Самосознание и развитие личности
Самосознание личности возникает и начинает развиваться с младенческого возраста. Развитие самосознания проходит в несколько важных этапов, которые подразделяются на следующие стадии:
- 1 стадия (до 1 года). Новорожденный на данной стадии выделяет себя от внешнего мира, людей и предметов. В самом начале ребенок не испытывает отличия от окружающих и близких людей. Игры для моторного развития помогают со временем осознать свой собственный потенциал. При возникновении и развитии речи наблюдается изменение взаимоотношений с окружающими людьми.
- 2 стадия (1-3 лет). В возрасте от 1 года до 3 лет у детей наблюдается напряжение и значительное развитие психической деятельности. Самосознание личности ребенка вызвано стремлением выполнять определенные действия. Именно на начальных и неустойчивых этапах мотивации начинается осознание своего внутреннего мира.
- 3 стадия (3-7 лет). Развитие в раннем дошкольном возрасте происходит в плавной и равномерной последовательности. Дети старше 2-х лет стремятся испытывать собственную независимость и сравнивают себя с окружающими людьми. Попытки завоевать личную самостоятельность приводят к конфликтам с родственниками и сверстниками.
- 4 стадия (7-12 лет). На 4 стадии продолжается развитие личностного самосознания без видимых разногласий и препятствий. У детей выявляются ярко выраженные признаки в изменении сознания, связанные с социальными условиями.
- 5 стадия (12-14 лет). Дети в подростковом возрасте начинают интересоваться собственной личностью. Развивается новый этап конфликтных ситуаций, когда ребенок стремительно старается выделиться среди сверстников и противостоять взрослому поколению.
- 6 стадия (14 – 18 лет). Данный этап представляет собой особую значимость в развитии самосознания личности. Подростки ощущают новый уровень формирования своего внутреннего мира, который оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие самосознания.
В психологии
В психологии самосознание понимается как психическийфеномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».
Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. |
С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии. М., 1946.
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения.
Стадии (или этапы) развития самосознания:
- Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
- К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
- К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
- Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
На формирование самосознания влияют:
- Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
- Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
- Оценка результатов своей деятельности.
Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:
- сознание своей тождественности;
- сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
- осознание своих психических свойств и качеств;
- определенная система социально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
- Самопознание — получение информации о себе.
- Эмоционально-ценностное отношение к себе.
- Саморегуляция поведения.
- Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
- Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
- Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
Формы самосознания
Психологи установили, что самосознание человека имеет 4 различных формы, проявляющиеся следующим образом:
Самопознание включает познание своих личностных качеств, физических способностей и способствует развитию самоидентификации среди других людей. Самопознание включает в себя следующие процессы:
- Наблюдение за собственными действиями, поступками, решениями, воспроизведенными словами.
- Наблюдение за эмоциями и поведением окружающих людей после совершенных собственных поступков и высказанных фраз.
- Осознание того, как окружающие оценивают и воспринимают нас.
- Анализ своих эмоций, чувств, поступков, желаний, потребностей.
Основной целью самопознания является формирование полного представления о собственном духовном мире, возможностях, способностей, талантов.
Самоконтроль представляет собой получение информации о собственном существовании, желаниях, потребностях. Люди могут проконтролировать и скорректировать собственное поведение, выбрать правильное решение, изучить свои совершенные нравственные поступки. Человеку под силу изменить собственную деятельность, перестроить убеждения, избавиться от негативных и навязчивых мыслей, высказываний, поступков, которые противоречат адекватным установкам.
Самооценка является главным показателем восприятия собственных качеств и возможностей. Человек, обладающий повышенной самооценкой, способен рационально принимать решения и действовать целенаправленно. При заниженной самооценке людям приходиться постоянно прислушиваться чужого мнения, проживать свою жизнь с комплексом стереотипов и чувством вины. Завышенная самооценка приводит человека к игнорированию чужого мнения и ухудшению взаимоотношений с окружающими людьми.
Самопринятие позволяет принять собственную персону, как личность и научиться уважать самого себя. Человек вне зависимости от собственных качеств, способностей, талантов, знаний, воспринимает себя и свой внутренний мир полноценно. В данном случае у человека отсутствует критика в свой адрес, недостатки и совершенные ошибки. Он обладает максимальной уверенностью в собственных способностях и возможностях. Для этого проводится регулярная работа над своими мыслями, действиями, ощущениями, эмоциями.
