Формирование и развитие личности: процесс, факторы, условия, этапы


Детерминанты развития

Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.

Наследственность

В статье «Понятие личности в психологии: сущность и структура» мы выяснили, что феномен человека как личности подразумевает рассмотрение обоих элементов: биологического и социального. Врожденные особенности человека, то есть темперамент и конституция тела, задатки и другое, несомненно, вносят свою лепту в формирование личности.

  • Изначально в теориях о личности придерживались только этого подхода. Было принято считать, что наследственность передает гены, гены формируют гормональный фон, тот – телосложение и психику, они – придают форму личности.
  • Чуть позже стало ясно, что индивидуальные особенности вносят свою лепту, но на личностное формирование большее влияние оказывают социальные факторы.

Окружение

Личность формируется под влиянием психологии группы, с членами которой она находится на равных позициях. Окружение влияет на формировании личности через:

  • культуру;
  • установки;
  • нормы и ценности семьи, круга друзей, других социальных групп;
  • устройство страны.

Социальное окружение формирует характер, который является одним из элементов структуры личности.

Интересный факт: научно доказано, что даже порядок рождения ребенка играет важную роль в формировании личности. Так, дети, рожденные первыми и в дальнейшем имеющие брата или сестру, чаще:

  • заботятся о социальном принятии или непринятии;
  • трудолюбивы и ответственны;
  • склонны к сотрудничеству, подчинению авторитетам;
  • не стремятся нарушать правила;
  • отличаются честолюбием;
  • склонны к чувству вины и беспокойству.

Ситуация

Этот фактор стали выделять в отдельную категорию не так давно. Предполагается, что он сдерживает и социальное, и природное в человеке. Это своеобразный регулятор личности.

  • Не секрет, что некоторые ситуации диктуют стиль поведения и границы допустимого или недопустимого. Чем чаще человек оказывается в ситуации вынужденного поведения, тем проще ему потом постоянно показывать себя в таком виде.
  • Однако именно из-за ситуативности нельзя судить о личности человека изолированно.

В настоящее время предпринимаются попытки выделения конкретных ситуаций, их описания и сути влияния на личность. Но практически сделать это очень сложно. Пока для оценки личности остается необходимым иметь сведения о его поведении в различных ситуациях.

Деятельность как условие формирования личности

Основное условие формирования личности – деятельность:

  • трудовая,
  • учебная,
  • игровая,
  • общение.

Каждая деятельность специфична и оказывает определенную роль в развитии человека, отвечает его возрастным потребностям, развивает определенные компоненты личности. Подробнее о деятельности можно прочитать в статье «Деятельность человека – что это в психологии. Виды деятельности и их характеристика».

Влияние личности

Человек продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Естественно, что у каждого есть определённые задатки, врождённые особенности, которые мы не выбираем — есть семья и среда обитания, которую мы можем корректировать со временем частично. Как же быть? Сильная личность, которая знает, чего хочет, всегда будет стремиться к саморазвитию, направлять его на нужные черты характера, способности, сферы жизни. Только усилием воли и, благодаря постоянному труду, можно оказать влияние на данные процессы.

Причём труд философы рассматривают как в прямом, так и в переносном смысле. Труд сделал человека человеком, в процессе деятельности и направления своих усилий личность также развивает, приобретает определённые навыки. Есть ещё и профессиональный рост, как одна из граней целостной личности.

Сейчас психологи всё больше говорят о личностном факторе развития и призывают к ответственности за свою жизнь. Неверно говорить, что я такой, каким создала меня природа и ничего не могу сделать, это пассивная жизненная позиция.

условия развития личности человека

Кто такая сформированная личность

Взаимодействие с миром

Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

  1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
  2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
  3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
  4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

Психологическая сущность личности

Слово «личность», как и многие другие психологические термины, используется в повседневном общении наряду с другими терминами. Поэтому, чтобы ответить на вопрос: «Что такое личность?», сначала необходимо различить понятия «личность», «личность», «индивидуальность», «индивидуум».

