Личность в социальной философии — Проблема личности в философии

Общественные отношения невозможны без индивидов, которые обладают определенным набором качеств характера, самосознания, интеллекта и психических особенностей. Любые черты, присущие человеку, делают его уникальным и неповторимым. Личность становится законченной и самоопределившейся по выбранному и занятому месту в социуме, именно из-за наличия различных черт. Разновидности личностей образуют социальные типы. Многочисленные исследования современных ученых определили разные мнения, подходы и теории при определении социальных типов. На основании проведенных работ, научно выделились основные личностные виды, каждый из которых является исключительным.

Типы личности

Описание понятия

Социальным типом называют совокупность личностных качеств индивида, который входит в общественную группу. Понятие возникло в результате исторических преобразований, политических, экономических, правовых и культурных событий, происходящих в жизни людей на протяжении многих поколений.

Выделяют несколько видовых личностных групп, каждая из которых выполняет собственную роль в социуме:

  • модальная – самая распространенная, часто встречающаяся, характеризует индивидов, постоянно изменяющих свою модель поведения (приспосабливающихся) на протяжении жизни, зависит от возраста;
  • идеальная – считается эталоном поведения человека в будущем, основывается на рациональности, взвешенности, интеллекте, преобладании только положительных черт характера, соблюдении нравственных и моральных качеств;
  • базисная – является основой, где происходят любые жизненные события, отвечает потребностям социума и государства, имеет модель поведения, устраивающую абсолютно всех людей.

Любая личность формируется на основании реальных событий, среды, окружения, времени, по ходу ее включения в общественную систему, освоения материальных и духовных областей. Большое значение в формировании понятия на ранних этапах взросления оказывает на человека семья. Именно опыт, навыки, воспитание, образование, способность к самосознанию и установка жизненных целей, полученных в семье формируют психотип, набор характерных черт, поведения и правила взаимодействия с другими индивидами.

Индивиды

Модальный тип личности

Если понятие базисной личности отлично подходит для исследования культурной среды первобытных общин и простых обществ, которые руководствуются простыми законами и правилами, то для современного социума, где сложно отследить определенные стандарты, за единицу исследования принимают модальную личность. Это понятие помогает определить, какой тип личности в обществе наиболее распространен, то есть встречается чаще всего.

Проще говоря, эта парадигма доказывает, что не все, даже не подавляющее большинство индивидов имеет одинаковую личностную структуру. Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому, изучая модальный тип, можно собрать некоторые данные и об отдельных индивидах.

примеры модальной личности

Характеристика понятия

В основе общественного существования социального типа стоит постановка индивидом определенных целей и задач, которые помогают ему установить контакт с окружающим социумом.

Характеристика социального типа как понятия, является следующей:

  1. Обладает знаниями, умениями, нуждается в связях и коммуникациях с другими индивидами.
  2. Стремится воспитывать, учить, подчиняться и делиться умными мыслями.
  3. Является гуманным, ответственным и справедливым.
  4. Способен привыкнуть и научиться жить в любых условиях.
  5. Важным качеством жизни считает активность и вербальные способности.
  6. При быстро принимаемых решениях опирается на чувства, эмоции и коммуникационный опыт.
  7. Старается профессионально развиваться.
  8. С готовностью участвует в общественных мероприятиях, событиях, не боится высказывать личное мнение по поводу процессов, касающихся социума и государства.
  9. Пользуется взаимопомощью, понимает нужды и настроения других людей.

Любой социальный тип всегда окружает семья, группы, организации, учреждения, институты, службы. Типы стремятся правильно построить свою жизнь, в которой есть место занятиям, режиму дня и хорошо организованному досугу.

Досуг

Социальные типы бывают активными и пассивными. Первые организуют мероприятия и события, а вторые участвуют, исполняют и принимают их. Типы выполняют социальную работу, добровольно участвуют в благотворительности, посещают собрания, придумывают различные интеллектуальные и состязательные группы, функционально влияющие на жизнедеятельность окружающей среды.

