Родители окружают детей любовью, проводят время вместе. Разговаривают с ними и занимаются их дисциплиной. При этом они думают, что так они смогут направить ребенка на правильный вектор развития. Да, это так. Как родители влияют на формирование личности ребенка.
Но глубинную основу формирования личности ребенка далеко не всегда определяют методы воспитания. Основными же факторами являются личностные качества самих родителей. Они напрямую влияют на то, как ребенок воспринимает сам себя. Независимо от того, хотят ли этого сами родители.
Индивидуальность ребенка формируется в значительной мере опираясь на мировоззрение родителей. Их манеры и отношение к окружающему миру. У каждого родителя есть определенный «багаж» опыта, унаследованный от своих предков. Который пополнялся в течение жизни.
Каждый родитель непроизвольно влияет на своего ребенка как благотворно, так и не очень. Поэтому им будет не лишним узнать, как же они могут влиять на свое чадо. И по возможности корректировать моменты, которые они не хотели бы передавать свои детям.
Как правило, мать становится для малыша первым источником жизненного опыта. Если мама окружает ребенка теплотой и заботой, то он будет развиваться целостным. В противном случае нередко появляются нарушение в развитии и последующие психологические проблемы и зажимы.
Фото из картинок yandex.ru
Роль же отца заключается в помощи при установлении связи с миром за пределами материнских объятий. Папа учит ребенка взаимодействовать с миром и демонстрирует возможные методы этого, занимается с ним различными видами деятельности.
Если папа спокоен, способен увлечь и заинтересовать ребенка миром вне зоны безопасности, которую создает мама, то ребенку проще будет адаптироваться в дальнейшем. Мир не будет восприниматься им враждебно.
И напротив, если у отца есть трудности в общении с окружающим миром, то велика вероятность, что ребенок перенесет и в свою жизнь такой подход.
Не редкость, что даже самые чуткие родители передают часть своих негативных черт ребенку, даже не подозревая об этом.
Часто встречаются следующие примеры:
Излишний интерес к жизни ребенка
Обитая в атмосфере излишнего внимания к себе, ребенок становится излишне скрытным. И впоследствии это входит у него в привычку.
Данная черта может сыграть не самую лучшую роль в дальнейшей жизни при попытке завязать романтические или дружеские отношения. Человек внезапно поймет, что просто не способен разделить свои глубокие чувства с окружающими.
Постоянная излишняя критика в адрес ребенка
Родители, считают, что поступают так в благих целях. Ради воспитания своего чада. Не всегда замечают, что следствием такого подхода становится излишняя пассивность ребенка. Ребенок просто теряет смысл делать что-либо, чтобы снова не подвергнуться осуждению.
Фото из картинок yandex.ru
Дом, где родители так и не смогли найти общий язык
Малыш, вырос в доме, где родители любят его. Но здесь он не видел любви между самими родителями. Такой ребенок часто вырастает неуверенным в себе. Нет внутреннего ощущения безопасности и целостности.
Чрезмерно тревожные родители
У такого типа родителей дети, как правило, вырастают очень нервные. Они попросту не могут расслабиться из-за энергетики своих родителей.
Излишняя опека родителей
Атмосфера излишней заботы может поспособствовать развитию у ребенка депрессивного состояния.
Как видно из примеров выше, в отношениях родителей с его чадом могут обнаружиться личностные проблемы самих родителей. Это в дальнейшем может серьезно сказаться на сознании ребенка в процессе его взросления.
Зачастую дети в зрелом возрасте начинают копировать даже подходы своих родителей к воспитанию, хотя сами часто даже не осознают этого. Можно найти бесконечно много примеров этого в реальной жизни.
Можно бесконечно много говорить о том, что мы не похожи на своих родителей, что мы другие, но не зря же бытует фраза: «Хочешь увидеть жену (супруга) в старости, посмотри на мать (отца)».
Семья и ее роль
Роль семьи в становлении личности человека первостепенна и неоспорима. В семье ребенок вначале осознает свое физическое окружение, познавая с помощью всех органов чувств окружающий мир, наполняет свой разум образами близких людей, предметов, явлений природы и связанных с ними переживаний. В семье ребенок получает удовлетворение базовых потребностей /7/, усваивает ценностные ориентации, культурные и национальные традиции. В идеале и первый духовный опыт ребенок получает в семье: в форме религии или отношения к природе.
Ребенок – это творение родителей. Важно, чтобы родители осознавали это и воспринимали воспитание как творческий процесс. Семья – это вселенная для ребенка, а родители – как два солнца в ней. Каждый младенец и маленький ребёнок должны почувствовать себя центром вселенной, по крайней мере, на какое-то время (Heinz Kohut). Хайнц Кохут фокусировал внимание на «отражении», при котором младенец смотрит на мать и видит своё «я» отражённым в её радостном взгляде. Так ребёнок чувствует свою самоценность. Второй нормальный процесс – «идеализация», которая начинается с узнавания ребёнком своего родителя или другого любимого человека. Ребёнок нуждается в идеализированном образе родителя, который соответствовал бы эталону родителя, заложенному в генетической памяти. Позитивные образы отца и матери во внутреннем мире ребёнка – основа психики и залог здоровья. «Да, личности отца и матери формируют первый и, очевидно, единственный мир человека, пока он маленький ребенок», – пишет К.Юнг. /1/
Образы родителей доминируют в сознании ребенка, во многом определяя характер его взаимоотношений с людьми и социальное функционирование в течение всей жизни, оказывая влияние на психическую стабильность и телесное здоровье.
Родительские образы включают, с одной стороны, лично приобретённый образ собственных родителей, а с другой – родительский архетип. Эти архетипы – первообразы Отца и Матери – обобщенные образы всех матерей и отцов прошлого, которые заложены в бессознательном ребёнка. «Эти самые обычные и вечно повторяющиеся реальности создают мощные архетипы, постоянную деятельность которых можно по-прежнему непосредственно распознать повсюду даже в наше полное рационализма время»./2/ Родительские архетипы (первообразы) включают позитивный и негативный аспекты.
Углубленные размышления К.Г. Юнга о роли родительских образов /1/ приводят к выводу, что проекции первообразов Отца и Матери (архетипов) играют важную роль в становлении и стабилизации психики человека.