С одной стороны, человек — биологическое существо, животное, наделенное сознанием, которое имеет язык и способность работать; с другой стороны, человек — социальное существо, он должен общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность — это один и тот же человек, но рассматривается только как социальное существо. Говоря о личности, мы отклоняемся от ее биологически естественной стороны. Не каждый является личностью. Это, вероятно, не без причины, что вы слышите «реальная личность!» от одного и «нет, это не личность» от другого.

Индивидуальность — это личность конкретного человека как уникальное сочетание своеобразных психических характеристик. Человек является единым представителем человеческой расы, конкретным носителем всех социальных и психологических характеристик человечества: ума, воли, потребностей и т.д. В данном случае термин «индивидуум» используется в значении «конкретный человек». Такой способ постановки вопроса не учитывает влияние различных биологических факторов (возраст, пол, темперамент) и различия в социальных условиях, в которых живет человек. В этом случае индивид считается отправной точкой для формирования личности из исходного состояния на- и фейлогенез человека, личность является результатом развития индивида, наиболее полным воплощением всех человеческих качеств.

Некоторые ученые считают, что человеческая психика биологически определена, что все аспекты личности являются врожденными. Например, характер, способности наследуются, такие как цвет глаз и волос.

Другие ученые считают, что каждый находится в отношениях с другими. Эти социальные отношения формируют человеческую личность, то есть человек учится правилам поведения, обычаям и нравственным нормам, принятым в этом обществе.

Можно ли игнорировать и пренебрегать биологической природой человека? Нет, его биологическую, природную природу нельзя игнорировать. Конечно, для духовного развития человека абсолютно необходимы соответствующие природные, биологические характеристики. Мозг и нервная система человека необходимы для формирования на этой основе психических характеристик человека.

Критерии развития

Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

  • усиление субъектности;
  • целостность и интегрированность в мир;
  • рост продуктивности;
  • развитие душевных (духовных) качеств и способностей.

Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

  • У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
  • У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.

Личность — это…?

Личность – это понятие, которое является социальной характеристикой человека.

Качества, определяющие своеобразие той или иной личности, формируются под влиянием отношений с окружающими людьми, под влиянием процессов, происходящих в обществе. Каждая социальная система формирует личность человека посредством воспитания — процесса с четко поставленными целями и продуманного до мелочей.

Читайте далее: Развитие личности в обществе

Чтобы стать личностью, человек должен усвоить общественный опыт и, с другой стороны, отдать обществу свой посильный вклад. При этом он раскрывает и проявляет свои качества, заложенные в нем природой и сформированные обществом путем воспитания. В процессе развития человека духовные, психические и физические его характеристики переходят из количественных изменений в качественные.

Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности

Самосознание (продукт которого – Я-концепция) активно формируется в подростковом возрасте, хотя зарождение начинается куда раньше. Оно вытекает из сознания личности. Это система установок, отношение к самому себе. Подробнее о самосознании можно прочитать в статье «Самосознание – что это в психологии. Его структура и функции».

Формирование человеческой личности

Процесс формирования личности — это образование у каждого индивида определенных человеческих качеств, которые были приобретены в процессе жизни. Но отчего же зависит проявление определенных качеств в человеке?

Факторы, которые оказывают влияние на становление личности

Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелом возрасте. Довольно трудно переоценить значимость семьи при становлении личности. Воспитательную функцию можно считать основной задачей социального института ячейки общества — семьи. Как правило, в благополучных и полноценных семьях вырастают гармонично развитые дети. Стоит отметить, что проблемы, с которыми столкнулся ребенок в детстве, словно багаж, который в будущем мешает человеку полноценно развиваться. Каждый ребенок копирует поведение своих родителей и учится быть полноправным членом социума

Стоит обратить внимание, что дети на бессознательном уровне копируют негативные и позитивные качества родителей, ценности и идеалы, не стоит также забывать и о привычных типах мышления, стратегиях, поведении и стили жизни. Спустя время, родительские наставления трансформируются во «внутренний голос», активно формируются такие моральные качества, как нравственность, честь, совесть и прочие

