Осознанные мотивы деятельности (интересы, убеждения и идеалы)


Классификация

Во-первых, мотив дает реальный толчок к деятельности, то есть приводит ее в движение, включает ее, снабжает энергией. Но «мотивировать» не обязательно означает «вызывать», реально привести к наличию активности. Мотивов и стремлений у человека больше, чем выраженных реализаций деятельности, поэтому полезно разделить два уровня общей функции мотивации:

  • Наличие потенциального избирательного стремления, которое не обязательно приводит к формализованной деятельности, но имеет психологическое выражение;
  • реализованная стимуляция, которая обычно является названием выбранной и начатой конкретной деятельности.

Вторая функция мотива — придать направление порождаемой деятельности. Недостаточно начать деятельность и постоянно «подпитывать» ее. Необходимо возглавить его, реализовать. Это функция управления активными процессами для приведения их к запланированному результату. Деятельность направлена на свой объект, который, по мнению А.Н. Леонтьева, является мотивом.

Третья функция мотива — смолообразование, благодаря которому понятие мотива выходит на субъективный, личностный уровень. Субъективный смысл возникает в деятельности, в соотношении мотива и цели. Смысл — это ответ на вопрос: для чего, зачем человеку нужен объект его потребностей и деятельности? В развитой личности этот вопрос может быть решающим.

Таким образом, смыслообразующая функция мотива становится психологически центральной. Говорят, что человек — это существо, ориентированное на смысл. Если нет убедительного личного смысла, мотив просто не будет работать как мотиватор. Деятельности как таковой не будет, хотя нереализованный мотив останется.

В современной психологии не существует исчерпывающей и общепризнанной классификации потребностей и мотивов.

  1. мотивы различают в зависимости от характера потребностей, которым они соответствуют, например, существуют высшие и низшие мотивы, материальные и духовные. Приведенные выше градации достаточно условны. Например, одежда как мотив в равной степени связана с материальным и духовным. Существует особый класс функциональных потребностей и мотивов. Их суть заключается в том, что источником активности является потребность человека в функционировании. Мотивы можно разделить на типы в соответствии с одной из существующих классификаций потребностей, в частности, в соответствии с «пирамидой» А. Маслоу. Разнообразие таких схем кажется неисчерпаемым.
  2. Мотивы различают по форме отражения объекта потребности, мотивом может быть, например, непосредственный чувственный образ, образ памяти, воображения. В качестве мотива выступают различные психологические образования: моральное понятие или представление, идеал, ценностная ориентация. Это позволяет мотивационной психологии исследовать сложные реалии самого человеческого существования, не упрощая его, например, до исключительно материальных конструкций «стимул-реакция».
  3. Каждая реальная человеческая деятельность поли мотивирована, т.е. подчинена не одному, а нескольким мотивам, их целой иерархической системе. Это приводит к своего рода расщеплению, разделению функций между несколькими мотивами. Например, широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, а узкие мотивы — собственно мотивы. Например, человек долгое время выполняет субъективно ненужную и неинтересную задачу. Затем в качестве узких и краткосрочных стимулов выступают прозаические мотивы: угроза наказания, возможность поощрения или простая необходимость действовать.
  4. И последнее, мотивы делятся в зависимости от степени вовлеченности в их со-знание. Поэтому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, «понятными» и реально действующими. Предположим, старшеклассник знает, что учиться нужно для будущего, для более глубоких знаний. Но маловероятно, что такой мотив действительно активен для него.

Настоящая мотивация к обучению возникает за счет долга, подражания сверстникам или родителям. Но для выпускника школы, ранее только понимавшего, мотив может быть преобразован в мотив действительно действовать. Это меняет и учебную деятельность, и субъективное отношение к ней, и мотивационное состояние человека. Аналогичное перераспределение функций может происходить между сознательными и бессознательными мотивами.

Глава 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ

§ 1. ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ

Изучение мышления — один из традиционных разделов об­щей психологии, поэтому понимание предмета психологии мышле­ния будет зависить от понимания предмета психологической нау­ки в целом. Мы исходим из диалектико-материалистического по­нимания предмета психологии как науки о порождении, функцио­нировании и строении психического отражения реальности, ко­торое опосредствует жизнь индивидов [99]. Марксистско-ленинская философия (диалектический и исторический материализм) является наиболее полным, глубоким отражением законов приро­ды и общества, поэтому и психология, основывающаяся на мето­дологических принципах этой философии, получает возможность подлинно научного изучения психики.