Общее желание и повседневные модели
Разве не каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешным в жизни, желательно с первых дней? И кажется, что это вполне разумное желание.
Тем не менее большинство матерей ожидают, что их дети с первых дней будут держать вещи в порядке, особенно в своих комнатах. Но если подумать, кто может рассчитывать на «порядочного» ребенка?
Родитель, который часто ищет документы или предметы, потерянные в хаосе. Или хорошо организованный родитель, у которого всегда все в порядке и на своем месте?
Фото из картинок yandex.ru
Вероятно, для подавляющего большинства читателей очевидно, что у второго родителя больше шансов на то, чтобы его ребенок следил за порядком.
Однако, дело не только в примере. Чтобы приучить ребенка к порядку, необходимо, чтобы ребенок сам в первую очередь признал преимущества такого поведения.
Родители — самая легкодоступная модель поведения. Поэтому очень важно осознавать это влияние при выполнении определенных требований или ожиданий.
Дети, как и взрослые, учатся посредством наблюдения. Но, в отличие от взрослых, они не ставит под сомнение то, что видят. А просто подражают им.
Как это связано с коучингом и всеми навыками и характеристиками, упомянутыми в начале? Все просто!
Трудно воспитать ребенка, который заботится о порядке, родителю, который этого не делает. Точно так же будет трудно воспитывать спокойного и эмоционально стабильного ребенка родителю, который легко подвергается вспышкам гнева или плача.
Причина влияния
Будучи взрослыми, мы знаем, что некоторые решения для нас являются плохими, но все равно делаем подобный выбор.
Ребенок, чей родитель проявлял компульсивное поведение — алкоголизм, игромания, переедание, — став взрослым, скорее всего, воспримет те же привычки, что были у его родителя.
Дети берут пример с родителей, смотрят, как те справляются со сложными обстоятельствами и эмоциями, и повторяют за ними.
Если в детстве их не обучить, как конструктивно справляться со сложными переживаниями, например со стрессом или гневом, скорее всего, они возьмут на вооружение тот же механизм, что используют для этого их родители.
Опыт детства также влияет на наш выбор партнера. Мы склонны искать спутников, похожих на наших родителей. Частично это происходит из-за узнаваемости.
Другая причина состоит в том, что мы проецируем на партнера образ наших родителей.
Например, ребенок, который чувствовал недостаток заботы и внимания со стороны своих родителей, часто выбирает партнеров холодных и замкнутых, хотя вокруг может быть множество теплых и заботливых потенциальных партнеров.
Мы хотим, чтобы наши эмоциональные потребности были удовлетворены, но, в конце концов, выбираем того, кто не готов нам дать то внимание, которого мы хотим, прямо как наши родители.
У нас есть бессознательное желание изменить нашего партнера, чтобы он любил нас так, как мы хотим, и мы могли наконец восполнить неудовлетворенные потребности и фантазии нашего внутреннего ребенка. Детьми мы часто мечтали, как наши равнодушные родители наконец обратят на нас внимание.
Вырастая, мы проецируем это желание на наших партнеров.
Чем больше вы не хотите походить на своих родителей, тем больше будете на них похожи.
Некоторые из нас когда-то клялись, что ни за что не будут походить на своих родителей. Мы хотим быть их полной противоположностью.
Но наше решение все еще влияет их действие или бездействие. Подумайте, создавая собственные ценности, не строим ли мы их на базе поведения наших родителей?
Когда ненавидишь своих родителей или какие-то определенные их черты, в реальности ты тем самым даришь им больше внимания и направляешь на них свою энергию. Они занимают место в твоей голове, как это может не влиять на твою жизнь?
Так же, как и наши родители, внутренний родитель знает или думает, что знает, что для нас лучше.
Но зачастую внутренний ребенок втайне саботирует наши усилия, если это не отвечает его потребностям.
Зная, что внутренний родитель не одобрит его действий, внутренний ребенок действует втайне, через наше подсознание, чтобы внутренний родитель не поймал его. В точности как дети, когда хотят избежать наказания.
Иногда мы можем испытать внезапный приступ гнева и сами будем от этого в шоке.
Или мы любим кого-то и знаем, что тот человек тоже любит нас, но почему-то не можем вступить в серьезные отношения или довериться ему.
Мы впадаем в прокрастинацию и не хотим делать то, что от нас ждут, но при этом не можем понять, почему у нас нет мотивации.
Даже простейшее задание, которые мы в состоянии выполнить, может заставить нас испытать неоправданный страх и тревогу.
Если такое случается в вашей жизни, посмотрите: может быть, это ваш внутренний ребенок работает где-то на задворках вашего ума, саботируя приложенные усилия.
Ему необязательно быть в сфере вашего сознания, чтобы получить желаемое.
Родительский пример: как родители влияют на формирование личности ребенка
Кто же должен учиться — ребенок или родитель? Оба! Родители, желающие, чтобы дети слушали их, должны сами учиться активно слушать своих детей. Говорить с ними, учиться посвящать свое время и внимание разговору. Чтобы дети верили в себя и укрепляли свою самооценку.
Трудно представить коучинг с двухлетним ребенком. Но если родитель развивает в себе все особенности и навыки. Которые он ожидает от своего ребенка с первых дней его жизни, он может научить ее моделям, которым стоит следовать.
Во время так называемой родительской тренировки можно не только развить жизненные навыки. В них родитель хочет показаться примером для ребенка. Но и также научиться инициировать и усиливать желаемые качества.
Связь между мамой и ребенком: как он её воспринимает
Каждый ребенок воспринимает своих родителей по-своему. Самый близкий для малыша человек – это его мама. Естественная связь мамы и ребенка может быть очень сильной и длиться на протяжение десятилетий. Младенец в состоянии узнать ее среди других женщин, если мама возьмет его на руки. Но как такое маленькое существо может отличить маму? Во-первых, ребенок узнает ее сердечный ритм, во-вторых, запах, внешние признаки его пока не интересуют. До 2-летнего возраста малыши имеют довольно сильную психологическую и физическую связь с мамой. Подобная привязанность возникает из-за того, что она первоначально дает ему пищу (грудное молоко). Поэтому ребенок так чутко реагирует на её психологическое и физическое состояние матери. Ребенок воспринимает мать как единственное средство для своего существования.
