Что такое самосознание
Что значит самосознание? Дословно это можно перевести как «знание себя» или «знания о себе». Термин пришел из философии. Уже нельзя сказать точно, кто ввел это понятие, но в психологии его связывают с именем Л.С. Выготского. Вот что автор называет знанием о себе: «осознание человеком себя как индивидуальности, направленность сознания человека на самого себя: на собственное тело, потребности, чувства, поведение».
Объясним простыми словами понятие самосознания, дадим определение из психологии, обозначим основные характеристики. В психологии знание личности о себе – это осознание субъектом себя как отдельной единицы, личности, участника общества и понимание своего места в мире.
Из каких частей состоит знание человека о себе? Из осознания и оценки человеком своих мыслей, поведения, желаний. Оно связано со многими другими «само»:
- самооценка;
- самоуважение;
- самоценность;
- самопомощь;
- самоанализ;
- самореализация и т.д.
Знание о себе основано на принятии человеком себя и осознании своей уникальности. От этого, в свою очередь, зависит поиск предназначения и самоопределение в жизни, убеждения и ценности личности, мировоззрение. Знание о себе помогает человеку оценить перспективы дальнейшего развития в жизни.
Определения самосознания из других наук практически не отличаются:
- В обществознании определение звучит так: «это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. А также это осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность».
- В философии определение сформулировано так: «это осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как автора деятельности. Это самосознание души.
Разберем особенности знания о себе. Восприятие человеком самого себя влияет на то, как складываются отношения субъекта с обществом. Но в то же время общество влияет на формирование самосознания личности.
Итак, в чем же проявляется социальная обусловленность самосознания? Разберем на примере. До 6-7 лет у ребенка еще не развито критическое мышление, поэтому вместо самооценки он ориентируется на оценку взрослых. С их слов ребенок определяет, какой он. Если родители убеждают его в том, что он плохой и недостойный, то ребенок вырастает с такой установкой. В будущем, выстраивая отношения с социумом, он придерживается именно этого убеждения, а потому ему попадаются плохие люди, манипуляторы, тираны.
Пример проявления самосознания из жизни: человек понимает, что для продвижения по карьерной лестнице ему не хватает усидчивости и мотивации. Он начинает анализировать, почему не хватает мотивации, сравнивает свои действия с моделями поведения успешных людей. В итоге он составляет план по развитию в себе нужных качеств и в скором времени добивается успеха.
Интересно! Иногда знание о себе называют способностью человека отделять и выделять себя из всего, что его окружает.
Самосознание и самооценка личности
Стимулом развития личности является самооценка. Она представляет собой эмоционально окрашенную оценку образа «Я», которая состоит из понятий субъекта о своей деятельности, поступках, собственных достоинствах и недостатках. В процессе социализации человека формируется способность к самооценке. Это происходит постепенно, по мере раскрытия личного отношения к действиям, основываясь на оценках окружающих и усвоения моральных принципов, вырабатываемых обществом.
Самооценку делят на адекватную, заниженную и завышенную. Люди с различными типами самооценки в одинаковых ситуациях могут вести сети себя совершенно по-разному. Они будут всячески влиять на развитие событий, предпринимая кардинально противоположные действия.
Завышенная самооценка попадается у людей с идеализированным представлением о своей важности для окружающих и значением личности, а также ценности. Такой человек переполнен гордостью и самолюбием, а потому никогда не признает собственные пробелы в знаниях, ошибки или неприемлемое поведение. Он ленив и зачастую становится агрессивным и жестким.
Очень низкая самооценка характеризуется стеснительностью, неуверенностью в себе, застенчивостью и не осуществлением своих талантов и умений. Такие люди обычно чересчур критичны к себе и ставят цели ниже тех, которых могли бы достичь. Они преувеличивают личные неудачи и не обходятся без поддержки окружающих.
У активных, энергичных и оптимистичных людей развивается адекватная самооценка. Она отличается разумным восприятием собственных способностей и возможностей, рациональным отношением к неудачам о соответствующем уровне притязаний.
Для самооценки важную роль также играет самоуважение, то есть личное мнение о себе, вне зависимости от мнений окружающих людей, и уровня компетентности человека в сильной области.
Уровни
Знание о себе предполагает формирование у человека Я-концепции – устойчивой системы представлений о себе. Это продукт самосознания. В Я-концепции можно выделить три уровня, их же называют уровнями самосознания:
- познавательный – представления человека о самом себе как личности, индивидуальности, познание и принятие всех своих особенностей;
- оценочный – чувство самоценности, собственной значимости, в том числе осознание человеком значимости и ценности его профессии, внешних особенностей, характера;
- поведенческий – поведенческие установки и отношение человека к собственной личности.
