Логическое мышление — что это такое и как его развить у взрослого и ребенка


Логическое мышление — это последовательность рассуждений, которая играет большую роль в повседневной жизни. Она помогает решать деловые вопросы, находить технические решения, справляться с бытовыми задачами, эффективно общаться с людьми.

Логика помогает головному мозгу предотвращать ошибки, возникающие, несмотря на наличие знаний и опыта. В статье вы найдете полезные советы, как научиться логически мыслить, если, бываете недостаточно убедительны для своих собеседников и часто противоречите сами себе.

Что такое логическое мышление

Понятие условно делится на две составляющие: мышление и логика. Первое – это процесс получения и анализа информации, поиск связи между предметами, событиями, другими частями действительности. Для его правильной работы нужна логика, иначе обнаруженные связи будут ошибочными, не смогут отразить истинное положение дел.

Логика имеет несколько определений, часть из которых связана с переводом обозначающего ее слова с греческого языка. Если говорить в общем, то это наука об интеллектуальной мыслительной деятельности головного мозга. Ее основная задача – найти выход из ситуации, используя имеющиеся предпосылки, а также путем размышлений глубже понять особенности и нюансы какого-либо предмета.

Вышесказанное помогает объяснить, что такое логическое мышление. Это мыслительный процесс, требующий применения логических понятий. Он требует доказательств, рассудительности. Предназначен для составления вывода на основе предпосылок.

Логическое мышление обладает пятью свойствами:

  1. Формируется исключительно экспериментальным путем. Человек попал в определенную ситуацию, нашел из нее выход, столкнулся с последствиями и сделал ряд умозаключений. Этот процесс носит название эмпирического познания.
  2. Является приобретенным, а не врожденным качеством человека.
  3. Многие люди неосознанно избегают развития логики, не желая выходить из зоны комфорта.
  4. Логика порой толкает людей на бесчеловечные поступки, поскольку она сродни циничному расчету. Вместе эти два понятия отодвигают самопожертвование и человеколюбие на последнее место. Наглядный пример – маньяки с нарушенной психикой. Страшные для нормального человека поступки для них являются вполне логичными.
  5. Логика четко прослеживается в науке. Взять хотя бы аксиомы, отклонение от которых принято называть расстройством.

Логическое мышление – это инструмент для обработки информации, формирования выводов. Благодаря ему человек анализирует, оценивает происходящее вокруг, а также грамотно преподносит полученную информацию собеседнику.

Составляющие логического мышления

Как говорится выше, мышление и логика – это инструменты для получения и переработки информации. Процесс предполагает создание некоего образа, который позволяет представить находящийся в другом месте предмет или человека. Он бывает нескольких видов.

Образно-логическое мышление

По-другому называется наглядно-образным. Представляет собой мыслительный процесс, во время которого человек визуально проигрывает сложившуюся ситуацию. По сути, это воображение, позволяющее воссоздавать в мозге яркие, реалистичные картины. Развитие такого типа логики начинается примерно в полтора года.

Проверить наличие данной способности можно с помощью теста Равена. Психолог показывает человеку шестьдесят таблиц, каждая из которых содержит несколько рисунков без текста. Между собой они имеют некую связь. В нижней части расположено до 8 фигур, одна из которых является недостающей. Испытуемому следует определить закономерность, найти нужную деталь.

Абстрактно-логическое мышление

Позволяет мыслить, используя абстрактные образы, которых нет в природе. Это отличная возможность моделировать взаимоотношения, как с реальными людьми, так и с несуществующими, выдуманными мозгом объектами.

Такой тип мышления состоит из трех элементов: понимание, рассуждение, умозаключение.

Словесно-логическое мышление

Это способ думать, используя при этом языковые средства, конструкции из слов. Требует хорошего владения разговорным жанром.

Словесно-логическое мышление понадобится во многих сферах жизни, к примеру, при выступлении перед аудиторией, написании текстов, в спорах. В список можно включить все ситуации, в которых нужно грамотно излагать свои мысли.

Применение логики

Логика и мышление используются практически во всех сферах жизни. Они понадобятся гуманитариям, экономистам и бизнесменам, ораторам, деятелям искусства. Только в каких-то случаях они будет строгим и формализованным (техника, математика.). В других же больше понадобится воображение. С его помощью человек проанализирует факты, делает выводы.

