Что такое когнитивные способности: простое определение и методы развития

Автор: Еремчук Людмила Геннадьевна, врач — невролог. Исследователь, кандидат медицинских наук.

Жизненно важные когнитивные функции определяют уровень личности в социальной среде, отношение к себе и качество взаимодействия с окружающим миром. Любое повседневное действие связано со сферой познания и анализа, работой мозга.

Когнитивная нейронаука исследует эти проявления во всем многообразии, выявляет зависимости физических структур нервной деятельности и способностей человека. Развитие и тренировки памяти, речи, внимания способны повысить качество жизни.

Даже неосознаваемые когнитивные функции, например фоновый анализ обстановки вокруг себя, – это постоянная работа множества нейронов в мозговых структурах. Улучшением способов взаимодействия этих важных клеток организма занимается нейробиология, а именно ее раздел когнитивная нейронаука.

Что значит когнитивный

Понятие «когнитивный» – это характеристика, указывающая на отношение предмета к познавательной сфере, управляемой головным мозгом. К когнитивным относятся наиболее сложные функции в области высшей нервной деятельности: письмо, речь, анализ окружающего мира, восприятие действительности, память.

В процессе жизни человек приобретает и постоянно совершенствует познавательные навыки, свои когнитивные характеристики, которые определяют то, что в повседневной речи мы называем уровнем интеллекта. Наиболее близко понятию когнитивный – значение слова «умный», что также значит «развитый, сообразительный».

Определение

Когнитивные способности – совокупность мозговых процессов, участвующих в познании окружающего мира. С помощью них мы воспринимаем, обрабатываем, сортируем, запоминаем, храним и воспроизводим информацию.

К когнитивным способностям относятся:

  • восприятие,
  • внимание,
  • память,
  • мышление,
  • речь,
  • воображение.

Это те психические процессы, которые помогают эффективно взаимодействовать с информацией, поступающей от органов чувств. Все они тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Если какой-то процесс хромает, то его функцию частично берут на себя другие. Таким образом воплощается принцип гибкости и компенсаторности психики.

Когда мы характеризуем человека как “умного”, мы высоко оцениваем именно его когнитивные способности.

Наследственность и врожденные особенности влияют на качество когнитивных функций. Но в гораздо меньшей степени, чем было принято считать раньше. Первостепенную роль играет целенаправленная работа человека по их развитию.

Это значит, что человек, который обладает средними врожденными способностями, но при этом регулярно тренирует свои когнитивные функции, вскоре обгонит того, кто от природы одарен, но никак не развивает свои задатки.

Когнитивные функции и процессы

Динамические процессы, протекающие в головном мозге, как сознательно, так и в фоновом режиме – все это когнитивные функции. Они позволяют человеку постоянно получать новую информацию, обрабатывать ее в соответствии со своими текущими целями и опытом и выдавать адекватные решения для каждой ситуации.

Мыслительные процессы протекают в совокупности: например, при написании стихотворения человек одновременно использует фантазию, внутреннюю речь, интерпретирует возникающие образы, вспоминает, как пишется то или иное слово. Однако при нарушении одного из таких видов деятельности другие могут поддерживаться в стабильном состоянии.

Исследователи когнитивных процессов описали множество случаев, когда нарушение речи или памяти у пациента не влияло на его способности к письму, логику или возможности усвоения новых знаний.

Анализировать информационную среду, приспосабливаться к условиям окружающего мира, планировать адекватные цели возможно лишь в том случае, если когнитивные функции развиты и находятся в рамках норм. Выявление нарушений позволяет в дальнейшем подвергнуть отдельные процессы коррекции и улучшить качество жизни человека.

Для скрининга функциональных нарушений мыслительно-познавательной сферы применяют специально разработанные методики. Одна из самых распространенных – монреальская шкала оценки когнитивных функций, она позволяет собрать и подвергнуть интерпретации данные по основному спектру психических процессов:

  • концептуальное мышление;
  • счет, речь;
  • внимание и память;
  • исполнительная деятельность;
  • концентрация;
  • ориентирование в пространстве.

Обследование длится всего 10 минут и дает достаточно материала, чтобы оценить уровень развития, скорость и адекватность реакции и другие показатели когнитивных процессов.