До окончательного формирования личности малыша мама будет для него самым значимым человеком, потому как она не только кормит его, но и является надежной защитой от окружающих его опасностей. Даже черты поведения большинство детей перенимают у мамы, считая себя с ней одним целым. Связь между мамой и ребенком может сохраняться даже на определенном расстоянии.
Кроме того
Можно стимулировать развитие ребенка . Его творческий потенциал, независимость и находчивость с помощью различных инструментов коучинга.
Для некоторых из них, безусловно, будет полезно научиться задавать вопросы. Побуждать ребенка самостоятельно искать решение. Вместо того, чтобы предлагать ему готовые ответы «на подносе».
Другие могут найти наиболее ценным развить в ребенке уверенность в себе, опираясь на свои сильные стороны. Через занятия с наставником родитель учится становиться наставником для своего ребенка.
Это не значит, что родитель должен постоянно выступать в роли наставника. Иногда важно просто обнять ребенка и поддержать. А не спрашивать, как он может справиться со своими эмоциями.
Благодаря приобретенным навыкам родитель может взять на себя роль наставника в те моменты, когда это будет нужно для ребенка .
Первое детство (4-7 лет)
В этот период именно мама и папа обязаны воспитать ребенка так, чтобы он мог начать жить не только в семье, но и в обществе. Они учат малыша быть воспитанным, уважать других людей, читать, писать и т.д. Дошкольный период воспитания является самым ответственным, ведь после него ребенку придется шагнуть в первый коллектив и добиться уважения к себе. Если же он не сможет обосноваться в первом классе, то скорее всего, будет до конца школы подвергнут гонению со стороны одноклассников.
В этот момент важно научить его, чтобы малыш мог с легкостью сделать первый шаг в общество и не быть замкнутым. У него должен появиться интерес к общению со сверстниками, желание узнавать что-то новое и познавать мир. Новая информация засядет у ребенка в голове и поэтому, не стоит с ним шутить и запугивать. Страх будет преследовать его еще очень долго.
Дом без фундамента
Является ли тренировка ребенка просто ненужной модой? А родительская тренировка — еще одной формой активности современных родителей?
Насколько людям легче было бы в школе, на работе, в повседневной жизни. Если бы в них в раннем детстве создали устойчивость и веру в себя и свои собственные способности.
Если бы они научились распознавать, принимать и регулировать свои собственные эмоции , вступать в ценные отношения , планировать и организовывать?
Сейчас время, когда можно строить модульные дома без фундамента. Они строятся быстро и могут быть размещены практически в любом месте.
Их долговечность, равная кирпичным домам, во многом зависит от качества материалов и качества изготовления. Погрешность в несколько миллиметров и стойкость здания становится сомнительной.
Особенности и навыки, связанные с управлением эмоциями, взаимоотношениями, самооценкой, можно считать также основами развития ребенка.
Если родители позаботятся о том, чтобы формировать их с первых дней, месяцев и лет. Тогда кризисы, стрессы и неприятные переживания не будут слишком сильно нарушать психику ребенка.
Благодаря высокой психической стойкости, ребенку будет легче понять, принять и справиться с произошедшими событиями. Это как прочный фундамент дома.
Без этой стабильной базы, при любом трудном опыте, при любой ошибке можно снизить выносливость ребенка. И сделать проблемы более обременительными. Это не означает, что их невозможно будет преодолеть.
Разрыв в отношениях или небольшие карьерные трудности в дальнейшем могут оставить только безвредные трещины в стенах. А без прочного фундамента могут разрушить и большую часть дома.
Образы родителей и их значения
Восприятие ребёнком своих родителей меняется в различные периоды жизни, соответственно, и образы их претерпевают изменения. Рассмотрим динамику формирования родительских образов в разные возрастные периоды: период раннего детства, период полового созревания, период взросления и период утраты родителей.
В раннем детстве, когда сознание ребенка еще развито слабо, родители (в первую очередь, конечно, мать) воспринимаются в более или менее бессознательном состоянии, архетипически. Мать – это источник благоденствия, расслабления, стабильности, по сути – источник жизни, а отец – динамичный, властный, олицетворяет защиту и побуждает к действию.
Образы конкретных родителей фрагментарны в восприятии маленького ребенка. «Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием. Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в нем», – написал С.Т. Аксаков в своем произведении «Детские годы Багрова – внука».
Проецирование в раннем детстве архетипов Отца и Матери на своих родителей объясняет идеализацию родителей (мама – самая красивая, а папа – самый сильный) и чрезвычайную чувствительность ребенка к несоответствию между бессознательным идеалом и реальными родителями. И чем больше поведение родителей противоречит их воспитательным установкам, тем противоречивее образы родителей в сознании ребенка, тем большая опасность для него возникновения невроза и соматических заболеваний. Образы родителей формируются в сознании ребенка через органы чувств в непрерывном пространственно-временном континууме, поэтому не так важно, что родители рекомендуют, а важно как они поступают сами. Следовательно, более зрелые и любящие родители являются объектами адекватного проецирования архетипов Отца и Матери и залогом психологического и соматического благополучия ребенка. Восприятие ребенком таких родителей сопровождается гаммой положительных эмоций, а формирование родительских образов происходит под влиянием преимущественно позитивной проекции архетипов Отца и Матери.
В последующей жизни архетипические образы Отца и Матери уступают индивидуальным образам конкретных родителей, но в бессознательном они остаются могущественными первообразами, которые обнаруживают свое влияние в течение всей жизни. С развитием индивидуального сознания уменьшается важность родительской личности, теряется чувство непосредственной связи и единства с родителями. В идеале «из образа родителей выделяется архетип взрослого человека, образ мужчины, каким его с давних времён знала женщина, и образ женщины, который тысячелетиями носит в себе мужчина» /2/. Взаимное проецирование этих архетипов делает возможным создание семьи, но родительские образы могут оказывать влияние на выбор конкретных носителей проекции мужского и женского начала. Доминирование родительского образа обнаруживается, если при выборе любимого человека решающим фактором было позитивное или негативное сходство с родителями /2/. Когда в семье появляются дети, мужчины и женщины осваивают роли отца и матери и, в свою очередь, становятся воплощением первообразов Отца и Матери для своих детей. Теперь они – взрослые люди. Образы их родителей связаны с конкретными родителями, а архетипы стабилизированы проекцией: архетипа Матери – на семью, церковь, природу, вселенную, архетипа Отца – на закон, общество, нацию. Эта динамика сохраняется, пока родители живы, и меняется, когда родители уходят. В периоде горевания исчезают остатки относительной инфантильности, укрепляется позиция взрослого и родителя своим детям. Образы ушедших родителей очищаются от житейского налета, вновь идеализируются, погружаются в бессознательное и, возвращаясь к первообразам, приобретают свойства символа.
