«Я-концепция»: характеристика, особенности, значение

Термин «Я-концепция», о котором сегодня можно услышать от психологов различных направлений, социологов и других специалистов в области личностной сферы человека, трактуется как система представлений личности о самой себе. Эти представления могут осознаваться человеком в разной мере и быть относительно устойчивыми. Данная концепция является результатом самопознания и самооценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними.

Не нужно быть гением, чтобы прийти к выводу, что представление человека о самом себе является очень важным и оказывает непосредственное влияние на его личность и жизнь. Беря во внимание актуальность этой темы, мы и хотим поговорить о «Я-концепции».

Зарождение «Я-концепции»

В качестве самостоятельного понятие «Я-концепция» стало формироваться ещё на рубеже XIX-XX столетий, когда активно обсуждались представления о двойственной природе человека как субъекта познающего и познаваемого. Затем, уже в 50-х годах прошлого века оно развивалось феноменологической и гуманистической психологической наукой, наиболее яркими представителями которой были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Они рассматривали единое человеческое «Я» как основополагающий поведенческий и развивающий фактор. Так, появившись в зарубежной литературе по психологии, в 80-е и 90-е годы XX века термин «Я-концепция» стал частью и отечественной психологической науки.

Несмотря на это, найти какую-либо точную и единую трактовку рассматриваемого термина довольно сложно, а наиболее близким к нему по смыслу является термин «самосознание». Соотношение этих двух терминов и сегодня не определено точно, но довольно часто они считаются синонимами. Однако в некоторых случаях «Я-концепция» рассматривается отдельно от самосознания, выступая конченым продуктом его процессов.

Что представляет собой «Я-концепция»?

Итак, что такое в действительности «Я-концепция» и какой психологический смысл следует в неё вкладывать?

Если обратиться к психологическим словарям, то «Я-концепция» определяется в них как динамическая система представлений личности о самой себе. Английский психолог Роберт Бернс в своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» говорит о «Я-концепции», как о совокупности всех имеющихся у человека представлений о себе, взаимосвязанной с их оценкой.

«Я-концепция» возникает у индивида при социальном взаимодействии в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, а также в качестве относительно устойчивого и, одновременно с этим, подверженного внутренним трансформациям психического приобретения.

Изначальную зависимость «Я-концепции» от воздействий извне невозможно оспорить, однако по мере развития она начинает играть самостоятельную роль в жизнедеятельности всех людей. Окружающая действительность и представления о других людях воспринимаются людьми через фильтр «Я-концепции», которая формируется в процессе социализации и в то же время имеет конкретные индивидуально-биологические и соматические предпосылки.

Что такое самосознание

Самосознание – это некая установка человека на отношение к самому себе, осознание себя, своего места, интересов, переживаний, поведения и другого. Это не данность, а результат развития.

Источник развития самосознания – обобщение знаний человека о других людях, сравнение их опыта со своим (жизненным, профессиональным, любовным). Чем больше развивается самосознание, тем больше человеку открывается его внутренний мир.

Я-концепция – результат самосознания личности, то есть теория человека о самом себе. Притом Я-концепция может принимать и более частные формы, например, быть профессиональной.

Как формируется «Я-концепция»?

Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.

Любое взаимодействие с материальным миром позволяет человеку создавать образ собственного Я. Посредством самоанализа и разделения разных образов себя на отдельные образования (как внешние, так и внутренние) осуществляется так называемое исследование человеком своей натуры и её «обсуждение». По мнению советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна, образ личного Я постоянно интегрируется во всё новые связи, благодаря чему начинает выступать в новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях. Этот образ, так сказать, постоянно показывает свою новую сторону, каждый раз проявляя всё новые свойства.

Таким образом и формируется со временем обобщённое представление о своём Я, являющееся как бы «сплавом» отдельных элементов, который образуется в процессе самовосприятия, самопознания, самонаблюдения и самоанализа. Данное обобщённое представление о собственном Я, формируясь из разрозненных образов, обусловленных ситуативно, включает в себя основные представления и черты человека о своей натуре, что и выражается, собственно говоря, в «Я-концепции». А «Я-концепция», в свою очередь, формирует у индивида чувство самотождественности.

