Способы удовлетворения современного человека
Определение социальных потребностей менялось с развитием мира. В нынешних условиях люди все больше исключаются из социума. Интернет, социальные сети, гаджеты – все это приводит к тому, что индивиды мало контактируют вживую.
Важно! Нельзя однозначно назвать эффективные способы удовлетворения потребностей, так как для каждого человека они свои. Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду
Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу
Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду. Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу.
Умение проводить беседы не появляется с рождением человека. Социальные навыки тренируются в процессе практики. Нужно постоянно общаться и знакомиться.
Еще один способ – это изучение нового. Встречи, семинары, обучающие курсы – все это позволяет не только получать знания, но и обзаводиться новыми социальными связями.
Человек должен понимать, кем он является. Для этого ему нужно посвящать время рефлексии. Подобный самоанализ позволяет составить представление о своих плюсах и минусах. Самоуважение появляется только у уверенных в себе людях.
Иерархия
Многообразие человеческой природы является причиной существования различных классификаций потребностей: по объекту и субъекту, сферам деятельности, временной устойчивости, значимости, функциональной роли и т. д. Наиболее широко известна иерархия потребностей, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу.
- Первая ступень – это физиологические нужды (жажда, голод, сон, сексуальное влечение и т. д.).
- Вторая ступень – безопасность (отсутствие страха за свое существование, уверенность).
- Третья ступень – социальные потребности (общение, дружба, любовь, забота о других, принадлежность к социальной группе, совместная деятельность).
- Четвертая ступень – нужда в уважении со стороны других и себя самого (успех, признание).
- Пятая ступень – духовные потребности (самовыражение, раскрытие внутреннего потенциала, достижение гармонии, развитие личности).
Маслоу утверждает, что удовлетворение потребностей, находящихся на нижних ступенях иерархии ведет к усилению вышележащих
Человек, испытывающий жажду, концентрирует свое внимание на поиске источника воды, а необходимость общения отходит на задний план
Важно помнить, что потребности могут существовать одновременно, вопрос стоит лишь в приоритете
Значимость
Удовлетворение социальных потребностей из группы «для себя» является необходимым условием формирования полноценной личности.
Соответствие жизни человека его социальным ожиданиям гарантирует позитивную социализацию такого человека в обществе, исключает проявление у него каких-либо форм отклоняющегося поведения.
Человек, удовлетворенный уровнем своего развития, полученным образованием, карьерой, друзьями и семейной жизнью является полезным членом общества.
Каждая из его удовлетворенных потребностей приводит к появлению какого-либо общественно значимого результата: крепкая семья с детьми — полноценная ячейка общества, достижения в карьере — успешное выполнение трудовых функций и т.д.
Удовлетворение потребностей «для других» и «вместе с другими» — залог положительного функционирования общества.
Только позитивное взаимодействие людей между собой, их умение действовать вместе в общественных интересах, а не только поодиночке в личных целях поможет создать зрелое общество.
Проблема современного общества заключается именно в нежелании людей удовлетворять общие потребности. Каждый человек подходит к вопросу с эгоистической точки зрения — делает только то, что выгодно для него.
При этом отсутствие инициативы в совершении важных общественных действий приводит к беспорядку, нарушениям закона, безвластию.
В итоге нарушается целостность и благополучие общества, в котором живет человек, и это незамедлительно сказывается на качестве его собственной жизни.
То есть его эгоистические интересы в любом случае затрагиваются.
Особенности и классификация экономических благ
Их следует произвести, прежде чем они попадут в употребление. Поэтому конечной целью производственной деятельности любого общества и основой его жизни является именно создание такого рода благ. Экономические потребности и ресурсы, а также различные блага имеют довольно сложную классификацию. Блага подразделяются, в зависимости от положенного в их основу критерия, на несколько групп.
- Долговременные, которые предполагают неоднократное использование (книга, автомобиль, видеофильмы, электроприборы и т.д.) и недолговременные, которые исчезают после разового употребления (спички, напитки, мясо, хлеб и др.).
- Субституты (взаимозаменяемые) и комплементарные (взаимодополняемые). Не только производственные ресурсы и потребительские товары относят к субститутам, но и услуги транспорта (автомобиль-самолет-поезд), сферы досуга (цирк-театр-кино) и т.д. Говоря о комплементарных товарах, можно привести в качестве примера стул и стол, ручку и бумагу, автомобиль и бензин, которые, дополняя друг друга, удовлетворяют экономические потребности человека.
- Настоящие блага, которые находятся в распоряжении того или иного экономического субъекта, и будущие (их создание только ожидается).
- Нематериальные и материальные.
- Частные и общественные.
- Косвенные и прямые.
- Средства производства и предметы потребления.
Можно ли управлять своими потребностями
Потребности необходимо удовлетворять, но они не должны управлять волей человека. Кроме того, не все потребности бывают полезны, разумны, действительно необходимы. Существуют так называемые мнимые потребности, в которых человек не нуждается, но не подозревает об этом.
Пример. Алине захотелось покрасить волосы в зеленый цвет. Родители долго не соглашались на такой эксперимент. Тогда девочка самостоятельно купила краску и окрасила волосы тайком от родных. Когда Алина пришла в школу, мальчики и девочки начали смеяться над ней, называть ее русалкой, болотным чудищем. Алина ожидала обратной реакции, ей казалось, что зеленый цвет модный, что она станет популярна благодаря такому изменению имиджа.
В лучшем случае мнимые потребности не приносят пользы, в худшем наносят вред здоровью, жизни, благополучию.
Это интересно! По статистике количество больных алкоголизмом в мире увеличивается с каждым годом. Ученые подсчитали, что к 2050 году каждый двадцатый человек на планете будет алкоголиком. Пагубное пристрастие наносит непоправимый вред здоровью и психике, но люди не могут отказаться от навязанной им потребности.
Чтобы научиться управлять своими потребностями нужно:
- Иметь в жизни цель. Целеустремленный человек не будет отвлекаться на глупости, предпочтет полезные вещи вредным;
- Обогащать внутренний мир. Человек с множеством интересов, развитыми способностями, талантами уделяет меньше внимания удовлетворению материальных потребностей;
- Проявлять волю. Во время соблазна злоупотребления чем-либо, думать о последствиях.