В процессе взросления человек руководствуется знаниями, которые получил от родителей. Генетика. Каждый человек неповторим, а все потому, что не встречается одинаковая комбинация генов. Часть компонентов и особенностей индивидуальности человек приобретает еще при рождении. Темперамент уже определен с рождения, основные эмоции новорожденный умеет не только испытывать, но и выражать. Стоит отметить, что генетика семьи не менее важна, чем воспитание семьей, поскольку генетическим путем могут передаваться заболевания психического характера. Жизненный опыт. Каждое событие, которое происходит в жизни человека, затрагивает его внутренний мир, в особенности если речь идет о знаковых событиях. Жизненный опыт может преображать или видоизменять направление развития жизни или ее ход. Человек находит или теряет мотивацию в результате переживших событий, развивает свои способности, воспитывает характер и силу воли.

Культура и менталитет. На менталитет оказывает влияние климат и окружающая среда, в которой живут представители определенной народности. Короче говоря, менталитет можно охарактеризовать, как «характер народа». Например, жители теплых стран отличаются своей темпераментностью, эмоциональностью и активностью. Мораль, нравственные ценности и культура, которые распространены в социуме, прививаются каждому человеку с рождения и направляют процесс становления личности. Например, представители одной культуры более сдержанны и вынуждены придерживаться правил поведения, а другие могут вести себя более свободно, развязно и естественно. Факторы становления личности оказывают на нее влияние каждый раз, когда человек пребывает в новой для себя социокультурной среде. По существу, ее формирование представляет собой череду вхождений в новые социальные общности.

Стадии формирования личности

  • Адаптация — это явление подразумевает стремление каждого индивида в некоторой степени становится таким же, как и остальные представители его окружения. Процесс формирования личности осуществляется путем принятия ею форм деятельности в социальной среде.
  • Второй, не менее важный этап называется «индивидуализация». Когда человека осознает, что он «как все», он начинает активно искать и проявлять свои индивидуальные особенности, чтобы достичь персонализации.
  • Интеграция — это понятие определяет не столько формирование личности, сколько развитие социума, где человек живет. Каждый индивид для взаимодействия с обществом должен согласовать с ней свою индивидуальность, проявить те индивидуальные качества, которые можно использовать во благо людей. Если человек приносит пользу обществу, то он развивается.

Подведя итог этого раздела, хочется отметить, что если один из этих этапов не был пройден, то наступает фаза дезинтеграции, сопровождающаяся отторжением человека обществом. При дезинтеграции процесс становления останавливается и может обернуться вспять, что влечет за собой деградацию.

Стадии развития личности

Цель развития личности – обретение личностной свободы. Существует несколько классификаций стадий развития личности.

Концепция Э. Эриксона

Интересной в плане рассмотрения развития личности мне кажется теория Э. Эриксона. Психоаналитик отметил 8 стадий, на каждой из которых человек сталкивается с противоположными силами своей личности. Если конфликт решается благополучно, то формируются определенные новые черты личности, то есть и происходит развитие. В противном случае человека настигает невроз и дезадаптация.

Итак, среди этапов развития личности можно выделить следующие:

  1. Противоречие доверия и недоверия к окружающему миру (от рождения до года).
  2. Противоречие независимости со стыдом и сомнениями (от года до 3 лет).
  3. Противоречие инициативности и чувства вины (от 4 до 5 лет).
  4. Противоречие трудолюбия и чувства неполноценности (от 6 до 11 лет).
  5. Противоречие осознания идентичности с каким-то полом и непонимания поведения, свойственного ему (от 12 до 18 лет).
  6. Противоречие стремления к интимным отношениям и чувству изолированности от окружающих (ранняя взрослость).
  7. Противоречие жизненной активности и сосредоточенности на своих проблемах, потребностях, интересах (средняя взрослость).
  8. Противоречие ощущения полноты жизни и отчаяния (поздняя взрослость).

