Самосознание – что это в психологии. Его структура и функции

Что такое самосознание

Самосознание – это некая установка человека на отношение к самому себе, осознание себя, своего места, интересов, переживаний, поведения и другого. Это не данность, а результат развития.

Источник развития самосознания – обобщение знаний человека о других людях, сравнение их опыта со своим (жизненным, профессиональным, любовным). Чем больше развивается самосознание, тем больше человеку открывается его внутренний мир.

Я-концепция – результат самосознания личности, то есть теория человека о самом себе. Притом Я-концепция может принимать и более частные формы, например, быть профессиональной.

В психологии

В психологии самосознание

понимается как психическийфеномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии. М., 1946.

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии

(или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
  • К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
  • осознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

Другие книги по запросу «Самосознание» >>
Самосозна́ние

— сознаниесубъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Структура самосознания

Самосознание включает в себя три элемента.

Когнитивный (самопонимание)

Характеризуется как представление человека о своих способностях, внешности, темпераменте и так далее. То есть речь идет о самопознании как элементе самосознания.

Эмоционально-оценочный (самоотношение)

Предполагает адекватную оценку своих особенностей, то есть себялюбие (самопринятие), самоуважение, самокритичность, самооценка, самоконтроль и другое.

Поведенческий, или волевой (саморегуляция)

Выражается в стремлении быть понятым и принятым обществом, получить уважение со стороны, приобрести определенный статус.

Самоактуализация

Самоактуализация не столько входит в структуру самосознания, сколько неразрывно с ним связана. Ее можно охарактеризовать как стремление человека к максимальному выявлению и развитию личностных особенностей и возможностей. Это потребность в постоянном самосовершенствовании и раскрытии своего потенциала.

Самооценка

Самооценка позволяет человеку оценивать собственные силы, особенности и регулировать в соответствии с результатами поведение. Самооценка бывает адекватной, заниженной или завышенной. Два последних типа оказывают разрушающее влияние на личность и ведут к внутренним конфликтам. На самооценку в любом возрасте влияет оценка извне, разница лишь в силе этого влияния.

Уровень притязаний

Это желаемый уровень самооценки, то есть тесно связано с предыдущим компонентом и Я-идеальным (подробнее об этом в следующем пункте). Уровень притязаний обуславливает возможный уровень достижений личности и развитие ее способностей. Выражается в трудности цели деятельности.

Как формируется самосознание

Процесс становления самосознания точно описан в работах В.С. Мухиной в корреляции со становлением психики ребенка.

На первом этапе формируется представление человека о своем имени. Сначала он слышит его из уст родителей, начинает идентифицировать себя соответственно. Благодаря имени ребенок осознает себя как персону, личность. Затем происходит добавление фамилии и отчества, конкретизация усиливается.

В раннем школьном периоде имя может видоизменяться, появляются другие его интерпретации, прозвища товарищей. В юношестве многие придумывают себе другие имена, ассоциируя свою личность именно с ними. В этот период есть случаи изменения своих паспортных данных.

Следующей потребностью самосознания являются представления о теле, формируемые сначала через отношение близкого окружения (родителей, бабушек и дедушек), а затем – с использованием бытующих в семье традиций и культурных ориентаций.

Нуждаемость в признании происходит также в раннем детстве. Малыш познает, что такое хорошо и плохо, дозволено и не дозволено. Поощрение добрых дел и хорошего поведения приводит к стремлению совершения одобряемых действий.

Если притязания на признание не удовлетворяются со стороны взрослых, у ребенка формируются отрицательные качества — ложь, агрессия, неуверенность в себе, появляются комплексы.

В пубертатный период у подростка появляется половая идентификация. Конечно принадлежность к мальчикам или девочкам определяется уже к трем годам, чуть позже появляются стереотипы мужского или женского поведения.

В процессе самопонимания у человека происходит представление о социальном пространстве, т.е. условиях, в который происходит рост и развитие:

  • стиль и образ жизни;
  • культурные и этические ценности;
  • нормы морали;
  • отношение к религии и т.д.

В юношеском возрасте человек стремится овладеть как можно более широким социальным пространством (от группы товарищей во дворе до сферы политики). В этот же период углубляется рефлексия на внутренний мир для осознания своих потребностей и места в социуме.