Наряду со всем вышесказанным, «Я-концепцию», сформированную в процессе познания человеком самого себя, можно назвать также чем-то, для чего характерны постоянные внутренние перемены – она не перманента и не является тем, что дано человеку раз и навсегда. По мере практики, т.е. реальной жизни, меняется и её адекватность, и её зрелость. Исходя из этого, «Я-концепция» оказывает огромное воздействие на психику индивида и его мировосприятие, а также служит базовым фактором формирования его поведенческого типа.

Структура «Я-концепции»

Упомянутый выше Роберт Бернс, наряду с множеством отечественных психологов, определяет три элемента, составляющие «Я-концепцию»:

  • Когнитивная составляющая – это образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей личности
  • Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я
  • Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой

Представленное разграничение «Я-концепции» на отдельные элементы является условным, т.к. сама она является целостным образованием, каждый из элементов которого, пусть и отличается некоторой самостоятельностью, находится в тесной взаимосвязи друг с другом.

Оценочный компонент самооценки

Эмоциональная составляющая отношения существует потому, что его когнитивная составляющая не воспринимается индифферентно, а вызывает у человека оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и самого когнитивного содержания.

Самооценка не является постоянной, она меняется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний о различных представлениях индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно закреплены в лингвистических значениях. Источником оценочного восприятия индивида могут быть также социальные реакции на некоторые из его проявлений и самонаблюдения.

Самооценка отражает ту степень, в которой человек развивает чувство собственного достоинства, чувство собственной ценности и позитивное отношение ко всему, что попадает в сферу его интересов.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях человека, в которых он пытается артикулировать свою ценность. Тем не менее, это подразумевается или явствует в любом описании себя.

В понимании самооценки есть три основных момента.

Во-первых, сравнение образа реального «я» с образом идеального «я», то есть с идеей о том, каким бы человек хотел быть, играет важную роль в его формировании. Те, кто достигает в реальности качества, которые определяют для них идеальный образ себя, должны иметь высокую самооценку. Если человек чувствует разрыв между этими качествами и реальностью своих достижений, его самооценка, скорее всего, будет низкой.

Второй фактор, важный в формировании самооценки, связан с интернационализацией социальных реакций на конкретного человека. Другими словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и происхождение самоуважения заключается в том, что человек оценивает успех своих действий и достижений через призму самосознания. Человек испытывает удовлетворение не просто тем, что делает что-то хорошо, а тем, что он выбирает что-то конкретное и делает это хорошо.

Следует подчеркнуть, что самооценка, основанная как на собственных суждениях человека о себе, так и на интерпретации суждений других людей, индивидуальных идеалов или установленных культурными нормами норм, всегда носит субъективный характер.

Позитивная самооценка может быть приравнена к позитивному отношению к себе, к самоуважению, к принятию себя, к чувству личной ценности; негативная самооценка в этом случае становится синонимом негативного отношения к себе, к отказу от себя, к чувству собственной неполноценности.

Мы изучили концепцию самосознания и ее структурные составляющие. Формирование самосознания происходит на основе индивидуальных личностных качеств, а также под воздействием механизма взаимного общения. Процесс психосоциального развития личности, этапы формирования самосознания личности на протяжении всего жизненного цикла наиболее полно представлены Э. Эриксоном.

Что касается структуры самосознания, то Р. Бернс указывает на то, что самооценка и самоуважение могут быть концептуально разделены лишь в ограниченной степени, так как они психологически неразделимы. Самовосприятие и самооценка предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальная самооценка может рассматриваться как совокупность установок индивида, направленных на него самого.