Индивид сочетает в себе различные личностные черты, объединяя в себе сразу несколько социальных типов. Например, жесткий, требовательный, дисциплинированный руководитель в своей семье является любящим отцом, внимательным мужем, с мягким отзывчивым характером. Или другой пример – собранный, ответственный, компетентный работник в домашней обстановке превращается в неряшливого, неаккуратного и безразличного человека.

Что такое «социальная философия»?

Социальная философия – это раздел науки, который отвечает на вопрос, что такое общество, и какое место определено в нем человеку, какие закономерности при этом прослеживаются, и как развивается социум с позиции системы. Эта наука оформилась еще в Древнем мире, но в разные эпохи получала несколько названий:

  • этика;
  • политическая философия;
  • философия истории.

Поэтому окончательно, как самостоятельная наука, выкристаллизовалась только в 19 веке, термин «социальная философия» первым ввел француз Огюст Кон. Если общество представляется связью между людьми в таких проявлениях, как деньги, язык, государство и семья, то основные вопросы, которые решает эта наука, формулируются, как:

  1. Взаимодействие общества и человека.
  2. Влияние личности на социум.

Функции социальной философии

Социальная философия всегда стремилась объяснить и понять совместную жизнь людей, представить полную картину о мире, обществе и личности. К этой науке прибегают, когда надо отыскать выход из кризиса, и нужны новые идеи. Ученые отмечают, что социальное бытие в философии сохраняет особо важную роль, поскольку тут рассматриваются и структура социума – семья, коллектив, личность, и политические, духовные, материальные аспекты, характерные для страны в целом.

Социальная роль философии определяется пятью функциями:

  1. Познавательная
    . Изучает, как связаны общественное сознание и бытие.
  2. Диагностическая
    . Анализирует варианты развития общества.
  3. Прогностическая
    . Разрабатывает схемы будущих возможных противоречий и конфликтов в социуме.
  4. Образовательная
    . Предлагает темы для изучения ученым и студентам.
  5. Проективная
    . Разрабатывает проекты изменения реальности в рамках интересов конкретной группы или нации.

индивидуалист

Типы социального характера

Психокультурные типы личности. Существующие в современном обществе много­образие вариантов сопряженности культуры и личности приводит к возникновению различ­ных психокультурных типов личности. В настоящее время существует несколько подходов к типологизации личности в контексте ее взаимодействия с социокультурным окружением. Очень влиятельным, в частности, является вариант типологизации личности, берущий свое начало из классических работ выдающегося швейцарского психоаналитика К.Г. Юнга. Он считал, что потенциальным центром личности является архетип «самость», проявляющий свои констутивные черты в процессе личностной идентификации индивида. Однако вопло­щение самости как ядра индивида происходит по-разному в зависимости от особенностей,

33 выделенных Юнгом двух основных типов личности. Первый из них — экстравертированная личность, открытая для окружающих и общительная, ее психическая энергия ориентирована наружу, на социальные взаимодействия с другими людьми. Второй тип — интровертирован-ная личность, психоэнергетика которой опрокинута вовнутрь, ей свойственны застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий.

Опираясь на классификацию типов личности, осуществленную еще в 1923 г. Юнгом, и на разработанный на основе этой классификации К.Бригои и И. Маером индикатор типов личности, американские специалисты в области социальной психологии О.Крегер и Дж. Тьюсон выделили 16 психотипов личности, знание которыхпомогает разрешать межлично­стные проблемы, возникающие в мененджменте, политике, любви, культуре и других сферах деятельности. Типологические особенности людей, считают Крегер и Тьюсон, можно рас­пределить по четырем основным парам противостоящих предпочтений:

— экстравертный — интровертный;

— сенсорный — интуитивный;

— мыслительный — чувствующий;

— решающий — воспринимающий.

Для экстраверта

характерны внешние проявления энергии, общительность, активное взаимодействие с другими людьми, широта связей с ними, активное расходование психиче­ской энергии, импульсивность в чувствах, выражениях и поступках.

