принимают решения, а затем создают условия, в которых их предыдущие выводы подтверждаются. Человек сознательно замечает случаи, которые подтверждают его подозрения и ожидания. Он замечает только то, что хочет видеть – примеры, подтверждающие его предубеждения. Например, мужчина, который подозревает свою женщину в измене, будет видеть доказательства измены в каждом взаимодействии с другими представителями противоположного пола. Такой мужчина увидит не простое деловое общение своей женщины с другим мужчиной, а явные признаки флирта, который в итоге приведет к сексу. Он видит то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле.

    Стереотипы играют свою роль. Это очень ярко проявляется в желании угодить каждому мужчине. Например, женщина приносит мужчине пиво, потому что считает, что все мужчины пьют, учитывая, что ее собственный первый брак распался из-за алкоголизма. Вопрос в том, зачем упорствовать в стереотипе, если он уже разрушил предыдущие отношения? К сожалению, так поступают многие люди. В обычном состоянии души они могут осуждать или поощрять те или иные действия человека, но когда речь заходит о том, чтобы завоевать расположение другого человека, они забывают, что стереотипы могут сыграть жестокую шутку, если вы ими воспользуетесь. Как вы думаете, что разрушит брак женщины с мужчиной, которому она принесла пиво? Правильно, из-за алкоголизма, как и в первом случае.

    Человек, критикуя другого человека, говорит не о нем, а о том, что он в нем увидел. Он критикует те качества, которые присущи ему самому. И он реагирует на них негативно, потому что не выносит этих качеств в себе. Человека всегда раздражает то, что он сам имеет в других. Много суждений – признак принципиального человека. Чем более вы принципиальны, тем больше вы осуждаете других. Эта игра – великий защитный механизм человеческого эго. Эгоизм никогда не позволяет своему хозяину увидеть свои ошибки и недостатки, потому что это убивает его. Прикрывая несовершенство мира и окружающих людей, эго защищает человека от изучения собственных недостатков.

    Еще одним большим искажением мировоззрения являются так называемые ошибки. Чаще всего принято говорить, что что-то было сделано неправильно, чем посмотреть на ситуацию под другим углом. На самом деле, ошибок не бывает! Их просто не существует! Есть только ситуации, которые люди считают ошибками. Но сами по себе они не являются ошибками.

    Примеры апперцепции восприятия

    У каждого человека присутствует способность апперцепции. Все люди индивидуально воспринимают окружающий мир, используя свои собственные навыки и знания.

    Примеры апперцепции восприятия:

    • Когда человек смотрит определенную передачу, которая рассказывает о новинках кино, он запоминает картину, которая должна выйти в кинотеатрах на днях. При этом ведущий этой программы может также дополнительно рассказывать про главных героев или отдельных сценах. Однако для зрителя оказалась важной информацией время выхода кино.
    • Мастер, который занимается изготовлением лыж, будет оценивать изделие для катания в горах, учитывая свои профессиональные навыки и знания. Это касается качества материала и его обработки. Лыжник, который собирается купить лыжи для отпуска, в первую очередь оценивает упругость, прочность изделия и другие аналогичные характеристики.
    • В процессе движения на работу человек не обращает внимания на окружающие детали, вещи и людей. Ему важен номер маршрутки, на которой необходимо добраться до работы и все сопутствующие моменты, связанные с поездкой.
    • Многие люди, чтобы отвечать на поставленные вопросы, используют знания и опыт, полученные в прошлом. Если, например, от женщины ушел мужчина, чтобы вернуть его, она будет искать всевозможные средства и полезную информацию в себе.
    • Недоверчивый человек будет всегда видеть в своих собеседниках обман, подвох или тягу к манипуляциям.
    • Во время прослушивания любой музыки индивид выделяет для себя знакомые и приятные звуки, которые он уже слышал раньше.

    Многие люди часто выбирают место для отдыха, руководствуясь своими эмоциями и ощущениями, которые переживали на предыдущих выходных. В большинстве случаев, концентрация на ощущениях, убеждениях или эмоциях заставляет человека принимать ограниченные решения.

    То же самое касается вывода, выбора. Человек будет больше отдавать предпочтение тем моментам, которые ассоциируются у него с положительными событиями, избегая негатива и отрицательных эмоций.

