В защитных процессах участвуют все психические функции, но каждый раз одна из них может доминировать и брать на себя основную часть работы по преобразованию травмирующей информации. Это могут быть восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции. В данной публикации мы попытаемся рассмотреть способы психологической защиты личности, которые наиболее значимы для ее позитивного взаимодействия в социальных группах.
Будучи существом социальным, сознательным и самостоятельным, человек способен разрешать внутренние и внешние конфликты, бороться с тревогой и напряжением не только автоматично (бессознательно), но и руководствуясь специально сформулированной программой.
В защитных процессах участвуют все психические функции, но каждый раз одна из них может доминировать и брать на себя основную часть работы по преобразованию травмирующей информации. Это могут быть восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции.
В данной публикации мы попытаемся рассмотреть способы психологической защиты личности, которые наиболее значимы для ее позитивного взаимодействия в социальных группах. Вот классификация основных способов психологической защиты.
Отрицание
Это стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе.
Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы. Он не допускает туда нежелательную информацию, которая при этом необратимо теряется для человека и впоследствии не может быть восстановлена. Таким образом, отрицание приводит к тому, что некоторая информация ни сразу, ни впоследствии не может дойти до сознания.
При отрицании человек становится особенно невнимательным к тем сферам жизни и граням событий, которые чреваты для него неприятностями. Например, руководитель может долго и эмоционально критиковать своего сотрудника и вдруг с возмущением обнаружить, что он давно уже «отключился» и ровным счетом «никак» на нравоучения не реагирует.
Отрицание может позволить человеку и превентивно (с опережением) отгородиться от травмирующих событий. Таким образом действует, например, страх перед неудачей, когда человек стремится не оказаться в ситуации, в которой он может потерпеть поражение. У многих людей это проявляется в избегании соревнований или в отказе от занятий, в которых человек не силен, особенно по сравнению с другими.
Стимул для запуска отрицания может быть не только внешним, но и внутренним, когда человек старается о чем-то не думать, отогнать мысли о неприятном. Если в чем-то никак нельзя признаться себе самому, то наилучшим выходом остается, по возможности, не заглядывать в этот страшный и темный угол. Нередко, сделав что-то не вовремя или не так, как надо, а ничего исправить уже нельзя, «защита» заставляет человека игнорировать опасную ситуацию, вести себя так, как будто ничего особенного не происходит.
Обобщенная оценка опасности информации производится при ее предварительном целостном восприятии и грубой эмоциональной оценке как «назревания чего-то нежелательного». Подобная оценка приводит к ослаблению внимания, когда детальная информация об этом опасном событии полностью исключается из последующей переработки. Внешне человек либо отгораживается от новых сведений («Это есть, но не для меня»), либо не замечает, считая, что их нет. Поэтому многие люди, прежде чем начать смотреть фильм или читать новую книжку, задают вопрос: «А какой там конец, хороший или плохой?».
Утверждение «я верю» обозначает некоторое особое состояние психики, при котором все, что входит в конфликт с предметом веры, имеет тенденцию к отрицанию. Искренняя и достаточно сильная вера организует такое отношение ко всей поступающей информации, когда человек, сам того не подозревая, подвергает ее тщательной предварительной сортировке, отбирая только то, что служит сохранению веры.
Вера имеет тенденцию к значительно большей универсальности и категоричности, чем понимание. Когда вера во что-то уже есть, для новой нет места. Человек отвергает новые идеи, часто и не пытаясь дать такому своему поведению рациональное объяснение. Любое покушение на объект почитания вызывает такую же реакцию со стороны личности, как если бы речь шла о покушении на ее жизнь.
Виды психологических защит: 14 незрелых и 2 высших
На данный момент нет чёткого общепринятого списка психологических защитных механизмов, разные психотерапевты, психотерапевтические школы трактуют по-разному, но есть несколько базовых, в отношении которых достигнут некоторый консенсус. Большая часть, так называемых примитивных (незрелых), они называются так, потому что формируются очень рано, и редко осознаются человеком, все они как бы скрывают, маскируют или искажают часть реальности.
Используя их человек бессознательно отказывается взглянуть правде в глаза, а значит, всегда воспринимает ситуацию искажённой и действует не слишком адаптивно. Эти защитные механизмы, конечно, очень важны для поддержания гомеостаза психики, но они же мешают изменениям, в том числе при работе с психологом.
В первую очередь благодаря им мы не можем резко меняться неважно в хорошую или в плохую сторону. Если человек изменился резко, то он либо сошёл сума, либо изменения копились внутри личности очень долго, и в один прекрасный момент они проявились.
1. Вытеснение
Этот вид заставляет человека «забыть» негативные события, связанные с его действиями или с другими людьми, крайне отрицательные чувства, возможно, какие-то потери, травмирующие мысли или воспоминания. На этот механизм психика тратит огромные, просто колоссальные ресурсы, вследствие чего могут возникнуть всевозможные психические расстройства. Данный способ далеко не самый безопасный и надёжный, так как негативные воспоминания всё равно не исчезнут бесследно, а будут храниться в бессознательном и всплывать периодически, в виде тревоги, плохих снов, неприятных ощущениях.
2. Проекция
Механизм, при котором человек переносит свои не самые лучшие качества на другого. Чаще всего это качества, не одобряемые и не приемлемые обществом, вследствие чего сам человек их также не приемлет, и в себе конечно же видеть не хочет.
В чужом глазу соринку видим, в своём бревна не замечаем
3. Идентификация (Стокгольмский синдром)
Человек неосознанно копирует поведение, привычки своего идеала. Или другая картина, если рядом есть личность, которая намного сильнее, могущественнее или авторитетнее, то поначалу человек пытается ей противостоять, но когда понимает, что это бесполезно, то становится на сторону этого деспота. Женщина, которую периодически бьёт муж, постоянно его оправдывает тем, что это она виновата, у неё дурной и склочный характер и она вечно лезет «на рожон».
Данный механизм помогает человеку адаптироваться в безвыходной (объективно или субъективно) ситуации. Психологически легче присоединиться к сильному агрессору, чем осознать себя жалкой, ни на что не способной жертвой. Ведь осознание данного факта должно или привести в отчаяние, чего психика может не выдержать или побудить к действию (бунт, разрыв отношений, попытка побега и т.д.) к чему истощённая психика также может быть не готова.
4. Всемогущий контроль
Сложный механизм. Бессознательно человек уверен в том , что может всё контролировать в этом мире, на нём вся ответственность за происходящее и если что-то пойдёт не по плану, он обвинит себя. Это обратная сторона беспомощности. Также закладывается в раннем детстве как ответ на тревогу из-за тотальной неспособности что-либо контролировать, и из-за невозможности отделить своё «Я» от этого мира. «Я хочу есть — мама меня кормит — я управляю мамой силой собственного желания».
У взрослых перерастает в веру в то, что можно управлять вселенной силой мысли, загадывать (создавать) своё будущее и т.д. У большинства адептов марафонов желаний, как правило, сильно работает данная защита.
5. Отрицание
Желание, стремление избежать неприятной или негативной информации. Отрицается печальный опыт, отказ от осознания дурных вестей. Этот механизм формируется ещё в детстве и защищает психику от травм. Очень часто это первая реакция на боль от потери.
- Человек пытается отрицать смерть близкого, отказывается принимать это событие.
- Женщина отказывается верить в измену мужа, даже если все факты налицо.
Отрицание очевидной реальности и правды. Очень полезно и работает как анестезия, когда человек слышит шокирующую информацию, позволяет психике постепенно адаптироваться к резким изменениям, но страшно, когда данный механизм не выключается, и, например, женщина, потерявшая детей, спустя годы продолжает верить, что они живы.