В противоположность этому интроверты отличаются замкнутостью, сосредоточенно­стью, внутренней глубиной и интенсивностью переживаний и чувств, ограниченными связя­ми с окружающими, преимущественно внутренней реакцией на происходящие события, за­думчивостью, сохранением психической энергии, умением отгородиться от разговоров и те­лефонных звонков, сконцентрировать свое внимание на какой-то проблеме.

Социокультурные типы личности. С точки зрения особенностей включения людей не только в культурную, но и более обширную социальную, экономическую, политическую, бытовую сферу их деятельности, культурология конструирует иную типологию социокуль­турных типов личности. Наиболее распространенным из них является специфический тип личности — модальный. Этот термин употребляется для обозначения наиболее часто встре­чающегося в обществе на определенным этапе его развития типа личности, воплощающего в себе как бы в усредненном и концентрированном виде наиболее характерные личностные характеристики индивидов, формируемые господствующими в этом обществе типами куль­туры, мировоззрения, общественных оценок, социально-экономических условий. Например, в Советском Союзе в годы первых пятилеток модальным типом личности можно было объе­динить так называемых «выдвиженцев» — людей, которых выдвигали на руководящие долж-

34 ности или направляли на учебу на рабфаки и в вузы «от станка», «с колхозных полей», чтобы сформировать преданный советской власти социальный слой управленцев и специалистов. Модальный тип личности имеется в виду, когда говорят «о среднем» американце, «типич­ном» японце или украинце.

Наряду с модальным, реально господствующим или превалирующем в обществе, су­ществует так называемый базисный тип личности. Характеристика данного типа личности предполагает получение ответа на вопрос: каким критериям должен отвечать индивид, чтобы его деятельностный личностный потенциал с наибольшим эффектом реализовался в соци­ально зрелом и активном субъекте исторического процесса на определенном этапе социаль­но-экономического, политического и социокультурного развития общества. Базисный тип личности — это характеристика человека, у которого через обширную сеть микроотношений с различными людьми, предметами, общностями, событиями просвечивает вполне опреде­ленная конфигурация глубоконравственных макроотношений к отечеству, к труду, к людям, природе, культуре, человечеству и его движению к лучшему будущему. Это своего рода эта­лон, к соответствию с которым должен стремиться сознательный и активный гражданин страны, не забывающий и о судьбах человечества. И если эти отношения в содержательной части соответствуют национальным интересам своей страны и общечеловеческим ценностям и постоянно влияют на цели, которые ставит перед собой человек и которые побуждают его быть постоянно активным в достижении своих целей, значит, данный индивид будет соот­ветствовать характерологическим особенностям базисного типа личности. Показателями ре­ального воплощения этих характерологических особенностей в жизнедеятельности отдель­ных личностей и их групп будут нравственный калибр их поступков и характер последствий этих поступков как непосредственно для данного индивида, так и для общества в узловых точках его жизненного пути. Такие точки неизбежно возникают у каждого человека при окончании школы или вуза, при выборе спутника жизни, при назначении на престижную должность или высокий пост или при неожиданном смещении, а особенно в экстремальной ситуации.

В социологии и социальной психологии обычно выделяется специфический тип лич­ности, называемый маргинальным.

Впервые понятие «маргинальный человек» было введено известным американским социологом Р. Паком еще в конце 20-х гг. прошлого века при ис­следовании межэтнических конфликтов. Маргиналами он назвал тех людей, которые нахо­дятся как бы на границе между двумя или более социальными группами, но не принимаются ни одной из них в качестве полноправных участников. Основные признаки маргинального типа личности таковы: серьезные сомнения в своей личностной ценности; неопределенность связей со своим ближайшим окружением, в частности с друзьями, и постоянная боязнь быть

35 отвергнутым; тенденция охотнее избегать неопределенных ситуаций, чем рисковать униже­нием; болезненная застенчивость в присутствии других, в первую очередь незнакомых лю­дей; одиночество и чрезмерная мнительность; излишнее беспокойство о будущем и боязнь любого рискованного действия; неспособность наслаждаться в полную меру и уверенность в том, что окружающие обращаются с ним несправедливо. Лица маргинального типа обычно сталкиваются с трудностями при формировании морального выбора. Они обычно убеждены, что как бы они ни поступили, какой бы выбор действий ни осуществили, кто-то будет ими недоволен. В крайних случаях маргиналы могут дойти до такой степени отчуждения от са­мих себя, за которой наступает социальная деградация личности, ее деперсонализация. Осо­бенно характерны такие ситуации в обществах, переживающих сложные перипетии социаль­но-экономических и социокультурных трансформаций.