Эти элементы можно считать структурой самосознания. Однако в психологии в качестве структуры принято рассматривать другую систему.
Самосознание индивида и социальное поведение
Пожалуй, основные категории философии — материя и сознание
. Первый раскол между философами — произошло это ещё в Древней Греции — был связан именно с ними. Выделилось 2 основных направления:
материализм и идеализм
. Философы относили себя к тому либо другому, в зависимости от того, как отвечали на основной вопрос своей науки. Что первично: материя или сознание?
Материя
— объективная реальность, данная нам в ощущениях. Объективная, значит, существующая независимо от нашего знания о ней и нашего к ней отношения. Её можно увидеть, услышать, пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Непосредственно собственными органами чувств или усилив их приборами.
Сознание
— субъективный образ объективного мира. То есть
материя
— одна на всех, а
сознание
— у каждого своё, собственное. Мы по-разному представляем себе окружающий нас мир, одни и те же, по сути, предметы и явления. И это составляет серьёзную проблему. Ладно, спорят материалисты и идеалисты. Они, по крайней мере, в драку друг с другом почти не вступают, ограничиваются организованными дискуссиями. Несовпадения во взглядах на мир могут привести к гораздо более тяжёлым последствиям. И потом, мы никогда не можем быть до конца уверены в том, что отражаем материю абсолютно правильно, или лучше сказать, адекватно. То есть такой, какая она есть на самом деле. Например, мы знаем, конечно, что Земля вращается вокруг Солнца.
Но если бы вам об этом не рассказали заслуживающие доверия источники, то что бы вы думали? Просто глядя на восходы и закаты?
Но если всё так сложно с отражением в нашем сознании объективной реальности, то что уж говорить об отражении самого себя. А это и есть самосознание. Осознание
субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще. Осознание своего взаимодействия с окружающим миром. Осознание своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
Самосознание
— субъективный образ самого себя.
Человек не рождается с готовыми знаниями о чём бы то ни было. В том числе и о самом себе. Он познаёт себя в течение практически всей жизни. Часто этот процесс так и не удаётся полностью завершить.
Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя.
Такой итог процессу самопознания подвёл французский поэт середины 15 века Франсуа Вийон
в «Балладе примет».
Психологи считают, что отделение самого себя от окружающего мира начинается в возрасте 5-8 месяцев. Ребёнок начинает отличать свои органы — ручки, ножки — и тело в целом от других предметов. Основным источником знаний обо всём на свете, в том числе и о себе, являются взрослые. Они дают ребёнку имя, учат откликаться на него, произносят названия разных вещей и событий.
Открытие себя, как отдельного «Я», начинается после первого года жизни. Но ещё некоторое время ребёнок продолжает называть себя не личным местоимением первого лица, а по имени. Так как это делают родители и другие близкие люди.
В возрасте 2-3 лет мальчик или девочка впервые произносят «Я сам!» или «Я сама!». Это очень важный момент в процессе самопознания. Ребёнок осознал себя как деятеля, способного совершать самостоятельные поступки. Независимо от окружающих.
Приблизительно к семи годам формируется умение давать себе оценку. То есть смотреть на себя со стороны. Сравнивать свои действия, способности, внешность с тем, что есть у других. Большую роль в формировании самооценки
играют те высказывания, которые ребёнок слышит в свой адрес со стороны взрослых. Чем старше он становится, тем большее значение имеет мнение сверстников.
Самооценка
может быть как адекватной (то есть соответствовать реальным возможностям), так и
неадекватной
: завышенной или заниженной. И то, и другое не очень хорошо. Преувеличенное представление о своих способностях и возможностях — основа для формирования заносчивости, пренебрежительного отношения к окружающим, эгоизма. Столкновение с неудачами в деятельности может привести к серьёзному психологическому кризису. Человек может потерять уверенность в себе. Или озлобиться, виня во всех своих проблемах окружающих.
Если же индивид
недооценивает себя, это может привести к заниженному уровню притязаний, что помешает самореализации. Кроме того, низкая самооценка зачастую провоцирует девиантное (то есть отклоняющееся) поведение. Но об этом чуть позже.
Американский психолог и психиатр Эрик Бёрн
так объяснял влияние самооценки на отношение к жизни и окружающим. Все люди, писал он, делятся на принцев и лягушек. Принцы воспринимают и принимают себя такими, какие есть. Проблемы и неудачи не принижают их в собственных глазах. Они ищут их причины и пытаются больше не повторять своих ошибок. Так же и превосходство окружающих в чём-либо — не повод для зависти. Принцы — счастливые люди. И они способны доставлять счастье другим.