Бёрнс определяет следующие основные перспективы или формы самосознания:

  1. реальное «я» — отношения, которые относятся к тому, как человек воспринимает свои фактические способности, роли, статус, т.е. свое восприятие того, что он на самом деле есть.
  2. Зеркальное «я» — отношение, связанное с восприятием индивидом того, как его видят другие.
  3. Идеальное «я» — отношение, связанное с восприятием человеком того, каким он хотел бы быть.

Столин отмечает, что анализ конечных продуктов самосознания, выраженных в построении представлений о себе, «эго-образе» или «эго-концепции», проводится либо как поиск типов и классификаций «эго-образа», либо как поиск «размеров» этого образа. Наиболее известной дифференциацией образов «эго» является различие между «настоящим эго» и «идеальным эго», которое уже в той или иной форме встречается в произведениях В. Джеймса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное В. Джеймсом различие между «материалом» и «идеальным эго». Джеймс проводит различие между «материальным эго» и «социальным эго». Розенберг предложил более детальную классификацию образов: «настоящее «я», «динамичное «я», «действительное «я»», «вероятное «я», «идеализированное «я»».

Ш. Самюэль выделяет четыре «измерения» самосознания: «образ тела», «социальное «я», «познавательное «я»» и самооценка. Практически каждое из Я-образов имеет сложную, неоднозначную структуру по своему происхождению.

Идеальное «я» состоит из ряда представлений, отражающих сокровенные стремления и желания человека, и эти представления иногда оторваны от реальности. По мнению Хорни, большое расхождение между реальным и идеальным «я» часто приводит к депрессии из-за недостижимости идеала. Олпорт считает, что идеальное «я» отражает цели, которые человек связывает со своим будущим. Комбс и Сопер рассматривают идеальное «я» как образ человека, которым человек хочет стать или надеется стать, то есть как набор личностных качеств, которые, по его мнению, необходимы для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают идеальное «я» с приобретением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые через механизмы социального подкрепления становятся личными идеалами, присущими каждому человеку.

Идеальное «я», как и «суперэго», считается субъектом, выполняющим регуляторную функцию и отвечающим за выбор действий. Ошибочно путать эти две идеи: Идеальный образ, дорогой всем и более или менее нереальный, далек от тирана, который «супер-эго» иногда представляет. «Супер-самостояние» имеет репрессивную функцию и лежит в основе чувства вины, тогда как именно через идеальный образ происходит относительная оценка различных действий; не исключено, что идеальный образ влияет на намерения, а не на действия. Можно связать это понятие идеального образа с тем, что Адлер называет целью или планом жизни.

Истинное «я», будучи сильным и активным, позволяет делать выбор и брать на себя ответственность за него. Это приводит к истинной интеграции и здоровому чувству целостности, самобытности.

Хорни отделяет действительное или эмпирическое «я» от идеализированного «я» с одной стороны и действительного «я» — с другой. Настоящее «я» — это всеохватывающий термин для всего того, чем оно является в любой момент времени: тело и душа, здоровье и невротизм. Настоящее «я» — это то, что имеет в виду субъект, когда он говорит, что хочет узнать себя, то есть хочет узнать, что он такое. Идеализированное «я» — это то, чем является субъект в его иррациональном воображении, или тем, кем он должен быть в соответствии с диктатами невротической гордости. Настоящее «я» — это «оригинальная» сила, работающая в направлении индивидуального роста и самореализации, с помощью которой субъект снова может достичь полной идентификации, когда он свободен от невроза. Истинное «я» — это то, к чему относится субъект, когда он говорит, что хочет найти себя. Для невротика истинное «я» — это возможное «я», в противоположность идеализированному «я», которое не может быть достигнуто.

Во многих психологических теориях понятие «я» является одним из центральных. Однако для него пока нет общепринятого определения и стандартной терминологии. Термины, которые одни авторы используют для обозначения понятия «я» в целом, другие — для обозначения его отдельных элементов. Для уточнения терминологии нашего исследования мы будем использовать схему, предложенную Р. Бернсом, которая, по нашему мнению, наилучшим образом отражает структуру самосознания, с одной стороны, и организует терминологию, которая встречается на страницах психологической литературы, с другой.