    Свойства восприятия

    Восприятие характеризуется своими свойствами, и эксперты выделили семь свойств:

    1. Избирательность – при выборе объекта человек фокусирует свое внимание на нем, например, на книге в книжном магазине, все остальные объекты, как бы отодвигаются на задний план;
    2. Объективность – это отнесение объекта к определенной категории, например, круглый, симпатичный, зеленый, длинный, рычащий и т.д. Этот процесс может происходить не сразу, поэтому человеку требуется время, чтобы определить тип объекта. Субъективность влияет на поведение человека – известное всем яйцо не вызывает сомнений и осторожности, тогда как с неизвестным продуктом человек будет осторожен;
    3. Апперцепция – формирование образа объекта зависит от психического опыта и личностных характеристик человека, т.е. один и тот же объект воспринимается по-разному разными людьми в зависимости от их убеждений, установок, ценностей, потребностей;
    4. Целостность – это свойство утверждает, что на основе совокупности воспринятых впечатлений изображение всегда воспринимается как единое целое. Один цвет или звук не могут создать его. Движение является важным фактором, например, муха для лягушки не будет восприниматься мухой, если она неподвижна, поэтому она не будет охотиться на нее;
    5. Структурность – это свойство заключается в том, что восприятие не является суммой отдельных впечатлений, образ рождается из их взаимодействия. Человек, слушающий музыку, не воспринимает каждую ноту отдельно, он слышит мелодию как единое целое;
    6. Постоянство – это свойство восприятия, которое показывает относительное постоянство окружающих объектов, например, дом, в котором мы живем, сделан из красного кирпича и хорошо виден в течение дня. Ночью цвет кирпичей меняется, но человек точно знает, что это его дом, и не придает значения факту изменения зрительного восприятия;
    7. Чувствительность указывает на осознание предметов и явлений окружающего мира – видя ложку, человек понимает, для чего она используется, а это значит, что восприятие не является врожденной чертой, а приобретается в процессе жизни человека.


    Апперцепция позволяет человеку воспринимать мир объективно

    Апперцептивное искажение

    Апперцепция в психологии – это сложный процесс, который требует тщательного изучения.

    А чтобы тесты получились максимально результативными, специалисты используют следующие формы искажения:

    Название Описание
    Простая проекцияСостояние аффекта, которое возникает в определенных условиях и обстоятельствах, сильно влияет на формирование апперцепции, может даже менять ее. У человека возникают чувства по отношению к окружающим людям, качества и эмоции. Он может их перекладывать на собеседника. Простыми словами, чувствуя ненависть по отношению к одному человеку, думает, что его также не любят, как и он сам.
    СентизацияОпределенное направление в психологическом лечении индивида. Основная цель терапии заключается в том, чтобы изменить поведение подопечного.
    ЭкстернализацияСостояние, при котором анализируется внутренний мир личности с использованием его индивидуальных характеристик.
    Обратная проекцияЧеловек приписывает себе многочисленные качества, которыми не владеет, но очень хочет их получить. Контакт с окружающими людьми в этой ситуации плохой. Человек приписывает им негативные качества.

    Апперцептивные искажения могут привести к появлению галлюцинаций, отличимых между собой. Это объясняется тем, что человек прилагает волевые усилия. Он неосознанно их провоцирует, при этом получает большое удовольствие.

    Что такое апперцепция и искажения


    Фото Ivana Cajina on Unsplash
    Это особенность личностного восприятия действительности сквозь призму опыта, субъективного отношения, сформировавшегося в процессе жизни мировоззрения. Имеется в виду своеобразная ясность сознания, которая является сугубо индивидуальной для каждого человека в отдельности. Ведь у всех разный жизненный опыт, верно?

    Апперцепция способна вызывать серьезные искажения восприятия реальности. Чтобы это не переросло в проблемы психологического характера или негативного отношения к миру, их необходимо вовремя выявлять:

    • Сентизация. Имеется в виду борьба с патологическим апперцептивным искажением, в основе которого лежит малоприятное представление психического характера.
    • Обратная проекция. Искажение затрагивает определенное свойство других людей. То есть, личность негативно относится к чему-то, но на самом деле подсознательно хочет этим обладать.
    • Простая проекция. Перенос своих качеств на другого человека. То есть оценочное суждение, построенное исключительно на осознании собственных проблем.
    • Экстернализация. По этим словом скрывается терапия, основанная на изучении апперцептивного искажения в виде неотделимой внутренней характеристики человека.
    • Конкретная фонторемия. Это патологическая деформация, связанная с фантомными воспоминаниями, на основе которых строится действительный ассоциативный ряд.


    Что такое восприятие?

    • Абстрактная фонторемия. Человек отказывается от собственной апперцепции реальности и заставляет себя ориентироваться на восприятие события другими личностями.

    Несмотря на столь сложное и размытое понятие, оно сопровождает тебя везде и всегда. К апперцепции относится даже профдеформация, когда каждый встречный оценивается с точки зрения собственных знаний (качество макияжа, правильно подобранная одежда, стоимость украшений).