В основе познания окружающего мира лежат все виды логического мышления. Они помогают освоить ряд полезных жизненных приемов:

  • выбрать тот путь, ведущий к правильному выводу;
  • размышлять быстро и плодотворно;
  • четко излагать информацию;
  • защищать себя от заблуждений;
  • видеть и исправлять ошибки в размышлениях других людей.

Также логика дает возможность в кратчайшие сроки находить аргументы и апеллировать ими в споре.

Применение (области и сферы использования)


Умение логически мыслить необходимо практически в любой деятельности. В технических науках применяется строгая и формализованная логика. В других случаях она снабжает человека полезными примерами для получения нужных выводов.
Чем логическое мышление отличается от интуиции? Часто мы пытаемся мыслить логически на интуитивном уровне, однако это не всем одинаково хорошо удаётся. Подключая логический аппарат, удобнее всё же понимать, какие именно мыслительные приёмы мы используем.

Так люди могут мыслить:

  • быстрее и качественнее, точнее;
  • грамотнее и доходчивее излагать свои мысли;
  • избежать самообмана;
  • выявлять свои и чужие ошибки;
  • противостоять софистике и демагогии;
  • подбирать нужные аргументы для убеждения других людей.

Особенности развития логического мышления

Человек любого возраста имеет способность принимать и анализировать информацию. Если сказать просто, думать могут абсолютно все, поскольку это врожденная функция головного мозга.

С помощью разных частей логики человек думает, планирует, принимает решения, корректирует поведение. Получается, что можно развить и натренировать логическое мышление.

Процесс познания основ логики состоит из четырех частей:

  • теория;
  • обобщение, сравнение и конкретизация информации;
  • точное изложение мыслей;
  • обучение способности вовремя распознавать заблуждения и видеть ошибки в суждениях.

Также в процессе развития словесно-логического типа мышления человек учится находить аргументы, которые можно использовать в споре.

Законы логики (логического познания)

Законы логики — это принципы, следуя которым из истинных суждений можно гарантированно извлечь правильный вывод.

Существуют 4 закона. Порой их нарушают случайно, тогда получается ошибочное умозаключение — паралогизм. Иногда специально, с целью запутать собеседника и подвести его к ложной мысли. Тогда возникают софизмы – недостоверные выводы, которые кажутся логически правильными.

Закон тождества

Для тех, кто прогуливал в школе математику, уточню: тождество — это равенство.

Звучит закон так: понятие должно сохранять свой изначальный смысл на всем протяжении логического рассуждения.

Язык — многогранен, почти у любого слова есть несколько смыслов. Если в процессе подменить одно значение другим, получится ложный логический вывод.

Покажу на примере известной шуточной загадки: «Зачем вода в стакане?». Конечно, чтобы ее выпили. Но нет, она за стеклом. Тут как раз идет игра смыслов, нет тождества (однозначности). Понятия нельзя смешивать понятия и обязательно нужно избегать двусмысленности.

Когда закладывается логическое мышление

Что такое логическое мышление? Как сказано выше, это умение анализировать информацию, делать выводы. Оно не является врожденным. Способность логически мыслить развивается по мере взросления человека.

Первые задатки логики появляются примерно в полтора года. Это, можно сказать, базовый уровень. Чуть позже, после того, как ребенок идет в школу, у него появляется абстрактная форма логического мышления. И так дальше.

Развитие такого типа мышления нужно начинать с детства. Если с ребенком-дошкольником решать задачи и головоломки, ему будет легче во взрослой жизни сопоставлять факты и принимать решения. Понимая это, специалисты включают такие занятия в программу детского сада и школы.

Когда начинать тренироваться

Можно столкнуться с тем мнением, что развитие логики важно только для школьника и студента, раньше оно ни к чему. Логика нужна в любом возрасте.

По сути, ее тренировки начинаются еще в младенчестве. Кроха берет погремушку, трясет ее и устанавливает причинно-следственную цепочку: чтобы получить звук, нужно потрясти предмет. Малыш постарше бросает пустышку и следит за ее падением. Снова здесь работает логическое мышление: соска упадет вниз, если ее уронить, не зависнет в воздухе.


Ребенок с погремушкой

Внимание! Родители должны осознавать, все хорошо вовремя. Не следует заставлять двухмесячного ребенка сортировать предметы, подбирать пары и т.д. Любое занятие должно быть сообразно возрасту. Так, сортер (коробочка с прорезями в виде разных геометрических фигур и фигуры, которые нужно правильно вкладывать в эти прорези) и пирамидка, которые так любят давать совсем малышам мамы, в среднем осваиваются ими в возрасте около года. Раньше требовать от крохи выполнить условия игры бесполезно и даже вредно.