На диаграмме показана самооценка как иерархическая структура. На ее вершине находится глобальная концепция самосознания, которая охватывает все различные аспекты индивидуальной самооценки. У. Джеймс рассматривает глобальную личностную концепцию «Я» как дуальную формацию, в которой самосознание и «Я» как объект сочетаются. Это две стороны единой целостности, которые всегда существуют одновременно. Одно — чистый опыт, а другое — содержание этого опыта.

Однако не следует забывать о произвольном характере такого разграничения, которое на самом деле является лишь удобной семантической моделью. Невозможно представить себе сознание без содержания, так же как невозможно представить содержание психических процессов в отрыве от сознания. Поэтому в реальной ментальной жизни эти элементы настолько сплавлены, что образуют единое, практически неразрывное целое. Я-объект существует только в процессах сознания и является содержанием этих процессов в той мере, в какой человек может сознавать себя. Разделить результат и процесс рефлексивного мышления можно только на концептуальном уровне; на психологическом уровне они сосуществуют.

Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека

В жизни каждого из нас «Я-концепция», по большому счёту, имеет тройственное значение.

В первую очередь, «Я-концепция» обеспечивает внутреннюю согласованность личности и относительную поведенческую устойчивость. В случае, когда новый опыт, который получает человек, не расходится с его видением себя, он легко принимается «Я-концепцией». Но если этот опыт не согласуется с имеющимся образом и противоречит ему, активизируются механизмы психологической защиты, помогающие человеку либо как-то объяснить отрицательный опыт, либо просто отвергнуть его. Благодаря этому, «Я-концепция» остаётся уравновешенной, причём, даже если реальный опыт ставит её под угрозу. Согласно идее Роберта Бернса, такое стремление личности защититься и избежать разрушительного влияния можно назвать одной из основ нормального поведения.

Второй функцией «Я-концепции» можно назвать определение характера понимания человеком получаемого опыта. Видение себя является специфическим внутренним фильтром, определяющим особенности восприятия индивидом любого события и любой ситуации. Когда события и ситуации проходят через этот фильтр, они подвергаются переосмыслению и им придаются значения, которые соответствуют «Я-концепции».

И, наконец, третьим в этом списке является то, что «Я-концепция» служит основой ожиданий человека, проще говоря, его представлений о том, что должно случиться. Люди, которые уверены в своей значимости, всегда ожидают, что и окружающие будет относиться к ним соответствующим образом, а те, кто сомневается в своей ценности, склонны считать, что они никому не нужны и никому не нравятся и, как следствие, стараются максимально ограничить свои социальные контакты.

Отсюда и вывод, что развитие личности каждого человека, а также его деятельность и поведение всегда обусловлены воздействием «Я-концепции».

НАПОСЛЕДОК: Как вы могли заметить, тема «Я-концепции» тесно связана с процессом самопознания, а это значит, что если человек разберётся в особенностях своей личности и осознает свою собственную «Я-концепцию», функционировать в мире, взаимодействовать с окружающими, достигать успехов и развиваться ему станет гораздо легче и даже интереснее. Так что предлагаем вам не откладывать работу над собой «в долгий ящик» и уже сейчас (или хотя бы в ближайшее время) приступить к познанию себя – специально для вас мы создали очень интересный и эффективный курс по самопознанию, который сможет раскрыть вам, пожалуй, практически все грани своей «Я-концепции». Курс вы найдёте здесь.

Желаем вам успехов и продуктивного самопознания!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Интеракционизм в социальной психологии
  • Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
  • Критерии личности
  • Социализация личности: коротко о главном
  • Бизнес-этика: концепция тройного критерия
  • Теория познания
  • Концепции Выготского: современная актуальность и актуальная современность
  • Групповая поляризация
  • Как лучше узнать себя?
  • Топ-10 лучших научных концепций для познания мира

Ключевые слова:1Психорегуляция

2.2. Влияние родителей и учителей на самооценку подростка.

