Классификация
Во-первых, мотив дает реальный толчок к деятельности, то есть приводит ее в движение, включает ее, снабжает энергией. Но «мотивировать» не обязательно означает «вызывать», реально привести к наличию активности. Мотивов и стремлений у человека больше, чем выраженных реализаций деятельности, поэтому полезно разделить два уровня общей функции мотивации:
- Наличие потенциального избирательного стремления, которое не обязательно приводит к формализованной деятельности, но имеет психологическое выражение;
- реализованная стимуляция, которая обычно является названием выбранной и начатой конкретной деятельности.
Вторая функция мотива — придать направление порождаемой деятельности. Недостаточно начать деятельность и постоянно «подпитывать» ее. Необходимо возглавить его, реализовать. Это функция управления активными процессами для приведения их к запланированному результату. Деятельность направлена на свой объект, который, по мнению А.Н. Леонтьева, является мотивом.
Третья функция мотива — смолообразование, благодаря которому понятие мотива выходит на субъективный, личностный уровень. Субъективный смысл возникает в деятельности, в соотношении мотива и цели. Смысл — это ответ на вопрос: для чего, зачем человеку нужен объект его потребностей и деятельности? В развитой личности этот вопрос может быть решающим.
Таким образом, смыслообразующая функция мотива становится психологически центральной. Говорят, что человек — это существо, ориентированное на смысл. Если нет убедительного личного смысла, мотив просто не будет работать как мотиватор. Деятельности как таковой не будет, хотя нереализованный мотив останется.
В современной психологии не существует исчерпывающей и общепризнанной классификации потребностей и мотивов.
- мотивы различают в зависимости от характера потребностей, которым они соответствуют, например, существуют высшие и низшие мотивы, материальные и духовные. Приведенные выше градации достаточно условны. Например, одежда как мотив в равной степени связана с материальным и духовным. Существует особый класс функциональных потребностей и мотивов. Их суть заключается в том, что источником активности является потребность человека в функционировании. Мотивы можно разделить на типы в соответствии с одной из существующих классификаций потребностей, в частности, в соответствии с «пирамидой» А. Маслоу. Разнообразие таких схем кажется неисчерпаемым.
- Мотивы различают по форме отражения объекта потребности, мотивом может быть, например, непосредственный чувственный образ, образ памяти, воображения. В качестве мотива выступают различные психологические образования: моральное понятие или представление, идеал, ценностная ориентация. Это позволяет мотивационной психологии исследовать сложные реалии самого человеческого существования, не упрощая его, например, до исключительно материальных конструкций «стимул-реакция».
- Каждая реальная человеческая деятельность поли мотивирована, т.е. подчинена не одному, а нескольким мотивам, их целой иерархической системе. Это приводит к своего рода расщеплению, разделению функций между несколькими мотивами. Например, широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, а узкие мотивы — собственно мотивы. Например, человек долгое время выполняет субъективно ненужную и неинтересную задачу. Затем в качестве узких и краткосрочных стимулов выступают прозаические мотивы: угроза наказания, возможность поощрения или простая необходимость действовать.
- И последнее, мотивы делятся в зависимости от степени вовлеченности в их со-знание. Поэтому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, «понятными» и реально действующими. Предположим, старшеклассник знает, что учиться нужно для будущего, для более глубоких знаний. Но маловероятно, что такой мотив действительно активен для него.
Настоящая мотивация к обучению возникает за счет долга, подражания сверстникам или родителям. Но для выпускника школы, ранее только понимавшего, мотив может быть преобразован в мотив действительно действовать. Это меняет и учебную деятельность, и субъективное отношение к ней, и мотивационное состояние человека. Аналогичное перераспределение функций может происходить между сознательными и бессознательными мотивами.
Глава 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ
§ 1. ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ
Изучение мышления — один из традиционных разделов общей психологии, поэтому понимание предмета психологии мышления будет зависить от понимания предмета психологической науки в целом. Мы исходим из диалектико-материалистического понимания предмета психологии как науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов [99]. Марксистско-ленинская философия (диалектический и исторический материализм) является наиболее полным, глубоким отражением законов природы и общества, поэтому и психология, основывающаяся на методологических принципах этой философии, получает возможность подлинно научного изучения психики.
Следующие общефилософские положения являются, определяющими для марксистской психологии, для понимания ее предмета.
1. Психика возникает на определенном этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающей действительности.
2. Психика функционирует как свойство особым образом организованной материи (в высших проявлениях — как свойство мозга).
3. Психика есть отражение (познание) внешнего мира и сама познаваема, как и другие Явления.
4. Психика человека общественно-исторически обусловлена.
5. Психика возникает на основе практического взаимодействия субъекта с внешним миром и выполняет в нем активную роль.
