Как научиться уважать других людей, и делать комплименты

Автор материала:

Инна Трофимова

писатель, психолог, гештальт-терапевт

Рене Декарт говорил «Уважение других дает повод к уважению самого себя». И он был прав: эти два проявления уважения поддерживают гармонию, что уберегает нас от изматывающих конфликтов и непонимания. Кто (или что) еще требует уважительного отношения? Как быть, если буквально ощущаешь чужое неуважение? Какими поступками подчеркнуть ценность другого человека? И почему аванс можно получить не только деньгами? Ответы – в статье.

Что такое уважение?

Уважение — это способность считаться с границами и интересами других людей, видеть и признавать их достоинства, замечать индивидуальность, соблюдать социально-допустимый формат общения, взаимодействовать, не причиняя морального или физического вреда. Это умение принять без осуждения поступки, поведение, высказывания другого человека, даже если мы не разделяем или не понимаем его мотивов. Уважение – это константа в формуле человеческих взаимоотношений и собственной идентичности.

Почему уважение настолько значимо:

  • Помогает замечать и соблюдать личные границы другого человека, удерживать свои.
  • Служит базой для высокой самооценки, чувства собственного достоинства, ощущения личной значимости, самоэффективности, психологического и психического здоровья.
  • Помогает выдерживать чужое осуждение, критику, неприязнь.
  • Дает возможность проявить лучшие качества: доброту, сочувствие, заботу.

Что случится, если мы перестаем уважать друг друга? Люди – не машины, они сразу чувствуют фальшь в показном внимании. Да и играть «в уважение» долго не получается. Невозможно насильно заставить уважать кого-то. Уважение не покупается, не вырабатывается запретами, страхом, кнутом или поощрением. Оно возникает тогда, когда человек замечает в других качества и достоинства, которые считает значимыми и важными, к чему стремится сам.

Слова «уважение» нет в текстах Античности, но рассуждения о понятии «respectus»-«внимание, почтение» встречаются в трудах Аристотеля, Сократа, Демокрита. Слово «уважение» заимствовано из нескольких европейских языков. Так, например, в немецком есть слово «Wage»-«важный», а в польском «uwazny»-«быть внимательным», «uwaga»-«внимание». Однокоренное слово «waga»-«вес» дополнительно раскрывает смысл понятия. Ведь о человеке, который пользуется уважением, влиянием, имеет достойную репутацию так и говорят «имеет вес в обществе».

Есть еще одна теория о происхождении слова: уважение – от слова «важно». Это значит учиться делать то, что важно для другого человека, стараться уважить его и свои интересы. Чтобы мирно сосуществовать или что-то получить, нужно считаться с желаниями другого, иначе конфликта избежать не удастся.

Пройти тест на уверенность в себе

Виды уважения.

В трудах античных философов, а позже в работах Р. Декарта, И. Канта, Б. Паскаля речь шла именно об уважении к закону, правам человека, институте гражданства. Уважение прав человека считалось основой правового государства, в центре которого была «уважаемая личность». Постепенно смысл понятия расширился и распространился на другие сферы жизни.

Каким может быть уважение?

  • К своему «Я». В мире, где каждый норовит обидеть или обмануть, укрепить самоуважение чрезвычайно трудно. Но необходимо. Самоуважение означает точное знание, на что ты способен, а на что – нет. Это способность принимать себя целиком и не зависеть от мнения окружающих. Самоуважение – это внутренняя ценность и важность личности для самой себя.
  • К окружающим. Эта способность проявляется на всех уровнях: общении со старшими, с равными, с младшими. Например, это внимательное отношение к родителям, к партнеру, детям, сотрудникам, знакомым и малознакомым, умственно отсталым и пожилым людям. Это толерантное отношение к религиозным верованиям других, к людям иной сексуальной ориентации.
  • К природе. В Ведах есть красивое определение уважения: это принятие во внимание интересов других живых существ. Современная экофилософия дополняет: уважать природу куда важнее, чем любить ее. Это значит сохранять любые формы жизни, осторожно и бережно относиться к природным ресурсам, понимать свою ответственность перед будущими поколениями.
  • К социальным нормам. Это вежливость, приверженность традициям, соблюдение деловой этики, корпоративных норм, правил хорошего тона и требований к внешнему виду. Это внутренняя культура, связанная с правилами приличия и умением соблюдать разумную дистанцию по отношению к людям.
  • К патриотическим символам. Это способность уважать государственную символику: герб, флаг, гимн. Это уважительное отношение к государственным праздникам, историческим ценностям.

Знакомое выражение «уважение надо заслужить» – это тупиковый путь. Право на уважительное отношение каждый человек получает от рождения, просто потому, что живет на свете. Оно дается как аванс и человеку предстоит сделать что-то «плохое», чтобы разубедить в этом окружающих.