2.3. Советы по повышению самооценки

Заключение

В числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологические трудности испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой – от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Основным направлением педагогической деятельности учителя является создание на уроке условий, способствующих становлению и развитию таких личностных проявлений школьников, как самостоятельное целеполагание, осознанность, избирательность поведения, развитая рефлексия, адекватная самооценка, гибкое мышление.

Самооценка — одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Самооценка может быть наиболее важным психологическим ресурсом при решении жизненных задач, в первую очередь — на рабочем месте.

Фундаментальный аспект самооценки — доверие собственной способности учиться, судить, решать.

Современные ФГОС в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. Адекватно сформированный, зрелый «образ Я» представляется как один из главных факторов становления субъектности личности, которая ведет к самореализации человека в жизни. Развитие «образа Я» или «Я- концепции» и самооценки, которая является одним из ее важных составляющих, обусловливает развитие поведенческого компонента , связанного с развитием основ компетентности в учебно-познавательной деятельности.

Развитие у детей адекватной самооценки ведет за собой успехи в дальнейшем обучении в школе и самоопределении в жизни, а применение механизмов формирования самооценки необходимо активнее использовать при работе в школе.

Таким образом, самооценка связана с потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества. И особенно важно формирование адекватной самооценки для детей.

1.1. Понятия «самооценка» и «Я — концепция»

Понятие самооценки прежде всего связано с понятиями «Я — Концепции» или «Я — Образа». Несмотря на устойчивость, «я»-образ — не статическое, а динамическое образование. На формирование «я»-образа влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. «Я»-идентичность — «я»-образ в сравнении себя с другими и определении своего места в социальной структуре. «Человеческое „я“ существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими» (И. С. Кон). Формирование адекватной «я»-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества.

Рассмотрим данные понятия.

«Я-концепция» («Я-образ», «Образ Я», англ. one’s self-concept, а также: self-construction, self-identity или self-perspective) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Термин «„я“-концепция» появился в научном языке на рубеже ХIХ-ХХ веков в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта.

Понятие «„я“-концепция» развивалось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого «я» как фундаментального фактора поведения и развития личности[1].

Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего «„я“-концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания.

Сложность проблемы в определении «я»-концепции подчеркивалась многими исследователями. Суть её в слишком общем характере того, что мы определяем как «я».

Что касается русских исследователей данной проблемы мы можем назвать Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. С. Мерлин, В. В. Столин и другие) рассматривают «я» то как внутреннее ядро личности, то как её сознательное начало, то как сгусток индивидуального самосознания, систему представлений человека о самом себе.

У Бёрнса «„я“-концепция» связана с самооценкой как совокупность установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «„я“-концепции» автор называет образом «я» или картиной «я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «„я“-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем.

Структура «я»-концепции

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие «я»-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает[6].

Г. Е. Залесским выделяются два компонента образа «я» — мотивационный и когнитивный. Применительно к изучению возрастных особенностей развития образа «я», особое внимание уделяется прояснению вопроса о том, как происходит формирование каждого из компонентов, когда два компонента образа «я» начинают взаимодействовать.

Когнитивный блок образа «я» отражает содержательные представления о себе. Такое понимание когнитивного блока образа «я» близко к пониманию образа «я» другими исследователями. Но в этот блок добавляются и оценочные (самооценка), и целевые (уровень притязаний, система запретов и поощрений) компоненты. Мотивационный блок отвечает за функциональную значимость этих качеств, то есть выступают ли эти качества критериями в выборе мотивов, целей, поступков. И если выступают, то выполняют ли качества функцию действующих или смыслообразующих мотивов.

Таким образом, самооценка — непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.С.Рубинштейн. [3,28]

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. [8]

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек — особенно ребенок — думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.

Объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом. [3]

Известно, что самооценка выступает как важнейшее средство саморегуляции. Формируясь в процессе деятельности, самооценка адресуется к разным ее этапам.

