Структура деятельности человека. Цель, мотив деятельности

Любая человеческая осмысленная деятельность целесообразна и мотивирована внутренними либо внешними причинами. Она трансформирует окружающую действительность, и поэтому важно понимать цели и движущие мотивы личности через указанные критерии. Для чего это важно? Для прогнозирования причинно-следственных связей и результатов деятельности индивида. Как сам субъект активности, так и окружающее его общество будут использовать эти критерии в своих целях.

Деятельность

Это осознанная активность человека, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей, имеющая определенную цель и мотив. Вся деятельность людей формирует процесс развития общества.


Деятельность – это форма реализации целей людей в обществе. В ее процессе преобразуется и внешний мир в качестве объекта осознанного воздействия, и сам человек. Это происходит в результате совершенствования знаний о мире и своих возможностях. Поэтому так важно знать и учитывать побуждающие мотивы активности и направленность действий людей в обществе, поскольку в конечном итоге они формируют систему социальной жизнедеятельности общества, и от мотивации зависит их эффективность.

Деятельности человека уделяют внимание разные дисциплины. Социология рассматривает ее с точки зрения социальной значимости. Философия – для анализа смыслов и ценностей в действиях людей, для психологии важны структура и виды деятельности человека с точки зрения психической направленности личности, для менеджмента она служит инструментарием мотивации сотрудников.

В процессе изучения разными областями гуманитарного знания была выделена единая основа, характеризующая процесс деятельности. Эта структура и ее элементы составляют принцип целесообразной деятельности, который сохраняется во всех ее видах.

Понятие о деятельности и ее структуре. Мотивы и цели деятельности.

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя в соответствии с его потребностями, целями и задачам. Основные характеристики деятельности – предметность, субъектность. Отличия деятельности человека от активности животных: 1) носит сознательный характер (человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат); 2) человек создает и хранит орудия труда; 3) деятельность человека связана с предметом материальной и духовной культуры; 4) деятельность человека преобразует его самого, его потребности, условия жизни; 5) деятельность есть продукт истории; 6) деятельность людям не дана с рождения, она формируется и развивается в процессе обучения и воспитания. Мотив – осознаваемый предмет потребности, побуждающий к определенному поведению и действиям, связанный с удовлетворением потребностей человека. Виды: 1) по содержанию (материальные, духовные); 2) по виду деятельности (игровые, учебные, трудовые); 3) по степени осознанности (осознаваемые, неосознаваемые); 4) по степени значимости (личные, общественные). Цели деятельности – то, на что она непосредственно направлена. В цели формируется идеальное представление будущего результата деятельности. Нет цели – нет деятельности.

Основные виды деятельности. Умение и навыки. Взаимодействие навыков.

Виды деятельности:

1) Игра – вид деятельности, заключающийся в воспроизводстве людьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

2) Учение – вид деятельности, направленный на усвоение умений, знаний и навыков.

3) Труд – ведущий вид деятельности, направленный на преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

Общение – специфический вид деятельности, заключающийся в обмене информацией, выработке единой стратегии взаимодействия, в восприятии и понимании людьми друг друга.

Процесс усвоения деятельности связан с формированием знаний, умений и навыков.

Умение – способность превращать знания в предметные реальные действия.

Навык – элемент деятельности, сформированный многократных повторений и реализации с минимальной сознательной регуляцией.

Понятие группы. Классификация групп и их социально-психологическая характеристика.

Группой

называется относительно устойчивая совокупность людей, связанная общими интересами, ценностями, нормами, поведением.

Большие группы делятся на номинальные и условные.

Группы: лабораторные (создается специально для проведения психологических экспериментов), реальные естественные (встречаются повсеместно). Естественные группы делятся на большие и малые. Большие группы — большие образования людей.

Организованные группы, – сложившиеся в ходе историч. развития общества (этнические общности, БРСМ, религиозные общности, профессиональные и возрастные объединения).

Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, связанное непосредственным взаимодействием (от 2 до 30-40 чел.).

Малые группы делятся на формальные и неформальные, группы членства и референтные группы, первичные и вторичные.

