Виды деятельности человека весьма многообразны. В зависимости от различных критериев она подразделяется на практическую, трудовую, учебную, игровую, материальную, духовную, моральную, аморальную, прогрессивную, реакционную, а также включает в себя творчество и общение.
Из школьного курса обществознания известно, что одним из основных отличительных признаков человека, по сравнению с высокоорганизованными животными, признается целесообразная деятельность как постоянное выполнение определенных задач с целью изменения окружающего мира, результатом чего становится создание так называемой «второй природы».
Любая деятельность строится на четырех главных элементах:
- объекте (предмет, который подвергается изменениям);
- субъекте (тот, кто совершает деятельность);
- цели (предполагаемый результат того или иного действия);
- мотивах (отражает то, на чем основывается воля человека к действию).
Основные виды деятельности человека
К таковым относят материальную и духовнуюь. Предназначение первой заключается в изменении окружающей действительности, включая природу и общество. В свою очередь, она подразделяется на производственную (цель — изменение природных объектов) и социально-преобразовательную (цель – изменение и совершенствование системы общественных отношений).
В качестве примера первой разновидности можно привести создание товаров для общественного потребления.
Социально-преобразовательная проявляется в различных общественно-политических явлениях, как то: государственные реформы, революции, создание партий, участие в выборах.
Духовная деятельность стремится изменить человеческое сознание как в лице одного человека, так и всего общества. Трудно переоценить ее влияние на нашу жизнь. Этот вид помогает объединить людей, ориентирует каждую отдельную личность на поиск собственного пути и счастья.
Данная категория включает в себя:
- ценностную (мировоззренческую);
- прогностическую (планирование будущего);
- познавательную (получение знаний об окружающем мире) деятельность.
Отнесение материальной и духовной деятельности к разным категориям носит условный характер.
На практике эти явления есть не что иное, как две стороны одной медали. Любая из них предполагает материальное воплощение, при этом основывается на планировании, определении целей, способов и путей их достижения.
5-11 КЛАСС
Прочитаем информацию
.
Деятельность
человека – вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Человеческая деятельность носит характер:
- сознательный – человек осознанно определяет цель и предвидит результат.
- продуктивный – человек направляет активность на получение результата (продукта).
- преобразующий – человек в процессе деятельности изменяет окружающий мир и самого себя.
- общественный – в процессе деятельности происходит общение, и возникают разнообразные отношения с другими людьми.
В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие видов деятельности людей. Исходя из различных оснований, выделяют виды деятельности: I.
В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру (или по объектам и результатам): 1.
Практическая (материальная) деятельность
– деятельность, которая связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей.
- материально-производственная – деятельность по преобразованию природы.
- социально-преобразовательная – деятельность по преобразованию общества.
2.Духовная деятельность
– деятельность, которая связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей. А) познавательная – деятельность, связанная отражением действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях. К познавательной деятельности относятся все виды человеческих знаний:
- чувственное – познание через ощущение, восприятие, представление.
- рациональное – познание, связанное с формами рационального познания (понятие, суждение, умозаключение).
- научное познание – познание, которое руководствуется принципом объективности, обоснованности знаний, системности знаний и проверяемости знаний.
- художественное – познание через искусство (связано с использованием художественных образов).
- житейское (обыденное, практическое) – познание, которое приобретается в повседневной жизни и деятельности.
- личностное – познание, которое зависит от способностей человека и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
- мифологическое – познание, которое представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией.
- религиозное – познание, которое обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующими над ними земными силами (природными и социальными).
- паранаучное – познание, которое не соответствует общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий, а также неспособность дать убедительное рациональное истолкование изучаемых феноменов.
Б) ценностно-ориентировочная – деятельность, связанная с положительным или отрицательным отношением людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения. В) прогностическая – деятельность, связанная с планированием или предвидением возможных изменений действительности. II
. В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как
- созидательная — деятельность, которая приносит положительные результаты.