Речь

Наверное, лучше иных корковых функций мозга изучена речь. Появление у человека такой уникальной возможности — общаться друг с другом, да ещё и не простыми звуками и жестами, а сложносочинёнными предложениями, показывает, насколько развит наш мозг с эволюционной точки зрения. Мы даже не представляем, насколько сложно и запутанно устроена организация речевых центров в головном мозге. Не представляем, во что превратилась бы наша жизнь без возможности общаться.

Речевых центров в мозге человека несколько, и расположены они практически у всех людей в левом полушарии.

Речь — это не только умение произнести задуманное слово, это масса других навыков. Чтение, письмо, разговор с самим собой, понимание услышанной речи, чувство грамматики и семантики — это все составные части сложной структуры речи. При извращённой работе хотя бы одной из этих субъединиц, вся стройная система речевой функции мозга ломается, а человек оказывается неспособным коммуницировать с миром.

Если принять тот факт, что речь — это не только чесать языком, но и многое другое, становится очевидным, что в её организации участвует множество корковых центров. Это и зрительная кора — без неё не получилось бы читать; и слуховая кора — ведь в разговоре важно умение слушать; двигательная кора — чтоб посылать импульсы к мышцам голосовых связок и языка, которые порождают звуки, или к мышцам руки, которые пишут или набирают текст в мессенджере; это и память — ведь важно не просто услышать, но и вспомнить значение слова и представить себе, о чём идёт речь.

Центр Брока, названный так в честь учёного, открывшего его, находится в левой лобной доле. Центр Брока отвечает за речевую продукцию, т. е. именно за произношение.

История открытия центра Брока очень хорошо известна. Уважаемого во второй половине XIX века хирурга и анатома Поля Брока пригласили оценить состояние пациента, длительное время находившегося под пристальным вниманием врачей. Мужчина внезапно перестал разговаривать. Он понимал, что ему говорят, мог отвечать с помощью жестов, но не мог произнести ни единого слова кроме слога «тан», которое вырывалось у него каждый раз при попытке что‑либо сказать.

Спустя несколько недель после осмотра пациент скончался, и Брок, как истинный врач, тут же вскрыл ему череп и извлёк его мозг! Оказалось, что в левой лобной доле была настоящая дыра. Вероятно, в своё время у мужчины приключился инсульт, который так неудачно захватил именно эту стратегически важную зону головного мозга. В тот момент пациент потерял речь, а на месте инсульта со временем образовалась киста, которую и увидел на вскрытии Брок.

Свою гипотезу ему удалось подтвердить, наблюдая несколько лет спустя за пожилым мужчиной, потерявшем после падения и ушиба головы речь. Брок смог добраться и до его мозгов и вновь обнаружил изменения в той самой левой лобной доле.

Конечно, в современном мире никто не вскрывает черепную коробку людям с целью подтверждения той или иной гипотезы о локализации функций в головном мозге. Сейчас в арсенале учёных есть масса методов, позволяющих прижизненно и без нанесения тяжкого вреда здоровью пациента изучать работу головного мозга. Когда речь идёт об активации мозга в ответ на какой‑либо стимул, то, безусловно, это метод фМРТ — функциональной магнитно‑резонансной томографии мозга.

Любое повышение активности того или иного участка головного мозга приводит к усилению в нём кровотока. Поместив человека в томограф, можно регистрировать эти изменения кровотока по мере выполнения простых умственных задач: речь, счёт, пение, мысли о еде, воспоминания о любимой дочке, которая ждёт дома, фантазии о поездке на велосипеде вдоль побережья. Удивительно, что каждое из этих действий активирует строго свою, достаточно компактную область головного мозга, но активирует сильно, что и удаётся зарегистрировать при помощи магнитного томографа и софта.

Гипотеза Поля Брока была позже многократно доказана при помощи современных методик, и теперь нет сомнений, что центр речевой продукции находится именно в левой лобной доле. Одно время, когда в моде была гипотеза о чётком разделении функций в полушариях на творческое и аналитическое, бытовало мнение, что центр Брока у правшей находится слева, а у левшей справа. Однако это предположение не нашло подтверждения. Применение фМРТ показало, что примерно у 4–5% левшей центр Брока действительно может находиться в правой лобной доле, но у подавляющего большинства людей он находится слева независимо от прочих особенностей.

