По окончании девятого класса средней общеобразовательной школы ученикам в рамках итогового экзамена предлагается написать изложение. Часто для таких заданий выбираются тексты на различные актуальные темы, например, о том, как в обществе культивируется идея индивидуализма. Не обладая достаточными знаниями по данному вопросу, выполнить эту работу бывает гораздо сложнее, чем если заранее подготовиться к ее написанию. Данную статью можно использовать в качестве дополнительного материала для изучения темы перед сдачей экзамена.
Индивидуализм — это одна из характеристик, которая может быть присуща как человеческому сообществу в целом, так и отдельным индивидам. Вопрос о его сущности и роли в жизни людей уже не первый год изучается в рамках целого ряда дисциплин, которые носят общее название поведенческих. К ним можно отнести такие отрасли знания, как психология, философия, педагогика, социология и многие другие.
Первые упоминания
Как правило, два термина — индивидуализм и коллективизм – противопоставляются друг другу. Если взглянуть на самые ранние научные работы, в которых были упомянуты данные явления, то можно заметить, что их авторы, как правило, давали однозначную оценку этим характеристикам.
В античной философии и в средневековых трактатах чаще всего не было и намека на то, чтобы рассматривать личность с точки зрения ее отношения к нормам общественной морали, устоям и традициям социума.
Британский ученый Адам Смит (портрет смотрите на иллюстрации выше) и француз Алексис Токвиль были первыми создателями отдельных научных работ, посвященных этой теме. Они придерживались мнения, что индивидуализм — это единственное общественное и личностное мировоззрение, которое ведет к прогрессу.
Говоря об этом, они приводили в пример доисторические общества, существовавшие при так называемом общинном строе. В этих социумах господствовала коллективистская форма сознания.
Идеалы и идолы
На протяжении истории человечества формировались различные ценности индивидуализма, которые прогрессировали и видоизменялись, однако дошли до наших дней. Можно сказать, что по сравнению с обществом 19 столетия, ныне данная система мировоззрения куда более распространена с социальной точки зрения – у людей больше свобод и прав. На основе чего наше общество стало таким, почему мы достигли этой точки развития? Для этого достаточно взглянуть в ретроспективу и обратить внимание на знаменитых предков. В античном мире индивидуалистом был мифический Ахилл из Илиады. Несмотря на то что воевал он за державу, он имел на все свое собственное суждение и действовал так, как считал нужным. В эпоху Средних веков индивидуалистов именовали бунтарями и считали главной опасностью общества – достаточно вспомнить Жанну Д’Арк. Начиная с эпохи Возрождения мы видим, что индивидуализм – это в основном литература. Даниэль Дефо, Джек Лондон, Достоевский, все поэты Серебряного века и многие другие. Главной ценностью в жизни вышеупомянутых персон была возможность самостоятельно принимать решения и делать свою жизнь отличной от других.
Совместное противостояние силам природы
Древние люди, не понимавшие законов устройства окружающего мира и не знавшие более эффективных способов добычи пропитания и постройки жилищ кроме тех, где требовалось участие большого количества человек, соответственно не могли и помыслить о том, чтобы противопоставить свою индивидуальность коллективу.
Отрыв от общества, изгнание из его рядов означали неминуемую гибель. В этом смысле обстоятельства мало изменились и в античности, и даже в период Средневековья. Тем более что в те времена о последних достижениях науки было известно только весьма ограниченному по численности кругу людей.
Представления идеализма и идеи
Ценности, направленные на формирование личности, ее развитие, ориентированы на определенные правила.
- Недопустимо, чтоб кто-то был использован в коварных намерениях с целью достижения какого-то задума.
- Моральные установки определяют добропорядочность всех индивидов.
- Осознание того, что права всех членов общества равны, а также обязанности.
- У всех есть свобода выбора.
- Окружение человека способствует его развитию.
- Рассматривая все общество, права человека являются первичными.
- Личность является носителем обязанностей.
Этот принцип хорошо ориентируется на защиту человеческих прав, а также влияет на самодостаточность личности, на ее самоорганизацию, возможность противостоять воздействиям со стороны. Общество является совокупностью отдельных индивидов, которые берут на себя ответственность за поступки свои и за свои собственные. Данное явление может быть присущим, как отдельному индивиду, так и в целом обществу.