- разрушительная — деятельность, которая приносит негативные результаты
III
. С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии:
- репродуктивная — деятельность, при которой происходит получение или воспроизведение уже известного результата известными способами и средствами.
- продуктивная (творческая) — деятельность, которая направлена на выработку новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.
IV
. В зависимости от общественных сфер, в которых осуществляется деятельность:
- экономическая – деятельность, связанная с процессами производства, распределения, обмена и потребления материальных благ – производственная и потребительская деятельность.
- политическая – 1.Деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между социальными группами, направленная на интеграцию их усиления с целью упрочения политической власти или ее захвата.
2.Деятельность в сфере отношений между государствами на международной арене – государственная, военная, международная деятельность.
- духовная – деятельность, связанная с созданием духовных ценностей, их сохранения, распространения и освоения – научная, образовательная, досуговая.
- социальная – деятельность, связанная с преобразованием, целесообразным изменением общества и своей социальной сущности.
V
. В зависимости от особенностей проявления человеческой активности
- внешняя – деятельность, которая проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами.
- внутренняя – деятельность, связанная с умственными (мыслительными) операциями.
Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через нее реализуется. Рассмотрим примеры материально-производственной деятельности
.
- добыча полезных ископаемых и их транспортировка
- производство чёрных и цветных металлов
- добыча и обогащение руд чёрных металлов
- производство химических и нефтехимических продуктов
- производство железобетонных изделий
- производство стальных и чугунных труб
- ремонт газопромыслового и линейного оборудования
- строительство новых объектов: железных дорог, жилого фонда, школ, больниц, учреждений культуры и бытового обслуживания населения
- производство машин и оборудования
- производство строительных материалов
- производство продуктов лёгкой и пищевой промышленности
- производство, передача и сбыт электроэнергии
- заготовка и переработка древесины
- производство целлюлозы, бумаги, картона
- производство предметов массового потребления из различных видов сырья
- производство пищевых продуктов
- переработка мяса животных
- добыча и переработка рыбы и других морепродуктов
- переработка растительных, животных, искусственных и синтетических волокон в пряжу, нити, ткани
- производство одежды и других швейных изделий
- изготовление обуви
- выпуск изделий тонкой керамики
- выращивание зерновых, кормовых, технических растений
- выращивание крупного и мелкого рогатого скота
Выполним онлайн-задания (тесты). Вариант 4 Вариант 5 Используемая литература: 1. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008. 2. Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М. : АСТ: Астрель, 2008. 3. Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 4.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007. 5.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010. Используемые Интернет-ресурсы: Википедия – свободная энциклопедия Назад в раздел
Духовная деятельность
Данная категория предполагает преобразовательные процессы относительно сознания человека, что подразумевает:
- воздействие на творческую мысль и научное познание;
- формирование, изменение взглядов на жизнь;
- планирование будущих событий.
Духовная жизнь человека основывается на:
- научной;
- творческой;
- религиозной деятельности.
Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру.
Структура деятельности
Деятельность человека – это активные процессы воздействия субъекта (того, кто совершает действия) на объект окружающей действительности (явление, которое подвергается изменению). Эти процессы ориентированы на творческое преобразование мира и достижение определенных целей.
Можно выделить основные понятия:
Субъект – человек, группа людей, организация, совершающая действие.
Объект – это предмет или явление, подвергающееся воздействию деятельности. Объектами могут быть: отдельный человек, группа, общество; общественные процессы, природа.
Мотив – стимул к действию. Это чувства, принципы, идеология, менталитет.
Цель – то, к чему в итоге стремится субъект деятельности, желаемый, предполагаемый результат.
Средства. К ним относятся приемы, технологии, методики, инструменты, помогающие достичь намерения.
Процесс деятельности – шаги, ведущие к осознанному достижению.
Итог – продукт, произведение труда.
