Сознание и самосознание
Сознание , высшая функция мозга, свойственная в живой природе только человеку.
Эта функция непосредственно связана с речью и выражается в способности мозга воспринимать, отражать и перерабатывать поступающую из окружающей действительности информацию, в умении планировать действия и предвидеть их результаты, в способности контролировать и регулировать поведение.
Сознание состоит из различных компонентов: внимания, памяти, воли. Каждый из них выполняет определенную функцию. Так, внимание позволяет усваивать информацию, поступающую извне.
Память способствует уяснению этой информации и способности ее применения в дальнейшем. А воля помогает нацеливать себя на достижение поставленных задач и получение желаемых результатов.
Разум помогает человеку познать окружающий его мир, успешно функционировать в обществе.
Приобретая знания о самом себе, о других людях, о природе, о закономерностях общественной жизни, человек получает возможность успешно социализироваться в своей среде обитания.
Также благодаря сознанию становится возможным проявление воображения. Люди могут не только воспринимать реальные предметы и явления, но и воспроизводить у себя в уме любые желаемые образы.
Именно это свойство психики позволяет создавать произведения искусства, делать научные открытия.
При помощи сознания человек оценивает свои поступки, их соответствие существующим требованиям.
Он вырабатывает принципы самоконтроля, регулирования своего поведения.
Сознание позволяет как ориентироваться в настоящем, так и прогнозировать будущее , строить планы, предвидеть развитие событий.
Самосознание , особая высшая форма мышления. Оно позволяет воспринимать себя как физический организм, как личность, с присущими ей качествами, установками, эмоциями и чувствами.
У человека появляется возможность не только объективно оценивать собственные индивидуальные черты, но и успешно интегрироваться в окружающую обстановку.
Благодаря наличию самосознания человек получает возможность постоянного саморазвития и самосовершенствования. Он свободно определяет свои желания, потребности.
Сущность феномена сознания
А. Н. Леонтьев занимался исследованием закономерностей психического развития. Он осуществлял это в контексте материалистического понимания психики в качестве высшей формы отражения объективной реальности (деятельностный подход). При исследовании вопроса происхождения ощущения и механизмов чувственного отражения Леонтьевым были выделены и охарактеризованы основные этапы развития психики.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В своей эволюции психика проходит ряд этапов, которые начинаются с сенсорного, а завершаются перцептивным и далее интеллектуальным этапом. В завершение происходит формирование сознания. Сознание представляет собой особенность психики, которая становится продуктом общественно–исторического развития. Возможность существования сознания связана с применением и производством орудий труда, началом использования элементов языка, знаний и норм поведения в обществе.
Для объяснения возможностей совершенствования психики человека на основании общественного опыта И.П. Павловым было введено понятие первой и второй сигнальной системы.
Первая сигнальная система представляет собой тип сигнальной системы, предполагающий ориентировку животных на непосредственный раздражитель (например, зрительный, слуховой, тактильный сигнал, связанный с приспособительными условными и рефлекторными реакциями).
Вторая сигнальная система в большей степени концентрируется на знаковых, прежде всего словесных, сигналах. На их основе происходит формирование временных нервных связей.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Сознание как высший уровень психического отражения 470 ₽ Реферат Сознание как высший уровень психического отражения 220 ₽ Контрольная работа Сознание как высший уровень психического отражения 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Для людей характерно объединенное действие этих двух сигнальных систем. По этой причине И. П. Павлов предложил рассматривать специфические типы высшей нервной деятельности с преобладанием соответствующей системы. В зависимости от этого художественный тип определяется в качестве преобладания первой сигнальной системы, мыслительный — второй системы. Средний тип уравновешен по данному признаку.
Происхождение
Существует две ключевых концепции:
- Идеалистическая. Сознание появляется в природе человека без вмешательства каких-либо земных законов. Существуют различные попытки объяснения подобного подхода. Так, Кант придерживался мнения, что разум существует в Боге и в момент появления человека на свет вселяется в него. С религиозной точки зрения человек изначально рождается без сознания, но в первые недели его жизни оно проникает внутрь тела вместе с душой.
- Материалистическая. Разум является результатом появления у человека способности отражать все многообразие окружающей действительности. Данная концепция представлена тремя основными теориями: трудовой, теорией генетической ошибки, теорией бифуркации.
В основе трудового подхода лежит теория происхождения видов Ч. Дарвина. Причина развития способностей кроется в совместном труде людей, появлении необходимости применения речи для общения между собой.По теории генетической ошибки человек стал результатом сбоя эволюционной программы развития. А теория бифуркации делает упор на возможность мощного скачка в развитии природы, в результате которого появился человек со сформированным мышлением.
Сознание как высшая ступень развития психики
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
«Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (К. Маркс).
Выделяют следующие свойства сознания:
- построение отношений,
- познание,
- ]переживание.
Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.
Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).
I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:
- биодинамические свойства движений, опыт действий;
- чувственные образы.
II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:
- значение;
- смысл.
Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком (это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия).
Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.
В бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания).
Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание:
- рождается в бытии,
- отражает бытие,
- творит бытие.
Функции сознания:
- отражательная,
- порождающая (творчески-креативная),
- регулятивно-оценочная,
- рефлексивная (основная функция, характеризует сущность сознания).
В качестве объекта рефлексии может выступать:
- отражение мира,
- мышление о нем,
- способы регуляции человеком своего поведения,
- сами процессы рефлексии,
- свое личное сознание.
В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Многие наблюдения психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание, и они таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача у правления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Недаром известный психиатр Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне. Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, не понятное ни для него самого, ни для окружающих. Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.
Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами — вербализовать. Выделяют:
- подсознательное — те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;
- собственно бессознательное — такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. Фрейд считал, что бессознательное — это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.
Критерии, этапы, уровни
Существует три этапа развития внутреннего восприятия:
- Представления о своем физическом теле, определение себя как отдельного организма.
- Отнесение себя к определенной социальной группе, восприятие своей личности с точки зрения ее социальной роли.
- Полное восприятие своего «,Я»,. У индивида формируются собственные ценностные установки, он ощущает себя как полноценную личность.
К критериям самосознания относятся:
- степень автономности от остальных субъектов общества,
- уровень активности (умения управлять собой),
- распознавание в других качеств, которые присущи собственной личности,
- наличие рефлексии , умение разбираться в себе, самосовершенствоваться и развиваться.
По этим критериям можно определить степень внутреннего восприятия индивидом своей личности, выявить существующие проблемы и внутренние разногласия.
Так, при высокой степени рефлексии, активности и автономности можно говорить о цельности личности и ее успешной интеграции в обществе без ущерба для собственной индивидуальности.
Уровни самосознания:
- непосредственно-чувственный (ощущения, переживания),
- целостно-образный (поддержание своего»,Я»,),
- рефлексивный (самонаблюдение, самоанализ),
- целенаправленно-деятельный (синтез трех предыдущих уровней, в результате чего формируются многочисленные мотивационные, поведенческие формы мышления: самоконтроль, самовыражение, самооценка и т.д).