Положительные родительские образы – символы родителей помогают стабилизировать психику индивидуума в трудных жизненных ситуациях. Оживляя в памяти положительно окрашенные символы, человек бессознательно активизирует сопутствующую им положительную энергию.
Отрицательный образ родителя и его влияние на психику ребенка
Иначе складывается динамика родительских образов в сознании человека, воспитанного родителями, которые были невротизированы, испытывали страхи, гневались, манипулировали близкими, проявляли лицемерие, безнравственность, беспринципность, а свою незащищенность компенсировали отчужденностью или тиранией в семье. Такие родители становятся источником страдания для ребенка, даже если и «по-своему» любят его. Отрицательные эмоции от общения с такими родителями становятся причиной создания отрицательных их образов в разуме ребенка. К.Г. Юнг высказался однозначно: «Всегда, когда маленький ребенок демонстрирует симптомы невроза, не стоит терять много времени на исследование его подсознания. Нужно начать исследование в другом месте, в первую очередь у матери, ибо родители, как правило, являются или прямыми источниками неврозов у детей, или, как минимум, важнейшей составной частью этого источника» /1/.
В таких случаях индивидуальные образы конкретных родителей формируются под влиянием, в основном, отрицательного аспекта архетипа Отца или Матери – в расщепленном варианте. И теперь реальные родители воспринимаются только через призму отрицательного родительского образа. Позитивный аспект родительского образа остаётся в бессознательном и может быть спроецирован на кого-то из родственников, или на чужого человека, проявившего интерес и сочувствие к ребенку, или на группу лиц, или на домашних животных. Отношения с родителями в таких случаях осложняются из-за проекции на них отрицательных чувств, возможны побеги из дома, бродяжничество, проявление агрессии. Социализация такого ребенка крайне затруднена. В других случаях ребенок может замкнуться на себе, создать свой собственный мир. Тогда он формально общается с близкими, проявляя конформность и чудеса манипуляции. Проекции архетипов, осевшие в личном бессознательном ребенка, при слаборазвитом детском сознании оживляют бессознательные процессы, наполняя их энергией. Клинически у ребенка это может проявиться переоценкой своей личности, пренебрежительным, презрительно-снисходительным отношением к родителям, которые не вызывают у него уважения, высокомерием, безудержным фантазированием с элементами сказок, мифов, иногда космического содержания, и, конечно, девиантным поведением, когда отрицательные образы значительно оживляют архетип тени. Повзрослев, такой человек весь негатив и подавленную агрессию, накопленные в родительской семье, бессознательно проецирует на окружающий мир, окрашивая вселенную в мрачные тона. Индивидуум испытывает неуверенность в себе, безотчетный страх перед незнакомыми людьми, администрацией и силовыми структурами, недоверие к окружающим людям и бессознательно занимает оборонительную позицию в обществе. Отрицательные эмоции вызывают напряжение в нервной системе и приводят к психосоматическим заболеваниям.
Схема функционирования родительских образов в разные возрастные периоды помогла мне ретроспективно проанализировать случаи из моей врачебной практики.
Примером может служить следующее наблюдение:пациент С., 22 лет,
обратился ко мне как невропатологу с жалобами на постоянную головную боль, внутреннее напряжение, резко выраженную раздражительность, возбудимость, тревожность и ощущение, что незнакомые люди на улице проявляют злобность по отношению к нему: «косо смотрят», что вызывает желание вступить в драку.
Объективно выявлены эмоциональная и вегетативная неустойчивость, повышенная потливость, покраснение лица, груди при эмоциональной нагрузке, дрожание рук, повышенное артериальное давление.
С. пришёл в сопровождении матери. В отношениях сына и матери была заметна напряжённость. В дальнейшей беседе обнаружилась агрессия по отношению к родителям. В детстве они, желая видеть его отличником, наказывали за плохие оценки и заставляли делать уроки до 4-5 часов утра. А теперь, когда он самостоятельный человек и сам зарабатывает себе на жизнь, родители продолжают контролировать его поведение, устраивают скандалы (особенно мать), если он задерживается, даже если предупредил об этом по телефону. В последние 2 года неоднократно в драках получал травмы головы без потери сознания.
Было проведено лечение сосудистыми препаратами и психотерапия, оказавшее положительный эффект. Пациент с удивлением заметил, что перестал ощущать агрессию со стороны окружающих людей и свободно чувствует себя в обществе. Исчезли головная боль и внутреннее напряжение, уменьшились эмоциональная и вегетативная неустойчивость, нормализовалось артериальное давление.
У взрослых при сформированных отрицательных родительских образах позитивный аспект родительского образа бессознательно проецируется на авторитеты, на лиц, старших по возрасту или служебному положению, вместе с неоправдавшимися в родительской семье ожиданиями любви, эмоциональной поддержки, одобрения, похвалы, что может стать основой зависимого поведения с манипуляциями и угодничеством.
При резко выраженном разобщении с близкими людьми и оживлении архетипа тени в бессознательном, архетипы Отца и Матери могут быть спроецированы на асоциальных личностей и криминальные авторитеты. Такой индивидуум обретает силу и уверенность в рамках сомнительного «братства», и находится в оппозиции к обществу и закону.
Влияние родительского комплекса на будущие поколения
Когда мужчина и женщина с проблемными родительскими образами в разуме создают семью, они могут бессознательно проецировать на своих супругов или их родителей позитивный аспект родительского образа вместе с бессознательными ожиданиями идеального отношения к себе, но переносят в новую семью модель своего поведения в родительской семье.
