Направленность и мотивы деятельности личности — Общая характеристика мотивационной сферы человека


Общая характеристика мотивационной сферы человека

Одним из важнейших понятий мотивационной психологии является понятие «мотивационной сферы» личности (точнее — мотивационной системы).

Мотивация — система факторов, определяющих поведение человека; характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Другими словами, мотивация — это совокупность причин психологического характера, которые вызывают активность индивида, определяют ее направленность и объясняют поведение человека. Мотивацию можно рассматривать как циклический процесс непрерывного взаимного действия и преобразования ситуации индивидом, результатом которого является его фактическое наблюдаемое поведение как процесс непрерывного выбора и принятия решений.

Мотивация объясняет целенаправленность действий, упорядоченность и устойчивость целостной деятельности для достижения определенной цели.

Как и любая другая система, мотивационный мир человека включает в себя определенный набор ее компонентов, а также регулярные и устойчивые связи между ними.

Основными компонентами мотивационной сферы личности являются следующие основные психологические образования и структуры: потребности, влечения, установки, мотивы, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др.

Все эти компоненты имеют основную общую черту: они имеют две основные стороны, два аспекта — содержательный и динамический.

Содержательный аспект заключается в представлении внешней — отраженной — реальности и обычно возникает в форме определенных знаний.

Динамический аспект связан с тем, что каждый из перечисленных компонентов мотивационной сферы обладает определенным потенциалом инициировать, поддерживать и изменять активность субъекта. Исходя из этого, все перечисленные компоненты объединяются в мотивационной сфере личности.

Мотивационная сфера человека может быть оценена в своем развитии по следующим параметрам:

1) Широта — параметр, отражающий разнообразие мотивационных факторов — мотивов, потребностей и целей. Чем больше у человека мотивов, потребностей, целей, тем более развита его мотивационная сфера;

2) Гибкость — более гибкой является область мотивации, где для удовлетворения потребности используется больше мотивационных стимулов (например, один человек учится только по телевизору, а другой — по книгам, телевизору, газетам);

3) Иерархизация — чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований данного уровня, тем выше иерархизация мотивационной сферы.

Различают следующие 2 типа мотивации:

1) Ситуативная мотивация — включает в себя мотивирующие факторы, которые заставляют человека действовать из внешней среды. К этим факторам относятся определенные ситуационные характеристики, поступки и действия окружающих людей, культура, социальное положение, занимаемое человеком, и т.д;

2) Диспозиционная мотивация — внутренняя мотивация человека.

Она включает в себя цель — осознанное представление об ожидаемом результате, на достижение которого направлены действия человека. Основой формирования целей у человека является его субъективно-материальная трудовая деятельность, направленная на преобразование внешнего мира. Процесс постановки и достижения целей включает следующие шаги:

a) формирование ворот;

б) осуществление действий для достижения цели;

в) эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода действий и их конечного результата.

Образ ожидаемого результата приобретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных путей реализации цели. Формирование цели, возникновение цели является центральным моментом в процессе реализации действия и основным механизмом формирования новых действий человека. Психофизиологической основой цели является закодированная в мозгу «картина требуемого будущего» (Н.А. Бернштейн), акцептор результатов действия (П.К. Анохин), который регулирует программу физиологического выполнения действия с помощью предвосхищающих и авторитарных (предоставляющих информацию о соответствии достигнутого результата желаемому) команд.

Методы мотивации

Чтобы максимально увеличить шансы на успех, важно сразу начать с правильной мотивации и поддерживать методологические ходы в течение долгого времени. Мы собрали для вас советы, как это сделать.

