Проблема Нравственности и глобальный кризис общества (2 фото)

Нравственность – это стремление личности оценивать сознательные действия, состояния человека на основании совокупности осознанных норм поведения присущих конкретному индивиду. Выразительницею идей человека нравственно развитого есть совесть. Это глубинные законы порядочной жизни человека. Нравственность является представлением индивида о зле и добре, об умении грамотно оценивать обстановку и определять типичный стиль поведения в ней. Каждый индивид обладает собственными критериями нравственности. Она формирует определенный кодекс отношений с человеком и окружением в целом, основанный на взаимопонимании и гуманизме.

Что такое нравственность

Нравственность – это неотъемлемая характеристика личности, являющаяся когнитивной основой формирования нравственно здоровой личности: социально ориентированной, адекватно оценивающей обстановку, имеющей устоявшийся набор ценностей. В нынешнем обществе во всеобщем использовании бытует определение нравственности, как синонима понятия мораль. Этимологические особенности данного понятия показывают происхождение со слова «нрав» – характер. Впервые смысловое определение понятия нравственность было опубликовано в 1789 году – «Словарь Академии Российской».

Понятие нравственность объединяет в себе определенный набор качеств личности субъекта. Первостепенно это честность, доброта, сострадание, порядочность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность. Анализируя нравственность как личностное свойство, следует упомянуть, что каждый способен привнести и свои качества в это понятие. У людей, имеющих различные типы профессий, нравственность формирует и различную совокупность качеств. Солдат должен обязательно быть смелым, судья справедливый, учитель альтруистом. На основе сформировавшихся нравственных качеств формируются направления поведения субъекта в обществе. Субъективное отношение личности играет немалую роль при оценке ситуации в нравственном ключе. Кто-то воспринимает гражданский брак абсолютно естественно, для других он является как грех. Опираясь на религиозные исследования, следует признать, что понятие нравственность от своего значения сохранило очень мало истинного. Представления современного человека о нравственности искажено и выхолощено.

Нравственность является качеством сугубо индивидуальным, которое позволяет личности осознанно контролировать собственное психическое и эмоциональное состояние, олицетворяя собой духовно и социально сформировавшуюся личность. Нравственный человек способен определить золотую меру между эгоцентричной частью своего я и жертвенностью. Такой субъект способен сформировать социально-ориентированное, ценностно-определенное гражданское сознание и мировоззрение.

Нравственная личность, выбирая направления своих действий, поступает исключительно по своей совести, опираясь на сформированные личностные ценности и понятия. Для некоторых понятие нравственность это эквивалент «билета в рай» после смерти, а в жизни это нечто не особо влияющее на успешность субъекта и не несет никакой выгоды. Для такого типа людей нравственное поведение — это способ очистить душу от грехов, как бы прикрытие собственных неверных поступков. Человек существо беспрепятственное в выборе, имеет свой жизненный курс. Общество при этом имеет свое влияние, способно задавать собственные идеалы и ценности.

В действительности нравственность, как свойство необходимое для субъекта, является исключительно важным и для общества. Это как бы гарантия сохранения человечества как вида, иначе без норм и принципов нравственного поведения, человечество искоренит само себя. Произвол и постепенная деградация – последствия исчезновения нравственности как совокупности прицепов и ценностей общества как такового. Вероятнее всего и гибель определенной нации или этноса, если в ее главе стоит безнравственное правительство. Соответственно уровень жизненного комфорта людей зависит от развитой нравственности. Защищённым и благополучным является то общество, соблюдения ценностей и моральных принципов, уважение и альтруизм в котором, прежде всего.

Итак, нравственность это интериоризированные принципы и ценности, базируясь на которых человек направляет свое поведение, совершает поступки. Нравственность, являясь формой общественного знания и отношений, регулирует человеческие действия посредством принципов и норм. Непосредственно эти нормы основываются на точке зрения о безупречном, о категориях добра, справедливости и зла. Основываясь на гуманистических ценностях, нравственность позволяет субъекту быть человеком.

Нравственность в современном обществе

Некоторые ученые полагают, что мораль и нравственность противоречат животной человеческой природе, чрезмерно ограничивая ее. Но на самом деле, именно они определяют нас как цивилизованное общество.