Следующие общефилософские положения являются, определяющими для марксистской психологии, для понимания ее пред­мета.

1. Психика возникает на определенном этапе развития мате­рии, она вторична по отношению к окружающей действитель­ности.

2. Психика функционирует как свойство особым образом ор­ганизованной материи (в высших проявлениях — как свойство мозга).

3. Психика есть отражение (познание) внешнего мира и сама познаваема, как и другие Явления.

4. Психика человека общественно-исторически обусловлена.

5. Психика возникает на основе практического взаимодей­ствия субъекта с внешним миром и выполняет в нем активную роль.

6. Психика развивается, входе этого развития происходит пе­реход количественных изменений в качественные, внутренние про­тиворечия являются движущей силой, источником данного раз­вития.

Все эти положения являются определяющими и при разработ­ке проблем психологии мышления. Вместе с тем в философии есть разделы, имеющие специальное значение для разработки проблем психологии мышления. К ним относятся учение о двух ступенях познания (чувственном и рациональном), их соотноше­нии и взаимодействии, а также учение о диалектическом мышле­нии как высшей ступени теоретического мышления.

Основываясь на общефилософских положениях, психология не должна к ним сводиться, так как иначе у нее не будет статуса самостоятельной науки. История развития отечественной психо­логии показывает, что переход от общеметодологических принци­пов к построению конкретной науки, к выделению ее самостоя­тельного предмета составляет очень сложную и далекую от сво­его полного завершения задачу. В том, что это именно так, легко убедиться, просматривая первые разделы учебников по психоло­гии Предмет психологии характеризуется либо путем перечисле­ния (всегда неполного) психических явлений, либо путем приве­дения философской характеристики психики в качестве средства раскрытия предмета конкретной науки. И в первом, и во втором случае отсутствует критерий, который выделял бы собственно психологические задачи и области исследования. «Нужен четкий критерий, — указывает известный советский психолог П.Я. Галь­перин — чтобы ясно различать, что… может и должен изучать психолог, а что подлежит ведению других наук, какие задачи призван решать психолог, а какие лишь кажутся психологически­ми, но на самом деле ими не являются, и психолог не может и не должен их решать» [49, с. 7]. В 1976 г. он подчеркивал, что вопрос о предмете психологии «является самым насущным, са­мым практическим и настоятельным вопросом нашей науки» [49, с. II]. И сегодня это положение сохраняет свою актуальность, хотя большинство психологов заняты частными исследованиями.

Предмет психологии мышления находится как бы на пересече­нии двух областей: того, что относится к компетенции психологи­ческого изучения, и того, что составляет предмет комплексных исследований мышления. С этим связана и трудность выделения предмета психологии мышления: мышление не отделено резкой границей от других психических явлений, а психологический под­ход к его изучению тесно переплетается с подходами других наук. Для того чтобы все же как-то очертить область, отно­сящуюся к психологии мышления, мы поступим следующим обра­зом. Сначала рассмотрим, с чем,

собственно говоря, имеют дело психологи, когда они изучают «мышление». Эта реальность неод­нородна, существуют различные виды мышления. Через описание этих видов и можно дать первоначальную характеристику психо­логии мышления. Затем мы попытаемся сформулировать
различия в подходах
к мышлению, реализуемых в различных науках. Наконец, рассмотрим вопрос об
определениях
предмета психологии мышления в отличие от комплексного его изучения.

§ 2. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

Психологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле внимания психологов прежде всего попали те виды мышле­ния, которые первоначально занимали внимание философов. Это теоретическое, рассуждающее мышление. Один из крупнейших философов Р. Декарт выдвинул формулу «Я мыслю, значит я существую». Если оставить в стороне философский смысл форму­лы и рассматривать ее лишь в конкретно-психологическом плане, то становится очевидным, что эта формула явно выдвигает мыш­ление на первый план в психической жизни человека, считая мышление признаком существования человека: ничто, по мнению автора, так убедительно .не доказывает существования человека как акт мышления. Итак, было выделено мышление рассуждаю­щее, мышление словесно-логическое.