Как развить логическое мышление

Есть несколько методов развития. Они действуют комплексно, улучшая способность думать в целом, а не какие-то отдельные ее части.

Чтение

Из книг можно почерпнуть много полезной информации. По мнению специалистов, они показывают, как применять логику на практике. Практических знаний здесь гораздо больше, чем в каких-либо специализированных справочниках.

Как развить логическое мышление взрослому человеку с помощью книг? Каждый день читать от 10 листов. Делать это нужно вдумчиво, оценивая и анализируя каждую без исключения строчку. Способность мыслить в этой ситуации будет улучшаться, поскольку человек составляет прогнозы и выводы относительно дальнейшего поведения персонажа.

Понять механизм действия чтения можно на примере обучения маленьких детей. Любое произведение состоит из трех частей: начало истории, середина, конец. Получается, что в процессе мозг ребенка учится выстраивать последовательность, искать связь между событиями, оценивать результат тех или иных действий.

Можно, конечно, заменить чтение развивающими компьютерными играми. Однако они менее эффективны. Здесь ребенку необходимо выполнить одну поставленную цель, например, спасти принцессу. Он не думает, как она попала в заточение, что с ней будет, если она в нем останется. Нужно просто дойти до победного конца. В книге же принцесса предстает живым персонажем, который имеет прошлое и будущее.

Точно так же происходит и развитие логики у взрослых.

Освоение дедуктивного и индуктивного методов

Оба метода имеют свои особенности. При этом они эффективны в процессе тренировки логического мышления.

Согласно учебникам по психологии, дедукция представляет собой чистую логику, требующую правдивых фактов и аргументов. Есть наглядный пример, касающийся гоночных болидов. Человек понимает, что управление ими имеет ряд особенностей и не подходит для обычных автолюбителей. Себя он причисляет к последним. Логика вместе с дедукцией помогает понять, что он не сможет управлять данным транспортным средством.

Индуктивный метод основан на неправдивых фактах. В этом его главная опасность. Человек рассуждает, принимает ничем не обоснованные решения. Зачастую они неправильны. К тому же, выводы могут превосходить количество фактов. Это явление носит название неполной индукции.

В обоих случаях мышление развивается, если проигрывать в голове те или иные ситуации.

Ребусы, кроссворды, сканворды, чайнворды и прочее

Самый простой вариант того, как развить логическое мышление. Решая логические задачи, человек прокручивает в мыслях все имеющиеся у него знания. А если взять судоку и японские кроссворды, включаются все типы логического мышления, в том числе абстрактное и образное.

Альтернатива решению головоломок – составление кроссвордов. Часто это даже сложнее, чем отгадывать уже готовые, поскольку нужно задуматься над правильным размещением букв и клеток.

Сюда также можно отнести компьютерные задания на развитие логики, которые подойдут взрослым и детям.

О задачах на логическое мышление можно сказать отдельно. Они бывают шуточными (с подвохом), классическими. Часто это предложения найти неподходящие цифры, буквы, картинки в ряду. Или определить закономерность расположения чисел. Есть несколько примеров:

  1. Есть последовательность цифр: 8, 2, 9, 0, 1, 5, 7, 3, 4, 6. Нужно понять, почему они расположены именно так. (Ответ – записаны в алфавитном порядке).
  2. В доме 4 стены. Все они смотрят на юг. Вокруг бродит большой медведь. Какого цвета у него шерсть? Ответ – белая. Все стены могут смотреть на юг только на Северном полюсе.
  3. В ряду 5 слов: сельдь, кит, акула, тунец, треска. Какое лишнее? Ответ – кит. Это млекопитающее. Остальные – рыбы.

Решать подобные задачи рекомендуется вместе с детьми.

Знакомство с иностранными языками

Еще одно упражнение для логического мышления. Освоение незнакомых языков заставляет головной мозг работать в полную силу. Но при чем здесь логическое мышление? Человеку приходится сопоставлять фразы, отдельные слова, а также находить между ними общее.

Все иностранные языки имеют вполне логичную структуру. Конечно, есть исключения из правил. Но их немного. Отличный пример – грамматика. Изучая ее основы, человек пытается отследить возможность ее использования в разговорной речи. А это ведет к развитию логики.

Для улучшения умения логически мыслить можно записаться на языковые курсы или воспользоваться видеороликами из сети интернет.

Логическое мышлениестатья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Понятие логического мышления

Прежде чем рассмотреть развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста, определим, что такое мышление как психофизиологический процесс в целом.