Вместе с тем, социологические исследования позволили установить, что маргиналь­ные личности, менее привязанные к одной-единственной системе ценностей и привыкшие учитывать и принимать различные возможные решения и ориентации, оказываются в со­стоянии осуществить менее стандартную, более творческую деятельность. В таком случае способны возглавлять этнические и политические движения, стать видными деятелями куль­туры. Наиболее характерными примером здесь может служить очень различная по содержа­нию и направленности деятельность таких радикально отличающихся друг от друга лично­стей, выросших среди маргиналов, как М. Горький, с одной стороны, А. Гитлер и Б. Муссо­лини — с другой.

В последнее время мы слышим словосочетание «новые русские», за которым прогля­дывает действительно новый социальный тип личности, складывающийся в современном обществе. Этот тип личности характеризуется высокой социальной активностью и предпри­имчивостью, не очень строгим (с точки зрения морали) отбором средств и путей, приводя­щих к успеху, прежде всего, к высокой прибыли. Он не очень отягощен приверженностью к высоким духовным ценностям, но очень цепок, живуч и социально устойчив в различных жизненных ситуациях, в том числе кризисных и конфликтных.

Глубокая трансформация всех систем и структур постсоветского общества — экономи­ческих, социальных, политических, культурных, этнонациональных, профессиональных и др. — требуют формирования нового типа личности — демократического.

Этот тип характерен приоритетным значением прав и свобод личности; активностью и глубокой осознанностью социальной позиции; высокими нравственными критериями оценки деятельности как своей, так и других людей, их групп, партий, движений и т.п.; высокой целеустремленностью; со­циальной ответственностью в своих ценностных ориентациях и повседневной деятельности; способностью к творческому самовыражению.

36 В зависимости от глубины и силы влияния культуры можно разделить людей на две большие группы. Первую составляют те, кто целиком или в большей мере зависят от обстоя­тельств и других людей. Они вечно утверждают, что обстоятельства сильнее их, что сло­жившаяся ситуация не дает им возможности достичь желаемого успеха (в учебе, работе, по­литике, спорте и т.д.); что им мешают другие, блокирующие их действия, направленные на достижение цели или решение поставленной задачи. Вторую группу составляют такие лич­ности, которые всегда уверены в себе, готовы приложить максимум усилий, чтобы изменить обстоятельства к лучшему, активно преодолевают любые препятствия на пути к цели, а трудности не ослабляют их воли, а, напротив, мобилизуют и волю, и разум, и имеющиеся средства для успешного решения задачи. Действия первого типа личности — назовем ее лич­ностью реактивного типа — развертываются чаще всего по схеме; стимул — реакция». Такие люди находятся в большой зависимости от окружающей природной и социальной среды. Второй тип личности характеризуется прямо противоположными социальными качествами и установками. В поведении такой личности между стимулом и реакцией появляется большее количество промежуточных звеньев, существует свобода выбора. Именно свобода выбора и активные действия по реализации этого выбора превращают человека в активного субъекта жизнедеятельности, способного изменить обстоятельства, в большей или меньшей степени повлиять на окружающих людей, действовать целеустремленно и эффективно. А это означа­ет, что у такой личности между стимулом и реакцией появляются еще и такие звенья, как способность к анализу ситуации и к самоанализу, воображение, совесть, независимая воля, активное ценностно-ориенторованное (действие во имя ценностей совести, чести, достоинст­ва, ответственности и т.п.) и целерациональное действие (активное действие по достижению поставленной цели, рационально осмысленное и сопровождаемое выбором эффективных средств, адекватных цели и достаточных для того, чтобы достичь ее). Личность такого типа -назовем ее проактивной — всегда действует активно и целеустремленно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]