В чём отличие Отрицания от Вытеснения? При вытеснении ситуация была осознана и прожита, но в дальнейшем психика её как бы стёрла из памяти, при Отрицании же человек в принципе избегает осознания правды. Он не хочет говорить о травме, обсуждать, слушать, может физически закрывать уши и уходить, впадает в ступор, пытается жить — и в запущенных случаях — живёт так, как будто ничего не было.
Фильм, хорошо иллюстрирующий данную защиту —»Жить» Василия Сигарева
6. Изоляция
Человек испытывает какие-либо сложные чувства по поводу какой-либо ситуации, он не хочет их испытывать, ему некомфортно, неуютно, больно, и тогда он изолирует эти чувства, как бы не проживает их, осознаёт, но не чувствует.
- Женщина, пережившая насилие, рассказывает об этом спокойно без эмоций и истерик.
- Беременная женщина, у которой умер муж, откладывает истерики на потом, и спокойно занимается похоронами.
7. Реактивное образование
Защитный механизм нашей психики, при котором она преобразовывает негативное чувство в позитивное или наоборот. Мы довольно часто испытываем к одному и тому же объекту разнонаправленные чувства и вот если, по каким-то причинам, мы не можем выражать весь спектр чувств, психика переносит всё внимание на один из полюсов.
- Например, братьям запрещают драться и ругаться: «Вы же родные люди, вы должны любить друг друга» и тогда один из них или оба время от времени, для того чтобы хоть как-то проявить накопленный негатив так обнимают друг друга, что аж рёбра трещат. Или шутливо дают подзатыльник, с которого всё же начинается драка.
- Или мальчик-пятиклассник начинает замечать, что испытывает к однокласснице Оле какой-то сложный комплекс чувств, заподозрив, что влюбился, он сразу же обращает внимание на то, какие у неё отвратительные косички и мерзкий нос, и дёргает её за них (и за нос, и за косички) и дразнит, ведь если срочно не перенести всё внимание на негативные стороны Оли, одноклассники, чего доброго, засмеют. При этом он частично реализует свои положительные чувства через постоянный тактильный контакт и бурную обратную реакцию от Оли и её подружек.
8. Идеализация
Идеализирование какого-либо человека, представление его всемогущим защитником, сияющим совершенством. Главный и серьёзный минус этого способа — обесценивание этого же человека, если его дальнейшая идеализация просто невозможна.
При знакомстве девушка идеализирует, чаще всего бессознательно, своего молодого человека, считая его самым лучшим и приписывая ему самые замечательные качества. Однако, через некоторое время оказывается, что он не такой уж и прекрасный, и наша незрелая девушка впадает в другую крайность — примитивное обесценивание. Тогда приходится отправляться искать следующего, чтобы также его возвысить.
9. Интроекция
Этот вид защиты способен облегчить жизнь, освободив от ответственности, анализирования ситуаций и решения проблем. Человек безоговорочно принимает позицию других людей, доверяет авторитетному мнению чужого, копирует способы поведения, абсолютно не задумываясь, подходит ли это всё ему самому и соответствует ли его точке зрения и ценностям, в общем-то, собственной точки зрения у него нет.
Данный механизм абсолютно
необходим для выживания младенца, все дети без исключения принимают на веру всё, что им говорят родители, ведь те критически настроенные малыши, которые при крике родителя: «Беги» первым делом садились и начинали размышлять: «А стоит ли?» были съедены саблезубым тигром давным-давно, и гены свои не передали.
Но, всё это хорошо работает до поры до времени, и по ходу взросления, критическое мышление должно развиваться, а человек должен перерабатывать информацию, и пропускать её через призму полученных знаний и прожитого опыта, прежде чем присвоить.
10. Отыгрывание
Довольно сложный механизм, в ходе которого, человек пытается «отыграть» пугающую его ситуацию, сменив роль с пассивно-жертвенной на активно-инициирующую.
То есть бессознательно воспроизводит или провоцирует травмирующую ситуацию, пытаясь на этот раз, занять активную роль. Если провести опрос среди женщин лёгкого поведения, выяснится, что многие пережили насилие, и теперь, выбрав рискованную профессию, они как бы контролируют эту ситуацию.
Повторяющиеся несчастные случаи, «хождение по граблям», повторяющиеся болезни (не про ОРВИ речь) — часто это работа данного механизма.
Травма всегда требует разрешения и разрешается тем или иным способом. Если она не осознаётся, она будет искать выхода вовне самым причудливым способом, в том числе воспроизведением первоначальной ситуации, психика будет стремиться вернуться в точку отсчёта, чтобы закрыть вопрос.
11. Рационализация
Человек пытается объяснить свои неудачи или плохие поступки какой-либо рациональной причиной. Например, сделал что-то плохое, или подумал какую-нибудь гадость, или не получилось что-то сделать — принять эту гадкую черту в себе и признать, что да, вот такой я, могу быть плохим и думать плохое — сложно, и человек пытается как-то рационализировать, подвести под свои неблаговидные мысли или действия разумную основу.
Яркий пример — басня Крылова «Лисица и виноград», впрочем, у Крылова почти все басни об этом.
Или услышал человек о том, как маленькую девочку украли и убили, опять же принять, что такое в нашем мире случается, что происходят нелогичные страшные жуткие вещи с тем, кто этого не заслуживает, человеку немыслимо, и он начинает рационализировать. «Кто же ребёнка одного отпускает», «Кто же педофилов из тюрьмы выпускает» и вообще, возможно это матери наказание за прошлые грехи прилетело.
Рационализация помогает человеку смириться с фрустрирующей его ситуацией. Мы привыкли, что в большинстве случаев есть причина и следствие, и когда не можем сходу эту связь нащупать, или она объективно отсутствует, сами её придумываем, иногда, даже натянув сову на глобус.
Тут же корни всех теорий заговора.
12. Регрессия
В сложных и стрессовых ситуациях человек пытается защититься и спрятаться, используя для этого, порою, самые примитивные методы. В таких случаях реакции подобны поведению маленького ребёнка, который плачет, кричит, скандалит, отказываясь принять логику. К этому типу относится такие методы, как привычка постоянно грызть ногти, перебарщивать с табаком и спиртным или, например, кусать губы.
13. Поворот против себя
Довольно страшная защита и выглядит это пугающее. Человек не в силах справиться с напряжением и из-за неспособности вылить стресс вовне, обращает агрессию внутрь себя.
Самообвинение, самоуничижение, нанесение себе телесных повреждений, пьянство, наркомания, обжорство, рискованное сексуальное поведение, в крайнем случае — суицид — всё это проявления аутоагрессии (поворота против себя)
В норме человек избегает агрессии, направленной на себя, что от чужих, что от себя самого, так как это противоречит его основной, базовой установке — жить. Но, если по каким-то причинам негативный импульс, пришедший от объекта не может быть ему возвращён, а стрессовой ситуации невозможно избежать — человек может перенаправить негатив внутрь.
Дети из неблагополучных семей, убегающие, рано начинающие употреблять алкоголь и наркотики, ведущие себя вызывающее — это яркий пример «поворота против себя». Ребёнок не может направить агрессию на опекающего его взрослого — это или прямо запрещено, и за этим следует наказание, или внушено ему воспитанием.
В фильме Никиты Михалкова «12», есть прекрасный монолог Гармаша, в котором отлично проиллюстрировано, как это происходит.
14. Вымещение (Замещение)
Одна из психологических защит, работающая в случае невозможности отправить негатив по адресату. Человек замещает объект другим, не собой, как при аутоагрессии, а тем, на ком можно «злость сорвать». Примеры мы можем видеть буквально на каждом шагу, это даже как-то нормально обществом воспринимается.