Лягушкам же всегда что-то или кто-то мешает жить. Они всегда находят, чему позавидовать и в чём разочароваться. Лягушки очень зависимы от мнения других людей и вечно озабочены тем, что о них подумают. Они не доверяют окружающим, всегда ждут от них какого-то подвоха. Успешность в жизни они связывают не с действиями и достоинством людей, а с везением, случаем. Поэтому не видят нужды анализировать причины своих неудач. И вновь и вновь наступают на одни и те же грабли.
Вы узнали себя в лягушке? Не расстраивайтесь! Все мы рождаемся лягушками: слабыми, зависимыми от других. Никогда не поздно начать превращаться в принца. Главное осознать, что мы есть, и какими хотим стать. Кстати, лягушки делятся на серых, зелёных и коричневых. Но об этом, если хотите, прочитайте сами.
До сих пор мы говорили о влиянии на самооценку извне. Но человек
— активное существо. Он способен изменять окружающий мир и самого себя. Существует формула самооценки, предложенная американским философом и психологом
Уильямом Джеймсом
. Он считал, что её можно представить в виде дроби, в числителе которой успех, а в знаменателе — притязания личности. Наверняка, вы достаточно знаете математику, чтобы сообразить, какие вырисовываются пути для повышения самооценки. Можно повысить успех, то есть добиться ряда поставленных целей. Можно понизить притязания, признавшись себе, что что-то просто вам не по силам, и в этом нет ничего страшного. Сам
Джеймс
считал более предпочтительным второй путь. Он утверждал, что стремление к постоянному повышению успешности наших действий слишком обременительно для нашего Я. А вы что думаете по этому поводу?
Любая работа над собой основывается на знании себя. Процесс самопознания
— штука сложная. Человек одновременно выступает и как субъект и как объект познания. А если субъекту не понравится знание каких-то вещей об объекте? Вдруг мы вынуждены будем признаться себе, что какие-то наши действия были вызваны отнюдь не благородными мотивами? Что у нас нет способностей, в наличии которых мы были уверены? Или они развиты не так сильно, как мы надеялись? Другие это могут отчётливо видеть. А нам захочется это признавать?
Многие люди не могут изменить что-то в себе, потому что не привыкли осуществлять рефлексию
. Анализ собственных чувств, мыслей и поступков. Мы получаем информацию о своих способностях, качествах личности в процессе деятельности и общения. Но без анализа этой информации, рефлексии, мы не сможем её использовать.
Наблюдая за собой и другими, анализируя, сравнивая, исповедуясь перед собой, мы поймём одну очень интересную вещь. Нет единого, постоянного образа Я. Он, этот образ состоит из множества элементов, иногда противоречащих друг другу. Русский советский поэт Николай Заболоцкий
писал:
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, —
Не я один. Нас много. Я — живой.
Может быть, он ничего не знал о «Я-концепции», которую предложили психологи Абрахам Маслоу и Карл Рождерс
. Но суть идеи передал довольно точно.
«Я-образ» — это система представлений индивида о самом себе, осознаваемая часть личности. Результат рефлексии.
«Я-реальное» — то, какой я есть, как мне кажется.
«Я-идеальное» — то, каким бы я хотел быть и стремлюсь к этому.
«Я-фантастическое» — то, каким бы я хотел стать, если бы всё было возможно.
«Я-ожидаемое» — то, каким меня, по моему мнению, хотят видеть окружающие.
«Я-представляемое» — то, каким бы я хотел выглядеть в глазах других людей.
И много других «Я».
Наша самооценка
, представления о себе, о том, какими мы должны быть, как необходимо поступать в тех или иных ситуациях, определяют наше социальное поведение.
Поведение
— это совокупность поступков человека, которые он совершает в некий период времени, достаточно продолжительный. Как в стандартных, повторяющихся обстоятельствах, так и в изменяющихся условиях.
Вспомним, что поступок
— личностно значимое действие человека. Оно представляет собой единство мотивов, намерений, целей, средств и последствий.
Социальное поведение рассчитано на определённую реакцию со стороны отдельных людей или общества в целом. Социальные действия совершаются с целью оказать влияние на окружающих.
У социального поведения существует много разновидностей. Во-первых, можно выделить адекватное и неадекватное
. Адекватное соответствует требованию ситуации и ожиданиям окружающих. Какие виды социального поведения можно считать адекватными?
