Что такое духовно-нравственные ориентиры человека? Какова их роль в деятельности человека?


Феномен духовности

Понятие духовности предполагает две трактовки: секулярную и религиозную.

С точки зрения первой из них, духовность – это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала.

С точки зрения религиозной позиции духовность понимается как глубокая связь человека с Богом, достижение единства с ним и начало процесса «обожения» личности человека.

При этом и светская, и религиозная позиции предполагают, что источником духовности является совесть, которая трактуется как ощущение связи человека и Бога (религиозная позиция) или чувство внутренней гармонии и справедливости (светская позиция).

Начало

Что встает за основу при определении жизненных ценностей и ориентиров? Это то, чем мы «меряем» жизнь. Для большинства наших родителей и бабушек это были материальные блага, в виде квартиры, авто, дачи. В прошлом веке ты должен был быть как все, равняться на лучших: отличников, передовиков производства и так далее.

Сегодня материальные блага приобрести стало легче. Практически исчез дефицит, появились новые возможности зарабатывания средств, разнообразие товаров и услуг способно взбудоражить любую фантазию.

Это одна из предпосылок для изменения системы ценностей и ориентиров современного человека. Это способствовало тому, что собственная реализация вышла на первое место, оставив в стороне материальное.

Жизненный ориентир — понятие внутреннее, определить его сложно. Субъективные, внутренние координаты души и сознания самому определить и обозначить трудно.

Понятие нравственности

Понятие нравственности предполагает более конкретную трактовку. Обычно под этим феноменом предполагают часть общечеловеческой культуры, которая содержит в себе общечеловеческие нравственные ценности, моральные нормы, правила поведения, знания, убеждения.

На вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, можно ответить следующим образом: это духовные и нравственные показатели, заключающие в себя такие ценности как совесть, любовь, добро, чувство долга, красоту, стремление к истине, жажду справедливости, стремление к идеалу.

Определение понятия и признаки

Жизненные ценности – это своего рода абсолют, занимающий первичное положение в мировосприятии. Ими мы руководствуемся, ставя перед собой те или иные цели, через их призму оцениваем свои поступки, желания, а также поведение других людей. С их помощью мы расставляем приоритеты.

Чтобы стать ценностным ориентиром, существующее явление действительности должно получить эмоциональный отклик и рациональное объяснение своей значимости для конкретного человека. Поэтому навязать свою систему координат другому нельзя.

В процессе становления и развития личности ценности могут и наверняка будут меняться. В детстве на первый план выходят одни вещи, в юности иные, а во взрослом возрасте абсолютно противоположные. Приоритеты человека напрямую зависят от переживаемых им событий, влиянию на него определенных идей. Некоторые ситуации способны перевернуть сознание, посмотреть на свою жизнь под другим углом и полностью переосмыслить свою иерархию ориентиров.

Значение духовно-нравственных ориентиров

Мы установили, что духовно-нравственные ориентиры человека – это его ценности и убеждения. Это установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную деятельность человека и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания.

Фактически порядочность человека зависит от того, насколько в его жизни важны данные ориентиры. Например, не каждый человек может совершить акты воровства, измены или предательства, потому что не всем людям это позволяет сделать их совесть, а иначе говоря, их духовные и нравственные ориентиры.

А определенную часть людей принято называть «людьми с сожженной совестью», они способны на неблаговидные поступки потому, что не видят в них той степени зла, которая действительно там есть. Это люди с утраченными духовно-нравственными ориентирами.

Духовность человеческой жизни

Мужание людей совпадает с их осознанием себя как личности: они стараются оценивать личные нравственные качества и развивать сферу духовных пристрастий, включающих эрудицию, убеждения, эмоции, ощущения, желания и склонности. Наука определяет духовность человеческого общества как полный диапазон эмоций и интеллектуальных завоеваний человечества. Она концентрирует познание и исследование всех воспринятых человеческим обществом духовных традиций и креативное создание новейших ценностей.

Индивид, развитый духовно, отличается значимыми субъективными характеристиками, стремится к возвышенным духовным целям и замыслам, которые обуславливают характер его инициатив. Ученые считают духовность этично направленным стремлением и людским сознанием. Духовность рассматривается как понимание и жизненный опыт. Люди со слабо развитым духовным миром или совершенно бездуховные не в состоянии воспринимать всю многоликость и великолепие того, что их окружает.