В древности человеческие особи все делали сообща, имел место коллективизм. Для того, чтобы добыть продукты для пропитания, построить жилище, требовалась совместная работа многих людей. Поэтому и речи не могло быть о том, чтобы индивидуальность смогла начать противостоять коллективу. Человек, который мог бы попытаться оторваться от существования в обществе, подписывал бы себе смертный приговор. В период античности и средневековья ситуация особо не менялась. В эпоху Ренессанса начала провозглашаться идея о том, что человек должен гармонично развиваться, как отдельная личность. Стали рассматривать отдельных индивидуумов, а не целое государство. Данное мнение было высказано деятелями искусства, которое, по сути, и стали предвестником будущего индивидуализма. Основательно развитием данного вопроса занялись социологи и политологи.
Существует категория людей, которые выступают против противопоставления коллективизма с индивидуализмом. Основным доводом является то, что индивид, который принимает ценность своей свободы и независимости, обязан признавать ее за каждым членом общества, значит соглашаться с тем, что все сообщество, в котором он живет, является ценным.
Общество является совокупностью отдельно взятых индивидуумов. Неудивительно, что такие события, как революции, войны, переселение народов — это желание не всего общества, а отдельных личностей, которые повели за собой массы. Также существует и иная теория, о которой говорили приверженцами историзма. Данные мыслители были убеждены в том, что одна личность не способна оказать значимую роль для мировой цивилизации.
Роль личности в истории
Эти идеи со временем сформировались в учение, которое получило название методологического индивидуализма.
Его последователи считали, что роль различных человеческих сообществ в мировой истории сильно преувеличена.
Группы людей не стоит рассматривать, следуя тем же принципам, что используются при изучении отдельных личностей. В конечном счете, общество есть не что иное как совокупность людей. Поэтому, исследуя различные исторические события, нужно опираться не на психологию масс, а на сведения об отдельных характерах и судьбах. Изложение идеи индивидуализма такого вида в крайней форме его проявления может выглядеть следующим образом.
Все исторические события, такие как войны, революции, переселения народов — это идеи отдельных людей, которые затем были подхвачены массами.
В сравнении с противоположным термином
Для контраста попробуем сравнить коллективизм и индивидуализм и определить, почему каким-то людям свойственно одно, а другим – другое. Коллективизм – это склонность личности функционировать и мыслить в большом обществе. Как правило, в таких случаях люди зависят друг от друга или же от главы такой группы. Самый первый коллектив, в который попадает человек – это семья. Если она большая (много детей, или бабушки, дедушки, тети, дяди), то ребенок растет именно с коллективным мировоззрением. В будущем для него важно мнение окружающих, он стремится устроиться на работу в компанию с большим штатом сотрудников, ищет много друзей. Если же ребенок в семье один, в нем развивается индивидуалистическое мировоззрение, о котором мы говорили выше.
Другая точка зрения
В противовес этой теории существует и другая, которая в разное время высказывалась сторонниками таких учений, как холизм и историзм. Эти мыслители утверждали, что отдельная личность не может играть какой-либо значительной роли в масштабе мировой цивилизации.
Все процессы, происходящие в сфере политики и экономики, как правило, протекают по одним и тем же сценариям. То же самое можно сказать и про судьбы отдельных народов и государств. Каждая из таких общественных формаций проходит стадии зарождения, развития, расцвета, угасания и смерти. По подсчетам некоторых историков, большинство крупных высокоразвитых цивилизаций существует около 2000 лет. Есть и некоторые исключения (Индия, Китай), но они, как принято считать, только подтверждают правило.
Что такое коллектив и коллективизм
Коллектив – группа людей, связанная общим делом, общими целями, установками и ценностями. Коллективизм – мировоззрение, при котором интересы группы становятся важнее интересов личности. Но, как правило, общие интересы совпадают с индивидуальными. В противном случае индивид покидает коллектив – участие в коллективе добровольное.