Концепция В. И. Слободчикова

План жизни

Психолог рассматривал становление личности с позиции развития субъектности человека по отношению к его поведению и психики.

Оживление (до года)

Характерная черта этого этапа – знакомство ребенка со своим телом, его осознание, которое отражается в двигательных, сенсорных и общительных действиях.

Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)

Начинается определение ребенком себя в мире, для чего малыш учится ходить и орудовать с предметами. Понемногу малыш овладевает культурными навыками и способностями. В 3 года ребенок осознает свои желания и возможности, что выражается позицией «Я сам».

Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)

На этом этапе человек впервые осознает себя как творца (реального или потенциального) собственной жизни. Во взаимодействии со старшими наставниками и ровесниками личность выстраивает границы идентичности, начинает понимать собственную ответственность за будущее.

Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)

На этом этапе человек присваивает и индивидуализирует все общественные ценности, пропуская их через призму собственного мировоззрения, личностной позиции. Человек преодолевает групповые ограничения, оценки окружения и выстраивает свою «самость». Он отходит от стереотипов, мнений извне и давления. Впервые он сам принимает или не принимает то, что дает ему мир.

Универсализация (от 39-45 лет и далее)

Для этапа универсализации характерен выход за рамки индивидуальности на уровень экзистенциальности. Человек осмысливает себя как элемент всего человечества в контексте того, что было в истории мира и что будет.

Как мы видим, развитие личности тесно связано с возрастным развитием. Но если обратить внимание на указанные в скобках сроки, то можно отметить их широкий разброс. Причем чем старше физиологически становится человек, тем шире разброс личностного развития. Из этого и возникает то, что в народе называют «развит не по годам» или «застрял в развитии». Но теперь-то вы знаете, что, возможно, никто нигде не застрял и не «убежал», дело в отличии физического и личностного развития.

Кроме этого, можно рассматривать развитие личности как изменение индивидуального психологического пространства человека, в которое входят:

  • тело;
  • окружающие личностно значимые предметы;
  • привычки;
  • отношения, связи;
  • ценности.

Эти элементы не появляются сразу, они накапливаются по мере физического развития ребенка. Но у взрослой личности можно выделить все эти элементы. Для благоприятного развития личности важна неприкосновенность названных выше компонентов.

Жизненный путь

Структура личности формируется в процессе жизненного пути, то есть в развитии человека как субъекта собственной жизни. Цели, мотивы и ценности личности отражаются в жизненном плане, который структурирует жизненный путь.

Проще говоря, это жизненный сценарий человека. До сих пор не существует единого мнения относительно этого вопроса.

  • Одни ученые (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев), преимущественно отечественные, придерживаются мнения, что исключительно человек формирует и регулирует свой сценарий. То есть сознательно выбирает путь, но не без помощи и влияния родителей.
  • Другие исследователи (Адлер, Берн, Роджерс) придерживаются теории бессознательного. А среди ведущих факторов, определяющих сценарий, называют стиль воспитания родителей и их личностные особенности, порядок рождения ребенка, имя и фамилию, случайные стрессовые факторы и ситуации, воспитание прародителями.

Личностный рост

Личностный рост – продукт жизненного пути, рассматриваемый через оценку способности личности управлять своей жизнью, строить отношения с окружающими, отстаивать свои убеждения, воспринимать жизнь едино во всем ее многообразии.

  • Основа этого – рефлексия. Качество, которое начинает формироваться еще в детском возрасте и которое подразумевает анализ человеком собственных поступков. Это элемент самосознания – самоанализ.
  • Второй базисный элемент, вытекающий из рефлексии – автономия личности, то есть владение собой, принятие ответственности за свой выбор и право этого выбора.

Личностный рост тесно связан с самооценкой и оценкой, а точнее это не что иное, как переход от системы внешних критериев к системе внутренних, основанных на личностных убеждениях.

Условия формирования личности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Имея в виду то, что человеческую личность формируют в своем единстве генетическая и социальная программы, отметим существование субъективных

и
объективных
условий становления личности, ее совершенствования в ходе жизни, а также в результате развития и воспитания.