  1. Начинайте с малого
    . Чем легче и проще первоначальная цель, тем лучше. Например, если вы хотите заняться спортом, не планируйте сразу двухчасовые интенсивные нагрузки, а тренируйтесь первую неделю по 3-5 минут в день.
  2. Одной цели достаточно на старте вашего пути.
    Множество параллельных целей рассредоточат внимание и силы, и возникнет большая вероятность, что вы не достигнете в итоге ничего. Лучше сосредоточить все ресурсы на каком-то одном пункте.
  3. Заявите о цели публично.
    Мы все избегаем неловкости, которая возникает, если не получилось сдержать свое слово. Рассказать друзьям или коллегам о своих планах – означает взять на себя ответственность за результат.
  4. Предвкушайте победу.
    Позитивный настрой и вера в себя – очень важные поддерживающие факторы на этом этапе.

Потребности

Одним из основных источников активности человека являются потребности. Потребность выражает зависимость человека от определенных условий существования. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой человеческой деятельности, особенно труда.

Потребность — это состояние человека, возникающее в условиях нужды в предметах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

В данном контексте процесс удовлетворения потребности выступает как активный, целенаправленный процесс совладания человека с такой формой деятельности, которая определяется уровнем социального развития. Потребности человека имеют социально-личностный характер, который выражается в том, что для удовлетворения потребностей человек использует те способы и приемы, которые исторически сложились в данной социальной среде и необходимы в определенных условиях.

Потребности могут принимать другую форму.

Например, они могут восприниматься людьми по-разному. В этом случае они принимают форму притяжения. Это побуждение к деятельности, которое является недифференцированной, недостаточно реализованной потребностью.

Привлечение — это первичное эмоциональное проявление человеческой потребности в чем-то, мотивация, еще не опосредованная сознательным целеполаганием. В отечественной психологии влечение рассматривается как этап формирования мотива поведения, то есть выступает как преходящее явление: представленная в нем потребность либо проходит, либо реализуется в виде конкретного желания. Таким образом, влечения обусловлены не только биологическими, но и социальными факторами. Более того, в домоводстве преобладает мнение, что у человека с развитым сознанием влечения не играют главной роли в качестве мотивов поведения, а служат «строительным материалом» для осознанных мотивов. С другой стороны, драйв является одним из центральных понятий психоанализа, что отводит ему ведущую роль в деятельности и регуляции человеческого поведения.

Другой бессознательный импульс — это отношение. Это бессознательное состояние готовности человека к определенной форме деятельности.

Это может быть готовность к деятельности, к поведению, к пониманию или интерпретации чего-либо. Отношение, проявляющееся в интерпретации событий, явлений и фактов, может принимать форму предрассудков или стереотипов.

Отношение обычно развивается в результате повторяющихся ситуаций, в которых человек реагирует определенным образом.

Д.Н. Узнадзе разработал теорию, согласно которой потребности и ситуации, возникающие при встрече, определяют направление поведения субъекта до тех пор, пока поведение не натолкнется на определенные препятствия. В этих случаях бессознательное поведение прерывается, и в игру вступают сознательные механизмы объективации. Возникающие препятствия замечаются и осознаются. После сознательного нахождения нового способа регуляции, контроль над поведением снова осуществляется через бессознательные установки. Эта непрерывная передача контроля обеспечивает гармоничное и более экономичное взаимодействие между сознательным и бессознательным.

Классификация потребностей

В истории психологии были попытки свести все человеческие потребности к одной — первичной и основной (в работах Фрейда и Адлера это либидо и «стремление к власти» соответственно).

В то же время классификация потребностей Мюррея включает более 140 человеческих потребностей.

Томас в 1924 году задал себе вопрос: каков минимум человеческих потребностей? В ответ на свой вопрос он перечислил 4: потребность в безопасности, признании, дружбе, новых впечатлениях (его ответ был основан на исследовании проституции среди молодежи).

Дж. Питер (1938) утверждал, что на протяжении всей истории человечества наиболее часто конкурировали следующие потребности: Пропитание, свобода, сексуальные партнеры, вера (убеждения, идеалы).