Формальные (официальные) — формирования людей, определенные предписанием, имеющие юридически закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов

неформальные (неофициальные) группы — возникшие благодаря общности взглядов, интересов, симпатий.

Группа членства – это группа, членом, которой является человек. Референтной (эталонной) – группа, с нормами поведения которой можно соотносить свое поведение.

Первичные группы – это особая разновидность малых групп, в которых связь опирается не только личные контакты, но и на высокую эмоциональную вовлеченность ее членов в дела группы. Вторичные группы – это группы, организованные для достижения определенной цели.

Понятие коллектива. Структура коллектива. Динамика развития малой группы.

Коллектив – любое официальное объединение людей, занятых каким-либо общественно-полезным видом деятельности.

Структура коллектива:

-функциональная (характ сложивш в коллект разделением и кооперацией труда)

-организационная (осн на распред основн профессиональных ролей и ответств между члена коллектива)

-профессиональная (опред уровнем проф подготовки специалист)

-демографическая (подразд сост коллектива по полу возрасту и тд

— социально-психологическая (сост межличн отнош, характ мотивов, ценностей и т.д.)

Динамика развития малой группы:

1) диффузные (основаны на поверхности эмоциональных связей); 2) ассоциации (обусловлены личными целями деятельности);

3) корпорации (основаны на узкогрупповых целях);

4) коллективы (детерминированы, прежде всего, созидательными, общественно значимыми целями деятельности).

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя в соответствии с его потребностями, целями и задачам. Основные характеристики деятельности – предметность, субъектность. Отличия деятельности человека от активности животных: 1) носит сознательный характер (человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат); 2) человек создает и хранит орудия труда; 3) деятельность человека связана с предметом материальной и духовной культуры; 4) деятельность человека преобразует его самого, его потребности, условия жизни; 5) деятельность есть продукт истории; 6) деятельность людям не дана с рождения, она формируется и развивается в процессе обучения и воспитания. Мотив – осознаваемый предмет потребности, побуждающий к определенному поведению и действиям, связанный с удовлетворением потребностей человека. Виды: 1) по содержанию (материальные, духовные); 2) по виду деятельности (игровые, учебные, трудовые); 3) по степени осознанности (осознаваемые, неосознаваемые); 4) по степени значимости (личные, общественные). Цели деятельности – то, на что она непосредственно направлена. В цели формируется идеальное представление будущего результата деятельности. Нет цели – нет деятельности.

Основные виды деятельности. Умение и навыки. Взаимодействие навыков.

Виды деятельности:

1) Игра – вид деятельности, заключающийся в воспроизводстве людьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

2) Учение – вид деятельности, направленный на усвоение умений, знаний и навыков.

3) Труд – ведущий вид деятельности, направленный на преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

Общение – специфический вид деятельности, заключающийся в обмене информацией, выработке единой стратегии взаимодействия, в восприятии и понимании людьми друг друга.

Процесс усвоения деятельности связан с формированием знаний, умений и навыков.

Умение – способность превращать знания в предметные реальные действия.

Навык – элемент деятельности, сформированный многократных повторений и реализации с минимальной сознательной регуляцией.

Понятие группы. Классификация групп и их социально-психологическая характеристика.

Группой

называется относительно устойчивая совокупность людей, связанная общими интересами, ценностями, нормами, поведением.

Большие группы делятся на номинальные и условные.

Группы: лабораторные (создается специально для проведения психологических экспериментов), реальные естественные (встречаются повсеместно). Естественные группы делятся на большие и малые. Большие группы — большие образования людей.

Организованные группы, – сложившиеся в ходе историч. развития общества (этнические общности, БРСМ, религиозные общности, профессиональные и возрастные объединения).

Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, связанное непосредственным взаимодействием (от 2 до 30-40 чел.).

Малые группы делятся на формальные и неформальные, группы членства и референтные группы, первичные и вторичные.

Формальные (официальные) — формирования людей, определенные предписанием, имеющие юридически закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов

неформальные (неофициальные) группы — возникшие благодаря общности взглядов, интересов, симпатий.