(Источник)
Таким образом, человек станет хозяином своих чувств, потребностей, он будет ими управлять, осознанно принимать решения.
Потребности любви и принадлежности
Это следующий уровень пирамиды Маслоу. Потребность любви тесно связана со стремлением индивида избежать одиночества и быть принятым в человеческое общество. Когда удовлетворены нужды на предыдущих двух уровнях, мотивы подобного рода занимают доминантную позицию.
В нашем поведении почти все определяется потребностью любви
Для любого человека важно быть включенным в отношения, будь то семья, рабочий коллектив или нечто иное. Малышу необходима любовь, причем ничуть не меньше, чем удовлетворение физических нужд и потребности в безопасности
Необходимость любви особенно ярко проявляется в подростковый период развития человека. В это время именно мотивы, вырастающие из этой потребности, становятся ведущими.
Психологи нередко говорят, что в подростковом возрасте проявляются типичные черты поведения. Например, основной вид деятельности подростка – общение со сверстниками. Также характерны поиски авторитетного взрослого человека – учителя и наставника. Все подростки подсознательно стремятся быть не такими, как все – выделяться из общей толпы. Отсюда появляется желание следовать модным тенденциям или принадлежать к какой-либо субкультуре.
Теория Маслоу
Большую популярность в современной западной литературе получила теория А. Маслоу, американского социолога (фото его представлено ниже). Все потребности, в соответствии с этой классификацией, можно расположить в виде пирамиды, в восходящем порядке от материальных («низших») потребностей до духовных («высших»).
Выделяются следующие виды:
- физиологические потребности (в питье, еде и т.д.);
- в безопасности (в защите от страха, гнева и боли и т.д.);
- в социальных связях (дружеских, семейных, религиозных);
- в приобретении социального статуса (в одобрении, признании);
- в самовыражении (реализации способностей личности).
Эту классификацию можно представить в виде пирамиды, на вершине которой будут потребности в самовыражении, а в основании − физиологические. Потребностями низшего порядка, согласно Маслоу, являются физиологические и потребности в безопасности, а высшего порядка − в социальном статусе и самовыражении. Высших потребностей не возникает до тех пор, пока не удовлетворены низшие.
Материальные потребности
Большую роль в человеческой жизни играют материальные потребности. В эту группу входят все нужды, необходимые для комфортного материального существования:
- жилище;
- одежда;
- бытовая техника;
- мебель;
- средства передвижения (личный или общественный транспорт);
- электронные приборы;
- еда.
(Источник)
У каждого свое представление о комфорте, уровень материальных потребностей зависит от материального положения человека и особенностей личности.
Пример. Насте достаточно двух пар сапог на зиму, для нее главное, чтобы обувь была удобной. Мария переживает, что родители отказали купить ей новые сапожки, из-за того, что у нее много обуви, и новая пара не поместится в шкафу.
На удовлетворении материальных потребностей построена вся экономика. Фабрики и заводы производят продукции даже больше, чем способен приобрести человек. Поэтому, желая искусственно увеличить потребности, производители используют хитрость — рекламу товаров. Видя красивую картинку на экране, человек, сам того не желая, начинает думать об этом товаре, считать его ценным.
Материальные потребности развиваются с совершенствованием технологий, так еще 100 лет назад люди могли только мечтать о проводном телефоне, сегодня у каждого есть свой мобильный.
(Источник)
Виды потребностей
Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.
Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.
Биологические или физиологические
В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:
- Безопасность пищи и ее вкусовые характеристики.
- Комфортная внешняя температура и электромагнитный фон.
- Пригодная для утоления жажды чистая вода.
- Здоровая экология.
- Безопасность жизни и жилища.
- Сексуальная удовлетворенность.
- Избавление от продуктов жизнедеятельности.
Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.
Духовные
Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.
В числе духовных потребностей выделяются следующие:
- Нуждаемость в получении знаний
. Зрелый человек понимает, что в целях дальнейшего роста он должен постоянно учиться. Причем расширять границы уже имеющихся навыков и получать новые. Люди поступают в учебные заведения для получения дополнительного образования, ходят на курсы повышения квалификации, овладевают новыми профессиями, осваивают азы живописи и музыки. - Потребность в постоянной работе над собой, улучшении своей личности (самосовершенствование)
. Удовлетворяя эту потребность, мы бросаем курить, садимся на диету, избавляемся от токсичных людей и вредных эмоций. Человек размышляет о том, каким бы он хотел себя видеть через определенный отрезок времени и стремится к этому. - Потребность в любви и личном счастье
. Подавляющее большинство людей мечтает о наличии рядом близкого человека противоположного пола, создании стабильной семьи. Многие находится в поисках долгие годы, так сильна эта потребность.
Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.
Социальные
Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.
Примеры социальных потребностей:
Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик. Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем
Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей. Альтруистические устремления
Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.
Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.
↑ Потребности человека. Основные виды потребностей.
Одним из мотивов деятельности человека является потребность. Потребность
— это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности — это внутренний побудитель активности человека.
Потребности имеют различные классификации. Основными видами потребностей человека являются: биологические, социальные, духовные
.
Биологические потребности (органические)
связаны с физическим телом и их удовлетворение необходимо для поддержания жизни и развития. К таким потребностям относятся: необходимость дыхания, употребления пищи и воды, движения, отдыха и сна. К ним также можно отнести и ряд других более сложных, но жизненно важных потребностей таких как: тепловой комфорт, сбалансированность питания, продолжение рода, защита от болезней.
Человек может прожить: без еды 40—45 дней, без воды 7—10 дней, без сна 4 дня, без воздуха от 3 до 5 минут.
Данный вид потребностей свойственен всем живым существам. Их также называют естественные, физиологические, природные, биогенные, органические
или
витальные
(«vita» — «жизнь»).