Поражение зоны Брока, будь то инсульт или травма, всегда приводит к одинаковой симптоматике — нарушению спонтанной речи, афазии Брока, или моторной афазии. Пациенты с моторной афазией испытывают сложности при подборе слов, не могут озвучить то, что думают. При частично сохранной речи она становится тем не менее бедна, нарушается логика построение предложений. При более грубых формах возможно полное отсутствие речи и формирование так называемых словесных эмболов — звуков или слогов, которые пациент произносит по поводу и без.

Это удивительно, ведь артикуляционный аппарат, голосовые связки, мышцы ротоглотки, губы — всё в норме, работает, но звуки в слова не складываются.

Обращённую речь такие пациенты понимают очень хорошо. Они легко общаются жестами, иногда могут что‑то нарисовать, указать. Письмо тем не менее тоже чаще всего страдает, ведь письменная речь, по сути, та же спонтанная речевая активность, только выраженная на бумаге, а не высказанная вслух. Такое вот крайне неприятное состояние, мысли оказывается запертыми и не имеют возможности вырваться наружу.

Никогда не забуду своего самого первого пациента. Я только закончила университет и поступила в ординатуру. В больницу госпитализировался мужчина, ближе к 60, с инсультом. Крепкий, достаточно бодрый, с густющими усами и широкой улыбкой, он не мог произнести ни слова. Единственное, что у него получалось, — «то‑то‑то», произносимое в ответ на любой мой вопрос и сопровождавшееся улыбкой, одновременно дружелюбной и грустной от того, что я его не понимаю.

Первые сутки с ним рядом была жена, которая как‑то лучше и шустрее меня понимала его жесты, но потом она ушла, и мы с его афазией остались один на один. Каждый день я исправно мерила пациенту давление и пульс, назначала лекарства, тестировала его по куче шкал, иногда просто забегала спросить, как дела. Каждый раз он пытался меня попросить о чём‑то, но я совсем не понимала его. Он пытался написать на бумаге, нарисовать, набрать смс, но ничего не выходило, и я не понимала его. Каждый мой визит заканчивался одинаково, он сдавался, махал на меня рукой и, огорчённый, отворачивался в угол. Впереди было ещё две недели недопонимания.

День на пятый я вломилась к нему в палату, распахнув дверь и чуть не сбив ею соседа, со словами «я не уйду отсюда, пока не пойму, что вам надо». Спустя некоторое время и множество пересмотренных на телефоне картинок (чтоб он мог ткнуть на нужное изображение и донести до меня свои мысли) я поняла! Разрешение на прогулки! Для меня это была настоящая победа, я смогла по‑настоящему помочь своему первому пациенту. А для него это был свет в конце тоннеля, он понял, что общение возможно.

Спустя год регулярных занятий с логопедом, необыкновенной заботы любящей жены, совместного изучения букв вместе с внучкой (ей было как раз около четырёх, он вместе с ребёнком заново учил звуки, буквы и слоги) он заговорил. Это ли не чудо? Нейроны, которые окружали зону инсульта, отрастили новые отростки, образовали новые синапсы, взяли на себя функции погибших товарищей и заново научились генерировать речь!

Совершенно иначе работает восприятие речи. За анализ речевой информации, услышанной ушами и прочтённой глазами, отвечает центр Вернике, второй стратегически важный речевой центр, расположенный в височной области, также слева. История открытия данного речевого центра вполне классическая.

Карл Вернике, немецкий невропатолог, наблюдал мужчину, перенёсшего инсульт. У мужчины отмечались крайне интересные симптомы, которые позже были описаны как афазия Вернике, или сенсорная афазия. Слух пациента был полностью сохранён, речь также — он легко произносил массу звуков, слов, фраз. Однако он совершенно не понимал обращённую речь, не мог выполнять просьбы, не следовал указаниям. А его собственная спонтанная речь представляла собой набор слов, совершенно не связанных друг с другом. Как водится, после смерти пациента мозг был извлечён и досконально изучен. Тогда стало понятно, что центры восприятия речи и воспроизведения её разные, да и расположены достаточно далеко друг от друга.

Сенсорная афазия, в отличие от моторной, описанной ранее, не влияет на спонтанную речь. Проблема заключается в том, что человек не понимает речь на слух, а потому и свою тоже не может контролировать. У таких пациентов рождаются длинные фразы, предложения, сохранны интонация и ритмичность, только вот смысла в сказанном нет никакого. Когда слушаешь таких пациентов, создаётся впечатление, что они говорят на иностранном языке: вроде и структура есть, и словесный поток разбит на предложения, но, увы, понять их крайне сложно.