    Апперцептивные галлюцинации

    Апперцепция в психологии – это не всегда идеальное восприятие. Иногда происходит искажение познания окружающего мира, возникают сопутствующие проблемы, среди которых галлюцинации. В большинстве случаев основной причиной являются психологические отклонения личности.

    Апперцептивные галлюцинации представляют собой расстройства восприятия, при котором перед глазами человека всплывают многочисленные образы без реальных объектов. Они различаются по органам чувств, могут быть зрительные, слуховые, тактильные или обонятельные.

    Отличительной особенностью апперцептивных галлюцинаций является механизм их возникновения. Несуществующие образы или звуки появляются тогда, когда этого хочет сам человек. Он заставляет испытывать себя эти чувства, получая от сложившейся ситуации наслаждение.

    Многие пациенты с диагнозом шизофрения находятся в такой ситуации. В первое время развития заболевания больной заставляет себя испытывать слуховые галлюцинации, которые через время становятся для него реальностью. Он слышит звуки в голове и вокруг себя.

    Существуют следующие типы апперцептивных галлюцинаций:

    НазваниеОписание
    Абстрактная фонторемияУ человека отнимают свои собственные мысли, на месте которых появляется чужое восприятие.
    КонкретнаяСостояние, которое возникает в результате собственных воспоминаний человека, всплывающих ранее у него в период появления галлюцинаций.

    Существует также классификация апперцептивных галлюцинаций по степени сложности:


    НазваниеОписание
    ЭлементарныеПростые проявления, среди которых стук, щелчок или вспышка света.
    ПростыеСостояние сопровождается единичным нарушением восприятия. Например, человеку кажется, что он слышит запах цветов.
    СложныеГаллюцинации проявляются комплексными расстройствами. Больной отчетливо видит несуществующего объекта, чувствует его прикосновения и слышит.
    СценоподобныеГаллюцинации в этом состоянии меняют полностью всю окружающую обстановку. Часто сценоподобные расстройства сопровождаются помутнением сознания.

    Учитывая также особенные условия возникновения, апперцептивные галлюцинации классифицируют на гипнагогические, функциональные, психогенные и возникающие при сенсорной депривации.

    Апперцепция как механизм творчества.

    Опираясь именно на психофизические исследования Фехнера, Вильгельм Вундт (1832-1920) разработал свой план экспериментальной психологии. Виль­гельм Вундт, к 19 годам окончив школу, был уже готов к поступлению в университет.

    Вундт решил стать врачом, что давало ему возможность зарабаты­вать на жизнь и одновременно заниматься наукой. Медицине он обу­чался в университете в Тюбингене, а затем в Гейдельберге. Он изучал анатомию, физиологию, физику, медицину и химию. Однако спустя неко­торое время Вундт пришел к выводу, что практическая медицина — не его призвание, и полностью посвятил себя изучению физиологии.

    Проучившись всего семестр в Берлинском университете, где в то время работал великий физиолог Иоганнес Мюллер, Вундт возвращается в Гейдельберг. Здесь в 1855 году он получает докторскую степень, и с 1857 по 1864 годы читает лекции и работает лаборантом у Германа фон Гельмгольца. Но в конце концов Вундту наскучило быть лектором, и он отказался от этой работы. В том же 1864 году он получил должность адъюнкт-профессора и остался в Гейдельберге еще на 10 лет.

    В ходе занятий физиологией Вундт задумывается о психологии как самостоятельной экспериментальной науке. Свои идеи он предста­вил в книге «К теории чувственного восприятия», которая частями публиковалась с 1858 по 1862 год. В этом сочинении Вундт описывает эксперименты, которые он ставил в домашней, довольно плохо оборудованной, лаборатории, и излагает свое видение методов новой психологии. Здесь же он впервые вводит понятие экспериментальная психология.

    Наряду с «Элемента­ми психофизики» (1860 г.) Фехнера, об этой книге Вундта часто гово­рят, что она знаменует собой формальное начало новой науки.

    Работа Вундта «Лекции о душе человека и животных» относится к 1863 году. О важности этого труда говорит его переиздание (исправленное) почти через 30 лет после первой публикации и выход многочисленных репринтных изда­ний вплоть до кончины Вундта в 1920 году. В этом сочинении среди прочих Вундт затрагивает проблему измерения времени реакции и рас­сматривает вопросы психофизики, которые на протяжении многих лет занимали умы экспериментальных психологов.

    Начиная с 1867 года, Вундт читает в Гейдельбергском университе­те первый и единственный в мире на то время курс лекций по физио­логической психологии. Эти лекции «вылились» в одну из самых значи­тельных его книг «Основы физиологической психологии»,

    которая была опубликована в двух частях в 1873 и 1874 годах. Под редакцией самого Вундта работа переиздавалась 6 раз в течение 37 лет. Этот признанный шедевр Вундта заложил фундамент психологии как самостоятельной экспериментальной науки с собственным кругом про­блем и методами исследования.