Социальные потребности
— это потребность человека в общении с другими людьми, взаимопонимании, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
Духовные (идеальные) потребности
— это потребности в самореализации, создании прекрасного, приобретении новых знаний и опыта, самосовершенствовании. Духовные потребности выступают как стремление к созданию духовных ценностей, творчеству, духовному общению. Предела реализации данного вида потребностей не существует, нет и границ в выборе средств и способов их удовлетворения.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Понятие потребности
Нужда в каких-либо благах, требующая в человеческом сознании удовлетворения, называется потребностью. Понятием пользуются не только для человека. Потребность есть у любого живого существа, растения. Потребность – форма связи с внешним миром и окружением. Потребности человека необходимы для развития одного конкретного индивида, целой социальной группы.
Понятие претерпевает изменения в ходе эволюции общества. То, о чем мечтали люди в древние века, не схоже с желаниями современников. В то же время на одной социальной ступени люди могут мечтать о разном. Потребности напрямую зависят от различных факторов:
- условия жизни;
- уровень образованности;
- культурное развитие;
- достаток;
- профессия.
Состояние, в котором человек испытывает потребности, но не может их удовлетворить, вызывает ощущение дискомфорта. Неудовлетворенность приводит к напряжениям в обществе, активности населения.
Удовлетворение возникших потребностей возвращает человека в равновесие, нормальное мироощущение.
Виды общественных благ на основании территориальных границ:
- Международные – они доступны всем людям, независимо от того, в каком государстве они живут, например, мероприятия на улучшение экологической обстановки, международная валютная система и др.
- Национальные – они производятся и используются в рамках конкретного государства, например, армия, флот, деятельность правоохранительных органов.
- Местные – уровень их производства и использования — местный, например, уборка мусора, концерты, театры и др.
Виды социальных потребностей
Социальные устремления, желания, влечения обусловлены принадлежностью людей к обществу и удовлетворяются только в нем.
Разделяют три категории социальных потребностей:
- «Для себя»: самоидентификация, самоутверждение, власть, признание.
- «Для других»: альтруизм, безвозмездная помощь, защита, дружба, любовь.
- «Вместе с другими»: мир на Земле, справедливость, права и свободы, независимость.
Далее рассмотрим подробное описание каждого из потребностей:
- Самоидентификация заключается в желании быть подобным, похожим на конкретного человека, образ или идеал. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и осознает себя мальчиком/девочкой. Потребность в самоидентификации периодически актуализируется в процессе жизнедеятельности, когда человек становится школьником, студентом, специалистом, родителем и так далее.
- Самоутверждение необходимо, и оно выражается в реализации потенциала, заслуженном уважении среди людей и утверждении человеком себя как профессионала в любимом деле. Также многие люди стремятся к власти и призванию среди людей в своих личных целях, для себя.
- Альтруизм – безвозмездная помощь, даже в ущерб собственным интересам, просоциальное поведение. Человек заботится о другом индивиде как о самом себе.
- К сожалению, бескорыстная дружба – редкость в наше время. Настоящий друг – ценность. Дружба должна быть бескорыстной, не ради выгоды, а из-за взаимного расположения друг к другу.
- Любовь – самое сильное желание каждого из нас. Как особое чувство и вид межличностных отношений, она отождествляется со смыслом жизни и счастьем. Ее трудно переоценить. Это причина создания семей и появления новых людей на Земле. Подавляющее количество психологических и физических проблем от неудовлетворенной, безответной, несчастливой любви. Каждый из нас хочет любить и быть любимым, а также иметь семью. Любовь – это самый мощный стимул, мотивация для роста личности, она вдохновляет и воодушевляет. Любовь детей к родителям и родителей к детям, любовь между мужчиной и женщиной, к своему делу, работе, городу, стране, ко всем людям и всему миру, к жизни, к себе – фундамент для развития гармоничной, целостной личности. Когда человек любит и любим, он становится творцом свой жизни. Любовь наполняет ее смыслом.
Общечеловеческие социальные желания есть у каждого из нас на Земле. Все люди, вне зависимости от национальности и вероисповедания, хотят мира, а не войны; уважения своих прав и свобод, а не порабощения.
Справедливость, нравственность, независимость, гуманность – общечеловеческие ценности. Их желает каждый для себя, своих близких, человечества в целом.
Осуществляя свои личные устремления и желания, необходимо помнить и об окружающих людях. Нанося вред природе и обществу, люди вредят самим себе.
Условная классификация социальных потребностей
Улучшение условий существования происходит при реализации различных потребностей. Это требует определённых усилий, когда энергия и ресурсы человека направляются на решение конкретных задач. Социальные мотивы для реализации социальных потребностей личности могут иметь разную направленность.
Рассмотрим 3 основные.
1. Для себя. Этот мотив предполагает осуществление желания занять определённую ступень общественной лестницы. Он подкрепляется следующими действиями:
- Самоидентификация. Предполагает ориентирование человека на конкретную личность или образ. Так ребенок копирует поведение родителя своего пола, а позднее идентифицирует себя с ним. Самоидентификация проявляется особенно ярко в такие периоды жизни, как школьные годы, обучение в университете, начало трудовой деятельности, создание семьи.
- Самоутверждение. Человек стремится к проявлению всех своих способностей и обретению определённого социального статуса. Так он получает высокую оценку своих профессиональных качеств.
- Обладание властными полномочиями иногда может способствовать всеобщему признанию. Проявлением такой социальной потребности личности стало желание известного представителя эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини прославиться в качестве писателя. В своё время он получил широкое признание как скульптор, ювелир, музыкант и воин. Обратившись к написанию автобиографии, он для красного словца добавил туда описание своих поступков, которых в действительности не было. Так он рассчитывал расширить границы своей славы.
2. Для других. Это иная тенденция. Индивид, готовый безвозмездно опекать других, уделять им время и внимание, отбрасывая свой эгоизм. Он устремляется на оказание помощи тем, кто в ней нуждается, часто попирая свои собственные интересы. Такие его старания свидетельствуют об отношении этого человека к людям, делающего для них что-то даже в ущерб собственным интересам. Это поведение обозначается термином альтруизм.
Такой человек совершает поступки, полные самопожертвования, берёт на себя защиту слабого и стремится принести наибольшую пользу человечеству.
