Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности — Понятие ценности и ее общие характеристики. Значения и оценки


Понятие ценности и ее общие характеристики. Значения и оценки

Кратко рассмотрим вопросы общей теории ценности и ее основных категорий. Давайте сначала рассмотрим, что означает термин «ценности». Этимологический смысл очень прост и соответствует понятию: ценность — это то, что люди ценят. Ценностями могут быть предметы, вещи, природные и социальные явления, действия человека, культурные явления и т.д. Глобальные проблемы и универсальные ценности. М., 1990.. Однако содержание понятия ценности, его сущность не так проста, как может показаться с позиции обычного сознания.

Каково философское значение понятия «ценность»?

  • ценность по своей природе социальная и имеет объективно-субъективный характер.

Известно, что там, где нет общества, нет причин говорить о существовании ценностей. Потому что вещи, события без их связи с человеком, с жизнью общества не имеют никакого отношения к ценностям. Таким образом, ценности всегда являются человеческими ценностями и имеют социальный характер. Это относится не только к гуманизированной природе, то есть ко всей цивилизации в многообразии ее проявлений, но даже к многочисленным природным объектам. Например, насыщенная кислородом атмосфера на Земле существовала задолго до появления человечества, но только с появлением человеческого общества можно было говорить о великой ценности атмосферы для жизни человека.

  • ценность возникает в процессе практической деятельности человека.

Вся человеческая деятельность начинается с цели, достижение которой является основным направлением деятельности. Целью является представление человека о конечном результате деятельности, достижение которого позволило бы человеку удовлетворить некоторые свои потребности. Таким образом, человек уже с самого начала рассматривает предполагаемый результат своей деятельности как ценность. Поэтому человек уже воспринимает сам процесс деятельности, направленной на достижение результата, как значимый, ценный для него.

Конечно, не все результаты и не вся человеческая деятельность становятся ценностями, а только те, которые социально значимы и отвечают социальным потребностям и интересам людей. И это включает в себя не только вещи, но и идеи, отношения, методы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие духа, и полноту чувств, и многое другое.

  • понятие «ценность» следует отличать от понятия «значение».

Значение соотносится с понятием «значимость», но не идентично ему. Значение характеризует степень интенсивности, интенсивность ценностного отношения. Что-то влияет на нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас равнодушными. Более того, значимость может иметь не только значение, но и «контрценность», то есть вред. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют огромное значение для общества и отдельных людей, но эти явления обычно не называют ценностями.

Поэтому «стоимость» — это более широкий термин, чем «стоимость». Значения являются положительными. Для феномена, который является отрицательным, мы можем интерпретировать его как отрицательные значения. Значит, ценность — это не все, что имеет значение, а только то, что играет положительную роль в жизни человека, его ассоциаций или общества в целом.

  • каждое значение характеризуется двумя свойствами: функциональный смысл и личный смысл.

Что это за свойства? Функциональная ценность — это совокупность общественно значимых свойств и функций объекта или идеи, которые делают его ценным в конкретном обществе. Например, идея имеет определенное информационное содержание и степень достоверности.

Личное чувство ценности — это отношение к человеческим потребностям. С одной стороны, чувство ценности человека определяется объектом, выполняющим функцию стоимости; с другой стороны, оно зависит от индивида. Когда индивидуум придает вещи смысл, он исходит не из собственной чисто естественной потребности в ней, а из потребности, культивируемой обществом, к которому он принадлежит, т.е. из общей социальной потребности. Он смотрит на это глазами других людей, общества и видит в нем то, что важно для его жизни в рамках этого общества. Человек, как общее существо, ищет общую сущность вещей, идею вещи, которая функционирует как смысл для него.

Следует отметить, что значение ценностей для людей неоднозначно, оно зависит от их положения в обществе и задач, которые они решают. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и объектом престижа, важным в данном случае как владение, дающее его владельцу определенный престиж в глазах других людей, или как средство получения дополнительного дохода и т.д. Во всех этих случаях один и тот же объект ассоциируется с разными потребностями.