    Долгие годы «Основы физиологической психологии» служили для психологов-экспериментаторов энциклопедией и свидетельством про­гресса новой психологической науки. В предисловии к этой книге Вундт так сформулировал свою цель: «выделить новую область познания». Термин «физиологическая психология» может быть неправильно понят. В Германии во времена Вундта слово «физиологический» использова­лось как синоним слова «экспериментальный». Таким образом, Вундт писал не о той физиологической психологии, какую мы знаем сейчас, а о психологии экспериментальной.

    В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском университете; с этого момента начинается самый продолжи­тельный и важный период его поразительной научной карьеры. В этом университете он проработал 45 лет. Уже в начале своей деятельности он создает в Лейпциге лабораторию, а в 1881 году основывает журнал «Философские учения», официальный печатный орган своей лаборато­рии и новой науки. Вундт намеревался назвать новое издание «Психо­логические учения», но передумал, поскольку в то время уже существо­вал журнал с таким названием (хотя в нем затрагивались не научные, а оккультные и спиритуалистические вопросы). Все же в 1906 году Вундт переименовал свой журнал в «Психологические учения». Перед психо­логией открывалась широкая дорога.

    Широкая известность имени Вундта и его лаборатории привлек­ла в Лейпциг огромное количество жаждавших с ним работать сту­дентов. В их числе было несколько молодых людей, которые позже внесли существенный вклад в развитие психологической науки, среди них американцы, основавшие по возвращении в Соединенные Штаты собственные лаборатории. Таким образом лейпцигская лаборатория оказала огромное влияние на развитие современной психологии — она служила образцом для создания новых экспериментальных центров.

    Исследования опыта сознания.

    Психология Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук — в основном, на методах физиологии. Вундт при­способил эти научные методы к новой психологии и проводил исследо­вания точно так же, как это делал любой естествоиспытатель. Предметом изучения Вундта, если выразить это одним словом, было
    сознание.
    В системе ученого нашли отражение все теории эмпирицизма и ассоциационизма, получившие развитие в XIX веке. Вундт считал, что сознание — явление сложносоставное, и для его изучения лучше всего подходит метод анализа или редукционизма. Он писал: «Первым шагом в изучении какого-либо явления должно быть полное описание… его составляющих элементов».

    На этом, однако, сходство между эмпирицистами, ассоцианистами и Вундтом заканчивается. Вундт был не согласен с идеей статичности элементов сознания — так называемых атомов мозга — которые пассивно, в результате некоего механического процесса, соединяются друг с другом. Он считал, что сознание играет гораздо более активную роль в организации собственной структуры. А значит, изучение только составляющих, только содержания сознания или его структуры — лишь начало в понимании психологических процессов.

    Поскольку главное внимание Вундт сосредоточил на способности мозга к самоорганизации, он назвал свою систему волюнтаризм. Другими словами, волюнтаризм объясняет то, как сила воли делает мышление высокоорганизованным. Вундт делал упор не на самих элементах, как английские эмпирицисты и ассоцианисты (а позднее и Титченер), а на процессе их активной организации или синтеза.

    Психология Вундта — наука об опыте сознания, следовательно, метод психологии должен включать наблюдение за собственным созна­нием. И человек способен проводить такие наблюдения, он может вос­пользоваться методом интроспекции — проверки состояния собствен­ного мышления. У Вундта этот метод получил название внутренняя перцепция.

    Понятие
    интроспекция
    — вовсе не открытие Вундта; его появление связывают с именем Сократа. Вклад Вундта заключается в проведении экспериментов и использовании в них строгих научных методов.

    Метод интроспекции был позаимствован психологами из физики, в которой он применялся для исследований света и звука, а также из физиологии, где он использовался для изучения органов чувств. Так, для того, чтобы получить сведения об органах чувств, исследователь использовал какой-либо раздражитель, а затем просил испытуемого описать полученные ощущения.

    Опосредованный опыт — обеспечивает информацией или знанием, которые не являются составляющими непосредственного переживания.

    Непосредственный опыт — опыт, который очищен от всякого рода интерпретаций.

    Интроспекция —проверка состояния собственного мышления.

    Чувства — еще одна форма первичного опыта. Вундт утверждал, что ощущения и чувства возникают одновременно в процессе одного и того же непосредственного опыта. Чувства непременно следуют за ощущениями, любым ощущениям соответствуют определенные чувства. В результате соединения ощущений возникает новое качество или но­вое чувство.