Бескорыстная дружба, опорой которой является взаимное притяжение, тоже направлена на других и не предполагает расчёта. Так же, как и любовь, которая находит отклик в каждом индивидууме и часто становится основой ощущения полноты жизни. Поэтому она является краеугольным камнем существования человека.
3 важных шага
, которые должна пройти каждая женщина
Аника Снаговская
Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.
Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.
01
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.
02
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.
03
Аудио запись: Нейро-аф
Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.
✕
Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя
И начать новую, счастливую для себя жизнь.
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аф
Заберите Ваши подарки!
Создание семьи и рождение детей становятся следствием проявления любви. Если кто-то несчастен в любви, то его могут подстерегать психологические и даже физические проблемы.
Удовлетворение социальной потребности человека в любви к близким, детям, к своей работе, стране и жизни в целом становится стимулом для дальнейшего совершенствования в профессиональном и личностном направлениях. Так индивид достигает новых вершин в своём развитии и превращается в самодостаточную и гармоничную личность.
3. Вместе с другими. Люди могут объединяться для реализации наиболее актуальных общественных задач. Это – сферы безопасного существования, забота о сохранении мира и различных свобод человека.
Сплочение всех людей в СССР во время Великой Отечественной войны может служить тому ярким примером. Тогда ни национальность, ни различие в вероисповедании, ни половая принадлежность или возрастные особенности не имели значения.
Каждый человек в отдельности и все вместе хотят, чтобы в окружающем мире и на всей планете господствовали нравственные и моральные нормы, существовали независимость, справедливость и гуманность.
Плывя по жизни в одной лодке…
Даже самый одинокий и нелюдимый человек рано или поздно обнаруживает, что у него есть необходимость обратиться за чем-то к другим людям. То есть, удовлетворение его потребностей прямо или косвенно зависит от их действий (или бездействия) и отношения к нему.
Жизнь человека можно сравнить с долгим путешествием по морю в одной лодке с другими ее пассажирами. Несогласованность действий и пренебрежение к потребностям соседей может обернуться катастрофой.
Каждый член социума невольно или преднамеренно может улучшить или значительно ухудшить материальное, физическое, психологическое, социальное положение другого человека. Осознание этого накладывает обязанность отказа от деструктивных желаний и действий, которые могут привнести беду, горе в жизнь другого человека или общества. Социальная сущность личности в том и состоит, что, осознавая нерушимость собственных прав и свобод, она неукоснительно исполняет обязанности по отношению к другим членам социума и живет по правилу «мои права заканчиваются там, где начинаются твои».
Классификации потребностей
В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.
Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.
Примеры:
- Г. Мюррей
— достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание. - А. Пьерон
— новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов); - Э. Фромм
— значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.
Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.
В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:
- Отталкиваясь от природы возникновения потребностей — естественные и культурные
. - В зависимости от сферы приложения — коммуникативные
(общение с другими людьми),
когнитивные
(потребность в получении новых знаний),
потребности в труде
и т.д. - Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость — биологические, материальные, духовные и социальные
. - Коррелируя к их происхождению — эндогенные
(обусловленные внутренними факторами) и
экзогенные
(зависят от внешних условий).
Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».
Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.
Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.
В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.
Потребности общества, их формы. Безграничность потребностей
Важнейшей задачей и целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества. Рассмотрим подробнее содержание такой экономической категории, как потребность. Потребность — нужда в чем-либо необходимом или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом. Потребность можно характеризовать как состояние неудовлетворенности, преодолеваемого путем использования определенных благ (товаров и услуг). Потребности человека, всего человеческого общества разнообразны.
Существует множество вариантов классификации потребностей. У экономистов одни критерии классификации, у психологов — другие, у социологов — третьи. Наибольшее распространение получила иерархия потребностей американского экономиста Абрахама Маслоу, расположившего все потребности в восходящем порядке. К потребностям первого уровня отнесены физиологические потребности человека (пища, вода, жилье, секс). Потребность в безопасном физическом и эмоциональном окружении (отсутствие войн, насилия) — второй уровень. На третьем уровне находятся потребности в социальных связях (уважение, дружба, любовь). На четвертом уровне располагаются потребности в самоуважении (одобрение семьи, друзей, общества). Пятый уровень — потребности самоактуализации (образование, религия, хобби). Первые два уровня потребностей Маслоу полагал низшими, а все последующие — высшими. Согласно его теории первоначально должны быть удовлетворены потребности низших уровней и только после этого проявляют себя и требуют удовлетворения потребности высшего уровня.
При всем своем многообразии все потребности имеют общее свойство: они безграничны или полностью неутолимы. Потребности как одного человека, так всего человеческого общества невозможно удовлетворить полностью, так как они очень разнообразны и многочисленны. Кроме того, потребности постоянно умножаются. Подобная их особенность находит выражение в законе возвышающихся потребностей. Разнообразие потребностей, их постоянный количественный и качественный рост объясняются целым рядом причин. Во-первых, потребности растут количественно в силу роста самого народонаселения Земли. Так, в середине 1950 г. численность населения Земли, по оценкам Организации Объединенных Наций, составляла 2,5 млрд чел., в 2000 г. — уже 6,0 млрд чел., а по прогнозам в 2015 г. составит 7,5 млрд человек. Чем больше население отдельной страны, планеты в целом, тем больше формируется потребностей. Во-вторых, рост и развитие потребностей объясняется тем, что развивается само человечество. Каждой исторической эпохе соответствовали свои потребности и свои возможности их удовлетворения. По мере прогрессивного развития общества люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. В-третьих, достижения НТП способствуют формированию новых потребностей. Современное капиталистическое хозяйство характеризуется тем, что новизна товаров — ключевой фактор конкурентоспособности. В своей совокупности потребности безграничны. В силу количественного и качественного роста удовлетворить их полностью невозможно. Поэтому конечной целью экономической деятельности является максимальное, а не полное удовлетворение потребностей.