При принятии решений участник коллектива ориентируется на последствия для значимого сообщества. Он участвует в жизни других людей, может сам попросить помощи или совета. Коллективизм рождает чувство долга у участников. Жизнь в коллективе предполагает соблюдение его традиций и норм. Коллективист заботится о коллективе больше, чем о себе.
Коллективизм и социализм
Сторонники индивидуалистических теорий в исторической науке в 19 веке подверглись многочисленным нападкам социалистов. По мнению последних, те исследователи, которые склонны рассматривать человеческие общества лишь как собрания отдельных людей, уподобляются глупцам, что, видя множество деревьев, отказываются назвать их лесом.
Карл Маркс также отвергал идею методологического индивидуализма. Он утверждал, что независимо от действий и желаний отдельных личностей, все цивилизации проходят путь от первобытнообщинного строя до капитализма, распад которого приводит к социализму.
Таким образом, для исторической и социологической науки индивидуализм — это учение, согласно которому наибольшее влияние на глобальные процессы оказывают отдельные люди. Противоположностью этой теории являются такие концепции, как холизм, историзм и некоторые другие.
Методологический индивидуализм
Данным термином именуется теоретическая позиция. Предполагается, что для адекватной социологической оценки того или иного явления или объекта необходимо обращаться к индивиду, то есть к человеку. Тут имеется в виду именно человеческий фактор, непостоянность и нестандартность. Иными словами, если в былые века над заключенными вершили суд исходя из писаных законов, порой очень жестоких, без прав на амнистию, то сегодня любое преступление рассматривают сквозь различные призмы, находя при этом разумный и гуманный компромисс. Принцип методологического индивидуализма заключается в том, что обращение к некому «гуманному разуму» (не суть важно, живой это человек, у которого просят совета, или же некое божество) может осуществляться как простым гражданином мира, так и представителем государственной власти. Каждый из них должен искать наиболее разумное решение любого вопроса, взвешивая при этом все обстоятельства.
Индивидуализм в экономике
Данное понятие существует и в экономической науке. В рамках этой дисциплины оно трактуется следующим образом: индивидуализм — это способ ведения хозяйства, при котором преобладает мелкое предпринимательство и небольшие предприятия, руководимые одним лицом.
По мнению того же Карла Маркса, такой способ организации производства и осуществления земледелия к 19 веку начал себя изживать, хотя он и был актуален при зарождении капитализма.
В трудах этого ученого говорится о том, что на смену мелкому предпринимательству должны прийти крупные коллективные формы организации хозяйства. Данной концепции стали придерживаться большевики в целях вывода страны из экономического кризиса, сложившегося в результате первой мировой и гражданской войн.
Такая экономическая политика в первые годы советской власти оказалась в высшей мере эффективной. В результате создания крупных промышленных предприятий в больших населенных пунктах и колхозов в деревнях и селах тысячи людей получили работу, а производимая продукция была надлежащего качества, благодаря широкому внедрению инновационных технологий.
Однако впоследствии были допущены значительные промахи при переходе на данный способ ведения хозяйства в некоторых азиатских республиках Советского Союза. Так, коллективизация в Казахстане имела многочисленные негативные последствия, на преодоление которых потребовались долгие годы. В связи с созданием колхозов люди, до этого занимавшиеся разведением верблюдов, оказались привязанными к определенной территории. Это обстоятельство лишило животных возможности переходить на другое место при истощении зеленой растительности. Таким образом, одна из исконных отраслей животноводства Казахстана была практически полностью уничтожена.
Медицинские интернет-конференции
ИНДИВИДУАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Ващенко И.С., Рыкалина Е.Б., Фахрудинова Э.Р.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Человек в своем поведении ориентируется на определенные ценности, существующие в обществе или в референтной для него социальной группе. Эти ценности входят в структуру его убеждений в виде определенных образцов оценивания окружающего мира, которые становятся основой выбора собственных поступков. В современном мире все большее значение приобретает такое понятие как «индивидуализм». С каждым годом происходит все большее распространение ценностей индивидуализма среди разных групп населения. [1]
Цель нашей работы: определить степень индивидуализации в разных возрастных группах населения.
Задачи: провести социологический опрос в разных возрастных группах для выявления индивидуальных или коллективных приоритетов, проанализировать полученные результаты по 2-м возрастным группам.