Определение понятия — уважение

Уважение часто кажется значимым и сильным словом. Мы заявляем, что хотим, чтобы другие относились к нам с уважением, и нам не нравится, когда другие демонстрируют нам неуважение. Но в чем реальное значение этого слова?

У слова « уважение» есть несколько определений — не стесняйтесь искать его, если хотите. Но в контексте отношения к убеждениям других людей, наиболее базовым и подходящим определением является «должное уважение» к другому человеку.

Что значит уважение?

Уважение — означает уделять внимание убеждениям другого человека, то есть относиться к нему надлежащим образом.

Рассматривать что-то — значит смотреть на это. Латинское происхождение слова «уважение» также означает «оглядываться назад». Уважение — это просто наблюдение. Уважать веру — значит наблюдать за ней, признавать её существование.

Таким образом, слово «уважение» на самом деле не имеет большого значения. Это на самом деле просто означает смотреть на убеждения другого человека. Вам не должны нравиться эти убеждения. Вы можете даже думать, что они глупы. Но вы все равно можете уважать чьи-то убеждения, просто признавая, что такие убеждения существуют. Это довольно низкая планка, не правда ли?

Что делать, если не уважают?

Неуважение проявляется разными способами. Оно может быть демонстративным или опасно тихим. Возможно, вначале неуважение не будет слишком беспокоить, но со временем оно превратится в проблему. Чтобы не доводить до критической точки, нужно научиться вовремя распознавать сигналы.

Можно уже начинать беспокоиться, если:

  • Вы становитесь любимым объектом для оскорбительных шуток, замечаний, сплетен, обсуждения.
  • О вас вспоминают только тогда, когда кому-то нужна помощь.
  • Вас перебивают, не слушают, демонстративно игнорируют.
  • Ваши слова, выводы, замечания ставят под сомнение.
  • Ваше время не ценят – опаздывают на встречи, не перезванивают, не отвечают на сообщения.
  • О вас «забывают», когда речь заходит о дружеских посиделках.
  • Ваши усилия не принимаются в расчет.
  • Перед вами не извиняются.
  • Вас пристально оценивают.
  • Во время общения вы замечаете презрительные ухмылки, пренебрежительные жесты собеседника.
  • И самое обидное: вы стали тем человеком, о которого принято «вытирать ноги».

Чтобы вернуть уважение, понадобится немало сил. Но результат того стоит. Даем несколько советов, чтобы бороться с неуважением.

Шаг 1. Не пытаться оправдываться.

Неважно, по какой причине возникло неуважение, оправдания только заберут силы, но ситуации не исправят. Более того, они будут постоянно напоминать о глупой ситуации. Поэтому лучшее, что можно сделать – сконцентрироваться на следующих шагах.

Шаг 2. Спросить у близких.

Разговор с теми, кто знает вас лучше всего и благожелательно настроен, поможет по-новому взглянуть на свое поведение. Можно обратиться к близкому другу, родственнику, опытному коллеге, чтобы получить адекватную обратную связь. Разговор по душам поможет выявить огрехи в действиях, обозначить проблемные стороны в общении, наметить программу само-перевоспитания.

Шаг 3. Контролировать себя.

Окружающие уже привыкли к стандартному набору ваших реакций – нужно сломать эту схему. Например, не отвечать грубостью на грубость, сохранять спокойствие в моменты открытого пренебрежения, не плакать, услышав грубую шутку.

Шаг 4. Защищать себя.

Когда самоконтроль достигнет высокого уровня, можно приступать к активной защите. Например, выучить стандартные шутки обидчиков и придумать к ним дерзкие ответы. Или заставить наглеца извиниться. А в остальное время – работать над собой, работать над своей самооценкой.

Шаг 5. Не принимать все близко к сердцу.

Иногда хамство, пренебрежение, вызывающее поведение – не демонстрация неуважения к вам лично, а манера поведения собеседника. Стоит научиться распознавать таких людей и просто избегать общения с ними. Еще лучше – исключить из жизни энергетических вампиров, нытиков, подхалимов, хамов. А энергию общения направить на адекватных, воспитанных собеседников.

Шаг 6. Учиться проявлять уважение к другим.

Иногда неуважение проявляют к тем, кто не признает ценности других людей. Стоит проследить за собой и понять, какие ошибки допускаются во время общения. Например, это могут быть двусмысленные словечки или фамильярные жесты, которым вы не привыкли придавать значения. А для других они могут быть оскорбительны.

Пройти тест на самооценку

Неуважение

Как насчет обратной стороны?

Слово неуважение — противоположность уважения.