Для удовлетворения потребностей служат блага. Блага являются результатом производственного процесса и удовлетворяют потребности как отдельного человека, так и всего общества. Благо — любое средство, как материальное, так и нематериальное, способное удовлетворять потребности. Следует различать неэкономические и экономические блага. Неэкономические (бесплатные) блага — блага, имеющиеся в достаточном количестве для удовлетворения потребностей всех желающих. Они не являются результатом чьей-либо деятельности и никем не могут быть присвоены. Удовлетворение потребностей в таких благах не требует никаких усилий и затрат. К таким благам относят в первую очередь явления природы — воздух, воду, солнечный день и т. д. Экономические блага — результат экономической деятельности. Их создание требует определенных усилий общества, и их количество не может удовлетворить потребности всех желающих. Такими благами являются мебель, автомобили, юридические услуги, оборудование и т. д. Экономистов, как практиков, так и теоретиков, в первую очередь интересуют экономические блага. В рыночной экономике под благами понимают товары и услуги. Товар — продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Под товаром понимается все то, что может удовлетворить потребности людей и предлагается рынку. Услуга — любое мероприятие или выгода, которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.
Бытийная любовь
Это чувство основывается на признании безусловной ценности любимого человека, но не за какие-либо качества или особые заслуги, а просто за то, что он есть. Разумеется, что бытийная любовь тоже призвана удовлетворять человеческие потребности в принятии, однако ее разительное отличие состоит в том, что в ней нет элемента собственничества. Стремления отнять у ближнего то, в чем нуждаешься сам, также не наблюдается.
Тот человек, который способен испытать бытийную любовь, не стремится переделать партнера или как-то изменить его, но поощряет в нем все лучшие качества и поддерживает стремление духовно расти и развиваться.
Сам Маслоу описывал этот вид любви как здоровые отношения между людьми, которые основываются на взаимном доверии, уважении и восхищении.
Признаки общественных благ:
- Отсутствие конкуренции в их потреблении, то есть ими могут пользоваться все, от этого они не теряют своих качеств и свойств (например, любой может любоваться городским фонтаном)
- Неделимость, то есть человек не может ими пользоваться по своему усмотрению, делить благо на части ( например включать или выключать уличное освещение).
- Нерыночный характер стоимости благ, за них платит государство.
- Всеобщий и неисключаемый характер благ (то есть их нельзя запретить использовать какой- то группе населения, ими пользуются все, например, газоны, фонтаны, парки).
Понятие
Социальные потребности человека указывают на то, что индивид не может жить один. Он жаждет любви, дружбы, других положительных чувств, которые появляются при общении двух и более лиц.
Нереализованные социальные потребности не приводят к смерти, но могут серьезно снизить качество жизни. Поэтому необходимо задумываться над тем, как их реализовать.
Под термином «социальные потребности» психологи понимают такой вид нужды, который удовлетворяется не только общением
Индивиду важно получать оценку своей деятельности, обратную связь от других людей
Происходит этому, потому что человек – это не только единица биологического вида. Его психика представлена сложным и многокомпонентным механизмом, который отличается от животного.
Индивид хочет делать нечто значимое для коллектива, что даст ему признание и похвалу. Если он однажды получил это, то стремится повторить опыт. Именно нужда в положительных эмоциях служит толчком для осуществления полезной деятельности.
Психологи считают, что именно социальные потребности могут способствовать развитию личностной сферы индивида. В нее входят поступки человека, его мотивация, особенности восприятия информации и т.п.
Психологи уверены, что именно социальные потребности вынуждают индивида активно действовать. Ради получения признания он трудится, участвует в общественной жизни.
Для полноценного существования человеку нужно удовлетворить две группы потребностей. Первая – это нужда в еде, питье, отдыхе и т.п. Вторая – потребность в общении и признании.
Многообразие потребностей
Человек — существо биосоциальное, поэтому все потребности человека можно условно разделить на два вида: биологические и социальные. Биологическими (естественными) называют простые нужды, без которых невозможно выжить в этом мире: спать, пить, дышать, есть. Они составляют основу человеческой жизни, роднят индивида с животным царством.
(Источник)
Такие потребности необходимо удовлетворять, но им не нужно потакать. Чрезмерное удовлетворение естественных потребностей может испортить жизнь любой личности.
Пример. Вася любит спать по 10-12 часов в день, из-за этого он постоянно опаздывает на уроки. Маша очень любит пирожные, шоколадки и другие виды сладостей. Она не может себя контролировать и съедает сразу всю коробку конфет, если найдет ее дома. Из-за этого у Маши проблемы со здоровьем, частый ацетон.
Естественные потребности появляются у человека с рождения, а социальные приобретаются в процессе жизни в обществе. Наличие социальных потребностей говорит о развитии индивида как личности. Так как социальные потребности более сложные, они формируются по мере взросления ребенка.
Примеры социальных потребностей:
- Общение;
- Уважение;
- Дружба;
- Признание заслуг;
- Взаимопонимание;
- Сотрудничество;
- Одобрение;
- Любовь;
- Установление справедливости.
Кроме того можно выделить и другие виды потребностей:
- Эстетические – это желание видеть гармонию, красоту, потребность в уходе за своей внешностью, физической формой;
- Личностные — саморазвитие, самопознание, самосовершенствование. Эти потребности проявляются в процессе взросления, становления ребенка как самостоятельной личности;
- Эмоциональные – человеку необходимо самому выражать эмоции и получать их от окружающих (радость, печаль, гнев, удивление и прочие);
- Интеллектуальные –от рождения ребенку свойственно познавать окружающий мир, потребность в познании, развитии мышления сохраняется на протяжении всей жизни;
- Творческие – это поиск самовыражения через музыку, художественное искусство, поэзию, танцы;
- Потребность в труде – человек занимается трудовой деятельностью не только ради материального вознаграждения, он получает от нее удовольствие, удовлетворение. Личность стремится, чтобы плоды ее труда высоко оценило общество, коллеги, родные.
(Источник)
Все потребности, без которых человек не сможет прожить, называют первичными (они необходимы в первую очередь), остальные считаются вторичными (о них задумываются после удовлетворения первых). К первичным потребностям относят: сон, еду, безопасность, жилище, чистую питьевую воду. Вторичные потребности: смартфон, фирменная сумка, путешествие в экзотические страны, получение высшего образования.