- Начальник наорал на мужа, он сорвал злость на жене, она отшлёпала сына, а тот избил маленькую сестру или кота за хвост дёрнул.
- У бабушки маленькая пенсия и она хамит всем в маршрутке, и т.д.
Подавление
Защита, проявляющаяся в забывании, блокировании неприятной, нежелательной информации либо при ее переводе из восприятия в память, либо при выводе из памяти в сознание. Поскольку в этом случае информация уже является содержанием психики, так как была воспринята и пережита, она как бы снабжается специальными метками, которые позволяют затем удерживать ее.
Особенность подавления состоит в том, что содержание переживаемой информации забывается, а ее эмоциональные, двигательные, вегетативные и психосоматические проявления могут сохраняться, проявляясь в навязчивых движениях и состояниях, ошибках, описках, оговорках. Эти симптомы в символической форме отражают связь между реальным поведением и подавляемой информацией. Для закрепления следов в долговременной памяти они должны быть особым образом эмоционально окрашены — маркированы.
Чтобы что-то вспомнить, человеку необходимо вернуться в то состояние, в котором он получил информацию. Если тогда он был разозлен или огорчен (например просьбой что-то сделать), то, чтобы вспомнить об этом, он должен вновь вернуться в это состояние. Поскольку ему не хочется вновь чувствовать себя так плохо, то он вряд ли вспомнит. Когда человек устраняет мысль о том, что он не хочет или не может что-то сделать, он говорит себе так: «Не так-то уж и нужно было», «Мне это неинтересно, я это не люблю», тем самым обнаруживая негативную эмоциональную маркировку.
Примеры компенсации
Самый простой и понятный пример компенсации связан, как бы это смешно ни звучало, с едой. Когда человек не употребляет какие-то определенные продукты, например, сидя на диете, организм требует заменить их чем-то другим, тем, где есть нужные ему полезные вещества. Так, если вы сильно хотите мороженого — вам не хватает кальция и триптофана. Получить их можно из куриного мяса, кролика или индейки. Непреодолимое желание съесть шоколадку говорит о дефиците магния. Восполнить его можно с помощью гречки, кедровых орешков, листьев салата.
Перейдем к примерам, связанным с людьми. Представьте худенького мальчика-подростка. Из-за его внешности над ним смеются. Но он не бросается в спортзал для того, чтобы подкачаться. Вместо этого он занимается тем, что у него получается лучше всего, — игрой в шахматы. И он обязательно достигнет успеха в этом направлении. Но физические недостатки все равно будут о себе напоминать, что в конечном итоге приведет к развитию неврозов.
Возьмем того же хиленького подростка. В прошлом примере речь шла о компенсации. Если включится гиперкомпенсация, он направит все свои силы на устранение недостатка, будет усиленно заниматься спортом, борьбой, чтобы потом отомстить тем, кто его дразнил и обижал.
Компенсация — это случаи, когда вместо того, чтобы наладить взаимоотношения с окружающими, человек заводит собаку. Домашний питомец — это, конечно, хорошо. Но если общаться только с ним, то со временем можно утратить навыки общения с людьми и так и остаться в одиночестве.
Еще один пример компенсации — карьера. Она заменяет и семью, и развлечения, и друзей. Отчасти в этом есть своя польза. Человек добивается успеха и признания в обществе. Но посмотрите с другой стороны. Со временем организм трудоголиков просто устает. Да и никакая работа и карьера не подарят ощущение настоящего счастья.
Вытеснение
В отличие от подавления, вытеснение связано не с выключением из сознания информации о случившемся в целом, а только с забыванием истинного, но неприемлемого для человека мотива поступка. (Мотив — это побуждение к конкретной деятельности).
Таким образом, забывается не само событие (действие, переживание, ситуация), а только его причина, первооснова. Забыв истинный мотив, человек заменяет его ложным, скрывая настоящий и от себя, и от окружающих. Ошибки припоминания, как следствие вытеснения, возникают из-за внутреннего протеста, изменяющего ход мыслей. Вытеснение считается самым эффективным защитным механизмом, поскольку оно способно справиться с такими мощными инстинктивными импульсами, с которыми не справляются другие формы защиты. Однако вытеснение требует постоянного расхода энергии, и эти затраты вызывают торможение других видов жизненной активности.
Вытеснение — это универсальное средство избежать внутреннего конфликта путем устранения из сознания социально нежелательных стремлений и влечений. Однако вытесненные и подавленные влечения дают о себе знать в невротических и психосоматических симптомах (например в фобиях и страхах).
Вытеснение считается примитивным и малоэффективным механизмом психологической защиты по следующим причинам:
- вытесненное все-таки прорывается в сознание;
- неразрешенный конфликт проявляется в высоком уровне тревожности и чувстве дискомфорта.
Вытеснение активизируется в случае возникновения желания, которое вступает в противоречие с другими желаниями индивида и несовместимо с этическими взглядами личности. Вследствие конфликта и внутренней борьбы мысль и представление (носитель несовместимого желания) вытесняются, устраняются из сознания и забываются.
Повышенная тревожность, возникающая в результате неполного вытеснения, таким образом, имеет функциональный смысл, поскольку может заставить человека либо по-новому попытаться воспринять и оценить травмирующую ситуацию, либо подключить другие защитные механизмы. Однако обычно следствием вытеснения является невроз — болезнь личности, не способной разрешить свой внутренний конфликт.
Рационализация
Это механизм защиты, связанный с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.
Суть рационализации — в отыскании «достойного» места для непонятного или недостойного побуждения либо поступка в имеющейся у человека системе внутренних ориентиров, ценностей без разрушения этой системы. С этой целью неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразуется и уже после этого осознается в измененном виде. При помощи рационализации человек легко «закрывает глаза» на расхождение между причиной и следствием, которое так заметно для внешнего наблюдателя.
Рационализация — это псевдорациональное объяснение человеком собственных стремлений, мотивов действий, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых угрожало бы потерей самоуважения. Самоутверждение, защита собственного «Я» — основной мотив актуализации этого механизма психологической защиты личности.
Наиболее яркие феномены рационализации получили названия «зеленый (кислый) виноград» и «сладкий лимон». Феномен «зеленый (кислый) виноград» (известный из басни Крылова «Лиса и виноград») — это своеобразное обесценивание недосягаемого объекта. Если невозможно достичь желаемой цели или завладеть желанным предметом, человек обесценивает их.
Рационализация актуализируется тогда, когда человек боится осознать ситуацию и стремится скрыть от себя тот факт, что в своих действиях он руководствовался социально нежелательными мотивами. Мотив, который лежит в основе рационализации, заключается в том чтобы объяснить поведение и, в то же время, защитить образ «Я».
Защитные механизмы личности
Впервые термин «защитный механизм» ввел Зигмунд Фрейд.
Функциональное значение психологических защит состоит в ослаблении тревоги, напряжения, беспокойства, фрустрации, обусловленных противоречием между импульсами бессознательного и требованиями внешней среды, возникающими в результате взаимодействия с окружающим. Психологическая защита выполняет функцию регуляции поведения человека, делая его более адаптивным, повышает приспособляемость, стабилизирует психику и нормализует состояние личности.
К основным защитным механизмам относятся: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание.
- Вытеснение.
Одним из главных и первичных механизмов является вытеснение, которое заключается в отбрасывании неприятных для нас событий, мыслей, переживаний. В результате человек перестает осознавать внутренние конфликты, а также не помнит травматических событий прошлого. Вытесненные импульсы не теряют своей активности в бессознательной сфере и предстают в виде сновидений, шуток, оговорок и т.п.