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление — это психические процессы отражения объективной реальности, составляющие высшую ступень человеческого познания.

Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности.

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности.

Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций.

Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, т.е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Итак, мышление – это обобщенное отраженное и опосредованное познание действительности .

Вообще, что касается понятия «мышление», то следует отметить несколько взглядов.

Во-первых, как указывает толковый словарь С.И. Ожегова, мышление – это “способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях” . Разберем это понятие.

Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось лишь показаниями его анализаторов. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. То, что у фигуры четыре угла доказывать не надо, так как мы это видим с помощью анализатора (зрения). А вот, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, мы не можем ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать. Такого рода понятие является опосредованным.

По мнению Е.Г. Ревиной, мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов .

В работах В.В. Левитеса мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения.

Рогов Е.И. под мышлением понимает процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно – умозаключением – раскрыть то, что непосредственно – восприятием – не дано .

А. В. Петровский определяет мышление как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы .

С.Л. Рубинштейн трактует мышление как обобщенное и опосредованное познание объективной реальности .

В российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях».

Традиционные в психологической науке определения обычно фиксируют два его существенных признака:

  • обобщенность и
  • опосредованность.

Таким образом, мышление – это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми и объектами, раскрывающими их свойства и сущность.

В процессе мышления при взаимодействии внешних и внутренних раздражителей в коре головного мозга начинают возбуждаться и функционировать временные нервные связи, которые являются физиологическими механизмами процесса мышления. Главной особенностью человеческого мышления является то, что оно способно выявлять не только случайные, единичные, но и существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений. Всякое мышление человека совершается в обобщениях, идя от единичного к общему и от общего к единичному, отмечает Л.М. Веккер .

Наиболее полно мышление как процесс выступает при решении человеком любой задачи. Этот путь решения можно разделить на 4 фазы:

  • первая – возникновение затруднения, противоречия, вопроса, проблемы;
  • вторая – выработка гипотезы, предложения или проекта решения задачи;
  • третья – осуществление решения;
  • четвертая – проверка решения практикой и последующая оценка.

Успех задачи зависит от того, насколько правильно осуществляются мыслительные операции, как используются различные формы и виды мышления .

Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.

Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия.

Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением.

Наглядно – образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может .

Наглядно-действенное мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Итак, мышление:

— это высший познавательный процесс;

— это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея;

— это теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно – исследовательского; преобразовательного и познавательного характера;

— это высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувствительной ступени познания.

Если задача решается с помощью логических рассуждений, то человек использует логическое мышление.

Артемов А. К. логическим называет мышление, которое протекает в форме рассуждений является последовательным, непротиворечивым, обоснованным .

Логика изучает логические формы мышления — понятие, суждение, умозаключение. Оперирование ими отражает сущность логического мышления.

Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности . Принято различать общие и единичные понятия.

Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов и явлений, носящих одно и то же название. Например, понятия «стул», «здание», «болезнь» и др. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.

Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, который могут быть охвачены другим, более общим понятием. Например, в понятии «Енисей» входит то, что это река, которая течет по территории России .

Содержание понятий раскрываются в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя.

Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Суждения бывают:

— общими;

— частными;

— единичными.

В общих суждения что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: «Все рыбы дышат жабрами». В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: «Некоторые студенты отличники»; в единичных суждениях – только к одному, например: «Этот ученик плохо выучил урок» .

Мышление – процесс производства умозаключений с логическими операциями над ними (Веккер М.Л.).

Умозаключение – форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение.

Различают два основных вида умозаключений – индукцию и дедукцию.

Индукция – это умозаключение от частных случаев к общему положению.

Дедукция – такое умозаключение, в котором вывод заключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю .

Аналогия – способ рассуждения, характеризующийся тем, что из сходства двух объектов в нескольких признаках и при наличии у одного из них дополнительного признака делается вывод о наличии такого же признака у другого объекта .

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления — опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей т отношений между предметами, явлениями, фактами.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия межу ними. К.Д.Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он писал: «…сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение…» .

Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

Синтез это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств .

Абстракция – это мысленное отвлечение от каких либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков .

Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению .

Умение логически мыслить, по мнению А.В. Петровского , включает в себя ряд компонентов: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия в соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно их аргументируя, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок и т.д. Поэтому, для него логическое мышление включает в себя ряд компонентов: умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени; умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок; умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.