6. Психика развивается, входе этого развития происходит переход количественных изменений в качественные, внутренние противоречия являются движущей силой, источником данного развития.
Все эти положения являются определяющими и при разработке проблем психологии мышления. Вместе с тем в философии есть разделы, имеющие специальное значение для разработки проблем психологии мышления. К ним относятся учение о двух ступенях познания (чувственном и рациональном), их соотношении и взаимодействии, а также учение о диалектическом мышлении как высшей ступени теоретического мышления.
Основываясь на общефилософских положениях, психология не должна к ним сводиться, так как иначе у нее не будет статуса самостоятельной науки. История развития отечественной психологии показывает, что переход от общеметодологических принципов к построению конкретной науки, к выделению ее самостоятельного предмета составляет очень сложную и далекую от своего полного завершения задачу. В том, что это именно так, легко убедиться, просматривая первые разделы учебников по психологии Предмет психологии характеризуется либо путем перечисления (всегда неполного) психических явлений, либо путем приведения философской характеристики психики в качестве средства раскрытия предмета конкретной науки. И в первом, и во втором случае отсутствует критерий, который выделял бы собственно психологические задачи и области исследования. «Нужен четкий критерий, — указывает известный советский психолог П.Я. Гальперин — чтобы ясно различать, что… может и должен изучать психолог, а что подлежит ведению других наук, какие задачи призван решать психолог, а какие лишь кажутся психологическими, но на самом деле ими не являются, и психолог не может и не должен их решать» [49, с. 7]. В 1976 г. он подчеркивал, что вопрос о предмете психологии «является самым насущным, самым практическим и настоятельным вопросом нашей науки» [49, с. II]. И сегодня это положение сохраняет свою актуальность, хотя большинство психологов заняты частными исследованиями.
Предмет психологии мышления находится как бы на пересечении двух областей: того, что относится к компетенции психологического изучения, и того, что составляет предмет комплексных исследований мышления. С этим связана и трудность выделения предмета психологии мышления: мышление не отделено резкой границей от других психических явлений, а психологический подход к его изучению тесно переплетается с подходами других наук. Для того чтобы все же как-то очертить область, относящуюся к психологии мышления, мы поступим следующим образом. Сначала рассмотрим, с чем,
собственно говоря, имеют дело психологи, когда они изучают «мышление». Эта реальность неоднородна, существуют различные виды мышления. Через описание этих видов и можно дать первоначальную характеристику психологии мышления. Затем мы попытаемся сформулировать
различия в подходах
к мышлению, реализуемых в различных науках. Наконец, рассмотрим вопрос об
определениях
предмета психологии мышления в отличие от комплексного его изучения.
§ 2. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
Психологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле внимания психологов прежде всего попали те виды мышления, которые первоначально занимали внимание философов. Это теоретическое, рассуждающее мышление. Один из крупнейших философов Р. Декарт выдвинул формулу «Я мыслю, значит я существую». Если оставить в стороне философский смысл формулы и рассматривать ее лишь в конкретно-психологическом плане, то становится очевидным, что эта формула явно выдвигает мышление на первый план в психической жизни человека, считая мышление признаком существования человека: ничто, по мнению автора, так убедительно .не доказывает существования человека как акт мышления. Итак, было выделено мышление рассуждающее, мышление словесно-логическое.
Это мышление и сегодня выделяется как один из основных видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств. Однако современная психология не рассматривает этот вид мышления как единственный.
Рис. 1.
Ситуация опыта по исследованию
наглядно-действенного мышления
В психологии выделяется так же, как самостоятельный вид, образное
(или наглядно-образное) мышление. В исследованиях Н.Н. Поддьякова и его сотрудников ребенку дошкольнику предъявляли плоскую фигуру определенной формы, например вырезанного из фанеры гуся (рис. 2). Затем фигура закрывалась фанерным диском так, что оставалась видимой лишь ее часть — голова и начало шеи. После этого фигуру, поворачивали на какой-либо угол от исходного положения и предлагали ребенку определить по положению головы и шеи гуся, где должен располагаться его хвост [134, с. 170]. Функции образного мышления связаны с представливанием ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления — установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Описанная классификация (тройка) не является единственной. В психологической литературе используется несколько «парных» классификаций.
Например, различают теоретическое и практическое
мышление по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Открытие периодической системы Менделеева — продукт его теоретического мышления. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практическое мышление было глубоко проанализировано советским психологом Б.М. Тепловым [173]. Теоретическое мышление наиболее последовательно изучается в контексте психологии научного творчества [143; 212]. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Так, например, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте одного и того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретическое. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений с которыми имеет дело мышление, в одном случае это научные понятия, а в другом—житейские, ситуативные обобщения.
