Личность в социальной философии — Проблема личности в философии

Общественные отношения невозможны без индивидов, которые обладают определенным набором качеств характера, самосознания, интеллекта и психических особенностей. Любые черты, присущие человеку, делают его уникальным и неповторимым. Личность становится законченной и самоопределившейся по выбранному и занятому месту в социуме, именно из-за наличия различных черт. Разновидности личностей образуют социальные типы. Многочисленные исследования современных ученых определили разные мнения, подходы и теории при определении социальных типов. На основании проведенных работ, научно выделились основные личностные виды, каждый из которых является исключительным.

Описание понятия

Социальным типом называют совокупность личностных качеств индивида, который входит в общественную группу. Понятие возникло в результате исторических преобразований, политических, экономических, правовых и культурных событий, происходящих в жизни людей на протяжении многих поколений.

Выделяют несколько видовых личностных групп, каждая из которых выполняет собственную роль в социуме:

  • модальная – самая распространенная, часто встречающаяся, характеризует индивидов, постоянно изменяющих свою модель поведения (приспосабливающихся) на протяжении жизни, зависит от возраста;
  • идеальная – считается эталоном поведения человека в будущем, основывается на рациональности, взвешенности, интеллекте, преобладании только положительных черт характера, соблюдении нравственных и моральных качеств;
  • базисная – является основой, где происходят любые жизненные события, отвечает потребностям социума и государства, имеет модель поведения, устраивающую абсолютно всех людей.

Любая личность формируется на основании реальных событий, среды, окружения, времени, по ходу ее включения в общественную систему, освоения материальных и духовных областей. Большое значение в формировании понятия на ранних этапах взросления оказывает на человека семья. Именно опыт, навыки, воспитание, образование, способность к самосознанию и установка жизненных целей, полученных в семье формируют психотип, набор характерных черт, поведения и правила взаимодействия с другими индивидами.

Модальный тип личности

Если понятие базисной личности отлично подходит для исследования культурной среды первобытных общин и простых обществ, которые руководствуются простыми законами и правилами, то для современного социума, где сложно отследить определенные стандарты, за единицу исследования принимают модальную личность. Это понятие помогает определить, какой тип личности в обществе наиболее распространен, то есть встречается чаще всего.

Проще говоря, эта парадигма доказывает, что не все, даже не подавляющее большинство индивидов имеет одинаковую личностную структуру. Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому, изучая модальный тип, можно собрать некоторые данные и об отдельных индивидах.

Характеристика понятия

В основе общественного существования социального типа стоит постановка индивидом определенных целей и задач, которые помогают ему установить контакт с окружающим социумом.

Характеристика социального типа как понятия, является следующей:

  1. Обладает знаниями, умениями, нуждается в связях и коммуникациях с другими индивидами.
  2. Стремится воспитывать, учить, подчиняться и делиться умными мыслями.
  3. Является гуманным, ответственным и справедливым.
  4. Способен привыкнуть и научиться жить в любых условиях.
  5. Важным качеством жизни считает активность и вербальные способности.
  6. При быстро принимаемых решениях опирается на чувства, эмоции и коммуникационный опыт.
  7. Старается профессионально развиваться.
  8. С готовностью участвует в общественных мероприятиях, событиях, не боится высказывать личное мнение по поводу процессов, касающихся социума и государства.
  9. Пользуется взаимопомощью, понимает нужды и настроения других людей.

Любой социальный тип всегда окружает семья, группы, организации, учреждения, институты, службы. Типы стремятся правильно построить свою жизнь, в которой есть место занятиям, режиму дня и хорошо организованному досугу.

Социальные типы бывают активными и пассивными. Первые организуют мероприятия и события, а вторые участвуют, исполняют и принимают их. Типы выполняют социальную работу, добровольно участвуют в благотворительности, посещают собрания, придумывают различные интеллектуальные и состязательные группы, функционально влияющие на жизнедеятельность окружающей среды.