Пример. Петя забыл позавтракать дома и взять в школу деньги на обед. К 12 часам дня у него разыгрался аппетит. В это время все писали контрольную работу по математике, он очень хотел получить 5, но не мог думать ни о чем, кроме вкусной еды. Спустя 10 минут, его сосед по парте Андрей понял в чем дело, он аккуратно передал Пете булочку, чтобы их не заметила учительница. Петя попросил выйти из класса и съел в коридоре булку. После этого дела пошли лучше, и он успешно выполнил все задания.
На момент рождения у человека появляются только преимущественно материальные потребности. Но по мере взросления, становления личности, доля материальных потребностей уменьшается, в пользу увеличения духовных. Этот процесс называется возвышением потребностей.
Основы экономики | Страница 1 | Онлайн-библиотека
Евгений Филиппович Борисов
Основы экономики
Предисловие
Учебник написан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки специалистов со средним профессиональным образованием (базовый уровень). Такие требования определены Государственным образовательным стандартом и новой программой курса «Основы экономики», которые утверждены Министерством образования Российской Федерации в 2002 г.
В книге получили отражение социально-экономические процессы, которые характеризуют новый уровень развития экономики в России и других странах мира в конце XX – начале XXI столетия.
В XX в. произошли глубокие изменения в мировой экономике. Экономический рост ускорился настолько, что за 1900–2000 гг. суммарный выпуск продукции во всем мире превысил объем производства за весь предшествующий период истории человечества. Главным двигателем мирового хозяйства стал научно-технический прогресс. В большинстве стран мира изменилось социально-экономическое устройство. Усилилась роль государства в индустриально развитых и развивающихся странах. Вместе с тем расширилось мировое рыночное пространство. Много места стали занимать проблемы глобализации мирового хозяйства.
Учебник состоит из 15 глав, в которых последовательно рассматриваются современные экономические процессы:
• изменение структуры отношений собственности на рубеже XX–XXI столетий;
• развитие кооперации и разделения труда, а также связанное с этим формирование современного профиля подготовки специалистов;
• возникновение новых взаимоотношений участников рынка в XX–XXI вв.;
• образование и распределение новой стоимости;
• появление в XXI столетии новых видов денег;
• применение информационных технологий в бизнесе;
• современные тенденции воспроизводства населения в разных странах;
• глобализация мирового хозяйства.
Особое внимание уделено анализу современного состояния и перспективам развития российской экономики. В специальных разделах речь идет о коренных преобразованиях собственности; о переходе от государственного монополизма к современному конкурентному рынку; об особенностях кризиса экономики России в 1990-х гг. и путях выхода из него; переустройстве системы управления экономикой.
Отличительной чертой учебника является развитие у студентов экономического мышления. Это означает освоение положений экономической теории на основе изучения типичных фактов, статистических данных и хозяйственного опыта. Учебный материал излагается логически последовательно – от одной познавательной задачи к другой. Прививается умение обобщать материал и делать надлежащие выводы. В конце каждой главы даются тесты, задачи и вопросы на сообразительность. Все это помогает студентам творчески осваивать экономическую науку в единстве с современной хозяйственной практикой.
Книга снабжена словарем основных экономических понятий и иностранных слов.
I Экономика и ее роль в жизни общества
Глава 1
НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ
Слово «экономика» впервые стали употреблять в Древней Греции в IV в. до н. э. Тогда оно обозначало учение о домашнем хозяйстве. Таким хозяйством было поместье рабовладельца, где подневольные люди создавали для своих господ необходимые им блага.
За прошедшие с того времени 24 столетия экономическое пространство качественно изменилось и настолько расширилось, что стало охватывать каждую страну.
Сейчас экономикой мы называем прежде всего хозяйственную деятельность семьи, предприятий, населения страны и всего мира.
В то же время слово «экономика» обозначает науку, которая изучает такую деятельность.
Учебный курс «Основы экономики» излагает экономическую теорию в единстве и соответствии с практической хозяйственной деятельностью.
§ 1 Главная роль хозяйственной деятельности
Почему люди ведут хозяйство
Изучать экономику мы начнем с вопроса: всегда ли человек вел хозяйство? Если не всегда, то когда и как оно возникло?
Историческая наука установила, что весьма отдаленные предки людей не вели никакого хозяйства. Для того чтобы прокормить себя, они занимались собирательством, охотой и рыболовством. Но такой способ существования не давал нужного количества жизненных средств, обрекая первобытного человека на голод и низкую продолжительность жизни (до 40 лет).
Выход из этого тупикового положения был найден 10 тысяч лет назад. Если животные довольствуются тем, что находят в природе, то люди научились сами производить все нужные им полезные вещи. Занимаясь хозяйственной деятельностью, они создали высокую материальную и духовную культуру.
100 веков назад люди начали вести хозяйство, чтобы обеспечить себя необходимыми жизненными благами.
Чтобы лучше понять, что такое экономика, важно уяснить: почему человек занимается хозяйственной деятельностью?
В чем человек экономически заинтересован
Экономика вызывает неподдельный интерес у людей. От нее каждый ждет решения задач, от которых зависит его жизнь и благополучие.
Главное назначение экономики – обеспечение жизнедеятельности и повышение благосостояния людей.
Несомненно, что такая цель экономического развития затрагивает жизненные интересы всех студентов. Вряд ли кого из молодых людей оставят равнодушными такие, например, вопросы: будет ли заканчивающий среднее специальное учебное заведение иметь достаточные материальные условия для продолжения учебы в высшем учебном заведении? Куда пойти работать после окончания колледжа, техникума? Какую заработную плату он будет получать?
В условиях рынка у людей возникает масса вопросов: изменятся ли государственные денежные выплаты студентам, пенсионерам и малообеспеченным людям? Почему растут цены на продовольствие и другие товары и будут ли возмещаться потери населения от повышения цен? Если человек окажется безработным, то кто ему поможет?
Изучение экономики дает ответы и на важнейшие вопросы, встающие перед обществом в целом: как можно успешно развивать
В Книге рекордов Гиннеса сообщается, что в 1971 г. на острове Миндао (Филиппины) было «открыто» племя пещерных людей. Они не занимались сельским хозяйством, не имели домашних животных, не пользовались колесом и гончарным кругом.