Это мышление и сегодня вы­деляется как один из основных видов мышления, характеризую­щийся использованием понятий, логических конструкций, су­ществующих, функционирующих на базе языка, языковых средств. Однако современная психология не рассматривает этот вид мышления как единст­венный.

Рис. 1.

Ситуация опыта по исследованию

наглядно-действенного мыш­ления

В психологии выделяется так же, как самостоятельный вид, образное

(или наглядно-образное) мышление. В исследованиях Н.Н. Поддьякова и его сотрудников ребенку дошкольнику предъ­являли плоскую фигуру определенной формы, например вырезан­ного из фанеры гуся (рис. 2). Затем фигура закрывалась фанер­ным диском так, что оставалась видимой лишь ее часть — голо­ва и начало шеи. После этого фигуру, поворачивали на какой-либо угол от исходного положения и предлагали ребенку определить по положению головы и шеи гуся, где должен распола­гаться его хвост [134, с. 170]. Функции образного мышления свя­заны с представливанием ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преоб­разующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. С по­мощью образного мышления более полно воссоздается все много­образие различных фактических характеристик предмета. В обра­зе может быть зафиксировано одновре­менное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления — установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Наглядно-действенное, наглядно-об­разное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показа­но, что эти три вида мышления сосу­ществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Описанная классификация (трой­ка) не является единственной. В психо­логической литературе используется несколько «парных» класси­фикаций.

Например, различают теоретическое и практическое

мышление по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это по­знание законов, правил. Открытие периодической системы Менде­леева — продукт его теоретического мышления. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразо­вания действительности: постановка цели, создание плана, проек­та, схемы. Практическое мышление было глубоко проанализиро­вано советским психологом Б.М. Тепловым [173]. Теоретическое мышление наиболее последовательно изучается в контексте пси­хологии научного творчества [143; 212]. Одна из важных особен­ностей практического мышления заключается в том, что оно раз­вертывается в условиях жесткого дефицита времени. Так, на­пример, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте одного и того же года не имеет принципиального зна­чения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретическое. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений с которыми имеет дело мышление, в одном случае это научные понятия, а в другом—житейские, си­туативные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным

и
аналитиче­ским
(логическим) мышлением. Обычно используются три приз­нака: временной (время протекания процесса), структурный (чле­нение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосоз­нанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени пред­ставлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. В отечественной психологии это мышление изучается Я.А. Поно­маревым, Л.Л. Гуровой и др. [138; 51].

В психологии существует еще одно важное деление: мышление реалистическое

и мышление
аутистическое.
Первое направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а второе связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее!). Иногда ис­пользуется термин «эгоцентрическое мышление», оно характери­зуется прежде всего невозможностью принять точку зрения дру­гого человека.

Важным является различение продуктивного

и
репродуктивно­го мышления.
3.И. Калмыкова основывает это различие на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятель­ности продукта по отношению к знаниям субъекта» [75, с. 13].

Необходимо также различать непроизвольные

мыслительные про­цессы от
произвольных:
например, непроизвольные трансформа­ции образов сновидения и целенаправленное решение мысли­тельных задач. Приведенный список видов мышления не явля­ется полным. Между ними существуют сложные отношения. Так, например, 3.И. Калмыкова выделяет словесно-логические и интуитивно-практические компоненты продуктивного мышления [75, с. 21]. В целом соотношения между разными видами мышления еще не выявлены. Однако ясно главное: термином «мышление» в психологии обозначаются качественно разнородные процессы.