    В процессе проведения сеансов самоанализа Вундт разработал трехмерную модель чувств. После ряда экспериментов с метроно­мом (устройство, отмечающее ударами короткие промежутки време­ни) Вундт отметил, что одни ритмические композиции он предпочита­ет другим. Ученый пришел к выводу, что в определенные моменты эксперимента у него возникало субъективное чувство удовольствия или дискомфорта (заметим, что такое субъективное чувство появля­лось одновременно с физическими ощущениями, которыми сопровож­даются удары). Затем он высказал предположение, что любое состо­яние чувств всегда находится в диапазоне между удовольствием и дискомфортом.

    Во время опытов с метрономом Вундт выявил еще один вид чувств. Он заметил, что, пока он ждет следующего удара метронома, у него возникает чувство легкого напряжения, а после того, как удар прозвучал, — расслабления. Из этого он сделал вывод, что, помимо континуума удовольствие—дискомфорт, его чувства имеют еще одно измерение: напряжение—расслабление.

    Постоянно и терпеливо изменяя ритм метронома, занимаясь само­анализом и исследуя свой непосредственно осознаваемый опыт (чув­ства и ощущения), Вундт пришел к идее трех разнонаправленных изме­рений чувств: удовольствие—дискомфорт, напряжение—расслабление, подъем—угасание. Любое чувство располагается в некоем диапазоне внутри определенного таким образом трехмерного пространства.

    Трехмерная теория чувств Вундта построена на основе трех измерений: удовольствие— дискомфорт, напряжение— расслабление, подъем ( чувств ) — угасание.

    Вундт полагал, что эмоции представляют собой сложное соединение элементарных чувств, которые, в свою очередь, могут быть без труда измерены при помощи трехмерной теории. Таким образом, Вундт свел эмоции к элементам мышления. Появление трехмерной теории чувств способствовало активизации исследований в научных лабораториях Лейпцига (и не только), но испытания временем она на выдержала.

    Организация элементов сознательного опыта. Вундт, как известно, основывал свои исследования на элементах сознательного опыта. И, тем не менее, он признавал, что наше видение, если мы смотрим на реально существующий объект, есть результат един­ства ощущений. К примеру, дерево — это именно дерево, а не отдель­ные ощущения степени его освещенности, цвета или формы, как это получается в результате лабораторных экспериментов. Визуально че­ловек способен оценить дерево как целое, а не как некую сумму отдель­ных ощущений и чувств.

    Так как же из отдельных составляющих сознания возникает еди­ный опыт? Для объяснения этого явления Вундт предложил теорию апперцепции. Он назвал процесс организации базовых элементов в единое целое творческим синтезом

    (по-другому, принципом психи­ческих составляющих); в результате такого процесса из комбинации элементов возникает новое качество.

    «Характеристики любого сложного психического явления не сво­дятся к сумме характеристик его составляющих».

    Из синтеза элементов опыта всегда возникает нечто новое. Представители гештальт-психологии в 1912 году официально заявили, что целое не сводится к сумме его частей. Понятие, аналогичное творческому синтезу, используется и в химии. В результате соединения химических элементов появляется сложная структура, имеющая такие свойства, которых не было у исходных эле­ментов. Таким образом, апперцепция — это процесс активный. Наше сознание действует не просто в соответствии с теми ощущениями и чувствами, которые мы переживаем; оно действует творчески, составляя из этих элементов целое. Итак, Вундт — в отличие от.большинства британских ученых, представителей эмпирической и ассоциативной пси­хологии — не рассматривал процесс связи психических элементов как пассивный и чисто механический.

    Вопросы:

    Опираясь именно на психофизические исследования Фехнера, Вильгельм Вундт (1832-1920) разработал свой план экспериментальной психологии. Виль­гельм Вундт, к 19 годам окончив школу, был уже готов к поступлению в университет.

    Вундт решил стать врачом, что давало ему возможность зарабаты­вать на жизнь и одновременно заниматься наукой. Медицине он обу­чался в университете в Тюбингене, а затем в Гейдельберге. Он изучал анатомию, физиологию, физику, медицину и химию. Однако спустя неко­торое время Вундт пришел к выводу, что практическая медицина — не его призвание, и полностью посвятил себя изучению физиологии.

    Проучившись всего семестр в Берлинском университете, где в то время работал великий физиолог Иоганнес Мюллер, Вундт возвращается в Гейдельберг. Здесь в 1855 году он получает докторскую степень, и с 1857 по 1864 годы читает лекции и работает лаборантом у Германа фон Гельмгольца. Но в конце концов Вундту наскучило быть лектором, и он отказался от этой работы. В том же 1864 году он получил должность адъюнкт-профессора и остался в Гейдельберге еще на 10 лет.