Неуважение чьих — то убеждений может означать их не принятие и игнорирование. Но чаще всего, это означает, демонстрацию отсутствия вежливости. То есть невежество. Быть невежливым значит не проявлять хороших манер. А манеры — это социальные ожидания.

Читать далее: Дружеский секс

В общем, если вы нарушаете ожидания других людей о том, как они считают, что вы должны вести себя с ними, это считается неуважительным.

Данное понятие — неуважение к человеку, можно определить еще и в общем смысле.

Общий смысл уважения — вести себя так, как другие люди считают, что вы должны себя вести.

Если вы нарушаете ожидания других людей определенным образом, значит, вы неуважительно относитесь. Если вы ведете себя так, как другие считают, что вы должны себя вести, значит, вы относитесь с уважением.

Так что уважение на самом деле является формой послушания. Разве это не имеет смысла? Разве самые послушные люди обычно не считаются самыми почтительными? И разве непослушание не часто называют неуважительным?

Примеры уважительного отношения к другим.

Само слово «уважение» христиане используют нечасто. Зато размышления о почтительности, приятии, гостеприимстве, правилах приличия, способности считаться с интересами мужа/жены в христианских текстах встречаются гораздо чаще. В самой миролюбивой религии – буддизме – говорится примерно следующее: «Общество без уважительного отношения к старшим, без заботы о женщинах, детях, духовных людях, обречено на страдание».

Уважительное отношение ко всему воспитывается с детства личным примером родителей. Ребенок научится заботиться об интересах других, если родители:

  • Вежливо здороваются, прощаются, благодарят любого, кто оказал услугу или помог.
  • Просят прощения за совершенные ошибки.
  • Сохраняют спокойствие в споре.
  • Придерживают за собой дверь.
  • Хранят чужие секреты.
  • Спрашивают разрешения взять чужие вещи.
  • Стучат, перед тем как войти в комнату детей, родителей.
  • Поддерживают чистоту на природе, в общественных местах.
  • Уважают личное пространство и границы другого человека независимо от возраста.
  • Помогают другим, если действительно могут помочь.
  • Уважительно отзываются о чужом мнении, взглядах, пристрастиях.
  • Защищают свои права воспитанно, без агрессии.
  • Не перебивают, чтобы высказать свою точку зрения.
  • Поступками и словами показывают уважение к родителям, друзьям, сослуживцам знакомым и незнакомым людям.

Классный час на тему «Умей уважать других»

Классный час на тему:

«Умей уважать других»

Учитель Е.О. Туманова г. Таганрог

Цель: раскрыть важнейшее нравственное понятие «уважение» и на конкретных примерах показать, что значит уважительно относиться к другим людям.

План

-Вступление. Анализ понятия «Уважение».

-Просмотр видео урока «Учимся вежливости»

-Основная часть. Анализ ситуаций. Дискуссия. Игра «Что угодно для души?». Выбор изречений, суждения о них.

-Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

1. Вступление

Педагог. Ребята, посмотрите на доску. На ней написаны две трактовки понятия уважение (читает).

«Уважение— почтительное отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств».

«Уважение—форма общения и мотивированное чувство.».

Что их роднит?

А теперь, оперируя этим понятием, попробуйте определить, что означает словосочетание чувство собственного достоинства. Вы, наверное, слышали, как о человеке говорят: «У него есть чувство собственного достоинства». Что это такое? Верно, это чувство себя, своего «Я»».

А что главное в этом чувстве? Какова его основа? Правильно, самоуважение. Но оно не должно быть преувеличено, не должно доминировать над нравственностью, над моральными принципами.

А на чем же должно быть основано самоуважение? Только ли на отношении к себе или… Да, на уважении к другому. Только уважая другого, можно требовать уважения к себе.

Уважение, как форма общения — этика, достойное внешнее поведение по отношению ко всем людям, реализуется через безупречность — «Ни словом, ни взглядом, ни жестом, не задевать честь и достоинство других».

Уважение, как мотивированное чувство — это признание достоинств и заслуг других людей (уметь ценить лучшее в людях, их достоинства, изучать их, углублять отношение).

акад. Миание М.Ю.

2. Основная часть

Педагог. А теперь давайте проанализируем две ситуации.

Ситуации пренебрежения и неуважения других

Ситуация 1

Саша пришел в новую школу в 8-й класс. Скоро стало ясно: ровный характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему.

Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обращали внимания. Но вот однажды на уроке физики, после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности, педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя. Возможно, ее предложение нарушило Сашины планы. Но, желая смягчить отказ, он сказал:

Я не понимаю, какой смысл в таком докладе? Именно Вы, учитель, уже представляете мои возможности, а им, — он кивнул в сторону класса,— это ни к чему. Каждый может и должен искать сам…

Ситуация 2

В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу:

Встретил знакомого (он небрежно назвал имя известного ученого), да и заболтался.