Общественная деятельность
Одним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений.
На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования.
Прогностическая деятельность
Представляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего.
Результатами проектирования становятся:
- планы, таблицы, схемы для изобретений и различных строительных конструкций;
- идеальные модели для общественных изменений;
- идеи новых форм государственного и политического устройства.
Социально-преобразовательная деятельность
Основная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность.
Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты.
Ведущие виды деятельности — игра, общение и труд
Игра характеризуется выполнением реальных действий с помощью выдуманных средств.
Общение представляет собой процесс передачи информации в результате взаимодействия. Люди вынуждены контактировать друг с другом, чтобы удовлетворять потребность в совместной деятельности.
Оно заключается не только в обмене информацией, но также и в передаче друг другу эмоций, переживаний, проявлении того или иного отношения к людям и вещам, выражении оценки поведения окружающих, их поступков.
Труд направлен на получение результатов, имеющих практическую пользу.
Формы деятельности: труд, игра, учеба
Через игру, учебу и труд происходит социализация личности. Каждая форма деятельности наиболее характерна для определенного возраста. В детстве личность развивается через игру, в школьном и подростковом возрасте человек получает знания и навыки, готовящие его к взрослой жизни. В процессе труда личность становится наиболее осознанной и самостоятельной.
Труд как форма деятельности
Труд – форма деятельности, нацеленная на генерирование предметов материальной и духовной культуры, получение желаемого, преобразование жизни (среды обитания).
Труд имеет только ему присущие черты:
- целесообразность (необходимость, важность);
- нацеленность на осуществление задачи;
- совокупность знаний, умений, дающих возможность достичь цели;
- полезность (польза полученного в итоге продукта);
- личностный рост;
- получение желаемого;
- изменение личности, социума, среды обитания.
К видам труда относятся следующие:
- Физический труд, при котором задействован опорно-двигательный аппарат, затрачивается мышечная энергия. Такой труд может быть полностью ручным, механизированным (с использованием механизмов), автоматизированным (работу выполняют машины, человек ими управляет).
- Умственный труд. Нагрузка падает, прежде всего, на мозг. Умственный труд связан с усиленным вниманием, острым мышлением, хорошей памятью. Необходимо усваивать, обрабатывать и воспроизводить большое количество информации.
- Смешанный труд. Требует сочетания умственных и физических усилий. К таким профессиям относятся те, которые человек получает в средних специальных учебных заведениях. Это рабочие специальности – слесарь, наладчик, повар, медсестра, швея, продавец, водитель, тренер.
Игра как форма деятельности
Игра – форма непродуктивной деятельности, направленной на процесс, а не на результат. Ее целью не является создание общественно значимого результата. Объектом игры выступает человек, и ее результат направлен на формирование его личности, усвоение традиций, обычаев и норм общества.
Для детей является способом освоения мира. Ребенок свободен в выражении себя через игру, он проявляет эмоции, усваивает общественный опыт.
Для взрослых игра может быть одной из форм досуга, развлечения. Но может моделировать производственные, психологические ситуации и в безопасной обстановке вырабатывать нужные нормы поведения.
Черты, отличающие игру от других форм деятельности:
- условная ситуация (выдуманные обстоятельства и распределение ролей в них);
- наличие правил (игра идет по определенным правилам, которые позволяют участникам игры взаимодействовать между собой);
- наличие замещающих предметов (палочка – это ружье, кукла – ребенок, мяч – солнце), о значении которых есть договоренность между участниками игры;
- постановка цели (удовлетворение интереса, потребности в отдыхе, формирование навыка);
- развитие личности (душевные качества, практические навыки).
Обучение как форма деятельности
Учеба (обучение) – форма деятельности, направленная на познание мира, обретение знаний и умений, требуемых для самостоятельной жизнедеятельности. При обучении мышление и сознание личности развиваются. Цель учебы – изменение субъекта деятельности, а не окружающей среды. В этом отличие обучения от общения, труда, где изменение личности выступает лишь следствием, не являясь целью.
