Сознание, самосознание, личность (человек разумный)


Сознание

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.
Сознание — ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Единая проблема всех философских направлений:

  • анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью.

Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т.д., все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остаются вопросы:

  • об отношении сознания человека к его бытию;
  • о включенности человека, обладающего сознанием, в мир;
  • о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание;
  • о той ответственности, которую налагает сознание на человека.

Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление обнажает новые «незапрограммированные» слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с тем это расширение «бытийного горизонта» осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием.

Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения живых существ к среде, в рамках которых в качестве их «обслуживающих механизмов» возникают соответствующие регуляторы поведения. Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания — нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела — головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание — не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

Если учитывать эту предпосылку, то сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике.

Сознание – способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта. Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания.

Формы сознания:

  1. индивидуальная (личная);
  2. общественная.

Общественное сознание – отражение общественного бытия; формы общественного сознания – наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и т. д.

Понятие сознания в античной философии как идеальной субстанции

Сознание представляет собой одну из центральных категорий философии, через нее формулируется центральная философская проблема сопоставления сознания и бытия, идеального и материального.

Категория сознания разрабатывалась в философии с древнейших времен. В античной и средневековой философии вместо слова сознания употреблялся термин душа или дух.

Наиболее подробные концепции души были разработаны такими философами как:

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

  • Платон,
  • Аристотель,
  • Демокрит.

В идеалистической теории Платона человеческая душа понималась как идея – идеальная и абстрактная сущность вечная и неуничтожимая, которая существует за пределами физической реальности и имеет нематериальный характер. Совокупность идей составляют мир идей, который по мнению Платона и является подлинной реальностью, настоящим бытием, в то время как физический мир не более чем его грубая и неточная копия. Таким образом душа выносилась за рамки существования отдельного человека, она получала куда более совершенную, субстанциональную природу, становясь одной из первопричин существования мира.

Материалистическое представление о душа в античности разрабатывалось Демокритом. Философ полагал, что душа состоит из особых атомов – наиболее легких и подвижных, которые находясь в телах существ сообщают им жизненные свойства. Смерть Демокрит связывал с чрезмерным истечением частиц души из тела, что делало душу – как устойчивую структуру духовных атомов в конкретном теле – смертной, однако сами атомы обладают субстанциональностью – вечностью, неуничтожимостью и независимостью от мира, что делает сам дух в природе бессмертным.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Сознание и самосознание. Сознание и проблема идеального 450 ₽ Реферат Сознание и самосознание. Сознание и проблема идеального 250 ₽ Контрольная работа Сознание и самосознание. Сознание и проблема идеального 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Синтез данных взглядов можно отметить у Аристотеля. Аристотель понимает под душой доступные для рефлексии психические процессы – чувственное восприятие, аффекты, потребности, абстрактное мышление, а также причину роста и движения живых существ от растений до человека. При этом душа состоит из многих частей, которые погибают вместе с человеком все, кроме одной – абстрактного мышления, являющегося идеальным, и составляющим часть космического разума.

Самосознание

С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление о самосознании.

Самосознание — существенный момент сознания, выражающий актуальную данность сознания субъекту, образ себя и отношение к себе. Самосознание включает понимание и оценку человеком своего знания, морального облика и интересов, мотивов поведения и идеалов, целостную оценку самого себя как чувствующего, мыслящего и деятельного суще­ства.

Гражданское самосознание (для сравнения)

Гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) — это осознание гражданами РФ их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества.

См. Указ Президента РФ от 06.12.2018 N 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666»

Главные функции самосознания (по М. Л. Ткачевой):

  1. познание себя;
  2. совершенствование себя;
  3. поиск смысла жизни как итог поисков смысла реальной деятельности.

Самосознание нельзя оторвать от социального окружения человека, его образа жизни и деятельности, требующих от него самоконтроля своих действий, принятие на себя ответ­ственности за них. В таком случае самосознание по самому глубинному признаку имеет изначально общественный характер.

При более конкретном анализе самосознания оказывается, что у уче­ных и философов нет единодушия в его объяснении.