Проводится также различие между интуитивным
и
аналитическим
(логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. В отечественной психологии это мышление изучается Я.А. Пономаревым, Л.Л. Гуровой и др. [138; 51].
В психологии существует еще одно важное деление: мышление реалистическое
и мышление
аутистическое.
Первое направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а второе связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее!). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.
Важным является различение продуктивного
и
репродуктивного мышления.
3.И. Калмыкова основывает это различие на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта» [75, с. 13].
Необходимо также различать непроизвольные
мыслительные процессы от
произвольных:
например, непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач. Приведенный список видов мышления не является полным. Между ними существуют сложные отношения. Так, например, 3.И. Калмыкова выделяет словесно-логические и интуитивно-практические компоненты продуктивного мышления [75, с. 21]. В целом соотношения между разными видами мышления еще не выявлены. Однако ясно главное: термином «мышление» в психологии обозначаются качественно разнородные процессы.
§ 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ
Мышление изучает не только психология. Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении мышления к
бытию. Сам термин «мышление» используется в философской литературе в очень широком смысле, иногда как синоним сознания, иногда как синоним «духа», т. е. психики. Философию интересуют предельно общие вопросы: что является первичным — материя или мышление (ответ на этот вопрос разделяет материалистов и идеалистов), можно ли познать мир с помощью мышления, если можно, то как совершается это познание? При разграничении сфер влияния философии и психологии главным, по-видимому, является вопрос о том,
чье
мышление выступает в качестве объекта исследований. Для философии мышление выступает прежде всего как общественно-исторический процесс, как историческое развитие познавательных возможностей человечества, как родовое мышление человечества, а в конкретно-психологическом плане акцент ставится на мышлении конкретных людей, конечно, в их обусловленности историческим развитием. Философию (теорию познания) интересует прежде всего конечный продукт познавательной работы человека (можно ли его рассматривать как отражение внешнего мира?). Психологию же интересует сам процесс порождения этих продуктов, конечных продуктов мыслительной деятельности. Характеризуя предмет диалектической логики, известный советский философ Э.В. Ильенков пишет: «Логика обязана показать, как развивается мышление, если оно научно, если оно отражает, т. е. воспроизводит в понятиях вне и независимо от сознания и воли существующий предмет, иными словами создает его духовную репродукцию, реконструирует его саморазвитие, воссоздает его в логике движения понятий, чтобы воссоздать потом и на деле — в эксперименте, в практике» [70, с. 5]. В этом высказывании отчетливо выражен интерес к мышлению понятийному, к такому уровню его функционирования, который называется научным. Психологию же интересуют и более простые формы мышления.
Существенным является вопрос о дифференциации формально-логического и психологического аспектов в исследованиях мышления. Объектом формально-логического исследования являются основные «формы» мышления: понятия, суждения, умозаключения. Выделение этих форм, их систематизация и классификация — важная задача формально-логического исследования мышления. В отличие от психологии логика имеет дело прежде всего с продуктами индивидуальной работы, ее интересует правильное, истинное мышление. Психология же изучает, как реально совершается мышление, которое не обязательно является правильным. Психолога интересуют не только те случаи, когда человек адекватно воспроизводит в своем мышлении реальные особенности изучаемого объекта, но и те случаи, когда объекту приписываются некоторые свойства, которыми он реально не обладает. Более того, психология изучает нарушенное, искаженное мышление, возникающее при определенных заболеваниях. Анализ мышления входит в компетенцию таких отраслей психологической науки, как нейропсихология и патопсихология. Понятие «ошибка» вообще с трудом применимо к характеристике поиска решения задачи: то, что является «ошибочным» с точки зрения конечного этапа, выполняет часто весьма полезную подготовительную функцию.
Социологический аспект исследований мышления тесно связан с философским, он ориентирован на изучение исторического развития процессов познания в зависимости от социальной структуры различных обществ. К изучению мышления имеет прямое отношение науковедение («наука о науке»), которое является конкретизацией подходов, характерных для теории познания в целом и для социологии, применительно к частной области — научной деятельности. Науковедение интересуют прежде всего надындивидуальные закономерности развития науки, психологию же и научное мышление интересует как мышление конкретных личностей.