Группа членства – это группа, членом, которой является человек. Референтной (эталонной) – группа, с нормами поведения которой можно соотносить свое поведение.

Первичные группы – это особая разновидность малых групп, в которых связь опирается не только личные контакты, но и на высокую эмоциональную вовлеченность ее членов в дела группы. Вторичные группы – это группы, организованные для достижения определенной цели.

Понятие коллектива. Структура коллектива. Динамика развития малой группы.

Коллектив – любое официальное объединение людей, занятых каким-либо общественно-полезным видом деятельности.

Структура коллектива:

-функциональная (характ сложивш в коллект разделением и кооперацией труда)

-организационная (осн на распред основн профессиональных ролей и ответств между члена коллектива)

-профессиональная (опред уровнем проф подготовки специалист)

-демографическая (подразд сост коллектива по полу возрасту и тд

— социально-психологическая (сост межличн отнош, характ мотивов, ценностей и т.д.)

Динамика развития малой группы:

1) диффузные (основаны на поверхности эмоциональных связей); 2) ассоциации (обусловлены личными целями деятельности);

3) корпорации (основаны на узкогрупповых целях);

4) коллективы (детерминированы, прежде всего, созидательными, общественно значимыми целями деятельности).

Структура явления

Любая деятельность имеет общую природу и направленность. Достаточно лаконично выглядит структура деятельности человека, схема которой может быть представлена следующим образом: цель → мотив → результат. Но данная цепочка содержит не все звенья. Более того, она характеризуется цикличным характером повторения процесса. И начало подобной цепочки имеет основанием результат предшествующей деятельности. Это, скорее, спираль, которая устремляется к совершенству человека и общества.

Прежде чем поставить цель, человек должен почувствовать потребность и возникающий на ее основе мотив к деятельности. Причем результат не является завершением цепочки, а служит основанием нового этапа активного развития личности от постановки цели (задачи) на основании определенного мотива и до процесса достижения результата с помощью выбранных приемов и средств его достижения. Такова логическая структура и ее этапы. Это звенья одной цепи, и они выступают как структура деятельности человека:

  1. Потребность.
  2. Мотив.
  3. Цель.
  4. Процесс.
  5. Метод (способ) осуществления.
  6. Результат.

Каждый из элементов выполняет определенную функцию, он важен для всего процесса. Без выявленной потребности невозможно определить авторство цели. Такая форма активности не имеет результата либо он отчужден от субъекта деятельности, ему не принадлежит и не служит своему назначению, поскольку обессмысливает весь процесс.

Если процесс подменяет собой результат, у людей теряется интерес к этой сфере активности. Если результат не соответствует ожиданиям, индивид утрачивает смысл и может деградировать ввиду отсутствия важнейшего качества человеческой деятельности – осознанности ее цели.

Анализ и синтез

Формы активности изучаются комплексом наук социально-гуманитарной направленности. Одной из их задач является раскрытие природы целеполагания в деятельности человека с тем, чтобы мотивировать каждого члена общества на социально-значимую активность и предупреждать антиобщественные мотивы и асоциальную направленность в действиях людей.

Анализ всех элементов цепочки позволяет открыть причинно-следственные закономерности взаимодействия мотивов и результатов деятельности, цели и формы процесса, тем самым помогая понять движущие силы общества.

Сама структура не имеет линейной направленности. Она повторяется, пересекается с другими формами и способами действий человека и группы, поглощается, бывает, что и прерывается, не завершившись достижением цели.

Анализ структуры деятельности завершенного цикла дает представление о силе мотивации, о способах приложения энергии для решения задач, о других социально-психологических факторах активности. Он может послужить качественным инструментом для создания мотивационных программ и методов организации трудового процесса.

Знания о причинах и условиях формирования мотивов могут служить эффективным инструментом для создания программ побуждения в процессе трудовой деятельности и профессиональной самореализации людей.