  • ценности по своей сути объективны.

Эта позиция может вызвать возражение. Ведь уже было сказано, что бессмысленно говорить о ценности, если нет субъекта. Ценность зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, поэтому он рассматривается как нечто субъективное. Более того, вещь теряет свою ценность для человека, как только она перестает его интересовать, удовлетворять его потребности. Другими словами, не может быть никакой ценности вне субъекта, вне связи между вещью и его потребностями, желаниями, интересами.

И все же субъективизация ценности, ее превращение в нечто односторонне зависимое от человеческого сознания, не оправдана. Ценность, как и значение в целом, объективна, и это свойство коренится в субъективно-практической деятельности субъекта. В процессе такой деятельности у людей формируется определенное ценностное отношение к окружающей их среде. Иными словами, объектно-практическая деятельность является основой для того, чтобы вещи, объекты окружающего мира, сами люди, их взаимоотношения приобрели определенный объективный смысл, то есть ценность, для человека и общества.

Таким образом, ценность — это объективное значение различных составляющих реальности, содержание которых определяется потребностями и интересами социальных субъектов. Благожелательное отношение — это благожелательное отношение.

Общечеловеческие ценности

Общечеловеческие ценности — это ценностное значение предметов, явлений, идей для мирового сообщества. К общечеловеческим ценностям относятся: во-первых, социально-политические и моральные принципы, разделяемые большинством мирового сообщества. Во-вторых, это общечеловеческие идеалы, общие цели людей и основные средства их достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг и т.д.). К общечеловеческим ценностям относятся также природные ценности и ценности, глобальные по своей сути и значимости: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и т.д.

По той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на следующие три группы:

  1. Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.
  2. Ценности повседневного спроса и повседневной жизни. В эту группу входит большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться.
  3. Высшие ценности — это конечные ценности, отражающие фундаментальные установки и потребности людей. Без высших ценностей не только не может сформироваться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни человека, они предполагают то, что выше его самого, с чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Именно поэтому высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер.

К высшим ценностям относятся некоторые материальные, духовные и общественно-политические ценности. Это, прежде всего: мир, жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины); ценности самосохранения (жизнь, здоровье); ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор качеств личности (честность, мужество, верность, справедливость, добро) и др.

Классификация ценностей по различным основаниям диалектична, то есть не является жесткой и неподвижной. Во-первых, с изменением условий ценности могут переходить из одного вида, из одного ряда значимости в другой. Во-вторых, с развитием общества могут появляться новые ценности, и наоборот, прежние ценности теряют свою значимость или вовсе уходят в небытие. В-третьих, ценности находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом не только внутри вида, но и между видами, внутри групп и между группами. Наконец, внутри каждого из видов ценностей, в свою очередь, следует различать множество разновидностей. Например, в группе духовных ценностей можно четко выделить нравственные ценности, эстетические ценности, познавательные (гносеологические) ценности и т.д.

Среди группы высших ценностей всегда выделяются: жизнь как ценность (ценности жизни), здоровье как ценность и свобода как ценность.

Жизнь относится к высшим ценностям, потому что вне человеческой жизни нет и не может быть ценностей вообще. Для человека жизнь выступает как высшая ценность, благо, не зависящее ни от чего. В свою очередь, ценность жизни является своего рода фундаментом и вершиной для всех остальных ценностей. В зависимости от понимания ценности жизни будут формироваться и отношения людей и общества к человеку.

Если в первом случае ценность жизни рассматривается в индивидуальном аспекте, то во втором — в социальном, т.е. здесь ценность жизни определяется не для самого человека, а для общества.