Подходы к проблеме самосознания (в зависимости от времени появления самосознания в личностном бытии человека):

  1. Самосознание в его простейшей форме состоит в неясном чувство­вании собственного существования. Следовательно, простейшее самосо­знание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетли­вым представлениям предметов (В.М. Бехтерев — русский исследователь высшей нервной деятельности, основатель школы рефлексологии).
  2. Сознание и самосознание возникают одновременно, хотя и не сразу, от рождения, а по мере овладе­ния собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные (те, которые совершаются благодаря волевым усилиям лич­ности). К ощущениям, вызванным внешними предметами, всегда примешиваются ощущения от собственной активности организма (И. М. Сеченов — создатель русской физиологи­ческой школы).
  3. Самосо­знание – это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, и изменениями в отношениях с окружающими. Этот этап соответствует возрасту в два-три года, когда ребенок овладевает речью и предпринимает попытки самостоятельно действовать (советские психологи Л.С. Выготский и С. Л. Рубинштейн).
  4. Зарождение самосознания как процесс субъективного отделения от матери: дискомфорт, вызванный естественными телесными состояниями и отправлениями (голод, холод и т. д.), уменьшается у ребен­ка с появлением матери. Как следствие, он начинает выделять в мире мать, а себя отделять от нее (редставители психоаналитического подхода — З. Фрейд и его после­дователи).

Подробнее

Нет смысла критиковать эти подходы, ибо в каждом из них исследу­ется один или несколько реально существующих отношений и психиче­ских процессов. Вероятно, более целесообразно выделить этапы станов­ления самосознания и проследить последовательность их развития.

Все события, происходящие в видимой и внутренней жизни индиви­да, предполагают дифференциацию (отделение) человека от социального окружения (в первую очередь – семейного) и идентификацию (отождеств­ление, уподобление наиболее значимым личностям из этого окружения как образцам поведения, мышления и переживания). Идентификация и дифференциация выступают как взаимно противоположные тенденции, образующие внутренне противоречивое единство в формировании само­сознания индивида.

Если трактовать процесс развития самопознания как самовыделение субъекта из среды, то первым его этапом следует считать отделение обра­за предметов от образа собственного тела, его двигательной активности, положения тела в пространстве, ощущения внутренних органов. Анало­гично этому и человеческий индивид формирует образ самого себя. Ко­ренное отличие этого процесса заключается в его социальной, а не биоло­гической природе: человек действует, неизбежно познавая себя так же, как он познает свое окружение.

Но и само действование становится возможным лишь постольку, по­скольку у индивида формируется соразмерное его общественному суще­ствованию представление о себе самом. Такое представление включает в себя, во-первых, приобретение субъектом способности представлять свою внешность так, как ее видят другие, во-вторых, способность оценивать се­бя по образцам (меркам) других людей. В обоих случаях используют вы­ражение «принятие точки зрения другого на себя». Смысл его заключает­ся в том, что с самого момента рождения человек становится объектом отношений другого человека, прежде всего родителей. Отношение к ребенку предшествует его самоотношению, сознание его другими предшествует его самосознанию. В таком случае самосознание – это преобразованная и перенесенная во внутренний мир человека точка зрения на него как на субъект. Преобразованная точка зрения других является для человека «обобщенным, генерализованным другим», воплощением усвоенных че­ловеком социальных норм. Переход социальных норм во внутренний мир личности происходит в процессе общения и совместной деятельности с другими людьми, а самосознание человека выступает как присвоенное, перенесенное во внутренний мир человека сознавание его другими.

Первая ступень принятия точки зрения другого – это приобретение способности узнавать себя в зеркале. Известно, что это происходит не сра­зу, а в определенном возрасте, и момент такого узнавания можно истолко­вать как свидетельство зарождения самосознания. Узнать себя в зеркале значит выработать способность отождествить свою внешность, видимую другими, с самим собой; такое узнавание предполагает усвоение иной точки зрения, внешней по отношению к субъекту. У взрослых эта способ­ность становится автоматической. Например, если предложить человеку поместить на лоб изображение буквы «Е», то без предварительных ин­струкций он расположит ее так, чтобы воображаемый наблюдатель, стоя­щий к нему лицом, смог ее правильно прочесть. В то же время представ­ление человека о самом себе не совпадает полностью с точкой зрения дру­гих и с объективными свойствами его тела. Так, эксперименты с зеркалом, в котором можно «расширять» или «сужать» изображение, показали, что самокорректировка фигуры почти никогда не совпадает с «правильным», неискаженным отражением, а оказывается зависимой от самооценки чело­века, степени его самоуважения и других социальных факторов.