Основными признаками становления самосознания являются: наличие целостного представления о себе, самоуважение, принятие себя, осознание любви, открытие внутреннего мира.

Структура Я-концепции

Вместе с этим если рассматривать продукт самосознания – образы Я, то можно выделить:

  • Я реальное (какой я есть сейчас);
  • Я идеальное (каким я могу стать в соответствии с возможностями);
  • Я фантастическое (каким бы я мог стать, если бы это было возможно).

Противоречие Я-идеального и Я-реального может послужить как толчком к саморазвитию, так и вызвать дисгармонию личности. Стоит отметить, что самосознание – динамическая структура. Она склонна к изменениям и трансформациям Я-образов.

В некоторых теориях встречается более широкая классификация Я-образов. Выделяется:

  • Я-реальное;
  • Я-идеальное;
  • Я-потенциальное;
  • Я-личностное;
  • Я-деятельностное (профессиональное, внепрофессиональное).

В других трудах, например, Ш. Самуэль можно встретить понятие:

  • Я-телесного;
  • Я-настоящего (наличного, актуального);
  • Я-динамического;
  • Я-фантастического;
  • Я-вероятного;
  • Я-идеализированного;
  • Я-представляемого;
  • Я-идеального;
  • Я-будущего (возможного).

Я-телесное

Каждый человек имеет ощущение собственного тела, которое может отличаться от отображения в зеркале. Под этим подразумеваются сигналы, посылаемые в мозг о расположении частей тела, их форме и длине. В рамках Я-телесного можно дополнительно выделить:

  • реальное восприятие с точки зрение субъективной функциональности;
  • внутренние факторы, вызванные переживаниями личности или трудными ситуациями;
  • социальные факторы, то есть реакции окружения и интерпретация этих реакций личностью;
  • идеальный образ тела как результат совокупности всех факторов, сравнения и ощущения личностью своего тела.

Настоящее Я

Совокупность представлений человека о себе в настоящий момент времени (каким он себе кажется). Однако это представление не обязательно соответствует объективной реальности. Я-настоящее обеспечивает гибкость реакций в ответ на изменяющиеся условия внешней среды. Оно позволяет выбирать личности цели, стратегии поведения, притязания и другое.

Я-динамическое

Отражает представления личности о ней, но в проекции, то есть о том, каким человек хочет стать (цель). Зависит от социального статуса человека, возможностей и успехов. Я-динамическое склонно к изменениям, на которые оказывают влияние успехи и неуспехи личности, идентификация со значимыми и идеальными (в представлении человека) людьми, представления о желаемых ролях и статусе.

Я-фантастичекое

По сути это мечты человека, представления о том, каким бы он был, если бы все было возможно. Как правило, этот компонент существует только до юношеского возраста, а по мере взросления человека начинает активно сворачиваться.

Я-идеальное

Представления человека о том, каким бы он должен был стать, исходя из усвоенных норм и ценностей общества. Зависит от морального развития личности, нравственной зрелости и социализированности. Формируется в процессе идентификации человеком себя с людьми (героями), которыми он восхищается.

Если Я-идеальное не переходит в динамическое, а затем в настоящее, то, вероятнее всего, распадется совсем. Это опасно разочарованием и фрустрацией.

Я-возможное (будущее)

Представления человека о том, каким он может стать. Чаще всего отличается от идеального Я. Формируется на основе реального положения человека, реального статуса, возможностей и роли.

Я-идеализированное

Представления человека о том, каким бы ему хотелось быть именно сейчас, каким бы ему было приятно себя видеть. Это приходящий компонент, зависящий от конкретной ситуации.

Я-представляемое

Образы, создаваемые и выставляемые личностью специально на показ, чтобы скрыть нежелательные (отрицательные на ее взгляд) черты, качества Я-настоящего. Я-представляемое выполняет роль защиты и адаптации.

Чаще всего Я-представляемое близко к Я-идеальному, но если эти компоненты разнятся и не приближаются, то возникают проблемы во взаимоотношениях человека, а позже личность подвергается разочарованию и фрустрации. Признак такого несоответствия и начинающейся фрустрации – смущение.

Я-фальшивое

Представляет собой искаженное Я-настоящее, то есть самообман личности. При частом воспроизведении фальшивых, но желательных черт личность:

  • боится негативной самооценки;
  • ожидает негативного отношения извне;
  • не способна к поступкам, питающим самоуважение.