§ 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ

Мышление изучает не только психология. Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении мышления к

бытию. Сам термин «мышление» используется в философской литературе в очень широком смысле, иногда как синоним созна­ния, иногда как синоним «духа», т. е. психики. Философию инте­ресуют предельно общие вопросы: что является первичным — ма­терия или мышление (ответ на этот вопрос разделяет материали­стов и идеалистов), можно ли познать мир с помощью мышления, если можно, то как совершается это познание? При разграничении сфер влияния философии и психологии главным, по-видимому, является вопрос о том,
чье
мышление выступает в качестве объекта исследований. Для философии мышление выступает прежде всего как общественно-исторический процесс, как истори­ческое развитие познавательных возможностей человечества, как родовое мышление человечества, а в конкретно-психологическом плане акцент ставится на мышлении конкретных людей, конечно, в их обусловленности историческим развитием. Философию (тео­рию познания) интересует прежде всего конечный продукт поз­навательной работы человека (можно ли его рассматривать как отражение внешнего мира?). Психологию же интересует сам процесс порождения этих продуктов, конечных продуктов мысли­тельной деятельности. Характеризуя предмет диалектической ло­гики, известный советский философ Э.В. Ильенков пишет: «Ло­гика обязана показать, как развивается мышление, если оно на­учно, если оно отражает, т. е. воспроизводит в понятиях вне и независимо от сознания и воли существующий предмет, иными словами создает его духовную репродукцию, реконструирует его саморазвитие, воссоздает его в логике движения понятий, чтобы воссоздать потом и на деле — в эксперименте, в практике» [70, с. 5]. В этом высказывании отчетливо выражен интерес к мыш­лению понятийному, к такому уровню его функционирования, ко­торый называется научным. Психологию же интересуют и более простые формы мышления.

Существенным является вопрос о дифференциации формально-логического и психологического аспектов в исследованиях мышления. Объектом формально-логического исследования явля­ются основные «формы» мышления: понятия, суждения, умоза­ключения. Выделение этих форм, их систематизация и классифи­кация — важная задача формально-логического исследования мышления. В отличие от психологии логика имеет дело прежде всего с продуктами индивидуальной работы, ее интересует правильное, истинное мышление. Психология же изучает, как реаль­но совершается мышление, которое не обязательно является пра­вильным. Психолога интересуют не только те случаи, когда чело­век адекватно воспроизводит в своем мышлении реальные особен­ности изучаемого объекта, но и те случаи, когда объекту припи­сываются некоторые свойства, которыми он реально не облада­ет. Более того, психология изучает нарушенное, искаженное мышление, возникающее при определенных заболеваниях. Анализ мышления входит в компетенцию таких отраслей психологиче­ской науки, как нейропсихология и патопсихология. Понятие «ошибка» вообще с трудом применимо к характеристике поиска решения задачи: то, что является «ошибочным» с точки зрения конечного этапа, выполняет часто весьма полезную подготови­тельную функцию.

Социологический аспект исследований мышления тесно связан с философским, он ориентирован на изучение исторического раз­вития процессов познания в зависимости от социальной структуры различных обществ. К изучению мышления имеет прямое от­ношение науковедение («наука о науке»), которое является конк­ретизацией подходов, характерных для теории познания в целом и для социологии, применительно к частной области — научной деятельности. Науковедение интересуют прежде всего надынди­видуальные закономерности развития науки, психологию же и научное мышление интересует как мышление конкретных лич­ностей.

Мышление, особенно в XX веке, интенсивно изучается и в рамках естественнонаучного цикла. Физиология высшей нервной деятельности изучает динамику нервных процессов, с помощью которых реализуются акты человеческого мышления. Мышление, как и другие психические функции, есть результат деятельности мозга. Эти мозговые субстраты, мозговые механизмы изучает фи­зиология мышления. В физиология высшей нервной деятельности оформился специальный раздел, наиболее тесно связанный с проблематикой психологии мышления. Это — учение о двух сигнальных системах. Физиологов интересует прежде всего динамика нервных процессов, которые обеспечивают реализацию функций мышления. Психолог может абстрагироваться от этой динами­ки и изучать строение самой мыслительной деятельности, ее дина­мику, условия возникновения, условия нарушения и т. д., это от­носительно автономная задача. Состав понятий, которыми оперирует мышление данного конкретного человека, не определяется свойствами его нервных процессов, он определяется условиями усвоения этих категорий, условиями деятельности, жизни чело­века, различиями в культуре. Таким образом, на одном и том же нервном субстрате, условно говоря, могут разыгрываться совер­шенно различные психологические процессы мышления. Именно поэтому психологический анализ относительно

независим от ана­лиза физиологического.