Профессионально важные качества личности руководителя. Лидер и руководитель

Специалисты разделили все качества руководителя на три большие группы: личные, деловые и профессиональные. Сочетание качеств всех трех групп является необходимым требованием, которому должен соответствовать руководитель любого ранга любой организации.Личные качества руководителя – это те, которые помогают приобрести уважение и авторитет среди сотрудников. Среди них можно назвать отзывчивость, готовность прийти на помощь, уверенность в себе, благожелательность и оптимизм в любых ситуациях, культуру и высокие моральные ценности, заботу о своем физическом и психическом здоровье.Деловые качества руководителя – это умение организовать работу, распределять обязанности, лидерство, коммуникабельность, способность убеждать, инициативность и самоконтроль. Все вместе эти характеристики показывают уровень компетентности и организаторских способностей управленца, насколько хорошо он готов справиться с поставленными перед ним задачами.Профессиональные качества руководителя – это хорошее специальное образование, эрудиция, компетентность в своей профессии, высокая обучаемость, а также умение планировать свою работу. Именно эти качества обеспечивают ему успешность на конкретной занимаемой должности.Чем выше уровень руководства, тем больше предъявляется требований и к таким психологическим качествам начальника, как настойчивость, целеустремленность, ответственность.Все эти качества руководителя в совокупности создают именно тот образ, которому стремятся соответствовать эффективные лидеры. Этот образ, в свою очередь, ведет к формированию позитивного имиджа управляющего.

лидер руководитель
Осуществляет межличностные отношения Осуществляет официальные отношния
Определяется стихийно Назначается или избирается
Выдвигается в зависимости от настроения Имеет стабильное положение
Не имеет системы санкций Имеет определенную систему санкций
Сфера действий — любое сообщество Сфера действий определена рамками законов, инструкций, постановлений

Цель деятельности – ведущий мотиватор

Уровень заявленной человеком цели зависит от его культуры, возможностей, среды, социальных условий. Не всегда он может точно сформулировать цель. Чаще происходит подмена личных целей внешней атрибутикой успешности и ценностями, характерными для определенной нравственной среды общества. Умение сформулировать личную цель деятельности – показатель персонального развития человека.

Цель деятельности – это осмысление ее результата. Эта идея материальная, имеющая пространственно-временную локализацию.

Цели могут быть внутренними, имманентными (внутренне присущими) природе человека и внешними, определяющими деятельность индивида. Внешняя и внутренняя цели могут совпадать. Это лучший вариант во благо общества и личности, поскольку он не провоцирует конфликт интересов.

Если внешняя цель не соответствует интересам личности, то деятельность может достичь результата, но говорить об эффективности допустимо в том случае, если имеется сильный мотив для достижения результата. Если же цель решает важные для личности задачи, она сама по себе может выступить мощным побуждающим фактором. Итак, что такое мотив деятельности? Какую роль он играет?

Мотивационные потребности

Это понятие является настолько важным с точки зрения психических процессов, что существуют многочисленные теории мотивации человека. Одна из самых известных – теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Согласно этой системе, именно потребности являются внутренним двигателем индивида, они побуждают его к созиданию и творчеству, на них базируется структура деятельности человека. Схема Маслоу состоит из нескольких уровней:

  • Стремление удовлетворить физиологическую потребность в еде, доме, тепле.
  • Экзистенциональные потребности: безопасность жизни, неприкосновенность жилья, наличие предсказуемого будущего.
  • Социальная защищенность: потребность в любви, необходимость людям, принадлежность к социальной группе.
  • Духовные потребности в творчестве.
  • Познавательные потребности.
  • Эстетические. Это стремление к гармонизации внутреннего и внешнего мира, к красоте.
  • Потребность в самоактуализации (человек хочет иметь статус, признание, стремится к полному самовыражению).

Все потребности, которые имеют целью личное благополучие индивида, являются базовыми, первичными. Уровень потребности человека в признании обществом, стремление к ведению социальной жизни – все это вторично. Подобные потребности формируются при удовлетворении базовых.

Структура деятельности

Деятельность человека состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Кратко рассмотрим каждую из них.