От Я-фальшивого включается множество защитных механизмов личности, которые в итоге приобретают патологический характер. Искажается все самопознание, а затем познание и восприятие межличностных отношений.

Особенности самосознания личности

Понятие самосознания личности в психологии является объемным, многоуровневым процессом и содержит в себе этапы, функции и структуру. Принято рассматривать четыре этапа: когнитивный (простейшее самопознание и самоощущение процессов и психических состояний организма); личностный (самооценка и переживание в связи со своими достоинствами и слабостями); интеллектуальный (самоанализ и самонаблюдение); и поведенческий (симбиоз предыдущих этапов с мотивированным поведением). Есть теории, в которых развитие самосознания личности содержит всего две фазы: пассивную и активную. На первой фазе самосознание личности является автоматическим следствием развития, а на второй включается и определяет этот процесс.

К основным функциям относят: самопознание – получение информации о себе; эмоционально-целостное самоотношение и формирование «Я»; самозащиту своей неповторимой личности; саморегуляцию поведения.

Самосознание личности предопределено генетически в значительной мере. Ребенок осознает себя, личные качества, отличает себя от других, итак окружающий мир постепенно формируют самосознание. Его развитие повторяет периоды формирования собственных знаний об объективном мире. Потом этот процесс переходит на более высокий путь развития, при котором вместо ощущений появляются процессы осмысления в понятийной форме.

Главной особенностью и самым важным компонентом самосознания является образ «Я». Это сравнительно устойчивые и не всегда осознаваемые понятия человека о себе, в результате которых он взаимодействует с людьми. Этот образ выступает установкой непосредственно к своим действиям и включает три компонента: когнитивный, поведенческий и оценочный. Первый включает в себя понятие о своей внешности, способностях и социальной значимости. Второй компонент охватывает желание быть понятым и вызывать уважение и симпатии друзей, учителей или коллег. А третий объединяет собственное уважение, критичность и уничижение.

Существует еще идеальное «Я», которое обозначает желаемое видение себя. Этот образ присущ не только в юношеском, но и более зрелом возрасте. Изучение самооценки помогает определить степень деструктивности или адекватности «Я».

Развитие самосознания

Суть развития самосознания можно описать через 3 компонента:

  • Динамика выделения человеком себя из среды. Притом и как организма, и как индивида, и как личности, и как индивидуальности.
  • Второй компонент развития самосознания – изменение самоконтроля, то есть способности влиять на свою деятельность. По мере взросления и развития человека происходит переход от контроля физиологических реакций до контроля сознания.
  • Третий компонент – самопринятие, способность адекватно и дифференцированно оценивать свои особенности, преимущества и недостатки.

Становление самосознания начинается с идентификации человеком себя с миром и другими людьми, а заканчивается автономией, то есть выделением своей индивидуальности, отличительных черт и принятием их.

  • Ребенок от 3 до 8 месяцев активно познает свое тело, в 7-8 месяцев внимание переключается на изучение ближайшего и дальнего окружения. Это первые элементы развития самосознания.
  • Постепенно нарастает стремление к автономии, что отражается в поведении. Но вместе с самостоятельностью растет и ответственность. На втором году жизни ребенок уже выступает как субъект деятельности. Он может действовать внеситуативно.
  • Еще чуть позже малыша можно назвать объектом и субъектом самопознания. К 3 годам ребенок уже знаком со своим организмом и его особенностями, обладает сознательными эмоциями, из которых формируются эталоны.
  • Для детей дошкольного возраста характерно соподчинение мотивов и осознание себя как субъекта взаимоотношений. К 6 годам формируется социальное Я, которое проявляется дифференцированной оценкой, стремлением следовать внешним эталонам и образцам или внутренним убеждениям.
  • В младшем школьном возрасте происходит активное развитие социального Я.
  • Для подросткового возраста характерно стремление к познанию своей индивидуальности, но вместе с этим личной и социальной идентичности, то есть определению схожести с другими людьми, группой. К концу подросткового возраста формируется направленность личности.
  • Юность характеризуется развитием воли, самоконтроля, построением жизненных планов. Наступает большая независимость и объективность в суждениях, вместе с этим – сильная потребность в самореализации.
  • Для взрослости и старости характерна реализация планов и оценка результатов, поиск целостности. Личностный рост также происходит через кризисы (возрастные, индивидуальные).