Эта бессознательная противоречивость становится источником напряжения во взаимоотношениях и основой конфликта. В других случаях отрицательный родительский образ проецируется на супруга (супругу) или его (её) родителей. Часто такой перенос проекции способствует идеализации собственных родителей, что поддерживает инфантильность индивида.
Бывает, что мужчина, лишенный в детстве материнской любви и ласки, может бессознательно проецировать идеальный образ матери на жену, обнаруживает инфантильное поведение и даже испытывает неприязнь к своему ребенку, бессознательно ревнуя его к матери, как это нередко происходит со старшим ребенком в семье по отношению к младшему.
Женщина, которая была лишена в детстве эмоциональной близости с матерью и испытывала большую привязанность к отцу, создавая семью, может проецировать на супруга не только мужское начало, но и идеальный образ отца, что может стать причиной сексуальных нарушений и эмоциональной зависимости.
У лиц, имевших в детстве конфликтные отношения с родителями противоположного пола, отрицательный аспект мужского или женского начала (анимы или анимуса) проецируется в его личное бессознательное, что приводит к внутреннему конфликту, скрытой или явной неприязни к лицам противоположного пола, конфликтным отношениям в семье или к частой смене партнера в поисках идеала/2/. Известно, что став взрослым, индивидуум часто проявляет качества того родителя, с которым был в конфликте в детстве (явном или скрытом) и чей образ был более значим для него. Мужчина, который в детстве защищал мать от побоев отца, в роли мужа избивает свою жену. Женщина, страдавшая в детстве от эмоциональной сдержанности своей матери, в роли матери отказывает в ласке и похвале своему ребенку. Теперь и это поколение родителей не может быть адекватным объектом проецирования архетипов Отца и Матери для своих детей, что способствует формированию отрицательных родительских образов в их разуме. Кроме того, возможно наследование ребенком отрицательного родительского образа и тогда достаточно даже однократного злоупотребления родительской властью (ведь идеальных родителей нет), чтобы этот ребенок стал воспринимать родителя только через призму отрицательной проекции.
Таким образом, родительский комплекс передается из поколения в поколение /2/.
К.Г.Юнг в лекциях, прочитанных в Лондоне в мае 1924г., приводит множество ярких и убедительных примеров, когда родители бессознательно становились причиной неврозов у своих детей, а дети бессознательно перенимали негативные установки своих родителей или являлись объектами бессознательных родительских проекций мужского и женского начала /1/.
Утрата родителей: что меняется?
Индивидуумы с родительским комплексом психологически относительно стабильны, пока родители живы.
Негатив в разуме, связанный с отрицательным родительским образом, проецируется на конкретного родителя и конфликт осознаваем. При утрате родителей их образы погружаются в… «иной мир» коллективного бессознательного, где они продолжают иметь ту же дезинтегрирующую склонность к образованию проекций, что и раньше»(1). Конфликт продолжается, но уже не осознаваемый. Стабилизирующим фактором остается бессознательная проекция позитивного аспекта родительского образа на значимых для индивидуума лиц из своего окружения. В случае, если конкретные носители этой проекции будут вести себя по отношению к индивидууму также, как его собственные родители (что естественно, так как они не знают о возложенных на них ожиданиях и не собираются им соответствовать), или индивидуум внезапно разочаруется в своем кумире, или потеряет его, может наступить острая дезинтеграция личности по типу психоза, или продолжительная депрессия, или психосоматическое заболевание. «Как при внезапном растворении такой проекции, так и при внезапном впадении в безотцовщину, в состояние сиротства, можно в отдельных случаях получить опасные последствия из-за внезапной активации бессознательного, всегда сопровождающего это впадение» /1/.
Примеры из моей практики.
Пациентка З., 38 лет,
выросшая без отца, многодетная мать, с обожанием относилась к своему супругу, который был старше нее на 25 лет, преданно ухаживала за ним, когда он болел. После его смерти, потеряв опору, впала в депрессию, и через 2 года представляла собой жалкую, седую, резко постаревшую женщину, вся жизнь которой осталась в прошлом.
Пациентка С., 49 лет,
домохозяйка, мать сына – инвалида, после трагической гибели своего супруга обращалась к врачам с многочисленными жалобами на здоровье и производила впечатление растерянного ребёнка. Лечение оказалось безуспешным, прогрессировали заболевание почек, дегенеративные изменения сетчатки глаз, депрессивный синдром. Через 2 года пациентка потеряла зрение и получила инвалидность I группы.
Пациентка Т., 50 лет,
в детстве долго болела после смерти матери, а в юности – после смерти бабушки. Ухудшение здоровья наступило в 43 года после смерти свекрови. В возрасте 46 лет, после смерти отца, с которым с детства была в конфликтных отношениях, ее самочувствие резко ухудшилось из-за прогрессирующей недостаточности мозгового кровообращения с поражением сетчатки глаз и снижением зрения. Была физически ослаблена, эмоционально подавлена. Увлеклась психологией и почувствовала опору в ведущей семинаров. В течение года состояние здоровья значительно улучшилось. В 49 лет, разочаровавшись в своем кумире, перенесла эпизод дезинтеграции личности с кратковременным регрессом в 5 летний возраст (когда была жестоко наказана отцом без объяснения причин). Произошёл доступ энергии из бессознательного по типу «Кундалини», с активизацией архетипа самости, ощущением единства с божественным источником, спонтанными эпизодами трансперсональных переживаний. Пациентка сохраняла связь с реальностью и воспринимала происходящее с ней как «внутренний исцеляющий процесс». В течение 7 дней кризоподобно реализовался «целебной компенсаторный эффект», «реализация самости», «процесс индивидуации», описанный К.Г. Юнгом/1/, с восстановлением саморегуляции организма и спонтанным излечением от ряда психосоматических заболеваний. В дальнейшем произошли положительные изменения в жизни и творческий подъем.
В случаях затянувшейся после подросткового возраста проекции архетипов Отца или Матери на конкретных родителей взросление индивидуума нарушается. Образ матери, реже отца, доминирует в сознании человека настолько, что он не способен создать собственную семью, а при потере родителей впадает в депрессию или заболевает физически.
Франсуа Мориак в повести «Матерь» так охарактеризовал это состояние: «стоило угаснуть материнскому солнцу, и сын оказался вращающимся в пустоте – планета, сбившаяся с орбиты».