Вытеснение можно сравнить с плотиной, которую может прорвать — всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу. Психика затрачивает огромное количество энергии на их подавление.
- Проекция.
По своей значимости следующим механизмом является проекция – приписывание собственных социально нежелательных чувств, желаний, стремлений другим. Этот механизм психологической защиты дает возможность снять с себя ответственность за собственные черты характера и желания, которые кажутся неприемлемыми.
Например, необоснованная ревность может быть результатом работы механизма проекции. Защищаясь от собственного желания неверности, человек подозревает в измене своего партнера.
- Замещение.
В этом защитном механизме проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не осознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В этом примере истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта.
- Рационализация.
Рационализация как защитный процесс заключается в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Подобное необходимо для сохранения собственного положительного представления о себе. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу «зелен виноград». Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели.
- Реактивное образование.
Реактивное образование становится механизмом психологической защиты, когда человек демонстрирует действия, противоположные его подлинным переживаниям. В случае данной защитной реакции человек бессознательно проводит трансформацию одного психического состояния в другое (например, ненависть — в любовь, и наоборот).
Подобный факт имеет важное значение в оценке личности того или иного человека, ибо свидетельствует о том, что реальные действия человека могут являться лишь следствием завуалированного искажения его истинных желаний.
Например, чрезмерный гнев в иных случаях есть лишь бессознательная попытка завуалировать интерес и добродушие, а показная ненависть — является следствием любви, которая испугала человека, бессознательно решившего скрыть ее за попыткой открытого выплескивания негатива.
- Регрессия.
При регрессии человек возвращается к более ранним формам поведения. Регрессия позволяет приспособиться к травмирующей ситуации за счет неосознанного возвращения к привычным с детства формам поведения: плачу, капризам, эмоциональным просьбам и др. Мы на бессознательном уровне усвоили, что такие формы поведения гарантируют поддержку и безопасность.
Данный вид защиты особенно часто проявляется в ситуации болезни, когда взрослый человек начинает вести себя как ребенок. Регрессия дает возможность сбросить с себя бремя ответственности за происходящее: ведь в детстве за многое отвечали родители.
Злоупотребление регрессией приводит к отсутствию успешной жизненной стратегии, сложностям в отношениях с окружающими людьми и появлению психосоматических заболеваний.
- Сублимация.
Сублимация это бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом. Сублимация выражается в том, что человек, испытывающий какой-либо невротический конфликт, находит замещение внутренней тревожности переключением на другое занятие (творчество, рубка дров, уборка квартиры и проч.).
Этот механизм рассматривают как единственную конструктивную стратегию поведения в ситуации психологического дискомфорта.
Сублимация — это продуктивный защитный механизм, давший миру огромное количество произведений искусства.
- Отрицание
Этот защитный механизм позволяет игнорировать (отрицать) очевидные факты, защищая психику от травм. Это полный отказ от неприятной информации. Отрицание часто становится первой реакцией на боль потери или на наличие опасного заболевания.
Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание.
Отрицание реальности имеет место там и тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание).
Рассматривая механизмы психологической защиты личности, необходимо помнить следующее:
1) защитные механизмы проявляются на бессознательном уровне, т.е. человек не осознает, что использует механизмы защиты;
2) защитные механизмы не проявляются изолированно, т.е. личностью обычно используется 1-2 механизма защиты;
3) защитные механизмы охраняют человека от захлестывающей его тревоги, напряженности, предотвращают дезорганизацию поведения и помогают сохранить целостность личности.
4) осведомленность человека о существовании у него психологических защит помогает ему лучше понимать и принимать себя.
Если у Вас возникли вопросы, есть интерес к изучению своей личности, психологи медико-психологического отделения будут рады помочь Вам.
Список использованной литературы:
- Мельник С.Н., Психология личности
- С. А. Зелинский Защитные механизмы психики. Характеристики основных защит
- Чумакова Елена Викторовна «Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия»
- Белов В.Г., Бирюкова Г.М., Федоренко В.В. Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека.
- С.Л. Богомаз Психологическая защита личности: методология, механизмы, инструментарий.
Материал подготовила психолог Черных И.Д.,
медико-психологическое отделение.
Реактивные образования
Это замена нежелательных тенденций на прямо противоположные.
Например, преувеличенная любовь ребенка к матери или к отцу может быть результатом предотвращения социально нежелательного чувства — ненависти к родителям. Ребенок, который был агрессивным к родителям, развивает по отношению к ним исключительную нежность и беспокоится об их безопасности; ревность и агрессия трансформируются в бескорыстие и заботу о других.
Определенные социальные и внутриличностные запреты на проявление некоторых чувств (например, юноша боится проявлять свою симпатию к девушке) приводят к формированию противоположных тенденций — реактивных образований: симпатия превращается в антипатию, любовь — в ненависть и т. п.
Вот эта неадекватность, часто чрезмерность чувства, его подчеркнутость есть показатель реактивного образования. Если я проявляю такую же лавину чувств к начальнику, как и к родным и близким, то это сигнал того, что это чрезмерное отношение к начальнику в основе своей реактивно. Тут уместен вопрос: «Зачем я хочу так сильно симпатизировать руководителю и поддерживать его, какие негативные чувства скрыты за этим?»
Или обратная ситуация: «Зачем я смотрю так иронично и холодно на человека, которого я люблю? Зачем я демонстрирую дистанцию по отношению к нему (ней)?»
А зашита типа «сладкий лимон» — это преувеличение ценности того, что имеешь (по известному принципу — «лучше синица в руке, чем журавль в небе»).
Чаще всего рационализация достигается с помощью двух типичных вариантов рассуждения: 1) «зеленый виноград»; 2) «сладкий лимон». Первый из них основывается на занижении ценности поступка, который совершить не удалось, или результата, который не был достигнут.
Замещение
Это механизм психологической защиты от неприятной ситуации, в основе которого лежит перенос реакции с недоступного объекта на доступный или замена неприемлемого действия приемлемым. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью.
Замещение — это та защита, которую все люди (и взрослые, и дети) обязательно используют в повседневной жизни. Так, у многих людей часто нет возможности не только наказывать своих обидчиков за их проступки или несправедливое поведение, но и просто им противоречить. Поэтому в качестве «громоотвода» в ситуации злости могут выступать домашние животные, родители, дети и др.
Капризы, которые нельзя направить на руководителя (неприемлемый для этого объект), прекрасно могут быть направлены на других исполнителей как на объект, для этого вполне приемлемый («вот кто во всем виноват»). Иными словами, замещение — это перенос потребностей и желаний на другой, более доступный объект. В случае невозможности удовлетворить некую свою потребность с помощью одного предмета, человек может найти другой предмет (более доступный) для ее удовлетворения.
Итак, суть замещения состоит в переадресации реакции. Если при наличии какой-либо потребности желаемый путь для ее удовлетворения закрыт, активность человека ищет другой выход для достижения поставленной цели. Защита осуществляется через перенос возбуждения, неспособного найти нормальный выход, на другую исполнительную систему. Однако способность человека переориентировать свои поступки с лично недопустимых на допустимые или с социально неодобряемых на одобряемые ограничена. Ограничение определяется тем, что наибольшее удовлетворение от действия, которое замещает желаемое, возникает у человека тогда, когда согласуются мотивы этих действий.
Что такое механизмы психологической защиты
Защитные механизмы психики – это неосознаваемые реакции психики на разрушительное воздействие на нее. С помощью них человек помогает сам себе пережить неприятную или травмирующую ситуацию.
Концепцию об основных механизмах психологической защиты разработал З.Фрейд, он же назвал основные виды. Его дочь, А.Фрейд впоследствии продолжила список психологических защит, встречающихся у людей.