1.2. Самооценка: виды, структура и факторы, связанные с ней.

Структура самооценки рассматривается исследователями как состоящая из двух компонентов — когнитивного и эмоционального, функционирующих в неразрывном единстве. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй — отношение к себе, накапливающийся «аффект на себя». Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно «обрастают» эмоциями. Однако качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, в связи с чем развитие каждого из них имеет свою специфику

Отмечается, что самооценка функционирует в двух формах — общей и частной (парциальной, конкретной, локальной). Более изученными являются природа, характеристики и возрастная динамика частных самооценок, отражающих оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств; менее совещенными остаются проблемы формирования и функционирования общей самооценки.

С высоким самоуважением связываются максимальная активность личности, продуктивность ее деятельности, реализация творческого потенциала. Такой подход к пониманию общей самооценки не оставляет места в мироощущении субъекта неудовлетворенности собой, критическому отношению к себе как побудительной силе развития, рождения потребности в самосовершенствование. И теоретический подход к пониманию общей самооценки реализуется в исследованиях, определяющих ее как иерархически вы отроенную систему частных самооценок, находящихся в постоянном взаимодействии между собой.

В качестве особого комплекса показателей самооценки мы выделяем ее процессуальные характеристики: обоснованность (аргументированность), рефлексивность, надежность и действенность функционирования как механизма саморегуляции. Мерой сформированности этих показателей должны определяться уровневые проявления самооценки как развивающейся системы.

Виды самооценки.

Самооценка может быть устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, а неадекватная в свою очередь делится на завышенную и заниженную.

Устойчивость самооценки зависит от успеха или неудачи в деятельности и от окружающих людей. Устойчивость самооценки не меняется у человека в зависимости от ситуации, а неустойчивая повержена влиянию мнения окружающих людей.

Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

На основе неадекватной завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональным.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это — следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние — аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии е реальным положением дел — увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Для детей с завышенной самооценкой часто характерны высокомерие, снобизм, стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность. Болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита — это нападение. Любят критиковать одноклассников. Часто преувеличивают собственные возможности.

У людей с завышенной самооценкой возникают трудности общения. Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно — ведь мысль «видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим.

Завышенная, как правило, — это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес.

Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других.

Представления о себе, как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих. [2]

Таким образом, виды самооценки определяют особенности поведения деятельности человека и его общения с другими людьми.

1.3 Самооценка и уровень притязаний

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности.

Уровень притязаний — это желаемый уровень самооценки личности проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

Чем выше уровень притязаний, тем труднее его удовлетворить. Удачи и неудачи в, какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их.

Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.

Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно. Уровень притязаний — тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязаний оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.).

1.4. Особенности самооценки у детей школьного возраста

В работах советских психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятия, представления, решение интеллектуальных задач), определены приёмы формирования адекватной самооценки, а в случае её деформации — её преобразования путём воспитательного воздействия на личность. Рассмотрим особенности самооценки детей школьного возраста.

Развитие самосознания у ребенка в школьном возрасте проявляется в том, что у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами. Второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только хорошие, но и плохие свои поступки, не только успехи, но и свои неудачи в учении.

В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно — ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной. Обобщенная самооценка предполагает наличие способности к рефлексии, наличие эталона нравственного поведения. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики II и III классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критический оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

Выявлено, что о возрастом во всех видах деятельности уменьшается количество завышенных самооценок и увеличивается число заниженных, что свидетельствует о росте у детей критического отношения к себе. Становление адекватности самооценки во многом определяется мерой освоенности деятельности, по отношению к которой ребенок оценивает себя..