Пример из практики:
пациентка К., 50 лет,
не создавшая собственной семьи, жила с заботливыми родителями. Смерть матери пережила адекватно, а после смерти отца в течение 6 месяцев находилась в депрессивном состоянии с психомоторной заторможенностью, затем стала возбужденной, многословной, суетливой, с трудом справлялась со служебными обязанностями. Периодически получала лечение и освобождение от работы в связи с повышением артериального давления. Через год её психика стабилизировалась, улучшилось физическое состояние. Вероятно, положительное влияние оказало расширение контактов с родственниками.
Этот пример ценнен для меня тем, что я непосредственно наблюдала, как в течение года роль позитивной принимающей матери в некоторой степени взяли на себя коллеги по работе.
Их молчаливое сочувствие, эмоциональная поддержка и подстраховка в выполнении должностных обязанностей немало способствовали выздоровлению их страдающей коллеги.
Предложенный обзор динамики родительских образов позволяет представить проявление родительского комплекса у индивидуумов, воспитанных в неполной семье или в детском доме.
Необыкновенная девочка
Случай из моей практики, который дал мне дополнительный материал к этой статье: Л. 12-и лет
стала настолько истеричной и агрессивной, что была отстранена от занятий в школе. Поведение ребёнка расстроилось после ухода из семьи отчима. Л. его очень любила, считала отцом и нуждалась в нём. Отчим хорошо относился к девочке и не отказывал в общении, но родные Л. стыдились, что она «бегает к неродному отцу и надоедает ему». Мать Л. была занята на работе в течение дня, а за детьми присматривали две бабушки. Дети раздражали обеих бабушек, из-за чего у них были конфликты между собой и с матерью детей (у Л. был младший брат).
Мое общение с Л. продолжалось около 3-х месяцев. Она охотно посещала сеансы психотерапии. Я понимала, что ребенок психологически очень пострадал. Во-первых, Л. была покинута родным отцом в раннем детстве, во-вторых, оставлена отчимом, на которого она проецировала архетип отца. Роль мамы выполняют бабушки, которые относятся к ребёнку негативно. Идеализированная мама фактически отсутствует, а негативная мама – рядом, т. е. налицо расщепление материнского образа: негативный аспект проецируется на бабушек, а позитивный аспект вытеснен в бессознательное. Отрицательный родительский комплекс активизировал архетип тени, что стало основой девиантного поведения. Учитывая напряженную обстановку в семье, я сознательно расширила границы общения, предложив девочке между сеансами звонить мне в любое время, если у нее возникнет такая потребность. Л. с энтузиазмом восприняла это предложение. Она часто звонила мне и даже приходила в мой кабинет, если ей хотелось пообщаться: «сообщить умные мысли», как она говорила. Я ей купила красивую тетрадь и попросила записывать в нее эти умные мысли. Она охотно выполняла эту инструкцию, а потом мы вместе с ней размышляли над этой информацией. Расширение общения было односторонним. Я ей не звонила, не контролировала ее поведение, а наблюдала за тем, как постепенно повышались самооценка и ощущение значимости у ребенка. Переломный момент в психотерапии произошел спонтанно. Ко мне в кабинет зашла коллега-врач. Она увидела рисующую девочку и спросила с улыбкой, кто такая эта девочка. Я ответила, что мы обсуждаем с ней сложные жизненные вопросы. «Это что, такая девочка необыкновенная, что ты с ней возишься?» – спросила коллега. «Да», – подтвердила я. «Стала бы я возиться с ней, если бы она не была такой необыкновенной».
Девочка подняла голову от рисунка, вскочила и со слезами на глазах бросилась ко мне на грудь. «Вы правда считаете, что я необыкновенная?» – спросила она со страстью. «Конечно», – ответила я, приобняв ее, – «я считаю, что ты необыкновенная и очень способная». Лицо Л. засветилось от радости.
И вот наступил день, когда Л. зашла ко мне в кабинет со значительным выражением лица и задала вопрос: «Как вы считаете, может один человек с помощью добра помочь другим людям стать добрыми?». Я высказала предположение, что, видимо, она представляет, как это сделать. Девочка стала увлеченно рисовать. Она нарисовала квадрат, в правом нижнем углу обозначила кружочком и солнцем доброго человека, а по остальным углам квадрата обозначила кружочками недобрых людей. «Добрый человек может поделиться добром с этими людьми», – сказала она и нарисовала солнышки над кружочками, обозначавшими недобрых людей. «Когда все люди добрые, это – счастье», – сказала она и нарисовала в центре квадрата солнце. Л. была очень довольна проделанной работой и решила, что эта картинка навсегда останется с ней – в душе. Это было наше последнее занятие. Она пришла еще раз, чтобы подарить мне нарисованную ею картинку – цветок розы. Л. вернулась в школу и успешно закончила учебный год. Мне она больше не звонила. Через месяц она принесла книгу, которую я давала почитать ее бабушке. Девочка выглядела уверенной и независимой. Она больше не нуждалась в моей поддержке. Судя по символике последнего рисунка, девочка интегрировала позитивный образ отца в виде солярного символа (солнце – один из символов архетипа Отца). Активизации позитивного аспекта материнского образа способствовала взятая мною роль принимающей, хорошей мамы. Расщепление родительских образов – внутренних родительских объектов – было устранено, связь с архетипами Отца и Матери адекватно восстановлена. Изменилась внутренняя реальность ребёнка. Образы родителей стали человечнее, что помогло Л. принять своих близких такими, какие они есть в реальности. Восстановилось душевное равновесие девочки и кризис был преодолен.
Влияние родителей и связанных с ними переживаний на становление личности существенно дополняется генетическим наследованием, врожденной способностью к образованию комплексов.