Психолог Л.Ф. Тихомирова в своём исследовании, посвященном психолого-педагогическим основам обучения в школе, справедливо отмечает, что логика мышления не дана человеку от рождения. Ею он овладевает в процессе жизни, в обучении. Подчёркивая значение математики в воспитании логического мышления, учёный выделяет общие положения организации такого воспитания:

-длительность процесса воспитания культуры мышления, осуществление его повседневно;

-недопустимость погрешности в логике изложения и обосновании;

-вовлечение детей в постоянную работу по совершенствованию своего мышления, которая рассматривалась бы ими как личностно значимая задача;

-включение в содержание обучения системы определённых теоретических знаний, во-первых, знаний о способах ориентировки в выполнении умственных действий.

Развитие логического мышления ребёнка — это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления .

Таким, образом, логическое мышление — это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

Курсы, книги для развития и тренировки мышления

Звучит неожиданно, но одним из учебников по развитию логического мышления является «Шерлок Холмс» Артура Конан Дойля. В этой книге рассказано о том, как пользоваться логикой в жизни. Из других полезных трудов выделяются:

  • «Прикладная логика» Н. Непейвода;
  • «Учебник логики» Г. Челпанов;
  • «Логика» А. Ивин;
  • «Основы логической риторики» А. Матвеева, А. Сарапульцева;
  • «Логика в вопросах и ответах» В. Вечканов, Н. Лучков.

Чтение подобной литературы — это возможность не только развить логическое мышление, но и улучшить дедукцию, научиться пользоваться аргументами в споре, принимать правильные решения.

Полезные советы

Для развития логики недостаточно уделять внимание задачам, разгадывать ребусы, кроссворды, читать специализированную литературу. Есть еще ряд советов:

  1. Левшам стоит научиться писать правой рукой и наоборот. Благодаря этому улучшится работа менее развитой части головного мозга.
  2. Время от времени менять вид деятельности. К примеру, на протяжении часа-двух делать что-то одно, а после сменить работу.
  3. Читать детективы, стараясь предугадать, как поступит главный герой и другие персонажи в том или ином случае. Это процесс способствует развитию дедукции.
  4. Объяснять свои действия, поступки. Тщательный анализ ежедневных происшествий дает возможность построить логические цепочки, сделать выводы касательно того, как лучше поступить в следующий раз.

Также стоит чаще бывать на улице. Прогулки улучшают работу головного мозга в целом.

Закон противоречия

Закон противоречия говорит о том, что если одно суждение что-то утверждает, а другое то же самое отрицает об одном и том же объекте, в одно и то же время и в одном и том же отношении, то они не могут быть одновременно истинными.

Иначе говоря, логический закон противоречия запрещает что-либо утверждать и то же самое отрицать одновременно.

Однако тут возникает вопрос: кто в здравом уме будет что-то говорить и сразу же это отрицать? И если это так очевидно, то стоит ли вообще оформлять это в виде закона логики?

Но тут не все так просто.

  • Дело в том, что очевидные противоречия, когда что-то утверждается и сразу же отрицается, называются контактными. И они действительно крайне редки.
  • А вот дистантные, или неявные противоречия довольно часто встречаются. Дистантное противоречие – это противоречащие друг другу суждения, между которыми имеется значительный интервал. К примеру, в начале лекции оратор утверждает одно, а через час, в конце своей речи, утверждает прямо противоположное.

Собственно именно поэтому простой и даже примитивный на первый взгляд принцип непротиворечивости мышления имеет статус важного закона логики.

Для чего нужно развивать логику

По мнению многих, умение логически мыслить не так уж нужно, ведь прожить можно и без него. Это ошибочное суждение, потому что логика и поступки имеют тесную взаимосвязь. Взять, к примеру, людей, живших в древние времена. Они выжили благодаря логике. Каждый день им приходилось анализировать то, что происходит вокруг, делать на основании этого выводы. Если сосед умирал после того, как съедал неизвестный плод, другие понимали, что повторять его действия не стоит. И это касается всех сфер жизни, включая садоводство и земледелие.

Знание того, как правильно развить логическое мышление, помогает и современному человеку. С его помощью он поднимается по карьерной лестнице, строит взаимоотношения с окружающими, >борется за свое мнение.

Итак, логическое мышление – незаменимый помощник каждого человека. Оно не появляется с рождения, а приобретается по мере взросления. Поэтому его развитию следует уделять особое внимание. Помогут в этом чтение классической и специализированной литературы, решение кроссвордов, изучение иностранных языков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]