Без нравственности люди по-прежнему жили бы как животные, действуя исключительно инстинктивно. Наличие морали свидетельствует о существовании разума, который контролирует поведение человека. А наличие разума говорит о возможности развития нравственных качеств.

Камень преткновения заключается в том, что нравственные требования всегда выдвигает общество, а вот соблюдать их или нет – решает конкретная личность, но на ее решение огромное влияние оказывают коллективные убеждения. Сейчас культ свободы выбора. Все делают то, что хотят, и живут так, как хотят. Поэтому, чем младше поколение, тем ниже их нравственные идеалы, ведь от них ничего не требуют.

Нет, это не говорит, что мораль необходимо вбивать кулаками. Достаточно показывать эталон нравственности, к которому бы хотелось стремиться, не потому что надо, а потому что это хорошо, это делает счастливым самого человека и людей вокруг.

Невозможно научить ребенка уважать старших, если вы сами не уважаете старших, и если вы не уважаете ребенка. Только если вы будете запугивать его, что в итоге сломает его личность.

Если бы каждый человек задумался о нравственном воспитании самого себя, то уровень морали в обществе в целом возрос бы многократно. Но большинству это невыгодно, ведь многие люди хотят жить исключительно в угоду себе и своим желаниям.

Правила нравственности

В повседневном употреблении выражений нравственность и мораль имеют тождественный смысл и единые истоки. При этом всем стоит определить существование неких правил, которые с легкостью очеркивают сущность каждого из понятий. Так нравственные правила в свой черед позволяют личности развивать собственное психическое и моральное состояние. В некой степени это «Законы Абсолюта» существующие в абсолютно всех религиях, мировоззрениях и обществах. Следовательно, нравственные правила являются универсальными, а их невыполнение тянет за собой последствия для субъекта, который их не соблюдает.

Существуют, например, 10 заповедей, полученные в результате непосредственного общения Моисея и Бога. Это часть правил нравственности, соблюдение которых аргументировано религией. В действительности ученые не отрицают в сто раз большего наличия количества правил, они сводятся к одному знаменателю: гармоничному существованию человечества.

У множества народов с древних времен бытует понятие некого «Золотого правила», несущее в себе основу нравственности. Его трактование насчитывает десятки формулировок, при этом суть остается неизмененной. Следуя этому «золотому правилу» индивиду следует вести себя по отношению к другим так, как относится он к себе. Это правило формирует понятие человека, что все люди равнозначны относительно их свободы действий, а также желания развиваться. Следуя этому правилу, субъект раскрывает его глубинную философскую трактовку, гласящую, что индивид должен заблаговременно научиться осознавать последствия собственных действий относительно «другого индивида», проецируя эти последствия на себя. То есть субъект, который примеряет на себя мысленно последствия собственного поступка, задумается, стоит ли поступать в таком направлении. Золотое правило учит человека развивать свое внутреннее чутье, учит состраданию, эмпатии и помогает развиваться душевно.

Хотя это нравственное правило было сформулировано в древности известными учителями и мыслителями, актуальность своего предназначения в современном мире не потеряло. «Чего не хочешь себе, не делай другому» – так звучит правило в оригинальном трактовании. Возникновение такого трактования причисляют к истокам первого тысячелетия до нашей эпохи. Именно тогда происходил гуманистический переворот в древнем мире. Но как нравственное правило свой статут «золотого» оно получило в восемнадцатом веке. Это предписание акцентирует внимание на глобальном нравственном принципе согласно отношениям к другому человеку в пределах различных ситуаций взаимодействия. Так как его наличие в любой существующей религии доказано, можно отметить его, как фундамент нравственности человека. Это важнейшая истина гуманистического поведения нравственного человека.

Нравственность на пороге 21 веке

Предмет:Этика
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:16.06.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по этике на любые темы и посмотреть как они написаны:

Много готовых тем для рефератов по этике

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Нравы людей при родовом строе
Простые нормы нравственности и их историческая судьба
Концепция непротивления злу насилием в этике Л. Толстого и современность
Предмет и основные этапы становления этики

Введение:

Нравственность с момента ее появления и закрепления в сознании людей является основой любого общества. Люди, оценивая поведение других, руководствуются принципами морали, соотносят действия с моральными ценностями, имеющими социальное значение. О нравственности человека можно судить по его действиям, поскольку они отражают внутренние мотивы и мысли человека, формируют отношение окружающих к тому, кто их осуществляет.