Таким образом, пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский возраст. Д. Марсиа выделил 4 возможных варианта становления самосознания:

  1. Предрешенность. Принятие индивидом обязанностей, соответствующих полу и возрасту, без прохождения кризиса выбора, то есть за него решили родители или другие люди. В результате этого человек страдает низким самоуважением, но не тревожен, внимателен к советам других людей.
  2. Диффузия. Для такого стиля идентичности, то есть самосознания, характерна разрозненность как стремление попробовать все подряд, не обладая жизненным планом, мотивами и целями. Как правило, это характерно для тех, кто боится стать изгоем и не хочет принимать на себя ответственность.
  3. Мораторий. К этой категории относятся активные люди, занятые поиском себя. Они всегда находятся в центре принятия решений, каждое их действие высоко эмоционально окрашено.
  4. Сама идентичность. Это высшая ступень развития. Достигшие ее личности сделали выбор, приняли на себя ответственность за собственную жизнь, стремятся жить и следовать своим убеждениям.

Понятие самосознания

В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка.

В рамках психологического анализа самосознание может быть рассмотрено в качестве сложного психического процесса, сущность которого кроется в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях повседневности и видах деятельности, формах поведения, во всех способах взаимодействия с окружающими людьми и в соединении данных образов в единое целостное образование – понятие «Я».

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Самосознание человека (и детей, в частности) проанализировано С. Л. Рубинштейном в работе «Сознание и его границы» (1989). Исследователь отмечает, что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности.

  • овладение собственным телом;
  • возникновение произвольных движений;
  • самостоятельное передвижение и самообслуживание;
  • постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем;
  • принятие оформленного самосознания.

Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я».

Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности.

Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.

Наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни.

Самосознание в онтогенезе

В предыдущем пункте я уже затрагивала связь развития человека как личности и как индивида. В этой части статьи хочу структурировать и обобщить развитие самосознания в сочетании с взрослением.

Зачаточное самосознание

Формируется в возрасте до года. Характеризуется открытием ребенком своего Я.

Аллопсихическое самосознание

Формируется в 2-3 года. Проявляется осознанием ребенком себя как деятеля и отделением его действий от действий других людей.

Соматопсихическое самосознание

Формируется к 7 годам. Ребенок может самостоятельно оценивать себя, владеет телом и проходит телесную идентификацию.

Аутопсихическое самосознание

Подростковый и юношеский возраст. Предполагается, что к 17 годам завершается формирование социально-нравственных установок и самосознания. В дальнейшем оно не развивается, а видоизменяется.

В философии

В философиисамосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание.

При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

Ошибки в развитии самосознания

Если кризис разрешается неправильно, то и идентификация будет неадекватной. Можно выделить следующие варианты аномального становления самосознания, которые отражаются на личности и ее отношениях с миром:

  1. Избегание близких межличностных отношений.
  2. Страх перемен и взросления, неадекватное понимание времени, размывка его границ.
  3. Растрачивание собственного потенциала, продуктивных и творческих способностей. Неумение активизировать внутренние ресурсы и сконцентрироваться на одной деятельности.
  4. Отказ от самоопределения и самопознания, выбор негативных образцов для подражания.

Отдельно хочу рассмотреть вариант развития неблагоприятной Я-концепции, для которой характерна неуверенность личности, страх получить отказ, низкая самооценка. Такой тип самосознания опасен следующим:

  • низкое самоуважение, которое отражается социальной деградацией, несостоятельностью, агрессивностью, преступностью и асоциальностью;
  • реакция приспособления в трудных ситуациях, что опасно риском быть втянутым в асоциальные группы, подвергнуться влиянию извне;
  • неадекватное восприятие, которое отражается как на анализе человеком его поступков или внешности, так и при анализе внешних ситуаций.

К другим нарушениям в развитии самосознания относится:

  • неразвитость самосознания, то есть зависимость от других людей;
  • искаженный образ Я;
  • эгоцентризм (искаженное представление своей роли в мире);
  • патологии (психические расстройства и заболевания).

Формы самосознания

Существует 4 вида самосознания. Они проявляются по-разному.