Индивид сочетает в себе различные личностные черты, объединяя в себе сразу несколько социальных типов. Например, жесткий, требовательный, дисциплинированный руководитель в своей семье является любящим отцом, внимательным мужем, с мягким отзывчивым характером. Или другой пример – собранный, ответственный, компетентный работник в домашней обстановке превращается в неряшливого, неаккуратного и безразличного человека.

Что такое «социальная философия»?

Социальная философия – это раздел науки, который отвечает на вопрос, что такое общество, и какое место определено в нем человеку, какие закономерности при этом прослеживаются, и как развивается социум с позиции системы. Эта наука оформилась еще в Древнем мире, но в разные эпохи получала несколько названий:

  • этика;
  • политическая философия;
  • философия истории.

Поэтому окончательно, как самостоятельная наука, выкристаллизовалась только в 19 веке, термин «социальная философия» первым ввел француз Огюст Кон. Если общество представляется связью между людьми в таких проявлениях, как деньги, язык, государство и семья, то основные вопросы, которые решает эта наука, формулируются, как:

  1. Взаимодействие общества и человека.
  2. Влияние личности на социум.

Функции социальной философии

Социальная философия всегда стремилась объяснить и понять совместную жизнь людей, представить полную картину о мире, обществе и личности. К этой науке прибегают, когда надо отыскать выход из кризиса, и нужны новые идеи. Ученые отмечают, что социальное бытие в философии сохраняет особо важную роль, поскольку тут рассматриваются и структура социума – семья, коллектив, личность, и политические, духовные, материальные аспекты, характерные для страны в целом.

Социальная роль философии определяется пятью функциями:

  1. Познавательная
    . Изучает, как связаны общественное сознание и бытие.
  2. Диагностическая
    . Анализирует варианты развития общества.
  3. Прогностическая
    . Разрабатывает схемы будущих возможных противоречий и конфликтов в социуме.
  4. Образовательная
    . Предлагает темы для изучения ученым и студентам.
  5. Проективная
    . Разрабатывает проекты изменения реальности в рамках интересов конкретной группы или нации.

Типы социального характера

Психокультурные типы личности. Существующие в современном обществе много­образие вариантов сопряженности культуры и личности приводит к возникновению различ­ных психокультурных типов личности. В настоящее время существует несколько подходов к типологизации личности в контексте ее взаимодействия с социокультурным окружением. Очень влиятельным, в частности, является вариант типологизации личности, берущий свое начало из классических работ выдающегося швейцарского психоаналитика К.Г. Юнга. Он считал, что потенциальным центром личности является архетип «самость», проявляющий свои констутивные черты в процессе личностной идентификации индивида. Однако вопло­щение самости как ядра индивида происходит по-разному в зависимости от особенностей,

33 выделенных Юнгом двух основных типов личности. Первый из них — экстравертированная личность, открытая для окружающих и общительная, ее психическая энергия ориентирована наружу, на социальные взаимодействия с другими людьми. Второй тип — интровертирован-ная личность, психоэнергетика которой опрокинута вовнутрь, ей свойственны застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий.

Опираясь на классификацию типов личности, осуществленную еще в 1923 г. Юнгом, и на разработанный на основе этой классификации К.Бригои и И. Маером индикатор типов личности, американские специалисты в области социальной психологии О.Крегер и Дж. Тьюсон выделили 16 психотипов личности, знание которыхпомогает разрешать межлично­стные проблемы, возникающие в мененджменте, политике, любви, культуре и других сферах деятельности. Типологические особенности людей, считают Крегер и Тьюсон, можно рас­пределить по четырем основным парам противостоящих предпочтений:

— экстравертный — интровертный;

— сенсорный — интуитивный;

— мыслительный — чувствующий;

— решающий — воспринимающий.

Для экстраверта

характерны внешние проявления энергии, общительность, активное взаимодействие с другими людьми, широта связей с ними, активное расходование психиче­ской энергии, импульсивность в чувствах, выражениях и поступках.

В противоположность этому интроверты отличаются замкнутостью, сосредоточенно­стью, внутренней глубиной и интенсивностью переживаний и чувств, ограниченными связя­ми с окружающими, преимущественно внутренней реакцией на происходящие события, за­думчивостью, сохранением психической энергии, умением отгородиться от разговоров и те­лефонных звонков, сконцентрировать свое внимание на какой-то проблеме.