Потребность

В основе любых действий людей лежит удовлетворение потребностей. Под потребностью понимается необходимость, нужда в чём-либо. Можно привести следующие примеры:

  • когда человек хочет есть, он готовит пищу или покупает продукты в готовом виде;
  • чтобы получить одобрение со стороны руководства, работник организации ответственно относится к выполнению порученной ему работы;
  • если возникает нужда в саморазвитии, человек изучает специальную литературу, посещает тренинги и курсы.

Рис. 1. Семейный обед.

Мотив

Потребности человека влияют на мотивы его поведения. Мотив — это внешние и внутренние условия, побуждающие субъект выполнять действия. Движущей силой могут выступать интересы и увлечения, убеждения и установки, эмоции и чувства.

Цель

Одним из компонентов структуры деятельности является определение цели, то есть предполагаемого результата. Например, художник, рисующий картину, мысленно представляет воображаемый образ. Ученик, выполняющий домашнее задание, предполагает, какую отметку он получит в результате.


Рис. 2. Подготовка к урокам.

Иногда люди совершают действия под влиянием сиюминутного настроения, внутреннего импульса, рефлекса. Например, когда человек, запнувшись, падает, он неосознанно выставляет руки вперёд, чтобы предотвратить повреждения организма.

Средства

Для достижения цели человек использует средства, то есть те предметы, знания, способы действий, которые помогут приблизиться к результату. К примеру, для того, чтобы получить отличную отметку в школе, ученик использует учебник, видеоматериалы, справочники. Художник, рисующий картину, подбирает кисти, краски, материал для холста. Выбор средств должен быть рациональным.

Действия

Система действий является основным структурным элементом деятельности. Без них достижение результата невозможно. Действия направлены на преобразование действительности в соответствии с целью.

Результат

Конечной точкой любой деятельности является достижение результата. Он может быть:

  • материальным (конкретный предмет, вещь);
  • идеальным (полученные в результате деятельности знания и умения).


Рис. 3. Таблица «Структура деятельности».

Мотив

Мотив формирует цель, как показывает структура деятельности. Схема ясно демонстрирует важность этого элемента. Следует добавить, что все потребности присущи человеческой природе. Но ведущим мотиватором будет та из них, которая решает самые актуальные задачи по достижению персональных целей.

Мотив, если характеризовать его коротко, – это смысл активности человека, его деятельности.


Для того чтобы понять, что такое мотив деятельности, обратимся к примеру.

Если человек стремится стать руководителем, цель его – приобрести статус начальника, мотив – удовлетворить потребность в признании, результат – высокая должность. В реальной жизни все не так схематично и примитивно, конечно. Мотивы чаще бывают многоуровневыми, как и цели.

Методы и способы деятельности

Анализ структуры деятельности логически заставляет выйти на целый ряд вопросов.

Как взаимосвязаны цель и результат, каким образом влияют эти моменты друг на друга? Что такое мотив деятельности? Каким способом он проявляет себя в процессе достижения цели?

Действительно, если мотив – это внутренний двигатель, то способ или метод достижения цели – это внешняя форма реализации деятельности. И она должна быть адекватна цели. Соответствие способов и методов полученному результату является качественной характеристикой процесса. Несовпадение форм и содержания деятельности с поставленной целью может иметь негативные последствия как для личности, так и для ближнего окружения.

Если человек стремится стать образованным, и его внутренним мотивом является потребность в познании, то покупка диплома никогда не станет адекватной формой реализации цели. Характеристика структуры деятельности всегда дает представление об адекватности цели, способах и результатах процесса.

Процесс – это всегда действия. Характеристика структуры деятельности разных вариантов дает представление о возможных путях развития событий. Действия могут вести к результату, тогда они формируют целесообразный процесс. Действия на уровне аффектов, привычки, ложных убеждений, заблуждений в отношении цели носят нецелесообразный характер и приводят к непрогнозируемым результатам.