  1. Самопознание — умение идентифицировать себя, понять собственные физические и психологические особенности, осознать свой потенциал. Самопознание реализуется через:
  • самонаблюдение — отслеживание процесса деятельности и общение с другими людьми, понимание результатов и их соответствие нормам, принятым в обществе;
  • осознание, какие оценки личности дают окружающие, каково их отношение;
  • анализ собственных эмоций, чувств, нужд, умение их трансформировать.

Самопознание становится базой для формирования представлений о собственной личности.

  1. Самоконтроль — умение регулировать собственное эмоциональное состояние, действия, если они не совпадают с внутренними установками, не дают необходимого результата или конфликтуют с требованиями внешнего мира.
  2. Самооценка — уровень принятия человеком своих качеств, личностных характеристик, любовь и уважение к себе. Уверенный человек обладает устойчивой адекватной самооценкой. Он способен принимать взвешенные решения, нести за них ответственность. Низкая самооценка проявляется в зависимости от чужого мнения, она сопровождается выраженным чувством вины и другими проблемами. Обладатель завышенной самооценки демонстрирует надменность и высокомерие.
  3. Принятие себя и своей уникальности, отказ от постоянной критики собственных поступков, самоуничижения. Самопринятие включает также уважение к себе, оно формируется, когда человек ставит перед собой цели и достигает их.

Личность достаточно зрелая, если все 4 вида самосознания у нее достаточно развиты.

Функции самосознания

Основная функция – сделать доступным для личности ее же мотивы и результаты поступков, позволить оценить себя. Самосознание обеспечивает сознательную адаптацию личности к среде.

Среди других функций можно выделить:

  • обеспечение внутренней согласованности (иногда самосознание может даже не пропускать во внутренний мир некоторые внешние факторы, если те не соответствуют чему-то из Я);
  • интерпретация индивидуального опыта, то есть характер восприятия ситуации (самосознание и Я-концепция объясняют, почему два человека могут видеть одну и ту же ситуацию по-разному, то есть Я-концепция не только трактует наше поведение, но и «объясняет» нам смысл поведения других людей);
  • определение ожиданий, то есть того, что должно произойти (тесно связано с принятием и непринятием, а также видением ситуации).

Разобравшись в сути и структуре самосознания, а также его функциях, можно с легкостью понять и заметить, насколько разным и уникальным является каждый человек. «Ждал одно, а получил другое», «Хотел как лучше, а получилось как всегда», «Я не это имел в виду», «Я знаю, что опять буду выглядеть дураком», «Брось, он не флиртовал. Я уверена, что никому не могу понравиться» – все это игры самосознания и его 3 главных функций.

Самосознание и самооценка личности

Самосознание влияет на самооценку личности, которая является обязательным атрибутом психики. Человеку важно воспринимать себя определенным образом. Какая оценка будет выставляться, во многом зависит от окружающих людей, родителей и самого человека, когда он сможет сам на себя влиять.

Самооценка влияет на поведение человека, его мироощущение и отношения с окружающими людьми. В одной ситуации люди с различными самооценками будут вести себя по-разному:

  1. Завышенная самооценка заставляет индивида превозносить собственную значимость для окружающих. Он считает себя идеальным и совершенным, выше всех остальных. Он самолюбив, никогда не признает собственных ошибок и пробелов, ленив. Также у него могут наблюдаться жестокие и агрессивные модели поведения.
  2. Заниженная самооценка заставляет думать о себе как о никчемном человеке. Индивид становится застенчивым, нерешительным, неуверенным в себе, стеснительным. Цели он никогда не достигает, поэтому зачастую ставит их так, чтобы все-таки можно было достичь (то есть занижает.). Очень критичен к себе. При заниженной самооценке человек не может обойтись без посторонней поддержки, не реализовывает своих талантов, преувеличивает собственные неудачи.
  3. Адекватная самооценка заставляет индивида объективно смотреть на самого себя, оценивать свои таланты, не превозносить самого себя и адекватно на все реагировать. Также человек спокойно относится к неудачам.

Функции Я-концепции

Я-концепция очень важна в жизни и развитии личности: она помогает достичь внутренней согласованности, определяет интерпретацию опыта и выступает в качестве источника ожиданий.