Биологические факторы

: наследственность (передача от родителей психофизиологических свойств и задатков: цвет волос, глаз, кожи, темперамент, скорость психических процессов, а также способность к речи, мышлению, прямохождению — общечеловеческие признаки и национальные особенности) в значительной степени определяют субъективные условия, влияющие на формирование личности. Строение психической жизни личности и механизмы ее функционирования, процессы формирования как отдельных, так и целостных систем свойств составляют субъективный мир личности.

Человек — это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки — природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов — общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов); индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы, анализаторов и т.п.).

Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное. Ни одна врожденная особенность не является нейтральной, так как она социализируется, пронизывается личностным отношением (например, карликовость, хромота и т.п.). Роль природных факторов неодинакова на разных возрастных этапах: чем меньше возраст, тем в большей мере природные особенности сказываются на формировании личности.

Природные особенности являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание — продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей.

Но влияние биологических факторов всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Формирование личности идет в единстве с объективными условиями, на него влияющими. Психическая деятельность человека, будучи детерминирована внешними условиями, развивается по своим специфическим внутренним законам. [5, 15c.] «Идея, чувства и верования, — говорил Г. В. Плеханов, — сочетаются по своим особым законам. Но эти законы приводятся в действие внешними обстоятельствами, не имеющими ничего общего с этими законами».[2, 113c.]

Социальные факторы

(они же — «внешние обстоятельства»): общественно-экономические условия жизни, семья и целенаправленное воспитание образуют, систему объективных условий, влияющих на формирование личности. Именно среда — вся окружающая человека социальная действительность, в условиях которой происходит его развитие и становление личности, — является объективным условием формирования его личности, определяющим чисто человеческие задатки — мышление и речь. Объективные условия дают возможность развиться человеческим задаткам посредством общения с людьми. Поскольку если изолировать ребенка после рождения от общества, у него будет характер, темперамент, способности и ряд других свойств личности, но личностью он не будет, так как будет развиваться вне человеческих отношений, человеческого общества.[16, 35c.]

Социализация

представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.

Социализацияосуществляется как система двух взаимодействующих факторов:

1) воздействие общества на личность в процессе воспитания, образования, общения с родителями, сверстниками, в процессе пользования средствами массовых источников информации;

2) собственная личная активность, проявляющаяся как в распредмечивании явлений и предметов, так и в опредмечивании их.

Действительно, социальный индивид не получает своего общественного содержания наследственно и вынужден приобретать его в онтогенезе и в ходе всей своей жизни.[4, 198c.] Условно процесс социализации имеет три периода:

— первичная социализация, или социализация ребенка;

— промежуточная социализация, или социализация подростка;

— устойчивая, целостная социализация, то есть социализация взрослого, сложившегося в основном человека.

Являясь важным фактором, воздействующим на механизмы формирования личности, социализация предполагает развитие в человеке его социально-обусловленных свойств (убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы, желания).

Воспитание

так же выступает важным фактором в развитии личности. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание — это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:

— диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;

— организация учебно-воспитательной деятельности детей;

— использование положительных факторов в развитии качеств личности;

— содержания воспитания, средств и условий социальной среды;

— воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;

— формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

Итак, личность всегда живет и действует в составе определенной нации, класса, социальной группы, коллектива и разделяет с другими материальные и культурные условия жизни и, что вполне естественно, психологию социальной группы, в состав которой она входит. Это обстоятельство определяет особенное в психическом облике личности (национальные черты характера, потребности, интересы, отношение к различным сторонам социальной жизни).

Психологический момент

формирования личности обусловлен микросредой — частью среды и теми условиями, в которых человек живет непосредственно (например, семья). Микросреда объективно влияет на психический облик человека. Как следствие этого влияния, обнаруживаются индивидуально неповторимые черты, отражающие конкретный жизненный путь отдельной личности.[18 ,111c.]