Мышление, особенно в XX веке, интенсивно изучается и в рамках естественнонаучного цикла. Физиология высшей нервной деятельности изучает динамику нервных процессов, с помощью которых реализуются акты человеческого мышления. Мышление, как и другие психические функции, есть результат деятельности мозга. Эти мозговые субстраты, мозговые механизмы изучает физиология мышления. В физиология высшей нервной деятельности оформился специальный раздел, наиболее тесно связанный с проблематикой психологии мышления. Это — учение о двух сигнальных системах. Физиологов интересует прежде всего динамика нервных процессов, которые обеспечивают реализацию функций мышления. Психолог может абстрагироваться от этой динамики и изучать строение самой мыслительной деятельности, ее динамику, условия возникновения, условия нарушения и т. д., это относительно автономная задача. Состав понятий, которыми оперирует мышление данного конкретного человека, не определяется свойствами его нервных процессов, он определяется условиями усвоения этих категорий, условиями деятельности, жизни человека, различиями в культуре. Таким образом, на одном и том же нервном субстрате, условно говоря, могут разыгрываться совершенно различные психологические процессы мышления. Именно поэтому психологический анализ относительно
независим от анализа физиологического.
В последние десятилетия мышление интенсивно изучалось и продолжает изучаться в кибернетике, внутри которой сложились различные области, среди которых наибольший интерес представляет та, которую называют «искусственным интеллектом». Кибернетика рассматривает мышление человека как информационный процесс, фиксирует то общее, что есть в работе электронно-вычислительных машин и в мышлении человека. Психологию же интересуют прежде всего специфика человеческого мышления, его отличия от информационных процессов, реализуемых современными техническими устройствами. Взаимодействие психологии и «искусственного интеллекта» существенно преобразило содержание психологии мышления.
Основные критерии понятия мотив в деятельности человека
1 Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции.
2 Люди различаются по индивидуальному выражению (характеру и силе) определенных мотивов. У разных людей может быть разная иерархия мотивов.
3 Поведение человека в данный момент времени мотивируется не любым или всеми его мотивами, а самым высоким (т.е. самым сильным) мотивом в иерархии, тем, который ближе всего подходит к перспективе достижения соответствующего состояния цели в данных условиях или достижение которого находится под вопросом. Этот мотив активируется, становится действенным. (Другие мотивы, подчиненные ему или конфликтующие с ним, могут быть активированы одновременно).
4 Мотив остается активным, т.е. участвует в мотивации поведения, пока либо не будет достигнуто целевое состояние соответствующего отношения «индивид-среда», либо индивид не приблизится к нему настолько, насколько позволяют условия ситуации, либо целевое состояние перестанет опасно отдаляться, либо изменившиеся условия ситуации сделают другой мотив более актуальным, в результате чего последний активизируется и становится доминирующим. Действие, как и мотив, часто прерывается до достижения желаемого состояния или распадается на разрозненные во времени части; в последнем случае оно обычно возобновляется через некоторое время.
5 Мотивация объясняет направленность действия на достижение цели.
6 Мотивация, конечно, не является единым процессом, который равномерно пронизывает поведенческие действия от начала до конца. Скорее, она состоит из разнородных процессов, которые выполняют функцию саморегуляции на различных этапах поведенческого действия, особенно до и после его выполнения. деятельность мотивирована, то есть направлена на достижение цели мотива, но не следует путать ее с мотивацией.
Деятельность состоит из отдельных функциональных компонентов восприятия, мышления, обучения, воспроизведения знаний, речи или моторики, и они имеют свой запас возможностей (способностей, навыков, знаний), накопленных за всю жизнь, с которыми психология мотивации не справляется, принимая их как должное.
Мотивация определяет, как и в каком направлении используются различные функциональные способности. Мотивация также объясняет выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мысли, более того, она объясняет интенсивность и настойчивость в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов.
Мотив человеческой деятельности, конечно же, связан с целью. Но мотив может быть отделен от цели и будет двигаться:
1) по самой деятельности, например, человек делает что-то из любви к искусству.
2) к одному из результатов деятельности, т.е. побочный продукт становится целью деятельности.
Мотивы и цели , что это?
Мотив , это то, что побуждает человека к какой-либо деятельности, которая направлена на удовлетворение потребности в чем-то.
Когда у человека возникает мотив, у него появляется энергия на достижение каких-то определенных результатов, выполнение действий.
Мотив также может быть направлен не только на осуществление какой-либо деятельности, но и на отказ от нее.
Мотив не всегда может быть объяснен сам по себе, он понятен только при рассмотрении факторов, составляющих общий психический строй человека , он является импульсом, заставляющим человека двигаться в направлении к какой-либо цели.
Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, определяют направленность личности, ее устремленность к жизненным целям.
Цель , это то, к чему осознанно стремится человек, результат его деятельности, направленной на достижение определенного результата. Также это может быть сам процесс какой-либо деятельности, вовлеченность в нее.
Для того, чтобы поставить перед собой цель, прежде всего человек должен иметь мотивацию к ней , например, самоутверждение, материальные блага, самореализация. При этом часто цель бывает определена несколькими мотивами.
Цели также побуждают человека к деятельности.
При этом, чем конкретнее они поставлены, тем большую побудительную силу имеют.
Общие же, неконретизированные цели слабо стимулируют к какому-либо действию.