«Поэтому родительский комплекс есть не что иное, как проявление столкновения между действительностью и непригодным в этом смысле свойством индивида. Следовательно, первой формой комплекса должен быть родительский комплекс, потому что родители – это первая действительность, с которой ребенок может вступить в конфликт» /2/. Ст. Гроф, посвятивший свою жизнь исследованиям сознания и бессознательного, соглашается, что оскорбления, травмы, недостаток любви в младенчестве и детстве влияют на развитие ребенка, но большое значение он придает травме биологического рождения /6/. Но как бы глубоко в трансцендентном прошлом ни находились истоки родительского комплекса, проявляется он в настоящем конкретных родителей и детей. В идеале индивидуум может приобрести мудрость в зрелом возрасте, увидеть родительские ошибки своих взрослых детей, ретроспективно осознать собственные комплексы и простить своих родителей. Но такое «изживание» родительского комплекса отдельной личностью не меняет ситуации в целом. Как правило, зрелость родителей не наступает к моменту появления у них детей, и родительский комплекс в той или иной степени выраженности широко распространен в нашем обществе. «Конечно, невозможно, чтобы у родителей не было никаких комплексов. Это было бы сверх человеческих возможностей, но родители должны с ними бороться, хотя бы ради детей» /1/. В настоящее время эта рекомендация К.Юнга вполне осуществима.
Как может помочь психотерапия?
Психотерапия способствует переработке отрицательной информации во внутреннем мире человека с постепенной интеграцией содержаний бессознательного, включая родительские образы.
Невозможно изменить свое реальное прошлое и прошлое своих родителей, но можно принять образы родителей в Высшем потенциале, в соответствии с эталоном, заложенном в генетической памяти, почувствовать в процессе психотерапии их любовь и близость. В ходе психотерапевтической работы происходит «починка» родительского образа во внутреннем мире за счёт позитивной части архетипа. Этот позитивный аспект помогает трансформировать отрицательный родительский образ и тем самым освободиться от сопутствующих отрицательных эмоций. Психотравмирующее прошлое трансформируется в жизнеутверждающее настоящее, что позволяет обрести душевное равновесие, удивительное ощущение присутствия в этом мире «здесь и сейчас», способствует улучшению саморегуляции организма и излечению от психосоматических заболеваний. Позитивный душевный настрой родителей – основа гармоничных отношений в семье, необходимых для воспитания ребёнка.
Родители – творцы, являясь живым воплощением архетипов Отца и Матери для своих детей в раннем детстве, вносят неоценимый вклад в формирование внутренней вселенной своего ребенка и закладывают основу психологического здоровья для последующих поколений.
Самой природой на родителей возложена основная ответственность за воспитание и становление личности своего ребенка. Родителям важно иметь понятие о структуре разума, о динамике формирования родительских образов в разуме ребёнка, осознать значение детской бессознательной проекции на них первообразов – архетипов Отца и Матери и насущную необходимость соответствовать этой проекции. Родителям важно осознавать, что психологические проблемы ребёнка являются индикаторами психологических проблем самих родителей.
Семьи, имеющие психологические проблемы, в настоящее время могут получить квалифицированную психологическую и психотерапевтическую помощь. Кроме работы с психологом – психотерапевтом, в настоящее время широко используются аппараты для гармонизации структур головного мозга, имеющих отношение к долговременной памяти и эмоциям. Приятная процедура биоакустической коррекции (БАК) или аппаратная методика БОС (биологически обратная связь) позволяют устранить эмоциональное напряжение в подкорковых структурах. Это способствует восстановлению саморегуляции организма и излечению от невроза и ряда психосоматических заболеваний.
Статья расчитана на широкий круг читателей, включая психологов, педагогов, врачей.
Список литературы: 1. К.Г. Юнг. «Божественный ребенок» Москва. Олимп, 1997г. стр. 23, 19-59(55), 89-99(91), 206. 2. К.Г. Юнг «Проблемы души нашего времени» Изд. «Питер», Санкт- Петербург Москва – Харьков – Минск 2002г., стр. 105-106, 14, 149-158 (157), 254-257. 3. Карл Юнг. «Избранное». Изд. «Попурри», Минск, 1998г., стр. 109, стр. 171-184. 4. В.Вульф «Танец жизни». М.Ю. Ассоциация «Холодинамика», РОО НМО «Творчество», 1998г., стр. 21,33,120,123. 5. Фритьоф Капра. «Уроки мудрости». Издательство трансперсонального института, Москва. AirLand, Киев, 1996г. 6. Станислав Гроф. «Космическая игра». Исследования рубежей человеческого сознания. Издательство трансперсонального института, Москва, 1997 г. 7. Абрахам Маслоу. «Новые рубежи человеческой природы». Изд. «Смысл». Будапешт-Москва, 1999г., стр.186-191. 8. Шэрон Лойшен «Психологический тренинг умений». Школа Вирджинии Сатир. Изд. «Питер». Санкт – Петербург — Москва – Харьков – Минск 2001г., стр. 22.
Необходимая тренировка
Все ли родители или пары, готовящиеся к рождению ребенка, спешат пойти к тренерам. Чтобы усердно работать над собой? Чтобы обеспечить успех и счастье своих детей в будущем?
Нет. Не всем это нужно, у некоторых пар достаточно навыков и психологической подготовки для обучения своего ребенка. Однако, если есть ощущения или растерянность в правильности своего поведения с ребёнком.
Если возникают трудности в самостоятельном воспитании, то лучше обратиться к психическим основам родительского воспитания. Весьма вероятно, что от этого выиграет не только ребенок, но и родитель.
Обмен положительными эмоциями на статью: Как родители влияют на формирование личности ребенка. Я вам Благо Дарю, а вы пройдитесь по звездочкам!
- Ваш жизненный опыт: как подготовить ребенка к взрослой жизни
- Нравственный выбор или жизненные ценности ребенка
Самовосприятие
Родители — первые люди, которые влияют на наше восприятие себя. Многие из нас выросли и переняли убеждения своих родителей, даже не осознавая, что это их убеждения, а не наши.
Разумеется, не все дети справляются с критикой в свой адрес подобным образом.
Вместо того чтобы чувствовать себя «недостойными», некоторые дают отпор или обвиняют других в своих проблемах.
Во многом это зависит от нашей интерпретации ситуации. Но одно бесспорно: то, какими наши родители видят нас, влияет на наше самовосприятие.
Когда вы были ребенком и родители вновь и вновь повторяли вам что-то — а вокруг вас не было никого другого, относительно кого можно было бы проверить правильность их утверждений, — вполне вероятно, что вы восприняли точку зрения своих родителей.
Влияние поведения родителей на становление личности ребенка настолько велико, что он сохраняет и накапливает негативные убеждения о себе, а затем использует их в качестве основания для самосаботажа.