Актуальность избранной темы исследования очевидна по многим причинам. С течением времени поколения людей становятся все устойчивей к различным факторам социальной среды. Но вместе с тем с каждым годом такие качества как взаимопомощь, сочувственное отношение к окружающим, способность помочь незнакомому человеку все больше отходят на второй план. Ценности индивидуализма заполняют собой все большее и большее пространство современного социума.
Начало распространению индивидуализма положила эпоха Возрождения, оказавшая решающее воздействие на дальнейшее социально-историческое развитие цивилизации, в качестве приоритетного обозначила принцип гуманизма, подразумевавший повышенное внимание к проблеме личности, ее духовным запросам, потребностям и интересам в системе взаимодействий «человек-общество». Еще А. Смит в «Богатстве народов» (1776) выразил мысль о том, что индивид, заботясь о личной выгоде, независимо от своего желания, приносит и пользу обществу большую, чем бы он сознательно стремился к общему благу. А. Токвиль в своем труде «Демократия в Америке» (1864) применил ранее использовавшийся только во франкоязычной литературе термин «индивидуализм», под которым он подразумевал «взвешенное и спокойное чувство, побуждающее гражданина изолировать себя от массы себе подобных и замыкаться в узком семейном и дружеском кругу, создав для себя, таким образом, маленькое общество, человек перестает тревожиться обо всем обществе в целом».
Современная наука считает базовыми признаками индивидуализма главенство личных целей, зачастую несовпадающих с групповыми и самостоятельность действий личности. Свобода и личная независимость согласуются с такими демократическими принципами как отсутствие ограничений со стороны власти, гарантия реализации прав и свобод, плюрализм мнений. Индивидуализм позволяет раскрыть уникальность человека. Однако автономность индивида предполагает, что во главу угла он ставит личные интересы, полагаясь только на самого себя. При этом человек нередко пренебрегает предписаниями морали, в его сознании приоритетными являются установки на самореализацию, достижение личного успеха, эгоизм, удовлетворение собственных потребностей и удовольствий, а интересам собственного народа, общества или социальной группы не предается особое значение. Взаимопомощь, взаимовыручка, товарищество, чувство долга во всех его проявлениях нередко чужды индивидуалистам, они могут остаться равнодушны как к частным проблемам окружающих, так и к проблемам общества, страны. Г.Триандис предложил специальный термин «идиоцентрик», обозначающий людей с индивидуалистическим мировоззрением. Они не склонны к скромности, ориентированы на постоянное самосовершенствование и свои чувства ставят выше взаимоотношений с людьми. Индивидуалисты показывают более высокие результаты, работая самостоятельно и стремясь повысить свои личные результаты. В конфликтной ситуации они стремятся изменить ситуацию, а не себя. В отношениях с другими людьми идиоцентрики-индивидуалисты стремятся к недолговечным отношениям, не носящим глубокого характера. Тотальный индивидуализм современности создает новый круг в сфере межличностных взаимодействий, в первую очередь связанных с созданием семьи, трудовыми отношениями в коллективе. Еще одной его отрицательной стороной явился рост числа психических расстройств, суицидальных попыток, вызванный тем, что люди не справляются с грузом ответственности, налагаемых принципом полагаться на себя.[2] Свобода личности иногда может принимать эгоистические формы и выражаться в девиантном поведении (алкоголизм, наркомания, экстремизм и др.).
Наиболее ярко индивидуализм проявляется в странах Запада, чему способствует идеологические концепции, свобода предпринимательской деятельности, специфическая система образования, нуклеарная семья, в которой не прививается тщательное поддерживание родственных отношений и поощряется самостоятельность, ранняя финансовая независимость детей. В современном российском обществе все более усиливается индивидуализм, что таит под собой потенциальную опасность для национальной культуры и самосознания. Традиционный коллективизм, общинность, взаимопомощь идут в разрез с индивидуалистическими ценностями. [3]
В своей работе мы провели исследование, целью которого было определить степень индивидуализации среди представителей современной молодежи и среди людей старше 36 лет. Исследование проводилось по особой методике, основанной на методе измерения культурологических индикаторов Герта Хофстеда с включением вопросов, касающихся взаимопомощи согласно проекту Фонда Общественное мнение. Вся генеральная совокупность составила 140 человек и разделена на 2 возрастные группы. Первая – студенты СГУ им. Чернышевского и СГМУ им. В.И. Разумовского в возрасте 18-20 лет (70 участников); вторая – их родители, люди из возрастной категории 36+ самых разных профессий (70 участников). Данные по результатам исследования представлены в таблицах.