В наше время часто говорят, что духовность и мораль упали в современном обществе. На первом месте материальные ценности, а моральные ценности уходят на второй план. В первобытном обществе существовало понятие «табу», выражающее категорический запрет любых действий или мотивов, и этот запрет был связан с чувством страха перед чем-то ужасным, смертельным. Чаще всего это был страх смерти, к которому сообщество клана осуждалось за нарушение запретов. Действительно ли современному обществу необходимо что-то смертельно бояться, чтобы быть моральным?

Нравственность на пороге 21 веке

Поведение молодых людей часто можно назвать возмутительным. Девочки все меньше и меньше соответствуют модели скромности, женственности и кротости, а мальчики теряют качества, присущие настоящему мужчине. Тот, кто хитрый, высокомерный, может выжить без угрызений совести, переступая через интересы других людей, которые имеют большие финансовые возможности и способность их получить.

В последние годы подростковая агрессивность стала широко распространенной. Толпа злых подростков может сделать не меньше зла, чем взрослые. Хотя, казалось бы, откуда взялась эта ненависть в то время, когда им еще не были назначены серьезные взрослые обязанности, и жизнь, казалось бы, в этом возрасте должна быть беззаботной и легкой?

Отношение к учебе все больше зависит от финансовых возможностей. Учителя и учителя не пользуются должным уважением и авторитетом, а ученики и студенты все более аморально относятся к ним, даже не считая их взрослыми, и по крайней мере для этого их нужно уважать и обращаться с ними должным образом.

Мы слышим об убийствах в республике и городе так часто, что уже привыкли к ним и не удивляемся всем этим фактам. Для некоторых людей убийство человека стало чем-то обычным, естественным, а не серьезным грехом и преступлением.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что мораль в нашем обществе теряет свое значение. Времена, когда такие понятия, как доброта, честность, верность, мужество, уважение к другим, милосердие, были главой общества, а мера человеческого достоинства — это чувство стыда, действия, соответствующие совести, уходят глубже в прошлое, и эти понятия стали воспоминанием о времени, когда ценились искусство, красота и благородство.

Что нужно людям сейчас? Легкие деньги, развлечения, беззаботная жизнь и дети увлечены телефонами, компьютерами, Интернетом, музыкой различных стилей и различными молодежными ассоциациями — эмо, хиппи, панки, чья деятельность и внутригрупповые идеи часто приводят к деградации личности.

Меркантильная натура людей достигла огромных размеров, даже мечты стали материальными — классный телефон, компьютер, автомобиль, собственная компания. Если вы не одеты так, они отворачиваются от вас, теряют деньги — теряют друзей и так далее.

А «золотое правило морали» — действует по отношению к другим так, как вы хотели бы поступить по отношению к вам, — и совершенно забыто. Если бы люди следовали за ним, общество было бы ближе к моральным идеалам.

Кто в этом виноват? Общество и каждый человек.

И для того, чтобы наше общество было более нравственным, духовно богатым, необходимо, прежде всего, каждому человеку начать с себя, поднять религиозный, нравственный и культурный уровень, руководствуясь в своих действиях нравственностью, божественностью. Заповеди и голос совести, и привести своих друзей и родственников к этому.

Нравственость в современной России

Несмотря на докризисные экономические успехи, внутриполитическую стабилизацию и другие позитивные тенденции последних лет, общее состояние современного российского общества выглядит очень тревожным. Так, количество убийств на 100 тысяч жителей в нашей стране сейчас почти в 4 раза выше, чем в США (где ситуация в этом отношении также очень неблагоприятная), и примерно в 10 превышает их распространенность в большинстве европейских стран.

По количеству самоубийств Россия в 3 раза опережает США, занимая второе место в Европе и СНГ не только среди населения в целом, но и среди молодежи в возрасте до 17 лет (в данном случае после Казахстана) , Согласно индексу коррупции за шесть лет (с 2002 по 2008 год) наша страна переместилась с 71-го на 147-е место в мире, а общий объем коррупции в России оценивается экспертами в 250-300 миллиардов долларов в год.

Число жертв несчастных случаев, таких как случайное отравление алкоголем и дорожно-транспортные происшествия, свидетельствует, если не о массовом нежелании жить (психоаналитическая интерпретация таких ситуаций), то, по крайней мере, о безразличном отношении многих наших сограждан к свою и чужую жизнь.