    В ходе занятий физиологией Вундт задумывается о психологии как самостоятельной экспериментальной науке. Свои идеи он предста­вил в книге «К теории чувственного восприятия», которая частями публиковалась с 1858 по 1862 год. В этом сочинении Вундт описывает эксперименты, которые он ставил в домашней, довольно плохо оборудованной, лаборатории, и излагает свое видение методов новой психологии. Здесь же он впервые вводит понятие экспериментальная психология.

    Наряду с «Элемента­ми психофизики» (1860 г.) Фехнера, об этой книге Вундта часто гово­рят, что она знаменует собой формальное начало новой науки.

    Работа Вундта «Лекции о душе человека и животных» относится к 1863 году. О важности этого труда говорит его переиздание (исправленное) почти через 30 лет после первой публикации и выход многочисленных репринтных изда­ний вплоть до кончины Вундта в 1920 году. В этом сочинении среди прочих Вундт затрагивает проблему измерения времени реакции и рас­сматривает вопросы психофизики, которые на протяжении многих лет занимали умы экспериментальных психологов.

    Начиная с 1867 года, Вундт читает в Гейдельбергском университе­те первый и единственный в мире на то время курс лекций по физио­логической психологии. Эти лекции «вылились» в одну из самых значи­тельных его книг «Основы физиологической психологии»,

    которая была опубликована в двух частях в 1873 и 1874 годах. Под редакцией самого Вундта работа переиздавалась 6 раз в течение 37 лет. Этот признанный шедевр Вундта заложил фундамент психологии как самостоятельной экспериментальной науки с собственным кругом про­блем и методами исследования.

    Долгие годы «Основы физиологической психологии» служили для психологов-экспериментаторов энциклопедией и свидетельством про­гресса новой психологической науки. В предисловии к этой книге Вундт так сформулировал свою цель: «выделить новую область познания». Термин «физиологическая психология» может быть неправильно понят. В Германии во времена Вундта слово «физиологический» использова­лось как синоним слова «экспериментальный». Таким образом, Вундт писал не о той физиологической психологии, какую мы знаем сейчас, а о психологии экспериментальной.

    В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском университете; с этого момента начинается самый продолжи­тельный и важный период его поразительной научной карьеры. В этом университете он проработал 45 лет. Уже в начале своей деятельности он создает в Лейпциге лабораторию, а в 1881 году основывает журнал «Философские учения», официальный печатный орган своей лаборато­рии и новой науки. Вундт намеревался назвать новое издание «Психо­логические учения», но передумал, поскольку в то время уже существо­вал журнал с таким названием (хотя в нем затрагивались не научные, а оккультные и спиритуалистические вопросы). Все же в 1906 году Вундт переименовал свой журнал в «Психологические учения». Перед психо­логией открывалась широкая дорога.

    Широкая известность имени Вундта и его лаборатории привлек­ла в Лейпциг огромное количество жаждавших с ним работать сту­дентов. В их числе было несколько молодых людей, которые позже внесли существенный вклад в развитие психологической науки, среди них американцы, основавшие по возвращении в Соединенные Штаты собственные лаборатории. Таким образом лейпцигская лаборатория оказала огромное влияние на развитие современной психологии — она служила образцом для создания новых экспериментальных центров.

    Исследования опыта сознания.

    Психология Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук — в основном, на методах физиологии. Вундт при­способил эти научные методы к новой психологии и проводил исследо­вания точно так же, как это делал любой естествоиспытатель. Предметом изучения Вундта, если выразить это одним словом, было
    сознание.
    В системе ученого нашли отражение все теории эмпирицизма и ассоциационизма, получившие развитие в XIX веке. Вундт считал, что сознание — явление сложносоставное, и для его изучения лучше всего подходит метод анализа или редукционизма. Он писал: «Первым шагом в изучении какого-либо явления должно быть полное описание… его составляющих элементов».

    На этом, однако, сходство между эмпирицистами, ассоцианистами и Вундтом заканчивается. Вундт был не согласен с идеей статичности элементов сознания — так называемых атомов мозга — которые пассивно, в результате некоего механического процесса, соединяются друг с другом. Он считал, что сознание играет гораздо более активную роль в организации собственной структуры. А значит, изучение только составляющих, только содержания сознания или его структуры — лишь начало в понимании психологических процессов.

    Поскольку главное внимание Вундт сосредоточил на способности мозга к самоорганизации, он назвал свою систему волюнтаризм. Другими словами, волюнтаризм объясняет то, как сила воли делает мышление высокоорганизованным. Вундт делал упор не на самих элементах, как английские эмпирицисты и ассоцианисты (а позднее и Титченер), а на процессе их активной организации или синтеза.

    Психология Вундта — наука об опыте сознания, следовательно, метод психологии должен включать наблюдение за собственным созна­нием. И человек способен проводить такие наблюдения, он может вос­пользоваться методом интроспекции — проверки состояния собствен­ного мышления. У Вундта этот метод получил название внутренняя перцепция.