Еще один аспект принятия точки зрения другого относится к воз­никновению способности оценить себя, сформировать отношение к себе, опираясь на отношение родителей как социальной группы, в которой осуществляется первичная социализация. Были выделены типы отноше­ний родители-дети («любовь-враждебность», «самостоятельность-контроль»); разные формы реакций ребенка на родительское поведение («дополнительные» – проявление инициативы в ответ на предоставление самостоятельности, «защитные» – любовь в ответ на враждебность); зави­симость «взрослого» поведения от детского опыта общения с родителями. Таким образом, по содержанию усвоенного первичного социального опы­та можно вычленить: ценности, нормы как стандарты поведения и нормы-образцы, «шкалу» оценок и самооценок; образ самого себя как носителя определенных способностей и качеств; отношение к себе, эмоциональную и интеллектуальную оценку себя; чужую самооценку; интроекцию (пере­несение вовнутрь) способа регуляции поведения человека родителями и другими взрослыми.

Очень важным моментом становления самосознания является эмоци­ональная составляющая смысла «я». Эмоции представляют собою пережи­вания, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она знает, понимает, «открывает» относительно себя, т. е. разнообразные ее самоотношения. Эмоция выступает как способ прояснения и установления ценности человека для самого себя. Эмоциональная составляющая «я» включает многообразные и неодномерные процессы, затрагивающие важ­нейшие для человека типы его отношений с окружающими. Точно так же, как и другие элементы самосознания, они развиваются в процессе общения и благодаря ему; развитие чувств тоже проходит путь от интер-(межличностной) к интрапсихической (внутриличностной) функции. Сна­чала ребенок воспринимает чувства других людей (в первую очередь близ­ких родных), а в общении усваивает и саму структуру чувства.

Эта первичность межчеловеческих отношений в формировании эмо­ционального компонента самосознания позволяет исследовать эмоцио­нально-ценностный компонент самосознания по эмоциональному отно­шению человека к другому человеку. Известное «золотое правило» мора­ли («поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к те­бе») может и должно быть перевернуто: по отношению к себе ты поступа­ешь так же, как ведешь себя по отношению к другим. С другой стороны, отношение человека к самому себе опосредовано отношением к человеку другого человека и построено по принципам оппозиций симпатии-антипатии, уважения-неуважения, близости-отдаленности. Таким образом, самосознание трехголосо: оно предполагает переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого.

С точки зрения эффективности усвоения личностью социальных форм деятельности и социальных смыслов интересным представляется та­кой аспект самосознания, как интериоризация («овнутрение») элементов социальной структуры, завершающаяся формированием «я-образца», ин­тегральной самохарактеристики личности, содержащей наиболее предпо­чтительные, идеальные черты характера, физического и эмоционального облика. Этот процесс тоже лежит между полюсами идентификации и дифференциации. Суть его заключается не только в принятии определен­ных социально-ролевых обязанностей в качестве «подходящих» для ха­рактеристики человека, но и в нахождении внутри самой личности потен­ций и стимулов для успешного осуществления социальной деятельности, предписываемой этими ролями, а также в самоодобрении избранной стра­тегии поведения и деятельности.

В реальном бытии самосознание представляет собой чрезвычайно сложную структуру, отдельные элементы и системы которой находятся не столько в состоянии гармонии, сколько в конфликте и противоречиях, ко­торые обозначаются как «множественность смыслов «я», «конфликтность смыслов «я», «конфликтность внутриличностного диалога». Порождаю­щей причиной этих конфликтов является множественность объективно противоречащих друг другу форм деятельности, в которые включен инди­вид.

Выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, образуют разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание — динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах:

  1. самочувствие – элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей;
  2. осознание себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе;
  3. возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Электронная библиотека

Гуманитарные науки / Философия / 1.1. СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

Сознание – одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие «душа» шире понятия «сознание». Например, чувства – это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. Как синоним понятия «душа» мы можем употреблять понятие «психика». Как же можно определить сознание? Сознание

– это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи. Идея – это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея – это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель – это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию – специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно было лишено целеполагания, т.е. способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями.

Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется – биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым, подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяют

ся, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается.

Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро со­знания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные всплески, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой от­ношения к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т.п.).

Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания.

В основе всех психических процессов лежит память – способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

Движущей силой поведения и сознания людей является потребность – состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля – это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля – это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребности.

Неотъемлемой стороной сознания является самосознание. Самосознание

предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего «Я» от всего, что его окружает. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

В формировании самосознания существенную роль играют ощуще­ния человеком своего собственного тела, движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Продукты труда являются, как бы, зеркалами, из которых навстречу нам сияют наши сущности.

Познавая себя, человек, никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии

. Рефлексия – размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать

того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Рефлексия погружает нас в глубину нашей самости. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его природе, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными – от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания и поведения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]