Таблица №1. Показатели IDV в возрастной группе 18-20 лет
Таблица №2. Показатель в возрастной группе 36+
В таблицах №1 и №2 представлены статистически обработанные показатели индивидуализма (IDV), посчитанные по методике Хофстеде в 2-х возрастных группах. Индивидуализм (IDV) – это показатель того, предпочитают ли люди заботиться только о себе и собственных семьях либо имеют склонность объединяться в некие группы, которые несут ответственность за человека в обмен на его лояльность группе. [4]
Индекс индивидуализма в возрастной группе 18-20 лет принимает более низкие значения (11,8 и 12,2), чем в возрастной группе от 36 лет (14,03). По шкале низкое значение индекса свидетельствует о наибольшем проявлении индивидуализма. Как видно из данных, представленных в таблицах, сторонников принципов индивидуализма намного больше среди молодого поколения, т.е. исследуемой группы №1. Достоверность различий подтверждена t-критерием Стьюдента. [5]
Первостепенными для представителей первой группы являются такие ценности как: достаточное количество времени для личной и семейной жизни; свобода в организации своей деятельности; получение удовольствия от жизни. При этом представители исследуемой группы не желают вмешательства в их личную жизнь; считают, что в решении всех вопросов могут надеяться только на себя; социальные связи внутри коллектива – группы дистанционны, их возникновение обусловлено неизбежностью повседневного контакта. В возрастной группе №2 индекс индивидуализма заметно ниже по своему значению. Её представители ориентируются на такие ценности как возможность обучения или повышения квалификации наличие хороших условий труда; возможность использовать все свои знания. Участники данной группы ожидают, что коллектив будет заниматься их личными делами, защищать их интересы; взаимодействия между людьми основываются на чувстве долга; социальные связи внутри группы характеризуются сплочённостью, тесными контактами.
Для получения более точных результатов был проведен еще один опрос. Его целью была попытка выявить способность опрашиваемых к бескорыстной помощи окружающим, их отношение к социальным связям внутри коллектива.
Диаграмма №1. Возрастная группа 18-20 лет
Диаграмма №2. Возрастная группа 36+ лет
Согласно результатам 2-го опроса, в возрастной группе № 1 чаще забывают о взаимопомощи, сочувственном отношении к окружающим, что по данным института социологии Российской Академии Наук также является одним из признаков проявления индивидуализма. [6] Сопоставив полученные данные с данными Российской Академии Наук за 2007 год получили:
- Количество приверженцев принципов индивидуализма среди молодежи выросло по отношению с 2007 годом с 63% до 69%; в 1997 году приверженцев принципов индивидуализма было всего 54% от всей исследуемой совокупности. Примечательно, что в одинаковых возрастных группах двух Саратовских ВУЗов мы получили результаты, сильно различные по числовым значениям. Возможно, подобное различие связано со спецификой выбранной профессии.
- Среди старшего поколения количество индивидуалистов тоже выросло, с 46% до 51% в период с 2007 по 2012 год.
Из полученных данных видно, что с каждым годом идеология индивидуализма прогрессирует, все больше и больше укореняясь в сознании людей. Этот рост будет продолжаться и дальше. У молодых поколений все больше фиксируется в сознании принцип: «Мне никто не нужен, и моя помощь тоже не должна быть кому-то нужна. Если ты не справляешься с трудностями, ты виноват в этом сам. Выбери для себя другой путь, полегче, и не мешай тем, кто сильнее тебя».