отечественное производство товаров для народа? Что нужно сделать, чтобы обезопасить людей от загрязнения воздуха, воды, земли? Является ли острой в нашей стране проблема роста населения?
Экономический интерес – жизненно важная причина, которая побуждает людей заниматься хозяйственной деятельностью и получать средства для всестороннего развития.
Многие люди интересуются международными хозяйственными связями, в частности такими вопросами: каковы уровень и качество жизни в различных странах и чем такое различие объясняется? Какая организация хозяйства предпочтительнее и лучше служит человеку? Как развиваются валютные отношения между странами? Для чего объединяются экономически западноевропейские и другие страны?
Даже этот неполный перечень волнующих людей вопросов позволяет придти к следующему выводу. Каждому человеку важно хорошо осознать свои экономические интересы, ясно видеть пути и средства их осуществления. В этом читателю поможет настоящий учебник. Начнем с того, что ближе познакомимся с результатами хозяйственной деятельности.
Какие виды продуктов создает экономика
Материальное богатство общества состоит из:
• естественных благ, создаваемых природой (лес, полезные ископаемые, дикорастущие ягоды, грибы и др.);
• экономических благ, творцом которых является человек.
В свою очередь экономические блага делятся на два вида.
В известном учебнике по экономике мы находим такое обращение авторов к студентам: «Самым важным экономическим решением, зависящим только от вас, является выбор профессии. Ваше будущее зависит не только от ваших способностей, но и от экономических факторов, находящихся вне вашего контроля и оказывающих влияние на вашу зарплату. Конечно, после изучения экономики вы вряд ли превратитесь из Иванушки-дурачка в Ивана-царевича или в финансового гения. Но без экономики счастливая карта не выпадет вам никогда».
Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. М., 2000.
Иерархия интересов
Простыми словами иерархия интересов — это пирамида, в основании которой второстепенные интересы, на верхушке — главные.
Из этой схемы можно увидеть интересы двенадцатилетнего Пети Иванова. Петя хорошист, он интересуется учебой, но уроки для него не самое главное. Больше времени он проводит на улице, играя с дворовыми ребятами в футбол. Но самое любимое времяпровождение Пети — смотреть и помогать отцу ремонтировать мелкую бытовую технику, движки, спаивать паяльником провода на различных деталях. Скорее всего, в будущем Петя станет инженером, автомехаником, будет ремонтировать специальное оборудование.
Большое количество интересов говорит о всестороннем развитии личности. Но среди всех есть главное увлечение, преобладающее над всеми. Такому интересу нужно уделять больше времени, внимания. Скорее всего, он будет связан с выбором профессии в будущем.
Обложка урока взята с источника.
Базовые социогенные потребности
Список базовых социальных потребностей, которые испытывает человек, живущий в обществе:
- Труд. Полноценный член общества испытывает потребность в профессиональной реализации, которая позволяет ему получить уважение других членов общества, принятие и признание, развивать собственные навыки и получать материальную выгоду. Реализация потребности в труде позволяет удовлетворить одновременно несколько социальных нужд — в общении, в признании, в получении материальной выгоды, в приближении к власти и т.д.
- Развитие. Полноценный человек всегда стремится получить знания. Приобретать новые знания человек можно в течение всей своей жизни, удовлетворяя желание учиться и постигать новое.
- Общение. Ни один человек не может существовать без общества, без общения.
Вынужденная изоляция непременно приводит к деградации личности, потере социальных навыков.Посредством общения человек делится своими мыслями, приобретает новый опыт, получает поддержку и т.д.
Социальные, духовные и материальные потребности
Настолько многообразными являются потребности, что есть множество их классификаций. В классической науке принято выделять 3 группы потребностей: социальные, духовные и материальные. На первое место ставится удовлетворение именно материальных: в одежде, жилье, воде, пище. Средства, с помощью которых осуществляется удовлетворение нужд, называются материальными благами. Это могут быть предметы первой необходимости или роскоши, а также услуги (консультации юриста, врача, ремонт автомобиля и т.д.).
Духовные потребности связаны с необходимостью развития индивида как личности. Их удовлетворяют путем получения образования, чтения книг, приобщения к искусству, владения информацией.
Через участие людей в общественной и коллективной деятельности реализуются социально-экономические потребности: в профессиональных союзах, партиях, общественных фондах, кружках творчества, благотворительных организациях.
В чем ее суть
Итак, к социальным потребностям относится и нужда в безопасности. Ведь практически каждый человек думает о будущем, анализирует настоящее и прогнозирует события наперед, чтобы оставаться спокойным и уверенным в завтрашнем дне. Именно из-за этой потребности человек тянется к стабильности и постоянству. Каждодневную рутину и быт он принимает лучше, нежели спонтанные перемены и сюрпризы, потому что нарушается его спокойствие и чувство безопасности. Таким образом, к социальным потребностям человека относится потребность в безопасности.
Для большинства людей она имеет огромное значение в жизни. Потому что оказывает сильное влияние на поведение, нрав, ощущение и самочувствие. Под ней подразумевается:
- Главное — физическая безопасность (обстановка в социуме, несовершенство правовой сферы, неподготовленность к природным катаклизмам, плохая экология).
- Второстепенное — социальная незащищенность в области здравоохранения и образования.
Эта потребность не всегда выступает в роли активной силы. Она преобладает только в ситуациях с критическим уровнем опасности, когда требуется мобилизация всех сил на борьбу со злом. Например, во время военных действий, стихийных бедствий, серьезной болезни, экономических кризисов, то есть во время любых обстоятельств, которые угрожают неблагоприятными условиями. Идем дальше. К социальным потребностям человека относится и потребность в общении.
Потребности и их классификация
Человек нуждается в определенных условиях существования. Вся деятельность людей направлена на то, чтобы удовлетворять их разнообразные потребности. Потребности человека могут быть различными на разных этапах его жизни, однако часть из них остается неизменной: это базовые физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека.
