Сущность и содержание процесса социализации личности


Сущность и содержание процесса социализации личности

Социализация личности – это вхождение индивида в социальную среду, усвоение индивидом социальных влияний, приобщение к системе социальных связей. В процессе социализации личности происходит усвоение социального опыта, преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации, воспроизведение социального опыта через деятельность в системе социальных связей и отношений.

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности.

Содержание процесса социализации.Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности.

Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Третья сфера социализации — развитие самосознания личности.

В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений.

Периоды социализации личности в деятельности:

подготовительный (знакомство со сферой деятельности, ориентировка в ней, корректировка и уяснение смысловых аспектов деятельности); определение центральной сферы деятельности и соподчинение ей других сфер; ролевой период (освоение и осмысление социальных ролей).

Социализация личности в общении.

Реализация потребности общения на микроуровне (акты содействия и противодействия), мезауровне (обмен мнениями, планирование совместной деятельности, эмоциональное общение) и макроуровне (как образ жизни в обществе, через общественные институты). Возможность обособления личности в общении (в коммуникации, во взаимодействии, в восприятии, в эмотивной сфере).

Самосознание,

как сфера социализации личности (становление образа «Я»): самооценка, самоконтроль, самоопределение. Специфика возрастных самооценок. Самоконтроль, как соотнесение своего поведения с нормами общества, или группы. Самоопределение, как выбор собственной позиции (рассогласование между притязаниями и возможностями людей). Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

Социализация личности – это вхождение индивида в социальную среду, усвоение индивидом социальных влияний, приобщение к системе социальных связей. В процессе социализации личности происходит усвоение социального опыта, преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации, воспроизведение социального опыта через деятельность в системе социальных связей и отношений.

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности.

Содержание процесса социализации.Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности.

Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Третья сфера социализации — развитие самосознания личности.

В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений.

Периоды социализации личности в деятельности:

подготовительный (знакомство со сферой деятельности, ориентировка в ней, корректировка и уяснение смысловых аспектов деятельности); определение центральной сферы деятельности и соподчинение ей других сфер; ролевой период (освоение и осмысление социальных ролей).

Социализация личности в общении.

Реализация потребности общения на микроуровне (акты содействия и противодействия), мезауровне (обмен мнениями, планирование совместной деятельности, эмоциональное общение) и макроуровне (как образ жизни в обществе, через общественные институты). Возможность обособления личности в общении (в коммуникации, во взаимодействии, в восприятии, в эмотивной сфере).

Самосознание,

как сфера социализации личности (становление образа «Я»): самооценка, самоконтроль, самоопределение. Специфика возрастных самооценок. Самоконтроль, как соотнесение своего поведения с нормами общества, или группы. Самоопределение, как выбор собственной позиции (рассогласование между притязаниями и возможностями людей). Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

Этапы, стадии

Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Это можно увидеть на примере известных исследователей в области социологии и психологии. З. Фрейд выделял 5 стадий психосоциального развития. Характер его понимания природы личности и процесса социализации проявился в том, что 4 из них приходятся на период до двенадцатилетнего возраста.

Стадии социализации по З. Фрейду:

  • оральная стадия;
  • анальная стадия;
  • фаллическая стадия;
  • латентная стадия;
  • генитальная стадия.

Сведение социализации к перемещению зон сосредоточения либидо представляется суженным пониманием человеческой природы, что особенно отчетливо проявляется в трактовке З. Фрейдом культуры как результата сублимации. Несмотря на наличие осуществляемой с самых разных позиций критики фрейдизма, указывающей на его односторонность, значение положений З. Фрейда для теории и практики сохраняется.

Известные исследователи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, Б. Д. Эльконин сформулировали подход к периодизации развития личности с выделением следующих стадий:

  1. Младенчество (0-1 год).
  2. Детство (1-3 года).
  3. Дошкольный возраст (3-7 лет).
  4. Младший школьный возраст (7-11 лет).
  5. Подростковый возраст (11-15 лет).
  6. Юношеский возраст (15-17 лет).

Л. Колберг, представитель синтетического подхода, выделял 6 стадий социализации:

  1. Страх наказания.
  2. Склонность к ожиданию поощрений.
  3. Поиск одобрения со стороны общества.
  4. Понимание и следование интересам и правилам общества.
  5. Анализ нравственных убеждений.
  6. Собственно этическая.

Наиболее достоверная и принятая периодизация социализации личности принадлежит Э. Эриксону. Им выделено восемь стадий, охватывающих всю жизнь человека, от рождения до смерти, как единое временное пространство социализации.

Каждой стадии соответствует свой психосоциальный кризис.

  1. Раннее младенчество, 0-1 год.
  2. Позднее младенчество, 1-3 года.
  3. Возраст игры, 3-5 лет.
  4. Среднее детство, 5-11 лет.
  5. Половая зрелость, юность, 11-20 лет.
  6. Ранняя взрослость, 20-40 (45) лет.
  7. Средняя взрослость, 40 (45) — 60 лет.
  8. Поздняя зрелось, от 65 лет.

Функции и роль

Социализация в психологии – это явление, выполняющее следующие функции:

  • нормативно-регулятивная функция. Она формирует деятельность человека с помощью определенных воздействий на него со стороны социальных институтов, которые регулируют общественный образ жизни;
  • личностно-преобразовательная функция. Заключается в индивидуализации человек с помощью формирования у него потребностно-мотивационной сферы, а также системы ценностей и идеалов;
  • творческая функция. На этапе ее выполнения у человека появляется потребность в самореализации с помощью творческой деятельности, решения ситуаций нестандартными способами;
  • коммуникативно-информационная функция. Она обеспечивает взаимоотношения человека с обществом, дает личности информацию об особенностях взаимодействия и желательном образе жизни;
  • прокреативная функция. Заключается в порождении готовности действовать определенным образом;
  • ценностно-ориентационная функция. Она формирует систему ценностей, которые определяют образ жизни человека;
  • компенсаторная функция. Восполняет дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.

Роль социализации заключается в:

  • самораскрытии личности (социум дан опосредованно, через совокупность индивидуальных жизненных программ);
  • адаптации личности к социальной среде (индивидуальность приспосабливается к внешним условиям, сохраняя изначально заданные сущностные параметры);
  • освоение определенного набора паттернов (личность готова воспринять некоторые предложенные образцы поведения);
  • построение личности по заданному прототипу (индивид полностью подчинен социуму, созидающему его по определенному плану).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]