Ответственное поведение
. Когда человек берёт на себя некие обязательства и исполняет их надлежащим образом. Ответственный подход к делу включает в себя следующие элементы:
§ уяснил поставленную задачу;
§ поставил конкретную цель;
§ разработал план действий (при этом предусмотрел возможные его изменения);
§ выбрал нужные средства — ресурсы, необходимые для реализации цели;
§ и сделал.
Правильным
называют поведение, которое соответствует принятым нормам и способствует достижению желаемой цели.
Помогающее
поведение — действия во благо других людей, за которые не ожидается похвалы или вознаграждения. Делиться, дарить, помогать, подбадривать.
Синтонное
поведение. Этот термин, скорее всего новый для вас. Он имеет латинское происхождение. «Синтонное» может быть переведено как «созвучное». Такое поведение противопоставляют конфликтному. Это уважение к интересам и потребностям партнёров по общению и деятельности. Внимательность, тактичность. Синтонное поведение предупреждает межличностные конфликты. И помогает цивилизованно решить конфликты деловые.
Адекватным
можно считать и конформное поведение. Подверженность человека влиянию окружающих. Когда под реальным или воображаемым давлением группы, социума он меняет своё поведение или мнение о чём-то.
Многие люди склонны к конформизму
. Это одно из следствий социальной сущности человека. Мы понимаем, что можем существовать лишь как часть общества. И, естественно, хотим под него подстроиться. Поскольку конформное поведение соответствует ожиданиям окружающих, мы относим его к разновидностям адекватного. Но стремление во что бы то ни стало сохранить согласие с большинством, «не высовываться», может увести от целей, которые человек стремиться достичь.
Перейдём к характеристике разновидностей неадекватного поведения
.
Это ошибочное поведение
, как противоположность правильному. И
конфликтное
— противовес синтонному.
Слышали ли вы о виктимном поведении
? Нечасто встречающийся термин. В английском языке
victim
— жертва. Речь идёт о действиях человека, которые провоцируют нападение. Он не хочет неприятностей для себя, но поступает бездумно и просто притягивает их к себе. Если у вас есть привычка доставать на улице пачку денег и пересчитывать её, ваши шансы быть ограбленным значительно повышаются. Такое поведение жертвы, разумеется, не оправдывает преступника. Но является с её стороны крайне легкомысленным.
Демонстративное поведение
основано на стремлении привлечь к себе внимание окружающих, независимо от их желания и потребностей. Иногда демонстративное поведение — рациональный способ решить какую-то проблему. Скажем, женские слёзы у многих мужчин, подсознательно ощущающих себя защитниками более слабых, — вызывают непреодолимое желание что-то сделать, уступить. Только бы они прекратились. Демонстративно могут вести себя харизматичные политики. Это помогает увлечь своих приверженцев, завоевать популярность. Одна из заповедей публичного человека: Пусть обо мне говорят плохо, чем вообще не вспоминают. Но чаще всего демонстративное поведение — показатель наличия серьёзных психологических проблем.
Девиантным
(от английского
deviation
— отклонение) называют поведение, не соответствующее официально установленным нормам. Или сложившимся нравственным образцам и традициям. Не любое отклоняющееся поведение приводит к вредным последствиям и осуждается обществом. Нестандартные действия могут способствовать более эффективному решению какой-либо проблемы. К девиантным обычно относят те поступки, которые подлежат исправлению, наказанию или лечению. Более подробно об этом вы будете говорить при изучении раздела «Социальные отношения».
Делинквентное
поведение
— разновидность девиантного.
Delictum
в латинском языке — проступок. Это противоправные, нарушающие правовые нормы действия. Наибольшую общественную опасность имеют преступления.
Структура самосознания
Что входит в структуру самосознания? В структуру самосознания личности входят следующие элементы:
- Когнитивный компонент или самопонимание. Это познание человеком самого себя и разработка Я-образов. Обычно выделяют четыре: Я-реальное (какой человек есть), Я-идеальное (каким хотел бы и может быть), Я-фантастическое (каким мечтает быть, если бы у него не было никаких ограничений) и Я-зеркальное (каким человека видят окружающие по его мнению).
- Эмоционально-оценочный компонент или самоотношение. Принятие или непринятие себя, уверенность или неуверенность, чувство самоценности или обесценивание себя – все это и подобное входит в этот элемент. В общем, это эмоциональное и оценочное отношение человека к самому себе: самооценка, самоуважение, самопринятие. Оно формируется на базе общественных норм и стереотипов, стандартов. А также на основе сравнения человеком себя с другими людьми.