Социокультурные типы личности. С точки зрения особенностей включения людей не только в культурную, но и более обширную социальную, экономическую, политическую, бытовую сферу их деятельности, культурология конструирует иную типологию социокуль­турных типов личности. Наиболее распространенным из них является специфический тип личности — модальный. Этот термин употребляется для обозначения наиболее часто встре­чающегося в обществе на определенным этапе его развития типа личности, воплощающего в себе как бы в усредненном и концентрированном виде наиболее характерные личностные характеристики индивидов, формируемые господствующими в этом обществе типами куль­туры, мировоззрения, общественных оценок, социально-экономических условий. Например, в Советском Союзе в годы первых пятилеток модальным типом личности можно было объе­динить так называемых «выдвиженцев» — людей, которых выдвигали на руководящие долж-

34 ности или направляли на учебу на рабфаки и в вузы «от станка», «с колхозных полей», чтобы сформировать преданный советской власти социальный слой управленцев и специалистов. Модальный тип личности имеется в виду, когда говорят «о среднем» американце, «типич­ном» японце или украинце.

Наряду с модальным, реально господствующим или превалирующем в обществе, су­ществует так называемый базисный тип личности. Характеристика данного типа личности предполагает получение ответа на вопрос: каким критериям должен отвечать индивид, чтобы его деятельностный личностный потенциал с наибольшим эффектом реализовался в соци­ально зрелом и активном субъекте исторического процесса на определенном этапе социаль­но-экономического, политического и социокультурного развития общества. Базисный тип личности — это характеристика человека, у которого через обширную сеть микроотношений с различными людьми, предметами, общностями, событиями просвечивает вполне опреде­ленная конфигурация глубоконравственных макроотношений к отечеству, к труду, к людям, природе, культуре, человечеству и его движению к лучшему будущему. Это своего рода эта­лон, к соответствию с которым должен стремиться сознательный и активный гражданин страны, не забывающий и о судьбах человечества. И если эти отношения в содержательной части соответствуют национальным интересам своей страны и общечеловеческим ценностям и постоянно влияют на цели, которые ставит перед собой человек и которые побуждают его быть постоянно активным в достижении своих целей, значит, данный индивид будет соот­ветствовать характерологическим особенностям базисного типа личности. Показателями ре­ального воплощения этих характерологических особенностей в жизнедеятельности отдель­ных личностей и их групп будут нравственный калибр их поступков и характер последствий этих поступков как непосредственно для данного индивида, так и для общества в узловых точках его жизненного пути. Такие точки неизбежно возникают у каждого человека при окончании школы или вуза, при выборе спутника жизни, при назначении на престижную должность или высокий пост или при неожиданном смещении, а особенно в экстремальной ситуации.

В социологии и социальной психологии обычно выделяется специфический тип лич­ности, называемый маргинальным.

Впервые понятие «маргинальный человек» было введено известным американским социологом Р. Паком еще в конце 20-х гг. прошлого века при ис­следовании межэтнических конфликтов. Маргиналами он назвал тех людей, которые нахо­дятся как бы на границе между двумя или более социальными группами, но не принимаются ни одной из них в качестве полноправных участников. Основные признаки маргинального типа личности таковы: серьезные сомнения в своей личностной ценности; неопределенность связей со своим ближайшим окружением, в частности с друзьями, и постоянная боязнь быть

35 отвергнутым; тенденция охотнее избегать неопределенных ситуаций, чем рисковать униже­нием; болезненная застенчивость в присутствии других, в первую очередь незнакомых лю­дей; одиночество и чрезмерная мнительность; излишнее беспокойство о будущем и боязнь любого рискованного действия; неспособность наслаждаться в полную меру и уверенность в том, что окружающие обращаются с ним несправедливо. Лица маргинального типа обычно сталкиваются с трудностями при формировании морального выбора. Они обычно убеждены, что как бы они ни поступили, какой бы выбор действий ни осуществили, кто-то будет ими недоволен. В крайних случаях маргиналы могут дойти до такой степени отчуждения от са­мих себя, за которой наступает социальная деградация личности, ее деперсонализация. Осо­бенно характерны такие ситуации в обществах, переживающих сложные перипетии социаль­но-экономических и социокультурных трансформаций.