Ирония
В древнегреческом языке «ирония» означает «говорить ложь», «насмехаться», «притворяться». Ироник — это человек, «обманывающий с помощью слов».
Современное понимание двойственности характера иронии заключается в следующем:
- Ирония — выразительный прием, противоположный выражаемой идее. Говорю противоположное тому, что подразумеваю. По форме хвалю, по сути порицаю. И наоборот: по форме уничижаю, по сути возвеличиваю, хвалю, «поглаживаю». В иронии мое «да» всегда означает «нет», а за выражением «нет» маячит «да».
- Какой бы ни была благородной цель у иронии, например породить высокую идею, открыть глаза на что-то, в том числе на себя, все же эта идея в иронии утверждается отрицательными средствами.
- Несмотря на великодушие замыслов иронии или даже несмотря на ее бескорыстие, ирония дает самоудовлетворение.
- Человеку, пользующемуся иронией, приписывают черты тонкого ума, наблюдательность, медлительность, бездеятельность мудреца (не моментальная реактивность).
Как психическое состояние ирония — это измененный знак моего переживания ситуации с «минуса» на «плюс». Тревога сменилась уверенностью, враждебность — снисходительностью… Человек находится в состояниях, которые автономны относительно ситуации, другого человека, предмета: я уже скорее субъект, чем объект этих ситуаций, и потому у меня есть возможность управления этими состояниями.
Ирония как психический процесс превращает то, что для меня ужасно, страшно, непереносимо, враждебно, тревожно, в противоположное.
Сновидение
Это бессознательные действия «Я» в состоянии сна, которые могут сопровождаться эмоциональными переживаниями.
Сновидение можно рассматривать как особый вид замещения, посредством которого происходит перенос недоступного действия в иной план — из реального мира в мир сновидений. Подавляя комплекс недоступности, оно аккумулирует энергию в бессознательном, угрожая сознательному миру своим вторжением. Тайное покаяние, угрызения совести, подсознательные страхи приводят к их прорыву в сновидении.
Задача сновидения — выразить сложные чувства в картинках и дать человеку возможность их пережить, осуществив тем самым замещение реальных ситуаций. Однако прямо чувства изображены быть не могут. Зрительно представимо только действие, отображающее это чувство. Невозможно изобразить страх, но можно изобразить такое выражение страха, как бегство. Затруднительно показать чувство любви, но демонстрация сближения и ласки вполне достижима. Поэтому замещающим характером в сновидении обладают действия, разворачивающиеся в его сюжете.
С точки зрения психологии, сновидение представляет собой сообщение или отражение ситуаций, с которыми сталкивается человек, его историю, обстоятельства жизни, присущие ему способы и формы поведения, практические результаты, к которым привел совершаемый им выбор. Во сне находят отражение ошибки поведения человека не только по отношению к самому себе, но и к окружающим, в том числе любая органическая недостаточность с точки зрения физического здоровья.
Психическая деятельность непрерывна, поэтому процесс генерирования образов при сновидении не прекращается.
Сон может фокусировать внимание:
- на текущей ситуации или проблеме (фотографический снимок реальности);
- на причинах возникновения проблемы;
- на путях выхода из проблемы (ее разрешение).
Сны позволяют вывести наружу страсти, во сне могут наступить высвобождение, очищение, разрядка до предела выходящих из-под контроля эмоций, во сне можно реализовать желаемое поведение, самоутвердиться и поверить в себя. Сновидение — это альтернативный путь удовлетворения желаний. Во сне нереализованные желания сортируются, комбинируются и преобразуются таким образом, что последовательность сна дает дополнительное удовлетворение или уменьшение напряжения.
При этом не всегда важно, происходит ли удовлетворение в физической и чувственной реальности или во внутренней воображаемой реальности сна, если аккумулированная энергия в достаточной мере разряжается. Такой сон приносит облегчение, особенно тогда, когда постоянно думаешь о чем-то и переживаешь.
От каких эмоций оберегает каждая из психологических защит
Повторим суть защитного механизма: при возникновении опасного стимула, грозящего разрушить душевное равновесие, понятие о себе и мире, самоуважение или последовательность взглядов, психика обороняется от него. Эмоции, вызываемые импульсом, и сопутствующий этому сильный конфликт между собственными частями либо же с внешним миром выталкивается и перенаправляется. Защитная реакция эго и служит гашению нежелательной эмоции и сохранению целостности своего восприятия. В процессе этого информация значительно искажается и человек подстраивается под ситуацию через переопределение происходящего и удобные для психики интерпретации. А естественный импульс не находит своего выхода, переплавляясь в нехарактерное защитное поведение.
Вкратце защитные психические механизмы для ведущих реакций выглядят подобным образом:
1
Отрицание
При этом механизме нежелательные и фрустрирующие обстоятельства, эмоции, факты отрицаются и не признаются. Та часть информации, которая нарушает внутренний покой и баланс или вызывает тревогу и боль, не пропускается и не воспринимается человеком. Происходит разрыв с реальностью и четкое искажение каких-то ее аспектов.
Например, для человека может быть очень болезненно принять подлые или жестокие проявления близких людей, так как они идут вразрез с его устоявшимися идеалами и верованиями, и для защиты психики человек прибегает к отрицанию «неудобных» фактов.
2
Вытеснение
Похожий на отрицание защитный механизм, при котором неприемлемые внутренние импульсы, желания, чувства, мысли вытесняются в подсознание и становятся полностью неосознаваемыми и бессознательными. Однако, несмотря на это, внутренний конфликт остается, и ему сопутствуют психоэмоциональное напряжение, неприятные переживания и телесные реакции. Нежелательные и непозволительные эмоции, мысли и качества абсолютно не осознаются индивидом, но внешне проявляются в виде эмоциональных, невротических и соматических симптомов.
Так, человек может вытеснять из сознания какие-то свои порывы или качества характера, которые считает плохими, недопустимыми, нежелательными, однако его психоэмоциональная структура и физическое тело переживают этот конфликт и выдают заметную окружающим реакцию.
3
Регрессия
Данная психозащита представляет собой возврат к более раннему этапу или состоянию, когда угрожающих и тревожащих стимулов не было, к тому, что воспринимается как безопасный и подконтрольный срез реальности. Может выражаться как отчетливое «проваливание» в детство, инфантильность, беспомощность и поиск поддержки у окружающих, «взрослых». В таких случаях человек может начать говорить детским голосом, использовать слова, мимику и движения, использовавшиеся в детстве.
Также регрессия может проявляться как замена сложных задач, стоящих перед человеком и выбивающих его из колеи, на более простые, знакомые и понятные. Например, человек может начать заниматься чем-то другим, механистическим и несложным, как например, убираться на столе или в квартире вместо того, чтобы заниматься насущной проблемой. Или же он может прибегнуть к импульсивным действиям, пытаясь справиться с тревогой, фрустрацией или другим сильным переживанием, отдаваясь своим пристрастиям, легким удовольствиям, простым доступным занятиям.
К примеру, столкнувшись с серьезной проблемой на работе или конфликтом с важным человеком, человек не разбирается с этой ситуацией и не ищет решения, а перенаправляет свою энергию на шопинг, быструю езду или получение поддержки и позитивных эмоций через переписку и чаты.
4
Компенсация
Данный механизм защиты человек может применять, когда хочет сгладить свой недостаток, нежелательное качество или чувство каким-то другим. Часто в таких случаях заимствуются чужие мысли, черты, качества характера, модели поведения и ценности, но они не переосмысливаются и не интегрируются в личность. Они не становятся «родными», инкорпорированными в личность, а остаются чуждыми элементами.