Потом он обошел стол, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобство гостям, каждому сидящему фамильярно протягивая руку. За столом юноша был говорлив, вел себя оживленно, на весь вечер завладев застольной беседой. Другим он почти не давал и рта раскрыть: говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.

Похожи ли эти ситуации? Чем? (Ответы учащихся.) Да, верно, герои очень ценят себя, уважают себя как личность, но пренебрежительно относятся к тем, кто их окружает. Что вы посоветуете героям?

Кто решает, как определить, что достойно, а что нет? Почему мы с вами пришли к выводу, что оба юноши в описанных ситуациях вели себя недостойно? Да, ценность деяний человека определяют опыт предыдущих поколений, многовековая культура. Так возникла и этическая культуpa как образ жизни, достойный или недостойный наивысших ценностей бытия. Поэтому не случайно существует выражение «общечеловеческие ценности». Мы говорим: «он вышел из этой ситуации достойно», «он не достоин этого звания» или «он достоин большего». Жизнь каждой отдельной личности должна быть достойна нравственных ценностей.

А как вы понимаете, что значит уважать других? Это значит жить согласно общечеловеческим нравственным ценностям или, как говорил известный философ И. Кант, «с нравственным законом в душе».

Проводится игра «Что угодно для души?». Игре предшествуют слова:

В этой маленькой корзинке

Много качеств разных есть,

Всех их нам не перечесть.

Выбирая, не спеши:

Бери, что важно для души.

Ребятам учитель предлагает импровизированную корзинку. Каждый ученик вынимает листок в виде ромашки и заполняет его, вписывая то или иное нравственное качество.

Педагог. Видите, все названные вами качества являются нравственными ценностями человека. Жить, ориентируясь на эти ценности,— это и значит уважать других. Обратимся еще к одной ситуации.

Рассмотрим еще одну жизненную ситуацию.

Игорь решил провести отпуск со своими друзьями у моря. В один из погожих дней компания вышла на маленьком рыболовном суденышке в море. В трех милях от берега неожиданно отказал мотор, а затем баркас начал тонуть. Не успев понять, что происходит, Игорь, три его друга и хозяин судна оказались в воде. Рядом плавали обломки мачты и несколько деревянных палубных решеток. Один из друзей признался, что не умеет плавать.

Командование на себя взял Игорь:

Приказ № 1: каждому, держась за обломок мачты или деревянную решетку, медленно плыть к берегу, работая только ногами. Приказ № 2: Виктору (не умеющему плавать) просто держаться за мою доску, но не мешать мне плыть.

Как повел себя Игорь в сложившейся ситуации? Достойно ли его поведение уважения? Почему? Какие нравственные черты характера проявились в его поступке?

Ребята! Достоинство, самоуважение, умение человека правильно их проявлять очень важны в жизни. Не случайно напутствия нам всем давали очень влиятельные люди: философы, писатели, критики.

Выберите в качестве напутствия для себя одно из изречений, объясните свой выбор.

Изречения набраны на компьютере и разложены на партах.

«Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в религиозном уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он — человек, и потом уже за его личные достоинства…».В. Г. Белинский

«Наиболее полно и концентрированно выражается воспитанность и нравственная культура в том, чтобы мерить одинаковой мерой и равно ценить как собственное, так и чужое достоинство».Ф. Бэкон

«Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства».Ф. М. Достоевский

«Большая ошибка — мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь».И. Гете

«От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения».М. Монтень

«Сомнение в своем достоинстве — малодушное самоуважение».В. Шекспир

3. Подведение итогов

Педагог. Наш разговор подошел к концу. Какой вывод вы сделали для себя? (Ответы учащихся.)

Ребята, в романе Ч. Ай есть очень хорошие слова: «Человек — сам судья и сам творец каждого дня нашего». Вот и мы с вами должны анализировать прожитый день: что сделано не так, что мы осудим в себе, что одобрим. Анализируя, мы должны помнить: то, что направлено на благо других, достойно одобрения. И очень хотелось бы, чтобы вы каждый свой поступок оценивали с позиции самоуважения и уважения к людям. Пусть о каждом из вас скажут: «Он, она — достойны уважения!» Спасибо за откровенный разговор.

«Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в религиозном уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он — человек, и потом уже за его личные достоинства…».В. Г. Белинский

«Наиболее полно и концентрированно выражается воспитанность и нравственная культура в том, чтобы мерить одинаковой мерой и равно ценить как собственное, так и чужое достоинство».Ф. Бэкон

«Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства».Ф. М. Достоевский

«Большая ошибка — мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь».И. Гете

«От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения».М. Монтень

«Сомнение в своем достоинстве — малодушное самоуважение».В. Шекспир

УВАЖЕНИЕ!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]