Самосознание — что это такое
Самосознание личности тесно связано со с глубоким знанием себя и пониманием процессов, которые происходят в психической сфере, в теле. Понятие самосознание также включает осознанность — способность понимать причины и следствие происходящих событий.
Самосознание — многокомпонентное понятие. Оно включает:
- самооценку;
- понимание собственной ценности;
- самоуважение;
- умение помочь самому себе;
- склонность к самоанализу;
- самореализацию.
Самосознание базируется на глубоком понимании себя, принятии своих сильных и слабых сторон, осознании собственной уникальности. Наличие всех этих характеристик позволяет человеку развиваться в личностном плане, ставить перед собой задачи и достигать задуманного.
Самосознание личности в разных науках о человеке трактуется очень схоже. Обществознание объясняет самосознание, как глубокое понимание человеком собственных мотивов, мыслей, действий, а также своего места в обществе. В таком трактовании делается акцент на способности самостоятельно принимать решения отвечать за их последствия.
Философский взгляд на самосознание раскрывает его, как понимание личностью своих знаний, нравственных принципов и мотивов каждого совершаемого действия. В этой интерпретации самосознание — свойство, присущее глубоко чувствующему и способному критически мыслить человеку.
Формирование самосознания личности
Формирование самосознания личности
Формирование самосознания личности происходит следующим образом:
- В подростковом возрасте происходит формирование самосознания личности. Обычно данный этап начинается приблизительно в 11 лет и продолжается до 20 лет. На подростков оказывает значительное влияние собственный статус среди сверстников, друзей, знакомых. Юноши оценивают собственные мысли, свою деятельность и соотношение внутреннего мира с воображаемым, которые для них являются идеальным. Главными аспектами в формировании самосознания личности является мировоззрение и самоутверждение индивида.
- Мировоззрение – комплекс полноценных суждений человека о собственной личности, окружающей действительности и жизненных поступков людей. Основой мировоззрения служат накопленные опыт и знания на протяжении длительного периода времени. Характер также является ключевым звеном данного аспекта.
- Самоутверждение – поведение личности, обусловленное повышенной самооценкой и поддержанием интересующего общественного статуса. Самоутверждение зависит от семейного воспитания, существующих возможностей и индивидуальных способностей личности. Человек самоутверждается при помощи собственных достижений или воображаемых успехов.
- К основным критериям формирования самосознания относятся: осознание необратимого времени и смысла жизни, формирование самоуважения к самому себе, понимание интимных физиологических особенностей, восприятие любви и романтических чувств.
- Социальная роль и статус являются важными критериями в формировании самосознания. Социальная роль характеризуется устойчивым социальным поведением, которая выражается в поведенческих реакциях, имеющих согласование с установленными нормами и собственными убеждениями. Социальный статус характеризует положение человека в обществе, включающий в себя комплекс прав и обязанностей. Социальный статус развивается с рождения и формируется на протяжении всей жизни.
Самосознание является важным атрибутом сформировавшейся личности и продолжает существовать на протяжении всей жизнедеятельности человека. Родителям следует проконтролировать процесс формирования самосознания у ребенка. В результате сформируется правильное самосознание и адекватная самооценка, которая позволит стать ему успешным человеком во взрослой жизни.
Основные критерии и структура самосознания
Традиционным принято рассмотрение самосознания как вершины человеческой психики, состоящей из трех тесно связанных компонентов:
- Самопознание.
- Самоконтроль (или саморегуляция).
- Самосовершенствование.
Самопознание, в свою очередь, формируется самонаблюдением и самооценкой. Причем именно в самооценке, как одном из важнейших личностных образований лучше всего прослеживается временнáя динамика развития самосознания. Это связано с тем, что при формировании самосознания эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе достигает максимальной интенсивности и глубины.
Многообразие чувств и эмоциональных состояний, которые были пережиты личностью в разное время в различных жизненных ситуациях, не только образует особый эмоциональный «фонд» самосознания, но и закладывает основы самооценки, преобразует ее. При этом именно самооценка направляет и предопределяет весь процесс саморегуляции, результат которого соотносится с устойчивостью и динамикой самооценки.