Передовое мировоззрение считает духовностью наивысшую ступень становления и самоопределения взрослого индивида, когда основанием и жизненной сущностью являются не персональные желания и мироощущения, а главные общечеловеческие приоритеты:

  • благо;
  • милосердие;
  • прекрасное.

Овладение ими формирует ценностную направленность, сознательную готовность общества изменять жизнь сообразно этим принципам. Особенно это важно для молодежи.

Что такое духовно-нравственные ориентиры человека: золотое правило нравственности

Немалую роль в формировании духовно-нравственных ориентиров человека играет сформулированное в древности правило, которое принято называть «золотым правилом нравственности». Его описание можно найти в древнейших текстах, а также в текстах Нового Завета.

Оно гласит следующее: «Не поступайте с другими людьми так, как вы не хотели бы, чтобы они поступали с вами».

Данное правило очень просто. Однако если бы люди, знающие о нем, действительно воплощали его в своей жизни, на земле было бы гораздо меньше зла, несправедливости и несчастий. Вся беда заключается в том, что многие из нас, следуя горестным словам одного из апостолов, знают, где добро, однако ему не следуют, знают, где зло, но творят злодеяния.

ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВА ОБЩЕСТВА.статья на тему

ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВА ОБЩЕСТВА.

Максакова Ю.Н.

Чуева И.И.

SPIRITUAL VALUES ARE THE MAIN PART OF PEOPLE`S LIFE AND THE BASIS OF SOCIETY

Maksakova U.N.

Chueva I.I.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме воспитания духовных ценностей как важной части жизни человека и основы общества.

Abstrakt. The article is devoted to the actual problem of spiritual values`s education, which is the main part of people`s life and the basis of society.

Ключевые слова: духовные ориентиры, мораль, идеал, ценности.

Keywords: spiritual values, moral, ideal, values.

Духовные ориентиры являются очень важной частью жизни человека и основой общества во все времена. Они зародились ещё в древнейшие времена. Проходило много времени и духовные ориентиры личности никогда не теряли своей значимости. Во все времена людьми ценились такие качества как честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, своей Родине, доброта, а ложь, лицемерие, предательство, — считались качествами, недостойными “настоящих людей”.

В состав духовных ориентиров личности входят важнейшие понятия, основные из которых мораль, ценности и идеал. Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Мораль включает в себя идеалы, ценности. Идеал – это совершенство, высшая цель того, к чему стремится человек. Ценности – это то, что наиболее дорого для человека и человечества. Виды ценностей можно разделить на 6 групп. Ценности бывают правовыми, нравственными, политическими, профессиональными, религиозными и художественными [1]. Духовные ориентиры личности очень важны в жизни общества. Ведь к духовным ориентирам личности относятся патриотизм, совесть, ответственность и другие важнейшие черты личности.

Понятия ценностей довольно обширны, каждый человек что-то ценит. Не всегда ценности людей совпадают друг с другом. Благодаря морали люди стараются прилично держать себя в обществе, но некоторым людям не близки такие понятия и поэтому в нашем обществе все чаще совершаются различные преступления. Но большинству людям близки мораль, ценности и идеалы, так как они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Без них не было бы многого и мы, люди, были бы совсем другими, нам были бы чужды многие понятия и жизнь была бы полностью другой.

Л.Н. Толстой говорил: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот»[2]. Я думаю, смысл высказывания Л.Н.Толстого заключается в том, что человек может построить свою судьбу «своими руками», только если он сам будет развивать свой духовный мир.

Я соглашусь с данным высказыванием. Тот, кто развивает себя не только физически, но и духовно, способен ставить себе правильные цели, достигать их, стремиться к лучшему, искать свой «идеал». Каждый духовно развитый человек должен знать, что морали, ценности и идеалы – это духовные ориентиры личности, должен всегда и следовать им. Тогда в нем сформируется нравственное начало, и он сможет «своими руками» построить свою судьбу.

Еще Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. То есть личность, стремящаяся к духовной жизни, способная к самоконтролю и саморазвитию, сможет найти правильные ориентиры в жизни. Это подтверждает слова Толстого.

И наоборот, если человек не будет духовно развиваться, его существование станет обыденным и скучным. У него не будет целей в жизни и он не сможет найти в ней свой смысл. Поэтому так важно, чтобы человек развивал в себе добрые качества, мораль, нравственность, и тогда вся его деятельность, вся его жизнь обретёт смысл.

Нравственные чувства начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он находится. При целенаправленном воспитании чувства у ребенка становятся гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших «правильного» воспитания. Как говорил А.С. Пушкин: “Отсутствие воспитания есть корень всякого зла”[3].