Несмотря на докризисные экономические успехи, внутриполитическую стабилизацию и другие позитивные тенденции последних лет, общее состояние современного российского общества выглядит очень тревожным.

Так, число убийств на 100 тысяч жителей в нашей стране сейчас почти в 4 раза выше, чем в США (где ситуация в этом отношении также очень неблагоприятная), и примерно в 10 превышает их распространенность в большинстве европейских стран. По количеству самоубийств Россия в 3 раза опережает США, занимая второе место в Европе и СНГ не только среди населения в целом, но и среди молодежи в возрасте до 17 лет (в данном случае после Казахстана).

Согласно индексу коррупции за шесть лет (с 2002 по 2008 год) наша страна переместилась с 71-го на 147-е место в мире, а общий объем коррупции в России оценивается экспертами в 250-300 миллиардов долларов в год. Число жертв несчастных случаев, таких как случайное отравление алкоголем и дорожно-транспортные происшествия, свидетельствует, если не о массовом нежелании жить (психоаналитическая интерпретация таких ситуаций), то, по крайней мере, о безразличном отношении многих наших сограждан к свою и чужую жизнь.

Взятые вместе, представленные данные, а также другие подобные данные, встроены в целостную картину, которая указывает на болезненное состояние нашего общества, и удивительно, что они воспринимаются с меньшей остротой в общественном сознании, чем, скажем, число медалей, завоеванных на Олимпиаде (что само по себе служит индикатором состояния общества, а также дарения дорогих автомобилей и без того бедных спортсменов-победителей).

При всем разнообразии описанных явлений, а также процессов, характеризуемых приведенными статистическими данными, их можно суммировать под общим знаменателем, который является моральной деградацией современного российского общества. О. И естественно, что, согласно результатам опросов общественного мнения, снижение нравственности воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России, они утверждают, что «коррупция морали» является одной из худших тенденций.

Причины нравственных падении общества

Моральная деградация нашего общества констатируется представителями самых разных наук, и это можно считать действительно «междисциплинарным» фактом. Психологи демонстрируют, что «Россия на протяжении многих лет оказалась «естественной лабораторией», где морально-правовое сознание граждан прошло суровые испытания». Социологи показывают, что «в конце 20 — начале 21 века российское общество, погруженное государством сначала в «перестройку», а затем в «радикальные реформы», постоянно испытывало моральные отклонения и дефицит не только социально-экономического и политические, но моральные ориентиры, ценности и модели поведения. «Они подчеркивают «моральную аберрацию» мышления наших политиков — его дистанцию ​​от моральных ценностей и ориентиров, которые вытесняются в нем категориями экономического характера, такими как экономический рост, ВВП, инфляция и т.д.

Экономисты о, подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этического компонента из социального бытия».

Нравственность на пороге 21 веке

Искусствоведы говорят, что «мы сформировали абсолютно безнравственную систему». И философы связывают происходящее в современной России с тем очевидным фактом, что свобода ведет к освобождению не только самого лучшего, но и худшего в человеке, и, соответственно, должна налагать ограничения на освобождение худшего. «Что сделает человек, который не созрел для этого и не воспримет это как необузданную политическую свободу?» — поинтересовался И. А. Ильин и ответил: «Он сам становится самым опасным врагом чужой и общей свободы». То, что произошло в нашей стране в начале 1990-х годов. «Анархистский орден 90-х годов массово породил человека, который понимает свободу как волю», — заключает В. Г. Федотова.

Среди основных причин моральной деградации в постреформенной России обычно отмечаются следующие:

  1. Общее ослабление контроля над поведением граждан в нашем обществе, как показывает история и опыт других стран, неизбежно сопровождается радикальными реформами и свойством «бурных», меняющихся обществ.
  2. Моральные качества реформаторов, многие из которых были завербованы демократами из партийных и комсомольских рабочих, превратили ресурс административной власти в доступ к собственности и их личную безнравственность, которые они обобщили в удобную для них идеологию «моральной бесполезности». рыночная экономика.
  3. Специфика «трех источников и трех компонентов» современного российского бизнеса, которыми были: а) бывшие советские «гильдии», то есть подпольные производители товаров и услуг, б) представители криминального мира, которые в советские годы взимая дань с «гильдий» и продолжая эту традицию в рыночной экономике, в) партийные и комсомольские рабочие, которые с поразительной легкостью превратили социалистическую мораль в псевдокапиталистическую и, фактически, в преступную.
  4. Распространение в начале 1990-х годов. такие идеологии, как «возможно все, что не запрещено законом», «мы должны жить по закону, а не по совести», «главное — деньги, и неважно, каким способом они заработали» и т. д. Которые по сути отрицают какую-либо мораль, давнее решение российской альтернативы «По совести или по закону?» в пользу последнего и того, что наше общество стало жить не по совести и не по закону, а «по понятиям».
  5. Псевдолиберальное понимание свободы, преобладавшее в начале реформ, как несоблюдение каких-либо правил и запретов, как необузданное и безответственное, охотно ассимилированное некоторыми слоями нашего общества.
  6. Криминализация — не только в общепринятом (рост преступности и т. д.), Но и в расширенном смысле этого слова — криминализация «всей общественной жизни», включая обилие фильмов о «хороших бандитах», популярность преступников словарный запас («нападения», «разборки» и т. д.) и т. д.), ужесточение, «жестокость» этой жизни, широкое использование принудительных схем для разрешения споров, престиж агрессивного поведения и т. д.
  7. Привлекательность прошлой амнистии (предположительно, не имеет значения, что имя является гангстером в прошлом, теперь он «респектабельный бизнесмен» и его прошлое не имеет значения) негативного поведения, созданного самыми успешными людьми в современной России кто сделал свое состояние, нарушая законы и моральные нормы.
  8. Аномия — это разрушение системы моральных норм и их несоответствие друг другу, что характерно для всех постсоциалистических обществ и заменило гиперномию — сверхнормальность — социалистических режимов.
  9. Упразднение социальных институтов собственно морального контроля, которые в советском обществе играли партийные и комсомольские организации, товарищеские суды, народный контроль и т. д., со всеми их известными недостатками, выполняло очень важную социальную функцию — моральный контроль.
  10. Преобладание «экономического детерминизма» в подходах к решению основных проблем нашего общества.
  11. Тот факт, что хотя единство обучения и воспитания со времен А. С. Макаренко считалось одним из краеугольных камней национальной системы образования, проблема воспитания не рассматривается в наших текущих стратегических разработках, направленных на ее развитие.

Моральное состояние общества является одновременно: а) показателем его общего состояния, б) следствием происходящих в нем процессов, в) основой того, что его ожидает в будущем.

Последнее проявляется с особой ясностью в проблеме рождаемости, которая в последние годы была определена, в том числе властями, как одна из ключевых проблем современной России. Исследования показывают, что чисто экономические меры по увеличению рождаемости могут дать увеличение в пределах 15-20%, поскольку неэкономические факторы оказывают основное влияние на нежелание иметь детей.

А.Ю. Шевяков приводит данные о том, что «изменения в тенденциях рождаемости и смертности в России на 85-90% обусловлены чрезмерным неравенством и высокой относительной бедностью населения», выражая моральное состояние нашего общества. Он подчеркивает, что «связь между социально-экономическими факторы и демографические показатели опосредованы психологическими реакциями людей и поведенческими установками, возникающими в результате этих реакций ». И В.К. Левашов объясняет «катастрофическую депопуляцию» современной России как «моральный разрыв между обществом и государством».

Пути решения нравственных проблем

Различные проявления психологического состояния общества, например, социальное благополучие населения, существенно влияют на среднюю продолжительность жизни. «Демографические исследования показывают, что более двух третей причин депопуляции в России связаны с социальными и психологическими явлениями, такими как социальная депрессия, апатия и агрессия, возникшие в постсоветский период», некоторые из которых (например, массовые агрессия) являются прямыми проявлениями разрушения морали, других апатии, депрессии и т. д. — массивной психологической реакцией на ее разрушение.

В частности, постоянное чувство безнравственности, враждебности и агрессивности окружающей среды вызывает у человека стресс, апатию, депрессию и т. д., в свою очередь, порождая психические расстройства, заболевания нервной системы, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные и другие заболевания.