Признаки мотивированной личности

Заряженных на действия людей можно легко узнать. Они:

  • оптимистичны (замотивированная личность заранее уверена в хорошем результате);
  • активны (демонстрируют энтузиазм, что помогает не останавливаться в процессе достижения цели);
  • настойчивы (следуют правилу, что с любыми возникающими препятствиями можно справиться);
  • сконцентрированы (стараются не отвлекаться на мелочи);
  • уверены в себе (ощущают себя как цельную личность со своими недостатками, но при этом не только умеют использовать сильные стороны характера, но и работать над слабыми).

Мотивы и мотивационные системы

Мотив (от лат. movere — «приводить в движение, толкать») — это:

1) фактор, побуждающий человека к деятельности и связанный с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направление;

2) некий объект (материальный или идеальный), побуждающий человека к деятельности и определяющий ее направление

3) сознательная причина, лежащая в основе выбора человеком действий и поступков

4) то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивой личной собственностью, из которой он мотивируется на совершение определенных действий;

5) психологические состояния, характеризующие частное, изменчивое отношение человека к предметам или явлениям окружающей действительности.

Механизмом возникновения мотивов является реализация потребностей в ходе аддиктивной деятельности, а значит, превращение объектов этой деятельности в мотивы. Отсюда следует центральный закон: развитие мотивов происходит через изменение и расширение сферы деятельности, что изменяет объективную реальность.

Мотивы отличаются друг от друга типом потребностей, которые они проявляют; формами, которые они принимают; широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Любая деятельность человека мотивируется не одним мотивом, а несколькими, то есть деятельность обычно полимотивирована.

Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность установок и действий человека и относительно независимых от существующих ситуаций, называется направленностью личности. Личность как подструктура личности включает в себя различные мотивы: их побуждения, потребности, склонности, интересы, стремления, намерения, идеалы, нормы, самооценку, оценку других, уровень стремления, установки и т.д. Некоторые из его компонентов являются доминирующими, другие играют подчиненную роль.

В сложной деятельности обычно встречается не один, а несколько одновременно действующих и взаимодействующих мотивов.

Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Выделяют следующие функции мотивов:

1) мотивирующая;

2) режиссура;

3) смыслообразующая функция, которая заключается в мотивах, придающих личностный смысл реальности, отраженной в индивидуальном сознании;

4) функция управления направлением деятельности человека — эта функция выполняется мотивами не непосредственно, а через механизм «эмоциональной коррекции» поведения (А.В. Запорожец). Эта «эмоциональная коррекция» поведения происходит следующим образом: С помощью эмоций человек оценивает личностный смысл происходящих событий и, если этот смысл не совпадает с его собственными мотивами, меняет общее направление своей деятельности.

Леонтьев выделяет в основном две функции мотивов: Мотивация и осмысление. Смыслообразующие мотивы придают личностный смысл деятельности, в то время как другие мотивы, сопровождающие ее, служат стимулами (положительными или отрицательными) — иногда остро эмоциональными, аффективными, не имеющими смыслообразующей функции. Это мотивы и побуждения. Здесь различие между двумя типами мотивов является относительным. В иерархической структуре один конкретный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, в то время как другой может выполнять функцию дополнительного стимула. Слияние двух функций мотивации, побуждения и смыслообразования, придает человеческой деятельности характер сознательно регулируемой деятельности. Когда смыслообразующая функция мотива снижается, он может стать только понятным. И наоборот, когда мотив становится «просто понятным», можно сказать, что его смыслообразующая функция ослабла.

X. Хекхаузен рассматривает функцию мотива только в связи с этапами действия — инициация, исполнение, завершение. На начальной стадии мотив инициирует, стимулирует, побуждает к действию. Реализация мотива на этапе исполнения обеспечивает постоянный высокий уровень активности действия. Поддержание мотивации на этапе завершения действия связано с оценкой результатов, успеха, что способствует подкреплению мотивов.

Многие из мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К ним относятся мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, тревога. Кроме того, потребность в общении (аффилиация), мотив власти, вспомогательный мотив и агрессивность характеризуют человека личностно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]