Предположительно, сами пациенты тоже оказываются как будто бы в путешествии в экзотическую страну: видно и слышно, но ничего не понятно.

Стоит ли говорить, что единственное, что помогает восстановить речь, — это только постоянные упорные логопедические занятия, направленные на обучение нейронов, оставшихся в живых, и стимуляцию ветвления их отростков.

Очень любопытные особенности работы речевой системы были выявлены при помощи фМРТ. Например, при чтении отдельных букв, не сложенных в слова и не несущих смысловой нагрузки, активируется только зрительная кора, а при чтении слов и предложений — возбуждение от зрительной коры переходит на зону Вернике. Так же и со слухом: восприятие простых звуков активирует лишь слуховую кору, в то время как произнесённые вслух слова возбуждают слуховую кору, а следом за ней — центр Вернике. Мозг способен не только воспринять информацию, но ещё и понять, стоит ли тревожить вышестоящую кору и посылать ей сигнал или нет.

Когнитивное мышление

Начиная с рождения человек тренирует когнитивные способности, учится мыслить и взаимодействовать с миром. Деятельность его мозга совершенствуется, проходя три основных стадии:

  1. наглядно-действенная, при которой ребенок изучает предметы визуально и на ощупь и анализирует поступающие данные;
  2. наглядно-образная – в этот период происходит усвоение правил поведения, основных логических принципов, развитие памяти, речи;
  3. отвлеченное мышление – человек учится оперировать образами и абстрактными конструкциями.

В норме все три стадии проходят до наступления взрослости, но и в старшем возрасте можно развивать когнитивное мышление любым доступным образом: обучиться игре в шахматы, решать логические задачи, выработать каллиграфическое письмо, читать познавательную литературу, разгадывать кроссворды.

Подборка развивающих, настольных игр, головоломок для взрослых и детей

Когнитивная психотерапия

В процессе становления психотерапии возникло направление, объясняющее нарушения и расстройства психики через ошибки мышления. Ученые, придерживающиеся этой теории, считают, что коррекция стереотипов восприятия, убеждений, шаблонов поведения может помочь человеку переосмыслить сложные ситуации и убрать внутренние негативные факторы.

Когнитивные навыки

В рамках когнитивных процессов задействованы различные когнитивные навыки. Когнитивные навыки — это основные навыки, которые использует наш мозг, чтобы думать, учиться, помнить, рассуждать, обращать внимание…

Когнитивные навыки необходимо развивать с ранних лет и поддерживать их на протяжении всей жизни. Каждый из ваших когнитивных навыков играет важную роль в обработке поступающей вам информации. Это означает, что если даже один из этих навыков слаб, независимо от того, какая информация поступает к вам, это может влиять на усвоение, сохранение и использование всей поступающей информации. Самый простой пример, это когда вам не только нужно прочитать материал, но и запомнить его. На самом деле, большинство трудностей в обучении вызваны одним или несколькими слабыми когнитивными навыками.

Когнитивные нарушения и расстройства

В процессе жизни когнитивные функции человеческого мозга могут не только развиваться, но и деградировать, постепенно или вследствие травм и серьезных стрессов. Согласно степени выраженности, побуждающим причинам и возрастной группе подбирают лечение, поскольку часть таких расстройств имеет обратимый характер.

При нарушении когнитивных функций у подростков и детей восстановить изначальный уровень обычно проще, так как до достижения зрелости нарушенные нервные связи замещаются более активно.

Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия

Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.

  1. Придумайте и приготовьте блюдо, в котором содержится максимальное количество ингредиентов и которое вы не пробовали.
  2. Закажите неизвестное блюдо в кафе и угадайте составляющие: сначала по запаху, потом по вкусу. Если вам по душе жидкие состояния, закажите коктейль и повторите процедуру.
  3. Выйдите на улицу и понюхайте предметы, которые видели, но не обоняли: забор, вывеску на кафе, чайник в офисе. Соотнесите в голове запахи неживой природы с уже знакомыми запахами любого характера. После понюхайте растения, животных, птиц. Делайте это, если нет аллергии и вы уверены в безопасности взаимодействия с объектом живой природы.
  4. Дайте как можно больше определений запахов привычных вещей: лук – горький, резкий, противный и пр.
  5. Сравните запахи объектов из одной видовой группы: духи с духами, травы с травами, котов с котами. Чем они различаются? Найдите большое количество различий.