Моральный упадок играет важную роль среди мотивов самоубийства, а также напрямую связан с удручающей статистикой наркомании, алкоголизма, несчастных случаев и т. д., которые являются основными проявлениями физического самоуничтожения нашего общества. А.Ю. Мягков и С.В. Ерофеев о. Б. Н. Кузык на материале важнейших исторических циклов эволюции российского государства показывает, что каждому из его политических и экономических взлетов и падений всегда предшествовал подъем или упадок духовной жизни и нравственности. Ведущие отечественные экономисты утверждают, что «состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности» и «чем выше уровень духовно-нравственного развития основной массы населения, тем успешнее будет экономическая и политическая система страны развивается». По словам бывшего президента СССР М. С. Горбачева, «без моральной составляющей любая система будет обречена». А митрополит Кирилл выразил себя еще более категорично: «мораль — это условие выживания человеческой цивилизации — не больше и не меньше», «хотим мы это признать или нет, но мораль действительно лежит в основе всего».

Конечно, попробуйте дать простой ответ на извечный русский вопрос «Что делать?» по отношению к моральному состоянию нашего общества это было бы абсурдно. Тем не менее можно выделить основные направления возрождения нравственности, как выразился Т. Н. Брунц, «эффективная терапия снижения нравственности».

Во-первых, пересмотр понимания свободы, который мы унаследовали с первых лет реформ и крайне искажен в современной России. Свобода подразумевает ее разумные ограничения, усваиваемые гражданами. Подобное понимание свободы, написанное в трудах И. Канта, И. А. Ильина и других выдающихся мыслителей, должно быть внедрено в сознание наших сограждан с помощью системы образования, которая в настоящее время явно уделяет недостаточно внимания этим работам и связанные проблемы.

Во-вторых, возрождение институтов морального контроля, которые практически отсутствуют в современном российском обществе. Едва ли следует стремиться к созданию институтов, напоминающих советские партийные и комсомольские организации (это невозможно в демократическом обществе), однако школы, университеты и общественные организации могли бы выполнять функции морального контроля, для чего им необходим общественный мандат для их выполнения. Например, поступление в университеты и пребывание в них разумно ставить в зависимость от поведения учащихся в учебных заведениях и за их пределами. И общественные организации, в том числе наша ведущая политическая партия, должны придавать большое значение нравственным качествам своих членов.

В-третьих, в условиях дефицита внутренних моральных норм, характерных для современного российского общества, следует прибегнуть к их «экстернализации», придав моральным нормам статус законов. Как пишет О.Т. Богомолов, «пока моральные нормы и принципы не станут частью общей культуры, правонарушителей необходимо заставлять подчиняться закону, соблюдать правила общежития, используя авторитет властей, прессы и телевидения».

В-четвертых, декриминализация нашего общества, в том числе его внутренней культуры. Неверно думать, что эта проблема актуальна только для правоохранительных органов. В частности, декриминализация массового сознания предполагает не только очищение нашего словарного запаса от воровского жаргона и т. д., но и радикальное изменение в системе отношений между населением и правоохранительными органами, в том числе отношение к информированию их о нарушениях. закона, который в нашей культуре под очевидным влиянием криминального мира квалифицируется как «донос».

В-пятых, широкое участие ученых — социологов, психологов и т.д. — в разработке законов, которые в нашей стране считаются компетенцией только профессиональных юристов и вездесущих политиков.

Заключение

Законы — это не просто правовые нормы, а самые общие правила социального взаимодействия, которые должны разрабатываться и внедряться с учетом его социальных, психологических, экономических и других законов, выявленных соответствующими науками.

Нетрудно предсказать, какое сопротивление такие меры вызвали бы у наших псевдолибералов, которые с начала 1990-х годов. Распространение в нашем обществе понимания свободы на основе «доктрины вульгарного либерализма» как несоблюдения каких-либо правил и запретов, как необузданного и безответственного, охотно ассимилированного некоторыми слоями нашего общества.

Однако в этом случае риск новых идеологических столкновений вполне оправдан, поскольку «настало время осознать, что нравственное воспитание, духовное возрождение в России — это вопрос выживания нации и одна из необходимых предпосылок для восстановления экономика».