- Почему я вновь вышел из себя? Я слабак. Я должен показать им, что сильный, а не какой-то простофиля.
- Почему я не могу доверять моему потенциальному партнеру? Никто не будет любить меня, как только узнает, какой я на самом деле.
- Почему я подвержен прокрастинации? Я ленивый.
- Почему я нервничаю по поводу этого задания? Наверное, потому что я не смогу его сделать, я не настолько хорош!
Мы саботируем самих себя, потому что привыкли доверять ложному самовосприятию, которое приобрели в детстве и которому долгое время верили.
Хотя мы теперь и взрослые, наше детство все еще влияет на наши внутренние стандарты, наш выбор, наши действия и самовосприятие.
Многие из нас пытаются менять свое окружение, чтобы все соответствовало нашему взгляду на мир.
Мы пытаемся изменить наших родителей и своих партнеров, чтобы получить ту любовь и то одобрение, в которых мы нуждаемся.
Но зачастую проще и эффективней посмотреть внутрь себя и исправить нездоровые отношения внутреннего ребенка и внутреннего родителя.
Второе детство (8-12 лет)
В школе мальчик начинает общаться с одноклассниками, у него появляются первые друзья. Теперь, большее количество времени он проводит не с семьей, а в школе. К ребенку поступает новая информация, он ее пытается анализировать и подчеркнуть что-то полезное для себя. Родители уходят на второй план, но все равно, он слушает их.
Период второго детства не менее важен первого. Родителям важно следить за ребенком, спрашивать о происходящем в школе, объяснять ему что хорошо, а что плохо. Также необходимо отслеживать появляющиеся привычки малыша, которые в будущем могут негативно на него повлиять.
Важно!
Старайтесь чаще разговаривать с ребенком. Дискутируйте с ним и постепенно относитесь к нему как ко взрослому человеку. Так, мальчик будет ощущать вашу поддержку и начнет прислушиваться к вашему мнению!
Восполнение дефицита через ребенка
На влиянии родителей мы остановимся подробнее.
Конечно, было бы идеально, если бы мудрые родители были идеальными воспитателями своим детям и развивали бы у них таланты и способности ко всеобщему удовольствию и благости. Но в том-то и дело, что жизнь каждого ребенка — не зефир в мармеладе.
Приведу несколько примеров из опыта консультирования.
1. Родители ставили перед сыном совершенно олимпийские задачи: «Ты должен сдать норматив кандидата в мастера спорта в этом году». А он перед каждыми важными соревнованиями получал травму и срывал планы родителей. А все потому, что мама жила только сыном и его достижениями, полностью отказавшись от своей жизни. Этого дисбаланса и долга душа ребенка не выдерживала и саботировала как могла.
2. Учащийся школы, недоучившись полгода до получения аттестата, бросает учебу, чтобы устроиться на работу и помогать своим родственникам материально. Через год работы грузчиком он выглядит высохшим стариком, здоровье подорвано. Родители его по-прежнему убеждены, что работать ему важнее, чем учиться.
3. Мать изначально рожает девочку для того, чтобы через это восполнить дефицит любви со стороны собственной матери. Поглаживает свой живот во время беременности и приговаривает: «Я рожу себе любящую маму». Девочка вырастает с врожденным чувством долга перед матерью, ничего не позволяя себе.
4. Мать заявляет сыну 10 лет: «Хотела я с твоим отцом развестись, да не разведусь — тебя на ноги надо поставить!» После этих слов сын около 20 лет был рабом мамы. Опомнился в возрасте 30 лет и пришел на терапию со словами: «Помогите, я живу не свою жизнь. Я себе не принадлежу».
5. Отец ждал сына-наследника, мечтал с ним играть в футбол, учить его рыбалке и боксу, ходить с ним на охоту. А родилась прекрасная девочка. Как отец отреагировал? Как в анекдоте!
— Поздравляем, вы теперь отец!
— Сын родился?
— Нет.
— А кто?
Девочка только к 40 годам начала учиться делать что-то приятное для себя. До этого возраста она «была никем и ничем, и звать меня никак».
Очень разные ситуации, но все они красноречиво доказывают, что степень влияния родителей на самочувствие и успех детей огромна. И многие эти ситуации оказались для детей весьма и весьма травматичны.
Каждый день сталкиваясь с непомерными ожиданиями родителей на свой счет, отвержением, будучи вовлеченными в обслуживание отношений и интересов родителей, нагруженные непосильной ответственностью, дети (независимо от возраста) просто не в состоянии успешно реализовывать свои таланты и способности. Страдают их здоровье, самооценка, доход, личная жизнь. На свою собственную жизнь и успех у них не остается ни времени, ни сил.
Успех, за который стыдно
Немало взрослых людей рассказывают на психотерапии, что им неловко за то, что они сумели добиться большего, чем их родители. Они понимают, что проделали большой путь и ими гордятся, но чувство стыда, что отец не может позволить себе той силы, которой обладает его ребенок, часто не дает двигаться дальше. Это чувство особенно усиливается, если родитель проговаривает, к примеру, то, что он отказался от научной карьеры и пошел на завод, чтобы заработать и прокормить семью, или мама бросила университет из-за рождения ребенка. Эти «уколы» порождают в детях чувство вины за то, что они не дали родителям реализовать себя.
В психотерапии встречаются случаи, когда уже взрослые люди за шаг до взятия вершины сходят с пути: не успевают подать заявку, опаздывают на важные мероприятия или у них происходит нервный срыв перед решающим событием. Они уже почти достигли цели, вложили много сил и стараний, но сдались. Причина — подсознательный стыд перед родителями.
Нина сама себя останавливает: перед премьерой плохо себя чувствует и напивается в баре. Она хочет оторваться, испытать «запрещенные» матерью эмоции. Так выражается ее страх перемен. Она боится сделать шаг, который изменит её мир и мир Эрики.
У матери есть свой мотив не пустить её в последний момент на сцену и оставить дома. Она говорит: «Ты не справишься, эта роль разрушает тебя». Она надевает дочери носки на руки, как надевают совсем маленьким, чтобы они не царапали себя, таким образом делая её более беспомощной и подконтрольной. Ведь для нее Нина не только проект по самореализации, но и виртуальный соперник.