У “Я-концепции” выделяется несколько важнейших функций

Обеспечение внутренней согласованности личности

Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности и стабильности ее поведения. Если новый опыт индивида соответствует его Я-концепции, то он легко адаптируется и входит в эту Я-концепцию. Затем, когда новый опыт не может быть вписан в Я-концепцию и возникает конфликт с существующей Я-концепцией, активируются психологические защитные механизмы, которые помогают человеку найти правильную интерпретацию травматического опыта или отрицать его. Это помогает поддерживать “Я-концепцию” в равновесии, даже когда ей угрожают реальные факты. Это желание защитить самовосприятие, оградить его от вредных влияний, является одним из важнейших мотивов любого адекватного поведения.

Термин “защитные механизмы” был введен Фрейдом в 1926 г. В настоящее время психологическая защита понимается как помощь человеку в защите от воздействий, которые угрожают поставить его под удар и привести к распаду личности. Основной характеристикой различных типов защитных механизмов является то, что

  • они бессознательны, т.е. человек не осознает причин, мотивов, целей и факта своего защитного поведения по отношению к какому-либо явлению или объекту
  • они всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность. По этой причине они чаще всего воспринимаются как дезадаптивные.

Защитный механизм вытеснения – самый ранний из известных. Она занимает особое место в психоаналитической теории. Отрицание часто называют “мотивированным забыванием”, поскольку это процесс исключения из сознания мыслей и чувств, вызывающих тревогу. Но избавление от тревоги путем вытеснения не обходится без последствий. 3) Фрейд отмечал, что мысли и импульсы, которые были подавлены, не перестают быть активными в бессознательном, но должны постоянно расходовать психическую энергию, чтобы не допустить их в сознание. Этот подавленный материал имеет тенденцию проявляться открыто иногда в снах, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл “психопатологией повседневной жизни”.

Другим защитным механизмом является отрицание, которое представляет собой бессознательный отказ признать существование определенных событий, переживаний и чувств, которые причиняют человеку боль при их признании. Например, человек, который смертельно болен, но продолжает работать на своей нынешней работе и избегает разговоров о своей болезни, строит долгосрочные планы. Человек, основным механизмом которого является отрицание, всегда настаивает на том, что “все в порядке и все идет по плану”.

Проекция – это процесс, в котором внутреннее ложно воспринимается как исходящее извне, т.е. посредством проекции человек приписывает другим свои неприемлемые мысли, установки, желания. Очевидный способ защититься от тревоги, возникающей при неудаче или чувстве вины, – свалить вину на другого человека. Человек не осознает собственных враждебных импульсов, но видит их в других, а затем воспринимает этих других как ненавидящих и преследующих его людей.

Реактивный механизм предполагает преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот. Этот механизм предполагает предотвращение выражения неприемлемых желаний и чувств путем выработки установок и поведения, которые им противостоят. Механизм образования реакции постепенный. В первый момент непринятый импульс устраняется, после чего на уровне сознания возникает прямо противоположный импульс. Маленькая девочка так сильно “любит” своего младшего брата, что не спит с ним всю ночь, боясь, что он вдруг перестанет дышать.

Рационализация относится к ложным рассуждениям, с помощью которых иррациональное поведение становится очевидно вполне разумным и оправданным в глазах других. Существует множество форм рационализации. Человек, который говорит, что работа, с которой его уволили, давно не привлекает его, рационализирует; ухажер, решивший, что девушка, которая его отвергла, не очень привлекательна. Феномен “сладкого лимона” иногда играет похожую роль: человек, которому пришлось находиться в неприятных условиях, начинает находить их вполне желательными благодаря рационализации.

Сублимация – это процесс здорового способа решения психологических трудностей путем преобразования сексуальной или агрессивной энергии в художественное или интеллектуальное творчество.

Интерпретация опыта индивидом

Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она придает характер интерпретации индивидом своего собственного опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет, как человек воспринимает любую ситуацию. Когда ситуация проходит через этот фильтр, она рационализируется, понимается и наделяется смыслом, который соответствует восприятию индивидом самого себя.

Определение ожиданий индивида

Третья функция Я-концепции заключается в том, что она является основой для ожиданий человека. Другими словами, он дает представление о том, что будет дальше. Люди, уверенные в своей значимости, ожидают, что другие будут относиться к ним благодушно, в то время как люди, сомневающиеся в своей значимости, склонны верить, что они никому не понравятся, и избегают любых социальных контактов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]