Проблема нравственности

Рассматривая современное общество легко подметить, что нравственное развитие характеризуется упадком. В двадцатом веке в мире произошло внезапное падение всех законов и ценностей нравственности общества. В обществе начали появляться проблемы нравственности, которые негативно влияли на формирование и развитие гуманного человечества. Еще большего развития это падение достигло в двадцать первом веке. За все существование человека было отмечено множество проблем нравственности, которые так или иначе имели отрицательное влияние на индивида. Руководствуясь духовными ориентирами в различные эпохи, люди вкладывали нечто свое в понятие нравственности. Они способны были творить вещи, которые в современном обществе наводят ужас абсолютно на каждого здравомыслящего человека. Например, египетские фараоны, которые боясь потерять царство, совершали немыслимые преступления, убивая всех новорожденных мальчиков. Нравственные нормы укоренились в религиозных законах, следование которым и показывает сущность человеческой личности. Честь, достоинство, вера, любовь к родине, к человеку, верность – качества, служившие направлением в человеческой жизни, до которого хоть в какой-то степени дошла часть законов Бога. Следовательно, на протяжении своего развития, обществу было свойственно отступать от религиозных заповедей, что и привило к появлению проблем нравственности.

Развитие проблем нравственности в двадцатом столетии – это последствие мировых войн. Эпоха падения нравов тянется со времен Первой Мировой войны, в это безумное время жизнь человека обесценилась. Условия, в которых людям приходилось выживать, стерли все нравственные ограничения, личностные отношения обесценились ровно, как и человеческая жизнь на фронте. Вовлечения человечества в бесчеловечное кровопролитие нанесло по нравственности сокрушительный удар.

Одним из периодов появления нравственных проблем был коммунистический период. В этот период было запланировано уничтожить все религии, соответственно и нормы нравственности, заложенные в ней. Даже если в Советском Союзе развитие правил нравственности было намного выше, долго позиция эта не смогла удержаться. Вместе с разрушением Советского мира произошло и падение нравственности общества.

На текущий период одной из главных проблем нравственности есть падение института семьи. Что тянет за собой демографическую катастрофу, повышение разводов, рождение бесчисленного количества детей в не брака. Взгляды на семью, материнство и отцовство, на воспитание здорового ребенка имеют регрессирующий характер. Определенное значение имеет развитие коррупции во всех областях, воровства, обмана. Сейчас покупается все, ровно, как и продается: дипломы, победы в спорте, даже человеческая честь. Это как раз и есть последствия падения нравственности.

Проблемы духовно-нравственного воспитания детей

Нравственное воспитание детей начинается с семьи, с самого рождения. Как бы ни была велика роль образовательных институтов – фундамент морали и духовности закладывается родителями с самого момента рождения. Семейный менталитет, культурный уровень, религиозная принадлежность и степень глубины ее верований – это то, что понесет с собой по жизни маленький гражданин своей страны.

Стремление ко всему прекрасному заложено в нас природой. Никто не рождается злым – это факт. Каждый малыш изначально добр, открыт и готов обнять весь мир. Он не знает, что такое деньги, его не интересует дорогая одежда вместе с чудесами технологий. Все, что надо ребенку – это еда, тепло, питье, мягкая постель, мама, любящие люди вокруг. Не найти более нравственное и одухотворенное создание, чем ребенок 3 лет. В нем уже есть все: человеколюбие, стремление к прекрасному, здоровая скромность и желание заботиться. Все, что нужно – это не дать ребенку «испортиться», показать на собственном примере правильные ориентиры. Но что дети видят дома:

  • Озлобленных на жизнь и друг на друга, родителей;
  • Праздники, венец которых – алкоголь в компании изобилия пищи;
  • Нецензурная брань;
  • Телевидение, пропагандирующее насилие, потребительское отношение, неграмотность;
  • Приоритет материального над духовным.

Средства нравственного воспитания

Нравственное воспитание – это внешний процесс. Духовность рождается и развивается внутри. На уже заложенный с рождения стержень человеческих качеств, как клубок, наматывается опыт, переживания от увиденного, услышанного. Несмотря на то, что духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников лежит в основе воспитательной работы, но далеко не все педагоги в полной мере понимают, что же такое «нравственность и духовность». Далеко не все педагоги (если говорить честно) являются наилучшим примером нравственности.

?

Если говорить о примере, то он может стать как мощным инструментов в нравственном воспитании, так и первым главным его врагом. Кто подает пример ребенку? Родители, педагоги, родственники, старшие школьники, популярные личности, персонажи фильмов и мультфильмов. Не нужно быть психологом, чтобы проанализировать то, что видят и слышат наши дети.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]