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. “Все педагоги нашего времени сходятся на том, что в деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка и что любовь завоевывается преимущественно любовью же”[4]. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг ребенка. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества как доброжелательность, готовность помочь и т.д. Очень важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили с ним его радость.

Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношений в семье, так как они являются свидетелями и участниками этих взаимоотношений. Как отметил русский писатель и педагог А.Н. Острогорский: “Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатление ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы”. [5]

Развитие нравственности в человеке начинается в семье и имеет своё продолжение в детском саду и школе. В последнем институте оно становится более целенаправленным. Поэтому заботиться о нравственном воспитании детей должны не только педагоги и воспитатели, но и родители.

В начальной школе ребенок начинает приобретать определенные знания. В нём уже сформированы некоторые черты характера, которые нужно развивать дальше и направлять в нужное русло. Именно в школе продолжает закладываться нравственный облик личности.

Перед взрослыми возникает задача научить детей не только внешне выглядеть воспитанными, но и быть таковыми, обладать добрыми человеческими качествами. Чтобы поступки личности соответствовали нормам и правилам, принятым в обществе, необходимо, чтобы общечеловеческие нравственно-духовные нормы были пережиты самим воспитанником, чтобы среда, в которой он живет, предполагала постоянную ориентацию личности на общечеловеческие ценности. И только взрослый человек может быть этим ориентиром для ребенка, примером правильного поведения, подражания.

В наше время нравственное воспитание становится необходимостью, так как мир наполнен жестокостью, грубостью и развратом. Семья и школа оказывают определённое влияние на понимание ребёнка о том, как правильно себя вести, что можно делать, а что нельзя. И, конечно же, ведущая роль принадлежит семье. Следовательно, именно родители должны не только воспитывать и прививать нравственные качества, но и развивать все грани личности своего ребёнка. Как сказал Филипп Лобстейн – «задача нравственного воспитания – воссоздание человека изнутри, вручную, причём начинать следует с себя».

Литература

  1. Обществознание 10 класса Л.Н. Боголюбов — М.: 2014. — 351с.
  2. https://mirkultura.ru Нравственное учение Льва Толстого.
  3. nsportal.ru Педагогические взгляды А.С. Пушкина
  4. mama66/ru Нравственное воспитание детей в семье, в детском саду и школе.
  5. Журнал «Известия Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского». Выпуск 28, 2012г. Грицай Л.А. «А.Н. Острогорский об основных приоритетах родительского воспитания детей в семье».
  6. Лобстейн Ф.Уроки раздумья: педагогика нравственного развития. пер. с ф. Н. Малевич. М. Библейско-Богословский институт св. апостоля Андрея. 2000. 84с C.79

Духовное и нравственное воспитание

Говоря о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нельзя не сказать и о необходимости организации духовного и нравственного воспитания.

О том, как воспитать такого благородного человека, задумывались еще педагоги древности. И сегодня на эту тему написано немало трудов.

Как правило, сводятся они к тому, что родителям и педагогам советуют прививать духовно-нравственные ориентиры детям своим жизненным примером. Ведь если родители говорят ребенку поступать справедливо и честно по отношению к окружающим людям, но сами в своем поведении далеки от идеала, то и ребенок, скорее всего, унаследует их дурной пример, не обращая внимания на их благородные слова.

Условная шкала жизненных приоритетов

Выделяют основные, вечные ценности, благодаря которым сформировалась общая система ценностей для всех людей на планете. Это:

  1. Здоровье. Пожалуй, данный пункт для многих станет основным фактором, оцениваемым очень высоко. В свою очередь здоровье можно отнести как к категории духовного и физического благополучия, так и к категории социальные ценностей. Это объясняется тем, что для многих из нас разные кризисы, неудачи и неблагоприятные ситуации являются весомым показателем для оценки состояния здоровья.
  2. Семья. Это одна из главных ценностей в жизни человека. Несмотря на то что существуют и те, кто отказывается от создания семьи или рождения ребенка, а также невзирая на пропаганду однополых браков, забота о близких остается основным направлением деятельности многих людей на планете.

Что такое семейные ценности? Это понятие, которое не может существовать отдельно от семьи, потому как под ним подразумеваются различные правила, идеалы, реликвии и воспоминания, которые накапливаются годами и передаются из поколения в поколение. И здесь можно привести массу примеров из жизни.