Основные черты обучения:
- становление и развитие человека, выработка миропонимания;
- изучение достижений прежних поколений;
- овладение знаниями и навыками на профессиональном уровне;
- постижение ценностей культуры.
К видам обучения относятся:
- Организованное обучение – познавательная, эстетическая, трудовая деятельность, реализуемая в образовательных учреждениях основного среднего, среднего специального и высшего звена.
- Неорганизованное обучение – является второстепенным продуктом иной деятельности (трудовой, игровой).
- Самообразование – активная деятельность личности, имеющая целью увеличение багажа знаний. Определяется самостоятельным выбором. Мотивом к получению самообразования служит личный интерес к науке, области культуры, общественной жизни.
Виды профессиональной деятельности человека
Профессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания.
Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей.
В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:
- Человек-техника. Работа человека с механизмами, материалами, энергией.
- Человек-человек. Воспитание, обучение, обслуживание, руководство.
- Человек-природа. Взаимодействие с пятью царствами живой природы (животные, растения, грибы, вирусы, бактерии), а также объектами неживой природы (минералы, полезные ископаемые и т. д.).
- Человек-знаки. Работа с цифрами, языками, знаками.
- Человек — художественный образ. Создание музыки, литературы, актерская игра, написание картин и т. д.
Что такое деятельность
Под деятельностью
принято понимать процесс активного взаимодействия субъекта с объектом действительности, при котором субъект целенаправленно воздействует на объект, достигая какой-либо цели и удовлетворяя свои потребности.
Деятельность может иметь как созидательный, так и разрушительный характер. Нередко присутствуют оба компонента, поскольку зачастую чтобы создать что-то, нужно перед этим что-то разрушить, и наоборот (например, создать оружие, чтобы уничтожить вражескую армию). Деятельностью человека или организации можно называть любую их активность, которой придаётся определённый смысл – то есть активность как-то связана с внешним миром или внутренним состоянием человека или организации.
Читайте также: Логические задачи для детей 10-14 лет
Особое значение для человека и животных имеет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая по мере эволюционного усложнения организмов становилась всё более разнообразной. Такая активность позволяет животным выживать, оставлять потомство и вообще следовать тем или иным инстинктам, практически взаимодействуя с окружающим миром. Деятельность человека носит иной характер, поскольку инстинкты в его психике упразднены и в своей жизни он руководствуется интеллектом.
Пример прогрессивной деятельности
В зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность.
В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина.
Реакционная деятельность
Такие действия имеют отрицательный результат, который привел к упадку. Этот эффект оценивается в масштабах истории. Поэтому иногда одно и то же действие может относиться к разным типам в разное время.
В качестве примеров выделяют начало Второй мировой войны или введение опричнины. Эти события привели к масштабным негативным последствиям.
Коллективная деятельность и ее примеры
Деятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная.
Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность менеджмента оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно — личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива.
Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности.
Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены.
Творческая или продуктивная деятельность
Творчество – преобразовательная деятельность, в итоге которой возникает новый продукт. Произведение творчества является уникальным, обладает духовной и материальной ценностью, приносит новые знания, изобретения, произведения искусства.
Процесс творческой деятельности:
- комбинирование технологий, средств творческой работы;
- включение воображения, создание мысленных образов в представлении субъекта деятельности;
- наличие фантазии, умения сознательно и бессознательно рисовать в воображении яркие и необычные образы, ситуации;
- интуиция – способность к предвидению, постижение истины не путем умозаключений и логики.
Творческая личность наделена особыми способностями. Но, несмотря на это, для создания нового требуются настойчивость, усидчивость, работоспособность. Достижение цели связано с трудом, опытом. Творческая интуиция работает только тогда, когда пройдены этапы подготовки, размышления, напряженной работы и проверки ее результатов.