Рассмотрение вопроса о влиянии объективных условий на формирование личности будет неполным, если не отметить решающее значение в развитии человека социальной наследственности.

Каждая личность представляет в той или иной мере весь человеческий род; в ее человеческой, телесной организации воплощен итог развития не только рода человеческого, но и ближайших его предков. Общечеловеческая природная организация личности формировалась по законам биологии, а потому и выступает как общественно-детерминированная природа человека.[5, 59c.]

Человек наследует от предыдущих поколений орудия труда и опыт организации производства, материальные и духовные ценности, традиции и т. п. Овладевая всем этим, он приобщается к общечеловеческой и национальной культуре, становится способным к труду, творческому развитию оставленного ему наследства.

Что является определяющим условием приобщения человека к социальному опыту, заставляющим его становиться личностью?

К. Маркс, определяя сущность человека, пишет, что «она есть совокупность всех общественных отношений».[9, 25c.] Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и, прежде всего, отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных и духовных благ. Эти отношения являются основными и определяющими в вопросе приобщения человека к социальному опыту. Таким образом, речь идет о потребностях человека. Общеизвестно, что потребности лежат в основе человеческой деятельности. М. С. Каган назвал деятельность способом существования человека. Именно деятельность призвана обеспечить биологическую и социально-культурную жизнь человека.[4, 187c.] И именно в деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное.

Деятельность охватывает материально-практические, интеллектуальные, духовные операции, внешние и внутренние процессы общества в целом и личности в частности. Таким образом, деятельность

пронизывает объективные и субъективные факторы формирования личности, являясь одновременно и условием вышеназванных факторов. Поскольку основной функцией деятельности является обеспечение сохранения и непрерывного развития человеческого общества, сложнейшая совокупность различных конкретных форм, сплетающихся друг с другом самым причудливым образом, классифицируется в четыре основных вида:

1) Преобразовательная деятельность (труд) — все формы человеческой деятельности, которые ведут к изменению, реальному или идеальному, созданию того, чего прежде не существовало. Именно трудовая деятельность явилась определяющим условием становления человека. Развитие трудовой активности существенно изменило природную, биологическую организацию человека, повлекло за собой развитие новых качеств человека.

2) Познавательная деятельность (постижение сути объекта).

3) Ценностно-ориентировочная (специфическая форма отражения субъектом объекта; объективно-субъективная информация о ценностях, а не о сущностях).

4) Коммуникативная деятельность (общение) — социальная природа человека делает общение людей условием труда, познания и выработки системы ценностей. Общение — вид деятельности, опосредствующий три других, но ими же порождаемый и стимулируемый. [4, 250-257c.]

Процесс формирования личности осуществляется благодаря объединенности видов деятельности, когда каждый из перечисленных видов, являясь относительно самостоятельным, включает в себя три других. Посредством такой совокупности видов деятельности и действуют механизмы становления личности и ее совершенствования в ходе жизни человека.

Личность возникает в обществе. Человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида, личность ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к деятельности человека, как и его сознание, личность порождается деятельностью. Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к подлинному научному пониманию личности.[6, 91c]

Процесс формирования личности человека начинается с первых лет его жизни. И, как уже отмечалось, процессы трансформации личности осуществляются в деятельности, вернее, в сложнейшей совокупности различных ее форм. При этом определенному периоду человеческой жизни соответствует вид деятельности, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и в особенностях личности в данный период развития. С рождения до кончины вся жизнь человека изменяется в зависимости от ведущей деятельности, которая задана ему обществом и которую человек осваивает.

Подчеркивая значимость деятельности в механизмах формирования личности, выделим ведущий ее вид в различные возрастные периоды человека, опираясь на классификацию видов деятельности М. С. Кагана, а также отметим субъектно-объектный характер процессов становления и развития личности.

До года — младенчество. Ведущий вид деятельности — непосредственное эмоциональное общение. Определяющую роль в механизмах формирования личности играют объективные факторы, а именно — непосредственное окружение ребенка — микросреда.