Тест на когнитивные способности от Викиум

Даже кратковременные тренировки ряда когнитивных способностей дают наглядный результат. Это подтверждают исследования Калифорнийского университета. Чтобы понять, как улучшить когнитивные и сопутствующие функции мозга, нужно сначала определить их текущий уровень.

Удобнее всего для этого использовать сервис Викиум, который зарекомендовал себя как наиболее продвинутая платформа в этой сфере. В игровой форме предлагается посвящать развитию когнитивных способностей всего 15 минут в день. Можно найти время даже при плотном графике.

Программа составляется индивидуально, так как сначала в тестовой форме проводится оценка уровня мышления. Интерпретация способностей строится во взаимосвязи с личными целями. Такой легко выявляет потребности пользователя, ведь в рамках тестирования предлагается указать, что именно хотелось бы улучшить.

Преимущества платформы Викиум в выбранном уникальном подходе к каждому пользователю, так как изначальные рамки когнитивного развития у каждого свои. Кроме того модель тренировок сервиса основывается на серьезных научных разработках.

Развлекательная форма занятий позволяет поддерживать интерес к столь полезной цели. Помимо отдельных задачек пользователи могут вступать в соревнования друг с другом. Выбор тренировок разнообразен, можно играть и развиваться бесплатно, но функционал и количество игр будут ограничены.

Если стоит задача всерьез перейти на новый уровень качества мышления, можно приобрести годовой или постоянный абонемент и пройти полный курс индивидуально подобранных тренировок.

Большинство из тех, кто занимался развитием когнитивных способностей при помощи тренажеров платформы Викиум оставляют положительные отзывы на популярных площадках сети. Высокую оценку сервис имеет и в рамках обзоров по этой тематике.

Викиум постоянно развивается и дополняет свой функционал.

Примеры когнитивных навыков

Когнитивные навыки можно разделить на 9 разных категорий, каждая из которых отображает метод, который использует ваш мозг для интерпретации и использования информации.

  1. Поддерживаемое внимание
  2. Фокусированное внимание
  3. Распределённое внимание
  4. Долговременная память
  5. Рабочая память
  6. Логическое мышление
  7. Слуховое восприятие
  8. Зрительное восприятие
  9. Скорость обработки информации

Поддерживаемое внимание

Поддерживаемое (или постоянное, неослабное) внимание — это способность удерживать фокус внимания на какой либо задаче в течение длительного периода времени, необходимого для её выполнения, даже несмотря на наличие отвлекающих факторов. Обычно оно делится на наблюдение (обнаружить появление стимула) и концентрацию (сфокусировать внимание на стимуле или деятельности).

Фокусированное внимание

Фокусированное внимание можно определить как способность нашего мозга концентрировать внимания на определенной задаче, даже если вокруг много отвлекающих факторов, и вне зависимости от времени, в течение которого мы сосредотачиваемся на ней. Эта когнитивный навык очень важен, поскольку он позволяет нам быть эффективными в повседневной жизни.

Распределённое внимание

Распределённое внимание — это способность нашего мозга реагировать на различные стимулы или задачи одновременно, отвечая таким образом, на многочисленные запросы окружающей среды. Распределённое внимание является своего рода одновременным вниманием, которое позволяет нам обрабатывать различные источники информации и успешно выполнять более одной задачи в одно и то же время. Эта когнитивный навык также очень важен в нашей повседневной жизни.

Долговременная память

Долговременная память — это способность мозга, с помощью которой мы можем хранить огромный объём информации в течение длительного периода времени. Этот тип памяти помогает мозгу хранить факты, знания, навыки, а также восстанавливать в дальнейшем эти воспоминания. Срок хранения воспоминаний в долговременной памяти может варьироваться от нескольких секунд до нескольких лет. Долговременная память очень важна для безошибочного и самостоятельного выполнения ежедневных задач. Долговременная память — это сложная комплексная способность, за которую отвечает большое количество отделов головного мозга.

Рабочая память

Рабочая или оперативная память — это совокупность процессов в мозге, позволяющих нам хранить и временно использовать информацию с целью осуществления таких комплексных когнитивных задач, как понимание речи, чтение, применение математических способностей, обучение или рассуждение. Самый простой пример рабочей памяти, это когда нам нужно удержать в памяти какую-либо информацию, например, номер телефона, до того как записать его.