С возрастом наблюдается снижение высоты как прогностической, так и ретроспективной самооценок; в менее знакомых ребенку видах деятельности эта тенденция выражена ярче,

Рефлексивность при самооценке (определявшаяся по наличию у ребенка колебаний, сомнений в ситуации самооценивания, стремления избежать однозначных оценок путем перебора их вариантов, смягчения категоричности оценок), наоборот, с возрастом усиливается, особенно в прогностической самооценке. Способы оценивания и критерии оценок в ситуациях оценки результатов деятельности используются учащимися более уверенно.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, определяется как особая форма активности обучающихся; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учебная деятельность побуждает их к усвоению новых знаний, умений и навыков, самостоятельному поиску способов воспроизводства этих знаний, в процессе которого максимально полно раскрывается их личностное «Я». Ребенок начинает осознавать себя субъектом данной деятельности. Поэтому учитель начальных классов, зная психологические особенности младших школьников и учитывая индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, может более грамотно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, повышать уровень самооценки школьников. Многие условия способствуют продолжения развития «образа Я» младшего школьника, под воздействием расширяющегося социального окружения и усложняющейся деятельности, развиваются адекватные самооценки, а значит и сама личность в целом.

Как отмечает А. И. Липкина, в зависимости от характера самооценки ее адекватности, устойчивости у младших школьников возникает уверенность в себе, неуверенность или самоуверенность, то есть определенные черты характера.

Общение со сверстниками – это «специфический вид деятельности и межличностных отношений». В ходе этого общения вырабатывается навыки социального взаимодействия, увеличивается набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению И. С. Кона, «включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того, как расширяется и обогащается круг его «принадлежностей», выражающийся словом «мы», усложняется и «образ Я».

Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей подросткового возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. С. Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне (Рубинштейн С. Л., 1989).2.1. Влияние уровня развития самооценки на личность

Относясь к ядру личности, С. является важнейшим регулятором её поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

В руках мудрого человека завышенная самооценка даст ему необходимый ситуативный ресурс: если очень верить в себя, прибавляется сил, можно сделать больше.

В руках недалекого человека его завышенная самооценка вызовет смех окружающих: «Ну что ты из себя мнишь!» и приведет к неудаче.

Тем не менее, обычно повышение самооценки усиливает веру в себя и делает человека более успешным, более эффективным.

Проявления здоровой самооценки:

1. Лицо, манера разговора и движения отражают удовольствие, получаемое от самой жизни.

2. Легко, прямо и честно говорит о достоинствах и недостатках (дружеское отношение к фактам).

3. Испытывает комфорт, говоря и выслушивая комплименты, выражения приязни, одобрения и т.п.

4.Открыт для критики и признает свои ошибки, поскольку самооценка не привязана к образу «совершенства».

5.Слова и движения обладают качествами легкости и спонтанности (отсутствует борьба с самим собой).

6.Существует гармоничная связь между тем, что человек говорит и делает и тем, как он выглядит, звучит и движется.

7.Наблюдается принцип открытости и любопытства по отношению к новым идеям, новому опыту, новым возможностям в жизни.

8.Чувства тревоги и небезопасности (если есть) менее ошеломляющи, поскольку их принятие, управление ими и проживание редко воспринимаются как нечто, невообразимо трудное.

9. Налицо способность наслаждаться юмористическими аспектами жизни — своей и других.

10.В реакциях на ситуации и задачи присутствует гибкость, проявляемая в духе изобретательности и даже игривости, поскольку существует доверие к себе, а жизнь не рассматривается как игрушка рока.

11.Утверждающее (не агрессивное) поведение, свое и других, воспринимается с комфортом.

12.Есть способность сохранять гармоничность и достоинство в условиях стресса.

Физические показатели здоровой самооценки:

1.Глаза живые и яркие.

2. Расслабленное лицо, естественный цвет и хорошая кожа (при отсутствии болезни).

3.Естественное положение подбородка — в «созвучии» со всем телом.

4. Мышцы нижней челюсти расслаблены.

5.Плечи держатся прямо, но расслаблены.

6. Кисти рук расслаблены и спокойны. Руки также спокойны и расслаблены.

6. Поза хорошо сбалансирована, спина прямая и расслабленная.

7.Походка имеет качество целеустремленности (без агрессивности и властности).

8.Интенсивность голоса соответствует ситуации, произношение ясное.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]