    Понятие
    интроспекция
    — вовсе не открытие Вундта; его появление связывают с именем Сократа. Вклад Вундта заключается в проведении экспериментов и использовании в них строгих научных методов.

    Метод интроспекции был позаимствован психологами из физики, в которой он применялся для исследований света и звука, а также из физиологии, где он использовался для изучения органов чувств. Так, для того, чтобы получить сведения об органах чувств, исследователь использовал какой-либо раздражитель, а затем просил испытуемого описать полученные ощущения.

    Опосредованный опыт — обеспечивает информацией или знанием, которые не являются составляющими непосредственного переживания.

    Непосредственный опыт — опыт, который очищен от всякого рода интерпретаций.

    Интроспекция —проверка состояния собственного мышления.

    Чувства — еще одна форма первичного опыта. Вундт утверждал, что ощущения и чувства возникают одновременно в процессе одного и того же непосредственного опыта. Чувства непременно следуют за ощущениями, любым ощущениям соответствуют определенные чувства. В результате соединения ощущений возникает новое качество или но­вое чувство.

    В процессе проведения сеансов самоанализа Вундт разработал трехмерную модель чувств. После ряда экспериментов с метроно­мом (устройство, отмечающее ударами короткие промежутки време­ни) Вундт отметил, что одни ритмические композиции он предпочита­ет другим. Ученый пришел к выводу, что в определенные моменты эксперимента у него возникало субъективное чувство удовольствия или дискомфорта (заметим, что такое субъективное чувство появля­лось одновременно с физическими ощущениями, которыми сопровож­даются удары). Затем он высказал предположение, что любое состо­яние чувств всегда находится в диапазоне между удовольствием и дискомфортом.

    Во время опытов с метрономом Вундт выявил еще один вид чувств. Он заметил, что, пока он ждет следующего удара метронома, у него возникает чувство легкого напряжения, а после того, как удар прозвучал, — расслабления. Из этого он сделал вывод, что, помимо континуума удовольствие—дискомфорт, его чувства имеют еще одно измерение: напряжение—расслабление.

    Постоянно и терпеливо изменяя ритм метронома, занимаясь само­анализом и исследуя свой непосредственно осознаваемый опыт (чув­ства и ощущения), Вундт пришел к идее трех разнонаправленных изме­рений чувств: удовольствие—дискомфорт, напряжение—расслабление, подъем—угасание. Любое чувство располагается в некоем диапазоне внутри определенного таким образом трехмерного пространства.

    Трехмерная теория чувств Вундта построена на основе трех измерений: удовольствие— дискомфорт, напряжение— расслабление, подъем ( чувств ) — угасание.

    Вундт полагал, что эмоции представляют собой сложное соединение элементарных чувств, которые, в свою очередь, могут быть без труда измерены при помощи трехмерной теории. Таким образом, Вундт свел эмоции к элементам мышления. Появление трехмерной теории чувств способствовало активизации исследований в научных лабораториях Лейпцига (и не только), но испытания временем она на выдержала.

    Организация элементов сознательного опыта. Вундт, как известно, основывал свои исследования на элементах сознательного опыта. И, тем не менее, он признавал, что наше видение, если мы смотрим на реально существующий объект, есть результат един­ства ощущений. К примеру, дерево — это именно дерево, а не отдель­ные ощущения степени его освещенности, цвета или формы, как это получается в результате лабораторных экспериментов. Визуально че­ловек способен оценить дерево как целое, а не как некую сумму отдель­ных ощущений и чувств.

    Так как же из отдельных составляющих сознания возникает еди­ный опыт? Для объяснения этого явления Вундт предложил теорию апперцепции. Он назвал процесс организации базовых элементов в единое целое творческим синтезом

    (по-другому, принципом психи­ческих составляющих); в результате такого процесса из комбинации элементов возникает новое качество.

    «Характеристики любого сложного психического явления не сво­дятся к сумме характеристик его составляющих».

    Из синтеза элементов опыта всегда возникает нечто новое. Представители гештальт-психологии в 1912 году официально заявили, что целое не сводится к сумме его частей. Понятие, аналогичное творческому синтезу, используется и в химии. В результате соединения химических элементов появляется сложная структура, имеющая такие свойства, которых не было у исходных эле­ментов. Таким образом, апперцепция — это процесс активный. Наше сознание действует не просто в соответствии с теми ощущениями и чувствами, которые мы переживаем; оно действует творчески, составляя из этих элементов целое. Итак, Вундт — в отличие от.большинства британских ученых, представителей эмпирической и ассоциативной пси­хологии — не рассматривал процесс связи психических элементов как пассивный и чисто механический.