Логическое мышление

Логическое мышление — это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, и которому свойственна доказательность и рассудительность, чтобы решать проблемы и генерировать идеи.

Слуховое восприятие

Слуховое (аудиальное) восприятие — это способность получать и интерпретировать информацию, которая достигает наших ушей через волны звуковых частот, передаваемые по воздуху или иным образом. Звуковое восприятие постоянно присутствует в нашей повседневной жизни и помогает нам адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Оно позволяет нам общаться, предупреждает об опасности и дает возможность наслаждаться музыкой.

Зрительное восприятие

Зрительное или визуальное восприятие — это способность истолковывать информацию, достигающую глаз через свет видимой области спектра. Результатом этой интерпретации, которую выполняет наш мозг на основе поступающей информации, является то, что известно как способность видеть или зрение.

Скорость обработки информации

Скорость познавательной (когнитивной) обработки информации — это способность, которая может быть определена как время, необходимое человеку для решения умственной задачи. Этот навык связан со скоростью, с которой человек улавливает информацию и реагирует на неё, как с помощью зрения (через буквы и цифры), так и с помощью слуха (речь) или движения. Т.е. скорость обработки информации — это время между получением стимула и ответом на него.

Таким образом, скорость или быстрота когнитивной обработки информации — это время, которое длится с момента получения информации до момента её осознания и ответной реакции.

Скорость или быстрота обработки информации это один из важнейших компонентов когнитивного процесса для обучения, успеваемости, интеллектуального развития, мышления и получения опыта.

Развитие когнитивных способностей

Мозг человека как структура взаимодействующих нейронов очень пластичен и адаптируется и к изменению внешних условий, и к тем целям, которые ставит перед собой его обладатель.

Если задаться целью , то регулярная тренировка их способна привести к действительно впечатляющим результатам. Можно действовать стандартными способами, например, учить наизусть длинные поэмы или решать математические задачи, а можно сочетать привычные методики с оригинальными.

NeuroNation

Интересный курс с занятно иллюстрированными заданиями, больше похожими на игру. Геймификация тренировки способствует большей вовлеченности для максимальной эффективности.

В начале обучения вам будет предложено ответить на 11 вопросов, которые позволят выстроить персональный план обучения, соответствующий вашим целям и текущему уровню производительности.

Подготовительные задания, дающие возможность оценить ваш уровень управления рабочей памятью, предоставляются бесплатно.

Кстати, есть и российский аналог — сервис Викиум.

Упражнения для развития когнитивных способностей

Развитие познавательной и аналитической сферы мозга полезно не только для улучшения качества жизни, но и как средство избежать заболеваний, проявляющихся в области высшей нервной деятельности.

Несложные упражнения для «прокачки» когнитивных фунций не займут много времени, но станут хорошим средством против болезни Альцгеймера. Лучше всего относиться к ним как к разновидности отдыха или развлечению. Тогда они станут частью повседневной жизни, и польза будет очевидна. Ниже приведены примеры простых упражнений, помогающих в развитии разных видов мозговой деятельности:

  1. Используйте для письма левую руку, если вы правша, и наоборот. Это улучшит нервные связи, отвечающие за координацию.
  2. Напишите список слов, выражающих эмоции (смех, боль, уныние, эйфория и т.д.) и придумайте к каждому подробное определение. Такое занятие способствует аналитическому и абстрактному мышлению.
  3. Выберите несложный рисунок, изучите его линии в течение минуты. Затем переверните лист и как можно более подробно повторите его. Упражнение тренирует зрительную память.
  4. Составляйте цепочку слов, в которой каждое следующее начинается на последний слог предыдущего. Это занятие направлено на улучшение словесной памяти, ассоциативного мышления.

Что тормозит когнитивное развитие?

Мы все воспринимаем окружающий мир индивидуально: одинаковые звуки и цвета вызывают разные ассоциации, в одних условиях мы принимаем разные решения. Одновременно мы совершаем ошибки, связанные с когнитивными искажениями и даже не отдаем себе отчет. Существует большое количество системных ошибок мышления.