Вместе с тем, социологические исследования позволили установить, что маргиналь­ные личности, менее привязанные к одной-единственной системе ценностей и привыкшие учитывать и принимать различные возможные решения и ориентации, оказываются в со­стоянии осуществить менее стандартную, более творческую деятельность. В таком случае способны возглавлять этнические и политические движения, стать видными деятелями куль­туры. Наиболее характерными примером здесь может служить очень различная по содержа­нию и направленности деятельность таких радикально отличающихся друг от друга лично­стей, выросших среди маргиналов, как М. Горький, с одной стороны, А. Гитлер и Б. Муссо­лини — с другой.

В последнее время мы слышим словосочетание «новые русские», за которым прогля­дывает действительно новый социальный тип личности, складывающийся в современном обществе. Этот тип личности характеризуется высокой социальной активностью и предпри­имчивостью, не очень строгим (с точки зрения морали) отбором средств и путей, приводя­щих к успеху, прежде всего, к высокой прибыли. Он не очень отягощен приверженностью к высоким духовным ценностям, но очень цепок, живуч и социально устойчив в различных жизненных ситуациях, в том числе кризисных и конфликтных.

Глубокая трансформация всех систем и структур постсоветского общества — экономи­ческих, социальных, политических, культурных, этнонациональных, профессиональных и др. — требуют формирования нового типа личности — демократического.

Этот тип характерен приоритетным значением прав и свобод личности; активностью и глубокой осознанностью социальной позиции; высокими нравственными критериями оценки деятельности как своей, так и других людей, их групп, партий, движений и т.п.; высокой целеустремленностью; со­циальной ответственностью в своих ценностных ориентациях и повседневной деятельности; способностью к творческому самовыражению.

36 В зависимости от глубины и силы влияния культуры можно разделить людей на две большие группы. Первую составляют те, кто целиком или в большей мере зависят от обстоя­тельств и других людей. Они вечно утверждают, что обстоятельства сильнее их, что сло­жившаяся ситуация не дает им возможности достичь желаемого успеха (в учебе, работе, по­литике, спорте и т.д.); что им мешают другие, блокирующие их действия, направленные на достижение цели или решение поставленной задачи. Вторую группу составляют такие лич­ности, которые всегда уверены в себе, готовы приложить максимум усилий, чтобы изменить обстоятельства к лучшему, активно преодолевают любые препятствия на пути к цели, а трудности не ослабляют их воли, а, напротив, мобилизуют и волю, и разум, и имеющиеся средства для успешного решения задачи. Действия первого типа личности — назовем ее лич­ностью реактивного типа — развертываются чаще всего по схеме; стимул — реакция». Такие люди находятся в большой зависимости от окружающей природной и социальной среды. Второй тип личности характеризуется прямо противоположными социальными качествами и установками. В поведении такой личности между стимулом и реакцией появляется большее количество промежуточных звеньев, существует свобода выбора. Именно свобода выбора и активные действия по реализации этого выбора превращают человека в активного субъекта жизнедеятельности, способного изменить обстоятельства, в большей или меньшей степени повлиять на окружающих людей, действовать целеустремленно и эффективно. А это означа­ет, что у такой личности между стимулом и реакцией появляются еще и такие звенья, как способность к анализу ситуации и к самоанализу, воображение, совесть, независимая воля, активное ценностно-ориенторованное (действие во имя ценностей совести, чести, достоинст­ва, ответственности и т.п.) и целерациональное действие (активное действие по достижению поставленной цели, рационально осмысленное и сопровождаемое выбором эффективных средств, адекватных цели и достаточных для того, чтобы достичь ее). Личность такого типа -назовем ее проактивной — всегда действует активно и целеустремленно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]