- Поведенческий компонент или саморегуляция. Это стремление вписаться в общество, быть принятым и понятым, соответствовать его нормам, стать уважаемым лицом и ценной единицей.
- Самоактуализация. Этот компонент обеспечивает реализацию и саморазвитие человека. Признаки здоровой самоактуализации личности: жизнь «здесь и сейчас», занятие любимым делом, беспрерывное саморазвитие, открытость новому, честность с собой и другими, ответственное и осознанное отношение к жизни, уверенность в себе.
- Уровень притязаний. Это желание покорить такие цели, которые находятся чуть дальше, чем зона актуального развития, то есть чуть сложнее того, что уже покорилось человеку.
Согласно другим источникам, главные компоненты самосознания выглядят так:
- Самопознание (интеллектуальный аспект). Формируется через самонаблюдение и самооценку.
- Самоконтроль (саморегуляция). Обусловлено самооценкой. Чем устойчивее и адекватнее самооценка, тем выше уровень самоконтроля.
- Самосовершенствование. Работа с Я-образами.
Формирование подструктуры связано с уровнем развития самосознания. Проанализируем структуру через схему:
Обратите внимание! Знание о себе – это один из этапов развития сознания. А сознание – это способность человека субъективно переживать и трактовать события внешнего и внутреннего мира.
Структура Я-концепции
Вместе с этим если рассматривать продукт самосознания – образы Я, то можно выделить:
- Я реальное (какой я есть сейчас);
- Я идеальное (каким я могу стать в соответствии с возможностями);
- Я фантастическое (каким бы я мог стать, если бы это было возможно).
Противоречие Я-идеального и Я-реального может послужить как толчком к саморазвитию, так и вызвать дисгармонию личности. Стоит отметить, что самосознание – динамическая структура. Она склонна к изменениям и трансформациям Я-образов.
В некоторых теориях встречается более широкая классификация Я-образов. Выделяется:
- Я-реальное;
- Я-идеальное;
- Я-потенциальное;
- Я-личностное;
- Я-деятельностное (профессиональное, внепрофессиональное).
В других трудах, например, Ш. Самуэль можно встретить понятие:
- Я-телесного;
- Я-настоящего (наличного, актуального);
- Я-динамического;
- Я-фантастического;
- Я-вероятного;
- Я-идеализированного;
- Я-представляемого;
- Я-идеального;
- Я-будущего (возможного).
Я-телесное
Каждый человек имеет ощущение собственного тела, которое может отличаться от отображения в зеркале. Под этим подразумеваются сигналы, посылаемые в мозг о расположении частей тела, их форме и длине. В рамках Я-телесного можно дополнительно выделить:
- реальное восприятие с точки зрение субъективной функциональности;
- внутренние факторы, вызванные переживаниями личности или трудными ситуациями;
- социальные факторы, то есть реакции окружения и интерпретация этих реакций личностью;
- идеальный образ тела как результат совокупности всех факторов, сравнения и ощущения личностью своего тела.
Настоящее Я
Совокупность представлений человека о себе в настоящий момент времени (каким он себе кажется). Однако это представление не обязательно соответствует объективной реальности. Я-настоящее обеспечивает гибкость реакций в ответ на изменяющиеся условия внешней среды. Оно позволяет выбирать личности цели, стратегии поведения, притязания и другое.
Я-динамическое
Отражает представления личности о ней, но в проекции, то есть о том, каким человек хочет стать (цель). Зависит от социального статуса человека, возможностей и успехов. Я-динамическое склонно к изменениям, на которые оказывают влияние успехи и неуспехи личности, идентификация со значимыми и идеальными (в представлении человека) людьми, представления о желаемых ролях и статусе.
Я-фантастичекое
По сути это мечты человека, представления о том, каким бы он был, если бы все было возможно. Как правило, этот компонент существует только до юношеского возраста, а по мере взросления человека начинает активно сворачиваться.
Я-идеальное
Представления человека о том, каким бы он должен был стать, исходя из усвоенных норм и ценностей общества. Зависит от морального развития личности, нравственной зрелости и социализированности. Формируется в процессе идентификации человеком себя с людьми (героями), которыми он восхищается.
Если Я-идеальное не переходит в динамическое, а затем в настоящее, то, вероятнее всего, распадется совсем. Это опасно разочарованием и фрустрацией.
Я-возможное (будущее)
Представления человека о том, каким он может стать. Чаще всего отличается от идеального Я. Формируется на основе реального положения человека, реального статуса, возможностей и роли.
Я-идеализированное
Представления человека о том, каким бы ему хотелось быть именно сейчас, каким бы ему было приятно себя видеть. Это приходящий компонент, зависящий от конкретной ситуации.