Вопрос о том, является ли сам человек ценностью, имеет две стороны: 1) какова для него ценность другого человека и человека вообще? 2) какова ценность его собственной жизни? Ответ на эти вопросы не может быть однозначным. Дело в том, что интерес человека к другим людям зависит не только от того, каковы люди, но и от того, каков он сам. К этому следует добавить, что постановка вопроса о ценности человеческой жизни и самого человека находится в прямой зависимости от исторических условий. Например, в средние века убийство крепостного феодалом не считалось грехом и не наказывалось. В настоящее время, однако, право на жизнь признано за каждым, и нет ни одной страны, в которой убийство так или иначе не наказывалось бы. Итак, человек — это особая, абсолютная ценность. Все остальные ценности соотносятся с его интересами.

Теперь о здоровье как ценности. Здоровье — это естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархии ценностей. От степени обладания здоровьем зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Потребность в здоровье имеет универсальный характер, она присуща как отдельным людям, так и обществу в целом. По этой причине различают индивидуальное (личное) здоровье и общественное здоровье, или здоровье населения.

Состояние здоровья влияет на все сферы жизни человека и общества. Так, полнота и интенсивность жизни конкретного человека напрямую зависят от уровня его здоровья, его «качественных» характеристик. В свою очередь, здоровье населения оказывает большое влияние на качество трудовых ресурсов, производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества.

Свобода как ценность имеет огромное значение для человека. Философское понимание этой категории можно выразить в следующем определении: свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости.

Свобода всегда и везде остается величайшей ценностью. Как и в других случаях, свобода становится ценностью, если человек ее осознает. Там, где нет осознания ценности свободы, осознания себя равным другим, там нет ни подлинного самоуважения, ни человеческого достоинства. Понимание своей несвободы и осознание ценности свободы наиболее полно проявляются во времена радикальных социальных преобразований.

Свобода — это право всех людей в равной степени пользоваться достижениями цивилизации и распоряжаться плодами своего труда и своей судьбой. Свобода — это выбор. И как всякий выбор, сделанный сознательно, он связан для индивида с предпочтением одной из альтернатив и отказом от другой. И чтобы выбор не стал ограничителем последующей деятельности личности, она должна руководствоваться важным правилом: каждый раз, делая выбор, нужно стремиться к тому, чтобы перспектива последующих выборов не уменьшалась, а расширялась, позволяя человеку выявить свои новые профессиональные, нравственные и интеллектуальные потенции.

Значимые ценности становятся ценностными ориентациями личности.

Ценностные ориентиры и их социальное отпечатывание

В окружающей действительности мало явлений, к которым человек равнодушен, явлений, к которым он не выражает ценностного отношения. Таким образом, существует столько же ценностей, сколько и явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако это верно только в том случае, если мы имеем в виду не отдельного человека, а все человечество в целом. Диапазон ценностей, то есть явлений, представляющих интерес для одного человека, может быть очень узким и ограниченным. Ограниченность человека выражается в ограниченном количестве и характере его жизненных ценностей, жизненных интересов.

Разнообразие существующих в обществе ценностей диктует необходимость их однозначной классификации.

Следует отметить, что в современной аксиологии нет единого подхода к решению этой проблемы. Поэтому, если обобщить подходы к этой проблеме в разных концепциях, то можно классифицировать ценности по следующим признакам: по сферам общественной жизни; по субъектам или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.

По основным сферам общественной жизни мы обычно различаем три группы ценностей:

  • Материал,
  • социально-политический сайт
  • духовный.

Материальная ценность — это ценные природные объекты и предметы, т.е. средства труда и вещи прямого потребления. Природные ценности — это природные богатства, содержащиеся в природных ресурсах. Объектные ценности — это материальные объекты мира, созданные человеческим трудом и культурным наследием прошлого.

Социально-политические ценности представляют собой ценность социально-политических явлений, событий, политических актов и действий. Социально-политические ценности обычно включают в себя общественное благо, содержащееся в политических и общественных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т.д.

Духовные ценности — это нормативная и оценочная сторона феномена общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовные ценности — это ценности науки, морали, искусства, философии, права и т.д.