Рисунок 1. Структура самосознания личности (по А. А. Налчаджяну). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, структура самосознания , которое посредством устойчивых структур Я-концепции координирует познавательные процессы, регулируя их и направляя на познание себя и окружающего мира. Проявление активности самосознания связано и с ситуативными Я-образами, которые «окружают» и его Я-концепцию.
Кроме того, в собственно самосознании, то есть в Я-концепции, возможно выделение нескольких разновидностей формирующих ее элементов: элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности; элементы настоящего (реального) «Я»; элементы идеального «Я» и др.
Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура самосознания не способна функционировать без трех важнейших образований: образа себя, самооценки и самоотношения. С вопросом о структуре самосознания тесно связано рассмотрение его важнейших функций.
Среди критериев самосознания можно выделить
- выделение человеком себя из среды, уровень осознания себя в качестве субъекта, который отделен от социальной и физической среды;
- осознанность собственной активности — «Я управляю собой»;
- осознание себя «через другого»;
- моральная оценка себя, присутствие рефлексии в виде осознания собственного внутреннего опыта.
Анализируя динамическую структуру самосознания, происходит использование двух понятий: «текущее Я» и «личностное Я». Первое понятие характеризует конкретные формы осознания себя в текущем моменте настоящего, то есть непосредственный процесс деятельности самосознания. Второе понятие представлено устойчивой структурной схемой самоотношения. Каждый акт самосознания одновременно выражает элементы самопознания и самопереживания.
По той причине, что происходит самоотражение всех процессов сознания, индивид не только может сознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и понимать себя в качестве сознающего, самооценивающего.
Структура самосознания включает:
- осознание близких и далеких целей, мотива своего «Я» («Я в качестве действующего субъекта»);
- осознание собственных желаемых и реальных качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
- когнитивные, познавательные представления о себе («Я в качестве наблюдаемого объекта»);
- эмоциональное, чувственное представление о себе.
Можно сказать, что самосознание состоит из самопознания в форме интеллектуального аспекта познания себя и самоотношения в виде эмоционального отношения к самому себе.
Когда индивид думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то его можно представить в виде субъекта, и объекта одновременно. Вне зависимости от идентичности «Я»-субъекта и «Я»-объекта, необходимо их разграничение: первая сторона личности «Я», а вторая — «самость».
Различие этих категорий по отношению к «Я» можно представить в виде наблюдающего начала, а самость — наблюдаемым. «Я» современных людей научилось наблюдению за его самостью и чувствами, как будто бы те были чем-то отличным от него. ТЕм не менее, «Я» способно контролировать собственную склонность наблюдать, при этом сначала было «Я», а потом оно становится самостью.
Психологами гуманистами самость рассматривалась в качестве целенаправленности всей личности для осуществления максимума потенциальных возможностей.
Структура самосознания состоит из 4 уровней:
- непосредственно-чувственный уровень в виде самоощущения, самопереживания психосоматических процессов в организме и своих желаний, переживания, состояния психики. В итоге происходит достижение простейшей самоидентификации личности;
- целостно-образный, личностный уровень в виде осознания себя в качестве деятельного начала. Это проявляется в форме самопереживания, самоактуализации, поддержания аутоидентичности своего «Я»;
- рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень в виде осознания индивидом содержания своих мыслительных процессов личности. В результате этого процесса проявляется самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;
- целенаправленный деятельный уровень, представляющий собой своеобразный синтез из трех рассмотренных выше уровней. Здесь происходит выполнение регулятивно-поведенческой и мотивационной функции посредством многочисленных форм самоконтроля, организации и регламентации себя, самовоспитания, совершенствования, самооценки, самокритики, познания и выражения себя.
Информационное наполнение структуры самосознания относится к 2 механизмам его деятельности: уподобление, отождествление, интеллектуальный анализ своего «Я». В общем выделяют 3 основных пласта в сознании:
- Отношение к самому себе;
- Отношение к другим;
- Ожидание отношения других людей к себе.
Что касается отношения к другим, то его различают по уровням:
- эгоцентрический уровень в виде восприятия себя как самоценности («Кто мне помогает — хорошие люди»);
- группоцентрический уровень («Если человек в моей группе, то он — хороший»);
- просоциальный уровень («Другой человек является самоценностью», «Поступай с другими так, как хотел бы, чтоб поступали с тобой»);
- эстохолический уровень («Каждый человек определенно соотносится с духовным миром, с Богом. Главные качества здесь — милосердие, совесть, духовность»).