От года до трех лет — раннее детство. Ведущий вид деятельности — предметно-манипулятивный, сочетающий в себе познавательный и коммуникативный виды деятельности. По-прежнему наиболее влиятельными остаются объективные условия — среда, которая, однако, уже не ограничивается лишь микросредой (семьей). Влияние среды на личность осуществляется преимущественно посредством воспитания. Именно в это время начинается период социализации, когда ребенок через общение с взрослыми уясняет для себя, что можно, что нельзя, что нужно, что должно. Благодаря предметно-манипулятивной деятельности ребенок овладевает общественно выработанными способами употребления предметов.

От трех до семи лет — дошкольник. Ведущий вид деятельности — игра. Это совершенно особый вид деятельности, прямо или косвенно связанный со всеми основными видами деятельности. Игра способствует овладению детьми способами практической и умственной деятельности, выработанными человечеством, усвоению нравственных норм взаимоотношений между людьми. Игра всегда развивается и совершенствуется под руководством взрослых, поэтому решающая роль объективных условий в формировании личности сохраняется. Однако намечающаяся и развивающаяся тенденция к самостоятельности создает условия для проявления субъективного фактора, о чем свидетельствует развитие сознания и самосознания. В этом возрастном периоде, а именно к 4—5 годам уже закладываются основные черты личности.

Семь — одиннадцать лет — младший школьник; двенадцать — пятнадцать лет — подросток. Ведущий вид деятельности — познавательная (учебная) и коммуникативная (общение). Влиятельны объективные условия формирования личности, реализующиеся посредством институтов семьи и школы через целенаправленную организацию систем развития, обучения и воспитания. Происходит дальнейшее формирование сознания и самосознания, что является мощным стимулом для вмешательства субъективных факторов в механизмы формирования личности. На первый план начинает выступать проблема самосовершенствования. Не последнюю роль в самопознании и самовоспитании человека играют общественные институты (в частности, школа), поскольку общество, в конечном счете, заинтересовано в человеке, ориентированном на собственное всестороннее развитие как самоцель.

Пятнадцать — восемнадцать лет — ранняя юность. Возраст гражданской зрелости, о чем свидетельствует готовность к труду, самообразованию, семейной жизни и способность к исследовательской деятельности. Ведущим видом выступает учебно-профессиональная деятельность как разновидность познавательной. Происходит обращение личности к общечеловеческим мотивам и ценностям. Человек серьезно задумывается о выборе профессии, сознательно формирует характер. К этому периоду относится начало самостоятельной трудовой деятельности. Определяющим в процессе формирования личности становятся субъективные условия.

Далее, без указания на конкретный возрастной период человека, обобщенно имеем в виду зрелость, соответствующую третьему периоду социализации. Образование закончено, профессия выбрана, место в жизни определено, уже сложилась сравнительно устойчивая и стройная система взглядов, умение владеть собой, чувствовать окружающую обстановку. Ведущая деятельность — преобразовательная. Возникает проблема самореализации, решение которой в основном зависит от самой личности — действующего существа, все глубже проникающего в действительность, познавая и, вместе с тем, переделывая ее. [4, 298c.] Самореализация личности, самосовершенствование и саморазвитие детерминированы, то есть обусловлены потребностями жизни и деятельности личности в обществе. Общественное и личное взаимно проникают друг в друга, составляя органическое единство. Развитие общества невозможно без роста требования к себе каждой личности и без самовоспитания, реализующего эти требования. Понятно, что самосовершенствование личности играет большую роль в жизни социума, во всестороннем развитии человека, максимально умеющего использовать объективные условия и субъективные силы.

Таким образом, формирование личности — сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Базисом личности является совокупность ее общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; а они реализуются ее деятельностью, точнее, совокупностью ее многообразных деятельностей.

Заключение

Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, то есть, определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих историю общества и ее собственного жизненного пути.