Другой вариант компенсации случается, когда человек восполняет какие-то свои слабые стороны или фрустрации в чем-то одном достижениями, компетенцией или лидирующей позицией в другом. Примерами могут быть ситуации, когда слабый и болезненный подросток чрезмерно развивает свой интеллект или острый язык, или же случаи, когда, не будучи в состоянии устроить карьеру, человек бросается головой в семейную жизнь, духовные поиски или сотворение своего идеального тела.
5
Проекция
В основе проекции лежит приписывание другим людям тех качеств, мыслей, импульсов и чувств, которые индивид считает неприемлемыми и недостойными. С помощью этого защитного механизма эго оберегается от признания в себе таких негативных свойств и последующих за этим неприятных эмоций. В результате все подобные «плохие» качества и проявления замечаются в других (вне зависимости от их объективного наличия у них) и осуждаются. Образ себя хорошего и благостного при этом сохраняется.
Еще один вариант проекции имеет место быть, когда людям из близкого окружения приписываются резко позитивные свойства, ценности, мысли и чувства, и за счет этого человек возвышается. «Раз я дружу с такими замечательными людьми, какой я сам замечательный!» может думать человек с таким видом проекции.
6
Замещение
В случае таких неодобряемых эмоций и порывов как агрессия, гнев, ярость, человек может перенаправить их с источника на более доступный и безопасный объект. В итоге человек смещает приложение этих эмоций на невиновного человека, кто неопасен и не даст отпор. Этот метод психологической защиты часто можно наблюдать, когда люди проявляют необоснованную агрессию к случайным людям и как-то ещё снимают свое эмоциональное напряжение за счет тех, кто к нему отношения не имеет. При этом проблема не решается и человек не адаптируется к стимулу, вызвавшему сильные негативные эмоции.
7
Интеллектуализация
Более известный под названием «рационализация», данный механизм защиты характеризуется тем, что человек находит интеллектуальные, разумные, логические доводы и установки, чтобы успокоить себя. С его помощью человек может снижать значимость того, что не в состоянии получить, и сглаживать внутренний конфликт.
Разрешение неприятной фрустрирующей ситуации ведется на умственном, абстрактном уровне и уводит от испытываемых чувств, фрустраций и боли. При таком механизме защиты человек может логически обосновывать себе, что, к примеру, работа у него не такая и плохая, другим приходится ещё хуже, и надо быть благодарным, уходя от внутреннего конфликта и истинных чувств – неудовлетворения и разочарования в своей работе.
8
Реактивное образование
Тип психологической защиты, где неприятный и неприемлемый импульс, качество, мысль или чувство обращаются в противоположность и переразвиваются. Так, агрессивность и безразличие могут породить подчеркнутую вежливость и учтивость. Излишняя общительность иногда может являться реактивным образованием по отношению к естественной замкнутости.
Таковы 8 защитных механизмов в модели ИЖС. Все они, хоть и представляют способ приспособления к ситуации и раздражителям, показывают степень дезадаптации и инфантильности личности. Чем больше человек полагается на свои психологические защиты и чем ограниченнее его способы реагировать на фрустрирующие и стрессовые обстоятельства, тем выше степень его дезадаптации в жизни и личностной незрелости.
Сублимация
Это один из высших и наиболее эффективных защитных механизмов человека. Она реализует замещение недостижимых целей в соответствии с высшими социальными ценностями.
Сублимация — это переключение импульсов, социально нежелательных в данной ситуации (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные для индивида и общества формы активности. Агрессивная энергия, трансформируясь, способна сублимироваться (разрядиться) в спорте (бокс, борьба) или в строгих методах воспитания (например у слишком требовательных родителей и учителей), эротизм — в дружбе, в творчестве и т. п. Когда непосредственная разрядка инстинктивных (агрессивных, сексуальных) влечений невозможна, находится деятельность, в которой эти импульсы могут разрядиться.
Сублимация реализует замещение инстинктивной цели в соответствии с высшими социальными ценностями. Формы замещения разнообразны. У взрослых это не только уход в мечту, но и уход в работу, религию, всевозможные увлечения. У детей к реакциям регрессии и незрелым формам поведения примыкает также замещение с помощью ритуалов и навязчивых действий, которые выступают как комплексы непроизвольных реакций, позволяющих человеку удовлетворить запретное бессознательное желание.
По мнению З. Фрейда, опираясь на сублимацию, человек способен преодолеть воздействие ищущих выхода сексуальных и агрессивных желаний, которые нельзя ни подавить, ни удовлетворить, направив их в другое русло.
Когда человек ощущает себя слабым и беспомощным, он идентифицирует, отождествляет себя с удачливыми или авторитетными людьми. Благодаря подсознательным защитным процессам одна часть инстинктивных желаний вытесняется, другая направляется на прочие цели. Одни внешние события игнорируются, другие переоцениваются в нужном для человека направлении.
Защита позволяет отвергать некоторые стороны своего «Я», приписывать их посторонним лицам или, напротив, дополнять свое «Я» за счет качеств, «захваченных» у других людей. Такое преобразование информации позволяет сохранить устойчивость представлений о мире, о себе и о своем месте в мире, чтобы не потерять опоры, ориентиров и самоуважения.
Мир вокруг нас постоянно усложняется, поэтому необходимым условием жизнедеятельности является постоянное усложнение защиты и расширение ее репертуара.
Виды
Компенсация бывает прямой и косвенной. Первая подразумевает попытки стать успешными именно в той области, которая напрямую связана с недостатком. Вторая же говорит о стремлении добиться успеха в другом направлении.
В психологии существуют еще такие виды компенсации:
- реальная;
- сверх или гиперкомпенсация;
- псевдокомпенсация.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Реальная
Что такое реальная компенсация в психологии? Это способность адаптироваться к новым условиям жизни. Она касается тех людей, которые раньше считали себя неполноценными, но потом смогли справиться со своими недостатками и сейчас ведут нормальную жизнь.
Альфред Адлер выделил ряд условий, необходимых для активации компенсации такого типа:
- желание добиться превосходства;
- стремление получить власть;
- упорство и сила воли;
- интерес к тому, что происходит вокруг.
Адлер был уверен, что такой вид компенсации случается практически у всех людей, которые в той или иной мере столкнулись с комплексом неполноценности.
Гиперкомпенсация
Представляет собой повышенное внимание к недостаточно развитой способности или слабой части тела, усиленное их развитие. Сюда также относится работа с другими органами и способностями, тренировки которых помогут добиться успеха.
Так, например, человек, испытывающий трудности в общении с окружающими людьми, в качестве компенсации может углубиться в изучение языков или каких-то наук. Таким способом он заменит свой недостаток и станет гением.
Псевдокомпенсация
В случае с этим видом компенсация происходит не за счет того, что человек направляет усилия на собственное развитие, а за счет манипулирования другими людьми.
Причины возникновения псевдокомпенсации назвал Адлер:
- Физические недостатки, негативно влияющие на здоровье или провоцирующие постоянное психологическое напряжение.
- Гиперопека, излишняя забота, прощение абсолютно всех недостатков и проступков, приводящие к развитию эгоизма, капризности, нетерпимости.
- Нехватка любви, дефицит общения с родными и близкими людьми, отсутствие возможности с кем-то откровенно поговорить. Все это приводит к тому, что человек больше не может доверять окружающим, теряет способность быть другом и любить.
Существует несколько способов проявления псевдокомпенсации:
- Полный уход в болезнь. Человек использует свое состояние для того, чтобы манипулировать другими. Так происходит даже в тех случаях, когда заболевание не имеет никаких серьезных последствий. Всегда и везде он ждет поблажек, давит на чувство жалости, самоутверждается за счет окружающих, а также использует их ради достижения собственных целей.