При всех их различиях материальные, общественно-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из них есть свой аспект другого вида ценностей. Кроме того, существуют ценности, которые могут быть связаны как с материальными, так и с общественно-политическими и духовными ценностями. Это ценности, которые имеют базовую человеческую ценность. К ним относятся жизнь, здоровье, свобода и т.д.

Сущность и общие характеристики ценностей и ценностных ориентаций личности

Ценностные ориентации человека являются одним из основных структурных образований зрелой личности, в котором сходятся различные психологические характеристики.

Ценностные ориентации человека — одна из важнейших черт личности. Это связано с тем, что там ценностные ориентиры определяют отношение человека к другим людям и установление взаимодействия с окружающей действительностью. Кроме того, ценностные ориентации оказывают регулирующее и определяющее влияние на поведение, действия и поступки человека.

Понимая и реализуя свои ценностные ориентиры, человек ищет свое место в мире, размышляет о цели и смысле своей жизни.

Структура ценностных ориентаций человека включает в себя три основные интегративные компоненты:

  • Когнитивный компонент.
  • Эмоциональная составляющая.
  • Поведенческая составляющая.

Каждый из этих компонентов активно участвует в формировании ценностных ориентаций личности, а совокупность компонентов определяет их характеристики, содержание, степень проявления и эмпирическую проверку.

Таким образом, изучение особенностей психологического формирования ценностных ориентаций осуществляется в рамках системного подхода, который позволяет рассматривать их как результат человеческого развития реальности и успешной социализации в обществе.

Ценности — это изолированные духовные, моральные и личные интересы человека.

Ценности обычно изучаются на основе двух подходов, каждый из которых рассматривает их как многоуровневую психологическую систему человека:

  • Нормативный подход к изучению личностных ценностей человека направлен на описание модели системы ценностей в рамках конкретной психологической теории.
  • Описательный подход к изучению ценностей человеческой личности направлен на выявление иерархии системы ценностей индивида. Таким образом, в психологии ценности рассматриваются как определенные объекты или явления, их свойства и характеристики, которые составляют совокупность социальных идеалов, значимых для конкретного человека и представляющих его стандарт того, что правильно.

Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности

 Предметом исследования в статье является проблема ценностных ориентаций и ее место в структуре личности, определение понятия ценностных ориентаций и их сущности в философии, социологии и психологии.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, философия, социология, психология.

The subject of researching in this article is the problem of value orientations and its place in the structure of personality definition of concept, of value orientations and their essence in philosophy, sociology, psychology.

Key words: values, value orientations, philosophy, sociology, psychology.

Ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, так как определяют ее поведение и отношение к окружающему миру. Изучением ценностных ориентаций занимаются как философы, так и психологи, и социологи. Понятие «ценностной ориентации» возникло на стыке ряда наук — философии ценностей, аксиологии — теории ценностей, философской и культурной антропологии, социологии, социальной психологии. Именно «ценностные ориентации» выступают как звено, связующее различные подходы и системы знаний о поведении человека, как категория, с которой соотносятся различные понятия, привлекаемые философией, социальной психологией и социологией при изучении механизмов регуляции поведения. В цикле философско-социологических дисциплин это понятие соотносится с категориями «норм и ценностей», нормативно-ценностных систем и социального действия, в цикле конкретно-социологических дисциплин — с категориями мотивации и управления деятельностью людей и их объединений, в цикле социально-психологических — с категориями, описывающими механизмы поведения и деятельности человека и их регуляции.

В зарубежной науке истоки категории «ценностные ориентации» относят к системе Парсонса, которая вводится им в теории действия непосредственно вслед за основными понятиями ориентации, ситуации и деятеля. В его представлении ценностные ориентации обращены на выполнение норм, стандартов, на критерии отбора» [1, с. 71–72].

Одним из первых в советской социальной психологии к понятию «ценностные ориентации» обратился В. Б. Ольшанский, который понимал под ценностной ориентацией цели, стремления и жизненные идеалы, рассматривая их в виде системы определенных норм, принятых в групповом сознании и делая вывод о неизбежном влиянии «группового сознания» на индивидуальную систему ценностей [2, с. 242].