Итак, формирование личности – это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении (биологический фактор развития личности), другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. И в этом нам помогает окружающая среда. Это сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Базисом личности является совокупность ее общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; а они реализуются ее деятельностью, точнее, совокупностью ее многообразных деятельностей. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, внутренних и внешних, социальных и психологических.

Послесловие

Развитие личности – процесс трудный и противоречивый, протекающий всю жизнь. Остановка в развитии чревата деградацией и распадом личности.

Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Вначале его организуют родители и окружение ребенка, позже – сам человек и окружение.

Таким образом, формирование и развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и людьми. Однако для того, чтобы стать личностью, нужно научиться ставить границы между пониманием «себя» и «не себя». Что подразумевает:

  • участие в жизни общества, но не тотальное растворение в нем;
  • умение противостоять и сохранять индивидуальность.

В последнее время актуально говорить не только о созидательном элементе личности, но и творческом начале, под чем и подразумевается «быть творцом жизни».

До сих пор не поставлена точка в вопросе границ влияния биологического и социального в человеке при развитии личности. Продолжаются исследования генов. Ученые не исключают, что в будущем какие-то феномены, признанные приобретенными, будут фактически переведены в категорию наследственных.

Условия развития личности человека: моторика и развитие ребенка

Для духовного развития личности выделяют некоторые этапы — возрастные рамки, характерные для приобретения определённых качеств. Принято называть такие периоды «сензитивными». Опираясь на данные исследований, психологи могут определить соответствие ребёнка развитию его возраста или диагностировать задержку развития.

Так, для развития речи, оптимальным считается период 1-2 года, а интеллектуальное развитие наиболее активно происходит до 13 лет. В основе таких периодов — созревание нервной системы, головного мозга происходит непостоянно, а периодами. Всё в организме формируется постепенно и очень важную роль играет приобретаемый опыт.

Сейчас существуют специальные схемы работы для помощи детям, у которых наблюдаются отставания в развитии, основанные на комплексном применении лечения у невролога, занятий с психологом и логопедом. Как правило, речевое развитие связано с созреванием коры головного мозга и есть специальное методы по ускорению таких процессов (медикаменты, сенсорика, игры Монтессори).

При физическом отставании, часто бывает, что дети позже начинают ходить, также есть программы — массаж, плаванье, ЛФК. Очень важно отслеживать эти моменты и вовремя помогать детям всесторонне развиваться.

Качества

Устойчивость качеств — в результате развития личности, человек приобретает устойчивые и постоянные качества психики, однако сохраняется и пластичность. Сложность этих процессов сводится к тому, что человек приобретает черты характера и в то же время всегда существует возможность их изменения, улучшения при надлежащих обстоятельствах жизни. Благодаря пластичности нервной системы, возможно воспитание.

И к тому же компенсация происходит за счёт более сильных качеств личности. Так, например, есть дети, которые хватают знания на лету, сильно при этом не утруждаясь, а другие — добиваются результатов упорным трудом, что компенсирует более слабую память.

У каждого человека есть сильные и слабые стороны, причём сильные очень часто перекрывают действие слабых и позволяют успешно справляться с жизненными ситуациями.

Интеграция

Развитие личности происходит как слияние разных сфер — интеллект, духовное развитие, эмоциональная составляющая, духовность. В каждой сфере интегрируются свои свойства. Так, эмоциональная — чувства, интеллектуальная — разум. Со временем психика человека закаляется и крепнет, во взрослом возрасте человек спокойнее реагирует на жизненные трудности, при достаточном уровне развития. Кроме того, формируется мировоззрение и понимание жизненных процессов.

У человека на каждом этапе жизни есть доминирующая деятельность, которая оказывает большое значение на развитие личности.

В школьные годы мы учимся, приобретаем знания, навыки общения. Во взрослом возрасте учимся в процессе взаимодействия в семье, общения с любимыми людьми, а также рабочий коллектив и профессия накладывают свои отпечатки, формируется профессиональное развитие личности. Всё это способствует формированию психических качеств, особенностей личности.

условия развития личности человека

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]