Я-представляемое
Образы, создаваемые и выставляемые личностью специально на показ, чтобы скрыть нежелательные (отрицательные на ее взгляд) черты, качества Я-настоящего. Я-представляемое выполняет роль защиты и адаптации.
Чаще всего Я-представляемое близко к Я-идеальному, но если эти компоненты разнятся и не приближаются, то возникают проблемы во взаимоотношениях человека, а позже личность подвергается разочарованию и фрустрации. Признак такого несоответствия и начинающейся фрустрации – смущение.
Я-фальшивое
Представляет собой искаженное Я-настоящее, то есть самообман личности. При частом воспроизведении фальшивых, но желательных черт личность:
- боится негативной самооценки;
- ожидает негативного отношения извне;
- не способна к поступкам, питающим самоуважение.
От Я-фальшивого включается множество защитных механизмов личности, которые в итоге приобретают патологический характер. Искажается все самопознание, а затем познание и восприятие межличностных отношений.
Функции самосознания
Какие функции и роли выполняет знание человека о себе? В психологии принято выделять следующие функции самосознания:
- Функция развития и самосовершенствования. Потребность в самореализации толкает личность на путь позитивных изменений, превращение Я-идеального образа в Я-реальный.
- Экзистенциальная функция. Самосознание помогает человеку найти смысл и цель жизни.
- Регулятивная функция. На основе своего самосознания человек выстраивает отношения с социумом, регулирует и организует свое поведение, деятельность.
- Интегративная функция. Человек ищет баланс между личным и общественным, внутренним и внешним миром.
- Защитная функция. Несмотря на стремление к позитивным изменениям, человек в то же время борется за сохранение привычного образа Я. В жизни это выглядит, например, как отстаивание личных границ.
Функции самосознания проявляются как по отдельности, так и вместе.
Какую роль играет система знаний о самом себе в жизни человека, становлении его личности? Главную. Чем лучше человек понимает и знает себя, тем эффективнее он выстраивает свою жизнь. Знание о себе дает возможность работать над собой, развиваться, самосовершенствоваться.
Чувство национального самосознания
Чувство национального самосознания — это комплекс идей, включающих определённые взгляды, которые выражает человек (как осознанно, так и неосознанно, порой стихийно). Эти взгляды касаются его принадлежности к той или иной этнической группе.
Кроме личной принадлежности к нации, для людей, глубоко интересующихся историей своего народа, характерны любовь к краеведению и чувство гордости, испытываемое по причине своей причастности к конкретной национальности.
Чувство национального самосознания формируется у человека с раннего детства, когда он постоянно слышит из уст близких людей язык, который становится для него родным. Семья — первый источник формирования национального самосознания. В дальнейшем на него оказывают большое влияние обучение в школе и других учебных заведениях, природа, обычаи и традиции родного края. Немаловажную роль играет и уровень патриотического воспитания, принятый в государстве или стране.
Как уже было отмечено в определении, компоненты, с помощью которых человек выражает свою причастность к этнической группе, бывают осознанными и неосознанными, иными словами — рациональными и эмоциональными. Под рациональными компонентами понимают комплекс логических связей: например, индивид чётко знает, к какому народу он принадлежит, потому что он родился в конкретной стране и семье. Что касается эмоциональных компонентов, речь идёт о переживании некой личной сопричастности к другим представителям своей национальности. Оно происходит спонтанно и не всегда поддаётся сухим логическим определениям.
Формы
Знание личности о себе – это система представлений человека о самом себе, своих психических и физических состояниях. Существует несколько форм самосознания.
По типологии В.В. Миронова формами самосознания являются:
- Самочувствие. Это осознание человеком своего тела и его места, участия в мире.
- Самоидентификация. Отнесение человеком себя к какой-либо социальной или культурной группе.
- Личностное знание о себе. Человек осознает себя как кого-то похожего на других людей, но в то же время отличного от них. Вместе с этим приходит осознание свободы действий и ответственности за них. На фоне этого в работу включается самоконтроль и самооценка.
Иногда эти формы называют уровнями самосознания человека. Первая форма – низший уровень, третья – высший.
Кроме форм в психологии принято выделять виды или типы самосознания:
- Общественное или социальное. Это комплекс коллективных убеждений, представлений об обществе в определенный период времени.
- Частное. Это осознание человеком отдельных аспектов себя. Например, когда субъект смотрит в зеркало и видит свое лицо.
- Нравственное. Это система моральных образов и идеалов, к которым стремится человек.
Все типы тесно связаны между собой.