- Уход в слабость. Тут человек примеряет роль жертвы, становясь при этом слабым и беспомощным. Он рисует для себя исключительно плохие сценарии, в зародыше убивает амбиции, не ставит цели. Но самое страшное даже не это. Дело в том, что он делает это осознанно.
- Превосходство. Полная противоположность неполноценности. Пытаясь уйти от неприятного чувства, человек делает все, чтобы стать незаменимым, лучше всех.
- Лень. Индивид, считающий себя неполноценным, отказывается что-либо делать ради того, чтобы избежать возможных проблем.
- Самореклама. Люди, имеющие какие-то недостатки, любыми способами стараются показать себя окружающим с выгодной стороны. Им важно получить одобрение и похвалу. Именно поэтому они так сильно зависят от чужого мнения.
Получается, что от того, какой вид компенсации выберет человек, зависит то, как сложится его дальнейшая жизнь. Псевдокомпенсация ни к чему хорошему точно не приведет. Гиперкомпенсация, наоборот, поможет добиться успеха.
Идентификация
Разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя чувств и качеств желаемых, но недоступных.
Идентификация — это возвышение себя до другого путем расширения границ собственного «Я». Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства и действия. Это позволяет ему преодолеть чувство собственной неполноценности и тревоги, изменить свое «Я» таким образом, чтобы оно было лучше приспособлено к социальному окружению, и в этом — защитная функция механизма идентификации.
Благодаря идентификации достигается символическое владение желаемым, но недосягаемым объектом. Путем произвольной идентификации с агрессором субъект может избавиться от страха. В широком значении идентификация — это неосознаваемое стремление наследовать образец, идеал. Идентификация предоставляет возможность победить собственную слабость и чувство неполноценности. Человек с помощью этого механизма психологической защиты избавляется от чувства неполноценности и отчужденности.
Незрелой формой идентификации является имитация. Эта защитная реакция отличается от идентификации тем, что она целостна. Ее незрелость обнаруживается в выраженном стремлении подражать определенному лицу, любимому человеку, герою во всем. У взрослого человека подражание избирательно: он выделяет у другого только понравившуюся черту и способен идентифицироваться отдельно с этим качеством, не распространяя свою положительную реакцию на все остальные качества этого человека.
Обычно идентификация проявляется в исполнении ролей реальных или выдуманных. Например, дети играют в дочки-матери, в школу, в войну, в трансформеров и т. д., последовательно проигрывают разные роли и совершают разнообразные действия: наказывают кукол-детей, прячутся от врагов, защищают слабых. Человек идентифицируется с теми, кого больше любит, кого выше ценит, создавая тем самым основу для самоуважения.
Виды компенсации
Различные виды компенсации – это защитные механизмы психической системы, которые имеют функцию поддержания психологического равновесия и позволяют человеку продолжать функционировать, сводя к минимуму последствия слишком эмоционально напряженных событий.
Психологическая защита начинает действовать, если в психическую систему вводятся элементы (такие как идеи или концепции), которые мы не можем принять и которые нарушают баланс ее функционирования.
Реальная компенсация
Компенсация может быть очень ценной психологической стратегией, но она должна начинаться с процесса глубокого самоанализа, который раскрывает наши свет и тени. Компенсация того, чего нам не хватает — это разумно, но до тех пор, пока мы осознаем свои недостатки и принимаем их как неотъемлемую часть нашей личности.
В конце концов, мы не только наши достижения, но и наши неудачи. Мы сформированы нашими сильными и слабыми сторонами. Эта двойственность не делает нас меньше, наоборот, делает нас более уравновешенными людьми.
Дисбаланс возникает именно тогда, когда мы пытаемся чрезмерно компенсировать это. Так что мы опасно склоняем чашу весов в одну сторону. Следовательно, нам нужно научиться компенсировать принятие наших уязвимостей, неудач и теней.
Гиперкомпенсация
Чрезмерная компенсация включает в себя скрытие своих недостатков, преуспев в другой области и, таким образом, почувствовав свое превосходство. Здесь мы разберемся с этим защитным механизмом более подробно.
Чувства, слабости, желания и разочарования, которые человек пытается чрезмерно компенсировать, могут быть реальными или воображаемыми и могут включать как физическую, так и личную неполноценность.
Кроме того, человеку не всегда необходимо пытаться восполнить свои недостатки в одной области, преуспев в другой, они также могут преуспеть в той же области.
По мнению пропагандиста этой теории Альфреда Адлера, компенсация и, в более широком смысле, сверхкомпенсация уходят корнями в детство. Психологически человек не может справиться с чувством неполноценности, и поэтому ему нужно хорошо относиться к себе, чтобы спасти себя и мир. Движимый этой потребностью, он начинает искать то, в чем он может преуспеть, и когда он это делает, его недостатки затмеваются.
Сверхкомпенсация — это отрицательная черта. Хотя это и помогает скрыть недостатки и выделить достижения, но чрезмерная компенсация может нанести серьезный ущерб психике. Как? Потому что этот защитный механизм, как мы говорили ранее, может быть использован с целью доминирования и контроля над другими, а также для реализации своего собственного превосходства над ними. Таким образом, вами движет цель выделиться не для того, чтобы чувствовать себя хорошо, а для того, чтобы унижать других.
Чрезмерная компенсация считается в первую очередь негативной техникой, потому что она мешает человеку решать основные проблемы, из-за которых возникают эти чувства неполноценности и неполноценности. Что особенно верно, если они решают полностью преуспеть в другой области.
Псевдокомпенсация
Псевдокомпенсация (недокомпенсация) формирует устойчивые тенденции личности неадекватно и непродуктивно использовать защитные механизмы копинг-стратегии (адаптация к стрессу), ведущие к избеганию или попыткам решить проблему окольными путями, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившейся ситуации. А также надежд, что проблема исчезнет сама собой, что приводит лишь к усугублению ситуации.
Также люди, боящиеся показаться слабыми и испытывающие множество комплексов (в том числе с проявлением чувств, боясь быть отвергнутыми) используют псевдокомпенсацию. Они могут испытывать трудности с доверием, но склонны к самораскрытию и включают просьбу о помощи, что ведет к недостатку мужества и страха жизни.
У этой непродуктивной стратегии есть свои характерные признаки:
Фантазия (мечта)
Является очень распространенной реакцией на разочарования и неудачи. Например, недостаточно физически развитый человек может получать удовольствие, мечтая об участии в чемпионате мира, а спортсмен-неудачник — воображая, как с его соперником случаются всяческие неприятности, чем облегчает свои переживания.
Фантазии выполняют функции компенсации. Они содействуют поддержанию слабых надежд, смягчают чувство неполноценности, уменьшают травмирующее влияние обид и оскорблений.
Фрейд сказал, что счастливый никогда не фантазирует, это делает только неудовлетворенный. Неудовлетворенные желания являются движущими силами фантазий, каждая фантазия есть явление желания, корректура действительности, которая чем-то не удовлетворяет индивида.
В честолюбивых фантазиях объект желания человека — это он сам. В эротически окрашенных желаниях объектом может становиться кто-то из близкого или далекого социального окружения, кто в реальности объектом желания и быть не может.
И наконец, фантазия выполняет роль замещающего действия, поскольку реальную ситуацию человек решить не может или считает, что не может. И тогда вместо реальной ситуации воображается мнимая, иллюзорная ситуация, которая фантазирующим человеком разрешается. Если трудно решить настоящий конфликт, то разрешается конфликт-подмена. В защитной фантазии паллиативно переживается внутренняя свобода от внешнего принуждения. Результатом психозащитного использования фантазии может быть жизнь в мире иллюзий.