Уделяли внимание этой проблеме и А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов: «Под ценностными ориентациями мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» [3, с. 199]. Эти исследователи считают, что ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру. С точки зрения теории отношений ценностные ориентации выступают, с одной стороны, как конкретное проявление отношения личности к окружающей среде, а с другой — как система установок, которые регулируют поведение личности в каждом конкретном случае. Так, В. В. Водзянская пишет: «Регулятором поведения индивида является система фиксированных установок, система отношений, ценностная ориентация. Среди фиксированных установок есть такие, которые имеют особенный вес, так как они выработаны по отношению к тем элементам действительности, которые имеют особенную ценность для личности. Они-то и составляют относительно устойчивую систему фиксированных установок или ценностную ориентацию личности, организующую поведение по отношению к предметам и явлениям объективного мира, к сфере общественной жизни и к самому себе как члену общества» [4, с. 65].

По определению А. Г. Здравомыслова, «ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного» [5, с. 732].

В социальной психологии понятие «ценностные ориентации» используется в двух значениях:

  1. «идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней;
  2. способ дифференциации объектов по их значимости.

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности» [6, с. 373].

Психологов в большей степени интересуют субъективные стороны деятельности и отношения к ценностям. В психологическом направлении существует множество подходов к определению понятия «ценностных ориентаций». Они трактуются разными исследователями и как «нравственность личности» [7, с. 241–25], как «детерминанты принятия решений» [8, с. 373].

Ю. М. Жуков считает ценностные ориентации «детерминантами принятия решений» [9, с. 254–27].

В. Г. Алексеева пишет, что ценностные ориентации — это «основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [10, с. 63–70].

Н. А. Журавлева понимает ценностные ориентации «как относительно устойчивую, социально обусловленную направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от социальных ситуаций» [11, с. 35].

А. Адыкулов считает, что ценностные ориентации могут выступать как психологический механизм, с помощью которого формируются особенности и характер отношения школьников к ценностям их социального окружения. Он рассматривает ценностные ориентации как психологические образования, на основе которых формируются особенности и характер отношения к ценностям, то есть отнесение какого-либо предмета или явления окружающей действительности к категории личной ценности [12,].

В социологии ценностные ориентации представляют собой критерии оценочного отношения личности или группы личностей к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы и их свойства, цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы личностей).

По словам И. М. Поповой и В. Б. Моина, это «сложные обобщенные системы ценностных представлений» [13, с. 186].

По определению А. А. Ручки, «ценностная ориентация в определенном смысле представляет собой одобренный обществом диапазон целей и средств индивидуальной деятельности» [14, с. 31].

В самом общем понимании, как пишет И. А. Сурина, это установки личности на ценности материальной и духовной культуры; отражение в сознании людей ценностей, признаваемых ими в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров; основа их социальной жизни, жизненных устремлений и профессиональных амбиций [15, с. 559].

В научной литературе ценностная ориентация также определяется как «…устойчивое, социально-обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности» [16, с. 237].

В представлении М. Ю. Кузьминова ценностные ориентации включают «…общую направленность интересов в определенные сферы жизнедеятельности, объединенных жизненными принципами, идеалами, «концепцией жизни» [17, с. 5].

По мнению автора, ценности, ставшие внутренними побудителями субъекта, и есть ценностные ориентации, которые являются регуляторами его поведения.

Ценностные ориентации связаны с развитием направленности личности и характеризуют общий подход человека к миру, к самому себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Они базируются на сформировавшихся потребностях личности, ее желаниях и стремлениях, играя ведущую роль в процессе принятия подавляющего большинства решений.