Функции и цели
Цели:
- Познание, переживание внутреннего мира.
- Отражение мира.
- Изучение чувств, эмоций.
- Преодоление психологических барьеров, страхов, которые мешают развиваться, перекрывают определенные сферы жизни.
Главная функция самосознания — оценка себя со стороны, изучение личных мотивов, результатов поступков. Дополнительные задачи:
- интерпретация опыта;
- определение ожиданий;
- обеспечение внутренней согласованности;
- выявление личных границ.
Самосознание должно обеспечить сознательную адаптацию индивида по отношению к окружающей среде. После изучения личных особенностей индивид может изменяться для достижения идеала. Если индивид заблуждается относительно своих качеств и поступков, он столкнется с трудностями и разочарованиями.
Как формируется самосознание
Проблема самосознания сложная. В психологии ее рассматривают с разных сторон. Например, изучают становление знания о себе соответственно возрастным изменениям человека.
Как формируется самосознание по мере взросления человека (этапы развития знания о себе):
- От 0 до 1 года. Возникает зачаточное знание о себе. Ребенок понимает, что он существует. Первый уровень развития самосознания характеризуется осознанием биологических потребностей: в еде, воде, уходе.
- От 2 до 3 лет. Аллопсихическое знание о себе. Ребенок начинает видеть в себе самостоятельную личность, отделять свои действия от действий других людей.
- От 4 до 7 лет. Формируется самотопсихическое знание о себе, то есть ребенок уже может оценить, понимает и распознает свои физические состояния, эмоции, чувства.
- От 8 до 17 лет. Формирование самосознания заканчивается. У юноши возникает устойчивая система представлений о самом себе.
В дальнейшем знание о себе не формируется, а видоизменяется. Таким образом, самосознание личности в основном складывается к 17 годам.
Что влияет на формирование самосознания? На формирование знания о себе влияет значимое окружение, общество в целом, оценка субъекта другими людьми, статус в группе сверстников, оценка человеком самого себя, соотношение образов Я-реального и Я-идеального.
А вот, в чем состоят предпосылки формирования самосознания:
- сознание человеком своей схожести с другими людьми;
- сознание своего Я как активного начала;
- сознание человеком своих психических свойств и качеств;
- формирование системы социально-нравственных установок.
Л.С. Выготский полагал, что развитие структуры самосознания происходит по схеме, близкой к развитию высших психических функций.
Самосознание и развитие личности
Самосознание личности не является качеством, присущим человеку при рождении. Оно проходит долгий период эволюции и усовершенствования. Тем не менее, первые зачатки идентичности наблюдаются в младенческом возрасте. В целом, развитие самосознания личности проходит несколько последовательных стадий, которые символично можно разделить на следующие:
1 стадия (до года) — выделение ребенком себя от мира людей и предметов. Поначалу он не выделяет себя среди окружающих, не отличает собственные движения от тех, что осуществляются родными при уходе за ним. Игры – первое время с ручками и ножками, а затем с объектами внешнего мира, которые указывают на первичное различение ребенком активной и пассивной собственной роли в моторной деятельности. Этот опыт дает ребенку возможность осознать собственный потенциал. Возникновение и развитие детской речи имеет особое значение. Это фактически вливает его в сферу отношений с окружающими людьми.
2 стадия (1-3 лет) – ознаменовывается напряженным и значительным психическим развитием. Самосознание личности ребенка связано с порывами к выполняемым действиям и координированием их во времени. Противопоставление себя окружающим зачастую негативное. Именно с этого, несмотря на не безупречность и неустойчивость этих первых форм мотивации, начинается различение духовного «Я» ребенка.
3 стадия (3-7 лет) – развитие осуществляется плавно и равномерно. На третьем году жизни ребенок перестает говорить о себе в третьем лице, желает испытать собственную независимость и противопоставить себя окружающим. Эти попытки завоевания личностью самостоятельности приводят к ряду конфликтов с окружающими.
4 стадия (7-12 лет) — продолжают накапливаться резервы, и процесс самосознания происходит без ощутимых кризисов и скачков. Отмечаются яркие и существенные изменения в сознании, связанные, прежде всего, с изменениями социальных условий (школа).
5 стадия (12-14 лет) — ребенок вновь начинает интересоваться собственной личностью. Развивается новый кризис, когда ребенок стремится отличаться и противопоставлять себя взрослым. Ярко выражено социальное самосознание.
6 стадия (14-18 лет) — имеет особую значимость, поскольку именно здесь личность поднимается на новый уровень и сама неизмеримо влияет на дальнейшее становление самосознания. Найти себя, собрать знания о собственной идентичности является первостепенной задачей. Это знаменует начало зрелости.