Переходя к выводам можно сказать, что, проведя анкетирование и проанализировав полученные данные, мы получили картину распространения принципов индивидуализма в разных возрастных категориях. На сегодняшний день индивидуализм в обществе прогрессирует, что четко видно из сравнения данных за 1997, 2007 и 2012 года. Уходят в прошлое такие качества как отзывчивость, взаимовыручка, коллективное сознание. Исходя из вышесказанного, мы полагаем, что необходима государственная идеология, направленная на сплочение людей, осознание каждым своей роли в обществе, чему способствуют развитие институтов гражданского общества и поддержка произведений культуры, СМИ, всемерно пропагандирующих вышеперечисленные качества. К сожалению, подобного рода изменения будут видны очень нескоро. Нужно около 20-30 лет для того, чтобы привить людям другие нравственные ориентиры и вырастить в идеологии коллективизма новое поколение.
Индивидуализм как качество личности
Именно в таком ключе рассматривает это явление психология. Поэтому можно сказать, что индивидуализм — это стремление к независимости или к наименьшей зависимости от общества. Она в свою очередь может трактоваться как способность мыслить и действовать вне существующих шаблонов (традиций, обычаев, общественного мнения и так далее). Таким качеством обладали все великие ученые, деятели искусств и прочие люди с ярко выраженным творческим началом. Это свойство можно иначе назвать нонконформизмом.
В литературе по психологии этому термину нередко дается и другое определение, а именно: индивидуализм — это сосредоточение человека исключительно на поиске личных выгод. Такие люди не способны к проявлению взаимопомощи, сострадания и так далее. Это душевное качество по-другому можно обозначить словом «эгоизм».
Такая характеристика личности чаще всего вызывает резко негативное отношение, в то время как свободное критическое мышление, здоровое стремление действовать не по шаблону, находить новые пути — без сомнения, положительная характеристика человека.
Привитие подрастающему поколению таких качеств — одна из целей современного школьного обучения, прописанная в новом образовательном стандарте.
Что такое индивидуализм
Понятие индивидуализма как потребности снизить давление на личность со стороны окружающего социума, сформировалось среди сообщества политических философов Англии эпохи нового времени. Именно принцип индивидуализма, являющимся основополагающим классической политэкономики, сформулировал Адам Смит. Который гласит, что индивид, заботящийся о собственной выгоде, приносит пользу обществу, независимо от направленности на это, эффективнее, чем сознательное стремление к благу социума. Сторонники же социалистических теорий начали использовать индивидуализм как противопоставления социализму, что привело к укоренению отрицательного трактования индивидуализма эгоизмом.
Формирование индивидуализма начинается с детства. Доминирующей в социуме становится тип нуклеарной семьи, состоящей из пары или одного взрослого с ребёнком, что противопоставляется расширенной семье традиционного типа, с совместным ведением хозяйства несколькими поколениями, что уже ограничивает раннее формирование опыта коллективного сосуществования. Нуклеарная семья существенной целью воспитания видит научение самостоятельной жизни. Ожидается, что совершеннолетний ребёнок оставит семью и будет вести отдельное хозяйство, возможно сведя контакты с родственниками к минимальным или полностью прекратив их.
Воспитывая самостоятельность, родители поощряют, чтобы ребенок учился и готовился к самостоятельному заработку, карманные деньги являются собственностью ребенка. Практика подработки даёт возможность молодым людям постепенно становится независимыми от экономических ресурсов родителей.
На развитие индивидуализма ориентирована также социальная система западного и про-западного общества. Поскольку общество постепенно снимает с себя опеку о будущем поколения, то приоритетным формированием становится умение приспосабливаться. Автономности способствует система образования, когда социальное происхождение не играет существенной роли, конституционно предусмотрено равноправие. Ориентир на достижение целей, а не построение долгосрочных отношений, приводит к созданию и распаду ячеек коммуникации в зависимости от задач.
Принцип открытого выражения и дальнейшей защиты индивидуального мнения, в том числе неприятного для социума, столкновение противоборствующих позиций и прямая конфронтация естественные для развития общества.
Одна из главных, статистически подтвержденных, основ развития индивидуализма – благосостояние общества. Высококвалифицированные специалисты и представители верхушки общества более склонны к индивидуализму. Но получая независимость, индивид всё больше остается один перед лицом возникающих проблем, а воля выбора несет бремя личной ответственности, что увеличивает стрессовую нагрузку.