Пройти тест на тип восприятия

Каждое когнитивное искажение мозг использует с определенным смыслом – в основном, чтобы выдать автоматический, иррациональный ответ и убедить нас в его правильности. Когда мы поддаемся манипуляциям нашего сознания, мы:

  • Усиливаем негативные и игнорируем позитивные стороны происходящего.
  • Обобщаем, используя один плохой фрагмент ситуации.
  • Обижаемся на несправедливость жизни, когда ситуация складывается не в нашу пользу.
  • Считаем, что менее остальных подвержены манипуляциям.
  • Ждем, что окружающие усовершенствуются в соответствии с нашими ожиданиями.
  • Навешиваем ярлыки на себя или окружающих после неприятных событий.
  • Доказываем, что наши убеждения, выводы, поступки самые правильные.

Бороться с этим бессмысленно. Зато можно узнать причины, по которым мозг это делает.

Причина 1: Информационная перегрузка.

Сегодня не только человек ищет информацию. Но информация ищет человека. Чтобы отстраниться от информационного шума мозг отфильтровывает только то, что уже запоминал. Поэтому мы обращаем внимание на знакомые детали, при чтении книг перескакиваем по знакомым словам, пропускаем информацию, которая не кажется необычной.

Причина 2: Недостаток смысла.

Мы способны увидеть только крошечную часть общей информации, но вынуждены анализировать эти данные, чтобы выжить. Мозг заполняет пробелы своими выводами и имеющимися знаниями, создает ложные воспоминания, иллюзии. Поэтому мы опираемся на стереотипы, проецируем прежний опыт на будущее, забываем информацию, которая не вписывается в привычные схемы.

Причина 3: Вынужденная скорость действий.

Как и компьютер, наша память способна пропустить через себя ограниченное количество информации. Чтобы объем информации не тормозил работу, мозг учится действовать в условиях неопределенности. Поэтому мы принимаем наиболее простые и понятные решения, предпочитаем делать привычные вещи, а не изучать новые, больше ценим вещи в настоящем, чем в будущем.

Причина 4: Решение о том, какая информация пригодится в будущем.

Мозг записывает все, что в него попадает, но не всегда использует эти знания. Чтобы вспомнить информацию в нужный момент, мозг постоянно принимает решение: что записать в ближние или дальние отделы памяти. Поэтому мы запоминаем несколько ярких деталей, но забываем остальные, редактируем события прошлого, обобщаем и не можем вспомнить то, о чем размышляли минуту назад.

Когнитивные искажения – функция мозга, полезная в одних ситуациях и вредная в других. Зная, как функционирует мозг, мы сможем лучше понимать самих себя и использовать его особенности себе на пользу.

Книги для развития когнитивных способностей

Интерес к развитию когнитивных умений можно удовлетворить с помощью литературы на эту тему. Широкий выбор книг позволяет найти источник, подходящий именно для вас.

  • . Серьезное издание, обосновывающее постулаты взаимосвязи физических структур мозга и когнитивных способностей личности. Приведены научные данные и результаты современных исследований в психологии и смежных науках, рассматриваются последние методики изучения процессов мозга, в переходе от поведенческих к визуальным.

А. Соболева. Серия книг для развития когнитивной сферы у детей в игровой и доступной форме. Три пособия направлены на улучшение основных функций: речи, памяти, моторики, внимания, включают задания для детей и советы родителям.

Почитайте другие полезные статьи на сайте:

  • Как лучше развивать ребенка обзор детских развивающих методик, игр, предметов и упражнений
  • Как развивать свой мозг: упражнения
  • Топ-16 сайтов для развития интеллекта

Викиум

Викиум предлагает сначала пройти тестирование и определить качество вашего мышления. На основании результатов тестов вы получаете программу тренировок. Курс состоит из ежедневных 15-минутных занятий.

Сервис работает по freemium-модели: пользователи могут приобрести доступ ко всем курсам, специализированным задания, а также возможность соревноваться с другими участниками. Премиум-аккаунт стоит 1990 рублей в год.

На сайте проекта указано, что решение предлагаемых задачек поможет перестать отвлекаться на внешние помехи и раздражители, научит быстро переключаться между разными видами деятельности, концентрироваться на задачах и работать продуктивнее. У компании есть даже игры, которые работают с устройством, считывающим электрическую активность головного мозга (альфа-ритм и бета-ритм) – работать с ними нужно при полной концентрации и в абсолютном спокойствии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]