В последние десятилетия мышление интенсивно изучалось и продолжает изучаться в кибернетике, внутри которой сложились различные области, среди которых наибольший интерес представ­ляет та, которую называют «искусственным интеллектом». Кибер­нетика рассматривает мышление человека как информационный процесс, фиксирует то общее, что есть в работе электронно-вычис­лительных машин и в мышлении человека. Психологию же инте­ресуют прежде всего специфика человеческого мышления, его отличия от информационных процессов, реализуемых современны­ми техническими устройствами. Взаимодействие психологии и «ис­кусственного интеллекта» существенно преобразило содержание психологии мышления.

Основные критерии понятия мотив в деятельности человека

1 Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции.

2 Люди различаются по индивидуальному выражению (характеру и силе) определенных мотивов. У разных людей может быть разная иерархия мотивов.

3 Поведение человека в данный момент времени мотивируется не любым или всеми его мотивами, а самым высоким (т.е. самым сильным) мотивом в иерархии, тем, который ближе всего подходит к перспективе достижения соответствующего состояния цели в данных условиях или достижение которого находится под вопросом. Этот мотив активируется, становится действенным. (Другие мотивы, подчиненные ему или конфликтующие с ним, могут быть активированы одновременно).

4 Мотив остается активным, т.е. участвует в мотивации поведения, пока либо не будет достигнуто целевое состояние соответствующего отношения «индивид-среда», либо индивид не приблизится к нему настолько, насколько позволяют условия ситуации, либо целевое состояние перестанет опасно отдаляться, либо изменившиеся условия ситуации сделают другой мотив более актуальным, в результате чего последний активизируется и становится доминирующим. Действие, как и мотив, часто прерывается до достижения желаемого состояния или распадается на разрозненные во времени части; в последнем случае оно обычно возобновляется через некоторое время.

5 Мотивация объясняет направленность действия на достижение цели.

6 Мотивация, конечно, не является единым процессом, который равномерно пронизывает поведенческие действия от начала до конца. Скорее, она состоит из разнородных процессов, которые выполняют функцию саморегуляции на различных этапах поведенческого действия, особенно до и после его выполнения. деятельность мотивирована, то есть направлена на достижение цели мотива, но не следует путать ее с мотивацией.

Деятельность состоит из отдельных функциональных компонентов восприятия, мышления, обучения, воспроизведения знаний, речи или моторики, и они имеют свой запас возможностей (способностей, навыков, знаний), накопленных за всю жизнь, с которыми психология мотивации не справляется, принимая их как должное.

Мотивация определяет, как и в каком направлении используются различные функциональные способности. Мотивация также объясняет выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мысли, более того, она объясняет интенсивность и настойчивость в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов.

Мотив человеческой деятельности, конечно же, связан с целью. Но мотив может быть отделен от цели и будет двигаться:

1) по самой деятельности, например, человек делает что-то из любви к искусству.

2) к одному из результатов деятельности, т.е. побочный продукт становится целью деятельности.

Мотивы и цели , что это?

Мотив , это то, что побуждает человека к какой-либо деятельности, которая направлена на удовлетворение потребности в чем-то.

Когда у человека возникает мотив, у него появляется энергия на достижение каких-то определенных результатов, выполнение действий.

Мотив также может быть направлен не только на осуществление какой-либо деятельности, но и на отказ от нее.

Мотив не всегда может быть объяснен сам по себе, он понятен только при рассмотрении факторов, составляющих общий психический строй человека , он является импульсом, заставляющим человека двигаться в направлении к какой-либо цели.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, определяют направленность личности, ее устремленность к жизненным целям.

Цель , это то, к чему осознанно стремится человек, результат его деятельности, направленной на достижение определенного результата. Также это может быть сам процесс какой-либо деятельности, вовлеченность в нее.

Для того, чтобы поставить перед собой цель, прежде всего человек должен иметь мотивацию к ней , например, самоутверждение, материальные блага, самореализация. При этом часто цель бывает определена несколькими мотивами.

Цели также побуждают человека к деятельности.

При этом, чем конкретнее они поставлены, тем большую побудительную силу имеют.

Общие же, неконретизированные цели слабо стимулируют к какому-либо действию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]