Развитие самосознания
Развитие самосознания человека начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Представим тезисно план развития самосознания:
- осознание ребенком самого факта своего существования (на физическом уровне через ощущения, осознание себя в своем физическом теле);
- выделение ребенком себя из окружающего мира, общества;
- осознание ребенком своих эмоций, чувств и желаний;
- развитие самооценки (оценка действий, поступков, поведения, личных качеств);
- способность определять психические состояния, распознавать чувства и мотивы;
- осознание достоинств и недостатков и других индивидуальных особенностей, разработка образов Я-реального и Я-идеального;
- формирование чувства самоценности, которое не зависит от внешних обстоятельств.
В классификации отечественного психолога и философа С.Л. Рубинштейна выделены такие этапы развития самосознания человека:
- интерес к телу и овладение им;
- освоение произвольных движений;
- обучение самообслуживанию;
- восприятие своего Я через призму прошлого, настоящего и будущего;
- формирование самосознания, его принятие человеком.
Знание о себе формируется через самопознание и самоанализ. А также люди познают себя через общение с другими людьми. Причем это первый фактор, влияющий на становление самосознания. До трех лет дети не распознают себя как отдельного уникального человека. И только с трех лет человек начинает отстаивать свою уникальность, искать баланс между ней и схожестью с другими людьми. Пик поисков приходится на подростковый возраст.
Признаки развитого самосознания:
- осознание себя как активного существа или чувство деятельности;
- ежеминутное ощущение внутреннего единства, целостности;
- осознание идентичности;
- осознание уникальности.
Эти же критерии помогают оценить развитость знания человека о самом себе.
Ошибки в развитии самосознания
Процесс формирования самосознания можно определить как кризис идентичности – поиск человеком своего предназначения, места и роли в обществе. Если кризис разрешается неблагополучно, то есть, у человека не формируется здоровая Я-концепция, самооценка и другие элементы самосознания, то возникают следующие отклонения:
- человек избегает близких отношений, самоизолируется от общества, замыкается в себе;
- человек отказывается взрослеть, боится любых перемен;
- человек неадекватно воспринимает время (искажена хроноцепция);
- человек не может определиться в жизни, растрачивает свои силы и потенциал на множество маловажных дел и сомнительные виды деятельности;
- человек не принимает себя, выбирает негативные примеры для подражания.
Кроме этого, ошибки в процессе формирования знания о себе приводят к зависимости от чужого мнения, искаженному восприятию человеком своей внешности или внутреннего мира. В особо запущенных случаях развиваются психические расстройства.
Самосознание личности в психологии
Понятие самосознания настолько сложно и многогранно, что в психологии до настоящего времени нет единой концепции его понимания. Синонимами слова являются: «Я самость», «Я-концепция», «самоидентичность».
Основы понятия сформулированы С.Л. Рубинштейном, который указал на возможность самосознания понимать себя, личное окружение и существующую структуру взаимоотношений с людьми.
По мнению С.В. Выготского, сознание себя оформляется у человека к концу подросткового возраста. Он связывает этот процесс с умением рефлексировать (размышлять, раздумывать), которое формируется к семи годам.
Согласно теории В.С. Мерлина понимание себя состоит из следующих составляющих:
- Отличительные особенности от других субъектов и объектов.
- Понимание собственных эмоций, наличие самооценки.
- Осознание себя в качестве субъекта деятельности.
В качестве критериев самосознания в психологи выделены:
- Обособленность личности от окружающей среды (материальной и социальной).
- Понимание возможности управления самим собой – поступками и мыслями.
- Примерка на себя видимых качеств других людей.
- Способность видеть свои потребности и глубинные мотивы поступков.
- Осознание собственных черт характера и признаков личности, как имеющихся, так и желаемых.
Кроме того, в рамках самосознания в психологии выделяется такой фактор, как отношение к другим людям, оно тоже может быть различным.
Эгоцентрический слой предполагает, что индивид формирует отношение к окружающим сообразно их отношению к себе. То есть, если меня любят, то и я люблю, если уважают, то и я буду уважать.
Группоцентрическая стадия отношений базируется на принципе: «Если человек относится к определенной группе, то он правильный». Предполагается, что в эту же группу входит сама личность.
Просоциальным подходом обеспечивается понимание ценности любого человека, его принятие со всеми недостатками.
На высшем, эстохолическом уровне другие люди рассматриваются как часть духовного мира, позиционируется гуманность и терпение в отношении к любой личности.