    Вопросы:

    Развитие перцептивных навыков

    Большая часть психологов склоняются к тому мнению, что для взаимных отношений и дружеского общения одному человеку достаточно улыбнуться окружающим. Улыбка является одним из важных критериев для развития перцептивных навыков.

    При помощи мимики можно получить огромное количество информации о чувствах человека. Если научиться правильно улыбаться и контролировать эмоции, можно значительно улучшить перцептивные навыки.

    Методика Экмана помогает максимально точно отличить эмоциональные проявления и научиться развивать способности восприятия. У каждого человека есть определенные зоны, где проявляются основные эмоции (грусть, радость, страх, гнев, злость). Речь идее про лоб, глаза, рот, подбородок и нос.

    Тест для исследования детей

    Апперцепция у детей тестируется при помощи специальных исследований, которые подходят для возраста 3-10 лет. Методика в психологии создана ученым Беллаком. В ходе тестирования ребенку показывают различные изображения, на которых нарисованы животные, занятые определенной деятельностью.

    Ему необходимо рассказать историю, которая приходит в голову при просматривании этих карточек. Какие животные нарисованы на картинке, что они делают, чем заняты и с кем. После рассказа психолог задает уточняющие вопросы ребенку, чтобы сложилась полноценная картина. Важно во время тестирования изображения детям показывать в определенной последовательности.

    Такая методика обследования позволяет выявить у ребенка способности восприятия окружающего мира, а именно:

    • существующие потребности и мотивы;
    • внутренние конфликты, если они присутствуют;
    • страхи, фобии;
    • фантазии;
    • отношение к сверстникам, методы поведения;
    • присутствие защитных механизмов;
    • связь с близкими родственниками (брат, сестра, мать, отец, бабушка, дедушка).

    Апперцепция помогает осознать, осмыслить, задуматься над происходящей реальностью, используя навыки и знания из прошлого. В случае с детьми эти восприятия необходимо корректировать, чтобы в будущем у них появились правильные понятия об окружающем мире.

    Благодаря апперцепции человек наполняется опытом, который в будущей жизни ему пригодится. В психологии явление формируется в зависимости от оценки, которую индивид дает сложившийся ситуации. Итоговое мнение, конечно, будет отличаться от восприятия других людей. Именно поэтому окружающий мир настолько разнообразен для каждого индивида.

    Итог

    Через какую призму вы смотрите на мир? Люди смотрят на мир каждый через свою призму. При слове «яблоко» одни представляют себе зеленое яблоко, а другие – красное. Смотря в одно окно, кто-то видит звезды, а другой – решетки. Таким образом, убеждения, верования, принципы «что хорошо и что плохо» — это та призма, через которую смотрит на мир человек, что и характеризует явление апперцепции. Итог – некоторое ограниченное восприятие мира, игнорирование всего остального.

    Эта призма заставляет человека действовать тем или иным образом. Смотря через нее, человек совершает те или иные поступки. Соответственно, есть люди, которые считают нормальным сморкаться в общественных местах, и те, кто будет терпеть, пока не попадет в уборную, чтобы освободить свой нос. Есть люди, которые считают себя достойными стать богатыми, несмотря на то, что сейчас они живут на вокзале в картонной коробке, и те, кто считает себя недостойным богатства, даже если он закончил высшее образование и имеет крышу над головой.

    В зависимости от того, через какой набор убеждений, принципов, правил, разрешений и запретов человек смотрит на окружающий его мир, он позволяет себе тот или иной образ жизни. Можно сказать, что многие люди не достигают своих целей и желаний только потому, что считают себя недостойными их иметь или неспособными достигнуть. Конечно, если человек считает себя недостойным и неспособным, то он ничего не будет делать ради достижения целей. И здесь уже не имеет значения, у кого какие возможности имеются. Есть люди без рук и без ног, зарабатывающие больше денег, чем те, кто физически полностью здоров.

    Все зависит от того, во что вы верите, чем руководствуетесь и что сами себе разрешаете и запрещаете. Прогноз жизни при апперцепции может быть как счастливым, так и несчастным. Все зависит от глаз смотрящего человека, который выделяет из всей информации то, что ему хочется знать, видеть и слышать.

    Но если человек изменит свою привычную призму, то меняются и его поступки, образ жизни, отношения и даже круг общения. Если хотите изменить свою жизнь, измените свои убеждения, принципы, «разрешаю» и «не позволяю». Все это неизбежно приведет к изменению вашего поведения и совершению новых поступков, а они уже в свою очередь приведут к получению новых последствий. И в зависимости от того, что и в какую сторону вы будете менять, ваша жизнь будет меняться в том или ином направлении.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]