Литература:

  1. Любимова Т. Понятие ценности в буржуазной социологии // Социальные исследования. — М., 1970.
  2. Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. — Т. 1. — М., 1965.
  3. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т.П. — М., 1965.
  4. Водзянская В. В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании // Философские науки. — 1968. — № 2.
  5. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энцикл., 1989.
  6. Словарь практического психолога. — Минск, 1997.
  7. Зотова О. И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.
  8. Словарь практического психолога. — Минск, 1997.
  9. Жуков Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М., 1976.
  10. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. – № 5.
  11. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. — 2006. Т. 27. — № 1.
  12. Адыкулов А. Ценностные ориентации и особенности профессиональной направленности учащихся УШ — Х классов: Автореф. дис. канд. психолог. наук. — М., 1990. — 26 с.
  13. Попова И. М., Моин В. Б. Сознание и трудовая деятельность. — Киев, Одесса, 1985.
  14. Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. — Киев, 1976.
  15. Сурина И. А. Социология молодежи: Энцикл. словарь. — М., 2008.
  16. Человек и его работа. — М.: Мысль, 1966.
  17. Кузьминов М. Ю. Формирование ценностных ориентаций личности в условиях развитого социалистического общества: Автореф. канд. дис. — М., 1983.

Формирование значений и ценностных ориентаций индивида

Процесс формирования значений и ценностных ориентаций индивида является постепенным и включает в себя ряд составляющих.

Компоненты постепенного формирования значений и ценностных ориентаций индивида:

  • Мировоззрение — это система взглядов человека на окружающий его мир, его место в обществе, его отношение к себе, к окружающим его людям и к реальности, а также взгляд на основные убеждения, принципы, идеалы и жизненные позиции людей. Мировоззрение человека — это совокупность взглядов на окружающую его реальность, основанная на системе убеждений, человеческом существовании и философии жизни.
  • Отражение — это критическая переоценка личных ценностей в соответствии с общим видением смысла жизни. Рефлексивность проявляется как пауза в процессе деятельности или отношений человека с другими людьми, в которой он психологически оценивает ситуацию, свое поведение и роль.
  • Ориентация — это совокупность достаточно стабильных мотивов, выстраивающих деятельность человека в соответствии с ситуацией вокруг него. Ориентация человека во многом зависит от его интересов, склонностей, идеалов и убеждений. Поэтому ориентация по своей сути является многогранной характеристикой человека.

Ориентация — это процесс личностного роста и развития, в котором выделяются изменение, формирование и интеграция всех компонентов личности. Ориентация — это процесс постепенного развития личности и ее постепенного роста в духовно-нравственных отношениях. Зрелость личности играет особую роль в формировании ценностей и ценностных ориентаций. То есть процесс личного «созревания» оказывает непосредственное влияние на формирование ценностей и ценностных ориентаций. Поэтому они считаются важнейшей чертой зрелой и сформировавшейся личности.

Ценностная ориентация

Говоря о ценностной ориентации, как об устойчивой структуре сознания и об осознанном выборе человек, мы имеем дело с рядом очень неоднозначных и сложных оценочных критериев. Сложность заключается в первую очередь в том, что культурная и социальная среда, в которой формируются подобные личностные ориентиры, в любом случае оказывает давление на личность, заставляя ее принимать соответствующую «форму». Во многих случаях такая «внешняя» ценностная структура личности, формально отвечающая общим социально-культурным и моральным нормам, является неосознанной и непрочувствованной психологической мимикрией, по сути — инстинктивной. И до тех пор, пока подобная, формально структурированная личность не сталкивается с серьезным противодействием со стороны окружения относительно избранных ей ценностей, либо пока она не испытывает мощного внутреннего импульса самостоятельно нарушить иерархию приобретенных оценочных критериев, невозможно говорить об осознанном выборе, хотя такой выбор и может быть вполне осознанным с самого начала.

В то же время, общая устойчивая формальная структура ценностных ориентиров в социуме служит серьезной опорой для реализации ценностного выбора в конкретных ситуациях, и мощной психологической подпиткой для развития более осознанного внутреннего подхода личности к выбору ценностей, уверенности в таком выборе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]