Перенос
Это защитный механизм, который обеспечивает удовлетворение желания на замещающих объектах.
Самым простым и довольно часто встречающимся видом переноса является вымещение — подмена объектов изливания накопившейся негативной энергии «танатоса» в виде агрессии, обиды.
Начальник в присутствии других коллег устроил вам разнос. Ответить ему тем же вы не можете. Вы понимаете ситуацию: если отвечу начальнику тем же способом, остановлю, осажу его, то следствием могут быть еще большие неприятности. Поэтому ваше «мудрое Я» ищет объекты, на которых можно выместить свою обиду, свою агрессию. Благо что таких объектов «под рукой» множество. Основным свойством этих объектов должны быть их безгласность, безропотность, невозможность осадить вас.
Они должны быть в такой же степени безгласны и послушны, в какой вы безгласно и послушно выслушивали упреки и унизительные характеристики («Лентяй!» «Бездарь!« «Наглец!») со стороны своего начальника и вообще любого, кто сильнее. Ваша неотреагированная на истинного виновника злость переносится на того, кто еще слабее вас, еще ниже на лестнице социальной иерархии, на подчиненного, тот, в свою очередь, переносит ее дальше вниз, и т. д. Цепи вымещения могут быть бесконечными. Ее звеньями могут быть как живые существа, так и неживые вещи (разбитая посуда при семейных скандалах, выбитые стекла вагонов электричек и т. д.)
Проекция
Механизм психологической защиты, связанный с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений на другое лицо. В его основе лежит неосознаваемое отвержение своих переживаний, сомнений, установок и приписывание их другим людям с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир.
Например, если субъект или объект, с которым связывали удовлетворение ваших потребностей и желаний, является недоступным для вас, то вы переносите все ваши чувства и возможности удовлетворения потребностей на другого человека. А если ваша мечта стать писателем не осуществилась, то вы в качестве замещения можете выбрать профессию учителя литературы, частично удовлетворяя ваши творческие потребности.
Эффективность замещения зависит от того, насколько замещающий объект похож на предыдущий, с которым сначала связывалось удовлетворение потребности. Максимальное подобие замещающего объекта гарантирует удовлетворение большего числа потребностей, которые сначала связывались с предыдущим объектом.
Как бы ни был сам человек неправ, он готов винить всех, кроме самого себя. Заявляет, что его не любят, хотя в действительности не любит сам, упрекает других в своих собственных ошибках и недостатках и приписывает им собственные пороки и слабости. За счет сужения границ «Я» это позволяет личности относиться к внутренним проблемам так, как если бы они происходили снаружи, и изживать неудовольствие так, как будто оно пришло извне, а не обусловлено внутренними причинами.
Если «враг» снаружи, то к нему можно применить более радикальные и эффективные способы наказания, используемые обычно по отношению к внешним «вредностям», а не щадящие, более приемлемые по отношению к себе.
Таким образом, проекция проявляется в тенденции человека считать, что другие люди имеют такие же мотивы, чувства, желания, ценности, черты характера, которые присущи ему самому. При этом свои социально нежелательные мотивы он не осознает.
Таков, например, механизм религиозно-мифологического мировосприятия. Примитивное восприятие характеризуется склонностью человека персонифицировать животных, деревья, природу приписывая им собственные мотивы, желания, чувства. Писатель переносит на героев своих произведений собственные потребности, чувства, черты характера.
Проекция осуществляется легче на того, чья ситуация, чьи личностные особенности похожи на проецирующего. Человек, пользующийся проекцией, всегда увидит в безобидном замечании обидный намек. Он даже в благородном поступке может увидеть злой умысел, интригу. Человек безмерно добрый, тот, которого в народе называют «святая простота», не способен на проекцию. Он не видит злого умысла, недоброжелательности в действиях по отношению к себе, потому что сам не способен на это.
Влияние и сферы влияния на неизбежные процессы
По словам Адлера, неполноценность — это чувство, которое зародилось в детстве. Поскольку младенцы маленькие, неполные и слабые, они чувствуют себя неполноценными и бессильными. Чтобы восполнить этот недостаток, они поставили вымышленную цель — большую, полную и сильную. Таким образом, конечная цель человека уменьшает боль чувства неполноценности и направляет его либо к превосходству, либо к успеху. В таких случаях люди могут даже не осознавать, что таким образом «выплачивают» себе компенсацию.
Если вы замечаете в человеке крайнее поведение, его побуждением может быть неполноценность. Это объясняет, почему некоторые люди кажутся одержимыми достижением определенных целей. Однако на самом деле это не решает причину проблемы.
Почему некоторые люди любят наркоманов и постоянно влюбляются не в того человека? Основная причина в том, что люди компенсируют предыдущий негативный опыт и неудовлетворенные потребности, тем самым удовлетворяя их через другого человека. Таким образом, вместо того, чтобы решать личные и эмоциональные проблемы, легче убежать от них. Например, если женщина всю жизнь была застенчивой и неуверенной в себе, она склонна влюбляться в слишком уверенных в себе и общительных мужчин.
Это происходит на подсознательном уровне, поскольку люди часто не осознают, почему их привлекают определенные типы людей. Когда эта скромная женщина влюбляется в уверенного в себе мужчину, она может поверить, что этот человек особенный, а он служит лишь для компенсации ее собственных недостатков. Концепция компенсации на самом деле может помочь объяснить, почему существует так много неудовлетворительных любовных отношений. Когда люди начнут решать личные проблемы, они смогут поддерживать более здоровые отношения, меньше страдать от расставаний и в целом будут меньше зависеть от других людей.
Подводя итог, можно сказать, что сильное стремление к достижениям в одной конкретной области могло быть вызвано чувством неполноценности в других. Компенсация работает как стратегия выживания, которая может скрыть реальные или воображаемые недостатки. В то время как отрицательная компенсация может усугубить проблемы человека, положительная компенсация может помочь человеку преодолеть личные трудности. Если с компенсацией обращаться здоровым образом, она может быть положительной и ценной силой, ведущей к личному росту. В таких случаях компенсация и стратегии выживания, направленные на достижение личных целей, могут иметь большое значение как для человека, так и для общества.
Наталья Шахова
Интроекция
Это тенденция присваивать убеждения, установки других людей без критики, без попыток их изменить и сделать своими собственными. Человек наделяет себя чертами, свойствами других людей. Например, он берет на себя функции надоедливого наставника, поскольку проявление такой черты у других людей его раздражает или травмирует. С целью снять внутренний конфликт и избежать психологического дискомфорта человек присваивает убеждения, ценности и установки других людей.
Наиболее ранним интроектом является родительское поучение, которое усваивается человеком без критического осмысления его ценности.
Пример интроекции: впечатлительный мужчина пытается сдержать слезы, поскольку он усвоил родительскую установку, что взрослый человек не должен плакать в присутствии посторонних. Или человек постоянно себя критикует, поскольку усвоил (интроектировал) такое отношение родителей к себе.
Вероятность возникновения этого способа защиты тем выше, чем сильнее и (или) длительнее воздействия внешних или внутренних блокираторов желаний, с одной стороны, и чем невозможнее убрать эти блокираторы и сильнее исполнить свои желания, осуществить свои цели — с другой. При этом невозможность устранения фрустратора сопровождается вымещением отрицательной энергии на замещающем объекте.
Обращенность субъекта против себя оборачивается образованием телесных и психических симптомов, т. е. знаков болезни. К физическим телесным симптомам относятся: холодные ноги и руки, потливость, сердечная аритмия, головокружение, жестокие головные боли, повышенное или пониженное артериальное давление, мышечные спазмы, дерматиты, бронхиальная астма и т. д.