Цели и мотивы деятельности

.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах

.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей

Ф. Н. Гоноболин. «Психология» Изд-во «Просвещение», М., 1973 г. OCR Biografia.Ru Приведено с небольшими сокращениями
Деятельность человека характеризуется наличием цели, которую он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности, а есть только отдельные случайные действия. Бывает, что человек сделал что-то, не ставя перед собой определенной цели. Так, сгоряча он совершил поступок, о котором потом сожалел. Результат поступка оказался нежелательным. В этом случае действия человека не имели характера деятельности, а представляли собой так называемый импульсивный поступок. На основе потребности у человека возникают мотивы деятельности, т. е. побуждения к ней, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Таким образом, мотив — причина, побуждающая к деятельности, а цель — это то, к чему стремится человек, выполняя определенную работу. Цель не всегда совпадает с мотивом. Но важно, чтобы цель стала мотивом деятельности. Тогда у человека возникает стремление как можно лучше выполнить свою задачу. Это становится его потребностью. В процессе деятельности перед человеком обычно стоит не одна цель, а целая система подчиненных друг другу целей. Если школьник решает пример по алгебре, то ближайшая его цель — выполнить действия так, чтобы получить правильный ответ. Но за этой непосредственной задачей стоит стремление научиться алгебраическим преобразованиям. Данная цель подчиняется, в свою очередь, более широкой задаче — изучить математику. Но и это не является конечной целью школьника. За этой задачей стоит более общая, главная цель — стремление юноши стать образованным человеком и знающим специалистом, строителем и членом коммунистического общества. В этой системе одни из целей являются ближайшими, другие — более отдаленными. Точно так же и мотивы деятельности бывают близкими, или короткими, и далекими. Если человек руководствуется только короткой мотивацией, то у него может не быть перспективы в деятельности. Это говорит об ограниченности его интересов или отсутствии необходимой принципиальности. Люди, которые руководствуются только ближайшими мотивами, обычно ставят перед собой и примитивные цели (удовлетворить свои материальные потребности, получить удовольствие). Эти люди, как правило, не склонны отказывать себе в чем-либо, они не привыкли преодолевать большие трудности. Человек, который руководствуется далекой мотивацией, рассматривает ближайшие цели только как необходимый этап, как ступень на пути к достижению главной цели своей деятельности. Трудности не побуждают таких людей отказываться от работы, отдельные неудачи не ослабляют, а только усиливают их стремление к решению поставленной задачи, которая нередко является целью всей жизни. Недаром И. П. Павлов среди причин, побуждающих его к деятельности, указал на существование трудностей на пути к поставленной цели.
к следующему параграфу …

Виды деятельности

Деятельность разнообразна. Выбранный путь зависит от разных параметров – возраста, профессии, статуса, сферы деятельности. Рассмотрим некоторые виды, чтобы проследить, как изменяется психологическая структура деятельности человека.

Этот процесс не начинается с совершеннолетием, когда человек становится способен делать свободный и самостоятельный выбор со всей степенью ответственности. Деятельность осуществляется с самых первых дней жизни. Изменяется лишь степень ее осознанности и мотивация.

Младенец, как и сформировавшаяся личность, имеет цель, но ее пока нельзя назвать осознанной. Но им движет сильный мотив – удовлетворение физиологических потребностей. Он уже осуществляет активность на подсознательном уровне рефлексов.

Далее добавляется игровая деятельность. В детском возрасте она является ведущей. На этом этапе уже проявляет себя общая структура деятельности. В ней отражена вся иерархия потребностей Маслоу в свернутом виде.

Следующий закономерный этап – учебная деятельность человека. Цель её – обретение новых знаний, умений, навыков. Это очень значимый вид деятельности.


Она присутствует на всех этапах жизни человека. Можно сказать иначе: любой вид деятельности выполняет учебную функцию.

Как правило, в процессе труда реализуется в полной степени целесообразная деятельность личности. В конечном итоге производится продукт, удовлетворяющий актуальные запросы общества.

Результатом творческого процесса становится произведение искусства. Стремление к самовыражению содержит структура деятельности. Схема демонстрирует тесную связь этого мотива и цели: мотив самовыражения ↔ способ ↔ цель. Но она имеет место не обязательно только в творческой среде. Элемент создания чего-то нового присутствует во всех формах человеческой деятельности, но в разной степени, конечно.

12. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТРУКТУРА, ВИДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ

Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Деятельность — это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Структура деятельности.

Деятельность имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких
слоев или уровней:
психофизиологических функций; операций; действий; деятельностей особенных, или особых видов деятельности.

В деятельности

выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называют действием. Следует отметить, что выполнение движения постоянно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Выполнение предметного действия включает сенсорный контроль и корректировку движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия.

В отношении человека с другими людьми осуществляется его деятельность, т. е. в ней выражается личность человека и одновременно она формирует его личность. Возникновение видов деятельности у человека представляет длительный процесс.

В течение первого года на основе развития исследовательского поведения ребенок узнает и знакомится с миром. Затем начинается практическое поведение. Далее развивается коммуникативное поведение — средство, благодаря которому ребенок может удовлетворить свои потребности и желания. Виды деятельности:

1) игра.

Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Особенность игрового поведения заключается в том, что его целью является сама «деятельность», а не практические результаты, которые достигаются с ее помощью;

2) учение.

Научение, или освоение опыта, – это главный фактор развития ребенка. Особым видом деятельности можно назвать учение, т. е. деятельность, которая направлена на усвоение определенной информации, форм поведения, но оно возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определенных знаний, умений, навыков;

3) труд

– представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно-полезных продуктов — материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека — это видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы.

Основные характеристики деятельности.

В развитой форме
предметность
свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.
Субъектность
деятельности выражается в таких аспектах, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.

Результат

Финальный этап, ради которого осуществляется любая деятельность, – это запланированный результат. Если он не соответствует ожиданию, человек может испытать фрустрацию – психическое состояние, характеризующее внутреннее опустошение, разочарование. Естественно, такого рода явление не способствует успешности и дальнейшей постановке целей. Поэтому так важно, чтобы результат принес радость. Последнюю нужно отличать от удовольствия. Радость человек испытывает в том случае, если вкладывает в процесс усилия для получения результата. В этом случае сам результат является логичным мотиватором дальнейшей деятельности, потому что людям свойственно стремление к положительным эмоциям.

Результат – это конечный продукт деятельности человека. Одновременно он должен отвечать поставленной цели. Структура деятельности человека совпадает в этой фазе. Достигнув цели и получив результат, индивид выходит на новый уровень потребности, которую нужно удовлетворить.

Результат часто выступает в форме продукта, но он не всегда имеет материальную оболочку.


Результатом может стать цель, приносящая радость от процесса труда. Если результат деятельности соответствует цели, значит, человек достиг положительного результата. Если нет, то формируется отрицательный опыт, который также должен быть учтен при составлении планов на будущее.

Рациональная деятельность и личность

Особого внимания заслуживает деятельность человека, цель которой – самосовершенствование. В ходе реализации этого процесса структура деятельности человека своим предметом и основой имеет личностный потенциал. У каждого из людей есть такая возможность. Но не каждый человек готов работать над собой. Только высокоразвитый индивид понимает, что он сам является лучшим предметом собственного развития. Какие особенности имеются у данного процесса?

  • Способность полностью отвечать за результаты своего развития.
  • Умение достигать успеха в той деятельности, в которой человек себя реализует полностью.
  • Цель имеет глубокий жизненный смысл, как правило, значимый для общества, выходящий за личные потребности отдельного индивида.
  • Высокий уровень организации личного пространства, подчинение способа жизни поставленной цели.

Следует заметить, что любая деятельность человека, цель которой его удовлетворяет, является элементом самосовершенствования. Дело в том, что радость – это всегда открытие собственных границ и возможностей. Кроме того, она еще и обеспечивает и позитивный настрой, который побуждает окружающих к совместной деятельности и способствует увеличению энергии этого процесса.

Еще Аристотель – отец «Логики» – называл целесообразную деятельность великим благом для общества и человека. Все подлинные ценности жизни с течением времени обретают еще большую значимость. Слова Аристотеля, несомненно, актуальны до настоящего времени.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]