Например, старые фото и рассказы предков, эстетические нормы, правила поведения, представления об отношениях в семье, традиции и многое другое. То есть семейные (или традиционные семейные) ценности представляют собой совокупность представлений каждого члена семьи о сплоченном общими интересами сообществе, в котором каждый способен влиять на выбор жизненных целей и ориентиров, а также способов самореализации и организации будущего.

  1. Успех в различных сферах жизнедеятельности и в жизни в целом. С развитием культурного общества все более приоритетными становятся престижное образование, высокая должность и приличный заработок, всеобщее признание и положение в обществе. В связи с этим успех и перспективная самореализация – это те ценности в жизни, которые находятся в почете у большей части населения.
  2. Время. Многие считают время бесценным ресурсом, который нельзя купить, продать или обменять. И те имеющие значение духовные структуры, которые накапливаются с течением времени, зачастую формируют ценности семьи, опыт и воспоминания.
  3. Финансы (деньги). Это весьма немаловажный пункт, который высоко оценивает каждый второй человек, что совсем не удивительно, учитывая экономическую ситуацию в мире. Деньги для многих – это средство успешного, счастливого существования, полноценного развития.
  4. Отдых и возможность путешествовать. Не удивительно, что многие из нас считают для себя данный пункт приоритетным, ведь возможность отдыхать и путешествовать не только приносит бесценный опыт, новые знания и эмоциональную разрядку, но и делает вклад в шкатулку семейных ценностей.

Все вышеперечисленные пункты представляют базовые ценности. Помимо них есть и другие, которые являются не менее распространенными в современном обществе: это творчество, ближайшее окружение (друзья и родственники), духовное развитие, свобода, авторитетность, общение и т.д.

Говоря про жизненные ценности, нужно понимать, что они являются «внутренним маяком», к которому должен привести нас каждый последующий шаг и поступок. И если реальность не соответствует внутренней модели вашего мира, это может выражаться в периодически возникающих проблемах, стрессовых ситуациях и ухудшении состояния здоровья. Когда вы поставите перед собой конкретную цель и правильно определите приоритеты, то сможете обрести уверенность в себе и станете успешным, а главное – счастливым человеком.

Истинные и ложные жизненные ценности

Существуют ценности, которые большинство людей считает основными, психологи называют их истинными. В современном обществе принято, что состоявшийся человек должен построить карьеру, завести семью, обзавестись материальным достатком, чтобы обеспечить комфортное существование себе и близким.

Безусловно, все это важно, но при условии, что человек приобретает все блага своим трудом, старанием, способностями. Но у каждой ценности есть некая обратная сторона. В психологии этому явлению дано определение – ложные ценности.

Они возникают из-за неуемного стремления обладать тем, что человеку кажется главным.

Например, сейчас принято считать индивида состоявшимся, если он обладает дорогой машиной, айфоном последней марки, возможностью отдыхать за границей. Если не получается получить такие блага, личность с ложными ориентирами испытывает разочарование в общечеловеческих ценностях.

Что такое жизненные ценности?

Жизненные ценности – это те вещи, которыми дорожит человек. Они служат ему ориентиром, являются целями и стремлениями.

Понятие «жизненные ценности» неразрывно связано с мировосприятием. Ориентиры, которые личность для себя выбрала, становятся условной призмой. Через неё оцениваются поступки других людей, делается собственный выбор.

Жизненные ценности помогают человеку определиться с приоритетами в жизни. Интересно, что жизненные ценности меняются с возрастом. Опыт, полученный с годами, влияет на все ориентиры.

В некоторых ситуациях личность способна полностью пересмотреть свою жизнь, осознать её неправильность и установить для себя другие ценности. Теперь они будут приоритетами. Если такое происходит, о человеке говорят, что он изменился. При этом изменения могут быть как негативными, так и положительными.

Допустим, алкоголик со стажем в 15 лет, сталкивается с уходом жены, с ненавистью детей, потерей работы. Его не устраивает подобная ситуация. Он проводит глубокую внутреннюю работу и принимает решение полностью изменить жизнь. Пьяница отказывается от пагубных привычек, устраивается на работу, налаживает взаимоотношения со своей семьёй. Он поменял свои ориентиры, сделал приоритетными такие ценности, как семья, карьера, здоровье.

У каждого человека имеется собственная система жизненных ценностей. Навязать свои приоритеты другому невозможно. Но всегда удаётся найти единомышленников, то есть тех, кто живёт по тем же принципам, придерживается тех же правил.

Жизненные ценности — мотивационный фильм

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]