Структура социальных и культурных потребностей формируется и меняется на протяжении всей жизни индивида, превращая его в человеческую личность, субъекта духовной жизни. Эти потребности способствуют развитию подлинно человеческих качеств: разума, нравственности, стремления к истине, к созидательной деятельности на благо общества. Человек способен ограничивать свои потребности, опираясь на заключения разума и ориентируясь на социальные нормы. Далеко не всегда его потребности могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того, их удовлетворение может противоречить нравственным нормам общества и ущемлять интересы других людей.
Потребности человека – основа для его интересов. Интерес – это форма осознанной потребности, целенаправленное отношение человека к объекту, стремление действовать определенным образом, чтобы добиться желаемого. Потребности человека также проявляются в мотивах его деятельности. Неудовлетворенные потребности обладают побудительной силой, они вызывают активность человека, формируют и направляют его устремления к определенной цели.
Классификация потребностей
Во всем многообразии человеческих потребностей можно выделить две основные группы: первичные и вторичные потребности. Первичные (врожденные) потребности человека относятся к области физиологии и необходимы для выживания и воспроизводства организма: это потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе, безопасности и т. п. Как правило, они возникают на уровне бессознательного и носят иррациональный характер [1, c. 45].
Вторичные (приобретенные) потребности относятся к области психологии: потребности в общении, социальных связях, внимании со стороны других людей, самоуважении, творческой самореализации и т. п. Вторичные потребности также называют приобретенными, потому что процесс духовного становления человека, формирования его личности связан с развитием его интереса и способностей к социальному взаимодействию и культурной деятельности. Таким образом, духовное взросление человека сопровождается возрастанием роли вторичных потребностей, удовлетворение которых превращает его в социальное существо и выделяет из мира живой природы. Например, в суфийской модели человека их относят к второму уровню и считают их «представителями» общества в человеке [2].
В науке существует и более дробная классификация потребностей человека. Первичные потребности подразделяются на:
- биологические, или материальные органические потребности (пища, дыхание, жилище и т. п.),
- экзистенциальные (связанные с чувством безопасности, уверенностью в будущем, гарантиями благополучного существования и обеспечения биологических потребностей).
Среди вторичных потребностей выделяют:
- социальные потребности (связанные с чувством принадлежности к обществу),
- престижные потребности (связанные с оценкой деятельности человека, уважением и самоуважением, общественным признанием его успехов в карьере и творчестве, достижением авторитета),
- духовные, или идеальные, познавательные потребности (познание мира, самовыражение, самореализация, творческая деятельность личности, направленная на создание прекрасного). К ним относятся и потребности, связанные с религиозной верой человека [3].
Также можно разделить потребности человека на три основные группы: естественные (биологические), социальные и духовные (культурные) потребности.
Иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу
Американский психолог А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей. Все потребности человека он расположил в восходящем порядке, от низших к высшим. Для наглядности можно расположить эти категории потребностей в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени. В основании пирамиды находятся физиологические потребности (голод, жажда), на следующем уровне – потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше – социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне – потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды – потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).
Естественные потребности
Естественные потребности человека также называют врожденными, биологическими, физиологическими, материальными, органическими, природными, витальными. По своей сути это потребности в условиях существования, необходимых для жизни, развития и воспроизводства организма. Неудовлетворение потребностей такого рода может привести к смерти. В основе естественных потребностей лежат биологические инстинкты, присущие человеку как живому существу: пищевой инстинкт, инстинкты самосохранения и продолжения рода. К числу естественных потребностей относятся потребности в воздухе, воде, пище, жилище, одежде, сне, отдыхе, физических движениях, биологическом воспроизводстве людей, в возможности сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, свою семью и жилище. Удовлетворению этих потребностей служит хозяйственная деятельность человека, создание материальных благ, благоустройство бытовой стороны жизни [5].
Социальные потребности
Социальные потребности определяются принадлежностью человека к обществу (без этого формирование личности невозможно). К социальным потребностям относят потребности человека в трудовой деятельности, социальной активности, разнообразных контактах с другими людьми, признании его успехов и достижений. Удовлетворить эти потребности могут только явления общественной жизни. Социальные потребности, в свою очередь, подразделяются на три категории.
- Потребности для себя — это потребности в самоидентификации, самоутверждении в обществе, обретении власти, авторитета, признания.
- Потребности для других выражаются в разных формах альтруизма: родительская любовь, дружеская преданность, защита близких, помощь слабым.
- Потребности коллективного характера основаны на общих для человеческого коллектива нуждах: потребность в социальном мире, справедливости, свободе, безопасности, ограничении внешней агрессии.
Духовные потребности
Это внутренние побуждения человека к реализации своего творческого потенциала, к созданию и освоению культурных ценностей, этических и эстетических представлений и идеалов, к обретению разноплановых знаний о мире. Основа идеальных потребностей человека – стремление к познанию окружающего мира и смысла своего существования. Эта категория потребностей стимулирует развитие науки, искусства, философии, религиозных учений.
В иерархии потребностей, составленной А. Маслоу, высшую ступень занимает самоактуализация человека – осуществление его творческих способностей, реализация талантов через созидательную духовную деятельность [6]. Результаты самореализации нужны не только самому индивиду, который ее осуществляет, но и обществу. Профессиональное становление – один из результатов самореализации. Для общества самореализация индивидов означает развитие экономики, политических отношений, искусства, науки, спорта и т. д.
Социальные потребности
Согласно определению, это необходимость чего-то, нужда в том, что позволит удовлетворит возникшие желания, запросы. Социальная сущность потребностей человека проявляется в том, что не свойственно животным и объясняется его принадлежностью к человеческому роду:
- Он нуждается в общении и признании достоинств его личности другими членами общества, в самоуважении, в достижении определенного положения в обществе, во власти.
- Он хочет быть полезным для других, оказывать помощь слабым и больным, любить и быть любимым, хорошим другом.
- Он готов отстаивать свободу, мир и справедливость.
Конечно, эти и другие личностные потребности выражены достаточно ярко не у всех людей. Человек может обладать разными негативными качествами: быть эгоистичным, с гипертрофированной самооценкой, в критических ситуациях — трусом, предателем. Его личностные качества и социальные потребности — результат семейного и общественного воспитания, образования, культурного развития.